Hino-avto.ru

официальный дилер Hino Motors
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

От чего зависит цена на бензин в России

От чего зависит стоимость топлива в разных странах?

Несмотря на достаточно высокую цену на бензин и дизельное топливо в России, существует ряд стран, где стоимость горючего имеет еще более впечатляющие значения. Актуальность снижения этого показателя ежегодно растет, и определиться с путями разрешения ситуации, можно, рассмотрев причины, которые влияют на этот показатель.

Факторы роста стоимости топлива

  1. Уровень технологии переработки нефтепродуктов. Несмотря на повсеместное развитие и внедрение инновационных технологий, перерабатывающие предприятия нуждаются в более или менее частичной модернизации. Отсутствие подходящих мощностей, использование устаревшего оборудования снижает эффективность этих производств и не позволяет оптимизировать цену на топливо;
  2. Политика и статус нефтяной компании. Чем выше эти составляющие, чем выше рейтинг производящей нефтепродукты компании, тем на более высоком уровне будут цены на ее продукты;
  3. Расположение автозаправок. В ряде стран местоположение заправочных станций определяет уровень цен на бензин и другие виды топлива. Наличие конкуренции диктует необходимость введения альтернативных форм оплаты — к примеру, топливные карты на бензин и дизель помогают расширить число пользователей автозаправок, улучшат сервис и повысят рентабельность места;
  4. Сезон. Ряд потребителей активно использует автомобили и, как следствие, увеличивает потребление топлива, исключительно в весенне-летний сезон. Именно в это время цены на бензин и топливо повышаются;
  5. Монополия на горючее. С появлением конкуренции, возникновением акционерных и дочерних предприятий, появляется возможность оперативно реагировать на спрос и состояние цен на рынке нефтепродуктов;
  6. Политика государства. В странах-экспортерах нефти разница цен на бензин практически полностью зависит от экономической линии конкретного государства на внутреннем рынке. При этом учитывается увеличение или снижение экспорта, сокращение внутренних поставок и др.;
  7. Виды топлива. Разные продукты нефтепеработки отличаются по уровню затрат, поэтому цены на них будут также разными как в своей стране, так и за рубежом.

Пути снижения цен на горючее

В таких странах как Норвегия, Нидерланды, Италия налог на 1 литр бензина превышает 50%. Если политику государства изменить невозможно, продавцы нефтепродуктов прибегают к другим способам снижения цены на горючее:

  • Широкий ассортимент топлива. Наряду с обычными и традиционными всегда присутствуют новые виды альтернативных продуктов. К примеру, биодизель продается как самостоятельное горючее и в смеси с другими базами;
  • Наличие разных вариантов оплаты за покупку с бонусными программами за объемы и использование экологически чистых видов топлива;
  • Разные варианты оплаты товара – от кредитных карт с кэш-беком до топливных карт с начислением бонусов;
  • Демонополизация. Наличие конкуренции позволяет снижать уровень цен на горючее.

Использование различных методов оптимизации цены на топливо позволяет сделать его более доступным.

Другие статьи:

Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы:

Возобновлено обслуживание на 3-х АЗС «Роснефть»

Изменения в сети обслуживания карт рублевой программы:

Pulsar 95 на АЗС «Роснефть» в Хабаровском Крае

«Роснефть» расширяет географию реализации фирменного бензина Pulsar 95 в ДФО.

«Ангарский завод катализаторов и органического синтеза» эффективно заменил своей продукцией дорогостоящие импортные компоненты.

АИ95 от «Роснефти» завоевывает рынок

Рязанский НПЗ «Роснефти» превысил отметку в 1 млн т в производстве высокоэкологичного бензина «Евро-6».

  • 2020
    • 2020
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2019
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2018
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2017
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2016
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2015
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2014
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2013
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2012
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2011
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2010
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2009
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2008
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2007
      • Декабрь
      • Ноябрь
      • Октябрь
      • Сентябрь
      • Август
      • Июль
      • Июнь
      • Май
      • Апрель
      • Март
      • Февраль
      • Январь
    • 2006
      • Декабрь
      • Ноябрь

Продолжая использовать ruspetrol.ru вы соглашаетесь на использование файлов cookie.

Более подробную информацию можно найти в Политике cookie файлов.

© ООО «РусПетрол», 2007-2020

Воспроизведение материалов сайта
допускается с согласия владельца

Наш дорогой: почему стоимость бензина в России не зависит от нефтяных цен

Когда замминистра энергетики Павел Сорокин в июле 2018 года заявил: «В первый год работы влияние „налогового маневра“ на нефтеперерабатывающий сектор будет минимальным. Необходимо, чтобы прошло два-три года, чтобы мы увидели реальный эффект от налогового маневра на сектор нефтепереработки и объемы переработки нефти», он и не предполагал, насколько его слова окажутся пророческими. Не прошло и полутора лет, как воздействие одного из механизмов налогового маневра проявилось в полную силу. Средняя цена нефти Urals год к году обвалилась фактически вдвое — с почти $70 до $40 за баррель. Цена топлива при этом продолжала расти, причем в мае–июне достигала исторически максимальных значений (почти 60 тыс. рублей за 1 т бензина Аи-95). Тут уж даже самые нелюбопытные выучили магические слова «обратный акциз с демпфирующей компонентой».

Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) специально для «НиК».

«Нерыночный механизм, в процессе действия которого произошла подмена бенефициара — вместо конечного потребителя им стала казна», — исчерпывающе охарактеризовал демпфер эксперт нефтяного рынка Вячеслав Мищенко. То, что преподносилось как защита от ценовых скачков, превратилось в дополнительное средство изъятия сырьевой ренты и оправдание поддержания высокой цены на топливо.

Системный подход

Система обратного акциза появилась не сама по себе. Это часть широкого «налогового маневра» в нефтяной отрасли, суть которого, упрощенно, в постепенной отмене экспортных пошлин и переносе всех платежей в налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Процесс начался с 1 января 2019 года и должен завершиться в 2024.

«Я помню, как разговаривал с Молодцовым, когда он еще был замминистра, а я работал в Argus (в 2018 году — прим. ИРТТЭК). Он спрашивал мое мнение, я ему сказал, что экспортная пошлина как институт себя изжила. Я еще тогда не знал, что готовится в Минфине, но ощущение, что экспортную пошлину нужно убирать, было — она не соответствовала ни структуре отрасли, ни начавшемуся в 2011 году процессу модернизации НПЗ. И потом вдруг родилась эта сазановская идея», — рассказывает Вячеслав Мищенко.

Вопрос стоял о том, чем именно заменять экспортную пошлину, которая была единственным балансирующим механизмом, обеспечивающим относительную премиальность внутреннего рынка по отношению к внешнему.

То, что какая-то адекватная замена нужна, ярко показал топливный кризис, разразившийся в 2018 году.

Если говорить упрощенно, то обратный акциз — это средства (в форме налогового вычета), которые государство платит нефтяным компаниям за то, что они производят из своей нефти моторное топливо и сырье для нефтехимии, поставляя их на внутренний рынок.

Сколько денег таким образом получают нефтяные компании, неизвестно. Сами компании отказываются обсуждать эту тему, эксперты разводят руками. Дело в том, что акциз рассчитывается индивидуально для каждого предприятия по сложной формуле, которая включает цены на нефть, объемы переработки и производства разных видов нефтепродуктов, курс рубля и логистический коэффициент, который зависел от удаленности НПЗ от рынков сбыта.

Всего было выделено шесть региональных групп. Коэффициент 1,5 применяется к НПЗ, расположенным в Хакасии и в Красноярском крае. Единственный завод, который подпадет под это определение — Ачинский НПЗ («Роснефть»). Коэффициент 1,4 применяется к заводам в Туве и Иркутской области. В эту группу попадает тоже только один завод — Ангарский НПЗ (тоже «Роснефть»). Коэффициент 1,3 распространяется на НПЗ в Ямало-Ненецком, Ненецком автономных округах, в республике Коми, в Якутии и Бурятии. Коэффициент 1,1 применяется к НПЗ в Тюменской, Новосибирской и Томской областях, а также в Забайкальском крае. Коэффициент 1,05 будет применяться к заводам, расположенным в Омской области, Алтайском крае и республике Алтай. В отношении остальных регионов России применяется коэффициент 1.

Плюс на плюс дают минус

Споры о том, стоило ли вводить демпфер и просчитывал ли автор, директор Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов (сейчас замминистра финансов) Алексей Сазанов, его отдаленные последствия, в экспертной среде идут до сих пор. Однако ситуация на топливном рынке в 2018 году складывалась таким образом, что от государства ждали решительных действий. Рост цен на нефть, помноженный на быстрое удешевление рубля, повлек за собой резкое подорожание топлива. За год российские автомобилисты пережили повышение цен на бензин Аи-92 на 8,9%, до 41,6 руб. за 1 л, на бензин Аи-95 — на 9,1%, до 44,7 руб. за 1 л, а на дизельное топливо, по данным Thomson Reuters Kortes, на 15%, до 46,9 руб. за 1 л.

В попытках остановить рост цен правительство сначала, 1 июня, снизило акцизы на бензин и дизтопливо на 3 тыс. и 2 тыс. руб. за тонну соответственно. Вкупе с одновременной угрозой поднять экспортные пошлины это позволило на время остановить подорожание топлива, однако ненадолго. В ноябре 2018 года был введен мораторий на изменение розничных цен, который впоследствии был продлен до конца первого полугодия.

Вероятно, где-то в процессе этих переговоров в систему обратного акциза и была введена демпфирующая компонента, которая сейчас вызывает столько нареканий.

Целью демпфера, по заявлениям его идеологов, была защита потребителей. Суть его в том, что при высоких ценах на нефть государство доплачивает производителям топлива за то, что они поставляют его на внутренний рынок фактически себе в убыток. Изначально демпфирующая компонента рассчитывалась как разница между экспортными ценами на бензин и дизельное топливо на базисе поставки «Северо-Запад РФ», умноженная на коэффициент 0,6 (для бензина) и 0,5 (для дизеля), и соответствующими фиксированными внутренними ценами. В мае 2019 года в систему расчетов были внесены изменения: с июля демфер рассчитывался как экспортная альтернатива (то есть цена экспорта за вычетом транспортных расходов и налогов) на бензин, умноженная на объемы его производства и коэффициент 0,75 (с 1 июля и до конца 2019 года) или 0,68 (с 2020 года) или экспортная альтернатива на дизельное топливо, умноженная на объемы его производства и коэффициент 0,7 (с 1 июля и до конца 2019 года) и 0,65 с 2020 года.

Читать еще:  Acura TLX 2015

Как это работает

В 2020 году средняя оптовая цена бензина установлена в размере 53500 руб./т. Если экспортная альтернатива (нетбэк) превышает эту сумму, она умножается, в случае с бензином, на 68% — это то, что компании получают из бюджета за упущенную выгоду, которая возникает из-за того, что они не повышают цены на внутреннем рынке. Если разница отрицательная, то она также умножается на 68% — эту сумму уже платят компании бюджету за то, что они продают бензин дороже, чем на зарубежных рынках.

Большую часть 2020 года плательщиками выступают компании. Это вызвано не только удешевлением нефти, но и резким падением спроса на топливо в Европе из-за коронавирусных локдаунов.

Так, в сентябре, по данным Argus, значение демпфирующего коэффициента для бензина составило минус 4075 рублей/т, для дизельного топлива — минус 6929 рублей/т. Если бы цены на нефть остались на уровне $20-$25 за баррель, общий объем выплат со стороны нефтяников составил бы, по оценке Алексея Сазанова, 700 млрд рублей. Александр Новак оценивал эту сумму даже выше — 1 трлн рублей.

Сейчас ситуация несколько изменилась — цена нефти Brent на прошлой неделе снова превысила $45 за баррель. Однако спрос на топливо только падает по мере того, как в мире вводятся все новые противоэпидемические меры. По словам Сазанова, никакой помощи в связи с этим нефтяники не получат — наоборот, это «они должны помогать государству».

Будут ли они в такой ситуации снижать цены на бензин для отечественных потребителей — вопрос риторический.

Единственный механизм, который позволяет как-то регулировать внутренние цены на сегодняшний день, — биржевые торги. Там, кстати, ситуация тоже аномальная. Спрос на топливо в частном секторе фактически восстановился до предкризисных значений, рассказывает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. На Аи-95 он даже повыше. Это ожидаемо: люди, напуганные вторым пришествием вируса, предпочитают пользоваться личным транспортом, даже если это означает перерасход времени и денег. Ту же тенденцию можно было наблюдать несколько месяцев назад в европейских и американских городах, теперь она добралась и до России.

В то же время в секторе коммерческих перевозок наблюдается спад. Это видно и в рознице, где корпоративные клиенты заправляются по топливным картам. «Но ведь многие берут мелким оптом, наливом, и там это еще виднее. Ситуация странная — идет снижение поставок топлива, а цены при этом не падают. Цены на бирже, я имею в виду. Все выглядит так, как будто на рынке полный баланс спроса и предложения — чистый боковик, 100 рублей туда, 100 рублей сюда», — говорит Евгений Аркуша.

Хитрая схема: почему бензин в России не дешевеет даже при ценах на нефть, как в 2000-х

Что происходит с ценами на нефть и бензин. В феврале средняя цена на российскую нефть Urals составляла $54,53, а к 6 мая цена нефти этой марки опустилась до $24,8 за баррель (причем в апреле Urals дешевела до минимума с 1999 года, до $10,5). Снизились и оптовые цены на бензин — с 1 февраля стоимость АИ-92 упала на 11% до 39 970 рублей за тонну на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Но стоимость литра на заправке почти не меняется. По данным ЦДУ ТЭК, на 3 мая по сравнению с первой неделей февраля средняя розничная цена литра бензина марки АИ-92 сократилась на шесть копеек — до 43 рублей, марки АИ-95 — на три копейки, до 46,07 рубля, летнего дизтоплива выросла почти на 30 копеек до 47,38 рубля.

Почему цены на бензин не снижаются вслед за нефтяными котировками. Если вкратце, то таковы особенности налогового регулирования отрасли, они не предполагают снижения цен на бензин — только умеренный рост. С 2019 года в России заработал так называемый демпферный механизм. Его суть в том, что он помогает государству компенсировать или изымать доходы нефтяников от продажи топлива в зависимости от рыночной конъюнктуры. Так, если за рубежом цены на бензин высокие, бюджет выплачивает компаниям часть премии, которую они теряют, не поднимая цены на внутреннем рынке. В обратном случае, если цены на бензин на внутреннем рынке выше экспортных, нефтяные компании сами перечисляют деньги в бюджет. При этом размер выплат зависит не от реальных цен на внутреннем рынке, а от расчетной цены, установленной правительством, — в 2020 году она составляет 53 600 рублей за тонну бензина.

Зачем понадобился демпфер. Весной 2018 года на фоне роста нефтяных котировок в России резко взлетели цены на бензин и дизельное топливо. Правительству пришлось договариваться с нефтяными компаниями о фактической заморозке цен на топливо. В условиях рыночной экономики никто не может обязать нефтяников держать те или иные цены. В результате совещаний нефтяников с правительством возникло джентльменское соглашение — нефтяники не будут повышать стоимость бензина на заправках быстрее, чем растут темпы инфляции в стране, говорит аналитик Reuters Максим Назаров. По его словам, компании подтверждали такую договоренность. Джентльменское соглашение закончилось в 2019 году, тогда и заработал демпферный механизм. Фактически он стал платой за это соглашение, которая при нормальной конъюнктуре рынка позволяет нефтяникам получать дополнительные средства из бюджета, если цены на мировых рынках выше внутренних. Но в текущей ситуации демпферный механизм начинает работать против нефтяников.

Как сейчас работает демпферный механизм. Расчетная цена на тонну бензина в 2020 году составляет 53 600 рублей. Для подсчета демпфера она сравнивается с расчетной экспортной альтернативой — нетбэком. Нетбэк рассчитывается как экспортная цена на тот или иной вид топлива за вычетом транспортных расходов и налогов. Если разница между нетбэком и расчетной ценой положительная, она умножается, в случае с бензином, на 68% — это то, что компании получают из бюджета за упущенную выгоду, которая возникает из-за того, что они не повышают цены на внутреннем рынке. Если разница отрицательная, то она также умножается на 68% — эту сумму уже платят компании бюджету за то, что они продают бензин дороже, чем на зарубежных рынках.

В январе 2020 года величина экспортной альтернативы составила 53 773 рубля — разница 173 рубля, компании получали по 117,6 рубля из бюджета за тонну бензина, объясняет старший аналитик по нефтегазовому сектору банка «Уралсиб» Алексей Кокин. В апреле же величина экспортной альтернативы упала, по подсчетам Кокина, примерно до 27 400 рублей — компаниям предстоит заплатить в бюджет порядка 17 800 за тонну.

Демпфер позволил получить нефтяникам в 2019 году, пока цены на нефть были высокими, 282 млрд рублей. Еще 23 млрд рублей поступило в первые два месяца 2020 года. В марте 2020 года, после изменения конъюнктуры на рынке, нефтяники заплатили в бюджет 10,5 млрд рублей. По ожиданиям Минфина, при ценах на нефть на уровне $22-27 за баррель поступления в бюджет составят $0,9–1,1 млрд в месяц. По оценке министра энергетики Александра Новака, при цене нефти $20 за баррель в бюджет должно поступить 1 трлн рублей. Статс-секретарь — замминистра финансов Алексей Сазанов оценивал объем выплат, которые нефтяным компаниям предстоит сделать в 2020 году, если нефтяные котировки останутся на уровне $25-30 за баррель, примерно в 700 млрд рублей.

Таким образом, у нефтяников нет стимула снижать цены на бензин, наоборот — сохранение цен позволяет им за счет конечного потребителя делать бюджетные выплаты.

Почему дешевеет бензин на бирже. Оптовые цены просели из-за дисбаланса спроса и предложения. Из-за ограничений на передвижение россиян, связанных с пандемией коронавируса, спрос на топливо упал почти в два раза. Планы компаний по биржевым продажам существенно превышали потребности покупателей, говорит Максим Назаров. Сейчас компании сократили планы по суточным продажам топлива в два раза — с 12 600 тонн в апреле до 6 400 тонн в мае. Двадцатого апреля цена на АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже составила 35 770 рублей за тонну, а издержки компаний (акциз плюс выплаты по демпферу) — 38 070 рублей за тонну, приводил подсчеты экспертов «Аналитика товарных рынков» РБК. Оптовые цены сделали производства бензина нерентабельным, говорит Назаров, и сейчас компании говорят, что продолжают продавать бензин из соображений социальной ответственности.

Кому нефтяники продают бензин. В 2019 году порядка 9% произведенного бензина уходило за рубеж, на внутреннем рынке реализовывалось свыше 90%, говорит Максим Назаров. Что касается внутреннего спроса, то, согласно требования ФАС, компании должны продавать не менее 10% на товарной бирже (этот показатель до 30 июня снижен до 5%), который покупают независимые АЗС. В 2019 году на бирже продавалось около 20% от всего производимого в стране бензина, еще 20% уходило нефтебазам и 60% — аффилированным АЗС.

Получается, что независимые заправки, удерживая розничные цены, должны получать хорошую маржу? Сейчас на заправках средняя цена составляет 42-43 рубля за литр, оптовая — 29,5 рубля, если вычесть издержки в районе 7,5 рублей за литр, то заправкам остается по 5,5 рублей с литра, подсчитал Максим Назаров. Текущая маржа почти вдвое больше той, что АЗС получали до кризиса. Могут ли заправки поделиться частью этой маржи с потребителем, снизив цены? Увы, нет. Если до кризиса среднестатистическая заправка прогоняла около 10 000 литров бензина, то сейчас этот объем снизился до 5000 литров, соответственно снизился и денежный поток, говорит Назаров. Расходы же остаются прежними — никто не отменял аренду, плату за электричество, охрану и выплаты зарплат сотрудникам. К тому же заправки в целом не любят снижать цены во время флуктуаций на рынке, так как ФАС очень строго следит за повышением цен, и при стабилизации ситуации у АЗС может появиться дополнительная головная боль, добавляет Назаров.

Читать еще:  Какие существуют типы автомобильных смазок

Стоит ли отменять демпфер. Механизм демпфера изначально не был настроен под действие при таких низких ценах на нефть, говорит главный экономист «ФК Открытие» Максим Петроневич. Но сейчас государство находится куда в более худших условиях, чем нефтяники, считает он. Если нефтяники могут позволить себе снижение расходов, то государству, наоборот, надо наращивать сейчас этот показатель — финансировать и нацпроекты, и антикризисные меры. Тем временем нефтегазовые доходы бюджета резко снижаются, ненефтегазовые налоговые поступления — тоже.

С одной стороны, в сложившихся условиях демпфер действительно неудобен нефтепроизводителям, с другой – сейчас в неудобной ситуации оказались все участники рынка: население, бизнес и государство, говорит Петроневич. А консенсуса о том, как именно будут профинансированы расходы государства, пока что нет. Один из путей финансирования дефицита бюджета без масштабного использования средств Фонда национального благосостояния — выпуск ОФЗ на 3-4 трлн рублей. Но очевидно, что в текущих условиях занимать будет все труднее, поэтому государству важны любые доходы, в том числе и от нефтяников за бензин. Поэтому, с высокой вероятностью, существенных уступок от правительства в вопросе перечислений от реализации нефтепродуктов на внутренний рынок ждать не стоит, резюмирует Петроневич.

Проблема, что в нынешнем сценарии потребитель по сути оплачивает поступления в бюджет, не получая от ситуации на внешнем рынке никакой выгоды. Но правительство не может в срочном порядке отменить демпфер — на поправку к налоговому кодексу уйдет минимум полгода, полагает старший аналитик по нефтегазовому сектору банка «Уралсиб» Алексей Кокин. К тому же даже если демпфер и будет снижен, не факт, что эти деньги дойдут до конечного потребителя и конвертируются в снижении цен на заправках — они вполне могут «застрять» где-то в структуре нефтяной компании, опасается Максим Назаров. Тогда вопрос – зачем это делать.

По мнению аналитика Райффайзенбанка Андрея Полищука, если правительство вводит какие-то налоги, то они должны работать системно и иметь постоянную формулу на протяжении длительного времени. Постоянно менять правила игры нельзя. Но в текущей ситуации конечный потребитель сильно проигрывает от демпфера, а значит снижается конкурентоспособность для таких отраслей, как, например, сельское хозяйство. Раньше у России было преимущество, связанное с низкой стоимостью топлива, сейчас оно ушло, говорит Полищук.

Чиновники и сами не демонстрируют готовности менять сложившееся регулирование. Министр финансов Антон Силуанов в интервью «Ведомостям» заявил, что нефтяники не обращаются к министерству с просьбами пересмотреть правила демпфера. «Идея с демпфером себя оправдала. Мы вводили демпфер в период достаточно высоких цен, и жалко было платить нефтепереработчикам деньги из ФНБ. Но сейчас ситуация обратная. Все по-честному. Во времена высоких нефтяных цен все равно надо было думать о будущем, готовиться к разным временам», — сказал Силуанов. Новак также говорил в начале марта, что никаких изменений в инструмент вносить не планируется. А замминистра энергетики Павел Сорокин назвал демпфер очень важным элементом поддержки бюджета для борьбы с коронавирусом.

От чего зависят цены на бензин в России?

От чего зависят цены на бензин в России?

Об этом журналистам сообщил источник в правительстве. Ранее акцизы на нефтепродукты не планировалось повышать до 2011 года, а с 2011 года предполагалось ввести дифференцированные ставки акцизов в зависимости от класса топлива.

В 2005-2009 г.г. ставка акциза на Аи-80 составляет 2 тыс. 657 руб. за тонну, на автомобильный бензин с иными октановыми числами — 3 тыс. 629 руб. за тонну, на дизельное топливо — 1 тыс. 80 руб. за тонну, на моторные масла — 2 тыс. 951 руб. за тонну. Единственное изменение — акцизы на нефтепродукты с 2009 года полностью зачисляются в бюджеты регионов. По приблизительным расчетам, повышение акцизов на 10% привет к увеличению налоговой составляющей в 1 литре бензина на 4%.

В своих интервью чиновники не один раз напоминали о том, что уже четвертый год не индексируют акцизы на нефтепродукты. По их словам — это была социальная мера, направленная на сдерживание инфляции. Получается, что в следующем году инфляция отходит на второй план, приоритетом станет дефицитный бюджет.

Но было бы ошибкой полагать, что приоритеты в правительственных ведомствах одинаковые. В последние месяцы Федеральная антимонопольная служба (ФАС) усиливает нажим на нефтяников, выдвигая все новые иски по поводу цен на бензин. Антимонопольное ведомство особенно волнует проблема «слишком медленного» снижения цен на бензин в начале года, после обрушения мировых цен на нефть. Как видно из графиков, замедленные по сравнению с мировыми ценами на нефть скачки цен на бензин происходят каждый год. И каждый раз представителям нефтяных компаний приходится объяснять, что наша налоговая система устроена таким образом, что цена на бензин хотя и зависит от мировых цен на нефть, но не может также быстро и резко изменяться в ту или другую сторону.

Многие знают, что сегодня в России цена бензина на 60% состоит из налогов (налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и разного рода сборы). Другая составляющая стоимости бензина — расходы на добычу сырья, транспортировка, обслуживание АЗС — порядка 30%. И только 10% можно условно отнести к прибыли.

Если сравнивать российские налоги с налогами в США, то налог на добычу и прочие сборы составляет там всего 20-30%. Если бы в России был такой же налог, то сегодня стоимость одного литра Аи-95 составляла около 15 рублей. При этом цены на многие товары стали бы немного ниже из-за снижения стоимости транспортировки.

Напомним, что в октябре прошлого года глава ФАС Игорь Артемьев в интервью телеканалу «Вести» сказал буквально следующее: «….у нас доля налогов в себестоимости производства нефти в 2,5 раза больше, чем в Соединенных Штатах». «Поэтому государство и так забирает в казну соответствующие налоги, которые потом идут на те же социальные программы через бюджет. Среди наших предложений — снизить акцизы и налог на добычу полезных ископаемых, это приведет к еще большему снижению цен на внутреннем рынке».

На стоимость топлива в РФ заметно влияет цена на нефть на международных биржах. Это происходит в частности потому, что многие налоги в нефтяной отрасли прямо или косвенно привязаны к мировым ценам. Так, при расчете ставки НДПИ, в соответствии со статьей Налогового кодекса РФ, есть коэффициент, учитывающий динамику мировых цен на нефть. Стоит отметить, наличие ставки НДПИ, «привязанной» к мировой цене на нефть, в свое время позволило заметно увеличить суммы налоговых поступлений в бюджет в условиях высоких мировых цен на нефть.

Вообще динамику цен на бензин в России вполне можно предвидеть. Для этого достаточно лишь следить за ценой на нефть. При этом стоит знать о некоторых важных деталях. Как считают эксперты, кривая цен на бензин на 3-4 месяца отстает от нефтяной (см. графики). Также отстают и темпы роста/падения цен на бензин от нефтяных котировок.

Так, с января по июль 2008 года цена на российскую нефть марки Urals выросла на 44%, а во второй половине года упала почти на 70%. В это же время цена на наиболее ходовой у нас 92-й бензин в первой половине 2008 года выросла менее чем на 20% и к концу года упала также на 20%, а к середине июня 2009 года снизилась еще на 11%, несмотря на то, что нефть стала дорожать с начала текущего года и к середине июня выросла на 63%. Бензин же, начав дорожать только в середине июня, вырос всего лишь на 11,5%. Кстати, с 10 июля нефть поползла вверх и уже превысила отметку в 70 долларов за баррель. Но, действующая система налогообложения не дает возможности нефтяным компаниям оперативно менять ценники на АЗС.

«Топливный парадокс»: почему в России бензин не дешевеет вместе с нефтью

Мировые цены на нефть устремились вниз после развала сделки ОПЕК+ в начале марта, а затем продолжили падение из-за пандемии коронавируса. Все это отразилось на стоимости бензина во многих странах мира – она начала снижаться, однако в России ситуация совсем иная – цены на топливо не то, что не снижаются, а даже растут. Как устроен российский нефтяной рынок и стоит ли россиянам ждать удешевления бензина – разбирались «ТВК Красноярск».

Как устроен нефтяной рынок?

Нефть – самое продаваемое сырье в мире, при этом Россия является одним из крупнейших экспортеров «черного золота» на мировом рынке, и весьма заинтересована в высокой выручке своих нефтяных компаний.

Основные игроки – «Роснефть», «Газпром Нефть» и «Лукойл». Первые две компании по большей части принадлежат государству, а третья компания хоть и находится в частных руках, но также является крупным налогоплательщиком. По разным оценкам, налоговые поступления от нефтяников составляют почти половину всего российского бюджета – а значит, экономика страны напрямую зависит от цен на нефть и благосостояния нефтедобытчиков.

Стоимость нефти формируют сразу несколько различных критериев. Первый и основной – баланс спроса и предложения (чем выше спрос, тем дороже будет продаваться нефть).

Вторым основным фактором являются ожидания в изменениях спроса и предложения. Допустим, начало войны в стране, добывающей около 1-2% мировой нефти, может привести к резкому взлету котировок, так как на рынке будет ожидаться сильный дефицит в связи с прекращением поставок.

Также одним из самых серьезных факторов, влияющих на нефтяные котировки, являются квоты на добычу «черного золота» – их устанавливает организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Снижение квот оказывает влияние на количество нефти, предлагаемой к продаже, и повышает ее стоимость.

В начале марта 2020 г. страны ОПЕК+ намеревались заключить новый договор о сокращении добычи, однако сделать это не удалось – Россия отказалась дополнительно снижать уровень производства из-за распространения коронавируса. После этого, установившаяся за последние годы «стабильность» на нефтяном рынке, разрушилась. Рынок отреагировал моментально – стоимость барреля нефти рухнула почти на 30%.

Читать еще:  Преимущества и недостатки всесезонной резины

Среди других причин: стихийные бедствия, техногенные аварии, научные разработки в сфере экологии, в том числе экологического транспорта, политическое решение об увеличении или уменьшении нефтяных запасов в развитых странах.

Огромную роль в нынешней ситуации с нефтяными котировками сыграла пандемия коронавируса – производственные мощности многих стран уменьшились из-за карантинных мер и рынок перенасытился нефтью. Да и общие настроения на рынке по поводу дальнейшего распространения инфекции, конечно, оказывают свое влияние.

Почему бензин не дешевеет вместе с нефтью?

Обывательская логика подсказывает, что снижение стоимости сырья должно удешевлять и конечный продукт – топливо. Однако на деле не все так просто – за последние 10 лет цена барреля нефти колебалась, то падая, то снова возрастая, при этом стоимость бензина преимущественно росла.

Такие парадоксальные, на первый взгляд, изменения происходят из-за того, что на самом деле доля сырой нефти в себестоимости товарного бензина составляет примерно 4-6%. Проще говоря, даже если бы нефть обвалилась в 2 раза, на конечной цене бензина это могло бы отразиться в пределах 2-3% удешевления.

В стоимости бензина, помимо расходов на его производство, «сидит» много налогов – около 60%. Сюда входят НДС, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налоги на прибыль, налоги с фонда оплаты труда и др.

«В России цена на бензин не привязана к цене на нефть, никакой прямой зависимости нет. Поэтому ждать, что она упадет после обвала нефти – глупо. Цена упала на фьючерсы, то есть контракты долгосрочные – это не контракты сегодняшнего дня, они будут исполняться позже. К тому же на нашем рынке львиную долю стоимости бензина составляют налоги и акцизные сборы», – поясняет экономист Игорь Артемьев.

Действительно, в последние годы сильно выросли акцизы на топливо. К примеру, для бензина марки АИ-95 в пересчете на литр они составляют около 10 руб.

Государство устанавливает эти акцизы из-за необходимости некой «балансировки» во время экономического кризиса. Проще говоря, такими мерами оно обеспечивает финансовую стабильность для нефтяных компаний (основных налогоплательщиков), которые терпят убытки из-за падения мировых котировок.

Некоторые эксперты отмечают, что российским компаниям выгоднее отправлять нефть за рубеж, чем заниматься ее реализацией внутри страны – это связано с падением рубля.

Логика такая – продавай свой продукт за валюту и будешь в плюсе.

При этом внутри страны возможно образование дефицита нефтепродуктов, который в конечном итоге приведет к их подорожанию.

«Выход России из соглашений по ОПЕК+ фактически снимает ограничения по поставке нефти на внешние рынки, поэтому нефтяные компании наверняка попробуют нарастить объемы экспорта, и это может привести к дефициту нефти и нефтепродуктов для внутреннего рынка, а как следствие, к повышению цен», – рассказал изданию «74.ru» директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

Также на итоговую стоимость литра бензина влияет география, особенно в России. В стране существует не так много нефтеперерабатывающих заводов, поэтому бензин приходится доставлять на большие расстояния.

«Даже с Ачинска у нас, чтобы доставить бензин до Красноярска – 1,5 руб. плюсом сразу закладывается в стоимость. Топливо локализовано в виде НПЗ, если мы, допустим, повезем еще дальше – транспортный расход будет еще выше. У нас на конечной заправке маржа (разница между ценой и себестоимостью) смешная – в хорошие годы она была 3 руб. с литра», – отмечает экономист Игорь Артемьев.

Итак, повышение стоимости бензина складывается из следующих факторов (в большей или меньшей степени):

  • Государственноерегулирование – налоги и акцизы
  • Операционные расходы
  • Падение или взлет нефтяных котировок
  • Колебание валютного рынка
  • Коммерческая ориентированность нефтяных компаний

А что за рубежом?

Что касается опыта развитых стран Запада, то там ситуация обстоит совсем иным образом – цены на бензин напрямую привязаны к нефти. К тому же там существует реальная конкуренция между нефтяными компаниями, а экономика не столь зависима от их благополучия.

Более того, тому же правительству США выгодно, чтобы бензин в их стране дешевел – логистика также будет дешевле, а значит, снизится и цена на товары, за которыми пойдут радостные покупатели, ведь они только что сэкономили на заправке своего автомобиля.

Многие эксперты уверены, что российские власти изначально выбрали неверный путь развития нефтяной отрасли, а теперь никто уже не хочет распутывать этот огромный клубок опрометчивых решений. При этом они как бы сами не хотят замечать проблем – президент удивляется росту стоимости бензина на 10% в год, а антимонопольщики постоянно заводят дела, которые в конечном итоге ничего не меняют.

Цены на топливо все равно будут расти, потому как благосостояние нефтяников имеет слишком большую важность для бюджета страны, а значит, для ее существования в целом.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене

Поделиться этим материалом в социальных сетях и мессенджерах

Бензин в России не подешевеет после обвала нефтяных котировок

В ночь на 9 марта фьючерс на нефть сорта Brent обвалился на 30%, до $31 за баррель, но затем немного отыграл падение. По мнению аналитиков Bank of America и Goldman Sachs, нефть может упасть и до $20.

Нефть обрушилась после того, как на фоне продолжающейся эпидемии коронавируса развалилась сделка ОПЕК+ по сокращению добычи, а один из крупнейших производителей нефти с низкой себестоимостью, Саудовская Аравия, объявил конкурентам ценовую войну.

Замминистра финансов Алексей Сазанов 11 марта заявил, что обвал нефтяных котировок не повлияет на стоимость бензина в России. «Я не думаю, что будет снижение цен на бензин. Но расти они не должны, это точно», — отметил он.

РБК разбирался, как события на рынке нефти повлияют на цены на бензин в России.

Нефть подешевела, цены на бензин не упадут

В Европе цена бензина привязана к стоимости нефти, и бензин уже подешевел вслед за падением цен на сырье, отметил гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. Например, 6 марта тонна премиального бензина (по качеству соответствует АИ-95) на оптовом рынке стоила $467,8, а уже 9 марта, после снижения цен на нефть, подешевела до $354,8, сообщил старший экономист Vygon Consulting Сергей Ежов.

Российские оптовые цены также снизились, но незначительно. Тонна АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже 10 марта (первый рабочий день после праздников) подешевела на 4,4%, до 44,2 тыс. руб., АИ-95 — на 4,9%, до 45,7 тыс. руб. На российском рынке нельзя ожидать падения цен на бензин из-за особенностей его регулирования, говорит Турукалов.

В 2018 году, после того как на топливном рынке взлетели цены, правительство сначала их заморозило, а затем запустило механизм для стабилизации доходов компаний и цен на АЗС. Это так называемый демпфер — сумма, которая составляет 65–68% расчетной премии, которую нефтяники получают при продаже топлива на внутреннем или экспортном рынке. В первом случае демпфер отрицательный: зарабатывая на внутреннем рынке больше, чем за рубежом, нефтяники перечисляют часть этой премии (демпфер) в бюджет. Если за рубежом цены на бензин выше, государство, наоборот, выплачивает компаниям часть компенсации за то, что они сдерживают цены на внутреннем рынке и недополучают доходы.

Из-за падения цен на нефть в начале марта на внутреннем рынке премия нефтяников по сравнению с экспортом существенно вырастет. Но снизить цены они не смогут, так как доходами придется поделиться с государством, указывают аналитики. В марте, если цены на нефть останутся на уровне $35 за баррель, а рубль будет таким же слабым, нефтяники могут заплатить в бюджет около 35 млрд руб., подсчитал Ежов.

Эта премия на внутреннем рынке рассчитывается как разница между нетбэком (экспортная цена за вычетом пошлины и транспортных издержек) и условной, а не фактической ценой внутреннего рынка. В 2020 году она установлена на уровне 53,6 тыс. руб. за тонну бензина. Из-за особенностей демпфера розничные цены на бензин и дизтопливо могут только расти, неважно, куда идут мировые цены на нефть и нефтепродукты, отметил Турукалов.

Могут ли нефтяники повысить цены

В 2014 году, когда котировки Urals обрушились больше чем на треть, бензин на российских заправках подорожал на 8–11%. Цены на топливо выросли в основном из-за девальвации рубля, объясняли эксперты, опрошенные РБК. Этот фактор присутствует и сейчас: после падения цен на нефть рубль подешевел с 67,5 до 72 руб. за доллар (курс, установленный Центробанком на 11 марта).

Еще одна проблема: низкие цены на нефть могут обрушить маржу переработки из-за снижения субсидии (разницы между экспортными пошлинами на нефть и нефтепродукты и отрицательного акциза на нефть), говорит Ежов. Если цены не изменятся, субсидия снизится почти вдвое, или на 0,5 трлн руб. в год, указывает он.

Но правительство удержит цены на бензин, сходятся во мнении аналитики. Ему удавалось удерживать цены, когда нефть дорожала, и вряд ли оно допустит рост цен на топливо, когда нефть подешевела, пояснил Ежов.

О том, что цены удержатся в пределах инфляции, заявил и министр энергетики Александр Новак. «Правительством был создан очень эффективный инструмент в середине 2018 года, который эффективно работает уже полтора года. Он позволяет сглаживать те колебания, которые происходят на мировых рынках, и нивелировать изменение цен на мировых рынках как в сторону увеличения, так и в сторону снижения», — сказал он в эфире телеканала «Россия 24». «Цены у нас в основном стабильны и не превышают уровень инфляции», — заключил министр.

В среду, 11 марта, об этом же сказал и замминистра финансов Алексей Сазанов. «Цены на бензин в России не снизятся и не вырастут на фоне волатильности на рынке нефти. Я не думаю, что будет снижение цен на бензин. Но расти они не должны, это точно», — подчеркнул он (цитата по ТАСС).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector