Hino-avto.ru

официальный дилер Hino Motors
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как пользоваться нагрузочной вилкой для аккумулятора

Как пользоваться нагрузочной вилкой для аккумулятора? Когда хочется всему научиться

Скачать PDF

Чтобы оценить состояние электрооборудования автомобиля, нужно знать, как пользоваться нагрузочной вилкой для аккумулятора. Особенно такие умения необходимы сегодня, когда установка многочисленного дополнительного электронного оборудования, круглогодичные поездки с включенными фарами не позволяют аккумулятору получить полноценную зарядку от автомобильного генератора. К тому же в холодное время года ускоряется процесс его саморазряда. В таких условиях необходим периодический контроль его состояния.

Как пользоваться нагрузочной вилкой для аккумулятора, полезно будет узнать для всех водителей, которые предпочитают несложные операции по обслуживанию своей машины проводить самостоятельно. Своевременный заряд батареи стационарным зарядным устройством позволит продлить срок её службы. Такой измерительный прибор особых финансовых затрат не потребует, а пользу может принести большую.

Содержание

  • Зачем нужна проверка аккумулятора?
  • Что это такое?
  • Как проверяют АКБ?

Зачем нужна проверка аккумулятора?

Этот прибор является одним из основных в системе электрооборудования современного автомобиля. В нормальных условиях эксплуатации машины, как правило, такое обследование проводится очень редко. Это случается при покупке нового аккумулятора или после появления первых признаков его разряда. На автомобилях, приборная панель которых оборудована вольтметром, такой контроль осуществляется постоянно, в иных случаях проверку нужно осуществлять регулярно и самостоятельно.

Особенно важно провести эту операцию перед наступлением холодов. В такой период нагрузка на батарею возрастает значительно, плюс холод ускоряет процесс саморазряда. Обследование АКБ может быть проведено обычным вольтметром, однако отразить фактическое состояние её только с его помощью, практически невозможно. Для объективного обследования нужно использовать нагрузочную вилку.

Что это такое?

Нагрузочные вилки представляют собой измерительные приборы, которые позволяют оценить состояние АКБ. Этим прибором можно не только проконтролировать ток зарядки, но и проверить заряженность изделия под нагрузкой. Такая вилка должна иметься в каждом гараже, так как она является недорогим, но в то же время неоценимым помощником владельца машины. Приобрести её труда не составит, места много она не занимает, а поэтому место на полках ей всегда найдётся.

Представляет собой несложное устройство, в котором имеется вольтметр, одна клемма в виде металлического стержня, а вторая представляет собой отрезок толстого кабеля с наконечником. Также имеется изолированная ручка для удобства работы с прибором. В приборе может быть одно или несколько добавочных сопротивлений, которые нужны для оценки работоспособности батареи. Каждое из них рассчитано на ток силой примерно 100 Ампер.

Как проверяют АКБ?

Перед тем как использовать нагрузочную вилку для проверки, нужно произвести дополнительно и другие действия. В первую очередь следует проверить уровень электролита и его плотность. Для этого понадобиться стеклянная трубка и денсиметр. При необходимости уровень пополняют доливкой дистиллированной воды. Сложнее обстоит дело с изучением плотности электролита в каждой банке аккумулятора. Это особенно важно сделать для того, чтобы можно было рассчитывать на его полную отдачу и длительный период работы.

При эксплуатации его в условиях умеренного климата плотность электролита должна быть на уровне примерно 1,27 г/см3. Если этот показатель в норме, можно продолжить проверку, когда обнаруживается несоответствие, то нужно произвести его корректировку. Для этого нужно приобрести электролит с плотностью 1,33 г/см3 и довести его до нормы в каждой банке.

Проверку следует проводить в два этапа, без нагрузки и потом под нагрузкой. Желательно такую проверку производить только после «отстоя» батареи в течение нескольких часов после окончания зарядки или после поездки. Подключают нагрузочную вилку к батарее без добавочного сопротивления и смотрят на показания вольтметра. В том случае, когда его показания находятся в пределах 12,6 – 12,9 Вольт, можно пока «условно» считать заряд равным 100%.

Теперь можно и нужно проверить степень заряженности аккумуляторной батареи с дополнительной нагрузкой. Её нужно подобрать в соответствии с ёмкостью батареи и подключить к нагрузочной вилке. После этого снова подключают прибор к проверяемому АКБ. На этот раз измерение нужно выполнять в очень короткий период времени, не более 5 секунд. При измерении нужно соблюдать осторожность, так как большие токи приводят к сильному нагреву кабеля и вилки, поэтому можно сильно обжечься.

Во время такой проверки при подключении к АКБ может происходить искрение, поэтому пробки должны быть закрыты. Если проверка показала, что напряжение при нагрузке будет более 9 Вольт, батарея в полном порядке, в противном случае, её нужно спасать. Надеемся, что после прочтения этой статьи стало понятным, как пользоваться нагрузочной вилкой для аккумулятора. Проводите регулярное обслуживание и проверку батареи вашего автомобиля, чтобы быть уверенным в ней в любое время года.

Зачем нужна нагрузочная вилка для аккумулятора и как ей пользоваться

Перед наступлением холодов многие желают защитить себя от неожиданностей, связанных с эксплуатацией ТС. Одна из таких – разрядившийся аккумулятор. Проверить его работоспособность поможет специальный датчик — нагрузочная вилка для аккумулятора. Рассмотрим подробнее, что она из себя представляет, как ей правильно пользоваться.

Для чего его используют

Нагрузочная вилка – это механизм, используемый для определения текущего процента заряженности источника питания. Подключив ее, вы сможете узнать, исправна ли батарея и можно ли ее использовать при последующей езде на автомобиле.

Дополнительно, в механизм встроен вольтметр. Он необходим для проведения бортовой диагностики.

Типы и виды автомобильных нагрузочных вилок

Эксперты разделяют нагрузочные вилки на несколько условных групп:

  • по величине нагрузки;
  • по диапазону напряжения;
  • по типу батарей, которая стоит на проверяемом транспортном средстве.

Основное различие в них – степень присоединяемой нагрузки.

Первая модель нагрузочной вилки, о которой мы хотим рассказать, используется для тестирования банок блока питания по отдельности. Важно понимать, что не все аккумуляторы предоставляют такую возможность исходя из своей конструкции.

Если вы обладатель именно такого аккумулятора, вам подойдет вилка модели НВ-1. В ее цепи используется вольтметр с максимальным диапазоном измерения напряжения, а именно 3-0-3 вольта.

Механизм серии НВ-1 используют для тестирования щелочного источника питания с напряжением 1,2 вольта. Ее также применяют для проверки кислотных автоаккумуляторов. Напряжение последних должно быть 2 вольта.

Еще один вариант — более современные модели: НВ-03 или НВ-04. В их конструкцию входят:

  • вольтметр электронного типа;
  • индикатор с ЖК экраном;
  • 2 нагрузки по сто ампер.

Нагрузки можно подключать одновременно или раздельно. В первом случае можно проверять автоаккумуляторы емкостью до 240 Ач.

Планируя подключать их раздельно, будьте готовы к падению общего тока до ста ампер.

Помимо этого, модель НВ-03 имеет дополнительный функционал:

  1. Занесение в память значений предыдущих измерений (до 5 показаний).
  2. Определение текущего заряда АКБ.

Одна из самых популярных моделей – Э107 УХЛ4. Устройство включает в себя вольтметр. Его шкала рассчитана на 20 вольт. Сопротивление нагрузки равно 0,1 Ома.

Использовать приспособление можно только в том случае, если вы не собираетесь нагружать его на более, чем на 100 ампер.

Как использовать прибор для проверки

Теперь давайте разберемся, как пользоваться нагрузочной вилкой. Алгоритм проверки источника питания достаточно прост. Главное условие – неукоснительно выполнять последовательность действий.

Этап 1 – Проверка напряжения при отключенной нагрузке

Сначала отключите нагрузку от всех элементов цепи прибора. Возьмите отсоединенный вольтметр. Измерьте уровень напряжения в автомобильном блоке питания.

Ниже расположена таблица, в соответствии с которой определяется процент текущего заряда:

Запишите полученные данные. После вам придется их соотнести с результатом другого измерения, речь о котором пойдет ниже.

Этап 2 – Проверка напряжения АКБ с подключением нагрузки

Теперь проведите аналогичные измерения, присоединив нагрузку к вилке. Присоедините вольтметр, подождите 5 секунд и снимите показания.

Соотнесите результаты с таблицей:

Помните, показатели необходимо снимать не позднее 5-ой секунды от начала измерений. В противном случае спираль, используемая в качестве нагрузки, может нагреться и сломаться, прихватив с собой все устройство целиком.

Если в результате теста, вами был выявлен недостаточный процент заряда аккумуляторной батареи, снимите ее и поставьте на подзарядку. После этого еще раз проверьте показатели, присоединив свой прибор.

Если при проверке без нагрузки показатель был выше, чем, когда вы ее подключили, это показывает на неисправность аккумулятора. А именно о недостаточной емкости батареи АКБ.

Для устранения неполадки необходимо провести дополнительную диагностику или обратиться на станцию технического обслуживания.

Как выбрать нагрузочную вилку

Купить нагрузочную вилку можно в любом автомобильном магазине или заказать из Китая на Алиэкспресс. Возникает только один вопрос: «Как не ошибиться с выбором техники?».

Шаг первый – определяем диапазон измеряемых напряжений вольтметром

Ранее уже упоминалось, на рынке существует несколько типов моделей. Они различаются диапазоном измерения напряжения.

Чаще всего встречаются следующие показатели:

  • 2-0-2 V – подойдет для измерения щелочных аккумуляторных автобатарей 1,2 V;
  • 3-0-3 V – используется для измерения щелочных батарей 1,2 В или кислотных в 2 V;
  • 0-30 V – используется для измерения щелочных и кислотных автоаккумуляторов 24V;
  • 0-20 V – применяется для тестирования кислотных и щелочных источников питания 12V;
  • 0-15 V – подойдет для кислотных и щелочных АКБ в 12 V.

Соотнесите показатели с инструкцией.

Шаг второй – выбор токовой нагрузки

В первую очередь нужно выбрать правильную токовую нагрузку, когда вы будете диагностировать свою батарею. Чтобы проверка была качественной необходимо, чтобы ток имел максимальное значение.

Читать еще:  Замена топливного фильтра: регламент замены и рекомендации

Но при этом не допускается превышение верхнего порога, указанного производителем в качестве рекомендованного.

В паспорте к вилке не всегда можно найти данный показатель. Да и вы вряд ли будете искать инструкцию к своему аккумулятору и смотреть, какое максимальный ток он сможет выдержать (речь идет о разрядном).

Поэтому мы рекомендуем придерживаться следующих значений:

  1. Для кислотных и щелочных автоаккумуляторов, запускающихся со стартера – 1,0С-1,4С.
  2. Для кислотных тяговых источников питания -1,0С (одночасовой заряд).
  3. Для щелочных тяговых источников питания – 0,33С (показатель номинальной емкости для трехчасового режима заряда).

Как самому сделать нагрузочную вилку

Еще один интересный вопрос, как сделать нагрузочную вилку для проверки аккумулятора своими руками? Изготовить ее можно из подручных средств. Главное правильно выстроить электрическую схему, проведя предварительные расчеты.

Один из самых простых способов изготовления:

  1. Шаг первый – находим спираль. Подойдет любая, хоть старая от сломанной электрической плиты. Либо купите новую.
  2. Шаг второй – сворачиваем спираль в 2-3 слоя. Итоговый показатель сопротивления должен быть равен 0,1-0,15 Ом. Не больше!
  3. Шаг третий – берем АКБ и лампочку, мощностью до 21 Вт. Соединяем их винтом или гайкой, либо припаиваем.
  4. Шаг четвертый – добавляем к цепи мультиметр, диапазон которого составляет 10 ампер.
  5. Шаг пятый – последовательно подключаем каждый элемент цепи.
  6. Шаг шестой – берем зажимы и выводим их на клеммы автоаккумуляторной батареи.
  7. Шаг седьмой – измеряем показания тока мультиметром.
  8. Шаг восьмой — убираем мультиметр и повторно считываем показания. Теперь нас интересует напряжение, выдаваемое спиралью.
  9. Шаг девятый – рассчитываем сопротивление по закону Ома.

После нам остается присоединить самодельную вилку к аккумулятору на пять секунд, вернув на место мультиметр. Снимаем показания. Сверяем их значения с таблицей, расположенной выше.

Другой простой способ:

  1. Берем размыкатель массы от любого старого автомобиля. Подойдут даже старые советские жигули.
  2. Находим 2 дополнительных резистора для вентилятора.
  3. Соединяем все в схему.
  4. Добавляем провода и зажимы для крепления к АКБ.

Саморучно конструируя нагрузочную вилку, помните о следующем:

  • не храните самодельную вилку рядом с АКБ;
  • используйте прочные зажимы, способные выдержать большое напряжение;
  • провода также должны быть толстыми;
  • крепко спаяйте элементы цепи;
  • правильно рассчитайте мощность, чтобы избежать чрезмерного нагрева;
  • не подсоединяйте самодельную вилку во время того, как батарея стоит на зарядке;
  • не применяйте устройство более 3-5 сек.

Увидеть наглядно всю последовательность шагов при проверке с участием механизма можно из видеообзора на портале YouTube

Как вы понимаете, не обязательно приобретать нагрузочную вилку. При желании ее можно сделать саморучно. Скорее всего все комплектующие вы отыщите у себя в гараже. Главное помните, какой бы механизм вы не использовали – самодельный или купленный в магазине, необходимо следить за показанием тока. Либо вся цепь может сгореть.

Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой. На автомобиле, полезно при покупке + видео

Рано или поздно аккумуляторная батарея выходит из строя. Это может быть по разным причинам, например сульфатация пластин или же осыпание активной массы, да много чего. И знаете такой АКБ может вести себя не предсказуемо, то есть в теплые дни он может запускать двигатель легко и просто, но стоит немного похолодать, например утром, он будет крутить сложно (либо вообще не крутить)! Сразу лезут мысли, в чем дело? Может быть АКБ, может быть генератор, или еще что-нибудь. Но как показывает практика если вашему авто 4 – 5 лет то это скорее всего батарея, и вот ее нужно проверять и при необходимости менять. А как это сделать, как проверить аккумулятор? Спокойно для этого есть «нагрузочная вилка» …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Что изначально проверить на автомобиле?
  • Нагрузочная вилка
  • Как проверить аккумулятор
  • Как пользоваться нагрузочной вилкой
  • ВИДЕО ВЕРСИЯ

Знаете проверка аккумулятора, особенно при покупке Б/У автомобиля — ЖЕЛАТЕЛЬНА! Как обстоят дела у нас в России — продаю я автомобиль, а у соседа АКБ уже на «подходе» (иногда запускает – иногда нет), вы просто перекидываете их местами, сосед вам еще и денежку дает и все в «шоколаде», кроме ВАС! Вам уже при первых холодах нужно будет «метаться» и искать себе новую батарею. Такой вот бизнес по-русски. А вот если проверить АКБ нагрузочной вилкой при покупке, картина сразу станет ясна. Вот вам и дополнительная скидка, требуйте от продавца.

Что изначально проверить на автомобиле?

В самом начале хочется отметить такие особенности, прежде чем списывать батарею, нужно проверить:

  • Уровень электролита в банках (конечно если аккумулятор обслуживаемый)
  • Проверить утечки тока в бортовой сети автомобиля. Это обязательно!
  • Проверить зарядку генератора.
  • Попробовать правильно зарядить АКБ.
  • Попытаться сделать десульфатацию пластин
  • Обязательно осматриваем клеммы, на них возможны окислы

Зачастую из строя, изначально, выходит генератор или присутствуют большие утечки тока, что впоследствии приводит к сильным разрядам АКБ и может спровоцировать его досрочную смерть. Поэтому проверять ОБЯЗАТЕЛЬНО эти пункты!

Однако если у вас здесь все нормально, то есть и уровень электролита, и бортовая сеть ведет себя нормально, нет ни утечек, генератор работает хорошо. А в одной банке вы увидели — что она мутная или черная, значит время пришло (хотя банки могут быть и светлыми). Но все равно чтобы убедиться что дело именно в аккумуляторе, нужно его проверить и желательно под нагрузкой.

Нагрузочная вилка

Это специальное устройство, которое работает с напряжениями 12 и 24 Вольта. Основные назначения — это измерение напряжения и уровень заряженности или я бы даже сказал исправности аккумулятора. По сути ничего сложного в нем нет, есть два провода плюсовой и минусовой с двумя клеммами. Внутри находится нагрузка, обычно это либо резистор высокой мощности, либо обычная спираль, сделанная из тугоплавкого металла.

Если нагрузка не сменная, то она может колебаться в пределах 100 – 200 Ампер. Однако бывают нагрузочные вилки, в которых нагрузку вы можете выбирать — либо программно, либо физически путем установки различных резисторов

Также на корпусе в обязательном порядке имеется вольтметр, он нужен не только для измерения напряжения без нагрузки, но и для отображения поведения батареи под нагрузкой. Раньше вольтметры были обычные стрелочные, сейчас все больше они цифровые с различными функциями.

Многие автомобилисты думают — что «нагрузочная вилка», должна быть в форме вилки (уж извините за «тавтологию»). Но сейчас это не так, раньше она действительно была похожа на этот столовый прибор, только с двумя зубьями – плюс и минус. Но сейчас форм факторов, может быть несколько:

  • Старый вариант, когда действительно похожа на вилку (с двумя зубами).

  • Один зуб (шип) и один провод. Например, минусовая клемма имеет провод с «крокодилом» вы просто подсоединяете его к аккумулятору, а зубом или шипом упираетесь в плюсовую клемму.
  • Две клеммы. Это современные нагрузочные вилки, есть два провода с крокодилами, именно их подсоединяем к клеммам и меряем нужное напряжение или нагрузку.

Собственно все элементарно. Итак, так как же проверять, сам процесс.

Как проверить аккумулятор

Собственно тут все просто, процесс банален. Вилка создает нагрузку в 100 – 200 Ампер (редко видел до 250 А) на аккумулятор, то есть это такая имитация нагрузки стартера. Напряжение должно проседать до определенного значения, после окончания нагрузки оно должно восстановиться почти полностью.

Нагружают как обычно 5 – 6 секунд (обычно достаточно для запуска двигателя). И по показаниям можно сделать вывод держит нагрузку батарея или нет. Также современные вилки могут проверить замкнута банка или нет.

Нагрузочная вилка для аккумулятора

Сегодня мы с вами разберем, что такое нагрузочная вилка для аккумулятора, для чего она предназначена и как пользоваться нагрузочной вилкой.

В связи с большой популярностью статьи «Как проверить аккумулятор» я решил расширить данную тему и повысить ваши знания в области эксплуатации и технического обслуживания аккумуляторных батарей. И начнем мы с изучения нагрузочной вилки для аккумуляторных батарей.

Нагрузочная вилка предназначена для определения степени заряда (разряженности) аккумулятора и является хорошим помощником для определения исправности аккумуляторной батареи при ее тестировании.

Так же встроенный вольтметр нагрузочной вилки может быть использован при диагностике элементов бортовой сети автомобиля.

В общем виде нагрузочная вилка представляет собой вольтметр, параллельно которому подключается нагрузка, выполненная в виде спирали. Нагрузка при необходимости может быть отключена, а вилка использована в качестве вольтметра.

Электрическая схема простейшей нагрузочной вилки представлена на следующем рисунке.

Типы и виды нагрузочных вилок для аккумуляторов.

Существует большое количество нагрузочных вилок. Но отличаются они лишь диапазоном измерения напряжения вольтметром и величиной нагрузки.

Еще можно разделить нагрузочные вилки по типу тестируемых аккумуляторов. То есть бывают вилки для кислотных аккумуляторов и для щелочных аккумулятор. Опять же различаются они лишь имеющейся в них нагрузкой.

Один из ярких примеров нагрузочной вилки для щелочных аккумуляторов вы видите на рисунке. Это вилка со сменными нагрузками от 1 до 12 ампер.

Почему я говорю, что данная вилка используется для проверки щелочных аккумуляторов, так потому, что максимальная нагрузка, имеющаяся в комплекте вилки, создает нагрузочный ток в 12 ампер. А как подобрать вилку, исходя из величины ее нагрузки, мы рассмотрим ниже.

Читать еще:  О заправке автомобильных шин азотом

К сожалению, тип этой нагрузочной вилки я так и не определил из-за отсутствия маркировки на корпусе.

Следующий вариант нагрузочной вилки предназначен для тестирования отдельных банок аккумуляторной батареи, если это позволяет конструкция аккумулятора.

Эля этих целей используется вилка НВ-Б. Она имеет вольтметр с максимальным диапазоном измерения напряжения 3-0-3 вольта. Токовая нагрузка, создаваемая данной вилкой – 100 ампер.

Данную вилку можно использовать для проверки щелочных аккумуляторов напряжением 1,2 вольта и для проверки кислотных аккумуляторов напряжением 2 вольта.

Для проверки 12-вольтовых автомобильных аккумуляторов необходима вилка с диапазоном измерения напряжения минимум до 15 вольт.

Например — вилка Э107 УХЛ4. Она имеет вольтметр со шкалой до 20 вольт, сопротивление нагрузки 0,1 Ома, то есть рассчитана на нагрузку в 100 ампер.

Наиболее современный вариант нагрузочной вилки это вилка НВ-03. Она имеет электронный вольтметр с жидкокристаллическим индикатором. В составе имеется две нагрузки в 100 ампер, с возможностью раздельного подключения их к вилке.

При подключении одной нагрузки (общая токовая нагрузка – 100 ампер) тестируются аккумуляторы емкостью от 15 до 100 Ач. При подключении двух нагрузок (общая токовая нагрузка 200 ампер) проверяются аккумуляторы емкостью от 100 до 240 Ач.

Схема нагрузочной вилки НВ-03 представлена на рисунке.

Так же нагрузочная вилка НВ-03 имеет несколько дополнительных функций: автоматическое определение степени заряженности аккумулятора; запись в память значений измеренных напряжений и др.

Внимание! Вилка НВ-03 имеет возможность калибровки вольтметра и диапазона временных измерений напряжения под нагрузкой. Поэтому перед использованием желательно убедится, что вилка откалибрована.

Выбор нагрузочной вилки в зависимости от типа аккумулятора.

Итак, перед нами встает вопрос: «Как выбрать нагрузочную вилку?»

1. Определение диапазона измеряемых напряжений вольтметром нагрузочной вилки.

Как я описывал ранее, нагрузочные вилки выпускаются на разные диапазоны измерения напряжения.

Наиболее часто встречаются вилки с диапазоном:

• 2-0-2 вольт (для щелочной аккумуляторов напряжением 1,2 в)

• 3-0-3 вольт (для щелочной аккумуляторов напряжением 1,2 в. и кислотных аккумуляторов напряжением 2 в)

• 0-15 вольт (для кислотных и щелочных аккумуляторных батарей напряжением 12 в)

• 0-20 вольт (для кислотных и щелочных аккумуляторных батарей напряжением 12 в)

• 0-30 вольт (для кислотных и щелочных аккумуляторных батарей напряжением 24 в)

Здесь следует соблюдать лишь одно условие: измеряемое напряжение не должно превышать максимальное значения вольтметра нагрузочной вилки.

2. Выбор токовой нагрузки.

При проверке аккумулятора с помощью нагрузочной вилки следует правильно выбрать значение токовой нагрузки.

Во время проверки аккумулятора под нагрузкой мы физически подключаем нагрузку вилки к аккумулятору, создавая в полученной цепи разрядный ток.

Для более качественной проверки аккумулятора этот ток должен иметь максимальное значение, однако не превышать допустимую величину разрядного тока, рекомендуемую производителем данного аккумулятора.

Конечно не все производители приводят величину максимально-допустимого разрядного тока для своих АКБ (не путать со стартерным током!), да и не каждый владелец авто будет открывать паспорт на аккумулятор и искать значение этого тока.

Поэтому я рекомендую ориентироваться на нижеприведенные значения разрядного тока:

— для тяговых щелочных аккумуляторов — ток 3-часового режима разряда (0,33С, где С — номинальная емкость аккумулятора в А*ч);

— для тяговых кислотных аккумуляторов — ток 1-часового режима разряда (1,0С);

— для стартерных аккумуляторов кислотных и щелочных от 1,0С до 1,4С

Что такое ток n-часового режима разряда? То есть это ток, при разряде которым номинальное напряжение аккумулятора (для автомобильного АКБ это 12,6 в) понизится до допустимого минимального значения (опять же для автомобильного АКБ это 10,2 в) за заданный промежуток времени (n-часов).

Для определения n-часового разрядного тока нужно емкость аккумулятора, указанную на нем разделить на время разряда.

Например, для того что бы узнать 20-часовой ток разряда аккумулятора емкостью в 60 А*ч необходимо:

I = С/t = 60 А*ч/20 ч = 3 А.

Это означает, что производитель гарантирует, что при разряде этого АКБ током в 3 А в течении 20 часов его напряжение не станет ниже 10,2 в.

Таким образом, для автомобильных аккумуляторных батарей ток создаваемый нагрузочной вилкой должен лежать в пределах 1-1,4 от емкости указанной производителем.

На практике для аккумуляторов емкостью 15-100 А*ч используется вилка с токовой нагрузкой 100 А, для аккумуляторов 100-240 А*ч используется вилка с токовой нагрузкой 200 А.

Поэтому самые распространенные нагрузочные вилки для автомобильных аккумуляторов имеют токовую нагрузку 100А.

Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой.

Методика проверки аккумулятора нагрузочной вилкой достаточно проста, к тому же я ее описывал в статье «Как проверить аккумулятор автомобиля».

Однако считаю необходимым изложить ее здесь опять:

1 Этап. Проверка напряжения аккумулятора без нагрузки.

Для этого отключаем нагрузку от вольтметра нагрузочной вилки. И используя вольтметр, производим измерения напряжения на аккумуляторе.

При этом определяем степень заряженности аккумулятора по следующей таблице:

2 Этап. Проверка напряжение аккумулятора под нагрузкой.

Подключаем нагрузку и производим измерение напряжения аккумулятора.

Показания вольтметра нагрузочной вилки снимаем в конце пятой секунды измерения. Степень заряженности батареи определяем по следующей таблице:

Не следует производить измерение более 6-10 секунд, так как это приводит к нагреву нагрузки-спирали и может привести к выходу из строя самой нагрузочной вилки.

В том случае если степень заряженности АКБ отлична от 100%, то необходимо произвести ее полную зарядку по существующим методикам, которые я еще расскажу вам с следующих выпусках журнала ЭЛЕКТРОН. После этого опять проверьте аккумулятор с помощью нагрузочной вилки.

Если процент заряженности аккумулятора, полученный при проверке без нагрузки больше чем под нагрузкой, то говорят батарея «не держит нагрузку». Это значит, что необходимо принимать меры по восстановлению емкости аккумуляторной батареи. А для этого необходимо определить причину падения емкости и целесообразность дальнейших операций по восстановлению батарей.

Как определить причину и восстановить аккумулятор мы поговорим в следующих выпусках журнала ЭЛЕКТРОН, поэтому не забываем подписываться на новые выпуски журнала.

А теперь подробное видео о работе с нагрузочной вилкой,

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ!

Что такое нагрузочная вилка и как проверить аккумулятор с ее помощью?

Значение аккумулятора в автомобиле сложно переоценить: он питает стартер во время запуска двигателя, а также другие электроприборы в зависимости от текущего режима работы. Чтобы устройство работало долго и исправно, водителю желательно следить за состоянием батареи. Для анализа характеристик АКБ используется нагрузочная вилка. Она позволяет не только оценить уровень заряда, но и работоспособность аккумулятора, имитируя запуск стартера двигателя.

  1. Описание и принцип работы
  2. Устройство нагрузочной вилки
  3. Виды вилок
  4. Что можно проверить?
  5. Подготовка аккумулятора к тестированию нагрузочной вилкой
  6. Тестирование аккумулятора нагрузочной вилкой
  7. Проверка без нагрузки
  8. Проверка под нагрузкой

Описание и принцип работы

Нагрузочная вилка – это устройство, которое применяется для измерения заряда аккумуляторной батареи. Заряд измеряется как под нагрузкой, так и при разомкнутой электрической цепи. Данный прибор можно без труда найти в любом магазине для автомобилистов.

Нагрузочная вилка

Смысл работы вилки заключается в том, что она создает нагрузку на АКБ, имитирующую запуск двигателя. То есть батарея работает так же, как если бы она давала ток для запуска стартера. Дело в том, что АКБ может показывать полный заряд, но не запускать двигатель. Выяснить причину может помочь нагрузочная вилка. Простой модели будет вполне достаточно для проверки большинства аккумуляторов.

Проводить тестирование необходимо только на полностью заряженном аккумуляторе. Сначала измеряется напряжение разомкнутой цепи. Если показатели соответствуют 12,6В-12,7В и выше, то можно проводить измерения под нагрузкой.

Неисправные АКБ не выдерживают нагрузки, хотя могут показывать полный заряд. Нагрузочная вилка дает нагрузку, которая превышает емкость батареи в два раза. Например, емкость батареи 60А*ч, нагрузка должна соответствовать 120А*ч.

Степень заряженности батареи можно оценить по следующим показателям:

  • 12,7В и больше – батарея полностью заряжена;
  • 12,6В – нормальный заряд батареи;
  • 12,5В – удовлетворительный заряд;
  • ниже 12,5В – необходима зарядка.

Если после подключения нагрузки напряжение начинает снижаться ниже 9В, это говорит о серьезных проблемах с АКБ.

Устройство нагрузочной вилки

Устройство вилки может отличаться в зависимости от модели и дополнительных возможностей. Но есть несколько общих элементов:

  • вольтметр (аналоговый или цифровой);
  • нагрузочный резистор в виде спирали сопротивления в корпусе вилки;
  • один или два щупа на корпусе (в зависимости от конструкции);
  • минусовой провод с зажимом типа крокодил.

В простых приборах на корпусе вилки имеются два щупа для измерения под нагрузкой и напряжения разомкнутой цепи. Вольтметр используется аналоговый, который показывает напряжение стрелкой на циферблате с делениями. Более дорогие модели имеют электронный вольтметр. В таких устройствах легче считывать информацию и показатели более точные.

Внутреннее устройство нагрузочной вилки Ореон НВ-01

Разные модели нагрузочных вилок имеют различные характеристики и возможности. Они могут отличаться по:

  • диапазону измерения вольтметра;
  • измерению силы тока;
  • температуре эксплуатации;
  • назначению (для кислотных или щелочных).

Виды вилок

Всего существует два вида нагрузочных вилок для аккумуляторов:

  1. кислотных;
  2. щелочных.

Не рекомендуется пользоваться одной вилкой для тестирования разных типов батарей. У щелочных и кислотных АКБ разное номинальное напряжение, поэтому нагрузочная вилка будет показывать неточные данные.

Что можно проверить?

С помощью нагрузочной вилки можно определить следующие параметры аккумулятора (зависит от возможностей конкретного устройства):

  • уровень заряда АКБ;
  • как долго батарея сохраняет заряд;
  • выявить наличие замкнутых пластин;
  • оценить состояние аккумулятора и степень сульфатации;
  • ресурс батареи.
Читать еще:  Что означают цифры и буквы на автомобильных шинах? 8 основных маркировочных обозначений

Нагрузочная вилка также позволяет измерить силу тока и в других электроприборах. Главное отличие – спираль сопротивления. Значение сопротивления каждой спирали составляет 0,1-0,2 Ом. Одна спираль рассчитана на 100А. Количество спиралей должно подходить к емкости АКБ. Если меньше 100А, то хватит и одной, если больше – две.

Подготовка аккумулятора к тестированию нагрузочной вилкой

Перед тестированием нужно выполнить ряд действий и соблюсти необходимые условия:

  1. Отсоединить аккумулятор от бортовой сети. Провести тестирование можно даже не снимая батарею с машины.
  2. Перед проверкой должно пройти не менее 7-10 часов простоя аккумулятора. Удобнее всего сделать измерения утром, когда машина простояла ночь после последней поездки.
  3. Окружающая температура и температура батареи должна быть в пределах 20-25°С. Если температура низкая, то следует занести устройство в теплое помещение.
  4. Пробки аккумулятора перед тестированием должны быть откручены.
  5. Проверить уровень электролита. При необходимости долить дистиллированную воду.
  6. Почистить клеммы аккумулятора. Контакты должны быть сухими и чистыми, чтобы не возникало паразитных токов.

Если соблюдены все эти условия, то можно переходить к проверке.

Тестирование аккумулятора нагрузочной вилкой

Проверка без нагрузки

Сначала проводится проверка без нагрузки, чтобы узнать состояние аккумулятора и его заряд. То есть, замер производится без сопротивления. Нагрузочная спираль не участвует в измерении.

Алгоритм действий следующий:

  1. Открутить одну или две гайки, чтобы отсоединить спираль сопротивления. Спиралей может быть две.
  2. Подключить плюсовой зажим к плюсовой схеме.
  3. Поднести минусовой щуп к минусовой клемме.
  4. Зафиксировать результат.

Уровень заряда можно сверить по следующей таблице.

Результат тестирования, В12,7-13,212,3-12,612,1-12,211,8-1211,5-11,7
Уровень заряда100 %75%50%25%0%

Проверка под нагрузкой

Многие водители считают, что проверка под нагрузкой вредит аккумулятору. Это совсем не так. При соблюдении всех условий тестирование совершенно безопасно для батареи.

Тестирование аккумулятора под нагрузкой

Если без нагрузки аккумулятор показал стопроцентный заряд, то можно проводить проверку под нагрузкой. Для этого нужно подключить одну или две спирали сопротивления, закрутив соответствующие болты на корпусе прибора. Нагрузочная спираль может подключаться и другим способом в зависимости от конструктивных особенностей прибора. Если емкость батареи до 90А*ч, то достаточно одной спирали, если больше 100А*ч, то нужно подключить обе.

Алгоритм действий следующий:

  1. Плюсовой зажим от прибора подключается к плюсовой клемме.
  2. Коснуться минусовым щупом минусовой клеммы.
  3. Удерживать контакт не более пяти секунд, затем отключить вилку.
  4. Посмотреть результат на вольтметре.

Под нагрузкой показатели будут другими. Напряжение на вольтметре будет проседать, а затем должно расти. Нормальным считается показатель более 9В, но не ниже. Если при измерении стрелка падает ниже 9В, значит, аккумулятор не выдерживает нагрузки и его емкость резко падает. Такая батарея уже неисправна.

Сверить показатели можно по следующей таблице.

Результат тестирования, В10 и более9,798,3-8,47,9 и меньше
Уровень заряда100%75-80%50%25%

Следующую проверку можно проводить только спустя 5-10 минут. За это время аккумулятор должен восстановить исходные параметры. Спираль сопротивления в процессе измерения сильно нагревается. Нужно дать ей остыть. Также не рекомендуется часто проводить проверки под нагрузкой, так как это сильно нагружает аккумулятор.

На рынке существует множество приборов для измерения состояния батареи. Самая простая нагрузочная вилка Ореон НВ-01 имеет простое устройство и стоит всего около 600 рублей. Обычно этого вполне достаточно. Более дорогие модели как Ореон НВ-3 имеют лучшие характеристики, цифровой вольтметр и удобное управление. Нагрузочная вилка позволяет получить точные данные об уровне заряда аккумулятора, а главное, узнать его работоспособность под нагрузкой. Нужно правильно подобрать модель прибора для получения точных показателей.

Проверяем аккумулятор нагрузочной вилкой

Что такое нагрузочная вилка

Нагрузочная вилка – прибор для определения уровня заряда автомобильного аккумулятора (12-вольтного). Как считают многие автолюбители, вилка – это один из главных помощников и порой просто необходимый прибор для водителя. Данный измерительный нагрузочный прибор можно приобрести в любом автомобильном магазине. Конструктивно вилка состоит из нагрузочного резистора большой мощности, вольтметра и двух щупов и штыря. Чаще всего, визуально, нагрузочный прибор имеет следующий вид: корпус из металла, в который встроенный вольтметр и одна или несколько нагрузочных спиралей, которые называются сопротивлением. На плюсовой выход конструкции измерительного прибора подсоединен провод (провод должен иметь значительную толщину), выход вилки с отрицательным зарядом подключается к металлическому штырю, который расположен на задней части корпуса измерителя. С обратной стороны аппарата расположен специальный зажим. Этот зажим предназначен для подключения вилки к батарее автомобиля, точнее, к клемме на его положительном заряде. На задней панели есть две гайки, которые предназначены для подключения нагрузочных спиралей.

Для проверки аккумулятора с малой емкостью применяют одну нагрузочную спираль. В случае с повышенной емкостью необходимо задействовать две спирали. Такая конструкция является самой примитивной. Существуют более сложные измерительные приборы для проверки АКБ, к примеру: устройство с наличием амперметра. С помощью такого усовершенствованного устройства можно измерить различные параметры всей электрической цепи автомобиля. Но, не зависимо от того, как укомплектован измерительный нагрузочный прибор, для проверки уровня заряда достаточно наличие примитивной конструкции описанной в первом случае. Проверка выполняется элементарно, ведь устройством достаточно просто пользоваться.

Но, для того, чтобы правильно проверить заряд, необходимо следовать инструкции и придерживаться правил безопасности. Ведь при работе (при проверке заряда с применением нагрузки) измерительный прибор, а особенно его металлический штырь, нагревается.

Инструкция проверки

Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой может осуществляться в два этапа: без нагрузки и с подачей нагрузки на АКБ. Ниже я описал, как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой двумя методами.

Без нагрузки

Данный способ заключается в проверке уровня заряда без включения сопротивления нагрузки. Перед проведением замера необходимо провести подготовительные работы. Они заключаются в том, что нужно полностью отключить аккумулятор от источника зарядки. Так нужно, чтобы после последней работы двигателя прошло не менее семи часов, то есть, аккумулятор не использовался последние семь часов и больше. Это два важных критерия, которые необходимо исполнять.

Далее я беру устройство без включения спиралей и подсоединяю его к испытуемому. Подключать нужно следующим образом: положительный выход нагрузочной вилки (кабель с клеммой) подсоединяем к положительному выходу аккумулятора. Затем металлическим штырем (он является отрицательным) прикасаемся к отрицательному выходу АКБ. Смотрим на табло вольтметра, на котором должно появиться значение, которое и охарактеризует положение заряда.

В зависимости от того, какие показания покажет вольтметр, можно судить о источнике питания для авто: заряжен он на сто процентов или его заряд составляет 0%. Если, судя по данным, заряд стопроцентный, можно приступать ко второму методу проверки, который заключается в подаче сопротивления нагрузки. Ниже приведена таблица с показателями.

Показания вольтметра, В

Уровень заряда аккумулятора, %

В принципе, на этом завершается первый метод проверки заряда без нагрузки. Можно приступать ко второму этапу.

С нагрузкой

Этот вариант обследования применяется в тех случаях, когда заряд составляет 100 процентов (вольтметр должен показать значения в диапазоне 12,6-12,9). Первым делом нужно подключить нагрузку, следуя шагам, указанным в инструкции по эксплуатации. Для измерения заряда АКБ вторым этапом нужно выполнить все те же действия, которые применялись в способе без нагрузки. Важный аспект во втором способе – устройство должно работать не более пяти секунд после его подключения. Показания необходимо снимать именно на пятой секунде. При касании штыря к минусу батареи машины будут появляться искры. Ничего страшного в этом нет, так и должно быть.

Во втором случае вольтметр также покажет определенные значения. Если на его табло засветится цифра девять и больше, то это значит что аккумулятор исправный и заряжен полностью. В противном случае его нужно попытаться зарядить и провести контрольный замер еще раз. Если эта диагностика не поможет, это значит что батарея не рабочая и ее пора утилизировать.

Важно помнить, что частое использование такого метода может привести к ухудшению состояния источника питания автомобиля, так как происходит подача нагрузки на нее. Во время проведения данного типа измерения металлический штырь нагревается, причем довольно сильно. Так что во время эксплуатации измерительного прибора с целью избегания ожогов желательно не прикасаться руками к нему. Между измерениями желательно соблюдать небольшие паузы (3-5 минут), таким образом штырь будет немного остывать. Пробки на батарее автомобиля не должны заворачиваться во время тестирования.

Нагрузочный аппарат для проведения замеров заряда в аккумуляторе автомобиля можно не только приобрести в магазине, его также можно сделать самостоятельно. Ведь это действительно важный инструмент для каждого автолюбителя и он прост в эксплуатации. Хочется надеяться, что информация в данной статье будет полезной многим интересующимся. И важно помнить то, что при работе с нагрузочной вилкой следует соблюдать правила безопасности.

Видео “Как проверить аккумулятор под нагрузкой”

Посмотрев запись, вы узнаете, как в домашних условиях с помощью нагрузочной вилки можно проверить автомобильный аккумулятор.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector