Hino-avto.ru

официальный дилер Hino Motors
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рихтовка вмятин. Применение молотка, гладилки и поддержки

Pereosnastka.ru

Обработка дерева и металла

Правка и рихтовка представляют собой операции по выправке металла, заготовок и деталей, имеющих вмятины, выпучины, волнистость, коробление, искривления и др. Правка и рихтовка имеют одно и то же назначение, но отличаются приемами выполнения и применяемыми инструментами и приспособлениями.

Листовой материал и заготовки из него могут быть покороблены по краям и в середине, иметь изгибы и местные неровности в виде вмятин и выпучин различных форм. При рассмотрении деформированных заготовок можно заметить, что вогнутая сторона их короче выпуклой. Волокна на выпуклой стороне растянуты, а на вогнутой сжаты.

Металл подвергается правке как в холодном, так и в нагретом состоянии. Выбор способа зависит от величины прогиба, размеров и материала изделия.

Правка может выполняться ручным способом — на стальной или чугунной плите, или на наковальне — и машинным — на правильных вальцах, прессах.

Правильную плиту изготовляют достаточно массивной, масса ее не менее чем в 80—150 раз больше массы молотка. Пра-вйльные плиты изготовляют из стали, из серого чугуна монолитными или с ребрами жесткости.

Плиты бывают следующих размеров: 400 х 400; 750 х 1000; 1000 х 1500; 1500х 2000; 2000х 2000; 1500х 3000 мм. Рабочая поверхность плиты должна быть ровной и чистой. Устанавливают плиты на металлические или деревянные подставки, обеспечивающие кроме устойчивости и горизонтальность положения.

Рихтовальные бабий используют для правки (рихтовки) закаленных деталей, изготовляют их из стали и закаливают. Рабочая часть поверхности может быть цилиндрической или сферической радиусами 150-200 мм.

Молотки для правки применяют с круглым гладким полированным бойком. Молотки с квадратным бойком оставляют следы в виде забоин (квадратов, углов).

Для правки закаленных деталей (рихтовки) применяют молотки с радиусным бойком (массой 400 — 500 г) из стали У10. Хорошо зарекомендовали себя рихтовальные молотки, оснащенные твердым сплавом, корпус которых выполняют из стали У7 и У8. В рабочие концы молотка вставляют пластинки твердого сплава ВК8 и ВК6. Рабочую часть бойка затачивают и доводят по радиусу до 0,05-0,1 мм.

Молотки со вставными бойками из мягких металлов применяют при правке деталей с окончательно обработанной поверхностью и деталей или заготовок из цветных металлов и сплавов. Вставные бойки могут быть медные, свинцовые или деревянные.

Гладилки (деревянные или металлические бруски) применяют при правке тонкого листового и полосового металла.

Правку и рихтовку стальных листовых и полосовых заготовок производят для придания им плоскостности. Основным инструментом и приспособлениями для правки и рихтовки деталей при сборочных работах являются молотки, правильные плиты и рихтовочные специальные бабки.

Для правки применяют молотки с круглым сферическим или гладким бойком для того, чтобы не оставлять забоин на заготовке. Для правки закаленных деталей (рихтовки) применяют молотки с радиусным бойком. При изготовлении рихтовочного молотка нужно в прорезь его корпуса плотно запрессовать пластинку из твердого сплава ВК6 или ВК8 и заточить ее радиусом 0,1 — 0,2 мм.

Для правки деталей с окончательно обработанной поверхностью и деталей из цветных металлов и сплавов применяют молотки со вставными бойками из мягких металлов. Вставные бойки могут быть медные, свинцовые и деревянные в зависимости от материала обрабатываемой детали. Правке или рихтовке подвергают детали как в холодном, так и в нагретом состоянии. Выбор приемов и способов правки и рихтовки зависит от величины прогиба, размеров и материала детали.

Правку можно выполнять ручным способом на стальной или чугунной плите или наковальне и машинным — на правильных вальцах.

Правильную плиту изготовляют из стали, серого чугуна, монолитной или с ребрами жесткости, и обязательно устанавливают на массивной деревянной опоре (столе) для того, чтобы в процессе правки поглощался шум. Рабочая поверхность плиты должна быть ровной и чистой. Плиту размером свыше 750X 1000 мм устанавливают на деревянных столах, которые должны обеспечить устойчивость и горизонтальность ее положения.

Рихтовочные плиты используют для правки (рихтовки) закаленных деталей, изготовляют их из стали и термически обрабатывают, затем поверхность шлифуют.

Рис. 4. Приемы рихтовки заготовок из листового (а), полосового (б, в) и пруткового (г) материала

Детали обычно правят вручную с помощью различных инструментов и приспособлений, реже для этой цели применяют гидравлические прессы. При правке и рихтовке независимо от формы и толщины детали необходимо надевать рукавицы.

Детали из листового материала (для трактора, автомобиля, комбайна и др.) могут быть покороблены по краям и в середине, иметь изгибы и местные неровности в виде вмятин и выпучин различной формы. При рассмотрении деформированных деталей можно заметить, что вогнутая сторона их короче выпуклой. Волокна на выпуклой стороне растянуты, а на вогнутой сжаты. Для того чтобы выровнять поверхность детали, нужно положить ее на плиту, установленную на специальном деревянном столе. Правку листового материала толщиной от 0,5 до 1,2 мм производят перекрест ным способом. Удары молотком должны быть частые и легкие их надо наносить от края к центру выпучины. При этом левой рукой придерживая деталь, все время перемещают ее по плите и меняют место нанесения удара молотком.

Выпуклые участки обводят мелом или мягким графитовым карандашом, затем заготовку кладут на плиту выпуклыми участками вверх, так, чтобы края ее не свешивались, а лежали полностью на опорной поверхности плиты. Правку начинают с ближайшего к вмятине края, по которому наносят ряд ударов молотком в пределах, отмеченных мелом. Затем наносят удары по другому краю. После этого по первому краю наносят повторные удары, указанные точками на детали 3, и переходят опять ко второму краю и так до тех пор, пока постепенно не приблизятся к середине. Удары молотком наносят часто, но не сильно, особенно перед окончанием правки. Не допускают несколько ударов по одному и тому же месту, так как это может привести к образованию новой неровности.

Под ударами молотка материал вокруг выпуклого места вытягивается и постепенно выравнивается. Если на поверхности детали на небольшом расстоянии друг от друга имеется несколько выпуклых мест, под ударами молотка выпуклости соединяются в одну, которую правят молотком вокруг ее границ.

Тонкие листы правят легкими деревянными молотками (киянками) или молотками с деревянными наконечниками, медными, латунными или свинцовыми молотками, а очень тонкие листы выглаживают на ровной плите металлическими или деревянными брусками.

Правку полосового металла осуществляют в следующем порядке. Изгиб отмечают мелом, после чего надевают на левую руку рукавицу, в правую берут молоток и в левую полосу. Полосу располагают на плите так, чтобы она лежала выпуклостью вверх, соприкасаясь с плитой в двух точках. Наносят удары по выпуклым частям, регулируя силу удара в зависимости от толщины полосы и величины кривизны (чем больше искривление и чем толще полоса, тем сильнее удары). По мере выправления полосы силу удара уменьшают и чаще поворачивают полосу с одной стороны на другую до полного выправления. При нескольких выпуклостях сначала выправляют крайние, а затем средние.

Результаты правки (прямолинейность заготовки) проверяют на глаз, а при необходимости более точного контроля — на разметочной плите по просвету или наложением линейки на полосу.

После закалки стальные детали иногда коробятся. Правку закаленных деталей называют рихтовкой. В зависимости от характера рихтовки применяют различные молотки с закаленным бойком или специальные рихтовочные молотки с закругленной узкой стороной бойка. Деталь при этом лучше располагать не на плоской плите, а на рихтовочную бабке с выпуклой поверхностью. Удары наносят рихтовочным молотком не по выпуклой, а по вогнутой стороне поверхности полосовой детали 3. Прежде чем приступить к рихтовке детали, нужно в первую очередь определить место изгиба. Затем надеть на левую руку рукавицу и положить деталь на рихтовочную бабку, установленную на деревянном столе. После этого рихтовочным молотком 4 наносят легкие удары по вогнутой поверхности детали, при этом деталь перемещают вверх и вниз по поверхности бабки и периодически проверяют прямолинейность лекальной линейкой или на контрольной плите с помощью щупа.

При правке заготовок из прутка на выпуклой стороне мелом отмечают границы изгибов. Затем надевают на левую руку рукавицу, в правую берут молоток и укладывают пруток на наковальню выпуклостью вверх. Удары молотком наносят по выпуклой части от краев изгиба к середине. Сила удара зависит от диаметра прутка и величины изгиба. По мере выправления изгиба силу удара уменьшают, заканчивая правку легкими ударами при поворачивании прутка вокруг оси. Если пруток имеет несколько изгибов, сначала правят крайние, а затем расположенные в середине.

Рис. 5. Рихтовка заготовок квадратного сечения

Детали квадратного сечения правят в такой последовательности: выявляют покоробленные участки, устанавливают места, где имеется больше вогнутых и выпуклых изгибов, и приступают к правке или рихтовке так, как было указано выше.

На рис. 5, а показан способ рихтовки штанги квадратного сечения с установленными на ней ножами на круглой бабке рихтовочным молотком. Перед рихтовкой надевают на левую руку рукавицу и захватывают конец штанги, после чего укладывают штангу на поверхность бабки так, чтобы вогнутая поверхность находилась в центре металлического рихтовочного диска бабки. Затем бойком рихтовочного молотка наносят легкие поперечные удары по поверхности штанги, а левой рукой перемещают штангу вперед и назад по поверхности диска до тех пор, пока не выровняются плоскости штанги.

Если ножи штанги не параллельны друг другу, ее устанавливают в тиски между планками и на вилку стойки. Вилку закрепляют гайкой, а губки тисков зажимают так, чтобы штанга не провисала. Затем правой рукой снизу на штангу надевают специальный рычаг (плечо рычага 500 мм). Придерживая штангу левой рукой, правой рукой нажимают на конец рычага и выравнивают штангу так, чтобы ножи ее стали параллельны друг другу. Освободив штангу из тисков, устанавливают ее на вилку на уровне глаз и закрепляют гайкой. Затем проверяют параллельность расположения ножей.

Читать еще:  Способ полировки стекол авто и правильное применение пасты ГОИ

Рихтовка кузова авто своими руками: секреты мастеров

Ремонт кузова автомобиля — определенно один из самых скучных и трудоемких процессов. Так, в этом деле нужен не только специальный инструмент и хорошие навыки, но и настоящий талант, ведь мастер по металлу является своего рода скульптором.

Первое, с чем нужно определиться перед рихтовкой автомобиля своими руками, это целесообразность работ. Если у вас есть энтузиазм, вмятина небольшая, а в гараже завалялся необходимый инструмент, то попробовать стоит. В противном случае бывает выгоднее отогнать автомобиль в специализированный сервис.

Главный секрет рихтовки кузова в том, чтобы определиться нужна ли она в принципе или проще и дешевле будет вырезать поврежденный элемент и приварить целый.

Набор необходимых инструментов для рихтовки

Если у вас нет специальных инструментов по типу обратного молотка или чего-то подобного, то необходимо обзавестись хотя бы базовым минимумом – молотком и киянкой.

Чем больше инструмента будет у вас под рукой, тем больше шанс, что вы сможете провести рихтовку автомобиля быстро и качественно. Так, вот необходимый минимум для работы с повреждениями разного рода:

  • молоток с плоским бойком;
  • молоток с острым бойком;
  • молоток с выпуклым бойком;
  • молоток гладилка;
  • молоток с насечками;
  • рихтовочные напильники;
  • споттер;
  • наковальни или элементы поддержки;
  • рихтовочные крючки.

Вакуумная рихтовка кузова без покраски

Подходит при довольно ограниченном перечне ситуаций, но если ваша вмятина попадает в этот перечень, то вам повезло. Для начала, необходимо закрепить вакуумные присоски в области повреждения, после чего просто придаете металлу его первозданную форму.

Вакуумная рихтовка не исправит ситуацию на 100%, но значительно улучшит ситуацию

Вытягивание вмятины зацепом

В случае более сложных и обширных вмятин, в место повреждения вкручивается крючок или саморез, после чего поверхность металла медленно распрямляют при помощи обратного молотка. Отверстия заделывают шпаклевкой.

Рихтовка способом выстукивания

Достаточно трудоемкий процесс, в котором необходимо использовать рихтовочный молоток вместе с опорной поверхностью (наковальня или элементы поддержки). Чтобы металл был более податлив, в некоторых случаях его немного разогревают.

Рихтовка гладилкой

Гладилка достаточно специфический инструмент для человека незнакомого с рихтовкой. Так, гладилку есть смысл использовать на относительно ровных поверхностях. С ее помощью идет растяжение металла, поэтому ее можно использовать смелее, чем молоток. Помимо этого, данный инструмент может одновременно «подымать» вмятину и простукивать поверхности вокруг этой вмятины, все благодаря своей форме и размерам.

Складки на металле в местах, где невозможно использовать молоток вместе с поддержкой, могут исправляться методом «молотком через гладилку». Гладилка рассеивает удары, распределяя их на большую площадь. Она помещается поверх жёстких возвышенностей и простукивается до момента, когда напряжение металла ослабнет.

Рихтовка кузова оловом

Как правило, подобный метод рихтовки применяется при крошечных повреждениях на кузове, а также используется на финальных стадиях при финишной обработке поврежденной детали. Примеры рихтовки кузова оловом:

Рихтовка авто на стапеле

Используется для наиболее сложных работ по выравниванию силовых элементов конструкции автомобиля. Как правило, стапель не используется при рихтовке кузова своими руками, так как это дорогостоящее и громоздкое устройство. В случае необходимости рихтовки авто на стапеле, лучше обращаться в специализированный сервис.

Пример полноценной рихтовки кузова автомобиля от начал и до конца:

Рихтовка вмятин. Применение молотка, гладилки и поддержки

Для исправления вмятин и восстановления формы поверхностей элементов кузова используют ручной инструмент.

Большое разнообразие рихтовочных молотков предполагает применение того или иного молотка в зависимости от характера вмятины и формы поверхности. Некоторые молотки имеют отполированную бойковую часть, что позволяет достичь высокой чистоты правки, а в отдельных случаях устранить повреждения без разрушения лакокрасочного покрытия.

Наковальни и фасонные плиты служат для поддержки листа во время выправления вмятины молотком. Форма и размеры плит и наковален выполнены с учетом наиболее часто встречающейся кривизны деталей кузова и дают возможность применять их при восстановлении различных участков кузова.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Рычаги предназначены для исправления различных вмятин. Конструкция рычагов и длина некоторых из них предусматривает их применение в труднодоступных местах через технологические окна и отверстия в деталях кузова.

Восстановление формы кузовных деталей производят с помощью рихтовочного инструмента. Правку выпучин выполняют в холодном или нагретом состоянии.

Устранение выпучин в холодном состоянии основано на растяжении металла по концентричёским окружностям или по радиусам от выпучины к неповрежденной части металла. При правке образуется плавный переход от наиболее выпуклой части а выпучины к окружающей ее поверхности панели 1. Для этого по направлению от металла, окружающего выпучину b—с, к выгнутой части b—d и с—е поверхности наносят молотком последовательную серию ударов по кругу. По мере приближения молотка к границе выпучины силу удара уменьшают. Чем больше будет число окружностей на панели при рихтовке, тем плавнее получится переход от выпучины к неповрежденной части металла.

Правка деформированных поверхностей на прямолинейном участке лицевых панелей с использованием опорной плиты и киянки показана на рис. 1, а. Исправление деформаций на деталях с некруглыми поверхностями выполняют с использованием киянки и фасонных плит или наковален специального профиля. На рис. 1, в показан процесс рихтовки незначительных вмятин на лицевых панелях кузова, таких, как крыша, двери, капот, крышка багажника, крылья и другие. Последовательность исправления вмятин на деталях кузова, имеющих закругленную лицевую поверхность, представлена на рис. 1, г.

Значительная пластическая деформация, возникающая при растягивании металла для устранения выпучины рихтовкой в холодном состоянии, увеличивает истинную поверхность металла на восстанавливаемом участке и ухудшает стойкость его оксидной пленки. В результате коррозионная стойкость металла ухудшается. Поэтому правку неровных (волнистых, небольших вогнутых поверхностей) панелей кузовов и оперения выполняют без наклепа и увеличения площади металла с помощью опорной плиты и специального молотка (рис. 2) с насечкой на рабочей части. При устранении вмятин данным способом металл не растягивается, а панель восстанавливается до первоначальных форм и размеров.

Для восстановления поверхности кузовных деталей в легкодоступных местах применяют различные рихтовочные инструменты в соответствии с кривизной восстанавливаемого профиля детали, т. е. с учетом радиусов, переходов различной кривизны и ребер жесткости. На рис. 4 показаны варианты использования фасонных плит, наковален, оправок и рихтовочного молотка при восстановлении поверхности переднего крыла кузова (в сечении А—А).

Устранение выпуклости на поверхности кузова методом нагрева и быстрого охлаждения основано на использовании процессов расширения и усадки металла при нагреве и последующем охлаждении. В виду того что пластичность кузовной стали при комнатной температуре недостаточно высокая, применяют ее нагрев. При нагреве мягкой стали до температуры около 800° С (красный цвет) она становится пластичной и легко деформируется. Нет необходимости нагревать всю поверхность, а достаточно выбрать для этого несколько подходящих точек.

Нагрев металла выпуклости на кузове осуществляют угольным электродом сварочного аппарата или пламенем газовой горелки.

При нагреве точки металла узким пламенем кислородно-ацетиленовой горелки небольшой круг металла быстро разогревается докрасна, при этом пластичность металла резко возрастает. Поскольку расширению нагретого металла препятствует менее нагретый окружающий металл, то увеличение его объема происходит в результате утолщения. Как только металл разогревается докрасна, горелку надо отвести и начать охлаждение. При этом нагретый круг металла становится темно-красным, черным, после чего охлаждение продолжается. При охлаждении металл сжимается, его объем уменьшается, но удерживается расположенным вокруг холодным металлом, ни длина ни ширина которого не изменялась. Поскольку температура металла не соответствует температуре максимальной пластичности, то, сжимаясь, он поглощает небольшую часть удлинения окружающего металла. Для ускорения осадки металла уменьшают скорость распространения теплоты путем создания кольца вокруг нагретой части металла из мокрой ткани, противодействуют деформации путем нажатия на металл ручкой молотка или трубой вблизи нагретой точки, выстукивают границы точки металла, нагретого докрасна, а затем и саму нагретую точку киянкой или рихтовочным молотком.

Резкое охлаждение нагретого участка кузова выполняют тампоном асбестовой смеси или ткани, смоченной водой. Охлаждение металла приводит к нужной осадке и принятию поверхностью кузова требуемого профиля. При устранении выпуклости поверхности кузова данным методом следует придерживаться последовательности охлаждения, указанной на рис. 36, в.

Устранение выпуклости-вмятины методом нагрева и осаждения металла ударным воздействием имеет некоторые особенности. При рихтовке нагреванием и выстукиванием быстро подводят горелку к центру выпуклости, прогревают ее и отводят горелку как только разогретое докрасна пятно достигает диаметра не более 10 мм при толщине металла панели 0,6…0,8 мм. При нагреве следите, чтобы металл не начал плавиться. Если работу выполняют в одиночку, то горелку отставляют, а под лист помещают ручную наковальню почти под деформированную поверхность. Быстро выстукивают непокрасневший металл вокруг нагретой точки, а затем нагретую точку до тех пор, пока металл еще остается темно-красным. Лучше если выполнять эту работу киянкой.

При рихтовке молотком-гладилкой сила удара должна быть небольшой, чтобы не создать растяжения металла вместо сжатия. Если выпуклость небольшая, то достаточно одной точки. Работу можно считать завершенной только тогда, когда металл остынет до температуры окружающей среды. Для ускорения охлаждения на поверхность прикладывают смоченную в воде ткань. Если необходимо осуществить дополнительные точечные нагревы, то их надо делать не более двух, трех между каждым охлаждением. После охлаждения нагретого листа проводят тонкую рихтовку прогретого участка, чтобы выровнить поверхность металла, которая имела деформацию.

Для устранения обширной выпуклости (вмятины) на поверхности кузова металл предварительно нагревают в месте предполагаемого удара. Осаждение обширной выпуклости металла выполняют на опорной плите с помощью киянки, а устранение вмятины — с использованием молотка и фасонной плиты. Последовательность предварительного нагрева и нанесения ударов при устранении обширных выпуклостей (вмятин) зависит от их формы. Если выпуклость круглая, то точки 1—4 располагают по спирали в направлении от периферии к центру, а если выпуклость длинная и узкая, то точки 1—16 располагают узкими рядами.

Читать еще:  Обратный молоток для рихтовки кузова

Контроль качества рихтовки осуществляют визуально или ощупыванием поверхности ладонью руки. Визуально наиболее легко контролируются выпуклые или вогнутые поверхности путем осмотра их под различными углами. Для контроля плоских поверхностей применяют линейки.

Как ремонтировать автомобиль

Рихтовка как рихтовка

Р ихтовка – последняя операция обработки кузовных деталей. Так как операция является отделочной, ее необходимо выполнять тщательно, для чего часто требуется много времени.

Рихтовка заключается в устранении неровностей поверхности до такой степени, когда состояние ее становится почти таким же, как после штамповки. В процессе рихтовки возникает наклеп, который вызывает упрочнение листа.

(метод стержневой вытяжки)

Здесь вы узнаете:

  • Как устранить выпуклость электронагревом
  • Рихтовка крыши
  • Виды шпатлевок для ремонта кузова автомобиля
  • Ремонт бампера
  • Повреждения кузова автомобиля
  • Как правильно рихтовать
  • Вытяжка вмятин
  • Восстановление формы
  • Кузовной ремонт (Покраска и рихтовка авто)

Р ихтуют ударами молотка по листу, который опирают на наковальню. Используемая для рихтовки наковальня должна обладать достаточной массой, чтобы поглощать удар, и иметь форму, схожую с формой рихтуемой части детали. Рабочая поверхность наковальни должна быть гладкой, чтобы не оставлять следов на поверхности листа.

П ри рихтовке применяются рихтовочные молотки, называемые также гладилками, и молотки-кувалды. Молотки изготовляют из сталей, причем их бойки закаливают и полируют. Утончение листа, вызываемое обработкой молотком, происходит тем быстрее, чем сильнее наносимые удары. Так как объем металла остается постоянным, то его утончение сопровождается удлинением, которому препятствует металл необработанных молотком участков. В результате блокирования этой деформации происходит выпучивание поверхности листовой детали.

Л учший эффект достигается в случае рихтовки легкими частыми ударами с малой вытяжкой металла, чем при рихтовке сильными разрозненными ударами, оставляющими следы на поверхности и сильную вытяжку металла. При наличии на рихтуемой детали складки рихтовку начинают с выправления этой складки до окончательной формы, а затем рихтуют остальную часть детали.

Рихтовка

Рихтовка может быть ручная

и механизированная

К ачество выполненной рихтовки оценивается визуально и ощупыванием поверхности ладонью руки. Визуально наиболее легко контролируются выпуклые или вогнутые поверхности путем просмотра их под углом или сбоку. Для контроля плоских поверхностей применяют линейки.

П ри ощупывании малейшая неровность ощущается ладонью руки. После рихтовки возможно образование двух видов дефектов поверхности:

на выпуклом участке небольшой листовой панели образуется впадина, которую нельзя устранить выдавливанием;

на обширном участке листовой панели образуется пузырь, который при нажатии на его выпуклую сторону попеременно перемещается то на одну, то на другую сторону листа.

П ри определении вида дефекта достаточно надавить на его выпуклую поверхность. Если участок листовой панели небольшой, то дефект не выжимается. Если участок листовой панели достаточно обширный, то выпуклая часть панели, называемая пузырем, перемещается и образует на другой стороне листа выпуклость, при этом возникает характерный шум (хлопок металла).

К ак устранить такой дефект? Вначале необходимо определить по возможности границы пузыря и отметить мелом. Далее следует устранить удлинение металла.

Способ термической правки деталей автомобиля

П ри наличии на поверхности панели пузыря необходимо стянуть металл. Это можно выполнить только путем утолщения металла. Однако пластичность мягкой стали при комнатной температуре недостаточно высокая, в то же время металл, нагретый до достаточно высокой температуры (для мягкой стали это 800 °C), становится пластичным и легко деформируется. При этом нет необходимости нагревать весь пузырь, достаточно выбрать для этого несколько подходящих точек.

Б олее удобным источником нагрева является кислородно-ацетиленовая горелка. Операция заключается в устранении дефекта путем использования процессов расширения и усадки металла, возникающих при нагреве, и последующего охлаждения. Местные нагревы получили названия усадочных точек или усадочных нагревов. Механизм процесса заключается в следующем.

П ри нагреве точки металла узким пламенем кислородно-ацетиленовой горелки небольшой круг металла быстро разогревается докрасна. Но прежде чем металл станет красным, он начинает расширяться, и расширение может вызвать образование выпуклости. Как только металл нагреется докрасна, его пластичность резко возрастет. Под действием пружинящего эффекта окружающего не нагретого докрасна металла происходит усадка разогретой докрасна части металла. Так как расширению металла препятствует менее нагретый окружающий металл, то увеличение его объема происходит за счет утолщения. Как только металл разогреется докрасна, горелка отводится и начинается охлаждение: нагретый круг металла становится темно-красным, затем черным и продолжает далее охлаждаться.

П ри охлаждении металл сжимается, его объем уменьшается, но удерживается расположенным вокруг металлом, длина и ширина которого не изменялась. Необходимо, чтобы дополнительное утолщение, полученное при растяжении металла, было восстановлено после охлаждения. Но так как металл имеет температуру, не соответствующую максимальной пластичности, то, сжимаясь, он поглощает небольшую часть удлинения окружающего металла.

Усиление осаживания металла осуществляется различными способами:

– уменьшением скорости распространения теплоты путем создания кольца вокруг нагретой части металла из мокрой ветоши;

– противодействием деформации путем нажатия на металл ручкой молотка или другим предметом около нагретой точки;

– выстукиванием границ точки металла, нагретого докрасна, а затем и самой нагретой точки киянкой или рихтовочным молотком.

Наибольшее применение имеет последний способ.

Р ассмотрим порядок выполнения технологических операций рихтовки различными способами.

П ри рихтовке нагреванием и выстукиванием горелку быстро подводят к центру пузыря, прогревают его и горелку отводят, когда разогретое докрасна пятно достигнет диаметра, равного максимум 12 мм.

П ри нагреве необходимо следить, чтобы металл не начал плавиться. Если нагретое пятно будет большего диаметра, это вызовет гораздо большую усадку, чем надо. Если работа выполняется в одиночку, то горелку откладывают, под лист (почти под дефект) помещают наковаленку. Быстро выстукивают не покрасневший металл вокруг нагретой точки, а затем и нагретую точку, пока металл еще остается темно-красным.

О бработку предпочтительнее вести деревянной киянкой. При рихтовке молотком-гладилкой сила удара должна быть небольшой, чтобы не создать растяжения металла вместо усаживания.

Е сли пузырь небольшой, то достаточно провести обработку одной точки.

Р аботу можно считать завершенной только тогда, когда металл остынет до температуры окружающей среды. Для ускорения охлаждения применяют мокрую ветошь или пропитанную водой губку. Если необходимы дополнительные точечные нагревы, то их делают не более двух-трех между каждым охлаждением. Их располагают вокруг центральной точки.

П осле охлаждения нагретого листа проводят легкую рихтовку прогретого сектора, чтобы выровнять поверхность металла, которая имела до этого деформацию.

Расположение точек усадки зависит от формы пузыря. Если пузырь круглый, то точки располагаются по радиусу. Если пузырь длинный и узкий, то точки нагрева располагают узкими рядами.

Подчеркнем, рихтовка с применением точек усадки требует опыта, который приобретается со временем. Легче проводить такие работы на округлых деталях или сильно выпуклых, чем на почти плоских панелях или панелях с малой выпуклостью. Трудность заключается в восстановлении точной длины металла. Разгонять пузырь необходимо как можно осторожнее, так как рихтовка вызывает удлинение металла, которое должно обеспечить желаемую длину металла. Стоит только нанести несколько сильных ударов, как образуется новый пузырь. В то же время, если нанесено меньшее, чем необходимо, количество ударов, то неопытному может показаться, что металл вокруг пузыря слишком вытянут. Он будет пытаться устранить это точками усадки и выполнять их в большем количестве для достижения малоуловимого равновесия металла, чем опытный жестянщик.

Р ассмотрим другой способ устранения пузыря – путем наложения влажного охлаждающего кольца. Он осуществляется следующим образом. Смоченную в воде ветошь располагают вокруг нагреваемой точки, что затрудняет распространение теплоты и, как следствие, уменьшает деформацию, предшествующую нагреву металла докрасна. При этом металл получает большую усадку, чем без предварительного охлаждения, но меньшую по сравнению с применением выколотки.

В место ветоши можно использовать пасту. Паста выполняет такую же роль, что и влажное кольцо из ветоши, но действие оказывает более сильное.

Рихтовка кузова автомобиля своими силами. Методика построения работы.

Повреждение кузова – это обыденно дело, которое может случиться с каждым. Не вписался при парковке, попал в ДТП или же просто зацепил ограждение, визуальный эффект будет моментальный. Вмятины – очень четко видно и такие изъяны нужно немедленно исправлять. В этой статье мы кратко рассмотрим основные моменты самого процесса рихтовки, а также сделаем перечень нужных вам инструментов.

Базовые понятия и технология проведения работ

Первое что нужно усвоить, так это то, что сделать рихтовку кузова авто своими руками не так уж и просто, это требует определенных знаний и навыков от исполнителя и при этом нужно соблюдать особую аккуратность. Ведь вы можете не только не исправить изъян, но сделать все только хуже.

По своей сути рихтовка – это выравнивание поврежденных участков кузова. Тут стоит трезво подходить к ситуации, если деталь сильно повреждена, то возможно дешевле будет просто ее заменить. Если же изъян небольшой, тогда можно приступать к работе.

На данный момент наиболее часто ее делают с помощью пневматического молотка. Но если у вас нет этого инструмента, то можно делать все вручную. Из ручного инструмента вам будет нужен молоток, киянка. Выравнивание делается постепенно, некоторые мастера даже немного разогревают металл. Но если вы новичок, то смотрите не перегрейте, чтобы он не оплавился.

В зависимости от размера вмятин технология работы будет разная. Так, при большой вмятине рихтовочные работы нужно проводить, начиная с краев, медленно приближаясь к середине. Если же повреждение небольшое, то начинать лучше с середины, а потом подтягивать края.

Читать еще:  Технология покраски автомобильных дисков порошковой краской

Набор необходимых инструментов для рихтовки

В зависимости от степени повреждения кузова вам нужен будет различный инструмент. Тут я напишу лишь несколько наиболее ходовых решений. Но наличие современной техники только приветствуется, особенно если ее можно одолжить у знакомых.

Итак, вот тот небольшой запас подручных средств того, кто планирует делать рихтовку своей машины:

  • молоток с плоским бойком. С помощью него выравнивают плоские участки кузова.
  • молоток с острым бойком.
  • молоток с выпуклым бойком. Для выпуклых типов поверхностей.
  • молоток гладилка. Используется для сглаживания обрабатываемой поверхности.
  • молоток с насечками. Для обработки вытянутых поверхностей.
  • рихтовочные напильники;
  • споттер, с помощью него производят точечную сварку кузова.
  • наковальни или элементы поддержки. Используются в качестве поддерживающей поверхности с обратной стороны обрабатываемой поверхности. Особенно при работе с молотками. Такие поверхности берут на себя часть нагрузки.
  • рихтовочные крючки. С их помощью выдавливают вмятины.

На этом список далеко не заканчивается. Под каждый отдельный случай потребуется еще дополнительный набор инструмента.

Вакуумная рихтовка кузова без покраски

Еще лет 15 назад, такой метод был всего лишь фантастикой. Все делалось вручную. Сначала выравнивание, потом шлифовка, грунтовка и покраска. С помощью специальных устройств, которые имеют вакуумные присоски – такой метод стал реальностью.

Вся процедура состоит в следующем. Сначала вы закрепляете присоски в области вмятины, после чего простым движением руки вытягиваете, метал. Такой способ не требует дополнительной покраски и его легко применить по всему кузова.

К плюсам можно отнести и то, что вам не нужно разбирать деталь изнутри, достаточно внешней обработки. Стоит заметить, что такой способ не устраняет вмятину на 100%, но визуально исправит ситуацию.

используйте данный метод, когда на кузове есть трещины, пусть даже и небольшие. Применив его, вы согнете поверхность, и вам нужно будет это все исправлять.

Вакуумная рихтовка наиболее эффективна на больших пологих типах вмятин.

Вытягивание вмятины зацепом

Это второй, более трудоемкий тип рихтовки. Ее стоит применять в местах с крупными повреждениями кузова.

Вся суть технологии следующая, вы вкручиваете в центр вмятины саморез, после чего с помощью инерционного молотка медленно вытягиваете изгиб, пока обрабатываемая поверхность не вернется в прежнее состояние.

Отверстия от саморезов зашпаклевывают и закрашивают.

Рихтовка способом выстукивания

Это наиболее трудоемкий процесс. Вам придется разобрать кузов в месте повреждения. Далее на обрабатываемой детали отметьте область вмятины. Выстукивая с внутренней стороны изъян, с обратной стороны должен присутствовать опорная поверхность, например наковальня.

В некоторых случаях можно немного разогреть металл, чтобы он стал более гибкий.

Инструменты для рихтовки кузова автомобиля

Обычная технология рихтовки кузова транспортного средства за все время своего существования претерпела немало изменений. Ушли те времена, когда данный процесс осуществлялся посредством применения одного молотка. Рихтовка кузова – это достаточно сложный процесс, который требует очень ответственного подхода, профессиональных навыков, знаний, а также важно выбрать инструмент для рихтовки кузова.
Приобрести в настоящее время качественные инструменты для рихтовки кузова можно в специализированных магазинах или на обычном рынке. Можно, конечно, изготовить все требуемые инструменты своими руками, но для этого требуется обладать определенными знаниями и материалами.

Среди наиболее распространенных инструментов можно выделить следующие приспособления:

  • Ударный инструмент, то есть киянки и молотки. Основным их предназначением является качественное выравнивание вмятин. Рихтовочные молотки от обычных слесарных отличается наличием закругленной поверхности, причем очень хорошо отполированным. Для изготовления данных инструментов используются такие материалы, как пластик, цветные металлы, резина и так далее;
  • Поддержки, штампы и наковальни. Данные приспособления требуются для того чтобы хорошо поддерживать то место кузова, которое будет выпрямляться.

Поддержки в обязательном порядке должны повторять вмятину, потому в обычном профессиональном наборе их присутствует немало.

Такие инструменты, как молоток и наковальня обязательно должны быть использованы в паре. Здесь самое главное грамотно подобрать специальный подкладной штамп, а также учесть такие параметры, как размер, вес и радиус кривизны. Для осуществления данного процесса можно использовать разные подручные предметы, но их также необходимо очень тщательно подбирать под каждый вид и тип изъяна кузова;

  • Ложки и ударные полотна. Подобные приспособления обычно служат для эффективного вытягивания вмятины. Кроме того, они могут быть использованы в качестве тех же поддержек. Очень часто после ДТП возникает необходимость отделения наружной поверхности от внутренней. Для этого и требуется специальная ложка для рихтовки, посредством которой можно быстро исправить любую кривизну элемента;
  • Крюки и рычаги, которые применяются в случае необходимости произвести вытяжку вмятину с внутренней стороны. крюков должно быть немало, но все они отличаются размерам, по толщине металла или по углу загиба. Подобные крюки можно сделать и самостоятельно, использовать можно специальный пруток из качественного металла, диаметр которого равен 10-12 мм;
  • Потребуется специальный шлифовальный инструмент, то есть напильники и шлифовальная машинка. Они используются для шлифовки элемента кузова, который был предварительно подвергнут обработке.

При отсутствии профессиональной шлифовальной машины, если работы проводятся в обычном гараже, можно использовать не профессиональный набор для рихтовки, но простой наждачный круг, который закреплен на электрической дрели.

Споттер для рихтовки кузова

Современные рихтовочные инструменты в обязательном порядке предполагают наличие такого устройства, как споттер. По сути, это профессиональный инструмент, который предназначен для осуществления точечной сварки на разных металлических поверхностях. На данный момент современный рынок предлагает настоящие полноценные многофункциональные системы, которые построены на базе споттера. Как правило, в них присутствует специальный пневматический или гидравлический молоток.

Несомненным преимуществом споттера является наличие у него высоких показателей точности обработки кузовной поверхности. Подобный инструмент дает возможность ограничить шпаклевку и грунтовку, слой которой равен всего 1 мм. Подобным образом предоставляется возможность обеспечить высокое качество последующей покраски кузова.

Специальный набор молотков для рихтовки

Многие в процессе рихтовки используют специальный набор молотков. Он состоит из следующих видов данного инструмента:

  1. С плоским бойком – для качественной обработки плоской поверхности.
  2. С выпуклым бойком – для эффективного устранения дефектов, присутствующих на выпуклой поверхности кузова.
  3. Гладилки – применяются для сглаживания всех видов выпуклых дефектов.
  4. Молоток, имеющий насечки – используется для работы с разными вытянутыми поверхностями.
  5. Специальные крючки для выдавливания вмятин с внутренней стороны кузова авто.
  6. Напильники, имеющие насечки, которые используются для обработки относительно небольших поверхностей.
  7. Наковальни и поддержки – это качественное дополнительное оборудование, которое требуется для эффективного крепления металла и его поддержки в процессе рихтовки.

Пошаговая инструкция – как правильно рихтовать машину

Начинающим автолюбителям и тем, кто не имеет большого опыта, можно посоветовать пользоваться услугами профессионалов, как их физической помощью, так и консультационной.

Процесс рихтовки своими руками осуществляется посредством следующих шагов:

  1. Прежде всего производится демонтаж дефектных элементов кузова, также требуется снять обшивку и иные мешающие элементы.
  2. Снятый элемент ложится на ровную поверхность, это необходимо для того чтобы очертить существующие границы повреждения.
  3. Присутствующие достаточно большие вмятины следует выравнивать с края, там где находятся все основные механические повреждения. Используя специальный рихтовочный молоток, требуется от края в центру двигаться, вмятина при этом постепенно будет уменьшаться. При осуществлении данного процесса требуется в обязательном порядке использовать поддержку.

Насколько высококачественно выполнена рихтовка кузова, можно провести просто посредством приложения ладони к обработанному месту. Если это впадины, то устранить их посредством простого выдавливания невозможно.

Процесс осуществления рихтовки автомобиля осуществляется обычно по элементам, а ниже будет описано, как производить данный процесс в зависимости от того, какой из элементов подвергается рихтовке.

Рихтовка дверей транспортного средства своими руками

Процесс отделки этой детали также должен осуществляться с предварительного демонтажа. С дверной конструкции требуется снять обшивку, установить или положить данный элемент в удобное положение и также подложить мягкую пластинку. Для осуществления рихтовки двери потребуется использовать инструменты, которые используются при беспокрасочном выравнивании вмятин. Они позволяет проникать в самые труднодоступные места.

В ситуации, если металл не поддается процессу рихтовки, можно перед отделкой немного прогреть ее посредством специального полуавтомата.

Соприкосновение поверхностей требуется разделять при помощи специального крюка, а также рихтовочной ложки. Отделку такого плана следует начинать очень аккуратно.

Рихтовка автомобильного капота своими руками

Наиболее часто автомобилистам приходится осуществлять рихтовку капота. Предварительно его нужно снять, удалить с наружной стороны остатки краски или лака. Также потребуется удалить с внутренней поверхности специальное антикоррозийное и шумопоглощающее покрытие.

Процесс ремонта данного элемента требуется начинать с рихтовки тех мест, которые характеризуются высокими показателями жесткости:

  • Складки;
  • Усилители;
  • Линии перегибов.

При осуществлении этого процесса следует производить частые и небольшие по усилию удары. Если вмятина достаточно большая, начинать процесс рихтовки необходимо с вершины данного дефекта.

Процесс рихтовки считается достаточно сложным для применения его в домашних условиях. Это основано на необходимости присутствия большого опыта работы. По осуществлению данного процесса нет никакой учебной литературы, потому существует не так много мастеров, способных произвести ручную рихтовку.

100% ЗАЩИТА ОТ КАМЕР ГИБДД — НАНОПЛЕНКА! Подробнее по ссылке

  • Скрывает номер от камер и радаров.
  • Начинает действовать сразу после установки.
  • Быстро и легко приклеивается.
  • Защита номеров до 2-х лет.

ЧТО ВЫ ПОЛУЧИТЕ БЛАГОДАРЯ НАНОПЛЕНКЕ

  • На 100% скрывает номер от камер ГИБДД в любую погоду.
  • Невозможно обнаружить защиту глазом.
  • Прочно держится в любую погоду и после мытья автомобиля.

НАНОПЛЕНКА является полностью незаметной для человеческого глаза.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector