Какой штраф за езду по обочине
Что будет за езду по обочине?
Сегодня во всех крупных мегаполисах заторы и пробки на улицах стали привычным явлением. Они съедают уйму рабочего и личного времени. Большинство водителей смирились с этой проблемой и терпеливо убивают на них драгоценное время. Но всегда среди них найдутся спешащие автолюбители, которые пытаются объехать колонну машин по обочине. Можно ли так делать и что будет за такой манёвр, если остановит инспектор ГИБДД?
Штрафы за езду по обочине
Под обочиной водителями обычно понимается прилегающие к дороге по бокам участки, не имеющие специального покрытия. Правила дорожного движения дают своё определение обочины:
ПДД п.1.2:
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
По ПДД разрешается останавливаться на обочине, не нарушая правил и съехав с крайней полосы движения дороги. Стоящей на обочине машине также разрешается заехать на проезжую полосу для того, чтобы вписаться в общий поток движущегося по дороге транспорта.
Однако Правила запрещают осуществлять движение по обочине вдоль дороги (п. 9.9 ПДД). Нарушение этого запрета карается в 2018 году штрафом за езду или обгон по обочине в размере 1,5 тыс. рублей на основании ст. 12.15 ч.1 КоАП.
Статья 12.15 ч.1. КоАП РФ:
1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
Поэтому часто, когда инспекторы ГИБДД предъявляют претензии по этому нарушению, автолюбители пытаются доказать им, что они только съезжали для совершения остановки или выезжали с обочины на полосу движения.
Движение по обочине согласно ПДД
Автомобилист имеет право выезжать на обочину только для совершения остановки и стоянки с правой стороны дороги.
Это регламентируется пунктом 12.1 ПДД:
12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.
Этот же пункт ПДД разрешает остановку на левой обочине в случае:
- На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине
- и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).
В случае остановки или стоянки на обочине не предусмотренных ПДД не забудьте включить аварийную сигнализацию.
Разрешено перемещение по обочине автомобилям коммунальных и дорожных служб, а также грузовым авто для подвозки грузов к месту доставки.
Имеется разрешение для движения по обочине и у водителей велосипедов и мопедов, согласно пункту 24 ПДД, а также у гужевого транспорта и вьючных животных, согласно пункту 25 ПДД.
Для всех остальных транспортных средств езда правой обочине, объезд пробки, обгон — это все безусловное нарушение ПДД, которое наказывается административным штрафом при фиксации нарушения инспектором ГИБДД или камерой автоматической фиксации.
Выезд на встречную обочину с левой стороны
Выезд на встречную обочину слева безрассудный водитель чаще всего совершает с целью обгона или объезда пробки/затора на дороге. С точки зрения ПДД — это более серьезное правонарушение, так как нарушается сразу несколько правил дорожного движения. Самым серьезным нарушением в таком случае может быть выезд на встречную полосу движения, что чревато лишением водительских прав на 4-6 месяцев или административным штрафом в 5000 рублей. Следует помнить, что объезд пробки или затора на дороге не считается в ПДД объездом препятствия, за который полагается штраф в 1500 рублей.
Когда можно получить штраф
Это нарушение является самым противоречивым с точки зрения толкования закона, так как законодателями не до конца продуманы все технические вопросы его определения. Например, по Правилам допускается парковка автомашины на обочине, если она не мешает пешеходному движению. Для выполнения этого манёвра водитель вынужден совершать движение по обочине.При выезде со стоянки на обочину бдительный инспектор ГИБДД, озабоченный выполнением плана по выявлению нарушений, может остановить машину и предъявить претензии по поводу езды по обочине. Доказать свою правоту водителю в данном случае будет непросто. В своё время инициаторами данного нововведения о запрете движения по обочине были общественные организации, которые радели за интересы и безопасность пешеходов.
В результате нечёткого решения вопроса законодателями сильно пострадали водители, которые рискуют поплатиться дополнительным штрафом за езду по обочине, даже в тех безобидных случаях, когда они решают припарковаться на ней на вполне законных основаниях. В зависимости от настойчивости и прихоти инспектора ГИБДД водитель может спокойно потерять не лишние для него 1500 рублей.
Для справедливости нужно отметить, что большинство полицейских с пониманием относятся к данной проблеме и не применяют штрафные санкции, если движение производится с целью совершения разрешённой остановки и стоянки, а также при выезде с места стоянки на проезжую часть. Однако, в случае использования обочины для обгона потока машин или совершения неправомерной стоянки, инспекторы ГИБДД без всяких раздумий применяют своё законное право.
Езда по обочине не разрешена — каков размер штрафа?
Пробки на дорогах – явление частое, особенно в крупных городах. Стояние в них может длиться часы. И если большинство водителей со временем привыкают терпеть или используют другие способы пути до места назначения (метро, велосипед, пешеходная прогулка), то некоторые пытаются пробку обойти по обочине.
Какие это вызывает проблемы и существует ли штраф за езду по обочине?
Проблемная ситуация
Подобными маневрами автомобилисты пытаются хоть немного продвинуться вперед. Но в итоге такие действия нетерпеливых водителей приводят к серьезным проблемам в автотранспортном движении.
- Во-первых, проезжающие по обочине машины поднимают столб пыли, и этой пылью дышат водители транспортных средств. Кроме того, пыль попадает и в сами автомобили.
- Во-вторых, после маневра по обочине нетерпеливые водители вновь пытаются вернуться на дорогу и встроиться в ряд, тем самым создавая сложности в движении и еще увеличивая пробку.
- В-третьих, облако пыли ухудшает видимость.
- В-четвертых, появляется опасность для пешеходов, движущихся по окраине трассы.
Разрешена ли езда по обочине? По закону, обочина предназначена исключительно для движения по ней велосипедистов, перемещения пешеходов и так далее. Стало быть, обгоны потока автомобилей сбоку от дороги являются нарушением правил дорожного движения. За такие действия предусмотрен штраф. Автомобиль может выехать на обочину только с целью остановки.
Какое наказание
Согласно информации, указанной в Правилах дорожного движения, «обочина» — это элемент дороги, который располагается сбоку от проезжей части и обозначен разметкой (либо имеет отличие по покрытию). Штраф за проезд и обгон по этой части трассы регулирует статья 12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а в частности первая ее часть.
Штрафы за езду по обочине
Размер штрафа за этот вид административного правонарушения увеличивался не раз. Несколько лет назад он составлял 500 рублей, потом 1000, потом 1500. Но этот штраф мало пугает нетерпеливых водителей. Сумма небольшая, поэтому многие из водителей не обращают на нее внимание и пробуют обойти транспортный поток.
Штраф за обочину в 2020, так же, как и в прошлом, составляет 1500 рублей. Для многих водителей сумма небольшая, поэтому эффективность такого наказания невысока. По этой причине некоторые активисты различными путями (в частности, через сервис «Российская общественная инициатива») добиваются увеличения суммы штрафа в несколько раз. Это может помочь решить проблему с обгонами транспортных пробок по обочине и негативными последствиями от таковых обгонов.
Но повышение штрафов приведет к реальному результату только тогда, когда водители будут осознавать необратимость наказания. Для этого по всей стране активно вводятся центры фотовидеофиксации правонарушений на дороге. С помощью таких центров контролируется не только скорость автомобилей, но и езда по обочине.
Видео: О езде по обочине на Первом канале
Езда по встречной обочине
Отдельным правонарушением является обгон транспортного потока по обочине встречной полосы. В этом случае штраф будет гораздо серьезнее, ведь речь идет одновременно о нескольких совершенных правонарушениях: и езда по обочине, и движение по встречной полосе. Такие действия наказываются штрафом, который в несколько раз выше, чем штраф за обычный обгон по обочине. К тому же, за езду по встречной обочине органы ГИБДД могут отобрать водительские права на 4-6 месяцев.
Итак, обгон пробки по обочине является административным правонарушением, которое карается штрафом. Поэтому водителю не стоит прибегать к такому маневру. Это может повредить и себе самому, и окружающим автомобилистам.
Штраф за езду по обочине в 2021 году
Добрый день, уважаемый читатель.
Движение по обочине — одно из самых распространенных нарушений, с которым приходится сталкиваться автомобилистам.
В этой статье будут рассмотрены правила движения по обочине, а также штрафы, которые могут быть наложены за нарушение этих правил:
Что такое обочина?
Понятие обочина рассмотрено в пункте 1.2 правил дорожного движения:
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
Возможны 2 варианта организации обочины:
- Без разметки. В этом случае обочина отличается типом покрытия (например, она отсыпана щебнем).
- С разметкой. В этом случае покрытие не имеет значения, то есть обочина может быть и асфальтированной, и отсыпанной щебнем, и грунтовой.
Два варианта обочины приведены на следующем рисунке:
Также нужно помнить и о том, что обочина входит в состав дороги:
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Кто может двигаться по обочине?
Рассмотрим пункты правил дорожного движения, разрешающие движение по обочине.
Пешеходы
4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.
Пешеходы могут двигаться по обочине, если на дороге нет тротуара, пешеходной или велопешеходной дорожки.
Велосипедисты
24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
.
по обочине — в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
Велосипедисты могут ездить по обочине только в случае отсутствия на дороге велоспедной или велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов, либо в случае невозможности двигаться по ним и по краю проезжей части.
Водители мопедов
24.7. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Водители мопедов могут ездить по обочине независимо от наличия других элементов дороги, однако они не должны создавать помех пешеходам.
Гужевые повозки
25.2. Гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Гужевые повозки и животные имеют право двигаться по обочинам не создавая помех пешеходам.
В каком направлении двигаться по обочине?
Что касается направления движения указанных выше участников движения, то в отличие от движения по проезжей части, оно четко не определено. То есть по обочине можно двигаться в любом направлении, правила не разделяют обочины на встречную и попутную.
Разрешен ли выезд автомобилей на обочину?
В первую очередь обратимся к пункту 9.9 ПДД:
9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.
Итак, из этого пункта можно сделать следующие выводы:
- В большинстве случаев движение автомобилей по обочинам запрещено.
- Есть несколько исключений, рассмотренных в других пунктах правил. Часть этих пунктов приведена в этой статье ранее (для велосипедистов, мопедов и гужевого транспорта), часть будет рассмотрена ниже.
- По обочинам могут ездить транспортные средства коммунальных служб и дорожно-эксплуатационных служб, т.е. автомобили, занимающиеся обслуживанием и уборкой дорог.
- По обочинам могут ездить автомобили, подвозящие грузы к объектам, расположенным непосредственно у обочин.
Что касается обычных легковых автомобилей, то в большинстве случаев они не попадают в приведенный выше список, то есть ездить по обочинам не могут.
Выезд на обочину для остановки
Рассмотрим пункт 12.1 ПДД:
12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.
Автомобиль может выехать на обочину для остановки. При этом он может пересечь сплошную линию разметки, которая отделяет обочину:
1.2 — обозначает край проезжей части;
Линию 1.2 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка.
То есть остановиться можно как на обочине без разметки, так и на обочине с разметкой:
Выезд на обочину при развороте
Рассмотрим пункт 8.8 ПДД:
Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.
Итак, при развороте вне перекрестка водитель может начать маневр с обочины, если ширины проезжей части ему не хватает:
Обратите внимание на тот факт, что правила не разрешают при развороте пересечь сплошную разметку, отделяющую обочину. То есть если обочина выделена только конструктивно (другим покрытием), то начать разворот с нее можно. Если же она отделена разметкой, то выехать на нее при начале разворота нельзя.
Штраф за выезд на обочину в 2020 и 2021 году
Наказание за движение по обочине предусмотрено частью 1 статьи 12.15 КоАП:
1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
То есть за езду по обочине водитель получит штраф 1 500 рублей. При этом штраф может быть зафиксирован как сотрудниками ГИБДД, так и автоматическими камерами.
Размер штрафа не зависит от того, в каком регионе совершено нарушение. То есть и выезд водителя на обочину на МКАД в Москве и выезд на грунтовую обочину в далекой деревне повлечет один и тот же штраф — 1 500 рублей.
Указанный штраф можно оплатить со скидкой 50%:
В заключение хочу отметить, что движение автомобиля по обочине при объезде пробки является довольно опасным маневром и несет опасность для других участников дорожного движения (велосипедистов, водителей мопедов, пешеходов). И если водитель допустит наезд, то его ждет куда более суровое наказание за причинение вреда здоровью (до 15 лет лишения свободы). Так что не стоит ездить по обочинам.
Езда по обочине: плевки против ветра
На своей волне
Выходной день, загородное шоссе. Поток плотный, медленный, но пробки пока нет. Однако то и дело по обочине пролетают торопыги, которых не устраивает скорость движения остальных. Есть же еще одна полоса асфальта, пусть и отделенная сплошной линией! Такая же широкая, как и прочие, или даже шире! Почему бы не ехать? Штраф? Пустяки, на этой дороге гаишников отродясь не было… И вон уже впереди кто-то едет по обочине! Ему можно, а мне нельзя?!
Вот на перекрестке все-таки стоит экипаж ДПС. Страшась наказания, обочечники встраиваются в тот же поток. Или вместо гаишников стоит сломанный КАМАЗ… Да просто ремонт дороги. Рано или поздно обочечникам приходится вклиниваться в поток, тормозя или выжимая тех, кто не нарушал. Их, конечно, пускают: дай дорогу дураку. Дурак отнял всего лишь несколько секунд (да, и лишь у нескольких тысяч людей, оказавшихся за ним).
Проходит час-другой, машин прибавляется, возникает настоящая пробка. На обочине уже не просто отдельные нарушители правил. Таких целый ряд или два. Самые наглые едут даже не по асфальту, скачут по грунту правее. Попытаешься там остановиться — будут сигналить и материться. Им мешают ехать. Спросишь, почему они считают, что можно нарушать — в лучшем случае получишь оправдание, что спешат в аэропорт на роды троюродной смертельно больной кошки. Те, кто понаглее, попытаются доказать свое право нарушать кулаками. Иных не остужает даже присутствие сотрудников полиции — напротив, в приступе неимоверной «крутизны» и их будут «строить»: «Да ты знаешь, кто я такой?!» Знаю. Хам.
Неотвратимость наказания
Все это — из собственного опыта. Обратите внимание на дату публикации репортажа — осень 2015 года, то есть минул почти год. Что-нибудь изменилось? Кажется, ничего. Мы по-прежнему ломаем копья на тему обочечников и радуемся, когда торжествует справедливость, высчитываем, сколько времени обочечники отнимают у нормальных людей (те, кто находятся в конце пробки, теряют не секунды или минуты, а часы), придумываем, как в принципе избавиться от такого явления. И какие решения! Бетонные полусферы через несколько метров, поперечные рвы, шипы под колеса и прочее! А ведь все уже придумано и действует вполне эффективно.
Камеры и штрафы. Возможно, у нас действительно не хватает сотрудников ДПС, чтобы расставить их на всех проблемных участках и штрафовать «за обочину» всех подряд, а не только самых невезучих. Но зато российские дороги усеивают камерами, фиксирующими нарушение ПДД. По секрету скажем, что они могут следить не только за скоростью движения, но и рядностью, а также езде по обочине. Размер выписываемого штрафа, напомним, 1500 рублей. И в эффективности действия такого инструмента борьбы с нарушителями сомневаться не приходится.
Такие камеры уже давно работают на МКАДе. И вот комментарий нашего непредставившегося читателя, признавшегося, что он обочечник: «Вчера оплатил два штрафа в общей сложности на 3000 рублей за обочину на МКАДе. Попал под камеры. Не знал, что такие теперь есть. Вероятность того, что снова полезу на обочину, уменьшилась, думаю, раза в три».
Камеры, фиксирующие движение по обочине, полностью исправили и одного из моих знакомых. Раньше ему не помогали ни уговоры, ни призывы к совести. А когда посыпались штрафы по полторы тысячи — сразу опомнился. Есть и другие примеры, доказывающие эффективность такого способа борьбы с нарушениями. Знаете только, что плохо? Отсутствие повышающего коэффициента за повторное нарушение статьи 12.15 ч. 1 КоАП РФ. С ним бы рецидивистов стало в разы меньше.
Мы уже проводили опрос на тему, что побуждает водителей ездить по обочинам. По мнению большинства респондентов, это элементарное отсутствие культуры. На втором месте — индивидуальные свойства характера (неусидчивость, желание быть первым), и только на третьем — незначительные штрафы. А мы бы поставили на первое место отсутствие страха из-за высокой вероятности избежать расплаты. Дорога — не очередь в магазине, где без последствий мимо всех не проскочишь. А здесь — получается. И безнаказанность таких действий — большая проблема, которую нужно решать как можно скорее .
Вспомните, как российских водителей приучили пользоваться ремнем безопасности. Штрафовали всех без исключения — и теперь те, кто ездит без ремня, остались в меньшинстве. А ведь ремни не влияют непосредственно на безопасность окружающих, в отличие от езды по обочинам. Если непонятно, о чем речь, зайдите в Youtube, введите в поисковой строке слово «обочина» и посмотрите, как бьются сами обочечники и их соседи-водители, как давят пешеходов. Смешного мало.
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС и «За рулем»
Езда по обочине запрещена — какой штраф придется заплатить?
Езда по обочине запрещена правилами дорожного движения. Несмотря на этот запрет, такие маневры довольно часто совершаются водителями. Самая распространенная причина их совершения – желание скорее преодолеть «затор» из автомобилей. Подобные действия трактуются как административное нарушение и влекут за собой наложение штрафных санкций.
Определение термина — обочина
В п. 1.2 ПДД имеется расшифровка понятия «обочина». Согласно этому нормативному акту «Обочина – это участок дороги, смежный с проезжей частью. Он отделяется от зоны для передвижения автотранспорта иным составом полотна или разделительной разметкой 1.2.1 или 1.2.2.»
П. 1.2 ПДД указывает на следующие функции обочины дороги:
Перемещение велосипедистов и пешеходов;
Стоянка или остановка автомобилей, если это не противоречит дорожным знакам;
Повышение устойчивости асфальтового покрытия.
Разрешено использовать обочину дороги для передвижения на автомобиле при форс-мажорных обстоятельствах. Например, для предотвращения столкновения с другим авто.
ПДД п. 12.1 не запрещает водителям автомобилей съезжать на обочину для остановки и выезжать с нее для продолжения движения. На дорогах с 2-мя и более полосами для движения остановка или стоянка разрешена только на обочинах попутного направления. На автодорогах, движение по которым разрешено только в одну сторону, а также имеющих 2 полосы без трамвайной линии между ними, разрешен съезд на любую сторону дороги. П. 9.9 ПДД не допускает передвижения по обочине.
Нередко водители в целях сокращения времени нахождения в автомобильном заторе совершают объезд «пробки» именно по обочине. Такой маневр еще больше усугубляет ситуацию, так как после завершения обгона автомобилист при перестройке на свою полосу создает помехи для движения, чем еще больше увеличивает «затор». Также такие маневры несут потенциальную опасность для пешеходов, велосипедистов и водителей мопедов.
Какие могут быть штрафы
Согласно п. 12.15.1 КоАП РФ, сумма штрафа за езду по обочине составляет 1500 рублей. Взыскание накладывается сотрудником ГИБДД. Также данное правонарушение может быть зафиксировано автоматическими устройствами фото и видео слежения (ФВФ).
Согласно ст. 32.2 п. 1.3 КоАП РФ, штраф за выезд на обочину можно оплатить со скидкой 50%. Для ее получения необходимо оплатить задолженность в течение 20-ти суток с момента его назначения.
Штраф за выезд на встречную обочину
Езда по встречной обочине наказывается строже. Подобное правонарушение приравнивается к движению по встречной полосе. Согласно ст. 12.15.4 КоАП РФ за данное действие предусмотрен штраф до 5000 рублей или лишение ВУ до полугода.
Повторное совершение нарушения, согласно ст. 12.15.5 КоАП РФ, грозит водителю:
При остановке инспектором ГАИ – лишением водительских прав на 1 год;
В случае фиксации науршения устройствами ФВФ – штраф 5000 рублей.
Движение по МКАД (для водителей Москвы)
На МКАД установлен знак 5.3. Границей между обочиной и проезжей частью на нем выступает разметка 1.2.1, запрещающая съезд на обочину. Невыполнение этого требования грозит назначением административного наказания в виде штрафа, размером 1500 рублей. Эта дорога оборудована более чем 100 автоматическими устройствами ФВФ, что значительно увеличивает число зафиксированных нарушений.
Исключением, дающим право остановиться на обочине такой дороги, является неожиданно возникшая неисправность, препятствующая дальнейшему передвижению. В таком случае водитель обязан включить аварийные сигналы и установить соответствующие указатели.
Кто может ездить по обочине
Обочина предназначается для движения пешеходов. Также ПДД РФ определяет тех, кому разрешен проезд по этой части дороги:
Автомобили дорожных и коммунальных организаций с установленными опознавательными сигналами;
Велосипедисты, возраст которых превысил 14 лет (п. 24.2 и п. 24.6 ПДД);
Мопеды и скутеры (п. 24.7 ПДД);
Машины, доставляющие груз к объектам, расположенным возле обочин, если не предусмотрено иных путей для подъезда;
Гужевой транспорт, верховые и вьючные животные (п. 25.2 ПДД).
Водители ТС, которым разрешена езда по обочине, должны совершать маневрирование, не создавая помех пешеходам.
Езда по обочине – маневр, представляющий опасность для всех участников дорожного движения и способный привести к необратимым последствиям. Выезд с асфальта на гравийное покрытие обочины нередко заканчивается серьезными ДТП. Для предупреждения нарушений Правительство ввело штрафные санкции за такую манеру езды и неоднократно увеличивало размер взысканий. Несмотря на это частота случаев выезда на обочину по-прежнему остается на высоком уровне.
Какой штраф за движение по тротуару, обочине, встречной обочине, за обгон. Советы юриста: можно избежать наказания?
И в зимнее, и в летнее время, в больших и маленьких городах, а также на загородных маршрутах можно встретить водителей, которые едут по обочинам. Причина у каждого своя. Кому-то нужно обогнать впереди едущее транспортное средство, а сделать это по правилам ездок почему-то не в состоянии. Другим кажется неприемлемым качество дорожного покрытия на проезжей части, и он сворачивает вправо. Третьи вообще выезжают на обочину полосы встречного движения.
Такое поведение на дороге всегда является сильным раздражающим фактором для тех, кто ездит по правилам даже в самых невыносимых дорожных условиях. И нас спрашивают, предусмотрено ли какое-либо наказание для таких водителей?
○ Наказание за движение по обочине.
Для обывателя обочина – это участок дороги слева или справа от проезжей части. В ПДД предлагается следующая формулировка:
- «Обочина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.»
В пределах больших городов и широких трасс обочину делают однородной с проезжей частью. Это необходимо для того, чтобы исключить попадание пыли, грязи, камней на части дороги, по которым передвигаются автомобили, чтобы не ухудшать качество их движения в случае экстренного торможения.
В этом случае, обочина определяется разметкой в виде сплошной полосы.
В иных случаях обочина может представлять собою травяной покров, грунт, песок и т.д. Она никогда не отделяется от собственно проезжей части бордюром, не бывает приподнята над нею или чересчур опущена.
Именно то, что обочина находится на одном уровне с полосой движения автомобиля и делает ее такой соблазнительной для движения.
Итак, обочина – место для остановки, и более никаких действий на ней не предусматривается.
Нарушение за движение по обочине квалифицируется ч.1 ст.12.15 КоАП РФ:
- «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.»
○ Штраф за обгон по обочине.
Иногда совершение правонарушения трактуется как обгон по обочине справа.
Понятие «обгон» часто оспаривается в апелляционных жалобах, мол, я не обгонял, я опережал.
Обгон связан с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения.
Опережение – это движение по своей полосе.
Но обочина не является полосой движения. Поэтому для нарушителей наказание будет являться справедливым.
○ Движение по встречной обочине.
Находятся водители, которые решаются на объезд впереди идущих транспортных средств или затора по противоположной обочине.
Разумному объяснению подобные действия не поддаются. Однако разработчики законов, видимо, сталкивались на дороге с таким необычным поведением, потому что наказание за него предусмотрено.
Чтобы попасть на обочину полосы движения в противоположном направлении, водитель пересекает полосу дороги, предназначенную для встречного движения. Следовательно, он нарушает ПДД, пункт 9.2:
- «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.»
Наказание за это является суровым, ведь и возможность трагического развития событий намного выше. Протокол будет составлен по следующим пунктам обвинения Ст.12.15 ч.3. :
- «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия — влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.»
○ Движение по тротуару.
Движение по тротуару – еще один аспект, который в больших, загруженных городах скоро станет нормой жизни. Некоторые водители не гнушаются еще и посигналить зазевавшемуся пешеходу, чтобы поторопить его или прогнать прочь.
Наказание предусмотрено и для них:
КоАП РФ, ст.12.15 ч. 2.:
- «Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения — влечет наложение административного штрафа в размере 2000 рублей.»
○ В каких случаях и кому движение разрешено.
По тротуарам разрешено движение лишь в исключительных случаях:
- Когда необходимо выгрузить или загрузить что-либо, и другие пути подъезда для совершения таких действий не предусмотрены.
- Когда водитель вынужден пересекать тротуар, чтобы проехать во двор дома, где живет сам или к месту парковки у магазина и т.п.
В ГИБДД дали четкие разъяснения, что наказание – для тех, кто выезжает на тротуар с целью объезда затора, пробки, обгона.
Когда можно ездить по обочине?
Правилами разрешено движение по обочине для автомобилей, осуществляющих погрузку или выгрузку, если иных подъездов к объекту работ не предусмотрено.
○ Советы юриста: как доказать невиновность?
Некоторые нарушители пытаются избежать штрафа или обжаловать штраф объяснением, что они просто пытались выбрать достойное место для остановки и задумались в процессе поиска – ведь останавливаться на обочине разрешено!
Это не может служить оправданием. Выбирать место для парковки нужно, находясь на проезжей части. Для предотвращения спорных ситуаций лучше включить аварийную сигнализацию во время остановки, правилами это допускается.
Следует сказать, что камера не расценивает парковку на тротуаре, ширина которого более шести метров, как нарушение.
Соблюдайте правила и не поддавайтесь на провокации недобросовестных сотрудников полиции.
Одно из самых частых нарушений ПДД – езда на обочине. Почему мы позволяем себе сознательно игнорировать ПДД?
Смотрите сюжет программы «За рулем»
Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ