Оцинковка кузова автомобиля своими руками и цинкование калины
КУЗОВ АВТОМОБИЛЯ «КАЛИНА» — УЖЕ ИСТОРИЯ
Подготовила А. МАГОМАЕВА
Политехническому музею в Москве недавно передан на хранение кузов опытного автомобиля ЛАДА 1118 Калина, полностью изготовленный из отечественного металла. Вручая свидетельство от Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, заместитель министра С. Г. Митин сказал: «Сегодняшнее событие знаменательно тем, что две ведущие отрасли промышленности России — машиностроение и металлургия решили очень важную задачу, над которой ломали голову последние 20 лет, задачу обеспечения автомобилестроителей современным металлическим листом, позволяющим производить высококачественные автомобили. Это кузов самой перспективной автомашины России ближайших лет — ЛАДА 1118 Калина. Применение российского автолиста повышенной коррозионной стойкости на порядок увеличивает надежность и качество автомобиля, делает его сборку и производство современным, конкурентоспособным, соответствующим мировым образцам».
Всего пару десятилетий назад все кузова отечественных автомобилей в значительной мере собирались из импортного металла. Автомобилестроение долго опережало развитие металлургической промышленности. Пока металлурги боролись за бездефектную поверхность автомобильного листа, за его высокие пластические свойства, идеи и мысли автомобилестроителей уходили все дальше и дальше. Соревнование продолжалось до того момента, когда наконец технологии металлургов и технологии машиностроителей встретились и воплотились в конкретном изделии. Создание кузова автомобиля ЛАДА 1118 Калина стало вехой в работе металлургов и машиностроителей, ознаменовало колоссальный шаг вперед технического развития страны. Именно поэтому на презентации в музее собрались представители руководства ОАО «АВТОВАЗ», Магнитогорского, Новолипецкого и Череповецкого металлургических комбинатов, Лысьвенского металлургического завода — все те, кто приближал сегодняшнее событие. А организовал встречу коллег профессор, академик Российской инженерной академии, советник по науке вице-президента по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ» А. К. Тихонов. При его непосредственном участии создавалась идеология технологии листа и применения его в изготовлении кузова автомобиля ЛАДА 1118 Калина.
«Мы не привыкли показывать часть какого-либо научного труда, но каркас кузова автомобиля «Калина» того заслуживает, — сказал на встрече в Политехническом музее А. К. Тихонов. — В его конструкции воплотились все самые современные требования по безопасности и коррозионной стойкости. Ведь каким должен быть автолист? Прочным, тонким, пластичным, долговечным. Теперь эти свойства у отечественного автолиста есть! Надо отдать должное Новолипецкому металлургическому комбинату, который освоил для автомобиля ЛАДА 1118 КАЛИНА стали без атомов внедрения для горячего цинкования, ранее не производившиеся в России. «Северсталь» добилась необходимого нам качества поверхности на большой номенклатуре деталей. Лысьвенский металлургический завод провел реконструкцию фактически всех линий для электролитического цинкования. Магнитогорский металлургический комбинат смонтировал реверсивный стан и современную линию горячего цинкования. В новом кузове — 35% горячеоцинкованных сталей, 13% электрооцинкованных, 12% сталей повышенной прочности, впервые освоенных и примененных. Остальные 40% — листовые непокрытые стали НЛМК, «Северстали» и ММК. Металлурги и автомобилестроители двигались в работе навстречу друг другу. Учитывая, что кузов на 35% состоит из горячеоцинкованных сталей, автомобилестроители в первую очередь изменили технологии штамповки и сварки. Так как традиционная шлифовка при изготовлении каркаса и навесных деталей перед окраской стала неприемлемой (к деталям после штамповки не должен прикасаться инструмент), выросли требования к геометрии лицевых деталей.
Сварка потребовала реконструкции сварочных линий для автомобиля ЛАДА 110, а также применения двухсторонних электродов на монтируемой линии сварки для автомобилей ЛАДА 1118 Калина, увеличения тока сварки и его автоматического регулирования. Результат оправдал усилия. Если на автомобиле ВАЗ 2101 было более 500 деталей и около 10 тысяч точек сварки, то на ЛАДА 1118 Калина применено около 350 деталей. Чтобы их соединить, потребовалось 4,5 тысячи точек сварки, то есть их стало более чем в два раза меньше. Значит, у нового автомобиля по меньшей мере в два раза меньше точек возможной коррозии, а на сварку требуется намного меньше труда».
На представленном каркасе кузова можно увидеть все детали, рассмотреть, из какого металла они изготовлены и каким образом велась сварка. Сотрудники Политехнического музея уже готовятся встретить юных посетителей, чтобы рассказать им о новых достижениях науки и технологий в нашей стране на примере автомобиля ЛАДА 1118 Калина.
Оцинковка кузова своими руками: тестируем советский гаджет
Цинковое покрытие кузова всегда было для советских, а потом и российских автолюбителей натуральным фетишем и предметом культа. Машины с целиком или хотя бы частично оцинкованными кузовами ценились радикально выше своих «просто крашеных» собратьев, а те, кому не повезло, пытались наносить цинк на автомобильное железо самостоятельно… Сегодня мы попытаемся повторить этот “подвиг”.
Коррозия была вечным бичом автомобилей советской эпохи и первых десятилетий российского периода. Известный бородатый анекдот гласил: если заехать на Жигулях в глухой-глухой лес, выключить двигатель и замереть в тишине, то можно услышать, как машина гниёт. Посему такое восхищение вызывали у советских граждан первые иномарки, у которых сочетались оцинковка кузовных деталей, меньшая склонность железа к ржавлению самого по себе, а также более высокое качество грунтования, окраски и окрасочных материалов. Лучше всего, наверное, любовь и уважение к цинку демонстрировала история с автомобилем Иж-2126 «Ода», который в 90-е рекламировал на всю страну незабвенный Леонид Якубович. Именно многократно повторяемая по телевизору и в журналах волшебная мантра «оцинкованный кузов» позволила получить какую-никакую популярность и распространение этому, честно говоря, морально устаревшему ещё до постановки на конвейер автомобильчику… Впрочем, реклама, как обычно, обманула…
Когда же реклама честна и цинк – на кузове, а не на бумаге, наиболее эффективным методом покрытия в автопроме является «горячий» метод – протравленные в кислоте кузовные детали погружаются в ванну с расплавом цинка. Способ, по сути, аналогичен лужению, когда с помощью паяльника, припоя и кислоты стальные детали покрываются слоем оловянно-свинцового сплава. Несколько менее эффективен электролиз, при котором цинк на стали осаждается «на холодную» из цинкосодержащего электролита. Ну и самый ерундовый вариант, в котором больше от маркетинга, нежели от реального цинкования, – использование цинкосодержащих грунтов под слой краски. Лучше, чем ничего, но только в условиях, когда краска повреждена, но не до металла.
Покрытие стали тонким слоем цинка обеспечивает самую эффективную защиту от коррозии. Цинковый слой в процессе электрохимической реакции утрачивает свои электроны и медленно истончается, не позволяя ржавчине образовываться на стали. Впрочем, этот процесс до поры до времени пребывает в «спящем» состоянии и запускается только после того, как в результате механических повреждений металл обнажается из-под краски и начинает контактировать с влагой и воздухом. На фото видно, как под отслоившейся в результате контакта с бампером краской на переднем крыле цинк серым слоем надёжно защищает сталь, не давая возникать ржавчине.
…и наоборот, повреждения, под которыми оцинковки нет, выглядят куда более устрашающе, раздражают в процессе эксплуатации автомобиля и затрудняют последующую продажу.
Поскольку отечественные автозаводы цинкованием не заморачивались, мечтой многих советских автовладельцев в эпоху тотального дефицита на всё и вся были различные устройства и составы для цинкования металла «на коленке». Одним из таких являлся «Портативный цинкователь ПМЦ-1».
Согласно инструкции, прибор предназначался для электролизного покрытия цинком «небольших участков кузова автомобиля в местах повреждения лакокрасочного покрытия»:
Сие курьёзное поделие кооператива «Декор» при московском заводе «Пищемаш» было выпущено в 1980 году, стоило 10 рублей (весьма недёшево!), и представляло собой натуральную кустарную самоделку. Цинкователь был сделан из… цангового полуавтоматического карандаша!
В комплекте с прибором шёл криминального вида полиэтиленовый пакетик с белым порошком – в нём содержался хлористый цинк. Его нужно было развести в 50 граммах воды, после чего окунуть в раствор поролоновый наконечник, пропитав его жидкостью, и начать натирать им деталь, подключив предварительно источник питания 12 вольт. Светодиод в торце карандаша светился, если сила прижима (а соответственно, и сила тока, обеспечивающего электролиз) была достаточной. При 7-минутной обработке зоны, равной по диаметру поролоновой губке, производитель обещал покрытие толщиной 10 мкм. При этом конструкция и схема цинкователя ПМЦ-1 представляла собой торжество примитивизма:
Разумеется, мы не могли не провести «ретротест» старинного устройства! Зачистив до блеска отрезок профильной трубы 20 х 40, близкой по своей склонности мгновенно ржаветь к кузовам Москвичей и Жигулей, оцинковали одну половину, а вторую оставили без защиты, после чего отправили железяку в соляной раствор. Простейшая конструкция оказалась вполне работоспособной – хотя из-за слабого тока цинковое покрытие создаётся очень медленно и, предположительно, даже более тонкое и хилое, нежели обещано инструкцией. Впрочем, надо думать, советские автолюбители были счастливы и такому гаджету…
Как собирают Весту. Оцинкован ли кузов Лад? Часть 2 — покраска.
После сборки кузова, о которой я написал в первой части, его доводки, кузов отправляется на покраску.
К сожалению, по объективным причинам, нас туда не пустили: во первых, там нет места и нет транспортных коридоров как вдоль конвеера, это узкое пространство, во вторых, это довольно таки вредное производство, в третьих, там должна быть чистота как в операционной — буквально одна пылинка может сделать кузов не соответствующим стандартам Рено-Ниссан (об этом я расскажу чуть позже), ну и просто находиться там опасно как для производства так и для человека.
Так что мне придется рассказывать из тех знаний, которые у меня есть, из посещений других предприятий, теории и знаний, полученных от сотрудников ВАЗа, в том числе и в этой экскурсии.
Оцинкован ли кузов Лады Весты?
Вначале его обдувают, от пыли и мелких частиц, протирается — вручную.
Далее кузов отправляется в ванну для очистки и обезжиривания.
А вот дальше нужно уточнить и развеять мифы.
Почему то многие думают что кузова Вест оцинкованы — это не так.
Частично покрытие на некоторых кузовных деталях есть, так как используется оцинкованный металл, но это совершенно не тот процесс как у автомобилей импортного производства — он называется горячее цинкование, это когда сваренный и собранный кузов опускается в ванну с горячим (450 градусов) цинком. Есть гальванический способ, есть частичное холодное цинкование — когда оцинковывается собранный кузов, но все эти процессы слишком дороги для ВАЗа, поэтому этой технологии нет! Для этого нужно модернизировать тех процесс, конвеер и технологию покраски, да и сами материалы и подготовка стоят денег, все это скажется на стоимости автомобилей для конечного покупателя, а цены растут на Вазы и так по 4 раза за год!! Не так давно объявлено об очередном повышении с 1 июля..
Я задавал официально вопрос оцинковывается ли кузов Вест и других моделей, об этом в отдельной статье будет позже.
Официальной информации что кузова оцинковываются нет НИГДЕ! Использование частично оцинкованного металлопроката на некоторых кузовных панелях — это не оцинковка кузова! Не нужно путать эти понятия. Хотя справедливости ради нужно заметить что и оцинкованый прокат позволяет лучше сопротивляться коррозии металлу. Тем не менее кузов сваривается, и в этом месте нарушается цинковое покрытие без вариантов, кроме того цинк улетучивается и им дышат рабочие.
Итак, мы разобрались что Весты не оцинковывают, но все таки должны же быть приняты какие то меры к защите от коррозии?
Они есть, но намного менее эффективные и более простые, а соответственно и более дешевые.
Технология защиты кузова от коррозии Лада
Итак, после обезжиривания Веста попадает на фосфатирование — этот процесс нужен для достижения двух целей — обеспечивает нужную адгезию с сырым металлом и частично защищает от коррозии металла под краской.
После фосфатирования кузов ополаскивается и идет на катофорез — это специальное грунтование, оно происходит в ванне с катофорезным грунтом, в который опускается кузов, к которому подсоединен минус и кузов отрицательно заряжен, а к ванне положительные аноды, которые придают частицам положительный заряд, за две минуты, что проводит кузов в ванне, положительно заряженные частицы катофорезного грунта прилипают к отрицательно заряженной стали кузова, обеспечивая довольно прочную пленку, после чего идет на ополаскивание — не осевшие частички смываются, далее кузов идет на сушку, где катафорезный грунт кристаллизуется и становится прочным, кузов в катафорезе можно посмотреть в первой части, где я разбираю косяки сборки.
Этот способ имеет преимущества перед традиционной окраской которая была раньше на вазе — в ванне, весь кузов оказывается покрыт грунтом, во всех полостях (хотя кое где все равно он не попадает, естественно). Соответственно растет коррозионная стойкость кузова.
Вот так выглядит это покрытие: серо-зеленый грунт, на точках сварки нет шовного герметика и мастики.
Далее на кузов наносится шовный герметик, закрывая все стыки и сварные швы, наносится мастика, для защиты кузова и снижения шумов на днище.
После этого кузов грунтуется — большую часть работ делают роботы, но и после них, уже людьми, наносится слой где роботы не в состоянии достать — внутренние стойки, часть крыши, кромки дверей, проемы. Так же убираются недоработки роботов и найденные косяки. И как раз на этом этапе больше всего проблем: непрокрасы, слишком тонкое или неравномерное нанесение грунта, что впоследствии сказывается на толщине ЛКП.
Покраска Весты
Весты окрашиваются грунтами всего двух цветов — темный и светлый, это зависит от технологической карты — какой цвет на конкретном кузове планируется.
После кузов подготавливают к покраске, делается это вручную и это самый медленный этап на конвеере — его узкое место. Шлифуются все недостатки, шероховатости, это занимает минимум несколько часов.
Далее кузов тщательно очищается и идет на покраску в покрасочные камеры, частично красят машины роботы, частично — люди, так как роботы на ВАЗе прокрасить полностью автомобиль не могут, далее кузов идет в камеру где наносится лак, и уже окрашенный кузов сушится под высокой температурой примерно в течении 30-40 минут.
Казалось бы все, но нет, кузов дополнительно полируется, наносится на внутренние поверхности антикоррозийный состав — все это вручную.
Бампера красятся отдельно, на отдельной линии и краска на них чуток другая должна быть с пластификатором, кроме того, наверняка вы замечали — часто они отличаются немного по оттенку, это тоже недостатки технологии и не совсем точного подбора. Но судя по тому как легко с бамперов откалывается краска пластификатора или мало либо для удешевления он просто отсутствует.
После окраски кузов оценивается по толщине лакокрасочного покрытия, его блеску и даже шагрени, если с последними двумя параметрами все довольно неплохо, то с первым вышел прокол…
Проблемы с кузовом Лада Веста
По заявлениям ВАЗа разбег по стандартам по толщине — 40 микрон, я же легко нахожу участки от 40 микрон до 135 на одном кузове, причем так на ВСЕХ Вестах, которые я смотрел когда либо. То есть нарушения их же стандартов налицо на КАЖДОМ автомобиле.
Так вот, он подтвердил все этапы и информацию, которую я выложил тут выше, я спросил про качество, а в частности о том, что на Вестах часто встречаются пылинки в краске, он мне ответил что теперь они работают по стандартам Рено-Ниссан и по ним допускается на одном кузовном элементе не более одной пылинки, да и те полируются сразу на этапе после сушки.
После я на первых же ближайших к нам двух элементах — заднее крыло и задняя дверь показал ему сходу (не ища заранее) на одном 6 пылинок и два кратера, два непрокраса, и на задней двери — 5 пылинок, но ему позвонили, он сказал, что нужно ответить на звонок и тут же, ответив бочком, слинял куда то.
Я остался подождать — действительно может звонок важный и человек ответив вернется договорить, я не гордый и готов был ждать.
Потеки краски и лака:
А пока обошел кузов и внимательно осмотрел — косяки те же самые, на практически каждом элементе пылинки и далеко не по одной, кое где есть непрокрасы, где то герметик нанесен мимо шва, где то он не закрывает отверстие между плохо прилегающими панелями и прочие «мелочи».
И это на выставочном кузове! Наверняка они подбирали еще самый удачный…. Долго я ходил вокруг кузова, обращался к той девушке, мол нам бы договорить, ведь у меня еще вопросы по толщине и нанесению герметика.. Но так мне и не удалось дождаться никого, кто бы мог ответить на мои вопросы. Поэтому, пришлось идти не солоно хлебавши на сборочный конвеер — но это уже в следующей части.
А все это приводит вот к таким последствиям на практически новой машине. Или к таким.
Оцинкован ли кузов у автомобилей LADA
Многие производители автомобилей дают довольно долгую гарантию на защиту кузова от сквозной коррозии. При этом упоминается, что кузов машин оцинкован. В процессе оцинковки металл покрывают слоем цинка, чтобы защитить его от появления и распространения ржавчины. Понятно, что чем выше качество оцинковки кузова транспортного средства, тем дольше и лучше он будет защище. Часто владельцы автомобилей АвтоВАЗа задаются вопросом, стоит ли проводить дополнительно самостоятельно обрабатывать кузов или машинам современного отечественного производства это больше не нужно.
Существует несколько видов оцинковки кузова. Наиболее надежной методикой принято считать горячую оцинковку, когда кузов целиком погружается в ванну с расплавленным цинком. Но применяют этот метод в основном крупные европейские производители.
Для защиты своих машин от коррозии на АвтоВАЗе используют катафорезное грунтование. При этом процессе кузов также, как и при горячем методе, погружают в большую емкость с грунтом. В результате появляется фосфатная пленка на поверхности, которая становится основой антикоррозийного слоя, защищающего автомобиль от ржавчины.
На производстве также применяется и технология холодного цинкования. На поверхность деталей наносят специальное вещество, в составе которого цинковый порошок. Также этот метод еще называют высококачественной покраской с использованием антикоррозийных добавок.
О том, какой процент элементов на разных моделях проходит оцинковку, точных данных нет. Периодически появляются разные данные в средствах массовой информации, но официального подтверждения от производителя нет.
Согласно данным из СМИ, можно получить следующие результаты относительно оцинковки автомобилей LADA:
- ВАЗ 2110 — оцинковано 30% деталей;
- Lada 4×4 — проводится катафорезное грунтование, оцинковки нет.
- LADA Kalina 1 — 52% деталей;
- LADA Kalina 2 — все детали подвергаются оцинковке, кроме капота, крыши, а также передних и задних ланжеронов;
- LADA Priora — до 2009 года оцинковку походило 29% кузова, а после — все 100%;
- LADA Vesta — внешний слой кузова оцинкован, а на днище и порогах нанесена антикоррозинйая защита;
- XRAY — оцинкованы внешние панели, кроме крыши.
Если же обратиться к данным с официального сайта компании, то можно получить следующие показатели:
- седан Lada Granta — 32% элементов кузова выполнены из оцинкованных сталей, на днище антигравийное покрытие, глушитель выполнен из нержавейки, а скрытые полости кузова обработаны антикором;
- лифтбек LADA Granta — силовой каркас кузова из стали повышенной прочности, для днища, боковин и брызговиков применяется оцинкованная сталь;
- Lada XRAY — наружные панели кузова имеют двустороннюю оцинковку, днище и крытые полости кузова покрыты антикором.
Как произвести оцинковку кузова машины самостоятельно
Существует множество способов защиты кузова автомобиля от коррозии. Один из самых надёжных — оцинковка. Его суть крайне проста. Под напряжением на поверхность металла наносится раствор из электролитов. Он покрывает деталь надёжным слоем и защищает её от коррозии и других негативных эффектов.
Оцинковка кузова автомобиля впервые была применена на Западе около 30 лет назад. К сожалению, до сих пор многие отечественные автомобили такой защиты не имеют. Мало того, даже не у всех иномарок оцинкован кузов. К примеру, в китайских машинах старого образца днище начинает гнить на 5—7 год эксплуатации.
Дело в том, что китайские автомобили не предназначены для использования в наших широтах. Именно поэтому, если вы покупаете бывшую в употреблении машину, сделанную в Китае, не забудьте сделать оцинковку кузова. Это позволит ещё много лет эксплуатировать транспортное средство.
Немного о заводской оцинковке
Перед тем как перейти к оцинковке кузова своими руками, нужно знать, как проходит этот процесс в заводских условиях. Сейчас большинство компаний цинкуют свои автомобили или хотя бы их самые уязвимые части.
Ради экономии производители идут на крайне неординарные шаги, к примеру, цинкуют только одну сторону детали. Если же говорить про отечественный автопром, то кузов «Лады Калины» цинкуется на 40 процентов.
Отдельного внимания заслуживают способы оцинковки кузова. Существует несколько наиболее распространённых. Во-первых, можно делать оцинковку всего кузова целиком. Для этого применяется широкоформатная гальваническая ванна. Во-вторых, наименее уязвимые детали чаще всего обрабатываются только с внутренней стороны. Это крайне практичный подход, позволяющий сэкономить немало денег.
Чаще всего гниению в наибольшей мере подвержена внутренняя часть кузова автомобиля. Именно она подвергается оцинковке в первую очередь. Дело ещё и в том, что гниение в этой части конструкции определить сложнее всего.
Промышленные мощности заводов позволяют использовать термический метод оцинковки кузова автомобиля и гальванический. Среди компаний с мировым именем, их применяют следующие:
- Volvo,
- Ford,
- Alfa Romeo,
- Audi,
- Peugeot,
- Honda,
- Mersedes,
- Toyota.
Полная оцинковка кузова автомобиля добавляет ему стоимости. Поэтому покупая топовую модель этого года выпуска, вы можете не волноваться за состояние конструкции на протяжении 10—20 лет.
Методы оцинковки кузова автомобиля
Всего существует три метода оцинковки кузова автомобиля. Причём каждый имеет свои достоинства и особенности:
- Термический — кузов полностью погружается в ёмкость со специальным цинкосодержащим раствором. Ванна подогревается до нужной для обработки температуры.
- Холодная оцинковка автомобиля — деталь погружается в ёмкость и обрабатывается посредством цинкосодержащего электрода, последний подключается к положительной клемме.
- Гальванический — деталь также погружается в ванну, содержащую растворённый цинк. Кузов автомобиля подсоединяется к отрицательному электроду, а ванна к положительному. Начинается процесс присоединения заряженных частиц цинка к поверхности.
Чаще всего для оцинковки кузова своими руками применяются второй и третий методы. В большинстве случаев используется холодная оцинковка. Так как она в разы менее затратная, а её применение не требует каких-либо особых знаний или дорогого оборудования.
Оцинковка в гаражных условиях
Создание раствора
Если вы решили использовать гальваническую методику, вам понадобится раствор соли цинка и сульфата или хлорид цинка. К сожалению, купить такое вещество не всегда возможно. Но его можно сделать своими руками. Достаточно растворить цинк в соляной или серной кислоте.
Набор для создания нужного раствора можно приобрести в любом магазине радиодеталей. Серная кислота продаётся в магазинах с автомобильными запчастями. Это связано с тем, что данное вещество используется как электролит в кислотных аккумуляторах.
Чтобы приготовить раствор, положите в ёмкость цинк. После чего залейте его кислотой. Пропорции следующие: на один литр кислоты необходимо не менее 400 грамм металла. Это оптимальное соотношение, которое позволит вам качественно обработать поверхность.
Процесс оцинковки
Работу нужно выполнять на свежем воздухе. Нельзя чтобы поблизости находились очаги возгорания. В процессе смешивания металла и кислоты выделяется водород, поэтому нужно сохранять предельную осторожность.
Чтобы убедиться, что кислота полностью выработалась, положите в ёмкость немного цинка. Если пузырьков водорода нет, значит, смысл продолжать процесс растворения металла, нет.
Возьмите деталь, которую собираетесь обработать. Подключите к ней минусовой источник тока. Плюс должен выходить на кусочек металлического цинка. Поместите запчасть и цинк в раствор. После чего подключите ток.
При обработке в качестве источника питания можно использовать автомобильный аккумулятор. Его мощности вполне достаточно, что произвести оцинковку кузова автомобиля быстро и качественно.
Ток будет воздействовать на частички цинка, растворённые в жидкости. В результате они будут оседать на поверхности детали. При этом кусочек металла будет постепенно растворяться, тем самым обогащая раствор.
Когда провод хоть немного погружён в раствор, он также начинает растворяться. Итог закономерен. Деталь может быть испорчена безвозвратно. Если же всё делать правильно, то постепенно начнёт образовывать равномерный серый слой.
Не стоит пытаться ускорить процесс оцинковки кузова автомобиля. Это может пагубно сказаться на качестве стальной поверхности, сделав её рыхлой и тёмной. Лучше всего использовать ток силой не более одного ампера.
Когда обработка завершена, деталь промывается. При этом нельзя использовать простую воду. В ней нужно растворить питьевую соду в свободной пропорции. Это нейтрализует оставшуюся кислоту.
Особенности использования гальванического метода в условиях обычного гаража
После прочтения инструкции по оцинковке кузова автомобиля у вас должен был возникнуть вопрос о том, как обработать весь кузов в гаражных условиях. В действительности создать ванну нужного размера в гараже невозможно. Поэтому каждая деталь погружается в небольшую ёмкость отдельно.
Перед тем как приступить к оцинковке детали кузова автомобиля её необходимо очистить. Для этого лучше всего использовать шкурку.
В процессе обработки просто оберните кусочек цинка несколько раз тканью и присоедините к нему провод с положительным зарядом. Минус должен при этом выходить на кузов автомобиля.
Чтобы соединить провода между собой используйте зажимы для прикуривания. При этом ткань, в которую завёрнут цинк не должна их касаться. Мокните её в получившийся раствор и начните медленно водить по обрабатываемой поверхности.
Прямо у вас на глазах будет осуществляться оцинковка кузова автомобиля. Ржавая поверхность медленно покроется серым слоем цинка с серебряным отливом, полностью скрыв все дефекты.
Итоги
Пришло время делать выводы. Оцинковка позволяет защитить кузов автомобиля от пагубного влияния внешней среды и коррозии. Этот процесс может осуществить каждый автомобилист и покрыть наиболее уязвимые места своего железного коня надёжной бронёй, которая будет держаться многие годы.
Существует три основных метода обработки поверхности. В домашних условиях можно использовать два: гальванический и холодный. Первый позволяет с удобством и высокой скоростью обрабатывать детали кузова.
Кузов ЛАДА ВЕСТА – оцинкован или нет? Тонкости покраски и защиты
Очень много споров вызвано около современного автомобиля АВТОВАЗА, которым является VESTA. Многие не верят нашему автопрому и говорят что «современная генерация», это ничто иное — как продолжение таких с одной стороны «народных» ГРАНТА, КАЛИНА, ПРИОРА. Если откинуть все остальное (техническое и дизайнерское), противники марки, зачастую вступая в спор, выносят такие факты – «сгниет за пару лет, если правильно не обработать»! Однако производитель дает гарантию – «аж в 6 лет» именно на кузов, что признаков сквозной коррозии не появится. И вот начинает веять таким понятием как – «оцинковка», противники опять скажут, что ее там просто нет (это же ЛАДА, НЕ МЕРСЕДЕС ЖЕ), другие говорят — что она там есть и что части надежно защищены. Так где же — правда? Сегодня разложим «по полочкам» есть она там или ее нет …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
- Если ли на ВЕСТА – оцинковка?
- Четыре типа технологий
- Как еще защищают кузов
- Зачем грунтовка на оцинковку?
- Про мифы
- ВИДЕО ВЕРСИЯ
Начиная статью, мне хочется привести слова одного «мегаэксперта» со специализированного форума (не буду переписывать дословно), но смысл такой. Вот раньше были ВАЗ 2101 – металл качественный был, поэтому и не гнил! А сейчас не пойми что, поэтому и покрывают всякой хренью – «антикор», «оцинковка» и прочее. Сразу хочу ему возразить, эти методы являются ответами на современные дорожные условия. Раньше когда появилась «КОПЕЙКА» машин было очень мало, помню зимы — снег с дорог практически не чистился (основные магистрали только), реагентов не было. А что сейчас – дороги даже в минус 10 какие-то мокрые, все потому что они просто улиты реагентами, которые разъедают снег и лед, соответственно и кузов, покраску и даже резину (да что говорить иногда даже сапоги сезон не ходят). При таких условиях «2101» сгнила бы через пару лет вся! Вот и защищают современные авто, по современному, уж извините за тавтологию.
Если ли на ВЕСТА – оцинковка?
ДА есть и достаточно приличный слой. Назвать ее эталонной язык не поворачивается, но говорить что ее там просто нет – НЕЛЬЗЯ!
В целом обрабатывается все внешние части, это двери, крыша, капот, крышка багажника стойки кузова и прочее. НО ВНУТРИ (в салоне) обработки – НЕТ, только снаружи и только те части которые соприкасаются с внешней средой.
Технология, которая используется АВТОВАЗ самая дешевая и далека от эталонной, это нанесение порошкового покрытия при помощи распыления.
Четыре типа технологий
Немного о том почему цинк (Zn) защищает сталь – он цветной металл, имеет более отрицательный потенциал и коррозирует первым (то есть, разрушаясь сам защищает покрытие под собой), причем защита работает даже тогда, когда поврежден или частично разрушен.
Становится понятно, чем больше и толще слой цинка — тем дольше сохраняется кузов автомобиля и не возникают очаги коррозии
Чтобы нанести частички защитного металла на кузов существуют всего четыре основных технологии, я их буду перечислять от лучшей к худшей.
- Горячий метод.Когда полностью собранный кузов окунают в ванну заполненную цинком. Причем температура держится около 460 – 500 градусов Цельсия. Метод очень дорогой и затратный. Применяется дорогими брендами на люксовых автомобилях – PORSHE, VOLVO, сейчас на некоторых премиальных HYUNDAI и т.д.
- Гальванический метод. Метод заключается в процессе осаждения на катоде (в нашему случае часть кузова), положительно заряженных частиц (ионов) цинка из водных растворов (электролитов). Работает эта технология при пропускании через него постоянного электрического тока. Это менее затратная и более простая технология, ей пользуются Mercedes, BMW, TOYOTA, Honda, Mitsubishi, KIA и т.д.
- Цинкрометалл.Применяется в основном компанией KIA, на машинах от «С» класса. Это своеобразное пластичное покрытие, которое состоит из двух слоев.
- Холодный метод. По сути это своеобразная покраска. НА кузовные части наносится порошок, который содержит мелкие частички цинкового порошка. Применяется многими брендами (Chevrolet, KIA, HYUNDAI, TOYOTA) в том числе и АВТОВАЗ.
Как вы поняли, ВЕСТА обрабатывается именно по третьей технологии вы сами выбираете — куда и в каком объеме наносить этот слой.
Тут и проявляются минусы, а именно равномерность и толщина покрытия. Также стоит помнить этот слой не является 100% защитой от коррозии, его нужно дополнительно усиливать.
Как еще защищают кузов
Если оставить только оцинковку (которой, кстати внутри салона — НЕТ), то такой кузов долго не проживет. Ведь в полости также может попадать влага, воздух, пыль и прочее, все это может вызывать окисление и после коррозию.
Поэтому чтобы защитить внутри (в полостях) применяется грунтовка. Причем наносят ее в два слоя, ну и конечно же не кисточками, а при помощи технологии – «КАТАФОРЕЗА». Опускают кузов в ванну и в ней осаждаются частички грунта на поверхность. Причем на ЛАДА ВЕСТА таких слоев два!
Нанесение двух слоев грунта, дает хорошую защиту – ведь сталь как бы «запечатывается», доступ воздуха практически исключен
Далее на грунтованную поверхность наносится слой эмали и после финишный лак. То есть получается своего рода многослойный пирог:
- ЦИНК
- 2 слоя грунта
- ЭМАЛЬ
- ЛАК
Нужно отметить, что это очень хорошая защита, которая позволит кузову ходить даже в сложных условиях больше 6 лет!
Зачем грунтовка на оцинковку?
Если с внутренней стороны все понятно, там нет защитного слоя и грунт обязателен – но зачем наносить на внешнюю, где есть оцинковка?
Если вы помните — сверху я писал что чем больше слой этого цветного металла, тем дольше живет сталь кузова. ТАК ВОТ — слой который распыляется не такой большой и его дополнительно нужно укрепить.
Если верить материаловедческим справочникам, слой ЦИНКА толщиной в 100 мкм – хватит примерно на 87 лет. А толщина «холодного способа» на кузове ВЕСТА 10 мкм
То есть в идеале должно хватить на 8,7 года, то есть почти 9 лет. Однако АВТОВАЗ не дает гарантию на такой срок, вызвано это несколькими факторами:
- Нанесение идет методом распыления, и нет гарантии от брака (особенно если прокрашивается в ручную).
- Как показала практика, зачастую слой получается около 8 мкм
Таким образом и вывели гарантию на кузов в 6 лет, кстати при запуске этой модели хотели давать 4 – 5 лет. Сейчас технологии немного подтянули.
Про мифы
Почти все выяснили, но опять же многие скептики которые привыкли говорить — что в АВТОВАЗ ничего хорошего нет, могут выдвинуть некоторые тезисы:
- Иномарки делают из полностью оцинкованных листов. Возможно кто-то это и делает (у себя в сарае в частности), но в большинстве производств по всему миру такие листы не используются. Они мягкие (нет нужной прочности), плохо свариваются (легко прожигаются), стоимость кузова будет зашкаливать
- Метод холодного способа используют только на АВТОВАЗ. Это также не верно, например Chevrolet, KIA, HYUNDAI, TOYOTA, MITSUBISHI использует на своих многих авто (пусть бюджетного класса, но все же). Для примеру CRUZE, покрыт хуже чем VESTA, у него нет обработки порогов и некоторых передних силовых стоек
- Слой настолько толстый, что отваливается. Вообще не понимаю, кому это приходит в голову. Если проверить микрометром, то получается: крыша около – 105-125мкм, двери- около 145мкм, крылья – 140мкм, капот – 110 мкм, крышка багажника – 120мкм. Это полностью «пирог» который наносится на сталь. Он примерно такой же какой на многих иномарках этого класса и ни у кого ничего не отваливается.
- Обрабатывают только ВЕСТА, на остальных ВАЗ обработки нет! Это опять же миф. Оцинковка наносится на такие модели: ГРАНТА (ЛИФТБЕК) – пятая дверь, крылья (здесь самый минимум оцинковки), КАЛИНА2 – все внешняя поверхность, кроме капота, крыши, передних и задних лонжеронов (здесь подкрылки нужны), ПРИОРА (с 2009 года) – все кроме крыши, капота. X-RAY – все снаружи, кроме крыши, ВЕСТА – вся внешняя поверхность, причем днище, пороги и арки дополнительно обрабатываются антигравием.
Как видите много чего надумано, сейчас предоставляю вам видео версию, смотрим.
НА этом заканчиваю, думаю было полезно, читайте наш АВТОБЛОГ, подписывайтесь на канал.
(27 голосов, средний: 4,11 из 5)