Какой груз может перевозить легковая машина
Полезные советы, статьи
Как выбрать надежного грузоперевозчика? Чем загородный переезд отличается от квартирного? Как правильно упаковать мебель, технику и даже. аквариум? Кто такие экспедиторы и в каких случаях они могут вам помочь?
В этом разделе есть ответы на данные вопросы — и много других полезных сведений о:
— квартирных, офисных, дачных и загородных переездах;
— правилах грузоперевозок и типах грузов;
Воспользуйтесь нашим опытом – пусть ваш переезд станет чуть проще! Вы не нашли необходимой вам информации? Зайдите к нам чуть позже — вполне возможно, что нужный вам материал как раз сейчас находится в стадии подготовки!
Добро пожаловать в раздел интересных и полезных статей!
Полезные советы
- Особенности перевозки медицинского оборудования
- Как правильно перевозить пианино?
- С какими грузами сложнее всего работать?
- В новый дом с малышом
График работы
понедельник вторник среда четверг пятница | 9:00 — 21:00 |
суббота | 9:00 — 21:00 |
воскресенье |
Вопросы — ответы
Как перевезти тяжелый груз на легковом авто
Шикарный новый джип со старым диваном на крыше – картина, которую можно увидеть только на российских дорогах. Это чисто российская альтернатива профессиональным грузоперевозкам, на которых наши соотечественники хотят сэкономить всеми правдами и неправдами. «Кто перевезет нашу мебель лучше, чем я? Со мной она точно не пострадает!» С такими словами счастливец нагружает «железного коня» и отправляется в путь.
Во многих случаях самостоятельные перевозки грузов на крыше легкового авто действительно проходят успешно. Что нужно делать, если вы хотите попасть в число большинства счастливцев?
Первое и обязательное правило – определите вес груза и допустимую нагрузку на крышу. Последняя обычно указывается в инструкции к автомобилю. Некоторые водители поначалу путают грузоподъемность машины и допустимую нагрузку на крышу. Но лучше разобраться в цифрах досконально. Если вы погрузите на верхний багажник все те 400 килограммов, которые указаны как грузоподъемность машины, то крыша просто примет изящную дугообразную форму. На крышу автомобиля отечественного производства можно погрузить 50-75 кг (обеденный стол, средних размеров диван). На иномарке пределы допустимого чуть побольше – от 70 до 100 кг для разных марок и моделей (у авто гольф-класса — поменьше, у минивэнов — побольше). Иными словами, перевезти на верхнем багажнике стол или навесной шкафчик вполне реально, а вот «навьючивать» туда чугунную ванну не рекомендуется.
Затем нужно освежить в памяти рекомендации из Правил дорожного движения по перевозке негабаритных грузов. Как известно, по Правилам дорожного движения ваш груз не должен нарушать устойчивость машины. Также он не должен загораживать вам обзор. Груз не должен выступать за габариты транспортного средства более чем на метр спереди или сзади и более чем на 0.4 метра – сбоку от внешнего края габаритного огня. Если вы везете длинномер, превышающий эти габариты, вам нужно обозначить его специальными знаками. По нормам ПДД это должен быть знак «крупногабаритный груз». Он выглядит как квадратный щиток размером 400х400 миллиметров. На щиток нанесены диагональные красные и белые полосы шириной 50 миллиметров. Знак должен иметь светоотражающую поверхность. Кроме того, в темное время суток груз желательно осветить с той стороны, где он выступает за габариты. Согласно ПДД, спереди нужно освещать фонарем или световозвращателем белого цвета, а сзади – красным.
Если знака в вашем автохозяйстве по тем или иным причинам не нашлось, выступающие границы груза можно обозначить «народным» способом. Он практически не требует усилий – вам нужно только найти красную ткань и привязать ее на выступающий габарит. Так вы обозначите свой негабаритный груз, чтобы другие водители видели его издалека. Что же касается фонарей или светоотражателей, любой опытный водитель скажет вам только одно: всеми силами старайтесь перевезти громоздкий груз в светлое время суток. Если на улице гололед или туман с видимостью менее ста метров, перевозку негабаритного груза лучше отложить.
Также в ПДД сказано, что ваш груз не должен шуметь, пылить и загрязнять окружающую среду. Но эти рекомендации не столь критичны для обычного водителя. Вряд ли вы будете перевозить на крыше машины корову или лошадь, а диван шуметь не будет.
Кстати, о диванах. Надо ли разбирать мебель, если вы везете ее на верхнем багажнике? Большинство специалистов говорит: «Да». Но здесь большую роль играет и практический момент. Четырехдверный шкаф высотой два метра очень тяжело закрепить на крыше машины. Но если разобрать его, задача упрощается — отдельные части можно просто сложить друг на друга и перевезти. А вот разбирать небольшой, но хитро устроенный предмет мебели иногда нет смысла: вы можете потратить больше времени на замысловатый монтаж и демонтаж. Нужно ли упаковывать мебель перед самостоятельной грузоперевозкой?
Да, нужно. Даже самый точный прогноз погоды – это всего лишь научно обоснованное предположение. И даже если синоптики обещают ясное солнышко и чистое небо на протяжении всего дня, лучше подстраховаться и «подстелить соломки». В роли соломки в данном случае может выступать гофрокартон или полиэтиленовая пленка. Первый вариант удобен в случае с вещами, имеющими четкие геометрические формы (холодильник, плита), а второй – если груз имеет более причудливые очертания (диван, кресло). На крышу под багажник также стоит постелить лист гофрокартона. Упаковочный материал нужно хорошо зафиксировать, иначе его может сдуть ветром.
Перед перевозкой необходимо надежно зафиксировать подвижные части вещей. Дверцы и ящики мебели можно заклеить липкой лентой, чтобы они не открылись в пути. Стеклянные элементы лучше снять. Если такой возможности нет, стеклянные части нужно обернуть дополнительными слоями гофрокартона и воздушно-пузырьковой пленки, можно использовать поролон. Некоторые модели диванов тоже требуют особого внимания. В частности, это мягкая мебель, которая трансформируется по системе «американская раскладушка» и «французская раскладушка». Такой механизм может случайно раскрыться при погрузке, поэтому мягкую мебель нужно надежно зафиксировать заранее. Ковры или рулоны материалов необходимо прочно перемотать липкой лентой, чтобы в пути они не развернулись.
Размещать груз нужно так, чтобы его масса распределялась равномерно. Когда мы закрепляем груз на крыше, центр тяжести машины смещается, и авто становится менее устойчивым, поэтому так важно равномерно распределить нагрузку.
Как закрепить груз на крыше? Можно использовать «пауки» — пучок эластичных жгутов с крючками. Они хороши для фиксации плоских предметов, но могут не охватить, например, диван. Также можно приобрести специальные ленты с замками или даже ленты с лебедками для натяжения. Такое снаряжение наверняка пригодится, если вы каждый год возите крупный груз из города на дачу и обратно. Но если дело срочное, а дома нашлась только веревка, можно обойтись и ею. Затягивать веревку нужно максимально прочно – так, чтобы она не соскользнула по плоскости. Касаться крыши веревка тоже не должна – в дороге она может «процарапать» краску до металла. Длинные легкие предметы вроде реек или досок лучше крепить к верхнему багажнику скотчем – из-под веревки они могут выскользнуть.
Но вот все надежно привязано, и вы тронулись в путь. В идеале лучше соблюдать скоростной режим, указанный в ПДД, то есть 60 кмч в черте города и 90-110 км/ч — за городом. Старый стол на верхнем багажнике не сделает из вашей легковушки болид «Формулы 1», скорее наоборот. Да и в число способов сэкономить разгон с негабаритным грузом на крыше не входит. Расход топлива в этом случае вырастает на 2-5% в зависимости от скорости. А дорога в любой момент может обрадовать вас сюрпризом в виде колдобины, и потом вам придется потратиться на ремонт подвески. Если вам нужно преодолеть больше ста километров, есть смысл один-два раза остановиться в пути и проверить крепление груза.
ПДД — перевозка грузов на легковом автомобиле
- Что говорится в ПДД?
- Правила перевозки габаритных грузов
- Разрешенные габариты
- Перевозка негабаритных грузов
- Размеры и правила перевозки
- Правила перевозки на крыше машины
- Перевозка в легковом прицепе
- Международные перевозки
В некоторых ситуациях легковой автомобиль используется не только для перевозки пассажиров, но и для транспортировки грузов. На этот случай в Правилах дорожного движения содержатся четкие инструкции, обязательные для соблюдения всеми водителями.
Что говорится в ПДД?
Правилам перевозки грузов посвящен 23 раздел ПДД РФ, статьи 23.1 – 23.5. Основные обязанности водителя легкового автомобиля, закрепленные в этих пунктах:
- Перегруз недопустим. Максимальную нагрузку автомобиля можно уточнить в ПТС, в графе «Разрешенная максимальная масса». Превышение этого параметра приведет к дефектам подвески и деформации кузова.
- Перед выполнением рейса необходимо убедиться в надежности крепления груза. Эта обязанность возложена на водителя (п. 23.2).
- При размещении поклажи важно, чтобы она не уменьшала обзор (п. 23.3), не влияла на управление ТС, не отражалась на устойчивости авто и не загрязняла окружающую среду во время перевозки (например, песок не рассыпался).
- Световые приборы не должны быть перекрыты. Если избежать этого невозможно, то водителю придется подавать сигнала другим участником движения рукой.
- При возникновении неустранимых проблем при перевозке от поездки придется отказаться.
Правила перевозки габаритных грузов
Помимо ПДД, инструкции по перевозке крупногабаритных предметов на легковых автомобилях содержатся в следующих нормативных актах:
- Постановление Правительства № 272 «О правилах перевозки грузов автомобильным транспортом»;
- Приказ Минтранса № 258 «О порядке выдачи разрешений на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов»;
- Приказ Минтранса № 7 «О правилах безопасности перевозки пассажиров и грузов».
- Превышение допустимой скорости движения.
- Транспортировка в сложных погодных условиях: снегопад, гололед, плохой видимости.
- Движение по обочине дороги.
- Остановка за пределами стоянок и парковок.
- Продолжение движения при возникновении неисправностей и поломок транспортного средства.
Разрешенные габариты
Согласно п. 23.4 ПДД, груз, габариты которого выступают за пределы транспортного средства спереди и сзади более 1 м и по бокам более 40 см считается крупногабаритным. Все предметы, которые укладываются в указанные параметры, считаются габаритными и особых рекомендаций по перевозке не имеют.
Требования ПДД относительно габаритов поклажи:
- по длине. Предмет, размещенный на легковом автомобиле, может выступать за его пределы на 1 м. Если поклажа выступает свыше указанного расстояния только с одной из сторон (спереди или сзади), то она все равно считается негабаритной;
- по ширине. Максимальный выступ обычного груза не должен превышать 40 см, все остальные – негабаритные. Замер необходимо производить от края заднего габаритного огня. Это означает, что выступ от боковой двери будет несколько меньше;
- по высоте. В п. 23.4 нет четких указаний относительно этого параметра, но согласно п. 23.5 максимальная удаленность верхней точки от асфальта не может превышать 4 метров. При этом, если предмет не превышает критериев по длине и ширине, но его высота, например, 3,85 м, то обозначение «Крупногабаритный груз» не требуется.
Перевозка негабаритных грузов
Согласно правилам ПДД, установленным для транспортировки негабаритных предметов:
- Нельзя перевозить груз, который нарушает устойчивость транспортного средства.
- Обязательно использовать знак «Крупногабаритный груз», а также, сигнальные огни или светоотражатели в ночное время. Впереди размещается белый фонарь, сзади – красный.
- По возможности, воздержаться от перевозки негабаритных предметов при сложных погодных условиях, плохой видимости и в ночное время.
Размеры и правила перевозки
Негабаритный груз – это любой предмет, который выступает за пределы авто по длине от 1 до 2 м от бампера, по ширине – на 40 см от заднего габаритного огня.
Основные предписания по транспортировке такой поклажи:
- использовать знак в форме квадрата с диагонально расположенными чередующимися красными и белыми полосами. Знак размещается на самой выступающей части;
- при плохой видимости закрепить фонари: белый впереди машины, красный – сзади;
- при превышении высоты в 4 м необходимо получить разрешение от местных органов самоуправления. Знак оповещение обязателен для размещения в этом случае;
- при перевозке опасных грузов требуется согласовать маршрут передвижения в ГИБДД и не отклоняться от него;
- если выступ от задней части автомобиля превышает 2 м, то для выполнения такой поездки, также, потребуется разрешение от муниципалитета и ГИБДД.
Правила перевозки на крыше машины
Перед размещением поклажи на крыше легкового автомобиля необходимо ознакомиться с рекомендациями производителя. Превышать максимально допустимую массу не разрешается.
- Для легкового авто отечественного производства – 40-60 кг.
- Иностранного производителя – 60-90 кг.
При использовании багажника на крыше авто стоит руководствоваться общими инструкциями перевозки габаритных и негабаритных грузов. Правила размещения и транспортировки:
- не превышать установленные габариты (40 и 100 см);
- при превышении указанных размеров использовать знак оповещения;
- не закрывать обзор водителю;
- размещать поклажу на середину для исключения смещения центра тяжести ТС;
- при обнаружении неисправностей во время движения немедленно остановить автомобиль и устранить поломку;
- надежно закрепить груз на багажнике. Все выпадающие предметы или открывающиеся дверцы необходимо тщательно зафиксировать или удалить;
- привязать предметы веревками или специальными лентами плотно, без зазоров;
- соблюдать скоростной режим: для города – 60 км/ч, для трассы – 90 км/ч;
- проверять надежность креплений каждый час езды.
Перевозка в легковом прицепе
Любой прицеп – это ТС, не имеющее собственного двигателя и используемое совместно с другим ТС для транспортировки грузов. Так как прицеп относится к транспортным средствам, то требования ПДД по отношению к нему обязательны для соблюдения:
- Для крепления используется жесткий фаркоп, оснащенный электропроводкой и штепсельной розеткой.
- Сам прицеп должен быть оборудован световыми сигналами: поворотниками, стоп-сигналами, габаритами.
- Запрещено превышать предельно разрешенную массу груженого прицепа. Она различается для каждой категории ТС, для «В» этот параметр равен 750 кг. Масса прицепа не должна быть больше массы легкового автомобиля.
Порядок движения с прицепом, а также, способы обозначения груза:
- исключить резкие торможения, так как за счет дополнительной массы происходит увеличение тормозного пути;
- держать дистанцию;
- перед поворотом снижать скорость;
- желательно исключить маневрирование в потоке и движение задним ходом при плохом обзоре;
- во время поездки иметь при себе регистрационные документы на прицеп. Их необходимо предъявить инспектору ГИБДД по первому требованию. Для физических лиц наличие диагностической карты не обязательно;
- соблюдать скоростной режим, он уменьшается на 20 км/ч: в черте города – 40 км/ч, за его пределами – 70 км/ч, на автомагистралях – 90 км/ч;
- при признании перевозимого предмета негабаритным использовать знак и светоотражающие элементы или огни;
- для перевозки негабаритной поклажи с помощью прицепа легковой автомобиль должен быть оснащен зеркалами заднего вида на удлиненных кронштейнах.
Международные перевозки
При необходимости выезда на легковом автомобиле за пределы страны необходимо заранее ознакомиться с правилами Таможенного союза. Здесь содержится точный список разрешенных для вывоза предметов. Важно, что все они должны предназначаться для личного использования, а не для получения выгоды.
Правила транспортировки грузов на легковом авто зависят от актуального законодательства в области дорожного движения, принятого в конкретной стране.
ПДД допускают перевозку на легковом автомобиле как габаритных, так и негабаритных грузов. Для собственной безопасности и учета интересов других участников движения требуется использование специальных обозначений, соблюдение скоростного режима и отказ от поездок в сложных погодных условиях.
Перевозка груза на легковом автомобиле
Поскольку автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения, то область его применения не ограничивается одними поездками с работы и на работу, или загородными прогулками всей семьей. Даже самый маловместительный компактный хэтчбек А-класса можно использовать для перевозки самых разных полезных предметов. Чем, собственно, многие и занимаются.
Однако водители часто нарушают правила:
- перегружают свои легковые автомобили — этим они делают хуже только себе;
- неправильно размещают багаж;
- стараются перевозить предметы, которые превышают размеры автомобиля и так далее.
КоАП не слишком строго относится к таким нарушителям, поскольку штраф совсем небольшой — 500 рублей (12.21 ч.1). Есть также более существенные штрафы за неправильную перевозку крупногабаритных, тяжеловесных и негабаритных грузов, но они относятся к водителям фур, и мы рассказывали об этих штрафах на страницах нашего автомобильного портала Vodi.su.
Как же избежать штрафов? Как правильно перевозить грузы на легковом автомобиле — попробуем разобраться в данной статье.
ПДД — транспортировка грузов
Данной теме посвящен 23-тий раздел ПДД Российской Федерации, статьи 23.1-23.5.
Прежде всего, читаем, что нельзя допускать перегруза. Если максимально разрешимый вес составляет, к примеру, полторы тонны, то превышать его нельзя, поскольку это не только приведет к поломкам подвески транспортного средства или к повышенному расходу топлива, но и к ухудшению ходовых характеристик:
- усложнится управление;
- смещение центра тяжести, авто может опрокинуться, если водитель не будет придерживаться скоростного режима;
- увеличение остановочного пути.
В пункте 23.2 читаем: хозяин машины перед началом поездки обязан убедиться, что груз хорошо закреплен. Действительно, на скорости багаж, размещенный на крыше, испытывает сильное воздействие встречного ветра и может сместиться, либо вовсе упасть на асфальт, создав таким образом аварийную ситуацию и преграды для других водителей.
Важная информация содержится в пункте 23.3: груз закрепляют так, чтобы он:
- не перекрывал обзор;
- не усложнял процесс управления;
- не влиял негативно на устойчивость автомобиля на трассе;
- не загрязнял окружающую среду, не пылил и не оставлял следов на покрытии.
Также здесь приводится еще одно важное требование — световые приборы и регистрационные знаки не должны быть закрыты. Если же без этого обойтись нельзя, то багаж размещают таким образом, чтобы он не препятствовал корректному восприятию другими водителями сигналов, подаваемых рукой.
Соответственно, если нет возможности правильно разместить поклажу, нужно либо остановиться и принять меры к устранению данной проблемы, либо вообще отказаться от дальнейшего движения.
Требования к габаритам перевозимого груза
Часто водителям легковых автомобилей приходится перевозить различные виды изделий, которые превышают габариты транспортного средства. Речь может идти о чем угодно: трубы, прутья арматуры, вагонка, длинномерные запчасти к сельхоз технике (ножи для комбайнов, достигающие 5-6 метров).
Как быть в таком случае?
Ответ находим в ПДД:
Если предмет выступает за габариты ТС более чем на один метр спереди или сзади, или более чем на 0,4 метра по бокам, то его нужно пометить специальной табличкой — «Крупногабаритный груз». Если же такой таблички при себе не имеется, то достаточно привязать кусок красной ткани. В ночное время же время спереди вешают катафоты, светоотражающие фонари белого цвета, сзади — красного.
По высоте такой загруженный автомобиль не должен быть более 4 метров от поверхности дороги. Казалось бы, что такое большое можно положить на крышу своей Лады или Опеля? Но те люди, которые когда-либо перевозили пенопласт, согласятся, что его можно сложить на достаточно большую высоту, правда ехать придется очень и очень медленно.
Таким образом, если вы не хотите попадать под действие статьи КоАП 12.21. ч.1 и платить штраф 500 рублей, то придерживайтесь данных правил. В крайнем случае всегда можно вызвать грузовое такси — многие люди таким образом зарабатывают на собственных Газелях.
Экономим на перевозке правильно или Как перевезти груз на легковой машине?
Желание сэкономить есть, пожалуй, даже у самых богатых людей… если не мира, то уж России точно. Только в нашей стране человек, владеющий миллионами, может спорить в магазине из-за пары тысяч рублей. И потому неудивительно, что менее обеспеченные жители нашей родины заботятся о каждом своем рубле.
Когда в жизни таких людей возникает необходимость переехать, они, скрепя сердце, нанимают вместительные машины. Деньги, конечно, тратить не хочется, но и везти по одной вещи в своей «легковушке» тоже не лучшая идея, и люди это понимают. Но когда доставить до места назначения нужно всего лишь одну вещь, тут большинство обязательно попытается сэкономить и справиться своими силами. И неважно, что на крыше своего автомобиля человек собрался транспортировать огромный шкаф…
Если подойти к делу с умом, то перевезти большой груз на маленькой машинке все-таки можно. Главное – заранее все продумать.
Первое, о чем следует подумать желающему сэкономить человеку – это верхний багажник. На саму крышу класть ничего нельзя! Если вы пренебрежете этим советом, пострадает не только ваш автомобиль, но и люди, находящиеся в нем.
Когда вы приобретете подходящее приспособление, придется обращаться к инструкции машины. Там вы узнаете, какова максимально допустимая нагрузка для крыши вашего транспорта. Главное – не перепутать нужную вам цифру с показателем для всего автомобиля. Чтобы вам было легче ориентироваться, подскажем, что для «легковушки» предел примерно 100 килограммов. Если вы видите массу в 400-500 кг, то это явно не то, что вам нужно. Такой вес можно разместить только во всем автомобиле, и то в этом случае будет учитываться масса водителей и пассажиров.
Если вы выяснили, что ваша задумка имеет шансы быть реализованной, стоит задуматься о том, нужен ли вам демонтаж груза. В большинстве случае он необходим. Громоздкий письменный стол, например, будет очень сложно закрепить на крыше так, чтобы предмет в самый неподходящий момент не упал оттуда. Зато доски, из которых он состоит, зафиксировать очень легко. Ящики же вы можете положить в кузов.
Некоторые вещи, однако, не стоит разбирать на отдельные части. Демонтаж старой тумбочки небольшого размера может занять больше времени, чем вся перевозка. А поскольку транспортировать ее в собранном виде неопасно, то и зря тратить часы не стоит.
Следующий ваш шаг – упаковка. Многие сомневаются, нужна ли она, но мы уверены, что она необходима. Обычно для защиты больших вещей используют воздушно-пузырчатую пленку. Она помогает избежать появления сколов и царапин и даже спасает от дождя, если последний вдруг начинается. Хотя, конечно, в случае, если вещь слетит с машины на скорости, такой материал будет абсолютно бесполезен. Однако мы будем надеяться, что вы будете предельно внимательны и подобных ситуаций с вами не произойдет.
Упакованную вещь следует закрепить на крыше. Самый худший вариант – это обычные веревки. Они не являются надежным средством фиксации, поскольку их сложно завязать, а значит, в любой момент они могут развязаться. Кроме того, их неудобно использовать, если перевозить приходится рейки, трубы, доски и т.п. – такие предметы легко выскальзывают из-под бельевых «пут». В таких случаях лучше отдать предпочтение скотчу.
Мы бы рекомендовали вам использовать специальные приспособления. Среди них можно выделить ленты с замками, ленты с лебедками для натяжения и даже «паучки» — эластичные жгуты с крючками. Стоят они, конечно, дороже, чем веревки, но безопасность стоит того, чтобы потратить на нее некоторую сумму.
Когда груз будет закреплен на крыше, наступит время вспомнить о правилах дорожного движения. Если вы не помните, как следует перевозить на крыше нестандартные предметы, настоятельно советуем вам перечитать книгу с пояснениями. Если же говорить вкратце, то вещь не должны мешать водителю вести автомобиль, так же, как и другим участникам движения. Груз ни в коем случае не должен закрывать обзор. Кроме того, если он выступает более, чем на метр в длину или на 0.4 метра в ширину, его следует отметить специальным знаком. Квадратик с красно-белыми полосками можно приобрести в любом магазине для автомобилистов, и стоить он, кстати, будет совсем недорого.
Если получилось так, что вы отправились в путь неожиданно, а знака под рукой не оказалось, груз нужно «выделить» с помощью подручных средств – например, красной тряпки. Но при первой же возможности вы должны произвести замену. Все-таки ночью ткань будет невидно, а специальная «бумажка» обладает светоотражающим эффектом и потому будет заметна другим участникам дорожного движения.
И, конечно, нельзя забывать о скорости. Превышать максимально допустимую цифру нельзя ни в коем случае. Помните, что от вас будет зависеть не только ваша жизнь, но и жизни других людей.
Если же у вас есть какие-то сомнения в том, что у вас получится перевезти груз без неприятных последствий, лучше обратиться к специалистам из транспортных компаний.
Весовая категория
КАК ГРУЗИТЬ ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ
ТЕКСТ / ВИТАЛИЙ УРЮКОВ
ФОТО / ВЛАДИМИР ТРУСОВ
Заводские инструкции к нашим легковушкам, словно сговорившись, разрешают перевозить только пять человек в салоне и 50 кг в багажнике. Лишь «Ока» — 4+40. К тому же строго-настрого запрещают нагрузку превышать. А вот можно ли, не переходя этих границ, допускать иные варианты, документы не разъясняют. Ехать, например, вдвоем, но в багажнике везти 150 кг. Кому-то надо взять на борт четыре мешка цемента, но не хочется пачкать салон и дышать пылью. Или кирпичи — они хоть и маленькие, но тяжелые: 50 кг — это примерно 20 штук. А жена с тещей все подтаскивают авоськи да сумки — дескать, есть же место!
Конструкторы, проектируя автомобиль, обязаны принять за массу «стандартного» человека 68 кг и предусмотреть по 10 кг груза в багажнике на каждого. Число членов экипажа, в свою очередь, ограничено размерами салона. Вот и получаются пресловутые «5+50». Однако, предупреждая об ограничении поклажи на крыше, инструкции почему-то умалчивают о возможных вариантах заполнения багажника. Может быть, есть причины?
Помимо общей массы перевозимого груза, существует другой, не менее строгий критерий — допустимая нагрузка на ось. Но в руководствах о ней ни слова. Впрочем, она должна быть указана на табличке с выходными данными, помещаемой обычно где-то под капотом, — на нее и посмотрим.
Отыскав интересующие нас бирки (ЗР, 2000, № 8) на распространенных российских моделях — » Moskvich 2141″, GAZ 3110, VAZ 2106, Izh 2126 «Ода», VAZ 21093, VAZ 2110 — обнаруживаем, что весовые характеристики своих машин рассекретили лишь ВАЗ и «Москвич». Чтобы восполнить информационный пробел, полистали «Краткий автомобильный справочник НИИАТ». Картина, увы, яснее не стала (см. табл. 1). Чему верить — непонятно. Полная масса «Москвича» в инструкции оказалась меньше указанной на табличке. У вазовских «шестерки» и «девятки» — наоборот, а по ИЖу и ГАЗу так мало данных, что и сравнивать не с чем.
В поисках истины мы взвесили автомобили на весах Дмитровского НИЦИАМТ и попробовали определить, сколько можно грузить в багажник при неполном экипаже, не превышая допустимую нагрузку на заднюю ось. Практически все машины в снаряженном состоянии оказались тяжелее, чем положено. Возможно, кое-где металл кузова на пару «десяток» потолще или заводы лукавят, приукрашивая параметр.
Наглядный критерий предельной загрузки автомобиля — расстояние от штатных фартуков задних колес до земли, поэтому владельцу полезно запомнить их положение в состоянии «5+50».
В табл. 2 сведены варианты загрузки, когда масса, приходящаяся на заднюю ось, близка к допустимой. Мы не стремились сымитировать все возможные сочетания — и так, оказалось, грузить можно много. При одном водителе в любой багажник запросто укладывается по 200 кг, а в «Москвич» — аж 300.
Выходит, загрузить багажник под завязку практически вполне реально. Но не оторвется ли задок с такой поклажей? И не страшно ли с ней ехать? Важна ведь не только прочность задней части кузова. Если в багажнике больше разрешенных 50 кг, то, строго говоря, могут измениться и устойчивость, и управляемость автомобиля, и его тормозные качества (разгружены передние колеса, стал иным момент инерции).
В какой степени все это поменялось и на чем отразилось, проверили на вазовских «шестерке» и «девятке». Каждую «откатали» в трех вариантах нагрузки: частичная (два человека), полная (5+50) и «опытная» (2+150), оценив поведение на «переставке» и при торможении со скорости 90 км/ч (максимально интенсивно, но без блокировки колес).
«Классика» повела себя логично. С частичной нагрузкой предельная скорость выполнения маневра (90,2 км/ч) определялась точностью руления, а возникающий занос задней оси был невелик и легко парировался. При полной — точность управления снизилась (с той же замедленной реакцией на управляющее воздействие углы поворота руля увеличились) и скорость упала до 87,1 км/ч. В «опытном» варианте управление стало строже, занос — глубже, а машина перестала прощать ошибки. Хотя скорость даже несколько выросла (до 89 км/ч), выполнять «переставку» стало сложнее.
С частичной нагрузкой «шестерка» останавливалась за 42,2 м при усилии на педали 38,6 кгс. Из-за неравномерности тормозных сил по осям и колесам машина рыскала, впрочем, не выходя за пределы отведенной полосы. В полностью груженном состоянии тормозной путь увеличился на 1,6 м, а давить на «стоп» надо было уже сильнее (41,2 кгс). Но процесс шел стабильно, рысканье пропало. Когда из машины выгрузили трех «человек», а в багажнике оказалось 150 кг, поведение «классики» изменилось мало. Стабильность сохранилась, а тормозной путь и усилие на педали стали даже меньше (соответственно 41,5 м и 34,4 кгс). Это объяснимо — общая масса автомобиля снизилась, а регулятор давления продолжал обеспечивать эффективную работу задних тормозов.
С «Самарой» было все иначе. Уже в пробных заездах казалось, будто пропал кастер (угол продольного наклона оси поворота передних колес) — при рывке руля возникающие колебания машина гасила плохо. Тем не менее, работу решили продолжать: в штатных режимах движения поведение «девятки» не вызывало замечаний, да и важен был не абсолютный результат, а относительное изменение в том, как она себя вела.
На «переставке» частично загруженная «Самара» оказалась нервной и валкой. Возникающий занос был резким и неопределенным. Предельная скорость (84,8 км/ч) ограничивалась низкой точностью управления. При полной массе поведение машины стало конкретнее: занос нарастал прогнозируемо, ограничив скорость выполнения маневра 86,8 км/ч. С «опытной» нагрузкой к «девятке» вернулась «нервозность», занос стал глубже, соответственно снизилась скорость (83,2 км/ч).
Зато при торможении «Самара» держала дорогу без рысканий. Когда в салоне два человека — усилие на педали тормоза 32,5 кгс и полная остановка через 42,8 м. При полной массе путь стал 41,66 м, а усилие — 50,8 кгс. С «опытной» нагрузкой изменения были минимальны: 41,4 м и 49 кгс.
Итак, неоговоренная изготовителями догрузка багажника заметно влияет на управляемость автомобиля, отнюдь не улучшая ее. На первый взгляд, ничего катастрофического не произошло — пройти «переставку» с такими скоростями обычному водителю сложно и при любом другом варианте загрузки. Но дорожная обстановка подчас меняется столь быстро, что резкое изменение характера машины все-таки может сыграть злую шутку. И тогда работники ГИБДД справедливо запишут в протоколе: «Не справился с управлением». Поэтому злоупотреблять объемами и килограммами в багажнике не стоит. Разве что в деревне, на тихой местной дороге, медленно и осторожно, чтобы не маневрировать резко, и вовремя остановиться перед глупой соседской курицей. А еще лучше — предусмотрительно обзавестись прицепом.
А. Табличка «Москвича». Сумма допустимых масс, приходящихся на переднюю и заднюю ось, превышает на 50 кг полную массу автомобиля. Это значит, что завод допускает перераспределение осевых масс в пределах полной. Хорошая заявка на звание лучшего грузовозителя. Б. Нижегородцы скромны и лаконичны — ничего лишнего. Даже нет знака соответствия российским сертификационным требованиям. В. VAZ 2106 строг — сумма масс равна полной. Ни шагу в сторону! Г. ИЖ сертифицирован, но массовую тайну хранит, подобно ГАЗу. Д. С «девяткой» тоже не разбалуешься. Фамильная традиция? Е. VAZ 2110 следует хорошему примеру «Москвича».
Так меняет осанку ИЖ. Остальные — аналогично.
Максимальная грузоподъемность авто: Не грузите, мужики.
Кто из автовладельцев помнит максимальную грузоподъемность своего авто? А кто хоть раз взвешивал мешки с картошкой, которыми до отказа заполнял багажник? И зря: ведь с каждой перегрузкой ресурс автомобиля уменьшается…
![]() | ![]() | Кто из автовладельцев помнит максимальную грузоподъемность своего авто? А кто хоть раз взвешивал мешки с картошкой, которыми до отказа заполнял багажник? И зря: ведь с каждой перегрузкой ресурс автомобиля уменьшается… |
Кузов автомобиля – сложная пространственная конструкция, которая проектируется производителем с учетом предполагаемого веса пассажиров и багажа, массы двигателя и агрегатов трансмиссии, усилий, передающихся от подвески. Бесспорно, в конструкцию закладывается определенный запас прочности на случай экстремальных ситуаций. Но если регулярно перегружать автомобиль, дорогостоящий кузов может не выдержать и в буквальном смысле дать трещину. Более того, при этом могут пострадать другие агрегаты и узлы автомобиля.
Комфорт
Зачастую перегрузка машины способствует более мягкой работе подвески, но в некоторых случаях уровень комфорта при езде может снизиться. Причина этого явления может быть в том, что на автомобиль установлены амортизаторы с переменной жесткостью – с так называемой комфортной рабочей зоной. Это диапазон отклонений от среднего положения в одну и другую стороны, в котором поршень амортизатора работает при минимальных усилиях сопротивления перемещению. Если машину перегрузить, поршень смещается в зону повышенной жесткости и не обеспечивает требуемый уровень комфорта.
Кроме того, нужно принять во внимание, что на большинстве зарубежных машин применяют пружины переменной жесткости. Чем сильнее такая пружина сжимается, тем жестче становится. Поэтому при увеличении массы в багажнике даже на мелких неровностях ударные нагрузки на кузов будут передаваться больше, особенно если учесть вероятные при перегрузке пробои подвески.
Динамика и деньги
Законы физики отменить никто не может. Каждый лишний килограмм веса машины увеличивает расход топлива, так как для разгона тяжелого автомобиля до определенной скорости нужно больше энергии. При торможении избыточный вес увеличивает кинетическую энергию движущегося автомобиля, в результате чего повышается износ колодок и шин, возрастает нагрузка на детали подвески. Таким образом езда на перегруженном автомобиле приводит к ухудшению динамических показателей, способствует повышению расхода топлива и снижает ресурс шин, тормозных колодок и деталей подвески.
Устойчивость
При загрузке автомобиля практически всегда увеличивается высота расположения центра тяжести. В поворотах это может привести к опрокидыванию авто, так как боковая составляющая силы инерции приложена выше. Наиболее актуально это при определенных условиях – наличии неровностей на дороге, бордюров и других помех, создающих «упор» для скользящего в заносе колеса. Самый опасный вариант загрузки – перевозка габаритных предметов на верхнем багажнике. Груженая машина больше кренится в поворотах и раскачивается из стороны в сторону при резком объезде препятствий и стремиться опрокинуться.
Управляемость
Если основная масса груза сосредоточена в багажнике, это может привести к ухудшению управляемости. Передние колеса разгружаются, и в некоторых ситуациях, например, при резком повороте, они могут проскальзывать (возникает снос передней оси). Для переднеприводных машин неприятным «дополнением» к сказанному становится ухудшение проходимости на скользкой дороге. Кроме того, перегруженные задние колеса иначе воспринимают боковые нагрузки, и машина может начать сама «подруливать», но зато растет устойчивость на прямой.
Износ машины
Чем дольше машина ездит перегруженной, тем больше изнашиваются двигатель, агрегаты трансмиссии. Перегрузка вообще может привести к поломке деталей подвески. Дело в том, что подвеска должна работать относительно какого-то среднего положения, заданного, исходя из нормальной нагрузки. Обратите внимание, что при установке, например, амортизаторов или сайлент-блоков обязательно оговаривают положение и нагрузку, при которых гайки крепления затягиваются окончательно. На перегруженной машине сайлент-блоки дольше работают при критических углах поворота, на которые они не рассчитаны, соответственно, и выходят они из строя раньше. Нередки и пробои подвески, приводящие к преждевременному выходу из строя амортизаторов, деформации рычагов подвески и даже появлению трещин в кузовных деталях.
Безопасность движения
Езда на перегруженном автомобиле опасна как для сидящих в машине, так и для окружающих. Кроме ухудшения тормозных качеств, устойчивости и управляемости, в ночное время увеличивается риск ослепления водителей встречных машин (если автомобиль не оборудован корректором фар).
Что делать?
Если уж так случилось, что общий вес пассажиров и багажа превысил допустимые 400 – 450 килограммов, ограничьте скорость, забудьте о резких маневрах и разгонах и потихоньку двигайтесь к дому. При этом старайтесь придерживаться большей дистанции с идущими впереди машинами, заранее переходите на пониженную передачу на подъемах и снижайте скорость при проезде ям. Будьте внимательны, съезжая на обочину. Чтобы сократить расход топлива и уменьшить износ резины, немного – на 0,2-0,3 атм. – увеличьте давление воздуха в шинах. Особое внимание уделите креплению и размещению груза в машине. Если есть возможность, равномерно распределите его в салоне, а на верхнем багажнике надежно закрепите.
Александр Ландарь
Фото Андрея Яцуляка и BMW
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.