Необходимо ли лишать прав за три нарушения
За три грубых нарушения ПДД будут лишать прав на год—полтора. В чем смысл нового законопроекта?
В советские времена самым страшным орудием инспектора ГАИ был дырокол: три грубых нарушения в течение года — и ты остаешься без прав, так называемая накопительная система. Так что шоферы, имевшие в талоне две дырки, вели себя на дороге тише воды ниже травы.
Дырокол смыло волной перестройки, однако в 90-е появился талон предупреждений: каждое нарушение в зависимости от тяжести оценивалось баллами, и набравший 15 баллов (так называемая списывающая система) становился безлошадным на год. Потом баллы отменили. Но в других странах они есть!
Балльную систему приняли в Латвии и Норвегии в 2004 году, на Мальдивах в 2005 году, в Испании, Румынии и Чехии в 2006-м, во Франции в 1993 году (в 2003-м внесли коррективы). Более десяти лет действует балльная система в Венгрии, Греции, Израиле, Ирландии, Словении, Германии.
Чаще всего баллы предусмотрены только за грубые нарушения. Во Франции таких 40 типов, в Италии, Корее и Мальте около 30, в Великобритании и Венгрии — 20, в Норвегии всего семь. Лишь педантичные немцы начисляют баллы за каждое нарушение.
Обычный список грубых нарушений: оставление места аварии, управление машиной в нетрезвом состоянии или отказ от медосвидетельствования, проезд под запрещающий сигнал светофора, серьезное превышение скорости. Если наказание уже предусматривает лишение прав, например за «пьянку», то баллы не начисляют.
Срок действия баллов разнится от года до трех. Хотя в Латвии баллы за обычные нарушения живут два года, а за грубые — пять.
Тяжесть наказания отличается: от нескольких месяцев до нескольких лет безлошадной жизни. В Корее лишают возможности сесть за руль на день за каждый балл, в Латвии при наборе 16 баллов (для начинающих — 10) отлучают от руля на год, а при повторном наборе — пожизненно.
На Мальте балльная система действует только для неопытных водителей. В Великобритании, Латвии и Франции отношение к водителям дифференцированное: начинающим поблажек нет, к ним закон более суров.
Отметки о набранных баллах вручную уже не ставят: их заносят в базы данных. В некоторых странах у водителя есть возможность посмотреть свою историю.
Кстати, штрафные баллы можно отработать. Во Франции, Германии и Венгрии для улучшения своей водительской истории необходимо прослушать курс лекций по безопасности движения. Регулярно посещать курсы нельзя — только один раз в несколько лет. В Южной Корее списывают баллы тем, кто сообщает о нарушениях на дороге, и называется это не стукачеством, а активной гражданской позицией.
Вернуть права непросто. В Польше и Израиле сдают теорию, в Латвии, Франции и Чехии — еще и практику. Причем во Франции даже после успешной сдачи всех экзаменов человек сперва получает временное удостоверение — как начинающий водитель. В Германии над провинившимся шофером измываются по полной: помимо сдачи экзаменов, он посещает психолога и пишет специальный Idiotentest, официальное название которого Medizinisch-Psychologische Untersuchung, «медицинско-психологическое обследование». Разумеется, все экзамены платные.
Помогает ли? В Италии после введения подобной практики за два года число погибших в ДТП снизилось на 20,5%, раненых — на 22%. В Латвии по истечении года количество аварий уменьшилось на 7%, а погибших в ДТП — на 11%. В Чехии за первый месяц аварийность снизилась на 27%. Правда, первые результаты не отражают реальную картину: водители привыкают к новым штрафам, и законопослушность неизбежно снижается.
В нашей стране неоднократно обсуждали возврат балльной системы: последний раз в 2013 году это предлагал депутат Вячеслав Лысаков. И сейчас наконец проект приняли — в виде изменений в 12-ю «автомобильную» главу Кодекса об административных правонарушениях. В Госдуме проект представляли Вячеслав Лысаков и заместитель главы МВД Игорь Зубов. При этом генерал в качестве обоснования говорил о том, что около 40% виновников ДТП ранее нарушали Правила. А Лысаков объяснял, что баллы помогут эффективно бороться с хроническими нарушителями, которых 3—5% от общего числа.
Итак, новая статья 12.38 «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством» предлагает за трехкратное грубое нарушение в течение года лишать прав на год—полтора. «Зачетный» год отсчитывается с момента вступления в силу постановления о наказании за первое грубое нарушение — то есть спустя десять суток после того, как ГИБДД или суд вынесут вердикт.
В случае, если хроническим нарушителем окажется человек вообще без водительского удостоверения (и такое бывает!), то его оштрафуют на 10—30 тысяч рублей. В этом случае сумма набегает приличная: штраф за само нарушение плюс штраф за управление без прав 5—15 тысяч — и новый еще на 10—30 тысяч.
Проступки, зафиксированные автоматическими камерами, в расчет не берутся, поскольку автоматика в соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ может только штрафовать. Таким образом, возбудить дело по новой статье имеет право лишь инспектор, который лично зафиксировал нарушение и определил, что оно стало третьим грубым нарушением за год.
Не будет ли это способствовать увеличению числа взяток? Действительно, с каждым грубым нарушением у водителя появится больше желания договориться с инспектором полюбовно. И это вновь может стать проблемой: как известно, видеоконтроль за дорожными нарушениями в нашей стране ввели именно из-за повсеместной коррупции в ГИБДД.
А еще один проблемный аспект — сама многострадальная глава 12 КоАП. Взгляните на статьи серьезных нарушений: почему за одни штрафуют на 5000 рублей и лишают прав, а за другие можно отделаться 500-рублевой купюрой или даже предупреждением? Не разумнее было бы сперва навести порядок в 12-й главе, условно разделить правонарушения по тяжести последствий и определить каждому соответствующее наказание — и только потом вводить балльную систему?
Надеемся, что в ходе будущего обсуждения статьи 12.38 КоАП из нее уберут некоторые наиболее спорные пункты. Например, начисление баллов за пересечение сплошной линии при повороте или развороте — ведь это нарушение может быть ненамеренным, если разметка частично заметена снегом или стерлась. А баллы «за пешеходов» уж точно могут привести к расцвету коррупции, ведь в мегаполисах есть настолько нагруженные «зебры», что обвинить в непредоставлении дороги пешеходу можно будет практически любого водителя. Стой себе в засаде, тормози и вымогай!
Но так или иначе, а статью 12.38 «за систематические нарушения» примут уже в этом году.
Лишение водительских прав в 2020 году
— Лишить водительских прав может только судья. Сотрудник ДПС имеет право составить протокол об административном взыскании. Его можно обжаловать в суде. Если Вы не согласны с доводами сотрудника, необходимо указать в примечании протокола — «Не согласен», — объяснила «КП» юрист Анастасия Никишина.
Иными словами, сотрудник дорожной полиции выступает инициатором решение о необходимости изъятия водительского удостоверения в 2020 году. В его компетенцию входит только оформление документов для передачи дела в суд, но не изъятие водительского удостоверения. Постановление о лишении права управления автомобилем выносит суд в качестве основного или дополнительного наказания. Отметим, что по нарушениям, зафиксированным камерами наблюдения, наказание не применяется вовсе.
За что могут лишить водительских прав?
Лишение прав предусматривает несколько статей КоАП РФ. Ниже приведен неполный список наиболее распространенных нарушений с классификацией в зависимости от срока наказания.
Лишение на срок до 3 месяцев предусматривает часть 1.1 статьи 12.1 за повторное управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке. Такое же наказание влечет нарушение части 2 статьи 12.2 за управление автомобилем без государственных регистрационных знаков либо с видоизмененными номерами.
На срок до 6 месяцев предусматривают лишение прав части 4 и 5 статьи 12.9 за превышение скорости на величину от 60 до 80 км/ч, либо свыше 80 км/ч. Аналогичное наказание грозит нарушителям статьи 12.10 за выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме, либо при запрещающем сигнале светофора. Лишиться прав на полгода можно в результате нарушения части 3 статьи 12.12 за повторный проезд на запрещающий сигнал светофора; части 4 статьи 12.15 за обгон по встречной полосе; а также по статье 12.16 за движение по дороге с односторонним движением в противоположном потоку направлении.
На срок до 1 года рискуют лишиться прав нарушители части 4 статьи 12.2, управляющие автомобилем с заведомо фальшивыми номерами.
На срок до 1,5 лет по статье 12.5 могут быть отстранены от управления водители, устанавливающие проблесковые маячки и их имитаторы (например, стробоскопы). Такое же наказание предусматривает статья 12.27 для участников ДТП, оставивших место происшествия.
Лишение на срок от 1,5 до 2 лет определено для нарушителей статьи 12.8, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения.
Как узнать срок лишения водительских прав?
Как вернуть водительские права?
Еще в январе 2016 года вступили в силу поправки «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты РФ». Поправки расширяют перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в отношении должников. В частности, за неуплату штрафов или алиментов установлена возможность временного ограничения должника в пользовании специальным правом управления транспортными средствами. Ограничение действует до исполнения требований в полном объеме либо до возникновения иных оснований для его отмены.
В апреле 2018 года вступил в силу закон, вводящий новую меру пресечения для лиц, подозреваемых или обвиняемых в преступлении – «запрет на определенные действия». По новой статье Уголовного Кодекса 105.1 суд, в частности, может устанавливать запрет на управление автомобилем или другим транспортным средством, если преступление связано с нарушением ПДД и правил эксплуатации транспортных средств.
Сроки запрета зависят от тяжести преступления. При небольшой и средней тяжести запрет может быть наложен на срок до 12 месяцев, при тяжких преступлениях до 24 месяцев, и при особо тяжких до 36 месяцев. Отсчет срока, так же как в случае нарушения ПДД, начинается со дня вынесения постановления судом.
Решение об избрании меры пресечения выносит суд после рассмотрения ходатайства следствия. Водительское удостоверение изымается у обвиняемого или подозреваемого дознавателем, следователем или судом. Документ приобщается к уголовному делу и хранится в его составе до отмены запрета. Поскольку «запрет на определенные действия», по сути, разновидность меры пресечения, контролировать исполнение решений суда обязана Федеральная служба исполнения наказаний.
На счет «три»: за что россиян хотят лишать водительских прав
Правительство России рассматривает законопроект, предусматривающий лишение водительских прав в случае трех нарушений правил дорожного движения в течение года. Согласно тексту документа, водитель, совершивший три и более грубых нарушения ПДД, лишается права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что лишение прав за серию нарушений станет еще одной мерой, призванной снизить смертность от ДТП. По данным правительства, почти 87% всех ДТП (173,9 тыс. аварий) произошли из-за того, что водители не соблюдали правила дорожного движения, и почти 40% аварий (76,9 тыс.) были совершены по вине водителей, которые неоднократно привлекались к административной ответственности. За последний год в правительство поступило немало предложений, касающихся лишения прав за различные нарушения, но приняты они по большей части пока не были.
Три грубых нарушения ПДД
В перечне грубых нарушений, за череду которых парламентарии предлагают лишать прав, целый список опасных деяний. Это превышение скорости на величину более 40 км/ч, пересечение железнодорожных путей вне оборудованного переезда, проезд на красный сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика, выезд на встречную полосу, поворот или разворот в местах, где это запрещено, невыполнение требования уступить дорогу, разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены, а также непредоставление преимущества в движении пешеходам. При этом учитываться будут только нарушения, зафиксированные сотрудниками ГИБДД, а не дорожными камерами.
Долг более 10 тыс. рублей
В январе в России вступил в силу закон, который позволяет ограничить должников в праве управлять транспортным средством за неуплату штрафов ГИБДД и других долгов. Ограничение на право управление транспортом вводят судебные приставы. Временное лишение грозит каждому водителю, долг которого превышает 10 тыс. рублей. Закон распространяется не только на нарушителей ПДД, но и на злостных неплательщиков алиментов, а также тех, кто не возмещает вред, причиненный преступлением или не компенсирует моральный вред. Предельного срока для изъятия прав не предусмотрено: водительское удостоверение будет храниться у судебных приставов до тех пор, пока должник не оплатит всю сумму. Вернуть права их владельцу законопроект обязывает незамедлительно после погашения долга. Исключения действуют только для льготных категорий граждан и тех, у кого водительские права являются основным средством заработка.
Превышение на 130 км/ч
В январе депутаты Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин и Сергей Обухов внесли предложение лишать прав за превышение скорости на величину 130 км в час. Законопроект предполагал штрафовать на сумму 7 тыс. руб. при первичном нарушении и лишать прав на два года, если оно совершено повторно. В случае фиксации правонарушения камерами, нарушителя предлагалось лишать прав на один год и при этом отправлять на принудительные работы на срок до 70 часов. При повторном нарушении помимо лишения прав на два года депутаты предлагали еще и накладывать штраф в 10 тыс. рублей. Напомним, что сейчас самый высокий штраф в размере 5 тыс. рублей накладывается за превышение скорости на 80 км/ч и более, причем за повторное нарушение автомобилиста могут лишить прав на год.
Дорожный конфликт
В конце прошлого года заместитель председателя комитета по законодательству Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Евгений Малеев выступил с инициативой лишать водительских прав на срок от полугода до года зачинщиков дорожных конфликтов. Законопроект предполагает поправки в статьи «Хулиганство» Уголовного кодекса и «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств» КоАП и фактически разделяет дорожное хамство на два вида. Самый тяжелый вариант подразумевает грубое нарушение общественного порядка, сопряженное с нарушением правил остановки или стоянки транспортного средства на проезжей части, что повлекло создание препятствий для движения других транспортных средств. За хамство легкой и средней тяжести предлагается наказывать по административной статье, как за нарушение правил остановки или стоянки, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств. В этом случае водитель может обойтись штрафом в 5 тыс. рублей.
Разговор по телефону
Осенью прошлого года депутаты Калининградской областной думы предложили ужесточить наказание за разговоры по мобильному телефону вплоть до лишения прав. По мнению авторов законопроекта, использование телефонов на дороге снижает внимание и ухудшает координацию, что часто приводит к смертельным ДТП. Если разговор стал причиной ДТП, водителей предложили лишать прав на срок от 4 до 6 месяцев. Кроме того, депутаты предложили наказывать за это деяние даже пешеходов во время перехода проезжей части. Штраф за разговор на нерегулируемом пешеходном переходе может составить 500 руб., а на регулируемом – от 500 до 800 рублей.
Проезд на красный свет
Еще раньше те же депутаты из Калининграда выступали с идеей лишать прав за проезд на красный свет или запрещающий жест регулировщика на шесть месяцев, либо на срок до полутора лет в случае повторного нарушения. Кроме того, штраф за это деяние предлагалось увеличить с 1 до 3 тыс. рублей. В пояснительной записке к документу депутаты ссылались на необходимость более жестких мер в уменьшения числа наездов на пешеходов. На данный момент штраф за проезд на красный свет составляет 1 тыс. рублей, за повторное нарушение сумма увеличивается до 5 тыс. рублей, либо водителя лишают прав на срок до 6 месяцев.
Зимой прошлого года чиновники МВД в очередной раз предложили ужесточить ответственность за езду на автомобиле с тонированными передними стеклами. Для тех, кто попался с незаконной тонировкой в первый раз, штраф в размере 500 руб. чиновники предложили сохранить. Однако за повторное нарушение штраф решили увеличить до 5 тыс. руб., а если автовладелец продолжает игнорировать требования закона, его предложили лишать прав на срок от двух до шести месяцев. После того, как полицейским запретили снимать номера за тонировку, проблема вновь стала актуальной. В МВД неоднократно отмечали, что скромный штраф не пугает любителей темных стекол.
Иван Ананьев
Фото: РБК
Нарушители ПДД заплатят больше за ОСАГО уже в этом году
Коэффициенты к базовым ставкам, действующие сейчас, будут работать и в новой версии закона. Так что сохранятся поправки в зависимости от территории, количества страховых возмещений в предыдущий период, мощности двигателя. Но прибавится ещё и надбавка за повторные грубые нарушения ПДД.
Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”», согласно которому вводится ещё большая индивидуализация тарифов ОСАГО, в том числе повышение стоимости полиса для злостных нарушителей ПДД. Последняя часть поправок вступит в силу через 90 дней после опубликования 25 мая, а за оставшиеся три месяца Центробанк должен разработать повышающие коэффициенты.
Между тем «РГС банк» провёл исследование и установил, что лишь 78% автовладельцев в России покупают ОСАГО, хотя это страхование обязательно, передаёт агентство «Прайм». Договора Каско оформляют 25%. Для Москвы эти числа чуть выше, чем в среднем по стране: 79% и 30%.
За полис заплатят больше те, кто был лишён права управления транспортным средством, или права занимать определённые должности, или заниматься определённой деятельностью за управление ТС в состоянии алкогольного опьянения, или за нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшее причинение вреда здоровью или смерть одного или нескольких лиц. Аналогично, в список включены водители, лишённые прав за покидание места ПДД или отказ от медицинского освидетельствования. Повышенная ставка для таких лиц будет действовать в течение года с момента окончания срока лишения водительских прав.
Помимо того, ОСАГО обойдётся дороже тем, кто в течение года перед датой заключения договора неоднократно был наказан за проезд на красный, или за превышение скорости движения более чем на 60 км/ч, или за выезд на встречную полосу в нарушение ПДД. Но только в случае, если такой нарушитель был пойман сотрудником ДПС. Штрафы, выписанные в автоматическом режиме с камер контроля, на стоимость будущего полиса не повлияют.
Другая часть поправок уже вступила в силу, и касается она получения полиса в условиях карантинных мер.
С 25 мая и до 30 сентября при заключении договора ОСАГО не потребуется предъявление страховщику диагностической карты (карты техосмотра). То же верно и в отношении договоров ОСАГО, заключённых с 1 марта. Страховщики не должны требовать такую карту. Однако это лишь отсрочка, связанная с тем, что во многих регионах пункты техосмотра не работают из-за карантина. После 30 сентября и до 31 октября водители, заключившие договор ОСАГО без техосмотра, должны будут на нём побывать и предъявить диагностическую карту страховщику. А если этого не будет сделано, то в случае аварии по вине страхователя компания выплатит компенсации пострадавшим, но потом выставит виновнику регрессное требование на всю сумму.
Самые суровые наказания — за что и на сколько у нас лишают прав?
На рассмотрение в суде отводится два месяца с момента получения судом материалов из ГИБДД. Срок лишения может быть разным. Все зависит от конкретного правонарушения. Причем в некоторых случаях предусмотрена вилка, например лишение прав от трех до шести месяцев. В этом случае именно судья решает, сколько дать водителю. Если вы полностью раскаетесь и пообещаете так больше не делать, а судья в это поверит, то получите минимум.
Лишение прав от 1 до 3 месяцев
Минимальный срок лишения прав (от месяца до трех) предусмотрен за управление автомобилем без номеров, а также в тех случаях, когда номера установлены в местах, не предусмотренных заводом-изготовителем (ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ). Подобное же наказание вас ждет за повторное управление машиной, не зарегистрированной в ГИБДД (ч. 1.1 ст. 12.1 КоАП РФ).
Про повторность нужно знать следующее. Допустим, вас остановили за управление автомобилем без номеров первый раз 20 декабря. Штраф 800 рублей вы оплатили тут же. Так вот, согласно статье 4.6 КоАП РФ, в течение года с даты исполнения постановления (оплаты штрафа) вы считаетесь подвергнутым административному наказанию. Попадетесь без номеров в течение этого года (до 20 декабря следующего), получите уже лишение.
В эту же группу нарушений попадает и отказ предоставить преимущество спецмашине с включенными световыми и звуковыми сигналами (ч. 2 ст. 12.17).
Лишение прав на срок до 6 месяцев
Лишить вас водительского удостоверения на срок от трех до шести месяцев могут только за неправильный проезд ж/д переезда: движение на запрещающий сигнал светофора (закрытый шлагбаум) и переезд через ж/д вне специально отведенных мест. Наказание установлено ч. 1 ст. 12.10 КоАП РФ.
Минимум на 4 месяца вас могут лишить в/у за превышение скорости на 60–80 км/ч (ч. 4 ст. 12.9 КоАП РФ), выезд на встречку, в том числе на трамвайные пути встречного направления (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ), езду «против шерсти» по улице с односторонним движением (ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ). Максимальный срок лишения прав, предусмотренный за эти правонарушения, — 6 месяцев.
Аналогичное наказание светит, если повторно (в течение года после оплаты первого штрафа за «красный» сигнал ) проедете перекресток на красный (ч. 3 ст. 12.12 КоАП РФ).
Что касается организованных перевозок детей (например, школьных поездок), то водители должны помнить: детей допускается перевозить только днем. В ночное время (с 23:00 до 6:00 утра) можно двигаться в исключительных случаях — чтобы закончить маршрут, к примеру, до вокзала, аэропорта или гостиницы. За нарушение этого правила — лишение. Те же четыре-шесть месяцев (ч. 5 ст. 12.23 КоАП РФ).
Максимальный срок лишения прав на 6 месяцев светит любителям очень быстро ездить (превышение скорости на 80 км/ч и больше). Ч. 5 ст. 12.9 КоАП РФ.
Лишение прав на срок от полугода до года
На год можно остаться без прав за повторное нарушение нескольких правил: проезд железнодорожных путей (ч. 3 ст. 12.10 КоАП РФ), выезд на встречку или трамвайные пути встречного направления (ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ), движение навстречу потоку по односторонней улице (ч. 3.1 ст. 12.16 КоАП РФ), превышение скорости на 60–80 км/ч или более (ч. 7 ст. 12.9 КоАП РФ).
Важно понимать, что повторность в тех случаях, когда вас уже лишали по определенной статье, — это подобное же нарушение в течение года с момента возврата прав после лишения. Если в первый раз наказание было денежным, то здесь, повторюсь, годовалый срок начинается с момента уплаты штрафа.
Еще одно нарушение, попадающее под этот срок, — управление автомобилем во время приостановки действия водительского удостоверения — ст. 17.17 КоАП РФ. Приостановить действие прав могут судебные приставы — до уплаты долга по имеющимся штрафам. Однако бояться того, что вы вдруг, сами того не ведая, окажетесь в стане водителей, у которых ограничены права, не стоит. Эта одна из крайних мер. Сначала вам предложат добровольно погасить долг. Если же дойдет до приостановки действия прав, то об этом приставы вас обязаны известить. При этом в копии постановления будет указана дата начала приостановки действия в/у и срок. Со сроком все элементарно — пока не погасишь задолженность, не сможешь ездить. То есть конкретный срок вам никто не будет ставить: не хотите платить — не платите, но ездить не сможете.
Высшая мера. Лишение прав на срок более 1 года
За управление автомобилем, на котором незаконно установлены устройства подачи звуковых и световых сигналов (ч. 4 ст. 12.5 КоАП РФ), или если машина раскрашена под транспорт спецслужб (ч. 6 ст. 12.5 КоАП РФ), а также за оставление места ДТП (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ) накажут лишением от года до полутора лет.
Такое же наказание грозит в том случае, если по вашей вине был причинен легкий вред здоровью другого участника ДТП (ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ).
От полутора до двух лет без прав можно остаться за незаконное использование спецсигналов (ч. 5 ст. 12.5 КоАП РФ), управление в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ), передачу управления лицу в состоянии опьянения (ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ), отказ от медосвидетельствования (ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ), причинение средней тяжести вреда здоровью (ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ).
Напомню также, что после ДТП запрещено употреблять алкоголь (для снятия стресса, к примеру) до того момента, пока сотрудники полиции не проведут освидетельствование или примут решение о его нецелесообразности (ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ).
Это основные моменты, которые нужно знать рядовым автомобилистам. В том же Административном кодексе есть наказание в виде лишения права управления и за нарушения, связанные с движением крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств, а также перевозящих опасные грузы (ст. 12.21.1 КоАП РФ и 12.21.2 КоАП РФ). Но это все же достаточно специфические составы нарушений.
Когда начинает действовать срок лишения прав?
По окончании срока лишения вы можете забрать права. Естественно, в том же отделе ГИБДД, куда и отдавали на хранение. Если за это время вы переехали, нужно заранее (минимум за три месяца) обратиться в ГИБДД с заявлением в письменном виде, чтобы ваши права переслали по вашему новому месту жительства. Чтобы вернуть права, придется сначала сдать теоретический экзамен по ПДД и предоставить медицинскую справку. Кроме этого нужно будет погасить все долги по штрафам. Конечно, речь идет исключительно о водительских штрафах: долги по коммуналке, к примеру, никого в ГИБДД не интересуют.
Предъявлять в госавтоинспекцию само постановление о лишении не нужно. В отделе имеется полная информация по вашим подвигам.
Как только все формальности будут соблюдены, права вам вернут.
Госдума отложит законопроект о лишении водителей прав за три нарушения
Законопроект о лишении прав на срок от одного до полутора лет водителей, нарушивших правила дорожного движения (ПДД) три и более раз за год, скорее всего, не будет принят Госдумой до конца года, рассказали РБК два собеседника в комитете нижней палаты по законодательству.
С этой инициативой выступило весной правительство, законопроект подготовило МВД. Лишать прав предлагалось за следующие нарушения: превышение скорости на величину более 40 км/ч; пересечение железнодорожных путей вне переезда; проезд на красный сигнал светофора; невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены; выезд на встречную полосу; поворот или разворот в местах, где это запрещено знаками или дорожной разметкой; непредоставление преимущества в движении пешеходам.
Исключение составляют нарушения ПДД, зафиксированные дорожными камерами.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что мера призвана снизить смертность от ДТП: по статистике, которая приводится в документе, в 2014 году в России в дорожных авариях погибли 27,1 тыс. человек и 252,8 тыс. получили травмы.
По данным правительства, почти 87% всех ДТП (173,9 тыс. аварий) произошло из-за того, что водители не соблюдали правила дорожного движения, и почти 40% аварий (76,9 тыс.) было совершено по вине водителей, которые неоднократно привлекались к административной ответственности. «Неоднократные правонарушения, как правило, совершает узкая категория граждан. В 2014 году 4,2 тыс. физических и юридических лиц совершили 100 и более нарушений ПДД», — говорилось в пояснительной записке.
В первом чтении проект был принят 7 октября, на сбор поправок ко второму чтению было отведено 30 дней. Но комитет по законодательству не стал рассматривать законопроект во втором чтении в ноябре и не планирует этого делать на ближайшем заседании в начале декабря.
Законопроект вызвал бурное обсуждение во время его рассмотрения депутатами в первом чтении. «Простые граждане, которые ездят не на «гелендвагенах», а на обычных российских автомобилях, будут оказываться жертвами преступлений с обычной коррупционной составляющей. Не нужно быть провидцем, чтобы отчетливо понимать, что эта норма ни к какому улучшению ситуации с аварийностью не приведет, а приведет к росту коррупционной составляющей», — говорил тогда депутат от ЛДПР Александр Шерин. Три нарушения в год нельзя назвать систематическим нарушением, отмечал Олег Нилов из «Справедливой России».
Законопроект требует полноценного обсуждения, спешить принимать его нельзя, сказал РБК первый зампредседателя комитета Госдумы по законодательству единоросс Вячеслав Лысаков. «Законопроект коснется миллионов автомобилистов, а не только отморозков. Под удар могут попасть перевозчики, которые полжизни проводят за рулем, это их хлеб, было бы разумнее перенести его на следующий год», — пояснил депутат.
Лысаков подготовит ко второму чтению поправки, которые исключат из указанного списка нарушений непропуск пешеходов. Кроме того, он считает, что в данном проекте речь должна идти о превышении скорости на величину более 60 км/ч, а не 40 км/ч.
Также депутат предложит исключить из списка поворот налево и разворот там, где это запрещено, рассказал он РБК. «Зачастую знаки противоречат разметке, мы так полстраны лишим прав», — заключил депутат.
Этот законопроект надо положить под сукно, считает председатель комитета Госдумы по социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР). «Документом предполагается лишать прав за нарушения, за которые уже предусмотрено такое наказание. Надеюсь, что эта инициатива в условиях нового позиционирования Госдумы в отношении других ветвей власти будет отложена. У правительства уже нет тех возможностей давить, какие были раньше», — пояснил он РБК.
Председатель комитета по законодательству Павел Крашенинников на момент написания материала не смог предоставить комментарий РБК.
Данный законопроект не приведет к повышению безопасности дорожного движения, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
«Злостных нарушителей на дороге немного, меньше 1%. Они меньше влияют на количество аварий, чем отсутствие систем АБС на ряде моделей, продающихся на российском рынке. Вместо повышения безопасности на дороге мы повысим уровень коррупции. В советской практике уже были проколы прав за нарушения. Это не привело ни к чему хорошему», — сказал он.