Hino-avto.ru

официальный дилер Hino Motors
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как устроена антиблокировочная система ABS

Изучаем ABS: последний шанс

Интересующая нас система прижилась на автомобилях еще в конце 1970-х годов, так что проверку временем она прошла. В настоящее время отсутствие ABS в штатной комплектации — большая редкость. Она существенно повышает безопасность на дорогах и отчасти снижает требования к навыкам водителя. Во всяком случае, под контролем ABS даже у неопытного больше шансов избежать аварийной ситуации.

ВО ВЛАСТИ ПРОЦЕНТОВ

Задача ABS — сохранение управляемости при экстренном торможении. Известно, что у блокированного колеса сцепление с покрытием дороги ниже, чем у катящегося, — создаваемые им тормозные силы меньше, а управляющие вовсе отсутствуют. В лучшем случае автомобиль скользит прямо, в худшем — по неконтролируемой траектории с непредсказуемым результатом. ABS же контролирует работу колеса на границе между максимально возможным (в конкретных условиях) сцеплением и срывом в блокировку, не позволяя ей развиться. Разумеется, сам коэффициент сцепления шин с дорогой от ABS не зависит. На льду он может оказаться раз в десять ниже, чем на сухом асфальте, — значит, и управляемость автомобиля будет разная. Но в обоих случаях ABS обеспечивает максимум возможного. При достаточно точной настройке она способна действовать даже более эффективно, чем водитель-ас.

1 no copyright

Все схемы, таблицы и графики открываются в полный размер по клику мышки.

Работа ABS опирается на коэффициент проскальзывания колес — отношение разности скорости автомобиля и окружной скорости колеса к скорости автомобиля. В различных режимах езды скорость поступательного движения автомобиля и окружная скорость колеса могут не совпадать. При интенсивном разгоне окружная скорость ведущего колеса выше скорости машины, при замедлении — наоборот. Естественно, 100-процентному проскальзыванию соответствуют два режима — блокировка колеса при торможении или буксование на месте. Между тем наилучшее сцепление шины с покрытием и, следовательно, максимальная передача тормозных усилий достигаются при степени проскальзывании колес около 20%. Вот ABS и поддерживает эту величину на уровне 15–20%.

АНАТОМИЯ

Гидравлический контур модуля ABS включает электромагнитные клапаны и насос. При обычном торможении клапаны не задействованы, нужное давление контролирует нога водителя. Но при появлении проскальзывания с риском блокировки колесá включается ABS.

3 no copyright

Современная ABS четырехканальная: такая компоновка дает возможность управлять давлением в тормозной системе отдельно для каждого колеса. Все контуры системы работают сходным образом в трех режимах — удержания давления, его снижения и повышения. При близости колеса к блокировке система переходит в режим удержания давления. Клапаны отсекают суппорт колеса от главного тормозного цилиндра — теперь давление жидкости на поршни постоянное независимо от силы нажима на педаль. Но при проскальзывании выше 20% система снижает давление с помощью насоса, сбрасывая часть жидкости от суппорта к главному тормозному цилиндру. Когда проскальзывание становится ниже определенного порога, система переходит к повышению давления: клапаны открываются — и при нажатой педали давление растет. Эти режимы чередуются, пока не изменится ситуация: торможение прервано или существенно ослаблено и проскальзывания нет либо скорость автомобиля упала ниже 5–15 км/ч (в зависимости от настроек системы). Эта поочередная смена режимов работы и вызывает зуд на педали тормоза. Частота высокая — нога даже лучшего водителя-профи не может соперничать в быстроте с ABS! При торможении ABS поддерживает проскальзывание всех колес на одном уровне для сохранения курсовой устойчивости. На миксте (например, левые колеса автомобиля на асфальте, а правые на льду) система будет поддерживать прямолинейное движение, регулируя давление в контуре каждого колеса в зависимости от сцепления этого колеса с покрытием. Торможение без ABS приведет к уводу автомобиля в сторону покрытия с лучшим сцеплением, а при блокировке колес дело дойдет до разворота.

Едва ли не важнейшие элементы ABS — датчики скорости колес. По их импульсам рассчитывается скорость каждого колеса и сравнивается со скоростью автомобиля. На основании этой информации модуль ABS вычисляет и удерживает проскальзывание каждого колеса на требуемом уровне.

2 no copyright

По выбору конструктора используются пассивные или активные датчики. Пассивный легко опознать по зубчатому кольцу (гребенка) на приводе колеса. Он очень прост: при вращении гребенки датчик выдает аналоговый сигнал напряжения. Но, увы, при низкой скорости вращения колеса такой датчик не выдает четкого сигнала, может ошибаться.

Активный датчик считывает метки магнитного кольца на ступичном подшипнике. Для него характерен четкий цифровой сигнал в виде последовательных импульсов напряжения, величина которых не зависит от скорости вращения колеса. А вот частота импульсов отражает эту скорость.

У полноприводных автомобилей в ABS включен дополнительный G-датчик с акселерометром продольных ускорений. Он отсылает в модуль ABS сигнал ускорения или замедления, учитываемый при вычислении коэффициента коррекции скорости автомобиля. Ведь при определенных обстоятельствах нельзя измерить скорость с нужной точностью.

4 no copyright

ФОРС-МАЖОР

В мире нет ничего идеального, и ABS не исключение. Сохранение управляемости порой оплачивается увеличением тормозного пути. Если ABS эффективна при хорошем сцеплении всех четырех колес с дорогой, то на проблемном покрытии возможны нештатные ситуации. Неровности дорожного полотна (гребенка, трамвайные пути и т. п.) вызывают отскок колес, а при неисправности подвески возможен даже временный отрыв колеса от покрытия. В такие моменты колёса сильно разгружаются, что приводит к их ранней блокировке при вынужденном торможении и, соответственно, к раннему срабатыванию ABS. Такой же эффект раннего срабатывания наблюдается на участках асфальта, покрытых песком, грязью, гравием или на голом льду. Наихудший сценарий — вылет с дороги. Без ABS заблокированные колеса могли бы вгрызаться в покрытие, хоть как-то гася скорость. С ABS же сильно увеличивается тормозной путь, и в случае торможения в заносе автомобиль сильно уводит по дуге. В декабрьском номере ЗР за 2012 год описан спецтест, в котором сравнивались показатели торможения со скорости 60 км/ч на ровном асфальте и на гребенке. У двух тестируемых машин из трех тормозной путь на гребенке увеличивался на 40 %!

ЛУЧШЕ НЕ РИСКОВАТЬ

Отключение ABS не предусмотрено. Но можно избавиться от нее, вынув предохранитель. Чаще всего так поступают, когда едут потренироваться на ледовую трассу. Однако следует помнить, что современная ABS отвечает также за распределение тормозных сил по осям при обычном торможении (ранее этим заведовали самостоятельные механические регуляторы). В случае отключения ABS любое обычное торможение может привести к блокированию задних колес со всеми вытекающими отсюда последствиями.

КАБИНЕТ ТЕРАПЕВТА

У ABS есть лампа-индикатор отказа. Предусмотрено и считывание кодов неисправностей. Можно также отслеживать параметры элементов и управлять некоторыми из них — например, клапанами и насосом модуля ABS. Лучше всего использовать дилерское диагностическое оборудование. Система достаточно надежна и включает в себя не слишком много элементов. Большая часть неисправностей ABS связана с внешними воздействиями.

Ошибки модуля управления.

Чаще всего это внутренние электронные неисправности модуля. Иногда такие ошибки носят случайный характер, то есть после удаления больше не возникают. Если же ошибки не удаляются или возникают повторно, модуль управления подлежит замене: ремонт не предусмотрен.

Ошибки датчиков скорости колес.

Возможные причины — от неисправности проводки до отказа самого датчика. Если использован активный датчик, то неисправность может быть обусловлена повышенным люфтом ступичного подшипника (слишком большой воздушный зазор между датчиком и магнитным кольцом на подшипнике) или тем, что при замене подшипника его просто поставили не той стороной. При использовании пассивного датчика проблему может создать гребенка на приводе: в ходе замены ступичного подшипника или при снятии-установке привода ее могли немного сместить с посадочного места. Сигнал этого датчика порой слабеет из-за накопившейся грязи или металлических частиц на гребенке. Оба датчика боятся сильных вибраций, но особенно — активный. Из-за этого датчик порой невозможно снять без повреждения, ведь удары молотком — даже не по нему, а рядом! — способны его разрушить.

Другие типы ошибок.

Модуль ABS связан по CAN-шине с другими модулями управления. Часть ошибок может иметь отношение к самой цепи связи. К ABS относится и датчик педали тормоза. Иногда лампу ошибки зажигают другие модули. Либо она реагирует на неисправности, даже не связанные напрямую с ABS.

Как работает ABS?

Согласитесь, самое главное при вождении автомобиля — это вовремя затормозить. Часто бывает так, что нужно применить экстренное торможение, при котором управляемость авто теряется. В этом случае, как замечают автоинструкторы, трудно удержать машину даже опытным автомобилистам, не говоря уже о новичках. Для этого и была создана система ABS.

Для чего служит АБС?

ABS (или антиблокировочная система) представляет собой сложную электронно-механическую систему, которая не позволяет колесам блокироваться при торможении. Особенно данное устройство помогает при вождении машины на дороге с низким сцеплением колес и поверхности дорожного полотна, например, при езде по гравию, мокрому асфальту, снегу или льду. Обучаясь вождению на авто с подобной системой, можно не бояться резких торможений, так как тормозной путь машины значительно снижается, а колеса не блокируются.

Читать еще:  Замена сальника коленвала ВАЗ 2110

Если вы включаете зажигание, а на панели приборов загорается значок желтого цвета с надписью ABS, то ваше авто оборудовано такой системой.

Если она работает в штатном режиме, то через несколько секунд индикатор гаснет. Кстати, АБС можно также распознать по чувствительной и очень легкой педали тормоза.

Что входит в ABS?

Стандартная система ABS включает в себя следующие компоненты:

  • основной блок, расположенный под капотом машины и соединенный с тормозной системой и ее цилиндром металлическими трубками;
  • компьютер, который обрабатывает данные, полученные от датчиков, и посылает соответствующие сигналы на основной блок;
  • датчики частоты вращения, отдельные для каждого колеса.

Принцип работы ABS

В случае если при торможении какое-то колесо заблокировалось, то датчик частоты вращения именно для данного колеса посылает на компьютер информацию. Компьютер принимает решение, и на основной блок поступают сигналы, снижающие давление тормозной жидкости. Таким образом, колесо разблокируется.

Далее датчик подает сигнал, что колесо вновь вращается в рабочем режиме, а давление в тормозной магистрали приходит в норму. Затем колесо опять блокируется и то, что описано выше, повторяется. То есть торможение будет аналогично прерывистому нажатию на педаль тормоза на скользкой дороге.

Надо сказать, что система ABS срабатывает еще до момента блокировки колеса, а именно тогда, когда частота его вращения быстро снижается по сравнению с другими колесами. К тому же АБС срабатывает почти мгновенно, так что полностью заблокироваться колесо не успеет.

О том, что система ABS сработала, можно узнать по толчкам в педали тормоза и по загорающейся надписи на панели. Если же данная надпись горит постоянно, значит, АБС неисправна, то есть тормозная система авто работает как обычная. Чаще всего ABS выходят из строя на машинах, на колесах которых нет одного или более датчиков вращения, снятых при замене стоек.

На заметку

Как только машина тронулась, датчики ABS начинают контролировать, с какой скоростью все ведущие колеса вращаются, причем данный контроль осуществляется постоянно.

Среднее количество срабатываний системы ABS при торможении для каждого авто разное, однако приблизительно это количество составляет 200 раз в минуту.

Видеоматериал о том, как работает система антиблокировки колес:

Будьте внимательны и вежливы на дорогах города!

Что такое антиблокировочная система или ABS

Резкое нажатие на тормозную педаль в условиях мокрой или обледенелой дороги приводит к тому, что колеса авто блокируются и покрышки утрачивают сцепление с дорожным покрытием. В результате транспортное средство не только не сбрасывает скорость, но и теряет управляемость, что приводит к аварии. В таких ситуациях профессиональные водители применяют прием прерывистого торможения, что позволяет снизить скорость авто при сохранении сцепления колес с дорогой.

Далеко не все автолюбители способны сохранить выдержку в аварийной ситуации и реагировать на критические дорожные ситуации. Поэтому для предотвращения блокировки ведущих колес при торможении автомобили оснащаются антиблокировочной системой или ABS. Главная задача АБС заключается в том, чтобы сохранить устойчивое положение транспортного средства на всем пути торможения и сократить его длину до минимума.

Сегодня система устанавливается практически на всех автомобилях даже в базовой комплектации, не говоря уже о топовых версиях. Первые модификации антиблокировочных систем появились еще в 1970-х годах, они являлись одним из вариантов улучшения активной безопасности транспортного средства.

Устройство АБС

Антиблокировочная тормозная система включает 3 основных блока:

  • датчик скоростного режима (монтируется на ступицах колес и позволяет точно устанавливать начало торможения);
  • клапаны управления (контролируют давление тормозной жидкости);
  • электронный микропроцессорный блок (работает основываясь на сигналах датчиков скорости и передает импульс для повышения/понижения давления на клапаны).

Процесс получения и передачи данных через электронный блок происходит со средней частотой 20 раз за секунду.

Основной принцип действия антиблокировочной тормозной системы

Длина тормозного пути — это основная проблема в зимний период эксплуатации авто или по дороге с мокрым покрытием. Давно замечено, что при торможении с заблокированными колесами тормозной путь будет даже длиннее, чем торможение с вращающимися колесами. Только опытный водитель может почувствовать, что из-за чрезмерного нажатия на педаль тормоза колеса заблокировались и, слегка маневрируя педалью, изменить степень нажатия на нее. Однако и это не гарантирует, что тормозное давление будет распределено на ведущую пару колес в нужных пропорциях.

Антиблокировочная система призвана следить за вращением колесной базы. Если она вдруг заблокируется при торможении, ABS сокращает уровень давления тормозной жидкости, чтобы колесо смогло провернуться, а после этого снова нагнетает давление. Именно такой принцип работы АБС позволяет обеспечить «прерывистое торможение», которое считается наиболее эффективным для сокращения длины тормозного пути на любых дорожных покрытиях.

В момент, когда водитель нажимает на педаль тормоза, датчик скоростного режима определяет блокировку колеса. Сигнал поступает в электронный блок, а оттуда — на клапаны. Обычно они работают на гидравлике, поэтому после получения первого сигнала о начале скольжения колеса, клапан уменьшает подачу тормозной жидкости или вовсе перекрывает ее поступление. Таким образом, тормозной цилиндр прекращает свою работу настолько, чтобы дать колесу провернуться всего один раз. После чего клапан открывает доступ жидкости к нему.

Сигналы на растормаживание и повторное торможение на каждое колесо будут подаваться в определенном ритме, поэтому водители иногда могут почувствовать резкие толчки, которые возникают на педали тормоза. Они говорят о качественной работе всей антиблокировочной тормозной системы и будут ощутимы, пока автомобиль полностью не остановится или не исчезнет угроза для повторной блокировки колес.

Результативность торможения

Основная задача антиблокировочной системы заключается не только в сокращении длины тормозного пути, но и в сохранении контроля управлением для водителя. Эффективность торможения ABS давно доказана: машина не выходит из-под контроля водителя даже при резком, экстренном торможении, а длина пути гораздо ниже, чем при обычном торможении. Помимо этого, износ протектора шин увеличивается, если на автомобиле стоит антиблокировочная система.

Даже если в момент резкого нажатия на педаль тормоза автомобиль выполнял маневр (например, поворот), общая управляемость будет находиться в руках водителя, что делает систему ABS одной из важнейших опций в организации активной безопасности машины.

Специалисты ГК FAVORIT MOTORS рекомендуют выбирать водителям-новичкам транспортные средства, оборудованные системой помощи при торможении. Это позволит провести даже экстренное торможение сильным нажатием на педаль. АБС выполнит остальную работу в автоматическом режиме. В салоне FAVORIT MOTORS представлено большое количество автомобилей в наличии, которые оснащены ABS. Испытать работу системы в действии можно, записавшись на тест-драйв. Это позволит сравнить эффективность прохождения тормозного пути на автомобиле с ABS и без нее.

Важно помнить, что система показывает наибольшую результативность только при грамотной эксплуатации транспортного средства. Если в гололед ездить на летних шинах, то при торможении ABS будет только мешать. К тому же система медленно реагирует при езде по песку или снегу, так как колеса погружаются в рыхлую поверхность и не встречают сопротивления.

Сегодня автомобили выпускаются с такими антиблокировочными системами, которые в случае необходимости можно самостоятельно отключать.

Эксплуатация ABS

Все современные антиблокировочные системы считаются надежными. Они могут эксплуатироваться длительное время. Электронные блоки управления отказывают или дат сбои редко, так как инженеры ведущих компаний-автопроизводителей оснащают их предохранительными реле.

Однако у АБС есть слабое место — датчики скоростного режима. Это связано с тем, что они располагаются на ступицах в непосредственной близости от вращающихся деталей. Поэтому датчики могут подвергнуться загрязнениям и налипанию наледи. К тому же большое влияние на функционал системы может оказать и сокращение напряжения на клеммах аккумуляторной батареи. Например, если напряжение упадет ниже 10.5 В, может не произойти автоматическое включение ABS из-за недостаточности энергии.

В случае, если в работе антиблокировочной системы (или ее элемента) произошли сбои, на панели высветится соответствующий индикатор. Это не значит, что автомобиль будет неуправляемым. Обычная тормозная система продолжит действовать как на транспортном средстве без ABS.

Специалисты ГК FAVORIT MOTORS осуществляют диагностику неполадок в системе и полноценный ремонт всех составляющих АБС. Автосервис оснащен всем необходимым диагностическим оборудованием и узкопрофильными инструментами, позволяющим быстро и качественно восстановить работоспособность ABS на автотранспортном средстве любой марки и года выпуска.

АБС (Антиблокировочная система)

    247 8 273k

АБС или ABS, уже из расшифровки английской аббревиатуры (Anti-lock braking system), становится ясно что, это не отдельная деталь, а система, предотвращающая блокировку колес при торможении. В двух словах, на вопрос: что такое АБС, можно сказать так – это система датчиков, которые контролируют скорость автомобиля и скорость вращения колес. Поэтому увидеть как выглядит ABS невозможно, можно лишь посмотреть на отдельные ее элементы и наглядный результат работы сделав несколько тестов торможения с включенной и выключенной функцией антиблокировки. В большинстве современных автомобилей ABS работает вместе с EBD — системой распределения тормозных усилий.

Читать еще:  Zotye Z300: Еще один китайский пришелец

Основными компонентами составляющих систему ABS можно выделить:

  • Датчик поворота;
  • Датчик сдавливания в тормозах;
  • Блок управления АБС;
  • Гидравлический блок.

Полная схема расположения компонентов ABS выглядит так:

Компоненты антиблокировочной системы

Главной задачей ABS является регулировка скорости вращения колёс путём изменения давления в магистралях тормозной системы. Данная система предназначена дабы избежать аварийной ситуации при резком торможении, сохраняя управляемость транспортного средства.

Цена на датчик АБС в зависимости от марки автомобиля и производителя колеблется от 5 до 100 usd.

Основная часть системы (гидравлический блок и блок АБС) находятся под капотом автомобиля, они же в свою очередь работают в паре с датчиками расположенными на ступице. Блок управления АБС обрабатывает сигнал с датчика, а гидравлический блок распределяет давление на тормозные колодки.

Система АБС достаточно надежная. Электронные датчики и блоки системы имеют многие предохранители и спец. реле. Поломки в основном связаны с неправильной эксплуатацией. Наибольшее влияние имеют колесные датчики, поскольку больше всего подвергаются загрязнению, поэтому, время от времени требуется замена датчика АБС.

АБС: что это, зачем использовать и принцип работы

Как работает антиблокировочная система тормозов и нюансы ее использования

Когда анти блокировочная система имеет какую-то неисправность, то об этом будет сигнализировать соответствующий значок на приборной панели. Лампочка ABS загорается при запуске автомобиля и горит не дольше 6-ти секунд, но если данная сигнальная лампа загорелась при движении или индикатор не гаснет, то это свидетельствует об отключении системы, при этом не нужно паниковать, поскольку обычное торможение является возможным. Дабы разобраться что именно за поломка в АБС нужна диагностика.

Основными неисправностями АБС

  1. Отказ колесных датчиков. Через механическое повреждение или изменение воздушного зазора между колесным датчиком и зубчатым ротором (норма 0,4-1 мм). Иногда обрываются провода или окислятся контакты.
  2. Падение напряжения в борт сети ниже 10,5 В.
  3. Выход из строя электродвигателя гидронасоса. Реже всего система отключается через выход из строя гидроклапанов или блока управления ABS. Также возможен выход системы из строя из-за неквалифицированного ремонта автомобиля.

Советы и рекомендации

  1. Не разделять электрические разъёмы, при включенном зажигании или при работающем двигателе.
  2. Электронный блок управления ABS чувствителен к колебаниям напряжения, поэтому нужно следить за исправностью аккумулятора, генератора и реле-регулятора – рабочее напряжение на борту должно находиться в диапазоне 12 – 14,2В.

Как АБС влияет на тормозной путь?

Как изменяется тормозной путь АБС

О том, как влияет на тормозной путь работа антиблокировки тормозов, зачастую складывается ошибочное мнение. Много водителей надеются на то, что эта система не только позволяет объехать препятствие, но сократить тормозную дистанцию.

Основная задача системы ABS – сохранить управляемость автомобиля, а не уменьшить тормозной путь! То есть тормозная дистанция, от нажатия педали до полной остановки, в большинстве случаев, меньше не станет, даже на оборот, часто может увеличится. Все будет зависеть от дорожного покрытия (мокрое, сухое, гравий, грунтовка, лед или снежная каша), а также типа резины (летняя, зимняя шипованная или липучка). Также на тормозной путь влияет тип и настройка самой системы.

Как выглядит торможение авто с ABS и без

Так в среднем можно ориентироваться на такие показатели:

  • Сухой асфальт – выигрыша в дистанции нет ни в том, ни в другом случае при не высоких скоростях, но когда скоростной режим нарушен, то на 15% преимущество у тормозов с АБС.
  • Брусчатка, кочки – торможение без дополнительной системы на 10% эффективнее.
  • Грунтовка, гравий и снежная каша – без АБС можно остановится быстрее.
  • Обледенелая дорога – срабатывание антиблокировки тормозной путь сократить значительно.

Однако в любом из этих случаев преимуществом тормозов с АБС является то, что вы сможете объехать препятствие и не стирать резину, а с тормозным расстоянием у кого как получится, все будет зависеть от настройки и типу работы антиблокировочной системы, а также навыков самого водителя.

Таблица тормозного пути с абс и без (зимой/летом) на скорости 60 км/ч
Дорожное покрытиеДлинна тормозного пути с АБС, метровТормозной путь без ABS, метров
Сухая асфальтная дорога1010
Мокрый асфальт3530
Дорога выложена брусчаткой16,515
Грунтовая, гравий либо снежная каша2519,5
Укатанный снег/лед5156

С увеличением скорости тормозной путь станет длиннее, однако следует отметить, что если скоростной режим будет выше 60 км/ч, то результат длина тормозного пути с абс на сухом асфальте будет уже меньше чем без такой системы. Также учтите, что эти данные не являются точными ведь торможение, зависит от многих факторов.

Часто задаваемые вопросы

ABS как расшифровывается?

Дословно ABS (Anti-lock Brake System) расшифровывается как антиблокировочная система, которая применяется при экстренном торможении, когда приходится непредвиденно и резко сильно давить на педаль тормоза с целью избежать столкновения с препятствием. Предположительно можно сказать, что это в машине дополнительное устройство, которое помогает удерживать дорогу путем поочерёдного разблокирования колес от торможения с частотой несколько раз в секунду.

Кто изобрел АБС?

Один из тех, кто первый придумал такую систему, стал Гейнц Либер в 1964 году, однако первый работающий образец ABS сделал Ханс Шеренберг. И уже спустя 8 лет компанией Bosch была использована эта антиблокировочная система на люксовых автомобилях Daimler-Benz. Однако на тот момент она была очень огромной против той что сейчас, весила почти 7 килограммов.

Принцип действия АБС?

Принцип действия системы антиблокировки заключается в поочередном создании давления в тормозных контурах и прижимного усилия тормозных колодок к диску. Делается это специальным насосом, подавая тормозную жидкость из гидроблока к рабочим тормозным цилиндрам либо блокируя ее поступления электроклапанами.

Срабатывание происходить циклическим образом в 3 фазы. На основании данных от датчиков блок управления ABS подает команды на: удержание, сброс либо увеличения давления тормозной жидкости в контуре тормозного цилиндра определенного колеса.

Когда блок управления создал тормозное усилие до того момента что возникает уже опасность блокировки, впускной клапан гидроблока закрывается. Затем, при условии, что выпускной тоже перекрыт, держится усилие на рабочий тормозной цилиндр суппорта. Потом, дабы колодки отжались, происходит открытие выпускного клапана, чтоб жидкость пошла в аккумулятор давления и колесо могло прокручиваться. А чтобы сброс давления произошел быстрее, в демпфирующую камеру жидкость насосом подается в обратном направлении (в этот момент появляется вибрация на педали). После чего цикл повторяется, электроникой блока АБС закрывается магнитный выпускной клапан, а открывается впускной, чтобы снова создать давление в контуре. Система включается, когда скорость автомобиля превышает 10-15 км/ч, если она ниже, то не должна срабатывать.

Смысл работы заключается в том, чтобы держать колеса на грани блокировки давая возможность прокручиваться и замедлять их ход одновременно, регулируя и распределяя тормозное усилие по колесам, на которых установлены датчики.

Как АБС влияет на АКПП?

На многих современных автомобилях блок ABS завязан с АКПП, и если с ним проблемы, то машина может себя по-разному вести в зависимости от рода проблемы (перестанет работать спидометр, произойдет блокировка машины для диагностики, включится аварийный режим АКПП и т.д).

Как влияют датчики ABS? Косвенно. Передают данные про скорость непосредственно на колесах, чтобы обеспечить необходимые для коробки передач показатели работы. Давая возможность задействовать различные дополнительные функции движения при определенной дифференциальной разнице между скоростями вращения колес на разных осях или сторонах автомобиля и валах самой коробки. Если связь от датчиков к блоку АБС или на отрезку с блоком управления коробкой нарушена, либо поступают не корректные данные, то АКПП уходит в аварийный режим. Срабатывает такая защита на скорости свыше 40 км/ч.

  • Суппорт
  • Датчик скорости
  • Вакуумный усилитель тормозов

Подпишись на наш канал в Я ндекс.Дзене

Еще больше полезных советов в удобном формате

Что такое АБС (ABS) — антиблокировочная система тормозов

Что такое ABS – Этим вопросом задаются многие из нас, выбирая новую или поддержанную иномарку, уточняя её характеристики и список опций. В современном мире трудно представить автомобиль, в комплектацию которого не будет входить антиблокировочная система (сокращённо АБС или ABS). Её задача заключается в предотвращении блокировки колёс при торможении. Это позволяет улучшить устойчивость и управляемость машины на дороге, а также уменьшить тормозной путь автомобиля.

Читать еще:  Как закрепить детское кресло в автомобиле

Большинство ситуаций на дороге не требуют от водителя чего-то сложного – достаточно снизить скорость. Однако каждый из нас попадал в такие моменты, когда просто необходимо прибегать к экстренному торможению, в десятки раз увеличивающему шанс попасть в ДТП. За рулём автомобиля, не оборудованного АБС, при резком нажатии на педаль газа можно легко потерять управление. Сцепление с дорогой пропадает ввиду блокировки колёс и их скольжения, а машина уходит в занос, словно фигурист на коньках.

Многие опытные водители скажут, что можно использовать импульсный метод или просто прерывисто нажимать на тормоз, но вспомнят ли они об этом в критической и аварийной ситуации и успеют ли принять верное решение за доли секунд без подмоги АБС? Что уж говорить о рядовом водителе или новичке – для них антиблокировочная система тормозов и её роль в эксплуатации автомобиля чрезвычайно важна.

Краткая история появления системы АБС

Впервые проблема блокировки колёс при торможении стала актуальной при эксплуатации железнодорожного транспорта. Заблокированные колёса поезда не только быстрее изнашивались, но и могли привезти к большой трагедии – сходу состава с рельсов. В 1936 году компания Bosch запатентовала технологию предотвращения блокировки колёс, но реализовать её было невозможно из-за малого развития электроники. Настоящий прогресс ждал эту область в 60-70-е годы прошлого века, когда появились полупроводниковые технологии. В итоге в 1970 году крупнейший немецкий автоконцерн Daimler-Benz презентовал первые модели безопасных АБС. Чуть позже через 8 лет появился первый автомобиль, укомплектованный системой ABS. Им стал Mercedes-Benz S-класса.

Что такое ABS. Устройство и принцип работы системы

Система АБС включает следующие элементы:

  • Датчик абс (по-другому его ещё называют датчик скорости, вращения или ускорения);
  • Электронный блок управления АБС (ЭБУ);
  • Гидравлический блок и клапаны АБС;
  • Тормозные механизмы системы АБС.

Как работает система АБС

  1. Антиблокировочная система тормозов работает довольно интересно. Надавив на педаль тормоза, образуется определённое давление в гидротормозной системе. Это позволяет прижимать колодки к тормозным дискам посредством суппортов, и за счёт этого останавливать автомобиль.
  2. Датчик абс, чаще всего установленный на каждом переднем колесе и на заднем мосту (трёхканальный тип), играет роль «глаз и ушей» всей антиблокировочной системы, в случае блокировки сигнализируя ЭБУ о необходимости снизить давление тормозной жидкости. Как только датчик скорости понимает, что колесо снова вращается, то отправляет информацию АБС о восстановлении прежнего давления в тормозной магистрали.
  3. Гидроблок АБС в большинстве автомобилей расположен поблизости от ЭБУ или совмещено и представляет собой несколько клапанов, которые контролируют давление тормозной жидкости. Все эти клапаны размещены близко друг к другу и закрыты твёрдым корпусом.

Если в процессе торможения колесо пытается проскальзывать, то ЭБУ с помощью клапанов гидроблока АБС уменьшает или вовсе ограничивает поступление жидкости к тормозному цилиндру. Если этого будет недостаточно, то электромагнитный клапан отправит тормозную жидкость в отводную часть, понизив давление. Как только колесо снова приобретает скорость вращения остальных, то ЭБУ АБС посылает информацию о необходимости открыть клапаны, а тормозной механизм АБС опять ощущает на себе прежнее давление.

И так колёса продолжают то блокироваться, то разблокироваться, создавая эффект импульсного торможения, позволяя сократить тормозной путь и сохранить устойчивость автомобиля на дороге. В чём ещё преимущество современной системы АБС, так это возможность датчиков вращения реагировать даже на малейшее изменение скорости конкретно каждого колеса. Блок управления АБС работает быстро и мгновенно понимает, что пришла пора уменьшить тормозное воздействие, так как за секунду он способен принимать от 6 до 20 сигналов от датчиков скорости. В результате колесо даже не успевает заблокироваться, а его количество оборотов корректируется АБС «на ходу».

Как понять работает ли система ABS и что делать в случае её включения?

Узнать о срабатывании системы ABS можно по загорающемуся индикатору на приборной панели. Как правило, он красного или жёлтого цвета и состоит из соответствующей надписи. Кроме того, через педаль тормоза будут ощущаться толчки или вибрация совместно со звуковым эффектом . Причина этого процесс постоянного открытия/закрытия клапанов, регулирующих давление на тормозные механизмы.

Если вы почувствовали вибрацию в педали, то не убирайте ногу и продолжайте прикладывать большое усилие. На автомобилях с ABS при резком торможении лучше всего немедленно выдавить до упора педали тормоза и сцепления. Благодаря этому вы полностью перестанете тормозить двигателем, улучшив эффективность АБС. Не стремитесь понять тормозные пульсации, устранить или реагировать на них. Задача водителя быстро и с приличной силой вдавить в пол педаль тормоза и не убирать с неё ногу до полной остановки транспортного средства.

Кстати, если при включении зажигания индикатор АБС не загорается вместе с контрольными приборами, то это может говорить о неполадках в этой системе. Довольно часто проблема заключается в том, что после замены стоек или прочего серьёзного ремонта ходовой части выходит из строя датчик абс или его просто забывают подключить невнимательные специалисты сервиса. Нередко датчик АБС просто сильно загрязняется из-за своего расположения вблизи вращающихся деталей и колёс, поэтому элементарная чистка контактов «возвращает его к жизни».

В чём преимущества антиблокировочной системы тормозов?

Перечислим лишь несколько основных положительных сторон в работе системы ABS:

  • Обеспечивает безопасность водителя и его пассажиров;
  • Сокращает тормозной путь на различном дорожном полотне;
  • Не допускает блокировку ведущих колёс, а, значит, даёт возможность водителю маневрировать, например, объехать препятствие или сохранить управление на резком повороте;
  • Снижает шанс попасть в неконтролируемый занос;
  • Способствует равномерному износу протектора покрышек.

Видео о системе АБС

В качестве заключения

Что такое ABS в современном автомобиле? Это надёжная и функциональная опция, способствующая безопасности водителя и его пассажиров. Система ABS входит в начальную комплектацию многих даже бюджетных машин. Сегодня антиблокировочная система тормозов является такой же неотъемлемой и незаменимой составляющей как традиционные элементы автомобиля – двигатель, руль, шины, коробка передач и мн. др. Несмотря на всю полезность системы АБС, не следует полностью полагаться на электронику. Старайтесь не допускать случаев резкого торможения, при которых включается антиблокировочная система. Помните, что соблюдение дистанции в несколько раз снижает шансы попасть в ДТП. Безопасных Вам дорог!

Как устроена антиблокировочная система торможения (ABS)

Иметь возможность вовремя затормозить — одно из условий, обеспечивающую безопасность как водителю автотранспорта, его пассажирам, так и другим участникам движения. Часто резкое торможение приводит к неуправляемому заносу, ведь не каждый автомобилист способен мгновенно сориентироваться и, быстро и правильно чередуя торможение с рулевым управлением, избежать движения юзом.

С этим отлично справляется антиблокировочная система торможениа — ABS. Ее предназначение — обеспечивать оптимальную тормозную эффективность, т.е. минимальный тормозной путь, сохраняя устойчивость и управляемость автомобиля.

Систему образуют датчики скорости, которые устанавливаются на колесах; управляющие клапаны, располагаемые в основной тормозной системе; блок управления. Последний, получая и интерпретируя сигналы датчиков, управляет клапанами, при этом чередование торможения с активацией руля может происходить со скоростью до нескольких десятков раз в секунду, а тормозной путь сокращается.

Как это происходит поэтапно? Во время торможения ABS определяет скорости, с которыми вращаются колеса. Если вращение одного из них замедляется и грозит блокировкой, клапан в тормозной магистрали ограничивает усилие на это колесо. Когда скорость вращения начинает превышать скорости других колес, снова включается торможение. И так происходит многократно до полного выравнивания автомобиля. Но это лишь в том случае, если система установлена и настроена правильно, иначе она может не попросту не сработать или сработать не вовремя. А момент срабатывания системы ABS водитель может определить по возникновению пульсации педали тормоза.

Разновидности

Антиблокировочные системы торможения бывают одноканальные, двухканальные и многоканальные. При одинаковом сцеплении всех четырех колес с дорогой достаточно будет одноканальной системы, но во время движения по неоднородному покрытию, в случаях попадания одним или двумя колесами на обледенелую поверхность, гравий или в лужу, более эффективной будет многоканальная система.

Несмотря на свои явные достоинства и неоспоримую роль в обеспечении безопасности движения, система ABS имеет (впрочем, как и все в этом мире) свои недостатки. На некоторых поверхностях, таких как сыпучий грунт, песок либо сплошная гладь льда система может не только не упростить, но даже и затруднить торможение. Для этого на некоторых автомобилях эту систему делают отключаемой, снабжают датчиками определения дорожного покрытия и специальными алгоритмами торможения на «трудных» поверхностях.

Но есть еще и психологический аспект. Не стоит думать, что наличие ABS гарантирует 100%-ную надежность. Все-таки за безопасность движения отвечают не прогрессивные технологии, а водитель с его способностью адекватно и своевременно оценивать обстановку на дороге.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector