Как на Украину нелегально ввозят автомобили
Подержанная Европа: как Киев намерен бороться с нелегальным ввозом иномарок
Улицы украинских городов заполонили иномарки с европейскими номерами — преимущественно польскими, литовскими и латвийскими. Сейчас, по данным Государственной фискальной службы, на территории Украины находится около 600 тыс. нерастаможенных автомобилей. Для сравнения: столько же автомобилей официально зарегистрировано в столице Украины Киеве.
Приведённая цифра свидетельствует не только о дефиците поступлений в бюджет, но и об ухудшении криминогенной ситуации в стране. «Для уголовных преступлений всё чаще используют подобные машины. Как найти преступника, который скрылся на автомобиле, например, с литовскими номерами?» — отметил в беседе с RT источник в МВД Украины.
Спорные законы
Автомобили с европейскими номерами массово выехали на украинские дороги в 2015 году. Годом ранее Верховная рада упростила правила их ввоза в страну: собственнику предоставлялось 10 дней на легализацию авто и оплату всех пошлин. Недорогие европейские автомобили разрешили завозить для зоны так называемой АТО: буквально за неделю-две транспорт в районе боевых действий приходит в негодность, поэтому и возникла необходимость в недорогих авто.
Но спустя несколько месяцев старые машины начали массово завозить уже для нужд обычных украинцев.
«За $3-7 тыс. вы можете выбрать автомобиль BMW или Toyota 15-20-летнего возраста, но в хорошем состоянии. Есть варианты и подешевле. Аналогичные автомобили с украинскими номерами обойдутся в среднем на 15-20% дороже», — рассказал RT украинский продавец подержанных автомобилей, который представился Михаилом.
По его словам, весь автотранспорт зарегистрирован на иностранную компанию, а покупателю предоставляется доверенность. На протяжении последнего полугода по этой же схеме ввозятся и новые автомобили с европейскими номерами, которые обходятся их владельцам в среднем на 30% дешевле по сравнению с растаможенными аналогами.
Хаос, возникший из-за массового появления на Украине иномарок с европейскими номерами, связан с несогласованностью действий между Таможенной службой и Национальной полицией Украины. «Водителю достаточно показать полицейскому доверенность на право управления автомобилем. Дату ввоза транспортного средства он проверить не может из-за отсутствия доступа к базе данных таможенной службы», — рассказал RT юрист крупной украинской компании, пожелавший остаться неназванным.
Представители таможенной службы и полиции несколько раз устраивали рейды с целью поимки неплательщиков. Но улов оказался небольшим.
Однако после того, как покупателя Mercedes-Benz E320 с литовскими номерами киевский суд оштрафовал на 1,6 млн грн., а владельца Ford Tourneo — на 420 тыс. грн. за использование транспортного средства, в среду, 6 сентября, несколько тысяч разгневанных автомобилистов перекрыли подъезды к правительству и парламенту. Движение было заблокировано во всём правительственном квартале. Возмущённые автовладельцы требовали пересмотреть закон и разрешить им свободно ездить на машинах с иностранными номерами в течение года за умеренную плату.
Очередные уступки
Правительство согласилось пойти на уступки протестующим. «Мы не хотим нагнетать обстановку в преддверии неспокойной осени и попытки бывшего губернатора Одесской области Михаила Саакашвили приехать на Украину (Саакашвили въехал на страну 10 сентября. — RT)», — сообщил RT источник в администрации президента Украины. По его словам, правительство уже работает над упрощённой процедурой легализации автомобилей с европейскими номерами. Но до этого времени ввоз транспортных средств на Украину нерезидентам запрещён.
«Рабочая группа заседает, а мы закрываем границу для того, чтобы не продолжать эти транзитные передвижения, это накопление на Украине таких незаконных автомобилей. Я думаю, нужен месяц-два. Мы должны до ноября принять закон, который запретит въезжать, то есть мы прекращаем такое нашествие», — заявила представитель президента в парламенте Ирина Луценко.
По данным влиятельного народного депутата от Блока Петра Порошенко Нины Южаниной, для легализации автомобиля с объёмом двигателя до 2200 куб. см необходимо будет заплатить всего €1 тыс. Сейчас растаможка аналогичного автомобиля обходится в три-пять раз дороже.
Однако, по мнению специалиста отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергея Фурса, идя на компромисс с «евробляхерами» (так называют автомобилистов, которые ездят на авто с иностранными номерами. — RT), парламент «плюнул этим в лицо всем честным налогоплательщикам».
«И как себя должен почувствовать честный человек, уплативший все налоги? Потому что государство снова стимулирует людей обманывать государство. А значит, обманывать честных налогоплательщиков. Это как будто бы вы ограбили банк, вас поймали копы, а вы садитесь и предлагаете: «Слушайте, ну банк я уже ограбил, давайте теперь часть денег оставим мне, часть я верну — и всё, забыли», — написал он на своей странице в социальной сети Facebook.
По мнению экономиста, «такие компромиссы — признак слабого государства, которое не верит в собственную легитимность и не способно использовать аппарат закона и аппарат насилия для восстановления законности».
Экономическая правда
Этот материал был опубликован 18 июня. Именно тогда были представлены законопроекты об уменьшении акцизов для импортных авто и усилении контроля над так называемыми евробляхами, которые в первом чтении накануне приняла Верховная Рада.
Один из авторов закона — Нина Южанина — объясняла, в чем суть изменений и как это повлияет на стоимость импортных автомобилей. ЭП обновила текст и предлагает с ним ознакомиться.
Также редакция собрала часто задаваемые вопросы от читателей, касающиеся законопроектов, и ответила на них в тексте «Закон о «евробляхах»: что делать владельцам нерастаможенных авто».
Там вы найдете ответы на следующие вопросы: как легализовать авто по новым правилам, сколько времени дадут владельцам «евроблях» на это, что делать с машинами, которые даже по новым правилам нет смысла растамаживать.
Ждать дальше некуда
Почему большинство наших граждан чувствуют себя дискриминированными, когда встает вопрос о приобретении авто? Вероятно, потому, что машина для украинцев стала роскошью, дорогим товаром, который далеко не каждый может себе позволить.
Причин, почему так произошло, немало, но главная — это акцизный налог, обязательный платеж, ставки которого очень огорчают украинских автомобилистов. Размер акциза для различных по объему двигателей машин может отличаться в 100-150 раз.
Именно дискриминационная система ставок акцизного налога, а также невозможность таможенного оформления и регистрации в Украине машин, не соответствующих экологическому стандарту «Евро-5», привели к появлению в стране такого количества авто с иностранной регистрацией.
По данным таможни, 1 мая 2018 года в Украине находилось более 315 тыс авто, зарегистрированных в других государствах и ввезенных в Украину в режиме транзита или временного ввоза. Почти половина, 125 тыс, — с нарушением срока пребывания.
Таможенный режим транзита
Количество
ввезенных авто
Количество
не вывезенных авто
Количество пересечений таможенной границы
Всего
78 757
212 023
16 470
44 020
530 495
2 260 402
Таможенный режим временного ввоза
Количество
ввезенных авто
Количество
не вывезенных авто
Количество пересечений таможенной границы
Всего
221 236
753 376
46 288
145 362
524 800
2 779 894
По данным Нацполиции, в 2017 году в Украине произошло более 10 тыс ДТП с участием авто с иностранной регистрацией или 6% от общего количества автомобильных аварий в Украине. В первом квартале 2018 года количество таких ДТП выросло до 8,5%. Полисы обязательного страхования приобрели лишь 198 тыс с 315 тыс владельцев таких авто.
Это означает, что по украинским дорогам ездят потенциально опасные машины.
Учитывая это, а также для уменьшения стоимости таможенного оформления авто и создания правовых и экономических условий для регистрации ввезенных в Украину авто комитет по вопросам налоговой и таможенной политики внес в парламент законопроекты №8487 и №8488, которые накануне депутаты приняли за основу.
Как будет исчисляться новый акцизный налог
Акцизный налог для ввозимых в Украину авто будет изменен. Базовые ставки акцизного налога будут такими: для авто с бензиновым двигателем — 50 евро, для авто на дизеле — 75 евро.
Речь идет именно о базовых ставках, к которым будут применяться коэффициенты. Размер акцизного налога, который придется оплатить, будет равняться базовой ставке, умноженной на коэффициент двигателя и коэффициент возраста.
Как будет рассчитываться коэффициент двигателя? Показатель объема двигателя будет делиться на 1000, а коэффициент возраста — это количество полных календарных лет. Формула вычисления будет выглядеть так.
Чем отличается новый акцизный налог от действующего
Главное — акцизный налог с авто, рассчитанный по предложенной формуле, будет значительно меньше нынешнего.
Благодаря этому импортные легковые транспортные средства станут для украинцев доступными, а разница в размере ставок для различных по объему двигателя авто не будет существенной.
В то же время, акцизный налог на старые авто будет выше из-за возрастного коэффициента, что будет стимулировать покупать новые авто.
Сравнение нового акцизного налога с действующим на примере авто разного возраста и с разным объемом двигателя (бензин)
Объем двигателя, см 3
Действующий акциз, евро
Новый акциз, евро
Какими будут контроль и новые штрафы
Конечно, будет усилен контроль за ввозом и использованием авто с иностранной регистрацией.
Во-первых, вводится ограничение на количество авто, которые можно ввозить без денежного обеспечения. Так, нерезидент без денежного обеспечения сможет ввезти в режиме временного ввоза только один автомобиль.
Ввоз следующих легковых транспортных средств предусматривает наличие гарантии. Гарантом может быть финансовое учреждение, которая возьмет на себя обязательство уплатить сумму всех таможенных платежей, если авто не будет вывезено.
Во-вторых, усиливается ответственность за нарушение таможенных правил.
Лицо, которое ввезло в Украину автомобиль в режиме транзита или в режиме временного ввоза, не сможет передать его во владение, пользование или распоряжение другим лицам или разукомплектовывать его.
Также ему будет запрещено использовать такую машину в предпринимательской деятельности или получать доход, например, для работы в такси. За нарушение установленных правил предусмотрен штраф 34 тыс грн.
Любое другое лицо, которое вопреки установленным правилам получит транзитное или временно ввозимое авто во владение, пользование или распоряжение или будет использовать такое авто в предпринимательской деятельности для получения дохода, также будет оштрафовано.
Первая фиксация указанных нарушений работниками Нацполиции предусматривает взыскание с нарушителя 8,5 тыс грн, повторная фиксация — 17 тыс грн, лишение права управления на год и изъятие авто за счет нарушителя.
Действие
Действующий штраф
Предложенный штраф
1. Передача авто во владение, пользование или распоряжение другим лицам.
2. Использование авто для целей предпринимательской деятельности или получения доходов.
3. Раскомплектование авто.
Нарушитель — любое лицо, управляющее автомобилем
Авто
Действующий штраф
Предложенный штраф
1. Срок транзита или временного ввоза которого завершился.
2. Переданное водителю во владение, пользование или распоряжение лицом, которое его ввезло.
3. Используется для целей предпринимательской деятельности или получения доходов.
17 000 грн и лишение права управления на год с изъятием авто за счет нарушителя
За несоблюдение сроков режимов транзита и временного ввоза, то есть за невывоз авто за пределы страны своевременно, нарушители должны оплатить штрафы. Размеры штрафов будут зависеть от количества дней превышения установленных сроков.
За один день просрочки вывоза транзитного авто с нарушителя будет взыскано 170 грн, за три дня отсрочки вывоза временно ввозимой машины — 850 грн.
Лишний месяц пребывания такого автомобиля на таможенной территории Украины будет стоить нарушителю 170 тыс грн или даже транспортного средства, которое может быть конфисковано по решению суда.
Нарушение сроков транзита
(разрешено пять суток в зоне деятельности одной таможни, десять суток — в зоне деятельности двух таможен)
Как в Украину нелегально завозят автомобили: ТОП-6 способов
22 июня 2016, 04:31
Чаще всего машины незаконно попадают в страну из Крыма
Как в Украину нелегально завозят автомобили. Фото: dpsu.gov.ua
В Государственной пограничной службе Украины рассказали о наиболее распространенных способах ввоза на территорию страны нелегальных транспортных средств. Об этом сообщается на сайте ведомства.
В последнее время наблюдается наплыв нелегально ввезенных машин. В целом с начала 2016 года объемы автотранспортной контрабанды выросли более чем на треть. Самый большой наплыв авто, которые вне закона, наблюдается на южной административной границе государства в Херсонской области, когда массово везут подержанные машины из оккупированного Крыма.
Наиболее распространенными способами ввоза нелегального автотранспорта является:
- использование поручения, которое выдано на территории Украины без присутствия хозяина авто;
- использование зарегистрированных в Едином реестре доверенностей настоящих бланков доверенности, заверенных нотариусом, на другой юридический документ;
- использование незарегистрированных в Едином реестре доверенностей настоящих бланков доверенности;
- использование нотариально заверенных поручений, не внесенных в Единый реестр доверенностей;
- использование недействительных бланков доверенности;
- использование недействительных регистрационных свидетельств и недействительных (перебитых) номеров агрегатов и узлов транспортного средства.
Как в Украину нелегально завозят автомобили: ТОП-6 способов
Чаще всего машины незаконно попадают в страну из Крыма
В Государственной пограничной службе Украины рассказали о наиболее распространенных способах ввоза на территорию страны нелегальных транспортных средств. Об этом сообщается на сайте ведомства.
В тренде
В последнее время наблюдается наплыв нелегально ввезенных машин. В целом с начала 2016 года объемы автотранспортной контрабанды выросли более чем на треть. Самый большой наплыв авто, которые вне закона, наблюдается на южной административной границе государства в Херсонской области, когда массово везут подержанные машины из оккупированного Крыма.
Наиболее распространенными способами ввоза нелегального автотранспорта является:
· использование поручения, которое выдано на территории Украины без присутствия хозяина авто;
· использование зарегистрированных в Едином реестре доверенностей настоящих бланков доверенности, заверенных нотариусом, на другой юридический документ;
· использование незарегистрированных в Едином реестре доверенностей настоящих бланков доверенности;
· использование нотариально заверенных поручений, не внесенных в Единый реестр доверенностей;
· использование недействительных бланков доверенности;
· использование недействительных регистрационных свидетельств и недействительных (перебитых) номеров агрегатов и узлов транспортного средства.
Бум подержанных авто. Как купить и растаможить «евробляху» в Украине?
Иностранные автомобили с пробегом продолжают наполнять рынок страны. Чем и когда выгодна покупка «евроблях» и сколько стоит растаможка, выяснил Фокус
Пока рынок новых автомобилей вовсю буксует, на рынке подержанных авто — расцвет. По данным ассоциации «Укравтопром», за октябрь 2020 года по сравнению с октябрем 2019-го продажи новых автомобилей в Украине сократились на 6% — до 8,4 тыс. штук. В то же время, как подсчитали в ассоциации, за октябрь на украинские номера перешли 38,8 тыс. легковых автомобилей с пробегом, ввезенных из-за границы. «Это почти в полтора раза больше, чем годом ранее, и является рекордным показателем с начала текущего года», — говорится в сообщении «Укравтопрома».
Всего за 10 месяцев 2020 года в Украину ввезено и растаможено более 281 тыс. легковых автомобилей, что в 4,1 раза больше количества регистраций новых машин за тот же период.
И это не считая «евроблях», которых на дорогах все больше. «Точная цифра авто на еврономерах неизвестна. По официальным данным Минфина, это 426 тыс. авто, которые с 2013 года въехали, до сих пор не уехали и тем самым нарушили сроки пребывания. Но думаю, что таких автомобилей в Украине около полумиллиона», — рассказывает Фокусу Марьян Заблоцкий, депутат от «Слуги народа», член налогового комитета парламента.
Причем покупатели таких авто не только не торопятся их регистрировать (полиция не штрафует нарушителей), но требуют удешевить растаможку.
Сколько стоят «евробляхи» и авто с пробегом в Украине
Машина возрастом два-три года на 20–30% дешевле, чем аналогичная новая. При этом ее состояние практически такое же, как из автосалона. Нужно очень сильно постараться, чтобы за пару лет превратить авто в хлам.
Кроссовер KIA Sportage у официальных дилеров стоит от 555 тыс. грн. На вторичном рынке авто 2017–2018 года в «стартовой» комплектации можно найти за 450–460 тыс. грн. За горячо любимый таксистами Renault Logan с дизельным двигателем автосалоны просят от 400 тыс. грн. «С рук» трехлетний автомобиль можно приобрести за 280–300 тыс. грн.
Кроме того, растаможка «евроблях» еще в 2018 году ощутимо подешевела. Вот спрос на авто «секонд хенд» и вырос.
Основной поток пригнанных автомобилей — из Евросоюза. Оттуда проще и ближе везти, чем из США. Даже сейчас, когда границы для путешествующих украинцев формально закрыты. «Полно компаний, которые занимаются пригоном авто под конкретных заказчиков. У них есть автовозы и персонал в Европе», — объясняет Сергей Матусяк, главный редактор Auto24. Достаточно вбить в Google соответствующий запрос, и поисковая система выдаст десятки вариантов на любой вкус и кошелек.
За последний год тьма подержанных автомобилей в продаже существенно обвалила цены. Поэтому пригнанный из-за границы и растаможенный автомобиль не всегда будет дешевле, чем купленный где-нибудь на местном авторынке.
Но у машин из Европы немало поклонников, потому что там совсем другие (щадящие) условия эксплуатации, качество топлива и дорог. А это значит, что состояние авто, которое накатало 100 тыс. км по автобанам Германии, будет однозначно лучше, чем автомобиля, который прошел всего 50 тыс. км, но все это время штурмовал бездорожье где-нибудь в Черкасской области. И это весомый аргумент, чтобы приобрести авто именно за границей.
К тому же если гнать в Украину что-то из масс-маркета (популярные авто экономкласса), есть шанс сэкономить 10–15%, что с учетом уже перечисленных преимуществ делает покупку авто действительно выгодной.
К слову, самые популярные ввезенные из-за границы автомобили — это как раз и есть тот самый массовый рынок. По данным «Укравтопрома», в топ-5 по количеству регистраций в октябре вошли Renault Megane, Volkswagen Passat, Skoda Octavia, Volkswagen Golf и Ford Focus.
Сколько стоит растаможить «евробляху»
Выгоднее всего ввозить в Украину авто выпуска в период 2015–2017-х годов. Это отчасти подтверждает и официальная статистика: 30% авто, пригнанных в октябре в нашу страну, произведены в 2015–2020-х годах.
Дело в том, что размер акцизного сбора, который платит покупатель машины при растаможке, привязан к объему двигателя и возрасту автомобиля. И чем моложе авто — тем меньше сумма акциза.
Полная отмена акцизов невозможна. Альтернативой может быть рассрочка на уплату налогов
Алгоритм расчета акциза прописан в Законе «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения акцизным налогом легковых транспортных средств». Есть базовая ставка. Для бензиновых автомобилей она составляет €50, для дизельных — €75. Эта ставка умножается на возраст транспортного средства и объем двигателя в куб. см, который разделен на 1000.
Например, авто имеет бензиновый двигатель 1600 куб. см, а его возраст — 4 года. Соответственно, размер акциза будет €320. А для такого же автомобиля, но которому уже 11 лет, акциз составит €880, то есть в 2,75 раза выше.
Для авто с двигателями большого объема (от 3,5 л) применяется повышенная базовая ставка акциза. Для авто с бензиновыми моторами объемом свыше 3 л — €100, для дизельных авто с двигателями более 3,5 л — €150. За дизельный семилетний автомобиль с двигателем 4 л придется заплатить €4200 акциза. В то время как для такого же авто, но с двигателем 2 л акциз составит уже €1050.
Помимо акциза автовладелец платит пошлину и НДС. Размер пошлины — 10% таможенной стоимости автомобиля, а НДС (20%) начисляется на сумму стоимости авто, пошлины и акциза.
Ввозная пошлина на электрокары отсутствует, и до 31 декабря 2022 года действует законодательная норма, которая освобождает покупателей электромобилей от уплаты НДС (есть инициатива, чтобы продлить эту льготу до конца 2025 года, — законопроект №3476). Покупателям нужно уплатить акциз, но это всего лишь €1 за 1 кВт·ч емкости батареи (не путать с аккумулятором). Для Nissan Leaf в зависимости от года выпуска акциз составит €24–62, а для Tesla Model X — €75.
Когда выгодно купить «евробляху»
В каком случае покупка автомобиля-«мигранта» имеет смысл? Эксперты утверждают, что это должен быть сравнительно новый автомобиль с двигателем от 1 до 2 литров. Тогда размер акциза, который сильно влияет на удорожание, будет в пределах €100–500, а итоговая стоимость авто с учетом всех налогов вырастет где-то на 20–30% по сравнению с ценой покупки. То есть если на момент покупки автомобиль стоил €7,5 тыс., то после растаможки его цена составит около €10 тыс.
Например, Renault Megane 2017 года с дизельным двигателем объемом 1,5 литра и пробегом в районе 100–110 тыс. км в Украине стоит на €800–1000 больше, чем при покупке аналогичного в Европе.
А вот если автомобиль старый и ему от 10 лет, то после растаможки он может подорожать вдвое, что начисто лишает покупку за границей экономического смысла. Например, BMW X5 2009 года с бензиновым двигателем 4,8 л и пробегом 230 тыс. км. стоит за рубежом €8,2 тыс. Растаможка — еще €8,4 тыс. Итого авто обойдется в сумму порядка €16,6 тыс. В Украине эту же модель такого же возраста можно найти на €2–3 тыс. дешевле.
С электромобилями все гораздо проще. Благодаря льготам брать их из Европы однозначно выгодно. Но это касается прежде всего моделей, которые сами родом из Евросоюза. Там на них самые приятные цены. Например, Renault Zoe 2016 года с пробегом 50–60 тыс. км в ЕС стоит €5–6 тыс. В Украине на аналогичный электрокар продавцы выставляют цену не меньше €9–10 тыс.
Другой вопрос, что, пока границы закрыты, самостоятельно пригнать автомобиль практически невозможно. Поэтому придется пользоваться услугами посредников. За свою работу они попросят до €1000, что на выходе может нивелировать выгоду от приобретения заграничной машины.
Как растаможить «евробляху» за один день
Впрочем, возможность въезда в ЕС рано или поздно появится. Тогда растаможкой можно будет заняться самостоятельно. Если с документами на машину все в порядке, реально оформить (растаможить) авто за один день. Главное для украинского покупателя — иметь на руках экспортную декларацию или счет-фактуру, документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство, техпаспорт и сертификат соответствия (его можно оформить в Украине приблизительно за €200). Что важно, Государственная таможенная служба дает возможность подать заявку на ввоз легкового авто онлайн (https://cabinet.customs.gov.ua/ccdeblstart). Это позволяет ускорить и упростить процедуру оформления. Единственное, что потребуется, — заранее внести сумму, эквивалентную сумме таможенных платежей.
«Бляхеры» негодуют
Тем временем депутаты продолжают обсуждать варианты снижения стоимости растаможки ввезенных в Украину автомобилей. В парламенте зарегистрированы несколько законопроектов. Ключевые — законопроект № 3704, который подала группа из нескольких десятков депутатов (в основном от «Слуги народа»), и законопроект № 3093, который зарегистрировали депутаты от «Европейской солидарности».
Растаможить автомобиль несложно. Главное, иметь на руках нужные документы и уплатить все налоги
Законопроект №3074 предполагает отмену акцизного налога на авто; освобождает от уплаты НДС некоторые категории граждан, которые ввозят автомобили в Украину для личных целей (участников боевых действий, инвалидов войны, лиц, которые имеют госнаграды); упрощает процедуру регистрации транспортных средств (сертификат соответствия будет не нужен, если автовладелец предоставит выданный в стране покупки документ, подтверждающий соответствие авто эконормам).
«Я давно и последовательно предлагаю вообще отменить НДС, пошлину и акциз для всех украинцев, заменив эти налоги единым транспортным сбором в зависимости от мощности или объема двигателя», — комментирует Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров.
Одна из ключевых идей законопроекта №3093 — позволить автомобилистам оплачивать растаможку в рассрочку. «Полная отмена акцизов невозможна, так как те, кто уже растаможил авто, останутся в проигрыше. В то же время альтернативой может быть своеобразная рассрочка на уплату налогов при оформлении авто. Мы предлагаем рассрочку на 36 месяцев по заявлению автовладельца, в течение которых он будет вносить платежи равными частями», — рассказывает одна из авторов законопроекта Нина Южанина, народный депутат.
Владельцы «евроблях» настаивают на принятии законопроекта № 3704. Они в начале ноября даже провели массовый митинг под стенами парламента с требованием решить проблему цены растаможки. Но этим документом недоволен Минфин, по оценкам которого из-за отмены акциза бюджет недополучит до 8 млрд грн.
Разборка в тени: почему рынок утилизации авто работает нелегально
За каждый килограмм черного металла в пунктах по приему металлолома платят от четырех до семи грн
У 35-летнего Ивана из Броварского района Киевской области собственный бизнес – он и еще несколько наемных работников в мастерской разбирают автомобили на части. Рабочие детали – перепродают, остальное – сдают на металлолом. Каждый день во дворе этого маленького предприятия стоит несколько машин, ожидающих своей очереди на разборку. Тут же дежурит небольшой грузовик, на котором не подлежащие повторной эксплуатации детали отвозят в пункты приема металлолома. Свой бизнес предприниматель ведет полностью нелегально – так работает почти вся цепочка по утилизации автомобилей в Украине.
Главный номер
Последние пару лет основные клиенты Броварской разборочной мастерской – машины на европейских номерах, нелегально ввезенные в Украину. Такие авто – самый выгодный поставщик б/у деталей. «Нормальные запчасти идут только из Европы, а старую машину растаможить нереально – неоправданно дорого. Выгоднее сдать на разборку. Если купить авто за 500-1000 евро, то на нем можно неплохо заработать», – делится Иван. Часто такие машины прицельно везут под разборку, но иногда сдают авто и те, кто покупал машину на еврономерах для себя, ездят до первой серьезной поломки, сдают на разборку и тут же покупают другую в Европе – так проще.
Автомобили на украинской регистрации после ДТП стараются восстановить, поскольку официальные машины даже в худшем состоянии стоят дороже, чем аналогичные «евробляхи». Да и отдавать легализованные в стране автомобили на разборку невыгодно – максимум, что сможет выручить владелец аварийной машины, – 20% от рыночной стоимости авто. «Вот недавно практически новый Peugeot сбил лося. После такого столкновения у легковушки практически не осталось кормы. Ничего, восстановили, – рассказывает Иван, – с «евробляхой» так бы возиться никто не стал».
Каналы приема и сбыта хорошо отлажены. В деле Ивана хорошо работает сарафанное радио, в помощь также различные интернет-ресурсы и наработанные связи с теми, кто привозит б/у автомобили из Европы или ремонтирует машины. «Нет проблемы продать деталь», – подчеркивает предприниматель. За день его мастерская может легко разобрать на запчасти одно авто.
Оценить свои заработки Иван не берется – раз на раз не приходится. Но как минимум 1 тыс. дол. в месяц в семью приносит.
Нюансы экономики
На бирже инвестиционных проектов Startup.ua множество предложений по организации утилизационного бизнеса. В среднем для старта нужно 20 тысяч долларов, которые необходимы для закупки специального инструмента и первой партии «сырья» – аварийных машин. Рентабельность может достигать 50%.
В утиль сдается в основном так называемый «тотал» – автомобили, которые уже не подлежат восстановлению. «Вытягиваем, что осталось более-менее живое, остальное сдаем на металл», – говорит предприниматель. Кроме «тотала», утилизируются также кузова советских авто и неликвидные запчасти. Хотя двигатели, мосты и коробки переключения передач с 30-летних «Жигулей» и «Москвичей» вполне можно перепродать автолюбителям-ретроградам. Альтернативных поставщиков узлов и агрегатов у владельцев древних, как патефон, «ласточек» просто нет.
За каждый килограмм черного металла в пунктах по приему металлолома платят от четырех до семи грн. Стоимость зависит от веса, качества материала и дополнительных услуг: порезки, погрузки и пр. Историей клиента, как правило, не интересуются: только в одной компании из пяти, в которые обратился журналист «ГМК-Центра», сказали, что просят клиента показать документы на автомобиль и подтверждение, что авто снято с учета. «Документы на кузов спрашивают редко, а если и спрашивают, то просто для «галочки», никто их не проверяет. Кузов легковушки – это обычно несколько сотен килограммов металла. Конечно, если ты владелец утилизируемого авто, то должен снять его с учета. Но зачастую люди этим даже не хотят заморачиваться», – комментирует ситуацию владелец броварской разборочной мастерской.
Цена тонны металлолома на оптовом рынке на 30-45% выше той, которую предлагают мелкие пункты приема.
Но компаниям, способным отладить полную цепочку утилизации авто в Украине, идти в этот бизнес пока неинтересно – много сложностей на уровне законодательства и слишком мал рынок. «В Украине еще нет критической массы старых автомобилей, которые бы могли создать рынок для утилизации. Рынок появится через 10-15 лет, когда ввезенные в Украину автомобили на европейских номерах превратятся в автохлам», – считает Владимир Бублей, президент ассоциации УА «Втормет».
Правда, для этого нужно в Украине урегулировать вопрос с машинами на еврономерах. Пока же такие автомобили невозможно законно утилизировать – их сначала нужно зарегистрировать и поставить на учет. Кроме того, у владельцев нет стимула легально сдавать свои старые машины на утилизацию. По закону, если авто находится на регистрации, оно остается транспортным средством, у которого есть владелец. И даже если эта машина – полусгнивший кузов, ни одна служба не может вывезти ее на свалку. Поэтому такие авто могут годами ржаветь во дворах. «У владельцев таких машин нет обязанности, как в некоторых других странах, вывозить авто на утилизацию», – комментирует Виталий Мазур, адвокат, партнер ЮФ SENSUM. «Сейчас нет экономического смысла снимать автомобиль с учета для того, чтобы его утилизировать», – добавляет Олег Омельницкий, директор консалтинговой компании Autoconsulting.
Парадокс утилизатора
Формально в Украине существует документ, регулирующий порядок переработки авто – закон «Об утилизации транспортных средств», который приняли в 2013 году. Контролировать, как выполняется утилизация автомобилей, и вести реестр компаний, имеющих лицензию на переработку авто, должно Министерство экологии. Такой реестр есть – в нем почти 300 различных организаций, которые официально уполномочены утилизировать автомобили. Но из пяти компаний, в которые обратился журналист «ГМК-Центра», в двух случаях собеседники заявили, что давно не работают в автобизнесе, а указанные на сайте телефонные номера остальных трех компаний не обслуживались. Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко утверждает, что реестр существует только формально. «В прошлом году я вместе с журналистами проехался по указанным адресам, но там в основном были автосалоны. В некоторых местах вообще ничего не было, чистое поле», – говорит эксперт.
Возможно, дело в отсутствии финансирования. В 2013 году вместе с принятием закона «Об утилизации транспортных средств» депутаты внесли изменения в Налоговый кодекс и утвердили новый сбор – экологический налог на переработку авто. Планировалось, что за первый год работы экологического налога на переработку авто госбюджет получит около 2,2 млрд грн. Заниматься утилизацией должны были отечественные автопроизводители, которые от уплаты такого налога освобождались.
Но утилизационный сбор отменили через семь месяцев после вступления закона в силу.
В Минэкологии на вопросы «ГМК-Центра» не ответили. Мы спрашивали у ведомства о работе компаний из реестра, о том, сколько денег принес экологический сбор, и о том, на что эти деньги потратили.
Замкнутый круг
Средний возраст автомобиля в Украине составляет около 20 лет. Это почти на 8 лет больше, чем в России, и на 12 лет больше, чем в ЕС. В 2013 году украинские автопроизводители посчитали: если утилизировать по 100 тыс. старых автомобилей в год, работы хватит на десять лет.
За прошедшие пять лет автопарк постарел и в крупных городах увеличился. По данным опроса Киевского международного института социологии, проведенного в 2015 году, на каждую тысячу жителей приходилось 213 автомобилей, в 2017 году – уже 257 авто. Прирост обеспечили подержанные авто из Европы. Средний возраст таких машин превышает 10 лет. Если темпы роста сохранят прежнюю динамику, то к 2025 году на каждую тысячу жителей придётся до 450 авто, половине которых перевалит за 20 лет. Серьезное испытание для столицы.
В ЕС утилизация старых машин возложена на автопроизводителей – они либо перерабатывают авто на собственных мощностях, либо заключают договора со специализированными компаниями.
Самая развитая программа утилизации действует в Германии. Старый автомобиль можно сдать либо в автосалон, либо в лицензированный пункт приема таких автомобилей, которые работают по всей стране. Пригодные детали перепродают, и в основном они отправляются в страны СНГ и Африку, неликвид идет на переплавку. Некоторые автопроизводители дают владельцу за сдачу старого автомобиля скидку на покупку нового.
В Украине автодилеры пытались проводить похожие акции – предоставляли скидку за сдачу старого авто на покупку нового. Но не потянули финансово. «У импортеров и дилеров нет возможности давать большие утилизационные скидки», – говорит директор по маркетингу группы компаний АИС Сергей Боровик. «Но даже если бы компании смогли решить финансовую сторону вопроса, куда денет автодилер старую машину? Утилизировать ее легально невозможно, – резюмирует Олег Назаренко. – Серьезный бизнес не станет связываться с разборкой в гараже».
Крымская правозащитная группа
мониторинг и документирование нарушений прав человека и военных преступлений в Крыму
Из Крыма на материковую Украину выезжающих автомобилей стало значительно меньше
- 20.04.2016
Мониторы КПГ побывали на так называемой админгранице, пообщались с таксистами, жителями близлежащих районов, крымчанами и жителями других регионов Украины, которые часто ездят в Крым.
Из Крыма на материковую Украину автомобилей стало выезжать гораздо меньше, так как РФ вынудила крымчан под угрозой штрафов заменить регистрационные номера и документы на авто. Теперь из Крыма, в большинстве случаев, можно выехать только на автомобилях, зарегистрированных на материке. Жители и гости полуострова лишились возможности выезжать на материковую Украину на автомобилях с крымскими номерами. Ранее крымские таксисты вывозили людей в Новоалексеевку к поездам. Теперь на пункте пропуска «Джанкой» (Чонгар) таксисты договариваются с водителями автомобилей с украинской регистрацией, которые выезжают на материк, взять с собой пассажиров, выезжающих из Крыма, и довести до Новоалексеевки. За услугу берут около 500 рублей, водителям из этой суммы платят 300 рублей.
Автобусы по-прежнему довозят только до контрольно-пропускных пунктов с обоих сторон админграницы. Пассажиры выходят из автобусов и пересекают админграницу пешком.
При въезде и входе на российский погранично-таможенный пост лежат санитарные коврики, пропитанные специальной жидкостью. Все обязаны пройти так называемый карантин: и люди, и автомобили. Вместе с российскими пограничниками сидит специалист санитарного контроля, которая спрашивает, какие продукты ввозят в Крым. Мясные продукты ввозить в Крым запрещают. Мужчину в присутствии других пешеходов заставили ломать палку копченой колбасы пополам, так как целую ввозить нельзя.
Российские пограничники сидят в специально установленных временных сооружениях, где проверяют у пешеходов документы. Люди ожидают своей очереди на улице, под открытым небом, в узком проходе, огороженном сеткой-рабицей. На КПП есть бесплатный туалет, однако часто он закрыт.
Иногда, особенно после прихода поездов в Новоалексеевку, пешеходам приходится ждать более получаса в этом накопителе. Без очереди пропускают людей с маленькими детьми. Звонить по мобильному телефону и фотографировать там запрещено, о чем сообщают специальные таблички.
Российские пограничники спрашивают у выезжающих из Крыма, куда и зачем они едут. Все автомобили тщательно досматривают, сумки и другие личные вещи из автомобилей заставляют доставать, сумки открывать и показывать, что в них находится. Данные из паспортов российские пограничники каждый раз заносят в компьютер. Некоторых крымчан могут задержать для дополнительной проверки сотрудниками ФСБ, задавать различные вопросы, потребовать показать мобильный телефон и другие личные вещи. Фиксировались случаи, когда людей задерживали до 2-х часов, допрашивали и обыскивали.
Многие крымчане, зная, что украинский паспорт российские пограничники проверяют особенно тщательно (придираются к пятнам, рассматривают в специальную лупу и др.), берут с собой и свой российский паспорт, чтобы быстрее и без лишних переживаний пройти пограничный контроль.
Водителей автомобилей российские пограничники предупреждают, что останавливаться после прохождения погранично-таможенного контроля до военного российского поста нельзя. Пешеходов подбирать запрещают. В случае нарушения этих правил угрожают штрафом. Водителю пограничники дают талон, который он должен отдать на российском военном посту.
Между контролируемым РФ пунктом пропуска и украинским постом «Чонгар» расстояние около 1,5 км. До российского военного поста для пешеходов ходит маленький автобус, проезд стоит 20 рублей, или 10 грн. По мнению крымчан, которые часто пользуются этим транспортом, автобус ходит нелегально. Никаких талончиков водитель не дает, кто осуществляет эту перевозку — неизвестно.
Рядом с российским военным постом на мосту стоит украинский военный пост.
На расстоянии около 500 метров от него пункт пропуска украинских пограничников. Документы украинские пограничники проверяют быстро. Таможенники смотрят выборочно сумки пешеходов, водителей и пассажиров авто. Спрашивают, куда едете и что везете. Как рассказала одна из жительниц Херсонской области, которая часто ездит в Крым к детям, «украинские таможенники сами в сумки руками никогда не лезут, вещи не трогают. Просят показать самой. А россияне могут руками все вещи в сумках трогать, правда на руках у них перчатки». По мнению женщины, украинский контроль проходит быстрее, чем российский, хотя работает на украинском посту гораздо меньше людей. На обоих постах есть служебные собаки, которые обучены искать наркотики и другие запрещенные вещества.
На украинском посту с целью оборудования места ожидания и досмотра пешеходов использовали бывший рынок. Широкая крыша рынка прикрывает людей от дождя, поэтому им не приходится мокнуть под дождем, как на российском посту. Рядом установлено временное закрытое сооружение для ожидания, в котором работает платный туалет и кафетерий.
На украинском таможенно-пограничном посту мониторы заметили участника общественного формирования «Аскер». По его словам, члены «Аскера» охраняют общественный порядок на админгранице и следят, что бы у людей не вымогали взятки. Члены «Аскера» могут осуществлять только функции консультативного характера, они не имеют права самостоятельно останавливать и осматривать автомобили или проверять документы.
Далее, примерно за полкилометра от контрольно-пограничного поста, по-прежнему стоят участники «блокады Крыма», которые теперь себя именуют как «батальон «Аскер». Но автомобили они уже не останавливают.