Hino-avto.ru

официальный дилер Hino Motors
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

С чем связан рост цен на бензин?

МинэнергоРФ : рост оптовых цен на бензин — рыночная реакция на восстановление экономики после мер по коронавирусу

«Наблюдаемый в настоящее время рост цен на автомобильный бензин в оптовом сегменте не представляет собой значительных рисков для потребителя и является нормальной рыночной реакцией на постепенное восстановление отраслей экономики после снятия ограничительных мер по нераспространению коронавирусной инфекции на фоне восстановления спроса и котировок на мировых рынках. Также важно учитывать то, что в это время традиционно наблюдается сезонный рост спроса на нефтепродукты», — говорится в сообщении.

Как отмечает Минэнерго, оптовые (биржевые) цены в рыночной экономике подвержены волатильности. Так, после резкого падения оптовых цен на автомобильный бензин (вслед за нетбэком) в марте-апреле 2020 года (с 47,5 тыс. руб./т на начало марта до 39,4 тыс. руб./т к концу апреля), в мае наметился рост, обусловленный восстановлением спроса ввиду снятия карантинных мер.

«Несмотря на это, следует отметить, что розничные цены на моторные топлива остаются относительно стабильными на всей территории Российской Федерации. Темпы роста цен на бензин и дизельное топливо с начала года ниже темпов инфляции — 0,4% и минус 0,4% соответственно. Инфляция с начала года составила +2,5%», — подчеркивается в пресс-релизе.

«При этом, дефицита топлива на рынках нет. Производственные планы компаний выполняются — в частности, только за эту неделю производство автомобильного бензина увеличено на 6,8%, запасы НПЗ и ПНПО начали расти (+6,4% за неделю). При этом продажи на бирже удерживаются на уровне 27-28 тыс. т в сутки, то есть выше утвержденных нормативов реализации. Значительный эффект для наполнения рынка имеет бесперебойный выход на плановый режим работы на этой и прошлой неделе Московского, Ярославского НПЗ, Самарской и Уфимской групп НПЗ, а также увеличение загрузки ряда других системообразующих НПЗ. В настоящее время можно сказать о достаточности уровня запланированного производства и отгрузок для создания профицитного предложения на внутреннем рынке автомобильного бензина, что позволит в том числе стабилизировать ценовую ситуацию в оптовом сегменте как на фоне восстановления спроса на топливо внутри страны, так и в условиях роста котировок на мировых рынках», — приводятся в сообщении слова замглавы Минэнерго Павла Сорокина.

Благодаря проведенной работе с основными компаниями-производителями топлива, среднесуточный объем производства автомобильного бензина в июне 2020 г. (за 16 дней) по сравнению с маем уже вырос на 28,7 %, а отгрузка на внутренний рынок выросла на 40,9 %, при этом экспорт снизился в 2 раза.

«Производство бензина в России на сегодня достигает более 100 тыс. т в сутки, суммарный уровень производства бензина в июне 2020 г. планируется на уровне не ниже июня 2019 г., когда спрос был выше, чем в этом году. Как следствие, с учетом роста производства запасы автомобильного бензина с начала месяца выросли за 16 дней на 0,1 млн тонн до 1,4 млн т, что в том числе положительно влияет на восстановление уровня коммерческих запасов топлива на НПЗ и нефтебазах», — приводятся данные в пресс-релизе.

«Оценки Минэнерго России показывают, что в июле 2020 г. экономическая эффективность переработки нефти и реализации моторного топлива на внутреннем рынке продолжат улучшаться — это связано с ростом экспортной пошлины на нефть с 1 июля 2020 г. на $29,5/т (около 2,1 тыс. руб.), соответственно, увеличением таможенной субсидии и обратного акциза на нефтяное сырье для НПЗ. При этом ожидаемое восстановление маржи НПЗ в Европе (ключевой экспортный рынок) приведет к снижению «отрицательного демпфера», который в настоящее время включен в оптовую цену и оплачивается НПЗ по аналогии с акцизом», — считает Минэнерго.

Поэтому, несмотря на текущую волатильность цен в оптовом сегменте, риск роста розничных цен темпами, превышающими уровень инфляции, отсутствует, подчеркивает министерство.

«Сезонный рост цен»: в Красноярске снова подорожал бензин

Цены на красноярских АЗС продолжают расти. Это уже второе обновление ценников за месяц. На этот раз литр бензин стал дороже в среднем на рубль. Если сравнивать с ценами в июне, топливо подорожало на 2 рубля.

На заправках «Красноярскнефтепродукт» (КПН) цены подняли 9 июля:

литр АИ-92 стал дороже на 1 руб., и стоит теперь 42,60 руб.;

литр АИ-98, как и другие виды бензина, обойдется на 1 руб. дороже – 51,90 руб.;

дизельное топливо по-прежнему стоит 49,50 руб. за литр.

Как «ТВК Красноярск» пояснил экономист Игорь Артемьев, это сезонное подорожание. Такое происходит каждый год, когда нефтеперерабатывающие заводы поднимают оптовые цены.

«В России внутренние цены на топливо никак не связаны с мировыми. Производители, конечно, обращают внимание на конъюнктуру, но фактически от нее не зависят. Главная причина роста цен – очень ограниченное предложение, заводы можно посчитать по пальцам. Один закрывается на лето – у остальных создается дефицит», – говорит эксперт.

«Это происходит постепенно. Если мы посмотрим тенденцию последних 10 лет – бензин ни разу особо не дешевел. Будет ли дорожать бензин в ближайшее время еще предсказать невозможно», – отмечает экономист.

Напомним, в конце июня красноярских АЗС заметили первое подорожание бензина. Цены на одни виды топлива поднялись на 50 коп., другие стали дороже на целый рубль.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене

Поделиться этим материалом в социальных сетях и мессенджерах

  • 17.12 Новости ТВК 17 декабря 2020 года
  • 17.12 В Красноярске пенсионеры остались без выплат на Новый год
  • 17.12 Путин заявил, что «пока не решил», идти ли на пятый президентский срок
  • 17.12 В СГК рассказали, куда обращаться, если возникли проблемы с теплом в квартире
  • 17.12 В Норильске построили самый крупный за полярным кругом спортхолл для мини-футбола

Информация, размещаемая на ресурсе tvk6.ru, предназначена для персонального использования. Запрещается копирование и/или воспроизведение информации без активной ссылки на данный ресурс. Администратор сайта tvk6.ru вправе удалить комментарий без объяснения причин.

СМИ Сетевое издание «ТВК Красноярск». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77 — 68730, выдано 28 февраля 2017 года Роскомнадзором.
Учредитель Общество с ограниченной ответственностью «Новости»
Главный редактор Бухтуева Мария Вячеславовна
Продукция Сетевого издания содержит информацию возрастных категорий 12+

Полыхнуло. Почему рост цен на бензин опережает инфляцию

В конце января Владимир Путин заявил о возможности снижения цен на бензин. Рост стоимости автомобильного топлива связан с повышением акцизов и нефтяных котировок, подчеркнул он. Однако в некоторых регионах рост вызван сложностью доставки и неразвитостью инфраструктуры, добавил президент, пообещав обсудить эти проблемы с руководителем Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорем Артемьевым.

По итогам 2017 года цены на бензин, согласно данным Росстата, выросли на 7,3% (декабрь к декабрю предыдущего года), почти в три раза превзойдя показатель инфляции, снизившийся до минимального с начала рыночных реформ уровня (2,5%). Тем самым был прерван тренд на торможение темпов прироста цен на бензин, наблюдавшийся в 2015 и 2016 годах, когда они замедлились до 4,8% и 3,8% соответственно в сравнении с 8,9% в 2014-м. Отчасти это связано с повышением акцизов, которые для бензина 5-го экологического класса с 1 января выросли на 6,4% — увеличение издержек производители загодя перенесли на потребителя. Подтверждение тому — динамика цен на бензин в конце прошлого года: если в октябре их прирост в месячном выражении составил 0,2%, то в ноябре — 0,4%, а в декабре — 1,4%.

Читать еще:  ТОП-10 самых доступных новых автомобилей 2020 года в Украине

В структуре стоимости каждого проданного литра автомобильного топлива на долю налогов приходится 65% — такую оценку в январе привела ФАС в специальном разъяснении. В этой связи, по мнению регулятора, на цене бензина не может не отражаться рост налоговой нагрузки, связанный с повышением не только акцизов, но и НДПИ на нефть, в 2015 году увеличившемся на 55,4%, в 2016-м — на 11,8%, а в 2017-м — на 7,2%. К числу факторов ФАС относит и динамику мировых котировок, к которым привязана внутрироссийская цена на нефть, рассчитываемая как разница между стоимостью зарубежных поставок и расходов на транспортировку и уплату экспортной пошлины — по итогам 2017 года средняя цена барреля Urals выросла до $53 против $41,9 в 2016-м (данные Минфина).

Впрочем, цены на бензин растут и тогда, когда котировки сырья падают. К примеру, в 2015 году средняя стоимость Urals снизилась почти в два раза, до $51,2 за баррель против $97,6 в 2014-м, тогда цены на бензин АИ-92 выросли на 4,9% (данные Росстата). Схожая картина наблюдалась и в кризисный 2009 год: баррель Urals подешевел на треть — до $61,1 в сравнении с $94,4 в 2008-м, в то время как цена АИ-92 увеличилась на 9,7%. В США же, наоборот, средние цены на бензин марки Regular (аналог российского АИ-92) упали почти на треть и в 2009 году (до $2,3 за галлон против $3,2 в 2008-м, согласно данным EIA — Управления по энергетической информации США), и в 2015-м (до $2,3 за галлон с $3,3 в 2015-м).

Формально структура издержек у американских производителей иная: по оценке EIA, в декабре прошлого года при продаже галлона бензина Regular 57% их затрат приходилось на покупку сырья и лишь 19% — на уплату налогов (при доле расходов на переработку и сбыт в 11% и 13% соответственно). Однако важно учитывать, что к налогам EIA относит лишь акцизы на топливо, действующие на уровне федерации и штатов, тогда как в стоимость сырья заложено роялти с нефти, добытой в Саудовской Аравии и импортированной в США, и налоги для американских добывающих компаний — муниципальный налог на имущество, налог на эксплуатацию недр, а также штатный и федеральный налоги на прибыль. С учетом этих отчислений доля налогов в стоимости бензина в США близка к российской.

Именно поэтому цены на бензин в России должны сильнее коррелировать с динамикой нефтяных котировок. Даже несмотря на прошлогодний рост, средняя цена барреля Urals в полтора раза уступает докризисному уровню — $68,5 в минувшем январе (данные Минфина) против $107,9 по итогам 2013 года. Однако, как уже было показано выше, цены на бензин вслед за котировками сырья не снижаются. Причина тому — низкая конкуренция в сфере производства нефтепродуктов: по данным ФАС, в 2016 году на долю «Роснефти», «Лукойла», и «Газпром нефти» приходилось 84,9% поставок бензина в России. Высокая концентрация рынка позволяет его участникам при сбыте нефтепродуктов варьировать расценки в зависимости от платежеспособностей автолюбителей. Несмотря на близость цен отгрузки АИ-92 с Московского НПЗ «Газпром нефти» (40 300 рублей за тонну, согласно январским данным ЦДУ ТЭК), Рязанского НПЗ «Роснефти» (40 999 руб./т) и Новоярославского НПЗ «Славнефти» (40 400 руб./т), средняя розничная цена литра АИ-92 в Москве (38,31 руб.) в январе на рубль превышала его стоимость в Рязанской области (37,31 руб.) и на полтора — в Ярославской (36,74 руб.).

Изменить ситуацию позволит демонополизация производства и сбыта нефтепродуктов: в условиях конкуренции у компаний будет меньше возможностей для того, чтобы перекладывать издержки на потребителей. Пока что в отрасли действует обратная тенденция: за последние 10 лет здесь не появилось новых крупных игроков, при этом число действующих компаний снижается из-за слияний и поглощений, как в случае с покупкой «Роснефтью» «Башнефти», входившей в четверку крупнейших производителей нефтепродуктов. В прошлом году это даже признала ФАС в отчете по итогам анализа состояния конкуренции на оптовом рынке бензина. Однако станет ли констатация проблемы первым шагом на пути к ее решению, большой вопрос.

Разбор | За неделю цена бензина в Украине выросла на 5-10%. Вы не поверите, виноват Коломойский

Топливная империя Привата дольше всех держала «весенние» цены на топливо, но в октябре подняла ценник. Это качнуло весь рынок. Где остановятся цены?

Неформальная группа Приват Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова спровоцировала рост цен на розничном рынке топлива Украины. По данным профильного издания enkorr, с 19 по 26 октября сети АЗС Привата подняли цены на бензин и дизель сразу на 2 грн за литр.

Вслед за заправками Коломойского, топливо подорожало на стелах WOG, ОККО, KLO, AMIC и БРСМ-Нафты. Средняя стоимость бензина и дизеля в Украине на 28 октября выросла на 1 грн до 23-24 грн за литр. Это максимум с апреля 2020 года.

Почему на АЗС подорожало топливо, и что будет с ценами до конца года?

Энергетический бизнес Привата состоит из трех нефтегазовых компаний: JKX Oil&Gas, Укрнафты и Укрнефтебурения; крупнейшего производителя нефтепродуктов в стране Укртатнафты (Кременчугский НПЗ) и 1540 АЗС, работающих во всех областях страны под брендами Укрнафта, Авиас, Sentoza и ANP.

По данным enkorr, Приват контролирует около 25% розничного рынка топлива в Украине.

Цены на АЗС в эпоху карантина

12 марта Кабмин ввел жесткие карантинные ограничения в Украине. Это сократило передвижение автотранспорта, что привело к обвалу спроса на топливо на 30%, писала ранее LIGA.net. Падение продаж и, как следствие, снижение выручки, вызвали неочевидную реакцию АЗС – чтобы компенсировать риски, они заложили в стоимость бензина и дизеля повышенную маржу.

Наибольшая наценка сетей, по данным аналитика Нефтерынок Александра Сиренко, наблюдалась в мае 2020-го. Разница между розничной и оптовой стоимостью горючего тогда составляла до 8 грн за литр, это примерно в 2-3 раза больше, чем в августе этого года.

Завышенная маржа позволила заправкам сгладить потери от падения спроса. Сверхприбыли сети пустили на закупку контрактов на топливо, которое рекордно подешевело вслед за нефтью.

Недорогой запас топлива, по словам директора Консалтинговой группы А-95 Сергея Куюна, позволил большинству сетей удерживать цены вплоть до июля. Но когда этот ресурс иссяк, котировки на крупных и премиальных АЗС начали снова расти (к этому времени стоимость фьючерсов на нефть на мировом рынке выросла до $43,3 за баррель против майских $37,6)

По данным А-95, за последние пять месяцев стоимость бензина и дизеля «на стелах» выросла на 2-3,6 грн, автогаз подорожал еще больше – до 3,6 грн. Активней всего цены повышали сети БРСМ-Нафта, Shell, Amic, Chipo и KLO, где топливо за май-конец октября подорожало на 2-3,3 грн за литр.

От конкурентов не отставали и премиальные АЗС WOG, OKKO, Socar: горючее на этих заправках с мая по 28 октября выросло в цене на 1,5-2 грн, выйдя на до карантинные 26-27 грн/литр бензина.

Приватный маркетинг

Приват удерживал цены на три месяца дольше других сетей-конкурентов. По данным enkorr, сети Привата до того, как повысить цены 19 и 26 октября на 2 грн/литр, не пересматривали свое предложение с 29 апреля.

Читать еще:  Шкода Рапид Спейсбек – компактный молодежный хэтчбек

Как ему это удавалось? По словам Куюна из А-95, автозаправки Коломойского заморозили цены за счет дешевой майской нефти, которую закупила Укртатнафта, переработала и продала трейдерам.

Октябрьское повышение цен он связывает с исчерпанием именно этих запасов. «При этом даже, несмотря на рост цен, Приват остался в своей нише, торгуя ниже премиальных сетей, но дороже дискаунтеров. Это связано с тем, что у него низкие расходы на персонал и содержание старых станций», – добавил Куюн.

Традиционно разница между «премиальными» и приватовскими заправками – 3-4 грн за литр. Такой она была на 30 апреля, и согласно подсчетам enkorr, такой же была на 28 октября. Поэтому после резкого повышения, другие заправки тоже начали коррекцию цен.

«Рынок ожидал, когда Приват поднимет цены. Думаю, в ближайшую неделю мы увидим корректировку цен во всех регионах», – считает Сиренко.

Так, по данным enkorr, с 16 по 28 октября, вслед за Приватом свои предложения пересмотрели на 0,5-1 грн как минимум 22 сети АЗС, включая Mango, БРСМ-Нафта, Парралель, WOG, OKKO, AMIC и Socar. Единственная крупная сеть, оставившая пока прежние цены, – Glusсo.

Будет ли дорожать топливо в ноябре?

Топливный рынок АЗС достаточно волатильный, поэтому сложно предсказать, какой будет цена в долгосрочной перспективе, объясняет Сиренко из Нефтерынка.

«Цены зависят от стабильности курса валют, мировых котировок на нефть и спроса на внутреннем рынке, – отмечает он. – Однако оснований говорить, что цены вырастут, например, из-за девальвации гривни или ситуации на мировом рынке, на сегодня пока нет».

Со словами Сиренко соглашается и Куюн. По словам директора А-95, в ноябре начинается период угасания спроса, поскольку завершаются сезонные сельхозработы и в стране замедляется строительство – основные потребители горючего в Украине.

Информационно-аналитический комментарий о динамике цен в Северо-Западном федеральном округе в сентябре

В сентябре 2020 года в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) годовая инфляция составила 3,6% после 3,7% в августе.

На инфляцию в округе оказывали влияние разнонаправленные факторы, среди которых, с одной стороны, расширение предложения продовольственной продукции и снижение спроса на некоторые услуги, с другой – увеличение издержек производителей на фоне ослабления рубля, а также реализация отложенного спроса на отдельные непродовольственные товары.

Основные показатели инфляции

в % к соответствующему месяцу предыдущего года

Март 2020Июнь 2020Июль 2020Август 2020Сентябрь 2020
Инфляция2,93,13,43,73,6
Базовая инфляция2,92,83,03,33,4
Продовольственная инфляция, из них:2,03,43,83,83,5
плодоовощная продукция-3,63,15,47,36,7
Непродовольственная инфляция2,83,03,13,53,9
Инфляция в сфере услуг, из них:4,02,93,33,73,6
ЖКХ3,43,04,34,64,5
пассажирский транспорт5,82,20,71,50,7

Расширение предложения фруктов и мяса птицы способствовало замедлению продовольственной инфляции

Продовольственная инфляция в округе снизилась с 3,8% в августе до 3,5% в сентябре. Заметно снизился темп прироста цен на апельсины благодаря увеличению объемов зарубежных поставок. Расширение поставок яблок способствовало замедлению роста цен на них. Увеличение предложения крупными торговыми сетями огурцов обусловило дальнейшее снижение цен на этот вид овощей. Замедление роста цен на груши связано с увеличением объемов их урожая на мировом рынке по сравнению с прошлым годом. Под влиянием насыщения рынка мясом птицы в округе в сентябре ускорилось снижение цен на эту продукцию. Уменьшился темп прироста цен на свинину, что было связано как с нормализацией спроса после его повышения в период летних отпусков в условиях сохранения ограничений на зарубежные поездки, так и со снижением цен на этот вид мяса на мировом рынке.

В сентябре было отмечено снижение спроса на питание вне дома на фоне роста заболеваемости коронавирусом, в связи с чем увеличение цен в этом сегменте замедлилось, а продукция заведений быстрого питания даже подешевела. На динамику цен в столовых и кафе в Санкт-Петербурге также повлияло меньшее, чем обычно, число туристов в начале осени.

Кратковременное увеличение спроса после смягчения ограничительных мер ускорило рост цен на некоторые непродовольственные товары

Годовая непродовольственная инфляция возросла с 3,5% в августе до 3,9% в сентябре. Увеличение темпов прироста цен на легковые автомобили отчасти связано со снижением их предложения из-за временных приостановок работы заводов в летние месяцы, а также с ростом издержек автопроизводителей из-за ослабления рубля. В сентябре цены на ювелирные изделия продолжили рост из-за увеличения стоимости золота после повышения цен на мировом рынке в предыдущие месяцы. Кроме того, в округе отмечалось увеличение темпов прироста цен на медицинские товары. Динамику цен на них определили рост спроса в связи с наступлением холодного сезона, а также ослабление рубля.

Годовой темп прироста цен на моторное топливо в сентябре почти не изменился и оставался ниже инфляции, как и темпы роста цен на бензин. Рост цен на газовое топливо ускорился, что отчасти было связано с эффектом низкой базы прошлого года.

Динамика цен на услуги во многом определялась сферой образования

Инфляция в сфере услуг на Северо-Западе в сентябре составила 3,6% после 3,7% в августе. Динамика цен на различные виды услуг была разнонаправленной. Уменьшились темпы прироста цен на услуги образования, что связано с эффектом высокой базы сентября 2019 года, возникшим в результате прошлогодней индексации стоимости обучения в вузах. В этом году вузы придерживались рекомендаций Министерства образования и науки России о сохранении платы за обучение на прошлогоднем уровне. Цены на проживание в гостиницах и других объектах размещения туристов в сентябре продолжили снижение в годовом выражении, что связано с уменьшением спроса в индустрии гостеприимства. Сохранение ограничений на въезд в ряд стран привело к тому, что снижение цен на услуги воздушного транспорта ускорилось. В то же время увеличились темпы прироста цен на услуги телевещания из-за индексации абонентской платы за пользование телевизионной антенной.

Годовой темп прироста цен на коммунальные услуги остался на уровне августа – 3,3%.

Инфляция в СЗФО и России

В сентябре в большинстве регионов Северо-Запада инфляция осталась на уровне августа. В Калининградской и Вологодской областях отмечалось ее замедление на фоне расширения предложения овощей, фруктов и мяса, а также снижения активности покупателей.

Наименьшая в округе годовая инфляция в сентябре зафиксирована в Ленинградской области (3,1% после 3,2% в августе). В Санкт-Петербурге, который вносит наибольший вклад в инфляцию СЗФО, она осталась на уровне августа – 3,4%. На инфляцию в упомянутых регионах в основном оказывали влияние общие для округа факторы.

Самый высокий уровень инфляции на Северо-Западе, а также наиболее заметное ее ускорение в сентябре отмечалось в Республике Коми – до 4,9% после 4,5% в августе. В отличие от СЗФО, в регионе увеличилась продовольственная инфляция из-за снижения предложения отдельных видов овощей и фруктов.

По России в целом годовая инфляция в сентябре составила 3,7% против 3,6% в августе. Ограничивающее влияние на инфляцию оказывали растущее предложение продовольствия, сдержанный спрос, низкие темпы роста регулируемых цен на отдельные услуги. Проинфляционное влияние было связано преимущественно с ослаблением рубля, отражавшимся в первую очередь на ценах на непродовольственные товары. По прогнозу Банка России, в условиях проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 3,7–4,2% к концу 2020 года.

Читать еще:  Четвёртое поколение Toyota RAV4

Северо-Западное главное управление Центрального банка Российской Федерации

Как подорожал бензин за 20 лет. Сравнение цен

Стоимость автомобильного топлива в России всегда росла, и 2020-й, несмотря на падение стоимости нефти, не станет исключением. Впрочем, темпы роста цен на топливо будут ниже инфляции. Об этом на днях заявил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

«При инфляции в 1% с 1 января этого года бензин и нефтепродукты в среднем выросли на 0,2%, то есть рост ниже инфляции, безусловно, будет обеспечен российским правительством в этом году», — уточнил Артемьев. При этом ранее президент Владимир Путин удивился росту стоимости бензина за год на 10,4% и призвал чиновников контролировать цены на бензин. После этого в ФАС заявили, что предпосылок для роста цен на топливо в стране сейчас нет.

В конце 1999 г. стоимость топлива составляла в среднем 7 руб. за литр. За первые шесть месяцев 2000 г. цена на бензин выросла на незначительные 2,1%, но уже в сентябре бензин подорожал на 27% из-за роста цен на нефть во всем мире. Еще одной причиной скачка цены стало отсутствие ограничений на экспорт нефти из России. Нефтяные компании отправили большие объемы топлива на экспорт, не обеспечив в достаточной мере российские нефтеперерабатывающие предприятия. Однако к концу декабря 2000 г. цена на топливо начала снижаться. С января 2001 г. акциз на бензин начали взимать с заправочных станций.

Таблица роста цен на бензин за последние 20 лет
(указана средняя стоимость по стране)
АИ-92, руб./лАИ-95, руб./л
20007,58,5
20018,299,28
20029,810,99
200310,912,61
200413,614,74
200516,817,46
200618,719,72
200719,3920,9
200820,122,8
200922,324,1
201023,525,4
201124,926,92
201226,829,07
201328,931,39
201432,235,11
201533,336,13
201634,737,6
201736,540,1
201839,4343,95
201943,1345,67
2020 (прогноз)43,846,2

В течение 2001 г. Россия поддерживала соглашение ОПЕК об ограничении экспорта нефти, поэтому стоимость бензина практически не менялась полтора года. Но в 2002 г. Россия вышла из соглашения, и уже в мае цена бензина выросла сразу на 15%. Следующий скачок цен на бензин в России произошел летом 2004 г. вслед за Европой. Экспортировать топливо нефтяникам было выгоднее, чем производить бензин внутри страны. Правительству пришлось принять меры — были повышены экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты с целью приостановить вывоз сырья. В 2005 г. стоимость бензина повысилась на 4%. Для остановки роста цены топлива правительство снова увеличило экспортные пошлины, а цены на бензин были заморожены.

В январе 2006 г. в России отменили государственный мораторий на повышение стоимости бензина, и за полгода он подорожал на 4%. В августе пошлины на нефть повысили до рекордных 216 долларов за тонну. За 2007 г. бензин подорожал всего на 2,8%. В то время активную работу вела антимонопольная служба, которая получила широкие полномочия по проверке цен на топливо благодаря закону «О защите конкуренции». В конце 2007 г. и в первые месяцы 2008 г. оптовый бензин подорожал из-за закрытия девяти нефтеперерабатывающих заводов на профилактику. Правительство продолжало увеличивать экспортные пошлины на нефть (230 долларов). С января по апрель 2008 г. рост цен на бензин составил 7%.

После увеличения пошлины на экспорт до 460 долларов за тонну цены на бензин начали снижаться. В первом полугодии 2009 г. снижение розничных цен на бензин продолжилось, правительство и ФАС продолжали давление на нефтяные компании. С августа 2008 по май 2009 г. бензин подешевел на 25%. Но после из-за мирового повышения цен на нефть стоимость бензина в рознице выросла на 9%. В 2010 г. бензин вырос в цене еще на 4%. В росте цен ФАС тогда обвинила вертикально интегрированные корпорации, которые контролировали более 30% бензинового рынка России, такие как «Роснефть», «ЛУКойл», ТНК-ВР и «Газпромнефть». В январе 2010 г. произошло первое за пять лет повышение акцизов на бензин. До этого акцизы не повышали как раз для сдерживания роста цены на топливо.

Цены на бензин продолжали подниматься и после 2010 года. С 1 января 2011 г. акцизы начали считать исходя не из октанового числа, а из класса экологической безопасности. За три года пятилетки бензин подорожал почти на 50%, перевалив психологический рубеж в 30 руб. за литр в ноябре 2012 года. Одна поездка в московском метро тогда стоила также 30 рублей. Тенденция роста цен на бензин сохранилась и в 2014 году. После воссоединения с Крымом потребительские цены на бензин выросли на 8,9%. По данным Росстата, стоимость крымского бензина была выше, чем в других регионах. Подорожание было зафиксировано сразу в 37 регионах. Средняя цена бензина АИ-92 тогда составила 32,24 руб. за литр, а АИ-95 — 35,11 руб. за литр. В Симферополе же 92-й продавали за 37 руб. за литр, а 95-й почти за 40 рублей.

«Причины роста понятны, — заявлял тогда президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. — Стоимость российского бензина не привязана к цене нефти, которая составляет в цене литра всего 7%. А дорожает у нас бензин потому, что практически нет факторов, которые могли бы повлиять на снижение цен. Есть инфляция, есть налоговая нагрузка, кстати, которая в цене литра топлива занимает 60%».

Колебания нефтяных котировок в 2014–2016 гг. не отразились на заправках в России. Нефть падала в цене, но оптовые и розничные поставщики повышали цены, стараясь компенсировать потери от падения курса рубля. Правительство продолжало увеличивать акцизный сбор, а нефтяники закладывали его в стоимость топлива. Хотя нефть в период с осени 2014 и до января 2015 г. подешевела больше чем в два раза.

Следующее крупное падение цен на нефть произошло в период с декабря 2015 до февраля 2016 года. Бензин подешевел на рубль, но затем возобновил рост. В августе 2017 г. на фоне стабилизации нефтяных котировок средняя цена АИ-95 уже превысила 40 руб. за литр. В мае 2018 г. произошел еще один скачок нефтяных цен, что привело к росту стоимости автомобильного топлива с 41 до 44 руб. за литр. Повышение цен на топливо, наряду с увеличением пенсионного возраста и ставками НДС, стало одной из самых острых тем в 2018 году. Были введены новые налоговые правила, и российские нефтеперерабатывающие заводы покупали нефть по тем же ценам, что и зарубежные клиенты. Цены на топливо пошли вверх. Правительство заключило с нефтяниками специальное соглашение — оптовые цены для независимых сетей АЗС были заморожены. Но это не спасло российский рынок от роста цены на бензин.

Сейчас цены на бензин и дизельное топливо на российских АЗС постепенно стабилизировались, но речь о снижении не идет. В 2020 г., по мнению большинства экспертов и представителей отрасли, рост цен продолжится. Минэнерго дает прогноз инфляции на 2020-й в 4%.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector