Hino-avto.ru

официальный дилер Hino Motors
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Черный нагар на свечах зажигания: причины

Советы! КРАСНЫЙ, БЕЛЫЙ, ЧЕРНЫЙ НАГАР НА СВЕЧАХ ЗАЖИГАНИЯ: ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА, УСТРАНЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Свечи зажигания устанавливаются в автомобиле для выполнения двух функций – воспламенения рабочей смеси в камере сгорания и отвода лишнего тепла после детонации. Их грамотная работа серьезно влияет на тяговые свойства двигателя, и если мотор начал нестабильно работать на холостом ходу, с трудом заводиться или «дергаться», следует обратить внимание на состояние свечей.

Производители автомобилей прописывают в техническом паспорте информацию о том, как часто необходимо менять свечи зажигания. Но данные значения чаще всего преувеличены в маркетинговых целях, и менять свечи водителю приходится чаще, чем планируют разработчики автомобиля. При возникновении подозрений на неисправность свечей зажигания, проверить их состояние можно довольно просто, обратив внимание на цвет нагара, образованный на электродах. Это позволит определить, какие именно системы автомобиля привели к выходу из строя свечей зажигания.

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ НАГАР НА ЭЛЕКТРОДАХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ

Автомобильные свечи работают в «жесткой» среде, где на них происходит не только термическое, но и химическое воздействие. При сгорании топлива на электродах свечей образуется серый налет, что сигнализирует о стабильной работе системы. При этом также на свече зажигания может возникнуть красный, черный или белый нагар, что должно заставить водителя автомобиля задуматься не только о замене свечей, но и о необходимости в срочном порядке проверить двигатель на определенные неисправности.

Цвет нагара электрода свечи ясно сигнализирует о том, какие именно неисправности могли возникнуть в двигателе. Чаще всего они связаны с моментом искрообразования, составом топливной смеси или температурой в камере сгорания. Более подробно каждый цвет нагара свечи зажигания мы рассмотрим ниже.

КАК ПРОВЕРИТЬ СОСТОЯНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ПО НАГАРУ СВЕЧЕЙ

Считается, что свечи зажигания являются лучшим средством диагностики, если необходимо обнаружить неисправность, которая связана с циклом воспламенения рабочей смеси. При этом нельзя делать выводы о состоянии мотора, выкрутив свечи зажигания через 10-20 или более тысяч километров. Диагностика проводится исключительно на «свежих» свечах, но при этом они должны пройти обкатку в 150-200 километров.

Чтобы проверить состояние двигателя по нагару свечей необходимо:

  • Установить новые свечи;
  • Проехать на них 150-200 километров;
  • Выкрутить свечи и посмотреть на цвет нагара, который начал на них образовываться.

Внимание: Проверять цвет нагара на свечах зажигания следует только на прогретом двигателе.

ЧЕРНЫЙ НАГАР НА СВЕЧАХ ЗАЖИГАНИЯ

Наиболее распространенным цветом нагара считается именно черный, и верно диагностировать неисправность, на которую он указывает, сложнее всего. Черный нагар может быть представлен в двух вариациях, каждая из которых указывается на возникновение определенной неисправности в работе двигателя. Различают черный нагар по структуре, что позволяет точно выявить группу причин возникновения проблем с двигателем.

Важно: Равномерно распределенный нагар кофейного или сероватого оттенка указывает, что проблем в момент сгорания рабочей смеси не наблюдается. Подобный нагар характерен при стабильной работе двигателя.

МАСЛЯНИСТЫЙ ЧЕРНЫЙ НАГАР

Ярко выраженный маслянистый черный нагар, образованный в районе резьбовых соединений и на электроде, часто проявляется одновременно с другим симптомом – синим дымом из выхлопной трубы при старте двигателя. Подобный тип нагара на свечах зажигания указывает, что масло в избыточном количестве попадает в камеру сгорания. Это может происходить по одной из следующих причин:

  • Износ маслосъемных колпачков на поршне;
  • Износ поршневых колец на клапане;
  • Износ направляющих втулок клапана.

Как можно видеть, проблема связана с изношенными деталями цилиндро-поршневой группы. При подобных неисправностях требуется заменить изношенные детали.

СУХОЙ ЧЕРНЫЙ НАГАР В ВИДЕ САЖИ

Второй тип черного нагара на свечах зажигания принято называть «бархатистым». В данном случае нагар не отличается наличием масляных подтеков. Чаще всего подобный тип нагара говорит о том, что в камеру сгорания попадает топливо-воздушная смесь, сильно обогащенная бензином. Если на свечах зажигания появился сухой черный нагар, возможны следующие неисправности:

  • Неверная работа свечи зажигания. Не исключено, что не хватает энергии на выработку искры требуемой мощности;
  • Низкая компрессия в цилиндрах двигателя. При проявлении черного бархатистого нагара на свече двигателя рекомендуется проверить компрессию в цилиндрах;
  • Если двигатель карбюраторный, проблема может быть связана с неправильной настройкой карбюратора;
  • Если двигатель инжекторный, неисправность указывает на проблемы с регулятором давления топлива, который излишне обогащает воздушную смесь. В подобных случаях можно заметить повышенный расход топлива автомобилем;
  • Засорен или неисправен воздушный фильтр, который пропускает недостаточное количество воздуха, что приводит к неполному сгоранию топлива, и оно оседает на электроде свечи зажигания.

Подобный тип нагара характерен тем, что он оседает больше на электроде свечи зажигания и практически не проникает на резьбовое соединение.

КРАСНЫЙ НАГАР НА СВЕЧАХ ЗАЖИГАНИЯ

Если владелец автомобиля использует различные присадки для топлива или масла, он может заметить, что на свече зажигания образуется красный нагар. Связано это со сгоранием химических добавок, залитых с излишком. Если водитель регулярно использует определенные добавки и замечает, что его свечи зажигания покрываются красным нагаром, в следующий раз рекомендуется сократить количество заливаемых присадок.

Проблема характерна, если в составе присадок, применяемых в автомобиле, имеются добавки марганца или свинца. Если не уделять внимание красному нагару на свече зажигания, на электроде образуется слой, из-за которого снизится вероятность появления искры, что приведет к нестабильной работе двигателя.

При появлении красного нагара на свечах зажигания рекомендуется удалить его, а также произвести замену масла или бензина, в зависимости от того, куда заливалась присадка.

БЕЛЫЙ НАГАР НА СВЕЧАХ ЗАЖИГАНИЯ

Как и черный нагар, белый имеет различные проявления. Он может обладать глянцевой поверхностью, из-за наличия в нагаре крупинок металла, или оседать на электроде в виде крупных белых отложений.

ГЛЯНЦЕВЫЙ БЕЛЫЙ НАГАР

Глянцевый белый нагар опасен для двигателя автомобиля, и он указывает, что свеча не получает должного охлаждения. Помимо свечи могут также перегреваться поршни, что приведет к трещинам в клапане и обернется для водителя дорогостоящей заменой. Чаще всего причины для перегрева свечи зажигания и появления белого нагара кроются в недостаточном количестве жидкости в системе охлаждения. Также белый нагар с «глянцевым» отблеском может появляться по следующим причинам:

  • В камеру сгорания поступает обедненная топливная смесь;
  • Впускной трубопровод подсасывает лишний воздух;
  • Происходит пропуск искры или свеча выдает искру слишком рано из-за неверно настроенного зажигания;
  • Неверно выбрана свеча зажигания для данного типа двигателя.

Если на свече зажигания появляется глянцевый белый нагар со следами металлических вкраплений, следует как можно быстрее показать автомобиль диагностам или самостоятельно разобраться в проблеме. Эксплуатировать машину при подобном нагаре не рекомендуется.

СЛАБОВЫРАЖЕННЫЙ БЕЛЫЙ НАГАР

Если на свече зажигания образовался белый нагар, ровно оседающий на поверхности электрода, проблема кроется в топливе, залитом в автомобиль. В такой ситуации рекомендуется проверить качество бензина и полностью его заменить, а после заправиться топливом от другого производителя.

Почему черные свечи зажигания

    11 0 5k
    349 9 321k

Появление черного нагара на свечах зажигания может рассказать автовладельцу о проблемах, которые имеются в его машине. Причинами этого явления может быть некачественное топливо, неполадки с зажиганием, несоответствие топливовоздушной смеси или неправильно настроенный карбюратор и так далее. Все эти проблемы можно диагностировать достаточно легко, лишь взглянув на черные свечи зажигания.

Возможные причины появления нагара

Перед тем как ответить на вопрос о том, почему свечи черные, необходимо определиться, как именно они почернели. Ведь это от этого зависит, в каком направлении производить поиск. В частности, свечи могут чернеть все вместе, а может лишь одна или две из набора. Также свеча может почернеть лишь с одной стороны, а может по всему диаметру. Еще различают так называемые “мокрый” и “сухой” нагар.

Следует учесть, что скорость появления и характер нагара напрямую зависит от имеющихся неисправностей (если они есть):

  • Нагар на новых свечах начинает образовываться минимум через 200-300 км пробега. Причем желательно ехать по трассе приблизительно с одинаковой скоростью и нагрузкой на двигатель. Так свечи будут работать в оптимальном режиме, и можно будет более объективно оценить состояние агрегатов автомобиля.
  • Количество и тип нагара зависит от качества используемого топлива. Поэтому старайтесь заправляться на проверенных АЗС, а не ездить на газолине или подобных смесях. Иначе установить настоящую причину появления нагара (если он имеет место) будет тяжело.
  • В карбюраторном двигателе должны быть правильно выставлены холостые обороты.

Теперь перейдем непосредственно к вопросу, почему на свечах зажигания появляется черный нагар. Может быть 11 основных причин:

  1. Если вы заметили почернение лишь с одной стороны, то, скорее всего, это вызвано прогаром клапана. То есть, нагар на свечу попадает снизу на боковой электрод (а не на центральный).
  2. Причиной черных свечей может быть прогар клапана. Ситуация аналогична предыдущей. Нагар может проникать на нижний электрод.
  3. Неверно выбранное калильное число свечи вызывает не только её повреждение в дальнейшей эксплуатации, но и неравномерное почернение попервах. Если упомянутое число мало — то поменяется форма конуса нагара. В случае, если оно велико — то почернеет только верхушка конуса, а корпус будет белым.

«Сухой» нагар на свече

Как правило, при выставленном позднем зажигании и работе на обогащенной топливовоздушной смеси возникают следующие последствия:

  • пропуски зажигания (на инжекторных двигателях появляется ошибка P0300);
  • проблемы с запуском двигателя;
  • неустойчивая работа двигателя, особенно на холостых оборотах, и как следствие, повышенный уровень вибрации.

Далее расскажем, как устранить перечисленные неисправности и как почистить свечи зажигания.

Что делать при появлении нагара

В первую очередь необходимо помнить, что масляные загрязнения и перегрев, результатом которого является копоть на свечах зажигания, очень вредны для системы зажигания. Особенно страшен перегрев, поскольку из-за него возникает вероятность выхода из строя электродов на свечах без возможности их восстановления.

В случае, если на вашем авто появилась лишь одна почерневшая свеча, то диагностировать поломку можно, попросту поменяв свечи местами. Если после этого новая свеча также почернеет, а старая очиститься — значит, дело не в свечах, а в цилиндре. А если ничего не изменилось — тогда возникают вопросы к работоспособности самой свечки.

Масляные отложения

В отдельные случаях свечи могут быть мокрыми и черными. Чаще всего причиной этого факта является попадание масла в камеру сгорания. Дополнительные симптомы этой неисправности следующие:

  • затрудненный запуск двигателя;
  • пропуски в работе соответствующего цилиндра;
  • двигатель при работе дергается;
  • появление синего дыма из выхлопной.

Масло в камеру сгорания может попасть двумя путями — снизу или сверху. В первом случае оно попадает через поршневые кольца. И это очень плохой признак, ведь зачастую это грозит капитальным ремонтом двигателя. В редких случаях можно обойтись раскоксовкой мотора. Если масло попадает в камеру сгорания через верх, то оно идет из ГБЦ по направляющим клапанов. Причина этого заключается в износе маслосъемных колпачков. Для устранения этой неисправности необходимо лишь заменить колпачки.

Нагар на изоляторе

Красный нагар на свече

В некоторых случаях нагар, который естественным образом появляется в камере сгорания, может на высоких оборотах двигателя отрываться от поршня и прилипать к изолятору свечи. Следствием этого будут пропуски в работе соответствующего цилиндра. Двигатель при этом будет “троить”. Это наиболее безобидная ситуация, почему чернеют свечи зажигания. Устранить ее можно просто почистив их поверхность или заменив на новые.

Если в вашем двигателе появились черно-красные свечи, то это значит, что вы заливаете топливо с избыточным количеством присадок с металлами. Долго его использовать нельзя по той причине, что со временем металлические отложения образуют на поверхности изолятора свечи токопроводящий налет. Искрообразование ухудшится и свеча вскоре выйдет из строя.

Чистка свечей зажигания

Чистка свечей зажигания от налета

Чистку свечей необходимо проводить регулярно, так же как и осматривать их состояние. Рекомендуется это делать приблизительно через 8. 10 тысяч километров пробега. Очень удобно это делать в момент замены масла в двигателе. Однако при наступлении описанных выше симптомов можно сделать это и раньше.

Сразу стоит оговориться, что старым методом с использованием наждачной бумаги для чистки электродов пользоваться не рекомендуется. Дело в том, что так возникает риск повреждения защитного слоя на них. Особенно это актуально для иридиевых свечей. У них центральный электрод тонкий и покрыт иридием, являющимся полудрагоценным и редким металлом.

Для очистки свечей зажигания вам понадобится:

  • моющее средство для удаления налета и ржавчины;
  • одноразовые пластиковые стаканчики (после окончания процедуры очистки подлежат утилизации, использовать их для пищевых продуктов в дальнейшем нельзя);
  • тонкая кисточка с жестким ворсом или зубная щетка;
  • ветошь.

Процедуру очистки выполняют по следующему алгоритму:

  1. В подготовленный заранее стакан наливают чистящее средство до уровня, чтобы полностью погрузить в него электроды свечи (без изолятора).
  2. Погружают в стакан свечи и оставляют на 30. 40 минут (в процессе возникает химическая реакция очистки, которую можно наблюдать невооруженным глазом).
  3. По истечению указанного времени свечи достают из стакана, и с помощью кисточки или зубной щетки удаляют налет с поверхности свечи, особенно уделяя внимание электродам.
  4. Промывают свечи в теплой проточной воде, удаляя химический состав и грязь с их поверхности.
  5. После промывки вытереть свечки насухо подготовленной заранее ветошью.
  6. Финальный этап — просушить свечи на батарее, в духовке (при небольшой температуре +60…+70°С) или при помощи фена или тепловентилятора (главное, чтобы оставшаяся в них вода полностью испарилась).

Выполнять процедуру необходимо тщательно, очищая и удаляя всю грязь и налет, имеющиеся на поверхности. Помните, что вымытые и очищенные свечи работают на 10. 15% эффективнее, чем грязные.

Итоги

Появление черной свечи зажигания на карбюраторе или инжекторе может быть вызвано разными причинами. Как правило, их сразу несколько. Например, неправильно подобранные свечи, продолжительная работа двигателя на высоких оборотах, неверно выставленное зажигание, неисправные маслосъемные колпачки и так далее. Поэтому рекомендуем вам при появлении описанных выше симптомов и просто периодически проверять состояние свечей зажигания на вашем авто.

Так вы не только продлите срок эксплуатации двигателя, но и сохраните мощность и комфорт при вождении. Дополнительную информацию о том, как можно диагностировать двигатель автомобиля по цвету нагара свечей зажигания вы можете посмотреть дополнительно.

Черный сажевый налет на свечах зажигания

Нагар на свечах зажигания

Любой автомобиль состоит из нескольких взаимосвязанных между собой систем. К одной из них относится система зажигания, задачей которой является надежное воспламенение смеси, состоящей из воздуха и топлива. Немаловажную роль в процессе воспламенения играют свечи зажигания. По их внешнему виду зачастую можно определить состояние самого двигателя, предупредить его серьезную поломку. Если двигатель исправен, то на свечах зажигания отсутствует налет или имеется незначительный слой нагара серого или светло-коричневого цвета.

Вы обнаружили нагар на свечах зажигания. Что делать?

Допустим, вы обнаружили, что электроды свечей покрыты черным слоем сажевого нагара — бархатный налет на свечах зажигания. Это свидетельствует о каких-то проблемах в двигателе. Как правило, такую проверку побудило вас провести не простое любопытство, а неустойчивая работа двигателя. Если свечи покрыты сажевым нагаром, то запуск двигателя очень затруднен. Причиной тому является практически нулевое сопротивление изоляции свечей. Высокое напряжение вместо того, чтобы идти на образование искры, перетекает на массу вашего автомобиля. Дальнейшая эксплуатация авто при таких загрязненных свечах невозможна. Однако недостаточно просто очистить свечи от нагара. Важно найти и устранить причину его появления.

Свеча в своей нижней части должна нагреваться в процессе работы двигателя до температуры около 500 градусов. Именно при такой высокой температуре все отложения, попадающие на электроды, полностью сгорают. Итог — электроды чистые. Это обязательное самоочищение свечи, которое должно происходить при нормальной эксплуатации автомобиля. Если температура постоянно держится меньшая, то большая часть углеродистых и масляных отложений остаются на электродах, не сгорая. Это и есть нагар.

Профилактика свечей зажигания автомобиля

Важно! Профилактическую проверку состояния двигательных свечей необходимо проводить после завершения поездки или до запуска двигателя. Дело в том, что при холодном двигателе происходит впрыск переобогащенной смеси для облегчения процесса запуска. Если после прогрева двигателя вывернуть свечи и осмотреть их, то с большой долей вероятности вы обнаружите на их электродах нагар. Этот нагар обычно исчезает сам по себе в процессе движения автомобиля.

Перечислим основные причины, которые способствуют появлению черного нагара на свечах зажигания:

  • Грязный воздушный фильтр, который давно не менялся.
  • Переобогащенная топливо-воздушная смесь. От процентного соотношения топлива и воздуха зависит устойчивая работа системы зажигания. В случае если смесь содержит больше топлива, чем ей требуется, она считается переобогащенной. Появление нагара в этом случае является сопутствующим процессом. Переобогащением смеси страдают карбюраторные двигатели.
  • Постоянная езда на малой скорости или длительная работа двигателя авто на холостых оборотах. В результате такой эксплуатации электроды свечей не нагреваются до температуры 500 градусов для сгорания отложений. Они постепенно накапливаются и делают запуск двигателя затруднительным. Рекомендуется изредка, на время порядка 10 минут, разгонять автомобиль и двигаться на высокой скорости, не менее 80 км/ч.
  • Проблемы с выставлением угла опережения зажигания.
  • Система впрыска топлива не отрегулирована.
  • Отказ или поломка высоковольтных проводов, катушки зажигания или конденсатора.

Проблема с появлением сажевого нагара на свечах зажигания не является критичной. Вы всегда сможете очистить свечи и двигаться дальше. Но выяснить причину возникновения неисправности необходимо в ближайшее время, так как это может быть связано с серьезной поломкой. Своевременное устранение причины избавит вас от неприятностей в недалеком будущем.

Причины образования черного нагара на свечах зажигания

Если на свечах зажигания образовался черный налет, то это является поводом для беспокойства. Значит в двигателе автомобиля не все нормально. Наличие таких симптомов может говорить о многом: использовании некачественного топлива; проблемах с зажиганием; неправильной работе системы образования топливовоздушной смеси.

Специалист без труда диагностирует проблему, для этого ему нужно только внимательно осмотреть свечи.

Основные причины появления нагара

Прежде чем разбираться в причинах образования черноты на свечах зажигания, необходимо понять, как они пришли к такому состоянию. Стоит уточнить, сколько свечей из всего комплекта почернело, какова интенсивность образования нагара, место его расположения.

Иногда бывает, что таким процессам подвергается только несколько свечек, налет образовывается с одной стороны или в одном конкретном месте.

Если в моторе есть какие-то неисправности, то скорость образования нагара будет напрямую зависеть от их характера. Новые свечи начинают подвергаться этим процессам уже после 200-300 км пробега. Для диагностики неполадок рекомендуется эксплуатировать авто в одном режиме, не давая высоких нагрузок мотору.

Также следует пользоваться услугами одной АЗС, в качестве заправляемого топлива которой есть высокая уверенность. Это поможет точнее установить причину образования нагара на свечах.

Основных причин этого процесса может быть достаточно много.

1. Прогар клапана. Такое возможно при почернении свечи только с одной стороны, в том случае, если область воздействия на нее находится в районе бокового электрода.

2. Использование свечей, калильное число которых не соответствует рекомендациям завода изготовителя для двигателя данного типа. Калильным числом называется величина, характеризующая время за которое свеча достигнет калильного зажигания. Чем оно выше, тем меньше она греется.

3. Позднее зажигание. Оно характерно образованием равномерного налета черного цвета.

4. Использование высокообогащенной топливовоздушной смеси. В инжекторном двигателе такое иногда случается при неисправности датчика массового расхода воздуха (ДМРВ). Он выдает информацию ЭБУ о составе смеси.

Еще возможна разгерметизация топливных форсунок. Поэтому топливо попадает в цилиндры даже при закрытых форсунках.

5. Если установлен карбюраторный мотор, то одной из причин образования черного налета на свечах, может быть износ или разгерметизация шарикового клапана экономайзера мощностных режимов. Тогда в мотор поступает большое количество бензина.

6. Забитый воздушный фильтр. Его нужно проверить в первую очередь. Также стоит уделить внимание приводу воздушной заслонки.

7. Наличие проблем с системой зажигания. Среди них: неверно выставленный угол опережения; нарушение целостности высоковольтных проводов или катушек.

8. Неправильная регулировка зазоров клапанов ГРМ.

9. Выход из строя топливного регулятора инжекторного двигателя. Может быть также низкий уровень компрессии в одном или нескольких цилиндрах.

Как действовать при появлении нагара на свечах

Нужно понимать, что нередко следствием появления нагара является перегрев свечей и их загрязнение от масла. В результате образуется копоть, которая вредна для всего мотора, но особенно для системы зажигания.

Также велика опасность перегрева свечи, ведущая к полному ее выходу из строя. Если было замечено, что нагар имеется только на одной свече, то для его точной диагностики следует поменять ее местами с другой. В случае очистки старой свечи и появления черного налета на новой, причину происходящего стоит искать в цилиндре.

Если ничего не изменилось, то значит, что проблема кроется в самой свече.

Масляные отложения и нагар на изоляторе

В некоторых случаях можно обнаружить, что выкрученная из мотора свеча зажигания покрыта влажным и черным налетом. Причиной этого является попадание моторного масла в камеру сгорания. Также можно заметить, что в таких случаях затрудняется пуск мотора, ощущается его ненормальная работа – дерганье и пропуски в работе одного из цилиндров. Из системы выхлопа выходит дым синего цвета.

В камеру сгорания масло может попасть двумя путями: через поршневые кольца или по направляющим клапанов. В первом случае иногда помогает проведение раскоксовки двигателя, а во втором необходимо провести замену маслосъемных колпачков.

Иногда на изоляторе свечи появляется нагар, который как-бы «слетает» со стенок цилиндров. Там он образуется ввиду естественных причин. Данная ситуация является наиболее безобидной. При ее возникновении нужно всего лишь заменить свечи зажигания новыми или осуществить их чистку.

Нередко можно увидеть, что на свечах образуется налет черно-красного цвета. Это может означать, что в постоянно заливаемом топливе присутствует большое количество металлических присадок. Это ничем хорошим не кончится, так как со временем нагар станет токопроводящим и ухудшит искрообразование, что приведет к выходу свечей зажигания из строя.

Итог

Нагар на одной свече зажигания или нескольких может образоваться вследствие нескольких причин. Нередко их сразу несколько. Поэтому при возникновении определенных симптомов, свечи нужно проверять, осуществлять их очистку или замену. Причины появления налета нужно незамедлительно выявлять и устранять.

Это позволит сохранить ресурс двигателя, избавит от преждевременных трат на ремонт и улучшит комфорт во время поездок.

Черный, белый, красный — какой может быть нагар?

Нагар на свечах зажигания – это не так уж и плохо, как считает большинство автолюбителей. Он позволяет с высокой точностью «поставить диагноз», после чего предпринять необходимые меры.

Прежде чем начать говорить о том, каким может быть нагар на свечах, надо уточнить несколько моментов:

    Проверять нагар на новых свечах надо только после 200-300 км, желательно преодоленных по трассе. В таком режиме двигатель работает примерно на одних и тех же оборотах, и не сказать, что его можно было бы назвать щадящим.

Перед тем, как осматривать свечи, необходимо убедиться, что нагар – это не причина некачественного топлива, его следует выбрать заранее.

Если двигатель карбюраторный, то для начала необходимо выставить зажигание, отрегулировать холостые обороты.

Черный нагар на свечах зажигания: причины, способы устранения

Прежде всего, надо обратить внимание, на то, какой это нагар. Если он удаляется пальцем или тряпкой, то не все так страшно. Причины такого явления достаточно просты и кроются в переобогащенной смеси, а это уже следствие следующих неисправностей:

    Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). В блоке управления инжекторного двигателя имеется программа, которая корректирует время, которое форсунки открыты. Так вот, в этой программе прописано соотношение воздуха к бензину, то есть, пропорции горючей смеси. Если ДМРВ «не понимает», сколько воздуха через него проходит или же его показания ошибочны, то блок управления на слишком длительное время открывает форсунки. Это приводит к попаданию большего количества топлива в цилиндры, после чего и образуется черный нагар на свечах зажигания.

Негерметичность форсунок. В таком случае сразу же будет заметен серьезный перерасход топлива. То есть, бензин попадает в цилиндры даже тогда, когда форсунка закрыта. Как правило, из строя все форсунки разом не выходят, поэтому черная свеча зажигания будет не в каждом цилиндре.

  • Неправильная регулировка карбюратора. Этот момент актуален для карбюраторных двигателей, естественно. Этот узел довольно сложный, поэтому, без должных навыков, не стоит приступать к самостоятельной регулировке.
  • В принципе, тут не надо объяснять способы устранения данных неисправностей, потому что они и так понятны.

    Если черный нагар на свечах зажигания как бы прикипел, закоксовался, то причины его появления более серьезны:

    • Износ маслосъемных колпачков. Здесь тоже достаточно просто определить. Если из выхлопной идет голубоватый дым, особенно под нагрузкой, а компрессия в норме, то их точно пора менять.

    Здесь так же понятны способы устранения неисправностей.

    Белая свеча зажигания: причины

    Белый нагар на свечах зажигания – это не такая серьезная беда, как черный. Он является причиной обедненной смеси. То есть, двигатель работает «на воздухе», с недостаточным количеством топлива. Владельцы карбюраторных двигателей довольно часто нарочно делают смесь обедненной, чтобы сэкономить на топливе. На самом же деле малое количество бензина компенсируется большим количество горючей смеси, которое приходится подавать в цилиндры для достижения той же динамики. Ну а теперь посмотрим, какими могут быть причины белых свечей зажигания на инжекторе:

      Негерметичность впускного тракта. Обычно патрубки трескаются в районе соединения с расходомером (ДМРВ), это приводит к попаданию «неучтенного» кислорода. Блок же управления двигателем подает в цилиндры столько топлива, сколько «учел» расходомер, в соответствии с пропорциями.

    Нормальная смесь включает в себя 15 кг воздуха и 1 кг паров топлива.

    Неисправность ДМРВ. Здесь все обстоит ровно так же, как и с переобогащенной смесью.

  • Засорены форсунки. Обычно они забиваются все вместе. Это приводит к тому, что при равном времени в открытом состоянии меньше топлива поступает через сопла. В таком случае надо промыть форсунки
  • Красный нагар на свечах: причины

    Причиной появления красного нагара на свечах, как правило, является перегрев свечи. Он опасен повреждением изолятора, а значит, выходом свечи из строя. Опять-таки, есть несколько причин красного нагара на свечах:

      Неправильно подобраны свечи. У них есть свое калильное число, которое указывает на температуру работы. Чем выше степень сжатия, тем выше температура в камере сгорания. Соответственно, нужны более «холодные» свечи с большим калильным числом, чтобы избежать калильного зажигания.

    Установлено слишком раннее зажигание. Опять же, актуально только для карбюраторных двигателей. Правильно выставить зажигание и проблема исчезнет. Вообще, при раннем зажигании система охлаждения двигателя плохо справляется со своими обязанностями.

    Для инжекторных двигателей красный нагар на свечах зажигания может стать причиной неисправности датчика детонации. В таком случае зажигание не корректируется, и двигатель работает как карбюраторный при раннем зажигании – об этом сказано выше.

  • Еще одна проблем инжекторного двигателя – это датчик положения коленчатого вала. Он снимает показания с вала о положении того или иного поршня в цилиндре, а датчик фаз определяет такт работы. Так вот, если такая связка выдает неверные показания, то результат будет тем же самым.
  • NGK Spark Plugs (Eurasia) › Блог › Как по нагару на свечах понять состояние автомобиля

    Сегодня рассказываем о том, как выглядят свечи из здорового двигателя и где искать проблему, если цвет и консистенция налёта на них вызывает подозрения, так как отличаются от нормы (норма — это вообще как?). А заодно даём советы по безопасной очистке свечей.

    Автомобиль в некотором роде подобен человеческому организму: неполадки в одном узле могут быть диагностированы по работе другого узла. Например, головная боль оказывается вызвана проблемами в спине, а нагар на свечах может говорить о неисправном топливном насосе или воздушном фильтре. Нагар на рабочей части свечи — изоляторе и электродах — расскажет вам о неисправностях автомобиля, надо лишь уметь «читать» цвет и консистенцию нагара.


    Светло-коричневый нагар

    Что такое: потемнение рабочей зоны свечи в результате штатной работы.
    Опасность: отсутствует.
    Что делать: радоваться хорошей работе двигателя.


    Бугристые наросты

    Что такое: сгоревшее моторное масло
    Опасность: повышенный расход масла, троение двигателя, засорение цилиндров
    Что делать: менять поршневые кольца или маслосъёмные колпачки.

    Традиционно такая проблема посещает старые автомобили с изношенным двигателем, в котором давно пора менять маслосъёмные колпачки (если масло есть даже на резьбе свечи) или залегшие кольца (нагар только на электродах). Но если движок ещё молод, лучше обратиться в сервис к хорошему мастеру, потому что проблема может быть в чём-то другом. Причём время и средства на проверку стоит изыскать поскорее, потому что чем дольше вы будете ездить с утечкой масла, тем выше шанс появления калильного зажигания.

    Моторное масло горит при более высоких температурах, чем бензин, и тем самым разогревает корпус свечи и цилиндра выше штатной температуры. Соответственно, топливовоздушная смесь в перегретом цилиндре будет воспламеняться ещё до того, как на свече образуется искра. Последствия калильного зажигания очень неприятны: прогар клапанов и поршней.

    С опасностью езды с убитыми поршневыми кольцами хорошо знакомы, например, владельцы автомобилей VAG и особенно Audi с двигателем EA888 2009-2012 годов: из-за быстро забивавшихся дренажных отверстий масло начинало попадать в цилиндр, где сгорало, образуя пугающие наросты на клапанах и поршне. Правда, проблему EA888 владельцы чаще диагностировали не по нагару на свечах, а по чудовищному «масложору»: на каждый сожжёный бак бензина приходилось по 1,5-2 литра масла.


    Чёрный матовый нагар

    Что такое: топливная сажа.
    Опасность: повышенный расход бензина, падение мощности, пропуски зажигания, засорение выпускной системы.
    Что делать: искать причину повышенной подачи бензина в цилиндры.


    Белый нагар

    Что такое: окалина из-за перегрева или избыток присадок в бензине.
    Опасность: разрушение свечи в цилиндре, прогар клапанов и поршня.
    Что делать: проверять воздушную и топливную системы, угол опережения зажигания, совместимость свечи.

    Если обнаружилась именно эта ошибка, ситуация несколько упрощается — далее начинается ручная диагностика узлов. Во-первых, проверяем форсунки — вряд ли они забились все разом, поэтому сначала смотрите ту, в цилиндре которой была обнаружена белая свеча. Прочистка форсунок не помешает в любом случае.

    Во-вторых, может изрядно забиться старый топливный фильтр или барахлить топливный насос. В таком случае все свечи в двигателе будут покрыты налетом.

    В-третьих, воздушная система может подтравливать через образовавшуюся в шланге трещину или щель под хомутом, забирая в камеру сгорания воздуха больше положенного. После трёх ключевых элементов отправляемся на проверку угла зажигания, чистоты дроссельной заслонки, датчика расхода воздуха, системы водяного охлаждения и наличия антифриза в ней. Никто не говорил, что будет легко, но цена езды с белым блестящим нагаром на свечах — капитальный ремонт двигателя.


    Красный нагар

    Что такое: ферроценовые отложения от бензина.
    Проблемы: пропуски зажигания, порча лямба-зонда.
    Что делать: сменить АЗС.

    Недавно мы писали о горении и особенностях производства высокооктанового бензина. В частности, в посте было упомянуто, что топливо с октановым числом выше 95 часто получают не дорогостоящим каталитическим риформингом, а добавлением присадок. Некоторые из них уже давно запрещены к применению (тэтраэтилсвинец), некоторые безопасны и потому разрешены (метилтретбутиловый эфир), а некоторые запрещены во многих странах, но частично разрешены к применению в России. К последним относится ферроцен (C₁₀H₁₀Fe), соединение углерода, водорода и железа, которое при копеечной себестоимости позволяет легко поднять октановое число бензина на 4-5 единиц. На 6000 частей низкооктанового топлива достаточно 1 части ферроцена.

    Много ли времени нужно отъездить на бензине, насыщенном ферроценом сверх нормативов, чтобы на свечах появился заметный красный нагар? Совсем чуть-чуть, хватит и тысячи километров, после которых свечи зацветут «кирпичом» и могут начаться пропуски зажигания. Поэтому если вы сомневаетесь в новой АЗС, после нескольких заправок на ней проверьте свечи.


    Чистить ли свечи от нагара?

    Если во время проверки вы обнаружили нагар на свечах, а заменить их на новые нет никакой возможности, допустимо отчистить нагар самостоятельно и продолжить пользоваться свечами некоторое время.

    Сразу отметим, что крайне не рекомендуется чистить свечи с помощью абразивов — наждачки, надфилей и соды. Грубая механическая обработка не поможет надолго — удалить нагар с керамического изолятора вряд ли получится, кроме того, в неизбежно образовывающиеся на поверхности изолятора и электродов микроцарапины нагар будет собираться с удвоенной силой. А если не рассчитать силы, то можно повредить иридиевый или платиновый наконечник и даже немного увеличить зазор между электродами, что испортит свечу. Вариант с паяльной лампой ничем не лучше. Единственный более-менее допустимый вариант — специальный пескоструйный аппарат для очистки свечей зажигания (бывают и такие), но вероятность найти его крайне мала. Конечно, свечи — ваша собственность, и вы вольны чистить их как угодно, но в таком случае производитель вообще не будет ручаться за их дальнейшую работу.

    Свечи, пораженные в результате перегрева и обросшие спекшимся металлом лучше выкинуть. После долгой мучительной реанимации такой пациент всё равно не будет служить как прежде.

    Игнорировать нагар и продолжать эксплуатировать свечи не стоит — непременно ухудшится искрообразование, начнутся пропуски зажигания, что приведет к троению в двигателе, падению мощности и повышению расхода бензина.


    На свечу надейся, а сам не плошай

    Если вы установили самые крутые фирменные иридиевые свечи, это не значит, что нагара теперь можно не бояться. Режим очистки свечи с помощью искры повышенной температуры сбивает нагар только в точках, между которыми эта самая искра проскакивает, тогда как изолятор и внешняя поверхность электродов остаются грязными. К тому же, каким бы ни был нагар (за исключением нормального), заботиться нужно не о сохранности свечей, а о работе двигателя.

    Если вы проводите ТО исключительно в сервисах, всегда смотрите на состояние старых свечей. Делаете всё своими руками? Ещё лучше: проверяйте свечи после смены АЗС, а также при падении мощности и повышение прожорливости двигателя. Умение хотя бы частично диагностировать неисправность автомобиля по свечам поможет вам не только сэкономить время и деньги, но и избежать «развода» от непорядочных мастеров.

    А теперь задавайте вопросы и подписывайтесь на наш блог.

    Читать еще:  Высокие обороты на холодную
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector