Ограничения для автомобилей с евро номерами
Запрет на ввоз иностранных автомобилей
Пикет владельцев авто с иностранной регистрацией под Верховной Радой дал небольшой позитивный результат. Закон о закрытии границ для ввоза иностранных авто не сняли с утверждения.
Роскошная иномарка с хорошим двигателем и удобным интерьером всегда привлекала внимание автолюбителей, но вот не всегда была по карману. Последнее время на дорогах Украины часто можно встретить автомобили на иностранной регистрации и с каждым днем их становится все больше. Так в чем плюсы и минусы таких автомобилей на иностранной регистрации.
Никакого секрета нет, для того, чтоб ввезти на территорию Украины и легализировать автомобиль с иностранной регистрацией необходимо заплатить немалый список налогов и таможенных сборов. Как показывает статистика, процесс растаможки может обойтись в два или три раза дороже, чем вы заплатили за покупку автомобиля с иностранной регистрацией. Ввоз такой машины не предусматривает процесс растаможки. Таким образом, можно ездить на комфортной иномарке по территории Украины и не платить за растаможку. Для ввоза автомобилей с иностранной регистрацией придумано множество схем, а в казну не платятся налоги. Разница между покупкой одной и той же машины на украинской и на иностранной регистрации больше, чем в два раза.
На днях под стенами Верховной Рады владельцы автомобилей с иностранной регистрацией начали бессрочную акцию протеста, связанную с легализацией и разрешением ввоза данных машин. Главные требования владельцев автомобилей с иностранной регистрацией:
- доступная растаможка машин, как в Европе;
- отмена ограничений по стандарту Евро 5;
- упрощенный механизм растаможки автомобилей с иностранной регистрацией;
- возможность растаможить уже ввезенные машины.
Это минимальный список того, что выдвинули владельцы автомобилей с иностранной регистрацией на пикете под Верховной Радой. Первые результаты уже есть, как заявила Нина Южанина (председатель налоговой и таможенной полиции), совместно с представителями пикета был подготовлен меморандум, который разрешает вопросы растаможки уже ввезенных автомобилей с иностранной регистрацией. Данный меморандум включает взаимные соглашения владельцев автомобилей с иностранной регистрацией и государства.
Данный меморандум разрабатывали в ночь 6 сентября с 3 часов дня и до 12 ночи, но все же есть и свои подводные камни. Для государства не приемлемо дать полные льготы владельцам автомобилей с иностранной регистрацией, поэтому они не получат специальные неустановленные льготы, скорей всего их прировняют к обычному процессу растаможки. Это было обусловлено тем, что покупая автомобиль, на украинской регистрации будущие владельцы платят все необходимые налоги, включив их в стоимость машины. Хотя как показывает статистика, многие владельцы автомобилей на украинской регистрации с радостью готовы пересесть на иностранные номера, будь-то легально или же не столь дорого.
Так же Южанина отметила, что новый проект закона по закрытию границ Украины для ввоза автомобилей с иностранной регистрацией никто не отменял, он будет рассмотрен депутатами на следующей пленарной неделе. Данный закон предусматривает внесения изменений в Налоговый кодекс и другие законы, отвечающие за ввоз автомобилей с иностранной регистрацией на территорию Украины. В подписанном меморандуме описаны условия постановки на учет и легализация автомобилей с иностранной регистрацией после уплаты всех необходимых налогов.
Запрет на ввоз таких машин стал действовать 7 сентября, с этого же дня начинает действовать норма о не привлечение владельцев к административной ответственности за нарушения таможенных правил по ввозу машин. Другими словами таких владельцев пока не будут штрафовать, а машины не будут забирать на штраф площадки. Предположительно до ноября месяца, правительство хочет полностью запретить ввоз автомобилей с иностранной регистрации. Остается только предполагать, насколько правдивы эти слова и во всех ли регионах Украины будут придерживаться таких правил.
Скачки «Евро»: на каких машинах запретят ездить в России
Чиновники готовят дорожную карту проекта по введению в городах «чистых» зон, в которые будет запрещен въезд автомобилей ниже определенного экологического класса. В прошлом году были разработаны и утверждены новые дорожные знаки, обозначающие начало и конец зон с ограничением экологического класса механических транспортных средств, а также дополнительная табличка с указанием экологического класса, которая может применяться, например, для ограничения зоны парковки. Ввести ограничения могут уже в 2019 году.
Ни зоны, въезд в которые будет ограничен, ни сами экологические требования пока четко не определены — проектом занимается целый ряд ведомств, включая МВД, Минтранс, Минпромторг и Минприроды. А предложения по введению «чистых» зон должны исходить от правительств Москвы и Санкт-Петербурга. По предварительной информации, речь идет об улицах исторических центров городов, жилых массивах, парковых зонах и зонах около естественных лесных массивов и водоемов.
Именно в такие зоны будет запрещен въезд неэкологичного транспорта с уровнем токсичности выхлопа ниже «Евро-3» или «Евро-4». Причем на первом этапе, как пояснили в дептрансе Москвы, ограничения коснутся только грузового транспорта и автобусов и лишь потом распространятся на владельцев легковых автомобилей.
Нарушителей будут отслеживать при помощи камер видеофиксации — устройство будет снимать въехавший в зону автомобиль, а в центре обработки информации будут проверяться данные из базы. Если экологический класс машины не соответствует разрешенному, владелец получит штраф.
Сейчас специальных экологических штрафов не существует, а за нарушение требований «зеленых» знаков можно выписать лишь 500 руб. по части 1 статьи 12.16 КоАП за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, либо 1000–1500 руб. по части 2 той же статьи, если водитель совершил запрещенный знаком левый поворот. Наконец, штраф для грузовиков по части 6 статьи составляет 500 руб., но в Москве и Санкт-Петербурге за это же возьмут 5000 рублей.
Случаи парковки в запретной для машины зоне описываются частями 4 и 5 статьи 12.16 и предусматривают штраф 1500 руб. (либо 3000 руб. в Москве и Санкт-Петербурге). Однако к осени МВД и Минтранс могут подготовить поправки о введении отдельного штрафа за нарушения экологических зон, сумма которого, по некоторым сведениям, может достигнуть 10 тыс. рублей.
Сейчас в России действуют нормы «Евро-5», и все продающиеся на территории страны новые автомобили отвечают именно этим требованиям. Однако их доля в общем парке сравнительно невелика. Всего в России зарегистрировано чуть меньше 45 млн машин, средний возраст которых колеблется от 9 лет в Татарстане до 20 лет на Дальнем Востоке, а в целом по стране составляет больше 13 лет.
По оценкам экспертов агентства «Автостат», экологический класс «Евро-5» в России имеют лишь 16% легковых автомобилей. В мегаполисах этот показатель чуть выше: 35% в Москве и 30% — в Санкт-Петербурге. 28% всех автомобилей выполняют нормы «Евро-4», а больше половины парка соответствуют «Евро-3» и ниже. Почти 30% автомобилей не отвечают даже нормам «Евро-2», а это — от 13 до 14 млн условно «грязных» машин. Впрочем, точных цифр не существует, поскольку множество зарегистрированных в России автомобилей вовсе не имеют в документах указания на имеющийся экологический класс.
С «чистотой» коммерческих машин, отмечает «Автостат», дело обстоит хуже. Даже в сегменте легких коммерческих автомобилей, которых зарегистрировано более 4 млн, уровню «Евро-2» не соответствуют 45% машин, а из 3,7 млн грузовиков «грязными» являются 65%.
В Европейском союзе начальные требования «Евро-1» были введены в июле 1992 года. Именно тогда производители начали отказываться от карбюраторных двигателей и переходить на системы впрыска топлива, которые могли надежно поддерживать правильный состав топливной смеси. Тогда же начали появляться каталитические нейтрализаторы, дожигающие несгоревшие остатки топлива в выхлопной системе.
С начала 1996 г. Европа перешла на более строгие нормы Евро-2, которые потребовали точных систем распределенного впрыска топлива. Четыре года спустя были введены нормы Евро-3, ради которых двигатели стали оснащать системами двойной диагностики выхлопа и быстро прогревающимися катколлекторами, поскольку новый регламент требовал скорейшего выхода системы нейтрализации на рабочие режимы.
Введенные в 2005 г. нормы «Евро-4» потребовали установки электронных педалей газа для более оптимальной работы систем впрыска. Еще более строгие нормы «Евро-5», которые были введены в сентябре 2009 г., обеспечивали более долгий пробег автомобиля без снижения экологических параметров. Наконец, с 2015 г. в Европе действует самый строгий на сегодня регламент «Евро-6», который накладывает очень серьезные ограничения на дизельные двигатели и требует для них дополнительного использования мочевины в системе нейтрализации выхлопных газов.
Производители заранее готовились к вводу норм «Евро», поэтому в случае с автомобилями, ввезенными в Россию из-за границы, можно предполагать соответствие определенным нормам в зависимости от года выпуска. То есть все европейские модели с 1996 г. отвечают «Евро-2», с 2000 г. — «Евро-3», с 2005 г. — «Евро-4», а 2009 г. — «Евро-5». Почти одновременно аналогичные стандарты вводились в США и Японии.
Но в случае с иностранными автомобилями, официально продававшимися в России, следует ориентироваться на график ввода евро-стандартов именно в нашей стране, поскольку производители поставляли машины с двигателями, адаптированными под актуальные условия. В России стандарт «Евро-2» был принят лишь осенью 2005 года. С 2008 г. все новые машины должны были соответствовать «Евро-3», «Евро-4» ввели в 2013 г., а с 2016-го действует «Евро-5».
Например, «грязным» является Ford Focus первого поколения, который выпускался во Всеволожске с 1998 по 2005 г. с двигателями «Евро-2» объемом 1,6, 1,8 и 2,0 литра. Машины второго поколения для России уже оснащались моторами «Евро-4». Другой популярный вариант — Toyota Corolla. Двигатели «Евро-4» у Corolla появились в 2004 г. на популярной в России модели девятого поколения (E120). Моторы «Евро-5» появились на машине десятого поколения (E140).
Еще два бестселлера вторичного рынка Kia Rio и Hyundai Solaris представлены в основном моделями двух предыдущих поколений образца 2011 и 2016 гг. соответственно, поэтому выполняют нормы «Евро-4» и «Евро-5». Более старые Kia Rio, как и Hyundai Accent таганрогской сборки, имели в России двигатели «Евро-2».
Российские автомобили переходили на евро-стандарты в строгом соответствии с российским законодательством. «Грязными» можно считать все карбюраторные «Жигули», «Нивы» и «Самары». Системы впрыска топлива впервые появились на «Самарах» в 1994 г., но официальный переход на «Евро-2» завод произвел с начала 2006 г., полностью прекратив производство карбюраторных моделей.
С 2008 г. все модели Lada соответствуют «Евро-3», а нормы «Евро-4» АвтоВАЗ выполняет с 2011 г., немного опережая государственный график. При этом на Lada Priora с самого начала выпуска в 2007 г. устанавливались двигатели «Евро-3», а позже и «Евро-4». Семейство Lada Granta изначально имело моторы не ниже «Евро-4». Все автомобили, выпускающиеся с конца 2015 г., соответствуют нормам «Евро-5». Это же касается внедорожников Chevrolet Niva.
Данные об экологическом классе вносятся в паспорта транспортного средства (ПТС) и свидетельство о регистрации (СТС) начиная с 2008 г., однако обязательным это стало лишь в 2011 году. По оценкам «Автостата», в России эксплуатируется около 20 млн автомобилей старше десяти лет, а это значит, что существенная часть парка не имеет никаких данных об экологическом классе.
Попытаться определить экологический класс самостоятельно можно на сайте Росстандарта в разделе сведений о выданных Одобрениях типа транспортного средства (ОТТС) и портале Федеральной таможенной службы, однако там в основном хранится информация только о действующих ОТТС и актуальных моделях автомобилей.
Также определить класс можно, используя специализированные каталоги или интернет-сервисы по трехзначным кодам комплектации (Pr. Code), которые указываются на наклейках в сервисной книжке и самой машине, например под панелью приборов или в нише запасного колеса. К примеру, в случае с автомобилями концерна Volkswagen нормам «Евро-5» могут соответствовать коды 7MG, 7MM или 7MV, а «Евро-4» — 0GG, 7GH или ZIT.
Вписать экологический класс в ПТС можно в ГИБДД, получив соответствующий документ в аккредитованной компании, предоставляющей услуги автомобильной экспертизы. Специалисты установят экологический класс, руководствуясь информацией официальных каталогов и баз данных за сумму в несколько тысяч рублей.
В случае если документально подтвердить экологический класс не удается, придется проводить полноценный комплекс сертификационных испытаний, стоимость которого составит десятки тысяч рублей.
При этом Минпромторг недавно пообещал разработать упрощенный порядок присвоения класса для старых машин, при котором класс, скорее всего, будет присваиваться, исходя из года выпуска и страны происхождения автомобиля. Процедура должна заработать осенью, но информации о том, каким именно образом можно будет вписать экологический класс в документы, пока нет.
Москву поделят на «еврозоны»: власти готовят новые запреты для машин
Какие автомобили ограничат в передвижении
Президентский Совет по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) предложил ограничить движение легковых машин «низких экологических классов» по Москве; в столичной мэрии эту идею поддержали. Об этом говорится в сообщении на сайте СПЧ, опубликованном в понедельник, 28 января.
Ограничения предложено ввести для автомобилей с двигателями классов Евро-3, Евро-2, Евро-1 и Евро-0. Как говорится в сообщении СПЧ, доля таких автомобилей в Москве в 2016 году составляла 40%. В целом в России, по данным агентства «Автостат» на 1 января 2018 года, автомобилей с такими двигателями насчитывалось более 58%.
Евро — экологические стандарты предельных концентраций вредных веществ в выхлопных газах, которые были введены Евросоюзом. Самый ранний — Евро-0 — был принят в 1988 году. Последний — Евро-6 — в 2015-м. Они регламентируют предельные концентрации в выхлопах как дизельных, так и бензиновых двигателей. С каждым новым стандартом предельно допустимые концентрации вредных веществ уменьшаются.
Среди предложений СПЧ значатся определение границ зон с ограничением въезда транспортных средств низких экологических классов; установление категорий автотранспортных средств, на которые устанавливаются ограничения; создание баз данных экологических классов зарегистрированных автотранспортных средств; создание системы видеоконтроля въезда в зоны с ограничением въезда автотранспортных средств низких экологических классов и фиксации нарушений.
В ответе столичного мэра Сергея Собянина на предложения правозащитников говорится, что в Москве могут появиться зоны, в которые будет запрещен въезд таких автомобилей. Правительство города «поддерживает инициативу» и «готово оказать содействие» по предложению СПЧ, заявил градоначальник.
Проработку вопроса мэр столицы возложил на своего заместителя, руководителя департамента транспорта Максима Ликсутова.
Как в Москве борются с автомобилистами
Власти Москвы ведут последовательную политику по снижению плотности автомобильного движения в столице. С 2012 года в городе стали вводить платные парковки на городских улицах. К 2019 году зоны платной парковки вышли за пределы МКАД, а тарифы на эту услугу на 237 центральных улицах выросли до 380 руб. в час.
В конце 2017 года вице-мэр и глава столичного дептранса Максим Ликсутов в интервью «Газете.Ru» объяснил, при каких условиях на дорогах могли бы исчезнуть заторы. По его словам, всего в Москве и области зарегистрировано 7,2 млн автомобилей, а количество ежедневно ездящих автомобилей в Москве составляло порядка 3,6 млн, тогда как для комфортного передвижения без пробок оптимальный показатель машин должны быть на 0,5 млн меньше.
О возможности введения ограничений на въезд в крупные города для автомобилей, не соответствующих последним экологическим стандартам, в августе 2017 года говорил Николай Асаул, занимавший тогда должность замминистра транспорта. «Идея состоит в том, чтобы постепенно повышать экологический класс, то есть не вообще запрещать двигатели внутреннего сгорания, а, например, начать с запрета Евро-3», — объяснил он тогда.
Влияние на экологию
Инициативу СПЧ поддерживают в «Гринпис России» (экологическую комиссию в СПЧ возглавляет Сергей Цыпленков, исполнительный директор отделения «Гринпис России»). Эксперт организации Василий Яблоков указал на исследование от 2017 года, согласно которому меры по ограничению транспорта с грязным выхлопом могут привести к снижению концентрации диоксида углерода и диоксида азота в воздухе на 22–27%. Яблоков назвал ограничение неэкологичного транспорта «самой значимой мерой» по очищению воздуха в области транспорта. «Мы направляли этот сценарий в мэрию и участвовали в составлении запросов по теме в СПЧ», — пояснил эксперт.
Поправки в ПДД, позволяющие ограничить в отдельные городские зоны въезд машин с двигателями классов Евро-0, Евро-1 и Евро-2, вступили в силу еще летом 2018 года. Среди прочего был введен новый дорожный знак «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств». Яблоков утверждает, что в ответ на запрос «Гринпис» в 77 городских администраций 15 из них пообещали установить подобные знаки после введения соответствующих ГОСТов.
Эколог надеется, что ограничения для автомобилей с грязным выхлопом в Москве станут примером распространения практики в регионах. «Ну и, конечно же, надо не забывать про меры — это развитие общественного транспорта, это развитие велоинфраструктуры, это развитие пешеходной инфраструктуры. Собственно, Москва также в некоторых моментах использует лучшие практики — реконструирует улицы, делает их более удобными. Но то, что, например, касается велоинфраструктуры, Москва могла бы быть более сложной. И у Москвы есть план прекрасный по развитию инфраструктуры, но пока что и этого не делают», — сказал Яблоков.
В «Гринпис» ссылаются на западный опыт. Во многих европейских столицах, чтобы снизить выбросы углекислого газа, практикуются меры вплоть до запрета машин с определенным типом двигателя или года выпуска или запрета передвижения на них на авто в определенное время суток или дни недели. Например, в Лондоне, указывает Яблоков, чем ближе к центру города, тем жестче ограничения и дороже въезд для авто с низким экологическим классом двигателя. Подобные меры значительно снизили выбросы парникового газа в столице Великобритании, отмечает эколог. Людей, которые дышат грязным воздухом, намного больше, нежели тех, кому необходим автомобиль, подчеркнул эксперт «Гринпис».
«Антисоциальная» мера
Ограничения для автомобилей с низким экологическим классом двигателей ударят по более бедным потребителям, в частности пожилым автовладельцам, заявил РБК директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин. Он назвал меру «антисоциальной» и выразил удивление в связи с тем, что за подобный запрет ратует СПЧ.
Дорожная инфраструктура в Москве позволит легко и недорого администрировать подобные ограничения — в столице тысячи камер, а экологичность авто можно проверить по базам зарегистрированных автомобилей, утверждает Блинкин.
«Оборудование на балансе Центра организации дорожного движения (ЦОДД) позволяет администрировать любое экологическое ограничение. Можно, например, по базам разослать предупреждение о запрете ездить по городу автомобилям определенных годов выпуска. Вся проблема не в том, во сколько обойдется администрирование, а в том, как отреагирует самая скромная часть московских автовладельцев. Это очень странная позиция СПЧ — они наносят удары по бедным владельцам автомобилей», — говорит Блинкин.
Он добавил, что мэрия многое сделала в плане развития экологического общественного транспорта в Москве — закупаемый по линии бюджета города транспорт относится к высшим экологическим классам и соответствует международным стандартам. «В этом плане Москва делает максимум. В столице 5 млн автомобилей, около 30% из них относятся к низшим экологическим классам. Все упирается в то, что владельцами транспорта низших экологических классов являются пенсионеры и люди не самые благополучные. С одной стороны, тут вопрос экологии, с другой — прямые интересы человека, которому нужна машина для, например, поездки в магазин. Это абсолютно небезобидный вопрос».
Как ограничения скажутся на авторынке
Чисто теоретически может произойти дальнейшее сокращение рынка подержанных автомобилей и рост рынка новых, сказал РБК директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.
За прошлый год объем рынка подержанных авто в Москве в среднем сократился на 3%, в январе—ноябре, по официальным данным, их было куплено 262,3 тыс. В то же время рынок новых автомобилей вырос по отношению к 2017 году на 12,1% — в Москве их было куплено 238,8 тыс. Требования к экологическим стандартам двигателей провоцируют дальнейший рост рынка новых легковых машин, а на рынке подержанных машин вырастет популярность более молодых автомобилей четырех-пятилетней давности, считает эксперт.
Новые требования затронут вторичный рынок авто, полагают автодилеры.
В пресс-службе автомобильной группы «Авилон» отметили, что введение в Москве зон, куда нельзя будет въезжать автомобилям низших экоклассов, никак не отразится на ценах на автомобили и условиях трейдинга. «Подержанные автомобили быстро уйдут в регионы. Москва незначительную долю в этом сегменте занимает. Возможно незначительное снижение цен в Москве в пределах 5–7% в краткосрочной перспективе сразу после внедрения [ограничительных мер]», — заявил РБК представитель группы.
Разбираемся с плюсами и минусами покупки автомобиля из Армении
Последние пару лет все чаще на наших дорогах встречаются автомобили с армянскими номерами, особенно в южных регионах, и это наталкивает на мысль о масштабной миграции к нам жителей сей республики.
На самом же деле, напротив: это наши соотечественники стали чаще наведываться к подножию Арарата — не только ради тамошних восхитительных пейзажей, коньяка или гастрономических радостей, но и с целью приобретения подержанных иномарок.
И понять их можно. Во-первых, это выгодно. Все дело в таможенных пошлинах: несмотря на вхождение Армении в Евразийский экономический союз, у этой страны пока остались отличия от российской таможенной системы с запредельными платежами, особенно на «непроходные» по нашему законодательству экземпляры старше пяти лет. Например, растаможка десяти-двенадцатилетнего хита армянских продаж, минивэна Toyota Alphard из Японии с мотором 2.4, обойдется в $1300, а у нас — более чем в $14000. Разница на порядок! Правда, с праворульными автомобилями есть нюанс: с весны 2018 года их ввоз в Армению запрещен — и найти можно только растаможенные ранее экземпляры. Зато по сей день без проблем можно разжиться другим эксклюзивом — от леворульных Porsche, BMW и Мерседесов из Японии с малыми пробегами и в поразительном для своего возраста состоянии до американских масл-каров. Причем на выходе, к примеру, семилетний Chevrolet Camaro SS с мотором 6.2 будет дешевле, чем одна только его растаможка в России!
Та же тенденция и с экономией на расходах при дальнейшем содержании. Полис ОСАГО обойдется в те же деньги, что и автомобиль с российским учетом. А вот если ежегодный налог, скажем, на тот же Chevrolet Camaro SS в Москве составит около 64 тысяч рублей, то в Ереване — вдвое меньше. И если у нас налог не зависит от возраста автомобиля, то в Армении чем старше машина, тем он меньше (после пяти и до десяти лет снижается на 10% ежегодно).
Еще один нюанс — армянские номера (как и любые иностранные) «невидимки» для камер на все и вся, которые плодятся у нас как грибы после дождя. По крайней мере, пока нет единой базы. И заплатить за парковку в Москве машины с армянскими номерами не получится.
А во-вторых, Армения — единственный член ЕАЭС (куда также входят Белоруссия, Казахстан и Киргизия), законодательство которого совершенно официально дает возможность гражданину России стать полноправным владельцем автомобиля и поставить его на учет на себя. С армянскими номерами. Поначалу без растаможки можно было ввезти в Россию и без каких-либо ограничений передвигаться только на машинах, изначально попавших в Армению до октября 2014 года (именно тогда был подписан договор о присоединении страны к ЕАЭС). Иначе при пересечении российской границы надо было оформлять временный въезд — как, например, сейчас для машин из Абхазии. Однако осенью 2017 года и это ограничение сняли. Тогда, после вступления в силу изменений в постановление «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», автомобили, зарегистрированные в странах — членах ЕАЭС, получили право находиться на территории России без регистрации сколько угодно. И стало возможным покупать автомобиль, ввезенный в Армению и растаможенный хоть год, хоть двадцать лет назад.
Ввоз и вывоз автомобилей и комплектующих
Транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через границу любым способом, подлежат таможенному декларированию в письменной форме*.
* За исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств — членов Таможенного Союза, временно вывозимых с таможенной территории Таможенного Союза и обратно ввозимых на такую территорию.
Под транспортными средствами для личного пользования подразумеваются:
- Легковые автомобили и прочие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей
- Квадроциклы, снегоходы и иные легковые транспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования
- Мотоциклы, мопеды, мотороллеры
- Моторные транспортные средства для перевозки не более 12 человек, включая водителя, и/или для перевозки грузов с полной массой до 5 тонн.
К товарам для личного пользования не относятся:
- Тракторы, моторные транспортные средства специального и промышленного назначения
- Прицепы для перевозки автомобилей
- Двигатели внутреннего сгорания (за исключением двигателей для водных судов)
Правила вывоза автомобилей и комплектующих
Автомобили, относящиеся к категории товаров для личного пользования и вывозимые любым способом за пределы таможенной территории Таможенного Союза, освобождаются от уплаты таможенных платежей. При этом с таких транспортных средств могут взыматься таможенные пошлины/налоги согласно законодательству государства, в которое ввозится транспортное средство.
При временном вывозе допускаются техническое обслуживание и ремонт транспортных средств для личного пользования, потребовавшихся при их нахождении за пределами таможенной территории Таможенного Союза.
Правила ввоза автомобилей и комплектующих
Уплата таможенных пошлин/налогов
С момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска транспортного средства в свободное обращение, у декларанта возникает обязанность по уплате таможенных платежей. Оплатить их нужно до выпуска транспортного средства в свободное обращение. Ввозные таможенные пошлины, налоги исчисляются по ставкам, установленным Единым таможенным тарифом Таможенного Союза .
Транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом через таможенную границу, с освобождением от уплаты таможенных платежей:
- Транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории государства — члена Таможенного Союза, временно вывозимые за пределы Таможенного Союза и обратно ввозимые на таможенную территорию Таможенного Союза любым способом
- Транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию Таможенного Союза иностранными физлицами любым способом на срок не более одного года
- Транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые физлицами государств — членов Таможенного Союза любым способом на срок не более шести месяцев
До истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза транспортные средства для личного пользования могут быть заявлены для выпуска в свободное обращение. При этом необходимо будет задекларировать транспортное средство, а также уплатить таможенные пошлины/налоги по ставкам, предусмотренным для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение.
- Не более одного автомобиля и прицепа, находящихся в собственности физических лиц, признанных беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающих (переселяющихся) в государство — член Таможенного Союза на постоянное место жительства.
Главное условие — ввоз таких транспортных средств на таможенную территорию Таможенного Союза из страны предыдущего проживания должен осуществляться не позднее18-ти месяцев с даты прибытия на ПМЖ в государство — член Таможенного Союза. Такие автомобиль и прицеп должны находиться в собственности у указанных лиц и быть зарегистрированы на них в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия на новое ПМЖ)
- Не более одного автомобиля и прицепа, полученные физлицом – гражданином Таможенного Союза в наследство за пределами таможенной территории Таможенного Союза.
Запасные части, необходимые для ремонта временно ввезенных физическими лицами на таможенную территорию Таможенного Союза транспортных средств, могут временно ввозиться с освобождением от уплаты таможенных пошлин/налогов на срок, не превышающий срока временного ввоза таких транспортных средств (6-12 месяцев).
Топливо, находящееся в баках, предусмотренных конструкцией транспортных средств для личного пользования, может ввозиться (или вывозиться) физическими лицами на таможенную территорию (с таможенной территории) Таможенного Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Ограничения по использованию транспортных средств для личного пользования
Транспортные средства для личного пользования могут использоваться на таможенной территории Таможенного Союза физическими лицами, осуществившими их ввоз. Передача прав пользования и/или распоряжения иным лицам допускается только:
- при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, предусмотренным для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение. Выпуск таких транспортных средств в свободное обращение осуществляется в том таможенном органе, в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо, которому передаются права пользования и/или распоряжения
- для вывоза транспортных средств с разрешения таможенного органа в случае, если такой вывоз не может быть осуществлен декларантом по причине смерти, тяжелой болезни физического лица, осуществившего ввоз, или иной объективной причине
Ввоз автозапчастей
Ввоз автозапчастей (комплектующих) ничем существенно не отличается от ввоза других товаров для личного пользования – без уплаты таможенных платежей на таможенную территорию Таможенного Союза можно ввезти товары общим весом до 50 килограммов. Но есть и исключения:
- Ввоз б/у шин в РФ запрещен. Что касается новых, то раз в год можно провозить через таможенную границу Таможенного Союза один комплект летней или зимней резины. При этом необходимо подтвердить наличие автомобиля у физлица, декларирующего шины.
- Физлицам запрещено ввозить в РФ бензиновые двигатели, а вот дизельные — можно.
Оформление паспорта транспортного средства
Выдача таможенными органами Российской Федерации паспортов транспортных средств (ПТС) является дополнительной функцией, возложенной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте.
Таможенными органами ПТС выдаются на все транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации как из иностранных государств (не являющихся государствами-членами Таможенного союза), так и из Республики Беларусь или Республики Казахстан.
Таможенные органы при выдаче ПТС осуществляют контроль соответствия экологического класса транспортных средств на основании информации, представленной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), а в случае ее отсутствия рекомендуют заинтересованным лицам подтверждать экологический класс автотранспортных средств сертификатами соответствия, выдаваемыми органами по сертификации, аккредитованными Ростехрегулированием.
В соответствии с требованиями специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» , с 1 января 2010 года введен в действие технический норматив выбросов в отношении автомобильной техники, соответствующий экологическому классу 4.
В соответствии с пунктом 70 Положения в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента, ПТС не выдается.
Соответствие экологического класса транспортного средства производится на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия или «Одобрениях типа транспортного средства» или «Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям», которые размещены на сайтах ФТС России в разделе «Информация для участников ВЭД» и Ростехрегулирования в разделе «Технические регламенты».
Обязательное страхование
С 1 января 2009 года таможенные органы осуществляют контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию своей гражданской ответственности при въезде транспортных средств в Российскую Федерацию, а также при выезде транспортных средств из Российской Федерации в другие государства, в которых применяются международные системы страхования ( пункт 1 статьи 32 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» ).
Принимая во внимание, что в настоящее время законодательством Российской Федерации не установлен запрет на въезд (выезд) на территорию (с территории) РФ транспортных средств, владельцы которых не исполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, таможенные органы не наделены полномочиями запрещать въезд или выезд таких транспортных средств.
В случае непредставления соответствующих документов (страхового сертификата «Зеленая карта» или страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства) либо несоответствия действительности информации, в них указанной, такие транспортные средства пропускаются на территорию Российской Федерации. Их владельцам рекомендуется приобрести необходимые документы в страховых организациях, которые вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности в соответствии с выданным разрешением (лицензией).
Кабмин разрешил полиции штрафовать евробляхи на месте остановки – депутат
28 октября Кабинет министров согласовал проект постановления, что позволяет привлекать к ответственности владельцев авто на европейской регистрации. Об этом в Facebook сообщил один из инициаторов законопроекта о снижении акциза на ввоз автомобилей, народный депутат от Слуги народа Евгений Брагар.
Он отметил, что в декабре 2019 года был подписан меморандум между Авто Евро Силой и министром МВД о не привлечении к ответственности владельцев автомобилей на европейской регистрации до принятия Закона о доступной растаможке.
Подписывайтесь на LIGA.Бизнес в Facebook: главные бизнес новости
«Из всего выше указанного следует, что министр внутренних дел Арсен Аваков нагло нарушил данное народу обещание не штрафовать евробляхеров до принятия Закона о доступной растаможке», – пишет Брагар.
Он также отметил, что в Верховной Раде зарегистрирован ряд законопроектов, «которые позволили бы людям беспрепятственно и доступно растаможить свои авто».
Как пишет Дорожний адвокат, правительство приняло решение дополнить пункт 4 Положения о Национальной полиции подпунктами 18-1 и 18-2, согласно которым полиция обнаруживает транспортные средства, временно ввезенные на таможенную территорию страны более чем на 30 суток и не зарегистрированы в установленные законодательством сроки, а также принимает меры для выявления неправомерного управления транспортными средствами в отношении которых возбуждено ограничения, установленные Таможенным кодексом.
При этом, Кодексом об административных правонарушениях полиции предоставлено право штрафовать водителей за управление автомобилем в иностранной регистрации, который своевременно не покинули пределы Украины, и за управление автомобилем с иностранными номерными знаками другим лицом, чем то, которая ввезло автомобиль на территорию Украины.
Штраф составляет 8500 грн и выносится полицейским на месте совершения правонарушения (ч.8 ст.121 КУоАП). На первый раз автомобиль не изымается.
Если нарушение совершено этим же водителем повторно в течение года, то штраф составляет уже 17 000 грн. Одновременно водитель лишается права управления сроком на 1 год и с платным изъятием авто или без такового (ч.8 ст.121 КУоАП). По этой норме штрафы накладывает суд на основании протокола, составленного полицейским на месте остановки. До решения дела в суде автомобиль задерживается на штраф площадку.
Штрафы действуют и полиция при обнаружении нарушения обязана их применять.
- В конце 2019 года владельцам «евроблях» пообещали очередные льготы.В апреле 2020 года в парламенте был зарегистрирован законопроект №3389, предусматривающий снижение акцизов на ввоз «евроблях», однако этот документ пока не рассмотрен Радой.
- В начале октября 2020 года в ожидании доступной растаможки владельцы авто на еврономерах массово начали получать штрафы по 170 000 грн.
Подписывайтесь на LIGA.Бизнес в Telegram: только важное