Hino-avto.ru

официальный дилер Hino Motors
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выбираем автомобильное масло

Как выбрать моторное масло: советы экспертов

Для многих водителей выбор моторного масла — задача непростая. Кто-то обращается за советом к друзьям или на интернет-форумы, а кто-то просто доверяет выбор специалистам СТО. Мы собрали популярные вопросы автолюбителей на эту тему и попросили экспертов компании «Лукойл» доступно на них ответить

В России официально представлены десятки автомобильных марок, сотни моделей и тысячи двигателей. И под каждый необходимо правильно подобрать масло, ориентируясь на многообразие допусков автопроизводителей и вязкостей моторных масел. Но все не так сложно, как кажется на первый взгляд, если просто ориентироваться на рекомендации автопроизводителя, которые, в свою очередь, базируются на двух основных моментах: тип двигателя и температура окружающей среды.

ВЯЗКОСТЬ

В обозначение вязкости масла по SAE входят две цифры. Первая, рядом с буквой W, обозначает низкотемпературную вязкость (0W, 5W, 10W, 15W, 20W). Чем ниже этот показатель, тем при более низкой температуре можно завести двигатель. В средней полосе России достаточно класса вязкости 5W-X, но в районах Крайнего Севера, где температура может опускаться ниже –30° С, рекомендуется использовать масло с классом вязкости 0W-X.

Вторая цифра в обозначении класса вязкости — это высокотемпературная вязкость (8, 12, 16, 20, 30, 40, 50, 60). Двигатели различных автопроизводителей имеют самые разные требования к этому параметру. Некоторые конструкционно рассчитаны под маловязкие масла, как, например, японские и корейские автомобили. А некоторые, наоборот, требуют применения масел с вязкостью XW-40. В любом случае при выборе класса вязкости необходимо руководствоваться рекомендациями автопроизводителя.

КАК РАЗОБРАТЬСЯ В «СООТВЕТСТВИИ ТРЕБОВАНИЯМ» И «ОДОБРЕНИЯХ»?

Автопроизводители могут иметь самые разные требования к маслам. Европейские и американские зачастую имеют собственные допуски на масла и разрешают заливать в свои двигатели только продукцию, получившую одобрение и прошедшую тестирование в независимых или собственных лабораториях. Японские, китайские и корейские автопроизводители не имеют собственных допусков для моторных масел, но требуют наличия соответствия требованиям международных классификаций API или ILSAC.

Чтобы получить допуск автопроизводителя, необходимо провести ряд стендовых и моторных испытаний в независимых лабораториях. На основе успешных испытаний выдается допуск на масло, подтверждающий уровень эксплуатационных свойств, и автомобильная компания вносит масло в список официально одобренных. Наличие официального одобрения от автопроизводителя гарантирует исправную работу масла в двигателе. Если какая-либо поломка все же произошла, и ее причиной стало именно масло, заявленное как одобренное, то автопроизводитель обязан компенсировать расходы на ремонт.

МАСЛО ПЕРВОЙ ЗАЛИВКИ И СЕРВИСНОЙ ЗАЛИВКИ

Первое масло в двигатели автомобилей заливают на сборочном конвейере и, как правило, требования, которые автопроизводители к нему предъявляют, выше, чем к маслам сервисной заливки. Такие масла обладают меньшей вязкостью, чтобы излишне не препятствовать «сглаживанию» трущихся поверхностей при обкатке и стендовых испытаниях двигателя. После того как мотор обкатан, он с залитым маслом отправляется на сборочную линию.

Масло, которое попадает в двигатель при его гарантийном обслуживании, принято называть маслом сервисной заливки. Многие считают, что необходимо использовать исключительно оригинальные моторные масла в таре с этикеткой автопроизводителя. Однако стоит отметить, что сейчас ни одна автомобильная компания не занимается самостоятельным производством масел, а прибегает к помощи специализированных компаний. Поэтому масло в фирменной упаковке отличается лишь логотипом на этикетке и завышенным ценником. Соответственно, при замене масла можно использовать продукт любого бренда при наличии необходимого допуска и уровня эксплуатационных свойств, рекомендуемых автопроизводителем в руководстве по эксплуатации к автомобилю.

МАСЛО В ПОСТГАРАНТИЙНЫЙ ПЕРИОД

В постгарантийный период, когда пробег автомобиля может достигать более 100–200 тыс. км, в первую очередь увеличиваются зазоры между стенкой цилиндра и поршнем. Если продолжать использовать маловязкие масла, то создаваемой толщины масляной пленки может оказаться недостаточно, и будет происходить прорыв газов сгорания в масляный картер. В этой связи, имеет смысл перейти на более вязкие масла, которые будут обеспечивать большую толщину масляной пленки и продлят жизнь двигателя.

КАК ЧАСТО МЕНЯТЬ МАСЛО?

На вопрос «Когда менять масло?» нельзя ответить однозначно, поскольку этот момент зависит от большого количества факторов — от условий эксплуатации до качества топлива. В руководстве по эксплуатации автомобилей, как правило, приведены несколько заниженные цифры — до 15 тыс. км. На самом деле качественные масла от крупных компаний, имеющие официальные одобрения автопроизводителей, вполне могут проработать гораздо дольше. Поэтому ничего страшного не произойдет, если затянуть с заменой масла на 500–1000 км. Но делать этого все же не следует, так как в случае поломки автопроизводитель имеет право отказать в гарантийном ремонте.

Большое влияние на ресурс моторного масла оказывает режим, при котором эксплуатируется автомобиль

ИТОГИ

Итак, для того чтобы самостоятельно правильно подобрать моторное масло, нужно выполнить следующие действия:

  1. Проверить руководство по эксплуатации своего автомобиля и найти раздел с требованиями к маслу.
  2. В зависимости от типа двигателя и режима эксплуатации определить требуемый уровень свойств моторного масла.
  3. Выбрать класс вязкости масла по SAE в зависимости от температуры окружающей среды, в которой эксплуатируется автомобиль, и пробега автомобиля.
  4. Выбрать желаемый бренд масла, внимательно изучить заявленные уровни свойств, допуски и соответствия требованиям автопроизводителей.
  5. По возможности проверить наличие у производителя масел лицензий и одобрений онлайн или запросить официальные документы.

Как правильно выбрать масло для двигателя

Какое лучше использовать

Производители моторов на стадии проектирования определяются с марками масел в зависимости от условий работы и конструктивных особенностей. После чего проводятся ресурсные испытания двигателей и выдаются рекомендации по использованию. Так, перед выбором нужно заглянуть в инструкцию по эксплуатации, что именно необходимо. Масло, указанное в инструкции, — правильный выбором.

Если не желаете заливать оригинальное фирменное масло, то можно обойтись неоригинальным. И чтобы не лишиться гарантии, следует выбирать его с допуском и одобрением авто концерна. Одобрение авто производителя — один из главных ориентиров при выборе. В обозначении одобрения указывается не только название марки машины, но и специальный индекс, который сопоставим с тем, что значится в автомобильной документации.

Классификация по SAE

Основное свойство моторного масла является вязкость и ее зависимость от температуры в широком диапазоне. Приведем стандартную классификацию по SAE: 10W-40. Первое обозначение «10W» обозначает температуру применения, а «40» — вязкость. О каждом параметре поговорим отдельно.

О вязкости масла говорят самые заметные цифры на канистре — это классификация по SAE. Два числа, разделенные буквой W, обозначают, что оно всесезонное. Первые цифры указывают на минимальную отрицательную температуру, при которой двигатель можно провернуть. Например, при обозначении 0W-40 нижний температурный порог равен -35 о С, а у 15W-40 он составляет -20 о С. Число после дефиса говорит о допустимом диапазоне изменения вязкости при 100 о С.

Рекомендации по подбору

  • при пробеге автомобиля менее 50% от планового ресурса (новый двигатель) необходимо применять масла классов 5W30 или 0W20. Это обусловленно тем, что у новых двигателей нет износа, все зазоры минимальны, поэтому подшипники работу при меньшей вязкости.
  • при пробеге автомобиля более 50% от планового ресурса (технически исправный двигатель) целесообразно применять масла класса 5W40. Это обусловленно тем, что при больших износах несущая способность компенсируется ростом вязкости.

Классификация по API

Классификация масел по условиям их применения и уровням эксплуатационных свойств неоднократно дополнялась, но принцип разделения на две категории — «S» и «С» сохранился. К категории «S» (Service) относятся масла для бензиновых двигателей, к категории «С» (Commercial) — предназначенные для дизелей.

Уровни эксплуатационных свойств по API в порядке возрастания требований к качеству подразделяются в категории «S» на классы (SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM и SN). Чем вторая буква дальше от начала алфавита — тем лучше. Для бензиновых двигателей самой современной является маркировка SN, а для дизелей — CF. Для обозначения универсальных масел, которые применяются для бензиновых двигателей и дизелей, принята двойная маркировка, например SN/CF.

Несколько дополнений

1. Есть европейская ACEA. В ней требования (легковые) А5/В5 гораздо жестче, чем у SM по американской. Соответственно, масло получившие сертификацию по ней, более качественное.

2. Начиная с SM и SN масло можно использовать в турбированных моторах по умолчанию. О чем присутствует примечание на упаковке. Использовать его в моторах с наддувом, где не указано, что оно подходит для турбированных моторов, крайне опасно.

3. От срока эксплуатации меняется и вязкость. Если на новый мотор рекомендовано 5W30, то на этот же мотор после половины ресурса, заявленного производителем, уже применяют 5W40. В зависимости от климата тоже могут возникнуть отклонение по SAE от рекомендованных производителем.

  • Что делать, если уровень масла в моторе ниже уровня

4. В плане экономии топлива за счет менее вязкого масла, это самый мнимум, что кроме как рекламой не назовешь. А применение менее вязкого масла, чем рекомендовано производителем, вредно для мотора. Особенно в жаркий период. Давление в системе падает и смазка мотора ухудшается.

5. Что лучше выбрать для машины: 5W-40 и 5W-30. 5W-40 — имеет более высокую плотность, за счет чего улучшенные свойства защиты… 5W-30 — более текучее, легче прокачивается, экономичней в отношении топлива… Тогда вопрос 5W-30 или 5W-40 — выбор по большей части не водителя, а технической особенности двигателя. У японцев и американцев большее предпочтение на 30, а европейцы разрабатывают в пользу 40.

Выбираем моторное масло

Какое масло покупать для двигателя? Казалось бы, чего проще – загляни в руководство по эксплуатации автомобиля. Но есть люди, которые любят все усложнять: сомневаются, придираются, подбрасывают уточняющие вопросы. И мы вдруг понимаем, что они правы в своих сомнениях.

Для начала – мини-ликбез о том, чем, собственно, масла разнятся между собой. Отличия могут быть по двум категориям: по вязкости и по классу качества. Вязкость – это, грубо говоря, густота масла в горячем и холодном состоянии. У нас принято определять вязкость по методике SAE (например, SAE 5W-30, SAE 10W-40). Класс качества – это поколение масла, его способность сохранять основные характеристики при заданных условиях работы. С «ростом» поколений перечень характеристик расширяется, а условия становятся все более жесткими.

Европейские автопроизводители чаще всего определяют уровень качества по стандарту ACEA (на упаковке это выглядит как А3/B3/B4), американские – по нормам API (надпись, подобная SL/CF). Вязкость и класс качества масла обязательно указываются в заводском мануале, плюс там может стоять код одобрения автопроизводителя – например, VW 501.00 или MB 229.3. Но есть несколько нюансов, которые могут усложнить выбор.

Старый двигатель

Если двигатель уже прослужил немало и подает явные признаки старения, то используемое в нем масло должно не только защищать детали от износа, но и смягчать последствия уже имеющего место износа. Так, для компенсации упавшей компрессии и сохранения давления смазки в магистралях можно брать масло более высокой вязкости – но выбирать его следует все же из тех вариантов, что рекомендованы производителем автомобиля (или его двигателя).

Если смотреть еще глубже, то мотор с приличным пробегом желательно «кормить» маслом с повышенным содержанием моющих и диспергирующих присадок – они компенсируют многие проявления «старости». Но самостоятельно подобрать продукт с таким составом рядовому потребителю вряд ли удастся, поскольку придется вникать в подробности, которые не указываются на упаковке. У некоторых производителей есть специальные масла для изношенных двигателей (например, у Valvoline), но в подавляющем большинстве случаев это не более чем рекламный трюк.

Стиль вождения

Владельцам автомобилей с высокой энерговооруженностью, да и просто горячим драйверам, рекомендуются масла с так называемыми расширенными эксплуатационными характеристиками. Они обеспечивают дополнительную защиту трущихся пар от износа и уберегают присадки моторного масла от преждевременной выработки, ведь в интенсивных режимах работы масло стареет быстрее обычного. Поскольку специальные масла для Шумахеров встречаются нечасто, можно посоветовать таким «гонщикам» покупать смазку в пределах заводских рекомендаций, но от дорогих брендов. Есть мнение, что в них заложен чуть больший ресурс, хотя сами производители это не подтверждают.

Условия эксплуатации

Неблагоприятными условиями для двигателя считаются езда в обстановке большого города, в горах, по бездорожью, движение с прицепом, с превышением паспортной нагрузки. Водителям, которые часто «крутят» двигатель, рекомендуется сократить интервал за­мены моторного масла. В ассортименте некоторых производителей есть масла для высоконагруженных моторов, содержащие в своем составе усиленный пакет противоизносных присадок. Но опять же, не факт, что это не очередная маркетинговая уловка.

Неблагоприятным режим считается, если автомобиль используется в городе для коротких поездок в течение дня, когда двигатель стартует холодным и не успевает прогреться до следующей остановки. В картере такого мотора собирается влага-конденсат, которая создает вспененную эмульсию. Если владелец хочет продлить ресурс такого двигателя, стоит использовать масло с низкой вязкостью, мощными антикоррозионными присадками и высокой термоокислительной стойкостью.

Работа на газовом топливе в целом более благоприятна для двигателя, чем при использовании бензина, но масло в таком случае несколько быстрее окисляется. Специальных масел моторы с ГБО не требуют. Но для истинных фанов своих газифицированных «ласточек» можно посоветовать масла, имеющие улучшенные моющие характеристики, повышенную стойкость к окислению и тепловому старению в целом.

В основном, если вы хотите уделить особое внимание смазке двигателя вашего автомобиля, обратитесь за советом к настоящим профессионалам. Таких можно найти в фирменных магазинах производителей масел или на их официальных интернет-сайтах, где обычно работает онлайн-консультация. Предоставив данные о своей машине и реальных условиях ее эксплуатации, вы получите квалифицированные рекомендации о сорте продукта, который сможете заливать в двигатель на протяжении нескольких лет.

Комментарий эксперта

Можно ли отступать от рекомендаций производителя автомобиля при выборе моторного масла и если можно, то насколько?

Денис Извеков,
руководитель технического департамента SK Lubricants (производитель смазочных материалов ZIC)

В большинстве случаев не следует отступать от рекомендаций. Для новых гарантийных машин это чревато отзывом гарантии. Для негарантийных, но все еще новых автомобилей также не следует ничего изобретать, т.к. рекомендации отражают и потребности двигателя, и уровень доступных смазочных материалов.

Другое дело, когда приходится подбирать масло для машины уже совсем не новой (10–15 и более лет). Зачастую в такой ситуации становится сложно выполнить требования автопроизводителя: прописанную в мануале спецификацию можно найти только на не вызывающих доверия канистрах малоизвестных производителей. Как быть в такой ситуации?

Правило первое: постараться выяснить официальную позицию производителя автомобиля. Например, Volkswagen рекомендует использовать масло с современным допуском VW 502/505 для автомобилей, выпущенных до 2001 года. У многих автопроизводителей есть подобные рекомендации. Нужно не постесняться позвонить «официалам» и спросить.

Правило второе: «летний» класс вязкости должен быть максимально близок к оригинальной рекомендации. То есть если рекомендуется масло с классом вязкости 10W-30, то следует использовать современное масло класса вязкости XW-30.

Правило третье: следует использовать масло с более современной спецификацией по той же классификации. Например, если предписано масло API SG, то можно использовать SH, SJ, SL, SM, SN. При этом не рекомендуется использовать самые современные низкозольные масла, для которых прописаны допуски VW 505.01, 504/507, MB 229.51/.52, BMW LL-04, GM dexos2, ACEA Cx, но не потому, что они могут повредить двигателю. Современные низкозольные масла не только предохраняют двигатель от износа, но и поддерживают ресурс сложных систем очистки выхлопных газов, что не требуется в старых автомобилях, а значит, нет смысла переплачивать.

Один из вариантов, как продлить ресурс двигателя и/или увеличить срок службы мотора без дорогостоящего ремонта – использовать интеллектуальные смазочные композиции Nanoprotec, которые восстанавливают рабочие характеристики и продлевают ресурс различных узлов и агрегатов.

Правило четвертое: интервал замены сокращать не стоит, т.к. очень часто для старых машин они прописывались исходя из того, что в это время в магазине можно было купить только минеральное масло.

Бытует мнение, что не следует использовать синтетические масла вместо минеральных, т.к. они «более жидкие» и будут протекать. Это заблуждение, т.к. масла с одинаковым «летним» классом вязкости вязкости имеют одинаковые вязкостные характеристики при рабочих температурах. Если масло просачивается сквозь уплотнительные соединения, это говорит не о «жидкости» масла, а об изношенности двигателя. В такой ситуации следует подумать о ремонте двигателя, а не об увеличении вязкости масла, т.к. это лишь временно маскирующее проблему решение.

Как выбрать моторное масло?

Моторное масло –один из самых важных «расходников» в автомобиле. Экономить на нем нельзя ни в коем случае, но как выбрать подходящее по параметрам и приемлемое по цене масло среди многообразия, представленного на прилавках автомагазинов?

Регулярная замена масла в двигателе – залог его долгой службы, поэтому к вопросу выбора этой жидкости нужно подходить ответственно, чтобы избежать множества проблем, связанных с дорогостоящим ремонтом мотора. Те автовладельцы, кто производит техобслуживание у официального дилера, доверяются ему и в выборе масла. Но как быть тем, кто обслуживает машину сам или в неофициальном сервисе? Ассортимент моторных масел в магазинах огромен, и зачастую очень трудно определиться.

Что посоветует производитель?

В первую очередь нужно узнать, какое масло рекомендовано производителем именно для вашего автомобиля. Речь не идет о модели машины в целом – для каждого двигателя в линейке производителя предназначено свое масло. Его параметры можно отыскать в руководстве по эксплуатации автомобиля. Если руководства нет – нужную информацию можно найти на сайте автопроизводителя или сделать запрос представителю марки. Некоторые производители масел существенно облегчают эту задачу, предлагая удобный сервис подбора масла для конкретной модификации автомобиля на своем официальном сайте.

Итак, необходимые данные получены, но что они означают – непонятно. Здесь начинается самое сложное – расшифровка на первый взгляд загадочных цифр и букв на канистрах. Масла делятся на три типа: минеральные, синтетические и частично синтетические (так называемая полусинтетика). Эксплуатационные свойства «синтетики» лучше, и они практически не меняются по мере увеличения пробега, но стоит она дороже. «Минералка» подкупает доступной ценой, однако менять такое масло нужно чаще, чем синтетическое.

Синтетическое масло благодаря своим физико-химическим характеристикам оказывает существенное влияние на расход топлива. Из-за высокой текучести и фрикционных свойств, превосходящих характеристики стандартного масла, существенно сокращаются потери на трение в двигателе. Это означает, что больше энергии, освобожденной в процессе сгорания, будет передано непосредственно на колеса. В итоге педаль газа становится более отзывчивой при меньшем потреблении топлива. При использовании таких масел силы жидкостного трения в двигателе и трансмиссии при низких температурах меньше по сравнению с маслами с высокой вязкостью. Это обеспечивает улучшение пусковых свойств двигателя, экономию топлива и снижение выброса вредных веществ при работе автомобиля в режиме холод­ного цикла.

Также на канистре часто указывают допуски автопроизводителей. Если они есть – подобрать масло, рекомендованное заводом-изготовителем конкретного мотора, намного проще. Следующее обозначение – классификация масла по эксплуатационным свойствам. В Украине наиболее распространена классификация API. Это индекс из двух букв: первая указывает на тип двигателя (S – бензиновые двигатели или C – дизели), а вторая означает уровень эксплуатационных свойств. Допуск масла по классификации API автопроизводители часто указывают в инструкции к авто­мобилю.

Самая популярная классификация масел, по которой многие автолюбители и определяют, подойдет или нет их машине та или иная жидкость, – классификация вязкости (SAE), та самая строчка с W посередине. Здесь действует простое правило: цифры индекса не должны отличаться от рекомендованных производителем автомобиля. Любые эксперименты могут привести к нежелательным последствиям в виде увеличения расхода топлива и повышенного износа мотора.

Мешать или не мешать?

Если по каким-то причинам вы еще не готовы менять масло полностью, но есть необходимость восполнить его запасы, знайте, что допустимо смешивать только моторные масла одного класса вязкости и имеющие одинаковые спецификации по классификациям API/ACEA с одинаковой основой. При этом лучше не превышать 15-процентный объем долива, а после этой процедуры желательно не затягивать с полной заменой моторного масла.

А что с присадками?

Специалисты не рекомендуют использовать дополнительные присадки к моторным маслам. Это объясняется тем, что готовое масло – сбалансированный продукт, обладающий всеми необходимыми свойствами для удовлетворения техническим регламентам производителей двигателей и соответствия международным спецификациям, указанным на канистрах. Скажем больше – добавление сторонних присадок может привести к непредсказуемым и весьма пагубным последствиям для двигателя ввиду возможного химического взаимодействия между соединениями. Уж лучше воспользоваться промывкой при переходе на масло нового производителя или при смене владельца автомобиля, когда неизвестно, какое масло эксплуатировалось, чем проводить эксперименты с непредсказуемым финалом.

Совет эксперта

Степан Васильев, представитель компании «ТОТАЛ Украина»

Строго соблюдайте рекомендованный интервал замены с учетом адаптации к стране, где автомобиль эксплуатируется. В Украине, например, рекомендованные интервалы снижены в два, а то и в три раза по сравнению с Европой. Хочу заметить, что моторные масла Total обеспечивают интервалы замены через 30 000 км для бензиновых и 50 000 км для дизельных двигателей.

Часто автолюбители спрашивают: нужно ли менять масло, если оно темнеет? Три основные функции моторного масла – смазывать, охлаждать и удерживать золу, которая образуется при неполном сгорании топлива в двигателе. Потемнение масла вызвано попаданием в него различных примесей лаков, агрессивных газов – оксидов серы, азота и углерода, которые могут взаимодействовать с водяным конденсатом и приводить к химической коррозии несгоревших топливных частиц. Моторное масло, которое не темнеет длительное время, как раз и должно вызывать обеспокоенность (а не наоборот), так как оно не выполняет одну составляющую своей триединой задачи – не удерживает золу. Это может приводить к отложениям на движущихся деталях двигателя, его перегреву и прочим необратимым явлениям.

Как выбрать моторное масло? Обзор классификаций

Зачастую выбор моторного масла оказывается нетривиальной задачей даже для опытного автовладельца. API, SAE, ACEA — этикетка канистры пестрит аббревиатурами и индексами. Как их расшифровать, чтобы подобрать оптимальное масло для вашего автомобиля? Именно этому вопросу посвящен наш материал.

Воспользуйтесь сервисом быстрого подбора масел, чтобы получить рекомендации ЛУКОЙЛ для вашего автомобиля.

Какое моторное масло лучше подойдет для вашего автомобиля?

Ответ прост и однозначен: по качеству и эксплуатационным свойствам синтетические масла на голову превосходят минеральные. Главной проблемой последних является нестабильность вязкостных показателей, зависящих от химического состава, который, вследствие происхождения сырья, не отличается постоянством.

Чтобы исправить этот недостаток, в минеральные масла добавляется большое количество загущающих присадок, чувствительных к воздействию высоких температур и подверженных интенсивному разложению в ходе термоокислительных реакций. Продукты их распада наряду с тяжелыми фракциями основы выпадают в виде массивных отложений, что может приводить к преждевременному износу двигателя.

Ограничения по использованию минеральных масел

Сегодня минеральные масла используются лишь в карбюраторных бензиновых и дизельных двигателях устаревших моделей, которые эксплуатируются в условиях умеренного климата: значительное увеличение вязкости при отрицательных температурах делает их непригодными для эксплуатации зимой.

Кроме того, минеральные масла не подходят для смазки двигателей, оснащенных системой принудительной подачи воздуха, поскольку масло слишком быстро разлагается и теряет свои свойства, его использование способно привести к выходу турбины из строя.

Напротив, синтетические масла отличаются химической стабильностью и при этом способны сохранять постоянные показатели вязкости в широком диапазоне температур, вследствие чего подходят для двигателей любых типов.

Что касается полусинтетических масел, их можно рассматривать как компромиссный вариант: они дешевле синтетических, но при этом значительно превосходят минеральные по эксплуатационным параметрам.

Классификация моторных масел по химическому составу основы

Даже начинающий автолюбитель знает о том, что существуют минеральные, синтетические и полусинтетические моторные масла, но вместе с тем далеко не каждый способен внятно сформулировать, чем они отличаются друг от друга. Давайте разбираться.

Любое моторное масло, независимо от марки, состоит из базового масла и присадок — специальных добавок, улучшающих физические свойства основы.
Согласно классификации, предложенной Американским институтом нефти (API — American Petroleum Institute), выделяют шесть базовых масел.

Масла I, II и III групп, получаемые непосредственно из мазута с использованием различных методов очистки, принято называть минеральными:

  • I — полученные методом селективной очистки и депарафинизации растворителями нефти;
  • II — полученные с помощью гидроочистки (отличаются низким содержанием парафинов и ароматических соединений, а также высокой окислительной стабильностью);
  • III — полученные с использованием каталитического гидрокрекинга (характеризуются высоким индексом вязкости).

При производстве базовых масел IV, V и VI групп задействуют технологии органического синтеза (сырьем в данном случае служит природный газ или другие нефтепродукты), поэтому их относят к синтетическим:

  • IV — масла на основе полиальфаолефинов (ПАО);
  • V — масла на основе полиалкиленгликолей, сложных эфиров и т.д.

Что касается «полусинтетики», так принято называть минеральные масла с добавлением 20–30% синтетических компонентов.

Классификация моторных масел по степени вязкости

Разберем подробнее каждую категорию, начав с зимних масел.

В записи типа SAE 5W цифра 5 указывает на максимальное значение динамической вязкости (обусловлена взаимным трением слоев масла при их смещении друг относительно друга) при отрицательных температурах и минимальную кинематическую вязкость (текучесть) при 100°C, а литера W указывает, что моторное масло пригодно для эксплуатации в зимнее время года (от английского winter — «зима»).

Максимальная динамическая вязкость рассчитывается применительно к минимальным температурам прокачиваемости масла насосом по каналам смазочной системы и проворачивания коленчатого вала стартером при холодном запуске двигателя.

Максимальная динамическая вязкость (мПа·с) при заданной температуре (°С)

Минимальная кинематическая вязкость при t = 100 °C (мм 2 /с)

Как выбрать моторное масло?

Любой автомобильный двигатель внутреннего сгорания имеет систему смазки, которая ориентирована для работы с определенным типом моторного масла. Причем обусловлено это не столько особенностями системы смазки, сколько особенностями мотора – используемых в нем материалов, величины зазоров между рабочими поверхностями трущихся деталей, температурными режимами в самих горячих точках различных механизмов.

В современных моторах повышенные требования к маслам обусловлены еще и из-за их повышенной экологичности, что требует снижения зольности масла, в противном случае быстро выйдет из строя катализатор и сажевый фильтр (при его наличии).

В целом существует более десятка факторов, из-за которых моторные масла делают с разными пакетами присадок, удовлетворяющими тем или иным требованиями. Все они сформированы в нескольких основных стандартах, по которым классифицируют моторные масла – SAE, API, ACEA.

Если вы не нуждаетесь в уточнении характеристик масла для вашего автомобиля, предлагаем перейти к подбору в каталоге магазина Кинг Авто, там представлено исключительно оригинальное моторное масло ведущих мировых производителей.

Универсальные «нормы» SAE разработаны американским Обществом автомобильных инженеров (англ. Society of Automotive Engineers, SAE). Созданные американцами стандарт SAE J300 – классификация моторных масел по вязкости. На данный момент он включает 11 классов вязкости моторных масел: SAE 0W, SAE 5W, SAE 10W, SAE 15W, SAE 20W, SAE 25W, SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50, SAE 60. Буква W в маркировке – от англ. слова winter – показатель зимней вязкости.

На сегодняшний день в основной массе используются всесезонные масла, которые имеют спаренную маркировку вязкости, например, SAE 5W-40.

Вязкость, необходимая для конкретного автомобиля, указана в руководстве по эксплуатации авто.

При этом может быть рекомендовано несколько вариантов вязкости, отдавать предпочтение которым следует исходя из сезона использования масла (зимой с меньшей зимней вязкостью, например, 5W-40 или 0W-40), региона эксплуатации авто и степени износа мотора.

Классификации API (Американский институт нефти, American Petroleum Institute) и АСЕА (Ассоциация европейских производителей автомобилей, Association des Constracteurs Europeens des Automobiles) характеризуют свойства моторных масел с точки зрения их эксплуатационных свойств, т.е. для соответствия моторам разных поколений.

Необходимость внедрения данной классификации обусловлена применением в моторах различных материалов, использования различного топлива, отличиях в тепловых и механических нагрузках на различные механизмы двигателя, а также соответствием тем или иным экологическим нормам.

Она содержит совместные требования производителей масел и присадок и изготовителей автомобилей. Таким образом, чтобы не ошибиться при выборе моторного масла, автовладелец должен иметь информацию о нужной вязкости по SAE и эксплуатационным свойствам по API и ACEA.

Чтобы не допустить ошибки при выборе моторного масла, следует обязательно изучить руководство по эксплуатации вашего авто и найти в нем требования к применяемому моторному маслу. Если эта информация недоступна, консультацию можно получить у продавца (если вы покупаете масло в специализированном магазине). Напоминаем, большой выбор моторных масел и консультацию по допускам предоставит вам розничный магазин Кинг Авто на Окружной.

Допуск автопроизводителя

Важным критерием при выборе моторного масла может быть соответствие того или иного продукта требованиям автопроизводителя. Эту информацию можно найти на канистре масла ниже основной, вышеупомянутой классификации. В случае соответствия тем или иным требованиям автопроизводителя, последний после своих внутренних испытаний масла дает допуск на его применения в своих моторах.

Этот допуск, собственно, и указывается на канистре (банке) с маслом. В некоторых случаях производители масел не получают допуск автопроизводителя, но зная об особенностях применяемых пакетов присадок, информируют автовладельцев, что масло соответствуют такому-то допуску того или иного автопроизводителя.

Чем опасно несоответствующее масло

Побочных негативных эффектов от применения в двигателях несоответствующего моторного масла может быть множество и все они ведут, как правило, к необходимости более скорого ремонта либо двигателя в целом, либо отдельных его узлов и систем. Именно поэтому масло следует подбирать правильно. При этом следует учесть, что многие современные стандарты качества перекрывают потребности устаревших стандартов, поэтому в моторах старых поколений допускается применять масла более новых классов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  2016-03-08 Как правильно установить стеклоподъемники
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector