Hino-avto.ru

официальный дилер Hino Motors
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как не уснуть за рулем

5 необычных способов не уснуть за рулем

Ситуации бывают разные. Каждый водитель принимает решение об остановке самостоятельно, опираясь на опыт и самочувствие. Главное — не забывать при этом, что вы отвечаете не только за себя, но и за пассажиров. А еще есть люди вокруг: в попутных и встречных автомобилях, с которыми вы можете столкнуться, если не совладаете со сном. Мы привыкли недооценивать эту угрозу.

Федерация автомобильных клубов Северной Америки (AAA — произносится «Triple A») исследовала, как влияет сонливость за рулем на вероятность попасть в дорожно-транспортное происшествие. В исследовании участвовали более 3500 добровольцев, автомобили которых оснастили видеокамерами на несколько месяцев. За время проведения исследования случилось 700 аварий. И в 9,5% этих несчастных случаев сопутствующим фактором являлась усталость водителей. Это гораздо больше, чем считалось до сих пор, — в исследованиях, фигурировавших ранее, утверждалось, что такие аварии составляют не более 1–2%.

Так или иначе, есть несколько способов отсрочить сон и проехать с приемлемой концентрацией внимания еще несколько десятков, а то и сотен километров. Не будем вспоминать общеизвестные советы про говорливых пассажиров, которые должны постоянно следить за водителем, или про энергетические напитки. Если речь о ночной поездке, когда вероятность уснуть за рулем наибольшая, то и пассажиры тоже хотят спать. А энергетики действуют на людей по-разному.

Но вот советы, о которых вы вряд ли слышали.

Спящих — на заднее сиденье

Вы когда-нибудь начинали зевать только от вида зевающего человека? В этом нет ничего странного. Заразительную зевоту ученые объясняют так называемым феноменом эха — автоматической имитацией чужих слов или действий. Так вот, вид спящего человека подсознательно клонит в сон. Поэтому если пассажир собирается спать в пути, лучше ему сесть на заднее сиденье. Но прием лишь замедлит наступление сонного состояния у вас.

Отвратительная музыка (+20 мин.)

Совет про громкую музыку, думаю, слышали многие. Включить магнитолу на полную может позволить себе только тот водитель, который едет один. Но что если в салоне спящие дети? Тогда выручат наушники. А еще некоторые водители советуют в такой ситуации включать ту музыку, которую вы обычно не слушаете и которая вас раздражает. Негативные эмоции помогут встрепенуться, но ненадолго. Музыка даст минимальный эффект. Выиграете у сна буквально несколько минут, чтобы вспомнить еще один, более эффективный прием.

Кофе — в конце пути (+20…40 мин.)

Банальный совет? Конечно! Но вопрос — когда пить кофе. Этот природный психостимулятор применяется с древности. Но не все знают, что кофе помогает не всегда. Кофеин (как и черный или зеленый чай) не является энергетическим субстратом, а лишь стимулирует ресурсы организма. Он как присадка к топливу, которая на некоторое время улучшает его определенные свойства. Другими словами, кофе взбодрит лишь на 20–40 минут (в зависимости от дозы) только при условии, что водитель хорошенько выспался накануне поездки.

И еще: кофеин повышает частоту сердечных сокращений и сужает сосуды. Благодаря этому давление повышается. Но когда действие кофеина закончится, наступит обратная реакция: сосуды расширяются, давление падает, наступает сонливость. Так что прием имеет смысл применять в конце пути, когда вы точно знаете, что через полчаса пути сможете лечь спать.

Согласно исследованию компании Ford , проведенному в России, 32% опрошенных водителей признались, что засыпали во время управления автомобилем, при этом 3,8% из них просыпались уже от столкновения или в кювете.

Горчичники (+20…40 мин.)

Способ подойдет далеко не каждому. Но если ехать очень нужно, то можно воспользоваться горчичником. Главное — не переусердствовать. Обычно его действие перерастает в боль через 15–20 минут. При ощущении сильного жжения можно ослабить на некоторое время прижим горчичника к телу или снять его. Таким образом, за несколько подходов можно отыграть у сна еще немного времени. Водителю удобнее всего располагать горчичник на спине между лопаток. Если жжет невыносимо, сядьте вертикально, не прижимаясь к спинке кресла.

Разговоры про это

Главный враг сна — гормоны. Если вы в машине со спутницей жизни наедине, заведите разговор на волнующую тему. Например, о сексе. Выработка гормонов, которые отвечают за сексуальное возбуждение, гарантированно не дадут уснуть. Но не переусердствуйте. Способ индивидуальный, и его результативность зависит от очень многих факторов, в том числе от настроения партнерши. Правда, можно подстраховаться и захватить с собой подарок для девушки. Вручите его в дороге — это поднимет ей настроение и создаст нужную атмосферу для откровенного разговора.

И все же не стоит бороться со сном, особенно за рулем. Слишком рискованное это занятие, каким бы интересным ни был выбранный способ.

Как не уснуть за рулем?

Причина примерно каждой четвертой аварии на дорогах – усталость водителя. Особенно велик риск заснуть за рулем во время длительных переездов и в ночных поездках. Давно доказано, что через четыре часа непрерывного вождения скорость реакции автомобилиста снижается вдвое.

Эксперты категорически не рекомендуют проводить за рулем так много времени непрерывно. Особенно – без опыта. Но некоторые простые хитрости все-таки помогут взбодриться и не заснуть в поездке.

Общение

Разговоры с пассажирами – самый простой и доступный способ активизировать работу мозга. Важно только, чтобы сильно увлекательный или эмоциональный разговор не отвлекал от дороги. Тех же пассажиров можно попросить следить за вашим состоянием. Первые признаки усталости со стороны бывают заметны раньше.

Музыка

Прослушивание бодрящих песен или интересных подкастов и книг – хорошая альтернатива, если нет компании в дороге. Не выбирайте слишком монотонные вещи, чтобы не получить убаюкивающий эффект. А если же просто прослушивания недостаточно, смело начинайте подпевать любимым композициям, причем желательно – громко. Когда легкие работают активнее, в кровь попадает больше кислорода и это бодрит весь организм.

Энергетики

Кофе, крепкий чай, горячий шоколад, тонизирующие и энергетические напитки – все это придает бодрости на время. Выбирайте средство, которое помогает именно вам, ведь каждый организм работает индивидуально. К распространенным компонентам кроме очевидного кофеина относится женьшень, лимонник, элеутерококк, гуарана, таурин.

Есть и энергетические таблетки. По своей сути они отличаются только формой и компактностью. Некоторые добавки рекомендуется пить курсом малыми дозировками. Но учтите, что в среднем энергетики действуют около двух часов, а злоупотреблять ими не стоит – вредно для сердца и здоровья в целом.

Электронные системы

Некоторые современные автомобили оборудованы электронными датчиками, которые считывают состояние водителя по изменению манеры вождения. Устройство сигнализирует, когда пора отдохнуть или взбодриться.

Вкусы и запахи

Одни водители советуют брать в дорогу мелкую еду: семечки, снеки, сухарики, орешки. Что-то с выраженным вкусом и на что можно периодически отвлекаться от монотонной дороги.

Другие автомобилисты советуют разрезать перед поездкой лимон и периодически нюхать его, когда накатывает сонливость. Выраженный цитрусовый запах раздражает рецепторы и бодрит.

Главное не переедать – это дает обратный эффект и вызывает сонливость. И не забывайте регулярно пить чистую воду – она нужна для хорошего самочувствия организма в целом.

Концентрация

Если сонливость начинает проявляться, важно сосредоточиться на какой-то мелочи. Внимательно вслушивайтесь в звуки, вчитывайтесь в указатели по пути, следите за своей позой, положением спины и расположением рук на руле. Считайте столбы и развилки, отслеживайте марки или номерные знаки других машин. Главное – разнообразие, и чтобы внешние факторы не отвлекали вас слишком сильно от самой дороги.

Если же вы отлично себя чувствуете и уверены в своих силах, но не хватает только автомобиля – обращайтесь к нам! Компания «Укр-Прокат» предлагает в аренду обширный и разнообразный автопарк в Киеве на любой вкус!

  • Как отпраздновать Рождество в Одессе в 2021 году
  • Как и где праздновать Рождество в Харькове в 2021 году
  • Советы как не уснуть за рулем в далекой поездке
  • Празднование Рождества во Львове 2021 год
  • Как и где праздновать Рождество 2021 в Киеве?

© 2013-2020 «Укр-Прокат»
аренда автомобилей в Украине

Как не заснуть за рулем

По данным Volvo, более половины всех ДТП так или иначе связаны с выездом за пределы полосы. Притом, не факт, что речь об опережении, обгоне или любом другом осознанном, но недостаточно аккуратно подготовленном маневре, это просто «выезд», который может быть спровоцирован банальной усталостью, снижением концентрации или даже. сном водителя. И не стоит думать, что это случается слишком редко. Четверть! Четверть всех ДТП на загородных трассах связаны со сном или с переутомлением. И чем жарче на улице, тем чаще случаются такие аварии. Хотя тут связь вполне очевидна — автотуристы тянутся на природу, городские жители по возможности переезжают на дачи, траффик возрастает.

Читать еще:  Как ездить, чтобы избежать ДТП зимой

Сюда же — более ранние подъемы, поздние возвращения, вечный недосып, хронический стресс, вызванный постоянными «пробками», традиционно возрастающий объем работы (из-за тех же отпусков), изнуряющая жара, перманентные дожди, комары. Этот список огромен и почти бесконечен. Но кому от этого легче? В конечном счете, «не ты, так в тебя», и ты будешь винить себя за то, что мог бы и среагировать, увернуться, но слишком устал или не проснулся. В общем, ритм и образ жизни уже не изменить, да и дороговато нынче все это обходится, а коль так, имеет смысл подумать над тем, как, находясь за рулем, быстро и безболезненно довести себя до нужной кондиции. И, желательно, за минимально короткое время.

Этот список можно сделать банальным: пять-шесть простейших советов и можно заканчивать. Все же прекрасно понимают, чтобы не заснуть за рулем, надо выспаться и высыпаться регулярно. Можно научиться будить себя химией. Кто-то предпочитает начинать с колы. Заканчивают же обычно различными энергетиками. Это помогает не спать. Пару часов. Но потом накачавшегося кофеином и сахаром водилу даже залп артиллерийской батареи не поднимет, не то что полуденный выстрел «петропавловской пушки». Кто-то запасается семечками, кто-то лимонами и льдом. Кто-то намеренно голодает. Самый «гениальный» совет — не ездить ночью. Для кого-то он, наверное, действительно актуален, но лично мне, например, не подходит категорически, так как все самые легкие как в физиологическом, так и энергозатратном плане поездки в моей жизни случались именно в это время суток.

В общем, кислота, кофеин, сахар. Все это, по большому счету, бесполезно, ибо лечит симптом, но не причину. Тогда как выспаться перед дальней дорогой в большинстве случаев тоже — утопия. Перед стартом вас заставят уложить вещи, проинспектировать машину, причем, сделать и то, и другое не менее трех раз. Потом проверить деньги с документами, собрать провиант в дорогу — те самые энергетики и лимоны. А после будут додалбывать вопросами вроде «а это взять не забыл?». Иными словами, спасение утопающих — дело самих утопающих, и никак иначе. С тем, собственно, и начнем.

10 способов не заснуть за рулём

Причиной примерно 25% всех серьезных аварий на дорогах является усталость водителя и, как следствие, засыпание за рулем. Наибольший риск засыпания наблюдается в дальних поездках, особенно в темное время суток и при монотонных дорожных условиях. Практика показывает, что через четыре часа непрерывного вождения реакция водителя снижается в два раза, через восемь часов – в шесть раз. По этим показателям сонный водитель становится опасней пьяного.

Существует несколько способов, которые помогут на некоторое время взбодриться и без эксцессов закончить путешествие.

1. Разговоры

Самый простой, надёжный и к тому же бесплатный способ – общение с пассажирами. Ничто так не стимулирует работу головного мозга как интересный разговор. Самое главное не увлекаться и отдавать всё необходимое внимание дороге. Ещё один плюс в общении с пассажиром – он сможет вовремя заметить ваше сонное состояние по замедленной реакции, ответам не в попад. Поддерживая беседу, вы также не даёте пассажиру заснуть, и он не сможет своим мерным дыханием убаюкать и вас. Но если выехавший с вами спутник сам начинает клевать носом, значит, пора остановиться и отдохнуть.

Если нет возможности обоюдного общения, возьмите с собой какие-либо аудиофайлы чтобы слушать. Это могут быть и любимые музыкальные хиты, и что-нибудь нестандартное, вызывающее интерес от рекомендованной друзьями музыки до аудиокниг с детективами. Только проверьте заранее, что запись действительно бодрит. Даже очень красивая классическая музыка или монотонное чтение самого увлекательного романа может иметь обратный эффект.

3. Песни

Если прослушивание любимой музыки не помогает взбодриться, то можно подпевать. Причём чем громче, тем лучше. Объяснение этому достаточно простое: при громком пении начинают активнее работать лёгкие, в кровь поступает больше кислорода и весь организм просыпается. А вспоминая слова и мелодию, вы стимулируете мозговую деятельность.

Тонизирующие напитки (чай, кофе, горячий шоколад) способны придать бодрости. Но действуют они на всех по-разному. Некотором чтобы проснуться достаточно полчашки растворимого кофе, а некоторым литр «чифиря» не поможет. К натуральным стимуляторам также относятся женьшень, элеутерококк, лимонник. Продолжительность действия тонизирующих напитков не очень большая, и в среднем они «работают» не более 2 часов. [ articles: 60772, 47941]

5. Тонизирующие напитки

Действие многих «энергетиков» основано на том же кофеине, с добавлением различных «присадок»: экстракта гуараны, таурина, различных витаминов и полезных кислот. По сравнению с натуральными адаптогенами, их действие начинается быстрее и происходит активнее, и может дольше продлиться. Их воздействие на организм очень индивидуально, и если вы попробовали что-то одно, напиток не подействовал, лучше изменить состав, а не добиваться качества количеством. Не стоит забывать, что энергетические напитки очень вредны для здоровья, даже производители таких товаров предупреждают о том, что больше трех порций в сутки пить не рекомендуется.

6. Энергетические таблетки

Они отличаются от напитков в первую очередь агрегатным состоянием. В основе их составов те же кофеин, таурин, витамины. Их плюс в маленьком объёме – упаковка всегда может лежать в машине и не занимать места, и в способе употребления – за рулём не всегда удобно пить из банки, особенно если нет подстаканников. Также, если вы заранее знаете о предстоящих нагрузках, можно заранее пропить небольшой курс, используя медикаменты, улучшающие мозговую деятельность, но в малых дозировках, соблюдая инструкции по приему.

Многие дальнобойщики берут с собой в дорогу какую-то незначительную еду – сухарики, семечки, орешки, маленькие конфетки (желательно с ярким вкусом). Их потребление позволяет несколько отвлечься от монотонной дороги, дополнительные задачи делают деятельность организма более активной. Этот же способ подходит и обычным водителям. Самое главное не переесть – чувство сытости легко провоцирует сонливость.

8. Электронные сигнализаторы усталости

На некоторых современных автомобилях есть системы, которые по изменению манеры движения и управления автомобиля, а также по показаниям датчиков, следящих за поведением глаз, могут предупредить водителя об его усталости и предложить передохнуть. Более распространённая система предупреждения о смене полосы (когда автомобиль пересекает направляющие без включённого поворотника, раздаётся неприятный сигнал) уже спасла несколько жизней: водители просыпались от звука, когда выезжали на «встречку» или на обочину. Если такого оборудования в машине нет, можно приобрести сигнализатор усталости. Внешне такие приборы похожи на гарнитуру Bluetooth. Они считывают движения головы, и если вы начинаете клевать носом, издают резкий звук.

9. Концентрация внимания

Если вы только начали чувствовать сонливость, можно взбодриться, сконцентрировав внимание. При этом лучше принять правильную позу при посадке (чуть выпрямить спинку сиденья, расположить руки на руле в положении «без пятнадцати три»). Старайтесь осознанно воспринимать всю дорожную информацию, ставьте перед собой различные задачи (считать столбы или знаки, определять марки встречных машин и т.п.) Но не стоит концентрироваться на каком-то одном элементе (например, на «убегающей» линии разметки) – это может убаюкать. Концентрация на мелочах сбивает монотонность движения по трассе.

10. Изменение физического состояния

Любое изменение физического состояния делает человека бодрее. Способы есть весьма различные. Физические упражнения – напрягайте и расслабляйте различные мышцы. Можно потрясти головой, как при пробуждении. Изменение температуры – снизьте градусы на климатической установке, а лучше откройте окно, свежий воздух так же способствует пробуждению. Можно умыться, побрызгать лицо холодной водой, протереть его влажной салфеткой. Для того чтобы не было ощущения «песка в глазах», можно закапать капли. Вообще, любое изменение способно на некоторое время убедить организм, что он не хочет спать. Некоторые разуваются, некоторые активно трут уши (там много активных точек), кому-то помогает легкий массаж глазных яблок.

Стоит ещё раз напомнить, что все мы разные. У всех разный порог утомляемости и для кого-то 500 км уже подвиг, а профессионалы могу за один раз преодолеть 1,5 тысячи км. Можно заранее выбрать маршрут. Большинство предпочитают прямые освещённые дороги, но часть водителей на трассах быстро устаёт от монотонности и им лучше ехать по второстепенным трассам, где требуется максимальная концентрация внимания. Но не нужно себя переоценивать – в таких условиях скорость движения ниже и общее время поездки увеличивается. У каждого может быть свой способ оттянуть момент засыпания. Некоторые готовят бодрящие напитки по собственному рецепту (как пример, кола с кофе), кому-то помогает напряженная езда и гонка за лидером, а кто-то просыпается от эротических фантазий, а некоторые будят себя кусочком лимона или кислыми яблоками. Но очень важно не пропустить тот момент, когда все способы испробованы, а спать все ещё хочется и уже начинаешь отключаться за рулём. Не стоит испытывать судьбу. Езда в таком состоянии не сэкономит время, и может привести к серьёзным последствиям.

Читать еще:  Тест-драйв Peugeot 108: маленький принц

Лучшее лекарство от сна – это сон. Перед поездкой желательно выспаться. В дороге лучше остановиться на 20-30 минут на короткий сон. Только делайте это на стоянках или заправках, и не забывайте закрывать машину. После небольшого отдыха лучше сделать зарядку, это поможет проснуться и взбодрит организм. И можно ехать дальше!

Как не уснуть за рулем

Warning: Use of undefined constant php — assumed ‘php’ (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/h811184817/autonovice.ru/docs/wp-content/themes/vw-writer-blog/template-parts/single-post-layout.php on line 20
—>

Долгая многочасовая поездка за рулем может обернуться для вас плачевно, если вас внезапно сморит сон, но как избежать засыпания за рулем? Об этом чуть ниже. В настоящее время современная наука находится в поиске разработки спецприбора, который бы следил за тем чтобы водитель не засыпал и вовремя сигнализировала о том, что он засыпает.

Советы бывалых как не уснуть за рулем.

Но пока наука ищет пути решения, можно воспользоваться достойными советами, которые помогут вам не заснуть за рулём, например — чашка кофе в дорогу — вряд ли будет достойным способом хорошо взбодриться и прогнать наступающий сон. А вот очень хорошего бодрящего эффекта можно добиться от энергетиков, благо в продаже их очень много, но сразу хотелось бы заметить, что не стоит ими увлекаться, ведь данные напитки могут нанести сильный урон здоровью, даже производители энергетиков предупреждают, что нельзя употреблять энергетики более трех порций в сутки.

Но каким бы не был энергетик, он вас не защитит к сожалению от скуки в дороге, а скука это прямой путь к тому, чтобы «доклеваться» носом до аварии. Защититься от скуки можно несколькими способами, например один профессиональный перегонщик автомобилей поделился как-то своим секретом: он просто открывает «форточку» (чтобы был постоянный доступ свежего и прохладного воздуха) и поет, что есть мочи.

Если вы устанете петь, то незаслушивайтесь музыкой. Лучше всего перенастроить тюнер на разговорную частоту «Маяк», например. Горячие политические споры и частые новостные блоки помогут вам концетрироваться гораздо больше на дороге чем музыка нон-стоп. Но устойчивый прием радио возможен далеко не везде. Поэтому возьмите в дорогу пару дисков с записями литературных произведений — интересный сюжет поможет вам сохранить контроль над собой и над дорогой. Также можно заняться самообразованием и купить аудиокурс иностранного языка.

И, наконец, самый надежный способ не заснуть за рулем в долгой дороге- это говорливый попутчик. Он с легкостью сможет заменить радио, и аудиокнигу. Да и песни орать вдвоем как-то веселее.

7 комментариев на “Как не заснуть за рулем — советы бывалых.”

Я долгие годы проработал в инкассации и. как сами понимаете, очень много времени проводил за рулем. Литературные произведения и политические дебаты — не самый лучший вариант. Они тоже способствуют сну. Единственный выход — человек, который сидит с тобой рядом и разговаривает. при этом следить, чтобы ты не случайно заснул.

Мне приходится ездить до полутора, двух тыщ км. Знакомо состояние, когда начинаю засыпать во время движения. Один раз даже словил себя на повороте, вырубился с открытыми глазами, отключилось сознание от напряга. Мозги, наверное, зафиксировали изменение ситуации в освещенной фарами зоне (глаза то открыты), и сразу же включились. Хорошо — вовремя. Теперь я еду и жую — самое лучшее яблоки или сухарики с хреном, еще семечки. Один водила опытный подсказал, что когда жуёшь, уснуть не сможешь. Но лучший антисон — ЖЕНА, болтает весь путь, сколько бы ни ехали. Когда говоришь, меньше всего устаёшь. А музыку надо слушать очень тихо. Когда тихо, ты пытаешься её услышать и не такое напряжение.

Да, когда приходится ехать дальний путь, то от монотонности движения, музыки, разговора непроизвольно засыпаешь, не помогает и кофе и энергетики. Я в таких случаях останавливаю машину достаю с багажника бутылку воды и умываюсь. Сон на некоторое время уходит, а если надо, повторяю процедуру.

Машину вожу уже как четыре года, были случаи и ночью! С работы до ночи бывало садился за руль и проезжал 45 км, это в другой город! Как то раз, почти заснул, но встречные огни автомобиля разбудили! Остановился, выехал на обочину, с бутылки нагнувшись поливал затылок! Взбодрился и доехал! Все нормально, испугался, сейчас все помню как вчера, хоть уже два года прошло! Согласен с Виктором очень хорошо яблоко, еще лучше зелёное и кислое, сок яблочный и гранатовый! Энергетики и кофе твёрдое нет! Вначале взбадривают, а потом вырубишься и не заметишь и некто некогда не разбудит!

В ПДД если помните сказано, дословно не процитирую, но что-то типа: не садитесь за руль в сильно усталом, вялом и болезненном состоянии. Так вот, лучшим выходом не уснуть будет вообще не садиться за штурвал, если например ты не спал всю ночь или едешь уже больше чем 8-мь часов, потому как в любом случае внимание снижается. Еще как вариант если уж так вышло, и вы находитесь в дороге, то просто остановитесь и на пару минут выйдите из авто, вдохните несколько раз глубоко воздух, что поможет несколько снять замыленное состояние. Потом, хорошо встряхнуться помогает энергичная музыка, а не нудное пиликанье или там наводящие сон разговоры по радио. Я сам, бывает, покупаю в дорогу сильно мятные конфеты или жвачки, такие чтобы горло аж продирало, на долго не помогает, но определенную встряску дает, все-таки рецепторы вкусов одни из самых чувствительных в человеческом организме.
И на заметку пассажирам, если не хотите нагнать на водителя сон, не болтайте без умолку, а наоборот задавайте водителю вопросы такие, чтобы он отвечал на них не “да или нет”, а продолжительнее, развивал мысль, включался в разговор и заставлял работать сознание.

Тоже часто езжу в командировки на автомобиле, и иногда в сутки получается поспать от силы часа 2-3, поэтому начал в интернете искать всякие там методики и правила, насчет того, чтобы не уснуть за рулем, но как оказалось по большей степени все советы и рекомендации это полнейшая ерунда, например тоже открытое окно, кто когда холодно будет открывать окно, да наоборот печку на максимум и все, или кто сможет жевать часов 10 подряд, я уже не говорю про музыку и радиопередачи, которые в какой-то момент начинают убаюкивать. Единственным, по моему мнению, реальным советом по теме “как не отрубиться за рулем?” является выполнение взбадривающих физических упражнений, список которых я нашел на каком-то медицинском сайте, вот он:
1. Потереть поочередно мочки ушей.
2. Быстро поморгать глазами.
3. Выполнить мимические упражнения.
4. Вытягивание шеи вперед.
Это не все физупражнения, а лишь те которые выполняю сам, можно дополнять их другими, все-таки взбадривающая мини-зарядка в любом случае не даст уснуть.

Сколько сказано, а также написано советов об этом, но по сей день всё равно водители засыпают за баранкой своего авто и… Да, да, да, становятся виновниками очень страшных ДТП.

В моей практики громкая музыка в авто, семечки или печенье, разговор с пассажиром, чашка или 2 чашки кофе — не помогают. Мне в обязательном порядке следует где-то остановиться, чтобы вздремнуть хотя бы на 2-3 часа.

Но мой брат, к примеру, с громкой любимой музыкой может проехать даже всю ночь. Так, всё зависит в первую очередь от организма человека, в нашем случае водителя.

Читать еще:  Диагностика и замена переднего ступичного подшипника Рено Логан

Будильник для дальнобойщика. Челябинские ученые изобрели прибор, помогающий водителю не уснуть за рулем

Известная песня советских лет «Крепче за баранку держись, шофер» сегодня может получить новое звучание. Челябинские ученые создали IT-систему, которая не даст уснуть за рулем водителю, а при первых признаках дремоты разбудит его или сама остановит машину.

  • Сила «Магнито». Челябинские ученые создали электромотор будущего
  • Сушим мотор. Челябинские ученые придумали «бесфазную технологию» сохранения электродвигателей

К разработке, которая может предотвратить аварии и спасти тысячи жизней, уже проявили интерес в «Сколково», на нее оформлено два патента, третий на подходе. Какие возможности она открывает для обеспечения безопасности на дорогах и можно ли ее модернизировать для беспилотного транспорта? Об этом мы беседуем с одним из авторов ноу-хау, доктором технических наук, профессором кафедры «Технический сервис машин, оборудования и безопасность жизнедеятельности» Южно-Уральского аграрного университета Андреем Богдановым.

Не клонит в сон!

— Как родилась идея создания такого устройства?

— Проблема аварийности на дорогах из-за засыпания водителей за рулем сегодня особенно актуальна. «Дорожный сон» ежегодно уносит множество жизней, это 30 % от всех аварий со смертельным исходом. К примеру, в 2017 году по России погибло 7552 водителя грузовых машин, из них около 170 по этой причине. Огромные потери связаны с травмированием пассажиров, расходами на лечение, утратой трудоспособности, выходом из строя автомобилей. Мы разработали устройство, которое позволит избежать этих бед. В творческую группу, кроме меня, вошли доцент нашей кафедры, кандидат технических наук Светлана Попова и тогдашний аспирант Виталий Иванов. По расчетам, это оборудование окупится за 3-4 года, а экономический эффект от него превысит 1 млн 616 тыс. рублей в год.

— В какой стадии ваша разработка?

— Уже готов лабораторный образец, в ближайшее время планируем автомобильные испытания. Мы разработали математическую модель работы прибора, программное обеспечение. Затем провели эксперименты, нашли оптимальное решение, внесли необходимые коррективы.

В первоначальном варианте (на него получен патент на изобретение) в комплекс входили программатор, электрическая схема и специальный прибор — инкриментальный энкодер, с помощью которого автоматически определяется угол поворота рулевого колеса. В этом и секрет выявления, бодрствует водитель или засыпает.


Фото автора

Вышли на «Сколково»

— А как работает это устройство?

— В дремотном состоянии человек теряет связь с окружающим миром, уже не контролирует себя. Он перестает подруливать должным образом при движении автомобиля, и система сразу засечет изменение угла поворота руля. И разбудит уснувшего водителя звуковым сигналом либо вибрацией сиденья. Другой способ экстренной побудки — слабый удар током. Если же водитель никак не реагирует (например, крепко спит или с ним случился инфаркт), система сама остановит машину, прекратив подачу топлива в двигатель, или же «нажмет» на тормоз.

Этот способ кардинально отличается от существующих аналогов. В их числе — определение состояния человека по давлению крови (во сне оно уменьшается), по наклону головы (у сонного она «съезжает» вниз), по частоте морганий. Но эти методы имеют свои минусы, к тем же «симптомам» могут приводить и другие причины. Причем наше устройство, по расчетам, будет в разы дешевле, а главное, позволит избежать подобных ошибок.

Южноуральское ноу-хау заинтересовало побывавших в ЮУрГАУ экспертов инновационного центра «Сколково», и мы надеемся привлечь инвесторов, выйти на серийное производство.

— Но для этого экспериментальный образец нужно доработать, довести до производственной стадии.

— И мы уже немало продвинулись по его улучшению. Недавно получен и второй патент — на полезную модель устройства. Если у прообраза был всего один датчик, то у него два, в корпусе и рулевом колесе, и служат они для определения не угла поворота руля, а угла наклона. Они работают по принципу гироскопа, ориентируясь в пространстве, причем существенно повысилась точность выявления предвестников засыпания.

Но мы продолжаем модернизацию, и уже работаем над третьим, более совершенным вариантом системы. Дело в том, что со временем рулевое управление автомобиля изнашивается и при определении состояния водителя могут возникнуть погрешности. Аспирант Галина Астафьева придумала, как решить эту проблему, повысив и точность «машинного диагноза». В ближайшее время направим заявку на оформление патента и на эту модификацию.

Беспилотный «курсор»

— Как ваше изобретение вписать в сложнейшую систему современного автомобиля?

— Идей у нас много, и одна из них — вообще отказаться от добавочных датчиков, что снизит себестоимость. Так, у новейших машин вместо гидроусилителя руля стоит электроусилитель, как правило, с уже имеющимся датчиком поворота. Если в этот комплекс встроить нашу систему, она будет надежно работать и без дополнительных измерительных устройств.

— Возможно ли ее интегрировать в электронику беспилотного транспорта?

— Наша система универсальна, и ее можно применить даже в беспилотном варианте. Наряду с предотвращением засыпания водителя в числе ее возможностей и определение так называемой курсовой устойчивости автомобиля. Если беспилотник сбивается с курса, значит, в его электронных «мозгах» что-то не так, и система сразу забьет тревогу, предотвратит аварию.

А в перспективе, возможно, умная электроника будет работать и в паре с системой блокировки дифференциала автомобиля, повышающей его проходимость. Бывший заведующий нашей кафедрой, доктор технических наук, академик Нью-Йоркской академии наук Юрий Горшков (он теперь на пенсии) во многом решил проблему пробуксовывания колес в условиях бездорожья, научив систему стопорить дифференциал трансмиссии автомашины.

Антигололедное колесо

— «Пробудочная» система не единственная ваша разработка, повышающая безопасность на дорогах?

— У нас их немало. К примеру, в моей докторской диссертации, которую я защитил в Санкт-Петербургском агроуниверситете, предложена усовершенствованная антиблокировочная система. При торможении она не дает колесу полностью заблокироваться. Это в гололед снижает вероятность заносов, аварийных ситуаций.

Другое исследование связано с предотвращением эффекта гидроскольжения, или аквапланирования, автомобиля. При больших скоростях в дождливую погоду, въезжая в лужу, под воздействием гидродинамической силы передние колеса как бы всплывают над поверхностью трассы, это может привести к аварии. Мы же математически вывели зависимость скорости гидроскольжения от ширины колеса, его радиуса, рисунка протектора, и эти рекомендации могут очень пригодиться производителям шин.

— А как уберечь асфальт от повреждения шипами зимних шин?

— Сейчас работаем и над этой проблемой. В некоторых странах Европы они вообще запрещены, но в России без них зимой не обойтись, и мы нашли решение — уменьшить количество шипов, изменив их расположение. По расчетам, это позволит продлить жизненный срок дорожного покрытия, не снижая безопасности движения.

Кроме того, работаем и над повышением комфортности авто. К примеру, в традиционном варианте электроподогрева кресла водителя тепло подается равномерно, а это не всегда удобно: где-то жарко, а где-то холодно. Наша система раздельного подогрева сиденья и спинки кресла позволяет улучшить комфортность, правильно регулировать подачу тепла. На нее оформлено два патента.

Запустить в тираж

— Водителем или трактористом могут работать не все. Поможет ли наука сделать правильный выбор профессии?

— Наш аспирант Виктор Михайлов разрабатывает программу профессионального отбора операторов мобильных машин для АПК: водителей, трактористов, комбайнеров. Претендент будет проходить тестирование, отвечая на вопросы, а ЭВМ даст рекомендации, пригоден ли он для этой профессии, не склонен ли к необдуманному риску. К этому проекту мы привлекли и психолога, имеющего опыт профотбора для опасных профессий.

— Когда ваш автобудильник будет запущен в производство?

— Сейчас мы подыскиваем инвесторов. В этом плане может пригодиться опыт ЮУрГУ, который вместе с заводом «КамАЗ» запустил проект по созданию системы управления жизненным циклом грузового автомобиля, подсказывающей, какой узел из-за износа может выйти из строя. А сейчас на автозаводе разрабатывают амбициозный проект по созданию беспилотного авто. Наши разработки, думаю, могли бы послужить его хорошим дополнением.

Но пока, к сожалению, потенциальные инвесторы не спешат вкладывать деньги в науку, нередко предпочитая покупать втридорога зарубежные аналоги. И все же мы не теряем надежды и рассчитываем на помощь государства. Недавно в области запущен совместный проект Российского фонда фундаментальных исследований и регионального правительства по выделению грантов на перспективные научные исследования. Мы планируем участвовать в конкурсе, и если наша разработка пройдет отбор, то сможет принести огромную пользу, обеспечив безопасность на дорогах.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector