Hino-avto.ru

официальный дилер Hino Motors
15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как подтянуть головку блока цилиндров

Как подтянуть головку блока цилиндров

Исполнитель: механик-регулировщик или водитель.

Инструмент, приборы и принадлежности: ключ динамометрический;
— для двигателя ЗИЛ -375: ключи гаечные 14, 17 и 19 мм, ключи торцовые 14 и 17 мм, емкости для охлаждающей жидкости;
— для двигателя КамАЗ-740: ключ торцовый 19 мм.

Продолжительность работ: 60 мин (двигатель ЗИЛ -375), 10 мин (двигатель КамАЗ-740).

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Содержание работ и технические условия

Работа выполняется на двигателе, имеющем температуру от нуля до плюс 25 °С.

Рис. 1. Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров двигателя ЗИЛ -375 (показана цифрами)

На двигателе ЗИЛ -375

1. Снять пробку радиатора, открыть сливные краны и слить охлаждающую жидкость из двигателя.
2. Отсоединить коллекторы экранированных проводов от зажимов на крышках головок блока.
3. Отсоединить провода от свечей зажигания и вместе с коллекторами снять с крышек головок блока.
4. Отвернуть гайки крепления крышек головок блока и снять крышки с прокладками.
5. Ослабить гайки от середины впускного трубопровода, равномерно и поочередно крест-накрест на левом и правом ряду блока цилиндров.
6. Проверить и подтянуть болты крепления головок блока цилиндров в порядке возрастания номеров, указанных на рис. 18. Величина момента затяжки должна быть 9—11 кгс>м,
7. Подтянуть болты 1—5 вторично.
8. Затянуть гайки крепления впускного трубопровода равномерно, крест-накрест от середины к краям с моментом 2,0— 2,5 кгс • м.
9. Проверить и при необходимости отрегулировать зазоры между стержнями клапанов и коромыслами согласно технологической карте № 6.
10. Установить крышки головок блока с прокладками на двигатель и затянуть гайки с моментом 0,5—0,6 кгс-м.
11. Присоединить провода к свечам в соответствии с порядком работы цилиндров (1—5—4—2—6—3—7—8) и закрепить коллекторы экранированных проводов в зажимах на крышках головок блока
12. Закрыть сливные краны, залить охлаждающую жидкость в систему и установить пробку радиатора.

На двигателе КамАЗ-740

1. Подтяжка болтов головок цилиндров проводится за три приема в порядке возрастания номеров, указанных на рис. 2.

Величина момента затяжки должна быть:
I прием — 4—5 кгс-м;
II прием — 12—15 кгс-м;
III прием — 19—21 кгс-м.

2. Проверить и при необходимости отрегулировать зазоры между стержнями клапанов и коромыслами согласно технологической карте № 6, отвернув предварительно болты крышек головок цилиндров и сняв крышки.

Рис. 2. Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндров двигателя КамАЗ-740:
а — сторона впуска; б — сторона выпуска

Как правильно затянуть болты ГБЦ на ВАЗ 2106: момент затяжки головки блока

Каждому автовладельцу, который столкнулся с ремонтом головки блока цилиндров, после выполнения задачи придется ставить этот элемент на место. Такая процедура подразумевает затяжку болтов ГБЦ. Если не сделать этого, может нарушиться герметичность агрегата. Ниже разберем, какой момент затяжки головки блока ВАЗ 2106 наиболее важен и что учитывать при установке устройства.

Когда необходимо делать затяжку?

Как правильно затянуть?

Инструменты и материалы

Комментарии и Отзывы

Когда необходимо делать затяжку?

Для начала рассмотрим, в каких случаях требуется делать протяжку болтов головки блока цилиндров двигателя автомобиля ВАЗ 2106:

  1. Если из-под ГБЦ выходит моторное масло. Проблема свидетельствует о повреждении или естественном износе прокладки головки блока. Необходимо произвести снятие и замену уплотнителя. Утечка также может быть связана с ослаблением болтов на ГБЦ. О наличии проблемы свидетельствуют масляные пятна, которые появились в месте соединения головки с блоком мотора.
  2. После выполнения ремонта силового агрегата. Если вы снимали крепления в автомобиле Нива или любом другом и перебирали двигатель, то для успешной сборки следует учесть порядок перетяжки и схему, а также силу затягивания винтов.
  3. В целях профилактики. Специалисты рекомендуют затягивать болты на головке блока цилиндров каждые 2-3 тысячи километров пробега. Когда двигатель работает в условиях вибраций, это может привести к ослаблению винтов, поэтому их надо периодически проверять и протягивать с соблюдением усилия.

Канал Гараж Ильича обнародовал видеоролик, который позволит разобраться в процессе натягивания болтов головки блока на «шестерке».

Как правильно затянуть?

Протянуть болты можно с помощью специалистов или самостоятельно. Если вы никогда прежде не сталкивались с необходимостью выполнения этой задачи, то ниже разберем, как сильно следует закручивать винты и в какой последовательности это делать.

Точно соблюдайте момент натяжки, поскольку если болты головки блока будут перетянуты, это приведет к появлению трещин и повреждению ГБЦ. Если это случится, автовладельцу придется выполнять капитальный ремонт агрегата. Рабочая поверхность отверстия, а также резьбового соединения винта должны быть максимально чистыми. Для очистки цилиндров можно использовать железную проволочную щетку. Если в ходе выполнения задачи вы обнаружили «слепые» отверстия для винтов головки, то осторожно используйте смазку для обработки. Если объем вещества больше, чем требуется, возникнут сложности с установкой штифта до упора.

Перед выполнением затяжки необходимо произвести визуальную диагностику состояния болтов. Если элементы крепления повреждены или изношены, их качество в целом низкое, то лучше не производить натяжку этими винтами, рекомендуется их поменять на новые.

Резьбу новых болтов рекомендуется смазать небольшим количеством моторного масла либо другим типом смазочного материала.

Инструменты и материалы

Чтобы обтянуть ГБЦ, подготовьте только один инструмент — динамометрический ключ, который позволит определить силу затягивания винтов. Приобрести ключ лучше всего в специализированном магазине или арендовать на СТО, поскольку этот инструмент может использоваться только для закручивания и обтяжки. Эксплуатация обычного гаечного ключа не позволит определить, сколько килограмм составляет сила затяжки.

При покупке болтов рекомендуется отдать предпочтение фирменным деталям. Обязательно посмотрите на резьбовую часть — она должна быть целая, без повреждений и дефектов, при их наличии осуществляется замена креплений.

Читать еще:  Как открутить шток амортизатора

Канал «Ремонт Двигателя! И интересное!» обнародовал ролик, где описаны все нюансы выполнения процесса натяжки.

Алгоритм действий

Необходима очередность и сила, когда вы будете тянуть болты головки блока цилиндров:

  1. В соответствии с размещенной ниже схемой произведите натяжку всех болтов при помощи динамометрического ключа. Момент затяжки на первом круге закручивания креплений составит около 3,5 — 4,1 кгс/м. Сначала натягиваются болты, которые находятся в центре головки блока — сверху и снизу. После этого завинчиваются два верхних и нижних крепления, установленные сбоку от винтов, расположенных в центре. Затем производится натяжка двух крайних болтов. Учтите, что сначала надо натянуть левые штифты, а потом правые. Винт под номером 11, расположенный внизу слева, трогать не надо.
  2. Это первый круг натяжки. На втором этапе производится затягивание болтов в аналогичном порядке. Только сила, с которой натягиваются элементы крепления инструментом, будет 10,5 — 11,5 кгс/м.
  3. На третьем этапе производится натяжение болта, который отмечен номером 11 на схеме. Сила затягивания этого винта должна быть 3,5 — 4,0 кгс/м.

Фотогалерея

Фото схемы натяжки и процесса приведены ниже.

Видео

Пользователь Сергей Самарский снял видеоролик, где подробно показал и описал все нюансы процесса по самостоятельному затягиванию винтов головки блока цилиндров двигателя машины ВАЗ 2106.

Процесс и порядок затяжки болтов ГБЦ

При разборе и ремонте двигателя транспортного средства возникает необходимость затяжки болтов головки блока цилиндров. Но не каждый автолюбитель осознает, что это такое. Что такое момент затяжки болтов ГБЦ, для чего он нужен и как проходит этот процесс?

В каких случаях нужна?

Некоторые автомобилисты понятия не имеют, зачем соблюдать последовательность и регулировку момента затяжки болтов ГБЦ. Автомобилист должен понимать, что использование неподходящей технологии в результате станет причиной появления проблем в работе мотора. Это очень важно, и значит, что ему следует уделить внимание. Особенно если привыкли сами заниматься ремонтом своего «железного коня», а не обращаться за помощью на СТО.

Цифрами отмечены элементы мотора, которые следует затянуть

Пока не приступили к вопросу порядка натяжения элементов ГБЦ, отметим, что каждый двигатель имеет свой момент затяжки. Соответственно, для каждого автомобиля коэффициент различен.

Некоторые автомобилисты считают, если они занимались ремонтом двигателя или затягиванием его винтов, то они имеют достаточно опыта. Но следует учитывать, что данную процедуру надо проводить только в соответствии с определенными параметрами двигателя. Эту информацию можно найти в мануале по эксплуатации к вашему авто.

Процедура затяжки нужна тогда, когда следует предотвратить появление конденсата и влаги в местах соединения ГБЦ с блоком.

Или, если происходит утечка масла. Эта причина распространенная. Кроме того, необходимость затягивания болтов возникает, когда автомобилист выполняет ремонт мотора или производит замену прокладки ДВС. Также регулировка нужна, когда нарушена структура БЦ.

Утечка масла — одна из причин необходимости натяжки компонентов ДВС

Отметим, что на момент натяжения влияют несколько факторов. Если сделать это самостоятельно, то нужно знать, что влияет:

  • качество и смазка отверстий, а также самих винтов. Если отверстия сухие или практически не смазаны, то это нужно сделать. Для смазки желательно использовать невязкие моторные жидкости.
  • Обратите внимание на состояние резьбы и элемента, который в нее входит. Если компоненты мотора деформированы, а резьба засорена, то к натяжке лучше не приступать. Рано или поздно это приведет к снижению коэффициента силы сжатия прокладки, а в результате это может обернуться очень плачевно. Вплоть до капитального ремонта двигателя.
  • Новый ли используете болт или старый. Если новый, то его показатель сопротивления и момента затяжки будет некорректным. Опытные специалисты рекомендуют, чтобы при использовании новых винтов процесс затяжки осуществлялся после двух-трех циклов закручивания. Чтобы сделать правильно, элемент нужно приложить немного усилий и затянуть элемент на 50% после момента затяжки.

Регулировка затяжки

Итак, если решили заняться затяжкой винтов ГБЦ и регулировкой момента, то нужно соблюдать определенный порядок и последовательность. Болты крепления ГБЦ не должны быть слишком затянуты или не дотянуты. Усилие нужно прикладывать, но не увлекаться. Если не имеете опыта, то за помощью лучше обратиться к профессионалам.

Инструменты

Несмотря на то что этот процесс ремонтных работ требует особенного индивидуального подхода, подготовка к нему проходит быстро. Все потому что для этого не надо подготавливать целый набор инструментов. Если решили заняться этим самостоятельно, то понадобится приготовить только динамометрический ключ.

В хозяйстве такой ключ вряд ли получится найти, придется его приобретать в магазине. Сегодня средняя стоимость такого инструмента составляет около 800 рублей (250 гривен). Это более дешевый вариант. Можно приобрести и профессиональный ключ, его стоимость составляет около 1 500 рублей (500 гривен) и больше.

Схема затяжки

Рассмотрим схему процесса. Сразу же отметим, процедура затяжки осуществляется в несколько этапов, каждый имеет определенные шаги. При первом этапе порядок действий такой:

  • Если не знаете, какой должен быть порядок затяжки, то все элементы необходимо закрепить моментом 3,5 — 4,1 кгс*м;
  • На следующем этапе эти элементы нужно закрепить, чтобы момент составлял 10,5 — 11,5 кгс*м;
  • Последний, одиннадцатый болт нужно закрутить моментом 3,5 — 4,0 кгс*м.

Что касается второго этапа работ, то он осуществляется в несколько шагов:

  • Сначала нужно соблюдать момент обтяжки, он должен составлять 2,0 кгс*м;
  • После этого элементы ГБЦ необходимо провернуть на 90 градусов;
  • Затем следует еще раз довернуть их на 90 градусов.

Этапы

Рассмотрим поэтапную инструкцию по затягиванию болтов. Как сказано выше, она будет индивидуальна для каждого транспортного средства. Поэтому, если хотите заняться этим делом самостоятельно, то вам в любом случае необходима сервисная книжка к своему авто. В частности, вам потребуется:

Читать еще:  Как установить заглушки рулевых тяг лада гранта

  • ознакомиться с процессом и схемой затягивания винтов ГБЦ в своей машине;
  • также необходимо знать время силы для затягивания винтов ГБЦ;
  • ознакомиться со штифтами, которые используются для затягивания, возможно, они имеют специфическую форму или другие нюансы, которые следует учесть.

Процесс затягивания штифтов головки при помощи динамометрического ключа

Как сказано выше, процедура по затягиванию штифтов ГБЦ происходит в несколько этапов. Рассмотрим этот процесс на примере автомобиля ВАЗ 2109:

  1. Все регулировочные штифты следует затянуть таким образом, чтобы момент был равен 2,0 кгс*м.
  2. Затем эти же винты нужно закрепить. Для этого момент должен быть равен примерно 8 кгс*м.
  3. Все винты следует провернуть, но не более, чем на 90 градусов.
  4. Затем нужно довернуть штифты не более, чем на 90 градусов.

Протяжка головки блока цилиндров и ее ообенность

Протяжка головки блока цилиндров и ее ообенность

Затянуть болт? В чем проблема: гаечный ключ и… вперед, затягивай себе до упора.

Так подумает человек, который плохо себе представляет какое значение имеет правильный порядок затяжки болтов головки блока цилиндров. И к каким неисправностям двигателя может привести нарушение порядка и технологии затяжки болтов ГБЦ. На самом деле — это очень щепитильный вопрос, поэтому давайте разбираться.

ДЛЯ ЧЕГО АВТОМОБИЛИСТУ ЗНАТЬ ПОРЯДОК ЗАТЯЖКИ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ?

Естественно, если у вас куча денежных знаков и даже вытряхивать пепельницу в салоне, вы едете на автосервис, то и незачем. Но для тех автолюбителей, которые хотят и могут производить ремонт автомобиля вообще, и ремонт двигателя в частности, эта информация лишней не будет.

Это важно! Прежде, чем мы поделимся с вами особенностями порядка затяжки ГБЦ, следует обратить ваше внимание на то, что у каждой модели двигателя существуют свои параметры затяжки болтов головки блока цилиндров.

Не следует ни в коем случае, особенно при работе с ГБЦ современных авто, полагаться на свои знания и опыт, приобретенные при ремонте ГБЦ на других двигателях. Порядок затяжки и протяжка болтов головки блока цилиндров осуществляется в строгом соответствии с требованиями производителя к данному двигателю. Эти параметры вы без труда найдёте в мануале к ремонту и обслуживанию двигателя.

Знание порядка затяжки и подтяжки головки блока цилиндров вам понадобится не так часто. В случае, когда потребуется провести замену прокладки ГБЦ или при ремонте двигателя.


КАКИЕ ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ У ТЕХНОЛОГИИ ЗАТЯЖКИ ГБЦ

Начнем с того, что по старой памяти эксплуатации отечественных моделей авто, многие автомобилисты переживают по поводу необходимости проведения профилактической протяжки болтов ГБЦ. Особенно после капитального ремонта двигателя или ремонта ГБЦ.

Протяжка головки блока цилиндров в современных двигателях не требуется. Это связано с тем, что для крепления головки к блоку цилиндров применяются
самозатягивающиеся болты или так называемые «пружинные болты».

Их характеристика такова, что после первой затяжки они уже не нуждаются в протяжке в период эксплуатации. Более того, протяжка головки блока цилиндров в данном случае может только повредить качеству болтов.

ПРАВИЛА ЗАТЯЖКИ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ

При наличии разных параметров и характеристик, общие правила затяжки болтов, в принципе применимы при работе со всеми типами двигателей.

  • Обязательное использование параметров производителя по: порядку (схеме) затяжки болтов головки блока цилиндров и моменту силы затяжки.
  • При затяжке ГБЦ использовать только исправный и проверенный динамометрический ключ, но никак не простой гаечный ключ. В этом деле глазомер и надежда на мышечную память не помощники.
  • Обязательное требование – идеальное состояние болтов крепления ГБЦ: ни в коем случае не применять старые болты, не ставить перерезанные болты, проверять перед затяжкой состояние и чистоту резьбы. Повторное применение «пружинных» болтов уже не обеспечит необходимой силы затяжки, что в итоге приведет к протеканию масла из-под прокладки ГБЦ.
  • Категорически запрещается проводить дотяжку или подтяжку ГБЦ с болтами типа TTY (этот тип болтов используется в основном на алюминиевых ГБЦ). Болты TTY затягиваются не с моментом силы затяжки, а по установленному градусу. Данная информация должна быть в инструкции производителя.
  • При покупке прокладки для головки блока цилиндров у нее должна быть спецификация производителя, в которой указывается какой момент силы затяжки применим именно к данному типу прокладки. Это нужно учесть, чтобы цифры по моменту затяжки двигателя и моменту затяжки прокладки не расходились кардинально.
  • Если отверстие для болта крепления ГБЦ «слепое», то заливая в него масло перед затяжкой головки, постарайтесь не перелить. Иначе болт не дойдёт до конца. Если же отверстие сквозное и выходит в систему охлаждения, то перед вкручиванием болта, смажьте резьбу пластичным герметиком.

Если вы всё же приняли решение произвести дотяжку (протяжку) болтов головки блока цилиндров, то примите во внимание, что она производится: у двигателя с чугунной ГБЦ – на «горячую», т.е. минимум 800 температура двигателя, у двигателя с алюминиевой ГБЦ на «холодную».

Остаётся пожелать вам успехов при проведении затяжки головки блока цилиндров.

Как подтянуть головку блока цилиндров

Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 7

Двигатель — механическая часть

12. Нанесите метки относительного

положения ремня и зубчатых колес.

Снимите пружину натяжного ролика.

Ослабьте болт крепления натяжного

ролика и снимите ремень ГРМ.

вал от проворота и выверните болт

крепления зубчатого колеса распре­

делительного вала. Снимите шайбу и

зубчатое колесо. Будьте осторожны,

не уроните детали под защитную

Читать еще:  Как пользоваться гидравлическим домкратом

крышку ремня ГРМ. (См. раздел

«Ремень привода ГРМ»).

13. Снимите крышку №3 ремня приво­

14. Снимите клапанную крышку.

15. Снимите передний рым-болт дви­

гателя. В три приема отверните болты

крепления головки блока в порядке,

указанном на рисунке.

Предупреждение: в случае непра­

вильного выполнения данной опера­

ции возможно коробление и появле­

ния трещин в головке блока цилинд­

16. Снимите головку блока цилиндров

‘с установочных штифтов и положите

ее на деревянную подставку.

Примечание: если головка блока ци­

линдров снимается с трудом, ис­

пользуйте рычаг, установленный

между головкой и блоком цилиндров в

месте прилива.

Предупреждение: будьте осторожны,

чтобы не повредить поверхности

разъема головки блока цилиндров.

Установка головки

блока цилиндров

(Lite-Ace/Town-Ace

выпуска с 1992 по 1996 гг.)

Предупреждение: во избежание кон­

такта клапанов и поршней поверни­

те распределительный вал таким

образом, чтобы канавка под сег­

ментную шпонку (на носке вала) бы­

ла обращена вверх.

1. Установите прокладку и головку

блока цилиндров на штифты блока

Составные части головки блока цилиндров (Lite-Ace/Town-Ace

выпуска с 1992 по 1996). 1 — кронштейн (опора), 2 — выпускной патрубок

отопителя, 3 — выпускной патрубок системы охлаждения двигателя,

4 — теплозащитный экран выпускного коллектора, 5 — выпускной коллек­

тор, 6 — прокладка, 7 — болт крепления головки блока цилиндров, 8 — дер­

жатель сальника распределительного вала, 9 — шкив распределительного

вала, 10 — крышка №2 ремня привода ГРМ, 11 — крышка №3 ремня привода

ГРМ, 12 — прокладка впускного коллектора, 13 — впускной коллектор,

14 — датчик силы тока, 15 — уплотнительная шайба, 16 — шайба форсунки,

17 — форсунка, 18 — трубка возврата топлива, 19 — пружина натяжного роли­

ка ремня привода ГРМ, 20 — натяжной ролик, 21 — клапан, 22 — прокладка,

23 — вставка камеры сгорания, 24 — кольцевое уплотнение, 25 — планка све­

чей накаливания, 26 — свеча накаливания, 27 — прокладка головки блока

цилиндров, 28 — штуцер головки блока цилиндров, 29 — сегментная заглуш­

ка, 30 — головка блока цилиндров, 31 — распределительный вал, 32 — крыш­

ка подшипника распределительного вала, 33 — регулировочная шайба,

34 — толкатель клапана, 35 — сухари, 36 — тарелка пружины, 37 — пружина,

38 — маслосъемный колпачок, 39 — седло пружины, 40 — направляющая

втулка клапана, 41 — прокладка, 42 — крышка головки блока цилиндров,

43 — верхняя часть впускного коллектора, 44 — прокладка, 45 — шланг сис­

Через сколько времени нужно протянуть головку двигателя после замены прокладки между блоком?

После замены прокладки между блоком двигателя и головкой, нужно ли протягивать через время головку и когда если нужно.

Если заметили подтекание масла, то немедленно, а так я вообще могу годами ездить. Прокладка менялась мною на старой жиге всего два раза, когда блок двигателя отдавал на расточку ( 1 — йТ и 2 — й капитальный ). Тем не менее протяжка отдельных гаек временами производилась — вибрация делает своё дело, а так чтобы выдерживать периодичность у меня не было — всё зависит от условий эксплуатации а/м.

Установка головки блока цилиндра производится по определенной технологической карте, которая разрабатывается для каждого мотора отдельно.

Не существует общий стандартной карты, которая подошла бы ко всем двигателям автомобилей, так как этапы затяжки ГБЦ разрабатываются исходя из геометрической формы болтов головки блока цилиндра блока двигателя, диаметр и форма резьбы и так далее.

Также во многом этапы затяжки зависят от того, из какого материала изготовлен ГБЦ, блок цилиндра и прокладка ГБЦ.

На примере рассмотрю два разных автомобиля: грузовые MAN и Mercedes-Benz, примерно 1990-2000-х годов выпуска, визуально у них ГБЦ одинаковые, различия только в одном канале, болты ГБЦ подходит и на Mercedes, и на MAN. А вот карты затяжки болтов ГБЦ различаются, хотя бы тем что на MAN есть два доворота после определенного количества пробега, а на Мерседесе только один.

Вообще головка блоков цилиндров зажимается примерно в таком порядке: первые 3-4 а то и 5 этапов это зажатия болтов ГБЦ по определенной схеме, начиная с маленького усилия и заканчивая большим. На многих двигателях последние этапы идут не на усилия, а на определенный градус доворота.

Далее во многих двигателях, но не во всех, в последующем через определённое время работы двигателя, в основном это вычисляется в километрах пробега, болты ГБЦ необходимо довернуть.

Этот доворот осуществляется различными способами, на каких-то двигателях необходимо открутить какое-то количество болтов ГБЦ и потом закрутить их, опять же по определенной схеме, на других двигателях это осуществляется доворот где-то на 60 градусов, где-то на 90 градусов или другое количество. Также необязательно будут тянуться все болты одинаково.

Короче говоря для каждого типа двигателя своя карта затяжки ГБЦ и отходить от этой карты ни в коем случае нельзя, так как последствия могут быть для двигателя плачевные, это трещина в ГБЦ или блоке цилиндров, растяжение резьбы на болту ГБЦ либо внутри блока цилиндров, не дожатие, либо передавливание прокладки ГБЦ и так далее.

Вот например карта затяжки ГБЦ на Рено, из данных видно, что параметры отличаются в зависимости от диаметра болта, а также последний доворот к них также отличается, похожи только в том, что доворачивать 6 этап нужно через 1000 км пробега, а вот крутящий момент разный:

  • М14 — 180 ньютонов
  • М18 — 360 ньютонов
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector