Hino-avto.ru

официальный дилер Hino Motors
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нужно ли ужесточить наказания за пьянство за рулем

Нужно ли ужесточить наказания за пьянство за рулем

В правительстве России готовят поправки в Уголовный кодекс и в КоАП, согласно которым пьяные и находящиеся под воздействием наркотиков водители, которые являются виновниками дорожно-транспортных происшествий, рискуют получить еще один вид наказания — принудительное лечение.

Содержание статьи:

  • Разъяснения профессионалов
  • Российская статистика «пьяных» ДТП
  • Американский опыт борьбы с пьянством за рулем
  • Европейские методы борьбы за трезвость

Также планируется упростить документальное «оформление» пьяного водителя и его отстранение от управления автомобилем. На сегодняшний день для этого сотрудникам ГИБДД необходимо оформить 6 документов.

Мнение юристов

Нововведения еще неизвестно когда будут оформлены и вступят в силу, но даже существующее законодательство, касающееся управления автомобилем в состоянии опьянения, трактовалось не совсем однозначно. Почему и потребовалось разъяснение Верховного суда России. Сделано было это на основе жалоб и обращений граждан. В частности, было разъяснено, что водителям запрещено употреблять спиртное после ДТП, пока не пройдено медицинское освидетельствование. Ранее этот момент не был прописан точно. Нередко случалось так, что водитель просто покидал место происшествия, а потом, когда его обнаруживали, заявлял, что выпил уже после ДТП. Или же говорили, что выпили, чтобы снять стресс в ожидании приезда правоохранителей. Несмотря на то, что такое поведение напрямую противоречило ПДД, в судебных разбирательствах возникали споры. Скажем, в случае, если водитель утверждал, что не заметил своей вины в дорожно-транспортном происшествии. Теперь же, после разъяснения ВС, эта норма будет трактоваться в судах однозначно.

Также разъяснено, что, находился ли водитель в состоянии опьянения или нет, можно утверждать только на основании медицинского обследования (химико-токсилогического). Это исключительно прерогатива медиков. Все остальное является лишь подозрением, предположением. Даже в том случае, если внешние симптомы опьянения были налицо. До последнего времени принимались во внимания и свидетельские показания.

Разъяснена и норма, что именно можно считать управлением автомобилем в пьяном виде. До сих пор этот термин толковался достаточно вольно. Скажем, под статью мог попасть и тот, кто просто находится в машине на водительском месте в состоянии опьянения. Теперь будут обязательны свидетельские показания или материалы видеофиксации, доказывающие, что он осуществлял управление автомобилем.

Масштаб и тенденции

Из всех дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации каждое 16-е приходится на водителей, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Ежегодно общая цифра таких аварий снижается. Скорее всего, сказывается постепенное ужесточение наказания за подобное пренебрежение нормами ПДД. Но тем не менее, количество пьяных водителей очень велико.

По результатам анонимных общественных опросов выходит, что 16% российских водителей чаще или реже, но все же садятся за руль в состоянии опьянении. Около 8% уверенно заявляют, что пили и продолжат пить перед тем, как сесть за руль, но строго в рамках, допустимых законом.

Самая ли опасная категория в России – пьяные водители? Оказывается, что нет. Каждый 11-й участник дорожно-транспортных происшествий не имеет прав, но тем не менее, управляет транспортным средством.

Заокеанский опыт

Ужесточение наказания – типично российский способ попыток борьбы с правонарушениями. Но, как показывает история и современная практика, не самый действенный. За рулем пьяные водители попадаются практически во всех странах, где алкоголь является разрешенным в продаже. Но не всюду с этим злом стремятся бороться увеличением сумм штрафов, сроков лишения прав на вождение. Есть и другие методы.

6 американских штатов в свое время приняли законы, обязывающие водителей, которые было уличены в вождении в пьяном виде, ставить на свои автомобили приборы, называемые алкозамками. Эти приборы не дадут возможности водителю завести двигатель прежде, чем он подует в трубку и прибор не определит, что он не употреблял алкоголя. Однако это не означает, что можно просто попросить дунуть в прибор постороннего трезвого человека, или же дунуть самому, запустить мотор и после этого уже пропустить бокал-второй. Операцию придется повторить через 15 минут, уже находясь в движении, а потом каждые полчаса.

Алкоблокиратор водитель обязан установить за собственные деньги, плюс к этому, платить на него специальный налог. Кажущаяся несерьезность наказания, по данным статистики, дает значительный эффект в смысле повышения безопасности движения. В штатах, где действует такое законодательство, произошло 20% снижение аварийности со смертельными исходами по вине пьяных водителей. Это превышает эффект жесткого российского законодательства.

В РФ основной упор в наказании пьяных водителей делается на лишение прав на вождение. Однако понятно, что человек, лишенный документов, но имеющий солидный опыт вождения, нередко вновь оказывается за рулем. И не только в России, но и в тех же США. Так, в Калифорнии, по данным анонимных опросов, около миллиона водителей, лишенных прав, ездят по дорогам, находясь за рулем. Поэтому власти и общественные организации страны активно действуют, лоббируя установку замков-алкотестеров на автомобилях.

В США статистика по пьяным водителям неблагополучная. Почти треть погибших в ДТП гибнут из-за пьяных водителей. 41% участников ДТП – пьяные автолюбители. Такое давление властей и общественных организаций дало свой результат, теперь уже в 44 штатах из 50 введено подобное законодательство, которое в качестве «наказания» предусматривает установку алкозамка на машину водителя, хотя бы один раз замеченного в вождении в пьяном виде. Статистические данные по таким водителям обнадеживающие. Повторные их задержания – это всего один случай из семи. Американский опыт приживается и в странах Европы.

Европа и ее пьяные водители

Пионером в этом отношении была Швеция. Теперь по социальным опросам практически все шведы отрицательно относятся к самой возможности садиться за руль в пьяном виде. Правда, при этом анонимные опросы свидетельствуют о том, что все же 14 000 шведов каждый день садятся за руль, хоть немного выпив, при этом знают, что содержание алкоголя в их крови превышает установленную законодательством норму. Вступление Швеции в Евросоюз увеличило количество употребляемого алкоголя в стране на треть. И рассчитывать на снижение употребления не приходится. Однако установка алкозамков в Швеции надежно противостоит увеличению числа пьяных водителей – оно постоянно снижается, несмотря на увеличение потребления населением алкоголя.

При этом в Швеции алкозамки устанавливают на коммунальный пассажирский транспорт, а также на тяжелые грузовики. Оборудование таких машин замками-алкотестерами — обязательное условие. При этом государством предусмотрены льготы, в том числе и налоговые, для поощрения собственников подобного оборудования. В законодательстве предусмотрено, что права на вождение не будут изыматься у автолюбителей, впервые попавшихся на употреблении алкоголя за рулем в случае, если они соглашаются оборудовать свой автомобиль алкозамком. Причем замок не устанавливается «навечно», существует отведенный законом срок.

И другие страны Европы не стоят в стороне от процесса. Но статистика по-прежнему тревожна — 1% европейцев, сидящих за рулем, управляют транспортными средствами, употребив перед этим алкоголь. Так, во Франции треть жертв ДТП на совести пьяных участников дорожного движения.

Несколько приближенной к российским готовящимся нововведениям кажется немецкая процедура, применяемая к тем, кого задержали за управление автомобилем в состоянии опьянения. Такие водители должны пройти не только медицинскую экспертизу, но и психологическую – тест на идиотизм, так как большинство немцев считает, что сесть пьяным за руль может только клинический идиот. Но такое подобие с российской системой только кажущееся. У немцев – это скорее публичная демонстрация пагубности привычки, повод лишний раз для водителя задуматься о своей адекватности.

В Российской Федерации предлагается полноценное лечение. Но от чего? От алкоголизма? Алкоголизм – это болезнь. Далеко не каждый, кто пьет за рулем, алкоголик. Больных надо лечить, а недисциплинированных людей — принуждать к порядку другими средствами. Не зря же в Германии тоже широко применяют установку на машинах алкозамков. Главное — не средство, а результат.

Как борятся с пьянством за рулем в Беларуси — смотрите видео:

Лысаков: Ужесточение наказаний за пьянство за рулем продиктовано временем

Машин на дорогах все прибавляется, а люди, к сожалению, лучше не становятся. Поэтому меры ужесточения наказаний за управление автомобилем в нетрезвом состоянии продиктованы временем, считает депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. Он предлагает увеличить суммы штрафов, ввести прогрессивную шкалу, увеличить стоимость полиса ОСАГО для злостных нарушителей ПДД и вернуть допустимую норму промилле. Соответствующие предложения могут быть рассмотрены на заседании палаты ГД 16 октября.

Вячеслав Лысаков

По словам депутата, общество требует ужесточения мер, каждый день гибнут люди, и особо строго нужно относиться к тем, кто нарушает постоянно. «Есть люди, которые лишаются прав на десятки лет вперед. То есть предыдущий срок лишения еще не кончился, а человеку уже приплюсовывают новый срок. Есть уникумы, срок лишения прав у которых достигает 90 лет! Вот для таких случаев необходим административный арест», — отметил Вячеслав Лысаков на пресс-конференции в РИА Новости.

Он перечислил меры, которые будут предлагаться в Госдуме в отношении водителей, задержанных за управление автомобилем в нетрезвом виде.

1. Увеличить размер штрафов. Необходимо поднять минимальную и максимальную суммы.

2. Ввести прогрессивную шкалу штрафов для тех, кто платит неоднократно. 30–50 штрафов в год могут получать только неадекватные люди. Со второго раза нужно вводить меру уголовной ответственности, можно также подумать о принудительных работах, конфискации автомобиля.

3. Для злостных нарушителей установить повышающий коэффициент ОСАГО.

Но для того, чтобы все это воплотить в жизнь, необходимо вернуть минимальную норму промилле. При этом Вячеслав Лысаков подчеркнул, что это ни в коем случае не означает разрешения «чуть-чуть выпить за рулем», нужно это для того, чтобы не нарушить законных прав граждан. Депутат отметил, что недавно в Швеции хотели обнулить допустимую норму промилле, но общественность выступила против, поэтому 0,2 промилле оставили.

В первом полугодии 2012 года в России с участием пьяных водителей произошло 5 тыс. ДТП, в которых погибло более 700 человек.

Ранее Вячеслав Лысаков рассказал, почему в России не удастся отменить техосмотр.

Справка

0,2 —0,5 промилле — водитель не может точно определить расстояние до едущих навстречу машин, езда становится более рискованной, не соблюдается безопасная дистанция между движущимися объектами

0,5–0,8 промилле — определение расстояния до объектов становится ошибочным. При изменении условий освещения ухудшается возможность глаз быстро перестраиваться и приспосабливаться. Снижается быстрота реакции и ослабляется внимание, нарушается равновесие.

0,8 —1,2 промилле — состояние расслабленности, иногда подавленности. Угол зрения значительно сужается, расстояние до объектов оценивается неправильно. Некоторые предметы водитель просто не видит в темное время суток.

1,2 — 2,4 промилле — управление автомобилем в таком состоянии становится хаотичным. Держать полосу практически невозможно. Реакция замедлена. Равновесие нарушено. Теряется ориентация в пространстве. Водитель может начать путать педали, переключение скоростей, терять управление другими приборами. Не исключен сон за рулем.

Читать еще:  Добравшийся до России новый Lifan Solano оказался не таким уж новым

Президент велел ужесточить наказания за «пьянку» за рулем. Давайте прикинем как

С пьяными за рулем в Беларуси борются давно. Вопрос — насколько эффективно. Мерить ту самую эффективность можно цифрами: да, введение конфискации и жесткая позиция ГАИ в отношении пьяных привели к снижению числа аварий по вине пьяных водителей. Но если из-за них все равно погибают люди, то — простите, законотворцы и исполнители, — всё это не работает.

На днях президент в очередной раз предложил ужесточить законы для пьяных водителей. Был, как обычно, резок и бескомпромиссен:

— …Если ты пьяный сел за руль. У нас первый раз сел — ничего. Второй раз — пожурим. В третий — отберем автомобиль. Задержали тебя в пьяном виде — никакого автомобиля и пожизненно тебя лишают соответствующих прав на управление транспортом. Жестоко, может быть. Но посмотрите на тех, кто погиб на дорогах. На их родственников. А если убили твоего ребенка? А мы, как мыши под вениками, прячемся и начинаем рассуждать, запретить ли продавать в каком-то углу алкоголь. В одном запретим — в другом купят. Должна быть соответствующая жестокая мера ответственности. И с этой точки зрения я жду предложений.

Как белорусских пьяных водителей наказывают сейчас?

Если ты попался впервые — получаешь штраф в 50−100 базовых (1225 — 2450 рублей) и 3 года лишения. Если второй раз в течение года — наступает уголовная ответственность: конфискация авто, в том числе не принадлежащего самому пьяному водителю, лишение прав уже на 5 лет с исправительными работами на срок до двух лет, арестом либо ограничением свободы и штрафом до 1000 базовых (24 500 рублей), а в ряде случаев — лишение свободы до двух лет.

Фото: Иван Яриванович

В МВД говорят, что эти меры оправдывают себя. В прошлом году (по сравнению с 2016-м) количество выявленных пьяных водителей снизилось на 10,5% (в фактических цифрах — на 2768 случаев, с 26 428 до 23 660). Впервые в прошлом году попались 22 516 человек, до «уголовки» доездились 1144 водителя.

Предпринимаемые государством меры способствовали снижению в 2017 году в Беларуси и количества «пьяных» ДТП — их по сравнению с 2016-м было на 37 меньше, но вот погибли в них почти столько же — на совести пьяных водителей 83 жертвы (меньше лишь на 1 человека, чем в 2016-м).

Согласитесь, цифры вроде бы и демонстрируют некую эффективность предыдущих ужесточений, но… 83 человека погибают — и никакие штрафы, лишения и конфискации не пугают их «убийц»!

Что еще можно попробовать?

Пока силовики свои предложения только готовят, давайте попробуем предположить, как еще можно ужесточить наше недостаточно жесткое законодательство. Расстреливать пьяных водителей или вешать, отрубать руки или ноги, как порой эмоционально требуют на форумах TALKS.BY пользователи, конечно, не выход. Мы все же живем в правовом государстве. Но если законы, которые работают в этом государстве, не могут защитить его граждан от риска быть сбитыми на тротуарах, остановках и переходах, — значит, их нужно менять. Снова и снова. Пока не станет страшно.

Вариант первый, президентский: конфискация автомобиля и пожизненное лишение прав после первого же задержания пьяным за рулем

На 100% — вряд ли. Плюс — требует однозначной дифференциации состояния алкогольного опьянения. Мы не творим законы и не являемся специалистами в наркологии, поэтому можем прикинуть грубо: например, такую жесткую меру можно применять к тем, кто осознанно сел за руль пьяным — в крови не менее 1 промилле (условно).

Почему? Во-первых, мы не можем вспомнить случаев, когда виновниками смертельных ДТП были водители с уровнем алкоголя в крови менее одного промилле, во-вторых, условные 0,3 — это чаще всего вчерашнее «чуть-чуть не подрассчитал», когда водитель, вцепившись в руль, крадется до работы, а не «свежая» и наглая пьянка. Даже сотрудники ГАИ, вынося решение о размере штрафа за пьянку в пределах «вилки» 50−100 базовых, принимают во внимание в том числе и степень опьянения: разумно, если «утренний» невезучий нарушитель с 0,32 промилле получит меньше, чем наглый ночной гонщик со своими уверенными 2,8.

К сожалению, в открытом доступе нет статистики, какое количество чужих автомобилей было конфисковано за пьянки по ныне действующему законодательству в 2017 году, но в предыдущем из 465 транспортных средств, конфискованных у пьяных, 76 принадлежали реально чужим людям и юрлицу. Немало. «Я не знал, что друг Петя без прав и уже был осужден за пьяное вождение», — потом причитают лишившиеся своих машин ни в чем, по большому счету, не виноватые автовладельцы. Но если риск остаться без машины будет постоянным и очень реальным — можно предположить, что ни один разумный человек никогда не даст свое авто ни другу Пете, ни даже любящей выпить пару бокалов с подружками жене. И за своими ключами все тоже сразу, поверьте, станут следить.

Для того же, чтобы реально работало пожизненное лишение прав, надо одновременно с ужесточением за «пьянку» что-то делать с лояльным пока наказанием за езду без прав — его пока ужесточили лишь для бесправников-повторников.

Вариант второй — уголовная ответственность

Да, сразу — за первое же задержание пьяным за рулем. С лишением прав, конечно, — да хотя бы на те самые три года. Сама боязнь попасть под «уголовку» может остановить тех, кто понимает: с таким багажом в биографии можно забыть о многих карьерных перспективах. А если санкции соответствующей статьи будут предусматривать только реальное лишение свободы — пусть даже в условиях поселения — тоже радости мало: там, говорят, не очень. Зато убиваем сразу двух зайцев: и профилактически пугаем потенциального пьяного водителя, и реально лишаем возможности на какое-то время сесть за руль уже наказанного за пьянку.

Вариант третий, тоже ограничивающий свободу пьяных водителей

Можно оставить наказания для пьяных водителей в административной плоскости — но бессмысленный (позже объясним почему) огромный штраф, например, заменить арестом. Сразу же — после первого же задержания. Реального лишения свободы, повторим, разумные белорусы пока еще боятся, и мы снова же убиваем тех же двух зайцев: и профилактически пугаем потенциального пьяного водителя, и реально лишаем возможности на какое-то время сесть за руль уже наказанного за пьянку.

Три года лишения прав в таком случае стоит оставить.

Вариант четвертый, самый лояльный и бесполезный

Можно для впервые попавшихся не выдумывать ничего нового, а просто увеличить штраф и сроки лишения. Только знаете что? Это не работает сегодня, не будет работать и потом: штрафы те, у кого нет лишних денег, не платят и сейчас, а у кого они есть — платят и не замечают удара по бюджету, лишенцы на три года же как садились за руль под угрозой заплатить смешных пять базовых, так и будут садиться — но уже лишенцами, например, на пять лет.

Что думают люди?

Несколько лет назад мы спрашивали пользователей AUTO.TUT.BY, что, по их мнению, могло бы реально помочь в борьбе с пьяными водителями. И вот что вы тогда ответили.

Ответьте и сегодня — вдруг ваше мнение изменилось. Опрос под текстом.

Как борются с пьяными водителями за рубежом

Например, в Дании водитель, попавшийся за рулем пьяным с показателями от 0,5 до 2 промилле алкоголя, ранее платил штраф в размере своего месячного оклада, умноженного на цифровое значение промилле. Если содержание алкоголя в крови превышало 2 промилле, помимо штрафа и лишения прав водитель отправлялся в тюрьму на 20 дней. Если же один и тот же человек трижды останавливался за езду в нетрезвом виде в течение трех лет (вне зависимости от цифровых показателей промилле), ему грозила конфискация автомобиля и тюремное заключение сроком до 10 лет. В 2014 году датские власти приняли решение о конфискации авто уже после первого задержания нетрезвым за рулем.

В Германии и США существует градация наказания пьяных водителей в зависимости от их стажа и возраста. Так, в Германии молодые люди не старше 21 года, а также начинающие автомобилисты, могут ездить за рулем только с 0,1 промилле в крови. Если у них нашли от 0,1 до 0,51 промилле, наказание в таком случае составит 250 евро.

Далее для всех автомобилистов штрафы одинаковые: от 0,51 до 1,14 промилле — при первом нарушении 500 евро и месяц лишения прав, при втором нарушении тысяча евро и три месяца лишения прав, при третьем нарушении — 1500 евро и три месяца лишения.

Если же у автомобилиста было обнаружено более 1,14 промилле в крови, то дело о таком нарушителе передается в суд, который определяет размер наказания в конкретном случае. Помимо этого, водителя лишают прав на срок до шести месяцев с возможностью вернуть их после получения специального разрешения от психолога. На получение положительного заключения могут уйти годы, а некоторым водителям возврат прав может обойтись в сумму до 15 тысяч евро.

Помимо прочего, пьяницам за рулем в Германии даже за минимальное превышение содержания алкоголя назначают два штрафных балла. За 8 баллов прав лишают, а для их возвращения необходимо заново сдавать экзамены на знание ПДД.

Особой рьяностью в борьбе с нетрезвым вождением отличаются японцы. Именно в Японии был выписан самый крупный в истории штраф любителю пьяной езды — 2,5 миллиона долларов за ДТП, в котором пострадали другие люди.

Допустимая норма содержания алкоголя в крови водителя, который ездит в Японии, — от 0,3 до 0,79 промилле.

Минимальное наказание за нетрезвое вождение в Японии — до трех лет лишения свободы с исправительными работами или штраф около шести тысяч долларов. Если же у водителя обнаружили в крови 0,8 промилле и более, то его ждет пять лет тюрьмы или около 12 тысяч долларов штрафа. Если нетрезвый автомобилист попал в аварию и скрылся с места ДТП, наказание составляет 10 лет лишения свободы или 12 тысяч долларов.

Аварий по вине нетрезвых водителей стало больше на 19%

В 2014 году число аварий с участием пьяных водителей выросло на 19,2%. Более 30 тыс. граждан ранее уже наказывались за нетрезвую езду. Это следует из годового отчета ГИБДД России. Усиленные полтора года назад санкции за пьяное вождение нужного эффекта не дали, говорят в Госавтоинспекции.

Читать еще:  Датчик аварийного давления масла: назначение, принцип работы, проверка

30 января начальник ГИБДД РФ Виктор Нилов на итоговом совещании обнародовал данные, описывающие ситуацию с безопасностью дорожного движения в 2014 году. «Несмотря на существенное ужесточение административной ответственности за нетрезвое вождение, изменить ситуацию с аварийностью, связанную с употреблением алкоголя, пока не удалось,— передает его слова “Интерфакс”.— За 2014 год на 19,2% возросло количество происшествий, при оформлении которых зафиксировано состояние опьянения у водителя». Как сообщил господин Нилов, каждый восьмой водитель, совершивший ДТП в 2014 году, был нетрезв. Более 30 тыс. водителей, задержанных за управление в состоянии опьянения, ранее уже привлекались за аналогичное правонарушение, причем некоторые из них — неоднократно, сообщили в ГИБДД.

Как Уголовный кодекс поправили для пьяных водителей

Напомним, в рамках борьбы с пьянством за рулем с 1 сентября 2013 года были ужесточены санкции за нетрезвую езду: к лишению прав за пьянку прибавили и штраф 30 тыс. руб. По итогам года, как сообщал “Ъ”, число выявленных пьяных водителей сократилось (ст. 12.8.1 КоАП; –8,6%). Тем не менее действующих репрессивных мер недостаточно, заявлял Виктор Нилов еще осенью 2014 года. В частности, водители стали гораздо чаще повторно садиться за руль нетрезвыми и отказываться от медицинского освидетельствования. Власти уже наметили новые меры борьбы с пьяными: новая редакция УК вступит в силу в июле. За повторное вождение в пьяном виде и повторный отказ от медосвидетельствования можно будет получить реальный срок. Другой законопроект по борьбе с пьянством подготовил Минюст: вернуть автомобиль пьяный водитель сможет только после уплаты залога, равного максимальному штрафу (то есть 30 тыс. руб.).

Почему вернуть изъятые права можно будет вдвое быстрее

Еще одна тревожная тенденция, говорит Виктор Нилов,— это рост числа погибших в ДТП детей. «На протяжении последних лет последовательно снижалось количество детей, погибших в результате аварий,— заявил он.— В 2014 году этого добиться не удалось. Гибель каждого ребенка — это чрезвычайное происшествие». Господин Нилов ссылается на соцопросы, которые говорят о том, что в каждой второй семье имеется автокресло, но у 8% его нет и приобретать никто не собирается. «В каждом втором происшествии дети находились в удерживающих устройствах, в каждом четвертом — ребенок был пристегнут ремнем безопасности, в каждом восьмом происшествии родители перевозили детей, пренебрегая ПДД»,— заявил Виктор Нилов.

Если говорить в целом об аварийности, то ситуация постепенно улучшается. Общее число погибших в ДТП в 2014 году снизилось на 2,5%, составив 183 тыс. человек. «В прошедшем году снизилось количество погибших пешеходов более чем на 6%,— заявил господин Нилов.— Снизились и показатели смертности на пешеходных переходах на 1,6%, то есть на 1,2 тыс. человек. Значит, медленно, но ситуация меняется».

Какая дорога ведет к штрафу

Привело ли к планировавшимся результатам предпринятое год назад масштабное ужесточение наказаний для водителей-нарушителей? Стали ли граждане строже соблюдать ПДД под угрозой крупных штрафов и лишения прав? Специально для «Ъ» ГИБДД РФ представила данные о совершенных водителями за это время нарушениях, которые отнюдь не свидетельствуют об устойчивой тенденции к снижению числа правонарушений. Читайте подробнее

Как Госдума хотела наказать пьяных водителей

Комитет Госдумы по госстроительству в конце июня одобрил финальную версию законопроекта, предполагающего новое глобальное ужесточение наказаний для водителей. Гражданин, лишенный прав за нетрезвую езду, но вновь задержанный за рулем пьяным, может сесть в тюрьму, а не отделаться административным арестом. Повторный отказ от освидетельствования на состояние опьянения также станет преступлением. Читайте подробнее

За езду в нетрезвом виде грозит 2 года тюрьмы: вступили в силу изменения в ПДД

С сегодняшнего дня вступают в силу изменения в ПДД. Помимо ужесточения ответственности за вождение в состоянии алкогольного опьянения, в новых правилах объяснили, как пользоваться европротоколом, а пешеходов обязали носить светоотражатели в ночное время за городом. Подробнее о нововведениях и о том, помогут ли они улучшить ситуацию на российских дорогах – в материале Право.Ru.

15 000 – именно такое количество ДТП с погибшими и ранеными произошло в 2014 году по вине водителей, севших за руль в нетрезвом виде. Это почти на 20 % больше, чем годом ранее. Под воздействием алкоголя находился каждый восьмой водитель, попавший в ДТП. Количество серьезных аварий, при оформлении которых зафиксировано состояние опьянения у водителя, выросло на 19,2% несмотря на то, что уже действовали новые штрафы в 30 тыс. и 50 тыс. руб. Более 30 тыс. водителей, которых в 2014 г. уличили в езде в пьяном виде, уже привлекались к ответственности за то же правонарушение, а некоторые из них – не один раз.
Однако неутешительная статистика может измениться – с сегодняшнего дня вступают в силу изменения в ПДД.

За повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения или повторный отказ прохождения медосвидетельствования водитель будет нести наказание не по Административному, а по Уголовному кодексу – УК РФ дополнен статьей 264.1 «Нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию». Таким образом, теперь нетрезвому водителю будет грозить штраф от 200 тыс. до 300 тыс. руб., или до 480 часов обязательных работ, либо лишение свободы на аналогичный срок. Срок лишения свободы может составить от двух до девяти лет в том случае, если в ДТП погибнут люди. Избежать медицинского освидетельствования с 1 июля также не получится – повторный отказ будет рассматриваться как уголовное преступление. Нарушение будет считаться повторным, если с момента истечения предыдущего наказания прошло не более года.

ПДД дополнили и другими существенными изменениями. Одно из них касается пешеходов – при движении вдоль загородных трасс их обяжут иметь на одежде световозвращающие элементы. В противном случае им грозит штраф.

Защитить планируется и детей – теперь для организованной перевозки детских групп численностью более восьми человек необходимо использовать автобус не старее 10 лет, который, кроме того, должен быть оборудован тахографом и аппаратурой для спутниковой навигации.

Изменились и правила оформления ДТП.

Теперь, если попавшие в аварию автомобили мешают движению, водители обязаны зафиксировать место ДТП, а также «следы и предметы, относящиеся к происшествию» с помощью фото или схематично, после чего самостоятельно убрать автомобили с проезжей части.

В случае, когда причиненный каждому из автомобилей ущерб не превышает 50 тыс. руб., участники аварии могут позвонить в полицию и сообщить об обстоятельствах ДТП, зафиксировать место ДТП. После этого водители, не дожидаясь автоинспектора, могут самостоятельно добраться до поста. Также разрешено оформлять аварию без помощи ГИБДД с помощью извещения системы ОСАГО, используя так называемый «европротокол», и самостоятельно направить документы в страховую компанию. Если участники мелкого ДТП претензий друг к другу не имеют, они могут просто разъехаться, ничего не оформляя.

Если водители не смогли выяснить, кто стал виновником произошедшей аварии, то, зафиксировав место ДТП и освободив проезжую часть, они должны обратиться в ГИБДД и либо дождаться приезда инспектора, либо оформить документы на ближайшем посту.

При ДТП с пострадавшими необходимо вызвать скорую и полицию, которые оформят документы и дадут справку для страховой компании. Водители могут зафиксировать место ДТП самостоятельно и освободить проезжую часть.

Также водители получили возможность купить и продлить полис ОСАГО в электронном виде: продление страховки будет возможно с 1 июля, а продажа полисов в интернете начнется с 1 октября.

Громкие ДТП, совершенные водителями в нетрезвом состоянии
– Уголовное дело возбуждено против судьи в отставке Ростовского областного суда Валерия Будаева. 27 сентября 2014 года Будаев, находясь в состоянии алкогольного опьянения за рулем принадлежащего ему автомобиля Toyota Highlander, выехав с места для парковки на проезжую часть и не справившись с управлением, столкнулся с двумя припаркованными у обочины автомобилями, а затем наехал на торговый павильон, внутри которого находились трое человек. Людям были причинены телесные повреждения различной степени тяжести.
Павел Семин, в прошлом иеромонах Илия, летом 2012 г. насмерть сбил дорожных рабочих на Кутузовском проспекте. Автомобиль Mercedes Gelandewagen, которым управлял иеромонах, на скорости не менее 140 км/ч въехал в зону ремонтных работ и сбил трех сотрудников дорожных служб, двое из которых скончались на месте, а один получил тяжкие телесные повреждения. В июне 2013 года Дорогомиловский суд Москвы приговорил его к 3 годам колонии, из которых он провел в заключении уже 2 года 4 месяца. Мосгорсуд отказался освободить Сёмина условно-досрочно.
-В июле 2012 г. в центре г. Москвы игумен Тимофей (Алексей Подобедов), настоятель храма Пророка Ильи в Обыденском переулке, на спортивном BMW Z4 стал виновником ДТП на Садовом кольце с участием нескольких автомобилей. От освидетельствования на состояние алкогольного опьянения Подобедов отказался, и в сентябре того же года был лишен водительских прав на год и восемь месяцев.
-В Калининграде сын топ-менеджера автомобильного холдинга «Автотор» Сергей Кривченко был приговорен к 3 годам и 11 месяцам колонии общего режима после того, как сбил двух человек на тротуаре. Управлявший внедорожником Lexus LX 570 Кривченко, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, въехал в Mercedes Gelandewagen и попытался сбежать с места ДТП. Уходя от погони, он на полной скорости выехал на тротуар, по которому шли три девушки. Две из них погибли на месте, третья получила тяжелые травмы. В ходе следствия выяснилось, что десятью годами раньше автомобиль Kia Magentis под управлением Сергея Кривченко также стал участником ДТП, в котором погибли два человека. Кривченко тогда также сбежал с места аварии.
-Подмосковный священник Владимир Гаврилов, настоятель церкви Сергия Радонежского у источника «Гремячий ключ» в Сергиево-Посадском районе, был задержан полицейскими после мелкого ДТП в Нижегородской области, совершенного в пьяном виде. ДТП произошло еще 30 января на 348-м километре трассы Москва – Уфа. Материалы дела по ходатайству Гаврилова были направлены в один из подмосковных судов.

Вероятность осуждения к реальному лишению свободы для лиц, впервые привлекающихся к уголовной ответственности, невелика, полагает Алексей Каширский, адвокат МКА «Защита». За преступления небольшой тяжести назначение лишения свободы возможно только при наличии отягчающих обстоятельств, большинство из которых не подпадают под указанную ситуацию – такое отягчающее обстоятельство, как совершение преступления в состоянии опьянения, также не может быть признано в данной ситуации, так как оно уже учтено в качестве признака преступления, поясняет Каширский.

Но, тем не менее, риск назначения штрафа до 300 000 рублей и в любом случае судимости за умышленное уголовное преступление, многих остановит, полагает юрист. Если уж и этих мер окажется недостаточно, то нарушителей ждет реальный тюремный срок, отмечает он.
Законодатели рассчитывают на достаточно быстрый эффект от нововведений – они рассчитывают, что уголовная ответственность скорректирует ряд недостатков прежней системы штрафов, исключив зависимость эффективности наказания от материального состояния правонарушителя. Но подобный оптимизм разделяют не все.

Читать еще:  Hyundai Genesis G70 2018; сегодня, поколение I

«Можно долго спорить о необходимости ужесточать наказание за административные правонарушения и преступления, однако факт остается фактом, что суды по-прежнему питают благосклонность к должностным лицам, выявляющим их», – говорит Антон Пуляев адвокат, заместитель председателя коллегии адвокатов «ДЕ-ЮРЕ». Необходимо усиление персональной ответственности должностных лиц за незаконное привлечение к административной или уголовной ответственности, а также более внимательное отношения судов к нестыковкам при рассмотрении дел. Без этого говорить о том, что ужесточение наказания – это панацея, не приходится, считает юрист.

Кроме того, смущает появление в Уголовном кодексе формулировок «лицом, имеющим судимость», отмечает Алексей Каширский. «Дело в том, что ещё в 2003 году из Уголовного кодекса было полностью устранено само понятие неоднократности, включая ст. 16 УК, а также все квалифицирующие пункты в статьях особенной части кодекса, ввиду того, что нельзя нести ответственность за одно и то же деяние дважды. Привлечение к ответственности с формулировкой «лицом, имеющим судимость» создаёт как раз такие прецеденты. В настоящее время в общей части кодекса по прежнему отсутствует это понятие», – говорит адвокат. По его словам, введение в особенную часть указанных формулировок по сути противоречит Федеральному закону от 08.12.2003 года N 162-ФЗ: «По всей видимости, на этот счёт ещё предстоит высказаться Конституционному Суду Российской Федерации».

Заместитель московской коллегии адвокатов «Талион» адвокат Александр Гурин считает, что хотя и сложно прогнозировать, как повлияет очередное ужесточение мер наказания за нарушение ПДД, вплоть до уголовной ответственности, можно однозначно сказать, что моментальной реакции среди водителей на данные нововведения не будет.

Пьяным за рулем готовят жесткое наказание

Глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая в свою очередь предлагает приравнять к убийству совершение ДТП со смертельным исходом пьяным водителем.

«Ответственность за ДТП, совершенное пьяным водителем или в наркотическом опьянении со смертельным исходом, должна приравниваться к убийству», — заявила журналистам в понедельник Яровая.

По ее мнению, вождение автомобиля в пьяном виде фактически является покушением на жизнь граждан. «Наши предложения об усилении ответственности за пьяное автомобильное убийство, по защите граждан от наркоманов и пьяниц за рулем будут носить жесткий, комплексный характер», — цитирует руководителя комитета «Интерфакс».

  • Twitter
  • Facebook
  • Livejournal
  • Liveinternet
  • Google Buzz
  • Myspace
  • В контакте
  • Blogger
  • Mail.ru
  • Gmail

Сейчас, после чудовищного преступления, совершенного в субботу, и общество, и государство не могут дальше никак не реагировать, хотя такие ДТП встречаются очень часто и по всей стране. Но, наверное, наступил какой-то предел терпения к этой странной толерантности нашего государства по отношению к преступникам, севшим за руль в нетрезвом состоянии.

Разговоры о различной форме ужесточения идут уже давно. Я лично сама, например, выступала с инициативой приравнять пьяного водителя к человеку, совершившего преступление по статье «Покушение на убийство».

Однако здесь необходим тщательный подход. Человек в нетрезвом состоянии не сразу становится фактически убийцей. Он, как правило, сначала совершает мелкие нарушения. И если ему это будет сходить с рук несколько раз, он привыкнет, что за небольшие или большие деньги ему позволительно нарушать закон на дороге. Ведь дело в том, что, к сожалению, убивают на дорогах не только пьяные, но совершенно трезвые водители. И часто это происходит потому, что другие люди за деньги выдают им справки: слепым – о том, что они видящие, больным – о том, что они здоровые и так далее. Поэтому сейчас нужно говорить об упорядочении всей этой системы, нужно оценить ответственность и тех, кто выдает медицинские заключения водителям, кто продлевает или выдает права.

Это большой комплексный вопрос. Я приветствую необходимость ужесточения наказания за пьянство за рулем, но нам сейчас надо успокоиться и понять, насколько у нас ответственность за любые формы нарушений на дороге соответствует опасностям, которые они несут.

К тому же должны работать и другие механизмы в этой сфере. Помимо справедливого желания немедленно наказать жестоким образом человека, по вине которого в ДТП погибли люди, мы не должны забывать, что многие жертвы автокатастроф остаются на всю жизнь инвалидами, дети лишаются родителей, гибнут подростки. Государство живее бы реагировало на упорядочение ситуации на дороге, если бы было обязано всю жизнь содержать раненых и пострадавших, как это происходит, кстати, во всем мире.

Поэтому для меня лично инициатива об ужесточении наказания за вождение в пьяном виде — еще одна возможность поговорить с нашими законодателями. Важно осознание, что нельзя ограничиться лишь ужесточениями. Только при комплексном подходе, который будет включать помощь пострадавшим и содействие качеству принимаемых законов, мы добьемся результатов.

  • Twitter
  • Facebook
  • Livejournal
  • Liveinternet
  • Google Buzz
  • Myspace
  • В контакте
  • Blogger
  • Mail.ru
  • Gmail

Пьяные водители уже давно стали настоящим бичом российских дорог, не единственным, но одним из очень существенных. Именно по их вине, как правило, происходят наиболее тяжелые аварии, особенно в крупных городах. То, что предлагается применять более жесткое наказание за пьянство за рулем — это, в общем-то, правильно. Другой вопрос, что на сегодняшний день уже есть санкция, связанная с лишением прав для пьяных водителей, а это вещь достаточно серьезная. И, насколько мне известно, коррумпированные представители ГИБДД еще несколько лет назад за неприменение этой меры с водителей требовали взятки запредельных размеров. Коррупция — это плохо, борьба с пьянством за рулем — это хорошо. Но предлагаемая мера об увеличении штрафов за алкогольное опьянение для водителей – ложка дегтя, которая может испортить всю бочку меда, то есть остальные предполагаемые статьи закона.

Что до жестких уголовных санкций за преступление, которое совершено пьяным водителем и в котором присутствуют человеческие жертвы, то алкогольное опьянение и в нынешнем варианте законодательства является отягчающим обстоятельством. Это существует и в общей практике, не только в дорожной.

Я считаю, что пожизненного заключение, скорее всего, лишь фигура устрашения, потому что даже за умышленное убийство нескольких человек пожизненное дают, мягко говоря, далеко не всегда. А впрочем, посмотрим.

  • Twitter
  • Facebook
  • Livejournal
  • Liveinternet
  • Google Buzz
  • Myspace
  • В контакте
  • Blogger
  • Mail.ru
  • Gmail

Должен отметить с сожалением, что за последние годы число преступлений на дороге, совершенных нетрезвыми водителями, серьезно не сократилось, хотя санкции для пьяных за рулем были ужесточены довольно серьезно. Как видите, апогей этого неснижения — это последняя история на Минской. О чем это говорит? Что такого негодяя, конечно, изолируют от общества на какое-то время, и спасибо, слава богу. Но послужит ли это воспитательной или профилактической мерой для других алкоголиков за рулем? Конечно же нет. Потому что это трезвому человеку можно объяснить: не садись за руль, когда будешь пьяным. И он это, наверное, понимает. А объяснить пьяному, что не нужно садиться за руль, потому что наступает серьезная ответственность, вплоть до уголовного, пожизненного срока, сложнее. Он не понимает этого, потому что он нетрезвый. Вы думаете, вот этому дяде на Минской улице можно было объяснить: не садись за руль после двух дней запоя, потому что можешь получить пожизненный срок или расстрел на Красной площади? Нет, ему этого объяснить было невозможно, потому что он был невменяемый. Поэтому устрашающие наказания как профилактическая мера работать неспособны. Но эта мера хорошо должна работать на следователей, на сотрудников ГИБДД, на врачей. Уже сегодня, чтобы отмазаться от лишения прав (речь идет не о ДТП), надо заплатить не меньше ста тысяч рублей. Если дело уже в суде находится — двести тысяч рублей. А представьте себе теперь, какова будет ситуация, если это ДТП с пострадавшими, за которое грозит уголовное наказание? Суммы будут в разы больше. Вопрос будет решаться или на месте, или в ГАИ, или у врачей. И когда пойдет речь о существенных сроках — поднимутся цены. Я думаю, что следствие обрадуется, потому что со вступлением в силу такого закона они смогут получать очень приличные деньги.

Вообще, я полагаю, что прежде чем вводить какие-то страшные меры для алкоголиков, нужно упорядочить систему самого освидетельствования, решить вопрос с эндогенным алкоголем. То есть должен быть ноль промилле или допустимо ли чуть больше. И самое главное — нельзя решать, пьяный водитель или трезвый, по количеству алкоголя в его организме. Нужно смотреть, как этот алкоголь подействовал на человека.

У нас сегодня существует преступная система: когда в организме обнаруживается 0,03 промилле, а водитель абсолютно адекватен, неопасен, контролирует свое поведение, его организм справился с алкоголем, он лучше нас с вами соображает и ровнее идет, но его лишают права управления автомобилем. Так вот нужно не по цифрам оценивать, а нужно оценивать по состоянию водителя пьян он или нет. Еще одна проблема: представьте себе, человек с тяжелейшего бодуна, в его организме уже нет алкоголя, но состояние его тяжелейшее. Таким нужно запрещать водить автомобиль.

В Европе нередко врач вообще отстранен от проведения освидетельствования. Врач — человек заинтересованный. Более того, обратите внимание, что врач в данном случае — эксперт, он выносит экспертное заключение, но он никакой ответственности за достоверность своего заключения не несет. У нас любой эксперт несет ответственность. Эксперт предупреждается даже об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Ну, какой-нибудь там эксперт, который скажет, поцарапана была дверь во время ДТП или не поцарапана. То есть даже за это несут ответственность. Но врач-нарколог, который тоже, по сути дела, эксперт — он никакой ответственности за дачу заведомо ложного заключения не несет. Он даже не предупреждается об ответственности. Он может написать, что угодно — ему будут верить. Я вообще считаю, что вся система освидетельствования, как в некоторых европейских странах, должна быть возложена на тестирование с помощью приборов. И приборы должны определить, что зрачки у водителя не расширены, координация движений не нарушена, тремора нет, психофизиологические реакции в норме. Даже если есть алкоголь в организме, то разрушающе он не подействовал, по состоянию-то человек неопасен.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector