Обслуживание автомобильного кондиционера
Обслуживание кондиционера
Совсем недавно наличие кондиционера в автомобилях было большой редкостью. Сегодня уже все больше автомобилей оснащаются автокондиционерами. Кондиционер, или система климат-контроля все чаще встречается в стандартной комплектации не только на иномарках, но и в отечественных автомобилях. Конструкция автокондиционера принципиально почти не отличается от системы охлаждения обычного холодильника. Разница заключается в том, что различные элементы системы кондиционирования при работе в автомобилях подвергаются постоянной вибрации при езде, большому перепаду температуры и агрессивной дорожной среде. Это отрицательно сказывается на работоспособности автокондиционера.
Для того, чтобы точнее и быстрее произвести диагностику или необходимое обслуживание автокондиционера, а также его заправку, обязательно наличие современного оборудования. Наш автосервис использует только профессиональные спецприборы, позволяющие провести весь комплекс работ в кратчайшие сроки и с максимальным качеством.
Специалисты нашего сервиса советуют через каждые 45-50 тыс. километров пробега проходить техническое обслуживание автомобильного кондиционера и производить при необходимости его заправку.
Комплекс работ (регламент) включает в себя:
- проверка системы на наличие утечек
- проверка работоспособности механических элементов автокондиционера
- заправка хладагентом системы автокондиционера, дозаправку маслом
- антибактериальная обработка испарителя и воздуховодов.
- контроль работы системы после диагностики и заправки
Кондиционер, как и любой другой прибор, время от времени требует диагностики, а если ее результаты не очень положительные – то и вмешательства специалистов. В результате определенного периода эксплуатации может потребоваться заправка автокондиционера. При этом следует понимать, что о необходимости дополнительной заправки можно узнать не только в результате квалифицированной диагностики, но и если будут наблюдаться некоторые негативные проявления в работе устройства, которые видны даже невооруженным взглядом. В данном случае речь идет о снижении интенсивности работы автомобильного кондиционера, о появлении на соединительных элементах льда или инея. Все эти моменты будут свидетельствовать о том, что кондиционер требует заправки фреоном, количество которого является недостаточным. Заправка кондиционера – это весьма ответственное мероприятие, ведь как недостаток фреона, так и его избыток могут негативно сказаться на работе устройства.
Как показывает практика, заправке кондиционера должен предшествовать не менее важный процесс тщательной проверки всей системы на признак нарушения ее герметичности. Если таковые признаки характерны для данного прибора, то они требуют устранения, причем в срочном порядке. Заправка, как правило, осуществляется на месте установки автокондиционера, и занимает она около 30 минут, хотя если потребуется устранять нарушения в герметичности, то может потребоваться и больше времени. Итак, основная суть заправки кондиционера – восстановление вещества, посредством которого тепло перемещается из внутреннего блока в наружный. Как уже было сказано ранее, данное вещество называется фреон, или хлорфторуглерод. Хладагент безопасен для окружающей среды и здоровья человека, но, несмотря на это, осуществлять заправку собственными силами не рекомендуется. Современные производители, которые занимаются разработкой и выпуском климатической техники, особое внимание уделяют типу фреона. Например, старые модели кондиционеров функционировали за счет одной разновидности хладагента, а сегодня для этих целей применяется совершенно иной вид – R-410-A и R-407C. Последние являются более эффективными, и к самой технике относятся максимально щадяще.
Перед заправкой обязательно нужно обследовать объект, и для этого существует специальная услуга – диагностика кондиционеров. В процессе диагностики специалисты выясняют, какова утечка фреона в конкретном случае, дабы заправить хладагент в нужном количестве. На этом этапе важно понимать, что даже самый качественный и профессионально установленный кондиционер ежегодно будет терять около 7 % фреона. Происходит это из-за естественной диффузии, неточностей в развальцовке трубопровода, соединяющего блоки, и т. д. Дозаправлять кондиционер рекомендуется раз в два года, хотя в зависимости от его состояния этот срок может меняться в ту или иную сторону. Если заправка не будет выполнена своевременно, то охлаждающее оборудование станет неправильно функционировать, а возможно, и выйдет из строя. Объясняется все достаточно просто: низкое количество фреона является причиной перегрева компрессора, а повышение его температуры приводит к неправильному функционированию в дальнейшем.
Не знаете что лучше подойдет для ВАШЕГО автомобиля или не нашли интересующей вас информации? Звоните нам:
Мероприятия по обслуживанию автомобильного кондиционера
Процедуры регулярного обслуживания
Для того чтобы система была исправна и нормально работала её нужно регулярно обслуживать, как впрочем и любое электромеханическое оборудование.
Важность регулярного обслуживания иногда недооценивается, и, как правило, автовладельцы обращаются, когда проблема уже возникла. Для системы кондиционирования идеальный срок проведения технического обслуживания – 1 год.
При регулярном проведении работ по обслуживанию и диагностике системы, многие неисправности удаётся выявить и нейтрализовать,ещё до того, как они успеют перерасти в настоящюю проблему.
1. Самой простой процедурой обслуживания является включение системы кондиционирования на пять – десять минут каждый месяц, вне зависимости от погоды.
Это равномерно распределяет компрессорное масло по системе и не даёт высохнуть и затвердеть манжетам. Общей неисправностью всех систем, которые долгое время не были в работе, является разрушение манжеты вала компрессора. Если она долгое время не смазывалась маслом, то она усыхает, как бы приклеивается к валу и при включении системы вращается вместе с ним. Это быстро приводит её в полную негодность. При разрушении манжеты компрессора хладагент и компрессорное масло вытекут из системы.
2. Обычная система кондиционирования, находящаяся в хорошем сосотоянии, в среднем теряет в год от 25 до 100г хладагента через небольшие утечки и пористось элементов системы. Это говорит о том, что если система не включалась в течение определённого времени, то уровень хладагента может существенно понизиться даже при исправной в целом системе кондиционирования. Это обязательно скажется на эффективности всей системы в целом.
3. С течением времени, а особенно в летний период, рёбра охлаждения конденсатора забиваются насекомыми и грязью. При этом происходит уменьшение потока воздуха проходящего через конденсатор и радиатор системы охлаждения, что может стать причиной их перегрева. Проведение регулярной чистки этих узлов поможет предотвратить появление этой проблемы.
4. Другим источником неприятностей при отсутствии должного обслуживания могут явиться пробки в дренажной трубке испарителя. При их возникновении конденсат, стекающей по испарителю, не сможет уходить из поддона испарителя, будет в нём скапливаться. Это повлечёт за собой снижение способности системы регулировать влажность воздуха. Кроме того, есть опасность размножения бактерий в поддоне и, поэтому возникновения неприятного запаха при работе системы.
5. Дезинфекция испарителя кондиционера, его антибактериальная обработка, своевременная замена салонного фильтра.
О том, что пора менять фильтр салона, к сожалению, многие начинают задумываться, только когда в салоне появляется неприятный запах при включении автомобильного кондиционера. Причиной этого запаха является грязь которая скопилась на фильтре салона и в испарителе.
На самом деле влияние фильтра салона на здоровье водителя и пассажиров в перегруженном автомобильным транспортом мегаполисе трудно переоценить. В автомобиле это единственный барьер, который предохраняет легкие автомобилиста от продуктов сгорания топлива, гари, сажи и грязи, а также обычной, шинной и асбестной пыли от тормозных колодок автомобилей, высохшего антигололедного реагнета и других загрязнений воздуха, которыми насыщена атмосфера большого города и которые видно даже не вооруженным взглядом.
Все эти и многие другие вредные вещества, оседают на поверхности фильтра салона, накапливаются и вступают в реакции между собой, в результате которых, образуются соединения, не всегда полезные для здоровья.
Кроме того, как Вы уже знаете, при работе автомобильного кондиционера, теплый воздух, проходя через ламели испарителя, не только охлаждается, но и осушается, влага, которая содержится в охлаждаемом воздухе, конденсируется на поверхности испарителя. Влажная и теплая среда благоприятствует развитию бактерий и других микроорганизмов, в том числе и болезнетворных.
Таким образом, если испаритель не обрабатывался антибактериальным препаратом, а фильтр салона отсутствует или давно не менялся, то воздух, прежде, чем попасть в легкие автомобилиста проходит через грязный фильтр и испаритель, насыщаясь при этом, патогенными микроорганизмами, канцерогенными веществами и спорами болезнетворных грибков. Которые, к сожалению, оседают не только на приборной панели и чехлах в салоне автомобиля, но и попадают в органы дыхания водителя и пассажиров.
Справиться с этой проблемой может только регулярная замена фильтра салона и антибактериальная обработка испарителя специальными антисептическими составами.
Стоит ли проводить антибактериальную обработку испарителя и менять фильтр салона, решать конечно же Вам. Но мы рекомендуем производить эту процедуру, если Вы заботитесь о своем здоровье, не реже, чем раз в шесть месяцев.
6. Кроме обслуживания элементов, в которых чаще всего возникают проблемы, желательно также ежегодно проводить проверку всей системы в целом. Она включает в себя слив хладагента, проверку системы на утечку, ваккумирование системы и заправку требуемым количеством хладагента и компрессорного масла. Не откладывайте решение проблемы «на лето», потому что за зиму неисправность из небольшой утечки может перерасти в замену компрессора, ресивера (осушителя), промывку системы, что гораздо дороже чем ремонт автокондиционера, например того-же конденсатора (радиатора) кондиционера.
Ремонт автомобилей.Информация.
ремонт,информация для технического обслуживания,автомобильные новости,отзывы,диагностика,форум
Обслуживание автомобильного кондиционера: советы от эксперта
Обслуживание автомобильного кондиционера: советы от эксперта.
Сегодня практически в каждом современном автомобиле есть кондиционер. Переоценить его возможности сложно – он способен подарить настоящую прохладу даже в очень жаркое лето. Но, как и любой другой узел, автомобильный кондиционер нуждается в правильной эксплуатации, а при необходимости – своевременном ремонте. Стоит помнить, что после активной эксплуатации летом, о кондиционере нельзя забывать и зимой. Перед началом холодов систему охлаждения необходимо хорошенько прочистить. В противном случае весной вы будете «наслаждаться» далеко не самыми лучшими ароматами.
Устройство автомобильного кондиционера:
Как устроена система автомобильного кондиционирования.
В качестве хладагента в кондиционере выступает фреон (наиболее популярный сегодня состав – R-134a). Принцип работы кондиционера такой же, как и у холодильника, но вот конструкция немного отличается. Герметичная система кондиционера заполнена маслом (растворенным в жидком фреоне) и хладагентом. Состоит она из целого ряда элементов – ресивера-осушителя, вентилятора, конденсатора, терморегулирующего вентиля и испарителя. Все эти узлы соединяются между собой трубками.
В системе должно поддерживаться определенное давление, которое контролируется специальными датчиками в комплексе с электронным блоком управления. При этом автомобильный кондиционер способен приносить пользу в любое время года: летом – охлаждает салон, зимой – эффективно борется с запотеванием стекол.
Как показывает практика, ремонт автомобильных кондиционеров чаще всего приходится выполнять по причине утечки хладогена. Последний быстро просачивается сквозь щели и микротрещины с радиаторе, трубах и уплотнителях. Поэтому давление в системе должно контролироваться как минимум один раз в год.
Приблизительные места где могут происходить утечки из трубок системы кондиционера.
Неисправности автомобильного кондиционера, их признаки и особенности устранения:
Распространенная проблема – плохая вентиляция прохладного воздуха, неприятные запахи и слишком медленное снижение температуры. Если данные изменения вовремя не заметить, то дальнейшее обслуживание автомобильного кондиционера может обойтись много дороже. Что касается вентиляции, то причиной проблемы может быть забившийся салонный фильтр, который необходимо менять каждые 15 тысяч километров. Причиной плохой вентиляции может быть вызвано снижение натяжения ремня компрессора.
Исправить это можно только одним способом – путем замены. Слишком медленное понижение температуры может быть вызвано забитостью конденсатора (расположен за радиатором автомобиля) и испарителя. В этом случае ремонт автомобильных кондиционеров ограничивается удалением грязи (сделать это можно вручную). В дополнение можно проверить ребра охлаждения на факт не герметичности и повреждений.
Причиной неприятного запаха является застоявшийся в системе воздух, в котором развиваются бактерии, плесень и микроорганизмы. Для устранения данной проблемы необходимо время от времени запускать систему с целью проветривания и применять специальные антибактериальные средства, которых достаточно в автомагазинах.
При включении кондиционера проявляется довольно так и неприятный запах.Устранение запахов путём чистки системы специальными реагентами.
Промывка кондиционера производится при помощи специальных химических составов, которые вводятся через воздухозаборник. Таким образом, промываются все внутренние элементы системы, внешние детали и так далее. С помощью таких средств осуществляется антибактериальная и дезинфицирующая обработка всех поверхностей. Если своевременно проводить всю эту работу, то неприятного запаха можно избежать.
Нельзя забывать, что диагностика автомобильного кондиционера должна включать в себя проверку системы на факт утечки.
Трубки, шланги, места стыков – все это ненадежные элементы, в которых может появиться трещина. Проверку наличия утечки можно провести с помощью специального индикатора, добавляемого в состав. При этом разгерметизация системы обязательно повлечет за собой необходимость замены ресивера-осушителя.
Дороже всего ремонт автомобильных кондиционеров обходится в тех случаях, когда из строя выходит компрессор. Зачастую траты могут достигать 50-60 тысяч рублей. Выявить неисправность можно по появлению сильного шума, издаваемого подшипником шкива. Затягивать с данной проблемой не стоит – устранение неисправности должно производиться в сжатые сроки. При появлении грохота в области компрессора необходимо сразу же отключить кондиционер. В противном случае придется полностью восстанавливать работоспособность – менять масло, промывать систему, устанавливать новый ТРВ и ресивер-осушителя.
Бывают ситуации, когда компрессор не запускается при положительных температурах на улице. Причины может быть две – неисправность в электрической части (здесь необходима полноценная диагностика) или низкое давление (чаще всего вызвано утечкой).
Обслуживание автомобильного кондиционера: основные тонкости:
Если правильно использовать кондиционер, то он будет служить долго и без поломок. Очень важно включать кондиционер не только летом, но и в холодное время года, хотя бы на несколько минут. Чтобы понять, работает оборудование или нет, необходимо хорошенько протопить салон, а потом включить кондиционер. Показателем работы последнего является не только холодный воздух, выдуваемый из системы, но и повышение частоты оборотов (можно увидеть по тахометру). Стоит помнить, что кондиционер может не включиться, если в машине и салоне автомобиля температура около или ниже нуля.
Чтобы затормозить действие коррозийных процессов,необходимо мыть под капотное пространство в течение зимы. Это очень полезное мероприятие, которое нельзя пропускать. При этом давление не должно быть слишком большим. Особое внимание должно уделяться заправке автомобильных кондиционеров. Это в холодильниках все соединения сварные. Здесь же все связано с помощью резиновых уплотнителей. Они, в свою очередь, далеко не идеальны. При этом заправка автомобильных кондиционеров должна производиться раз в 1-2 года, с применением специального оборудования и на специализированных СТО. Ошибки в этой работе могут принести очень серьезные затраты.
Вся система кондиционирования должна проверяться каждый раз перед началом холодов. В частности, необходимо чистить радиаторы и фильтры очистки воздуха от пыли, насекомых и мусора. Данную проверку можно сделать и весной.
И самое главное – не забывайте проверять уровень охлаждающей жидкости в двигателе и радиаторе, а также качество натяжения ремня в приводе агрегата. Помните, что неисправность автомобильного кондиционера может привести к повышенному расходу топлива, поэтому своевременный ремонт техники – это, прежде всего, ваши деньги.
10 ошибок эксплуатации автомобильного кондиционера
Автовладельцы, которые еще не сталкивались с ремонтом кондиционера, даже не представляют, насколько дорогостоящей может быть эта процедура. Именно поэтому мы сразу хотим акцентировать внимание на стоимости ремонта, чтобы стало понятно: лучше своевременно обслужить кондиционер, чем его ремонтировать в дальнейшем.
Стоимость обслуживания автомобильного кондиционера (системы «климат-контроль») на специализированной СТО, например, Мастер Сервис, в зависимости от марки и модели авто для систем с фреоном R134a с определенным объемом дозаправки может колебаться от 500 до 1000 грн. А вот ремонт намного дороже. Эта операция, как правило, включает в себя замену компрессора, осушителя и радиатора-конденсора (если конструкция с очень тонкими каналами с размером в человеческий волос и поэтому не подлежит мойке). Плюс мойка всей системы и заправка свежим маслом и хладагентом (фреоном). В итоге это обходится минимум в 15 тыс. грн для бюджетных авто. Для моделей премиальных марок в зависимости от производителя компрессора и радиатора ценник на такой ремонт стартует от 20 тыс. грн и может финишировать на 50 и даже 60 тыс. грн.
Если автомобиль с фреоном R1234yf (на некоторых самых современных моделях авто), то его обслуживание с дозаправкой может обойтись в 3000-7000 грн. Обусловлено тем, что в этих машинах применяется экологически более чистый, не хлорсодержащий фреон, который стоит очень дорого. Ремонт таких систем также стоит еще больше. Если сравнить стоимость обслуживания и ремонта, то любой поймет, что эти затраты не соизмеримы. И экономически выгоднее своевременно обслуживать эту систему автомобиля.
С помощью ведущих специалистов компании Мастер-Сервис мы определили 10 основных ошибок автовладельцев, которые становятся причиной многих проблем в эксплуатации автомобильных кондиционеров.
Кроме больших расходов на ремонт, автомобильный кондиционер может быть источником и других неприятностей, например, приводить к распространению болезней.
Ошибка №1
Игнорирование процедуры ежегодного обслуживания системы кондиционирования. Это ошибка, так как для всех резиновых шлангов ввиду их пористости предусмотрен допуск на утечку фреона до 10%. Поэтому несложно подсчитать возможные ежегодные потери фреона в кондиционере машины. В каждом ТС с кондиционером в моторном отсеке находится табличка, где указан тип фреона и его количество в системе автомобиля. Если это, например, 525 г, то ежегодно утечки могут составлять до 50 г. То есть, если не дозаправляли кондиционер четыре года, хладагента там может остаться около 300 г. Это опасно, так как ухудшается эффективность охлаждения, система работает при большей нагрузке, в ней циркулирует меньше смазки.
Ошибка №2
Невключение кондиционера в профилактических целях в зимнее время. Эта процедура необходима, так как при работе кондиционера происходит смазка всех внутренностей системы кондиционирования. Таким образом исключают пересыхание резиновых уплотнителей, шлангов и т.д., что позволяет сохранить герметичность системы, минимизировать утечку хладагента, а также смазать все внутренние детали компрессора и предотвратить коррозию. Включить кондиционер зимой в мороз можно только в теплом помещении, так как при минусовой температуре на улице это не сработает. Теплым помещением для авто могут быть СТО, некоторые автомойки, крытые парковки. На данную операцию для системы кондиционирования достаточно 15 минут.
В зимнее время «прокачивать» всю систему кондиционирования желательно каждые две недели. На это уходит 15 минут.
Ошибка №3
Ненадлежащее обслуживание кондиционеров по принципу «ближе», «дешевле», но только не у профессионалов на проверенных или рекомендованных специализированных СТО. А ведь последние имеют спецоборудование, включая заправочные станции и газоанализаторы определения состава фреона. При ТО может быть множество нарушений, которые выведут кондиционер из строя. Например, вам заправили некачественный фреон, в составе которого – разные его типы. Хотя эта смесь в целом может соответствовать температурным требованиям (температура кипения или конденсации) того же фреона R134а, но может быть не совместима с применяемым в системе маслом. Как результат – значительно ухудшится смазка системы, компрессор быстро выйдет из строя.
Прибор для определения состава и типа фреона в автомобиле должен быть на каждой профессиональной специализированной СТО по ремонту и обслуживанию кондиционеров.
Фреон R134а применяется с маслом, которое растворяется в ее составе и циркулирует по системе. Если фреона будет мало, то и смазка будет в малом количестве, а это очень опасно, особенно для поршеньков компрессора кондиционера. Кроме того, даже на одной модели авто в зависимости от производителя компрессора кондиционера может применяться разное масло. Информация об этом доступна в основном только тем, кто профессионально занимается ТО, ремонтом этих систем и может содержать соответствующий склад расходных материалов. Гаражным мастерам не по карману иметь весь спектр необходимых расходников под разные модели авто и компрессоров.
Техническое обслуживание автомобильных кондиционеров
От обычного бытового холодильника, кроме конструктивных особенностей автомобильный кондиционер отличается тем, что различные его части подвергаются большей вибрации при эксплуатации автомобиля
По данным «Союза автомобилистов России», на наших дорогах свыше 3 миллионов машин сегодня оснащены кондиционерами уже в базовой комплектации. При этом прирост количества автомобилей с кондиционером составляет ежегодно до 15% от общего количества продаж автомобилей в нашей стране.
От обычного бытового холодильника, кроме конструктивных особенностей автомобильный кондиционер отличается тем, что различные его части подвергаются большей вибрации при эксплуатации автомобиля. Соединительные узлы и уплотнители со временем изнашиваются и начинают пропускать хладагент в атмосферу. В результате кондиционер перестает работать. Разумеется, что существует естественная диффузия газа, однако степень ее настолько мало влияет на работу кондиционера, что говорить о существенном расходе хладагента не приходится. Поэтому прежде чем заправлять кондиционер его нужно протестировать на возможные источники утечки и их устранить.
Кроме заполнения кондиционера фреоном, важно заменить в нем и масло. Выбор масла для кондиционера напрямую зависит от марки хладагента, поскольку при работе они смешиваются. Например, если кондиционер работает на фреоне R-134а, масло для него не может быть минеральным. В противном случае или кондиционер перестанет работать, или в нем быстро образуются хлопья, которые забьют практически все агрегаты этого устройства. В результате – критическая поломка.
Как и в случаях с моторными маслами, в маслах для автокондиционеров важна степень их вязкости. В кондиционерах, выпущенных до 1992 года, используется фреон марки R-12, и он требует только минерального масла (например, Suniso 5G). После 1992 года стали производить кондиционеры, заправляемые фреоном R-134а, которые заправляют такими марками синтетических масел как Suniso PB-100, Nevadа PAG-46 и PAG-150 и др.
Немаловажным фактором при выборе масла для кондиционера, является климатические условия его работы. В настоящее время для фреона R-134а применяются полиалкилгликольные масла PAG, которые по степени вязкости делятся на три типа: PAG46 — 46мм2/с при 40 C; PAG100 — 100мм2/с при 40 C и PAG150 — 100мм2/с при 40 C.
Для продления срока службы кондиционера и увеличения межремонтного интервала можно использовать специальные добавки к маслам, такие как Универсальная добавка к маслам INDIGO.
Также мы рекомендуем вместе с заправкой кондиционера провести профилактические тесты и осмотр его основных устройств: компрессора, конденсатора, испарителя, и других элементов. В противном случае вам придется заправлять автокондиционер все чаще и чаще. Кроме этих проблем существуют и другие «подводные камни» при работе кондиционера. Например, в него может попасть вода и воздух. Это со временем приводит к поломке кондиционера или к перебоям в его работе. Поэтому заправку фреоном необходимо осуществлять только в автосервисах, отказавшись от услуг кустарных малоизвестных мастерских, в которых подчас нет ни соответствующего оборудования, ни квалифицированного персонала.
Мы не будем подробно останавливаться на самом процессе заправки кондиционера. Отметим только, что очень важно заполнить его фреоном полностью, избегая его недостатка или, наоборот, перезаправки. В первом случае вы рискуете преждевременным выходом из строя своего кондиционера из-за недостатка масла в компрессоре, поскольку масло переносится в компрессор фреоном. Во втором, ввиду перезаправки внутри кондиционера возникает повышенное давление, что также ведет к износу компрессора. В обоих случаях результат один – кондиционер перестает «холодить», и в конце концов ломается.
Кондиционер следует заправлять не реже, чем один раз в год, а в некоторых случаях, если кондиционер использовался интенсивно, раз в полгода. Обслуживание и заправку кондиционера нужно проводить только в автоцентрах, где есть соответствующее оборудование и квалифицированные специалисты.
Обслуживание автомобильного кондиционера
Статья о том, как правильно обслуживать автомобильный кондиционер. Обнаружение неисправностей устройства и их устранение. В конце статьи — видео о том, как заправить автокондиционер своими руками.
Содержание статьи:
- Устройство кондиционера и принцип работы
- Признаки возможных неисправностей и их устранение
- Промывка кондиционера
- Диагностика утечки
- Уход за компрессором
- Основные нюансы обслуживания автокондиционера
- Снижение действия коррозии
- Заправка
- Видео о заправке автомобильного кондиционера своими руками
Кондиционер в современном автомобиле – давно уже не роскошь, но верный помощник водителю для сохранения комфорта, здоровья и хорошего настроения. Не стоит даже пытаться переоценить его возможности, особенно когда знаешь, что кондиционер способен окунуть в приятную прохладу даже тогда, когда летом за окнами машины настоящий ад.
Зимой от кондиционера тоже польза – благодаря ему в салоне не запотевают стекла. Однако, как и любое другое устройство, он нуждается в грамотном обслуживании, чтобы пользоваться им можно было максимально долго.
Устройство кондиционера и принцип работы
Принцип работы автомобильного кондиционера напоминает таковой обычного холодильника, но устройство у него несколько иное, и от холодильника существенно отличается.
Роль хладагента в кондиционере выполняет фреон. На сегодня самая распространенная его формула – R-134a. Система кондиционера герметична. В ней содержится масло, перемешанное с жидким фреоном.
Эта система довольно сложна по своему устройству и состоит из следующих узлов:
- ресивер-осушитель;
- терморегулирующий вентиль;
- конденсатор;
- испаритель;
- компрессор;
- вентилятор.
Все эти составляющие элементы имеют между собой соединительные коммуникации в виде трубок.
Стабильное давление в системе – условие ее качественной работы. Контроль давления осуществляется электронным блоком управления, в который входят специальные датчики.
Опытные автовладельцы знают, что самой распространенной причиной ремонта автокондиционеров является утечка фреона. Он имеет свойство довольно быстро проникать наружу через щели и даже микротрещины, которые могут возникать в трубах, уплотнителях и радиаторе. Поэтому владельцу автомашины нужно проверять давление в системе не реже одного раза в год.
Признаки возможных неисправностей и их устранение
Если вы вдруг обнаружили плохую вентиляцию воздуха в салоне машины, или заметили, что температура в результате работы кондиционера снижается слишком медленно, и, плюс ко всему, еще и появились неприятные запахи – значит, пора бить тревогу. Если вовремя не заметить всего этого, то в дальнейшем работа с кондиционером может обойтись вам весьма дорого.
Начнем с вентиляции. Плохая вентиляция может возникнуть в результате забившегося салонного фильтра — его желательно менять через каждые 15000 км. Кроме того, недостаточную вентиляцию может вызвать слабое натяжение ремня компрессора. При обнаружении этой неисправности ремень необходимо заменить.
Неприятный запах в кабине автомобиля может появиться в том случае, если в системе охлаждения застоялся воздух, и по этой причине в нем появились плесень, бактерии и другие микроорганизмы.
Чтобы этого не случилось, используйте антибактериальные средства (купить их можно в любом автомагазине), а также регулярно запускайте систему и таким образом проветривайте ее.
Промывка кондиционера
Промываем кондиционер специальным химическим препаратом, который необходимо ввести через воздухозаборник. Таким способом можно промыть все внешние и внутренние детали системы.
Этими же химическими средствами проводится дезинфекция всех доступных поверхностей системы. Если такую профилактику проводить регулярно и вовремя, неприятных запахов не будет.
Диагностика утечки
Важно: не забывайте, что ревизия кондиционера обязательно должна предполагать диагностику возможной утечки.
Самые уязвимые места системы – это шланги, трубки и места их соединения. Именно там могут появиться трещины. Утечку обнаруживаем с помощью специального индикатора, который заранее добавляем в состав. При этом необходимо знать, что разгерметизация системы обязательно потребует последующую замену ресивера-сушителя.
Уход за компрессором
Больше всего материальных затрат потребует выведенный из строя компрессор — его поломка может обойтись в 50 и более тысяч рублей. Обнаружить неисправность компрессора можно при наличии сильного шума, который издает подшипник шкива.
Не тяните с устранением этой проблемы — ликвидировать неисправность необходимо как можно быстрее. Как только услышите посторонние шумы в компрессоре, сразу же отключайте кондиционер. В противном случае вам придется заново промывать всю систему, выполнять замену масла, монтировать новый ресивер-осушитель и вентиль терморегуляции.
Если компрессор не работает при плюсовой температуре (на улице), можно рассматривать две причины: проблемы с электрикой кондиционера (если это так, нужно делать подробную диагностику) и низкое давление внутри системы (зачастую в результате утечки).
Основные нюансы обслуживания автокондиционера
Грамотное обслуживание кондиционера обеспечивает его долговечную службу и отсутствие поломок. В профилактических целях необходимо запускать устройство не только летом, но и зимой, пусть даже и ненадолго. Это делается для того, чтобы проверить, не вышел ли он из рабочего состояния.
Для этого сначала необходимо включить электропечь и как следует нагреть салон. Это делается для того, чтобы кондиционер включился. Если в кабине температура нулевая или ниже, кондиционер может не заработает. После нагревания салона машины включите кондиционер. Если система начнет выдувать холодный воздух – кондиционер работает.
Однако это не единственный признак функционирования кондиционера. Показателем его работы может быть и тахометр: если с включением кондиционера скорость вращения коленвала увеличилась, значит, все в порядке.
Снижение действия коррозии
Для того, чтобы значительно приостановить влияние коррозии, необходимо зимой, увы, мыть пространство под капотом. Каким бы трудоемким и неприятным ни казалось это мероприятие, особенно в холодное время года, его польза огромна, поэтому пропускать эту процедуру не желательно.
Заправка
Если попытаться провести аналогию между автокондиционером и обыкновенным холодильником, то сразу в глаза может бросается такая разница: в холодильниках все соединения держатся на сварке, а в кондиционере связующую роль играют резиновые уплотнители, которые весьма уязвимы.
Поэтому заправку кондиционера нужно стараться осуществлять не чаще одного-двух раз в год. При этом надо использовать специальное оборудование, а лучше обратиться к квалифицированным специалистам станции техобслуживания. Неверные действия в процессе заправки могут обойтись слишком дорого.
Ну, и, наконец, самый важный совет — обязательно контролируйте уровень охлаждающей жидкости как в радиаторе, так и в двигателе. Неисправность автомобильного кондиционера приводит к чрезмерному расходу топлива. Успехов вам и безопасной дороги!
Заправка авто кондиционера своими руками: