Как проверить бегунок трамблера мультиметром
Как проверить бегунок трамблера мультиметром
LAND ROVER — это не машина а состояние души.
Проверка контактной системы зажигания.
Самое главное правило. При любых пропусках зажигания, прежде всего проверяется компрессия в цилиндрах!
Проверка крышки трамблёра и работы самого трамблёра смотрите в Ремонт трамблёра.
Прогреть мотор на ходу, или прогревать в конце 1500 2000об . Мин. так как на ХХ прогреваясь свечи сильно закоптятся и есть вероятность, что они начнут работать с перебоями. Присоединить крокодильчик по очереди на каждый свечной провод и смотреть как мигает страдоскоп. На плохой свече или кабеле он будет давать пропуски. Проверка длится 15 секунд каждый ВВ провод. Если же перебой идут хаотично на всех кабелях то проверьте также и главный ВВ провод который идёт от катушки в распределительную крышку.
Для этого надо проверить систему зажигания под нагрузкой.
Выставить на свечах 5. 6мм и падёжно присоединить сечи к массе или к мотору. Или центральный провод отсоединить от крышки трамблёра и положив его на массу с зазором 5. 6 миллиметров. После крутануть стартером. Или снять крышку распределителя и размыкая деревянной или пластиковой палочкой контакты распределителя, убедиться, что искра есть! Если будите размыкать контакты отверточкой или гвоздиком то они будет проводить ток, между контактами и искры не будет. то в ведёт вас в заблуждение.
На всех свечах искра должна громко щелкать и быть всегда одного цвета.
Если имеются пропуски, на одной из свечи.
Дефектная свечи. Написано ниже.
Измерить сопротивление проводов высоког о напряжения, включая и центральный от катушки к трамблёру. Написано в ремонте трамблёра..
Крышку распределителя. Написано ниже.
Главный провод вытащить из трамблёра и поднести её к массе или мотору выставив расстояние в 5..7мм. Деревянной палочкой или аккуратно касаясь только рычажка контакта. Раз десять разомкнуть контакты. Если искра не может пробить зазор нормально раз десять. Проверить
Если на главном проводе иска хорошая.
Провода со встроенным сопротивлением стоят на зажигание где сопротивление не предусмотрено.
Прогоревшее сопротивление в бегунке.
Конденсатор пробитый даёт сильную искру на контактах.
Маленький зазор в контактах менее 0.4мм вставить щуп и проверить а также заново их зачистить.
Выгорели контакты в крышке более чем 1.5мм
Зависание уголька в трамблёре.
Пробой бегунка. Очень часто пробой происходит между сопротивлением и осью трамблера. Выглядит как чёрная горелая точка.
Крышка трамблера, мокрая из нутрии (вытереть и обработать WD 40)
Катушка пробита. Хорошо видно в темноте когда заводится машина. Её можно протереть WD 40 на время.
Старые потрескавшиеся провода или их погрызла подлая куница. Если проводить рукой вдоль провода почувствуются удары током. Если провода обработать WD 40 это тоже на время поможет.
Обрыв или слабый контакт в минусовом проводе контактов.
На этой фотографий видно, что минусовой провод практически оторвался от каретки.
так же не редкий дефект плохо вставленного ВВ провода в гнездо распределителя или катушки. Искра конечно будет! Но её мощность будет далека от нужной.
Фото пример. Присмотритесь провод не засунут в гнездо.
Проверить пластину контактов на заедание. Проверка ниже.
Проверить а не болтается ли сам корпус трамблера на посадочном месте.
Проверить биение валика в корпусе и ослабление пружины рычажка контактов
Если проверять мультиметром то при замкнутых контактах. Мультиметр настроенный на 20 Вольт. Черный щуп на массе а красный на контакте провода трамблёра или на минусовой клеме катушки. Мультиметр должен показывать напряжение 0,45 Вольт. Погрешность в 0,2 Вольта. Если напряжение выше. Значить у вас засраные контакты в контактной группе или сам контакт на проводе которыё присоединяется к трамблёру. Кстати один раз было так, что пластмассовая вставка куда входит провод обломилась и провод соединился с массой.
На этой фотографий показано как это делается. Но мультиметр показывает всего 0,05 Вольт. Потому, что щуп коснулся контакта провода к контактной группе после конденсатора. это сделанно для чистоты проверки контактов.
При разомкнутых контактах, присоединенная контролька должна гореть . Если она не горит значить повреждены провода от катушки или дефект катушки.
Плоскости контактов должны быть параллельны и не должны иметь видимые глазом царапин. Чем больше царапин тем быстрее контакты опять подгорят! Как правило контакты выгорают в виде шишечки или канавки. В этом случае зажигание будет работать но из за того, что контакты имеют некоторую расхлябанность, зажигание будет скакать то в +плюс то в минус.
Признак неисправности , частая зачистка контактов. Мотор на ходу сдыхает а через некоторое время опять работает.
более реальной проверки конденсатора в гаражных условиях не знаю.
Видео с нормальным конденсатором и испорченным, сайт не поддержал.
Вывод возите всегда с собой запасной конденсатор. благо, что он такой же на всех машинах.
Да ещё. На генераторе стоит конденсатор такой же мощности, в случае проблемы в пути испорченный на трамблёре можно заменить от гены.
Фото прилагается выгоревших контактов.
Крышка на наличие пробоя проверяется также как и ВВ провода. Заземлив один конец провода на раме или моторе а другим концом провода, проводить им по крышке с наружи на расстояние примерно 2. 5мм. не забывая также проверить и гнёзда куда вставляются ВВ провода.
Можно так же подсоленной водой обрызгать крышку на работающем моторе.
На наличие трещин, на изоляторе. Видно визуально.
Прорывов газов через обжатый металлом керамикой поясок в этом месте керамический изолятор свечи выглядит закопченным и в масле.
Зазор между электродами со временем увеличивается, примерно 0,05мм на 10тыс километров. Поэтому их надо каждые 20. 30тыс. километров проверять на правильность зазоров.
Контакты и провода на всех соединениях должны сидеть плотно. Если они болтаются или легко снимаются надо контакт папу немного поджать плоскогубцами так, что бы он плотно садился на контакт маму.
Если контакты затягиваются гаечкой то их обязательно зачистить от окиси и ржавчины, как на трамблёре так и на катушке.
Бывают обломанные медные жилки внутри проводки. Взять пальцами провод от клеммы и согнув провод, проскальзить вдоль провода. Где провод изогнется легко там и внутренний обрыв.
А вот так провод низкого напряжения не должен лежать промеж ВВ проводов. И Напряжение 20тыс. Вольт однажды пробив ВВ провод устремится к минусу а ближайший минус будет этот провод. И все бы не чего но если этот провод связан с коммутатором. То вряд ли его диоды выдержат такое испытание. На одной машине я наблюдал как через пробитый ВВ провод во влажную погоду, иска била в резиновый патрубок системы охлаждения.
В ручную повернуть пластину контактов против вращения. Она не должна заедать и должен вернуться затем сама назад в исходное положение до УПОРА. Также эта пластина должна двигаться вперёд и назад если всасывать воздух из трубки вакуумного опережения зажигания.
Подшипник пластины контактов имеет встроенный подшипник (не у всех трамблёров). Пластина двигается всё время на небольшое растояние и набивая выработку шариками, всё время на одном и том же месте. В результате внутренняя нее обойма и наружная начинает между собой болтаться и что хуже подклинивать. В результате чего машина плохо заводится, держать ХХ и прочие неприятности. Для этого надо вынуть пластину и руками покрутить пластины они должны опсалютно легко передвигаться и внутренняя обойма подшипника не болтаться. Это легко определяется визуально.
Нередко проблема плохой работы контактов это оборванный провод минуса от пластине к корпусу трамблёра.
Или перетирания изоляцию плюсового провода контакта, об корпус трамблёра, после чего он периодически будет садится на минус. (вить пластина всё время двигается выставляя опережение).
Оба провода легко проверяются стоит лиш снять крышку распределителя, вынуть бегунок подёргать оба провода и осмотреть изоляцию.
Очень часто на них не обращают внимание даже опытные водители мучая контакты бесконечной шлифовкой и заменой старых контактов на новые.
Биение вала трамблёра в корпусе.
При межвитковом зажигание катушка сильно нагревается.
Откручивать и закручивать гайки на катушке лучше головками. Так как накидному ключику мешают контакты и им приходится гаечки затягивать под большим углом. Гайка часто при этом срезает резьбу или отламывает шпильку.
Ланд Ровер первичная 38,2Ом. Вторичная 5,2Ком.
Для проверки первичной обмотки стрелка мультиметра становится в положение 200 (с лева в самом низу ) Самое последнее среди сопротивлений. Один щуп ставится на один контакт катушки а другой на минусовой контакт катушки.
Для проверки вторичной обмотки стрелка мультиметра становится в положение 20К (с лева ближе к низу ) . Один щуп ставится на + плюсовой контакт катушки а другой вставляется в гнездо (куда вставляется кабель высокого напряжения).
Иногда видно в темноте как искра бегает по крышке изоляций. (вытереть и обработать WD 40). Так же сильно греющиеся катушка указывает на закоротившую обмотку внутри себя. Довольно распространённая ошибка менять катушку. После того как на минусовой клемме катушки обнаруживают наличие тока.
Если контакты в трамблёре сомкнуты. На минусовой клемме катушки практически нет напряжение (примерно 0,45В).
Если контакты в трамблёре разомкнуты. То на минусовой клемме должно появится бортовое напряжение (12,5В).
Бегунок с резистором: надежное зажигание без радиопомех
В распределителях зажигания (трамблерах) многих моделей используются роторы (бегунки), оснащенные помехоподавляющими резисторами. О том, что такое бегунок с резистором, какие функции он выполняет в зажигании, как устроен и работает, а также о правильном выборе и замене этой детали — читайте в статье.
Что такое бегунок с резистором и какую роль он играет в распределителе зажигания
Бегунок с резистором — ротор распределителя зажигания контактной и бесконтактной системы зажигания, оснащенный помехоподавляющим резистором.
Любая система зажигания — мощный источник радиопомех, которые нарушают прием радиопрограмм во всех диапазонах как в самом автомобиле, так и в проезжающем рядом транспорте. Эти помехи слышны, как щелчки и потрескивания, частота следования которых увеличивается с повышением оборотов двигателя. Помехи генерируются искрами, возникающими на различных участках высоковольтного контура системы зажигания: в искровых промежутках свечей и между контактами в крышке и бегунке трамблера. При проскакивании искры возникает электромагнитное излучение широкого спектра — именно поэтому помехи слышны практически на всех радиодиапазонах. Однако сама искра дает излучение малой интенсивности, основная мощность излучается связанными с искровым промежутком компонентами — высоковольтными проводами, которые выступают в роли антенн.
Для борьбы с описанным явлением в высоковольтный контур системы зажигания вводятся дополнительные элементы — распределенные или сосредоточенные сопротивления. В качестве распределенных сопротивлений выступают высоковольтные провода с неметаллическими центральными жилами. В качестве сосредоточенных сопротивлений выступают резисторы в свечах зажигания и в бегунке трамблера — именно об этой детали пойдет речь далее.
Почему введение резистора в высоковольтный контур приводит к снижению уровня помех? Причина довольно проста. Когда происходит пробой искрового промежутка, по соединенному с ним проводнику пробегают токи высокой частоты, которые приводят к излучению данным проводником радиоволн. Размещение между искровым промежутком и проводником резистора сопротивлением несколько тысяч Ом меняет картину: вместе с емкостями и индуктивностями, которые всегда имеют проводники, образуется простейший фильтр, срезающий высокочастотную составляющую помехи. На практике полного среза не происходит, однако амплитуда высокочастотных токов в проводе резко снижается, что приводит к многократному снижению уровня радиопомех в высоковольтном контуре системы зажигания.
Если отнести все сказанное к бегунку трамблера, то в качестве искрового промежутка здесь выступают контакты крышки и проходящий рядом контакт бегунка, а в роли антенн — высоковольтные провода, идущие от катушки на бегунок и от контактов на свечи. Таким образом, здесь резистор оказывается между двумя проводниками, однако наибольшее подавление помехи происходит на проводе от катушки, а подавление помех на свечных проводах происходит за счет сопротивления самих проводов и встроенных в свечи резисторов.
Именно поэтому данный резистор называется помехоподавляющим (или просто подавляющим). Однако помимо борьбы с радиопомехами резистор выполняет и еще несколько функций:
- Предотвращение (или снижение интенсивности) прогара контактов крышки трамблера и самого бегунка;
- Снижение вероятности электрического пробоя от других высоковольтных источников;
- Увеличение срока службы свечей и связанных компонентов;
- Увеличение длительности искрового разряда, что в некоторых случаях повышает стабильность работы двигателя.
Почему все это происходит? Причина — в сопротивлении электрическому току, которое создает резистор. Из-за сопротивления в высоковольтном контуре при протекании разряда снижается сила тока — ее достаточно, чтобы искра между электродами свечей воспламенила горючую смесь, но недостаточно для локального расплавления металла электродов и контактов в трамблере. При этом запасаемая в катушке мощность остается прежняя, однако из-за возросшего сопротивления цепи она отдается свечам не мгновенно, а в течение некоторого промежутка времени — это приводит к увеличению времени разряда, что обеспечивает более надежное воспламенение смеси в цилиндрах.
Таким образом, всего один резистор в бегунке распределителя зажигания выполняет несколько функций, которые повышают эффективность работы двигателя и комфорт эксплуатации транспортного средства.
Конструкция и характеристики бегунка с резистором
Бегунок (ротор) с резистором состоит из нескольких деталей: литого корпуса, двух жестко зафиксированных контактов (центрального, упирающегося в уголек в крышке трамблера, и бокового) и расположенного в специальном углублении цилиндрического резистора. Корпус изготавливается из электроизоляционного материала, контакты обычно фиксируются на нем с помощью заклепок. На контактах выполнены пружинящие пластины, между которым зажимается резистор. В нижней части корпуса бегунка выполнен фигурный канал для фиксации на валу распределителя зажигания.
По способу установки резистора бегунки бывают двух типов:
- Со сменным резистором;
- С несменным резистором — деталь залита в углублении специальным изоляционным компаундом на основе эпоксидной смолы или стекловидных материалов.
В бегунках используются мощные резисторы специальной конструкции с торцевыми выводами, предназначенные для установки между пружинящими контактами. В отечественных автомобилях чаще всего используются резисторы сопротивлением 5,6 кОм, однако в различных бегунках можно встретить резисторы сопротивлением от 5 до 12 кОм.
В зависимости от типа распределителя, бегунок может просто крепиться на валу трамблера (обычно такие детали имеют Т-образную форму), либо монтироваться двумя винтами на регулятор опережения зажигания (такие детали выполняются в виде плоского цилиндра). В обоих случаях резистор крепится на наружной стороне бегунка, что открывает доступ к его осмотру и, если это возможно, замене.
Вопросы выбора и замены бегунка с резистором
Бегунок с резистором, залитым компаундом
Сменный резистор для бегунка
Размещенный в бегунке резистор подвергается значительным электрическим и механическим нагрузкам, поэтому со временем он может выйти из строя — перегореть или разрушиться (треснуть). Как правило, поломка резистора не выводит двигатель из строя, но серьезно нарушает его функционирование — мотор не набирает полной мощности, плохо отзывается на педаль газа, «троит», детонирует и т.д. Дело в том, что по прогоревшему или расколовшемуся резистору могут проскакивать искры, поэтому система зажигания продолжает работать, но с нарушениями и менее эффективно. При появлении таких признаков следует в первую очередь снять крышку трамблера (делать это необходимо только при остановленном двигателе и со снятой с АКБ клеммой), демонтировать и осмотреть бегунок. Если бегунок обычный, то его можно снять без инструмента, а если деталь соединена с регулятором опережения зажигания, то следует вывернуть два винта с помощью отвертки.
Если при осмотре резистора нет внешних признаков его неисправности (он не сгорел и не сломан), либо резистор залит компаундом, то следует проверить его сопротивление с помощью тестера — оно должно лежать в пределах 5-6 кОм (для некоторых авто — до 12 кОм, но никак не ниже 5 кОм). Если сопротивление стремится к бесконечности, то резистор неисправен и его следует заменить. На замену следует брать деталь того же типа и сопротивления — только так есть гарантии, что резистор встанет на место и вся система будет нормально работать. Замена резистора сводится к простому удалению старой детали (его удобно поддеть отверткой) и установке новой. Если резистор залит компаундом, то придется менять весь бегунок — для отечественных авто такая замена обойдется в несколько десятков рублей.
Зачастую автовладельцы вместо резисторов устанавливают проволочные перемычки — делать это категорически запрещено. Отсутствие резистора повышает уровень радиопомех и может нарушить работу системы зажигания (в том числе привести к интенсивному износу контактов бегунка и крышки трамблера, и электродов свечей). Также не рекомендуется менять бегунок с резистором на простой бегунок в системах зажигания с высоковольтными проводами нулевого сопротивления. На замену следует использовать только те типы и модели бегунков, что рекомендованы производителем распределителя зажигания.
При верном выборе и замене бегунка с резистором (или только резистора) система зажигания будет работать надежно и с минимальными «загрязнениями» радиоэфира.
Трамблер: как снять с него бегунок и выполнить его проверку?
В системе зажигания важнейшую роль выполняет трамблер. А в нем, в свою очередь, имеется бегунок, который отвечает за образование искр. Соответственно на бегунок трамблера и возлагается большая роль в обеспечении качественной работы силового агрегата. По этой причине, если автомобилист заподозрил неладное в работе мотора, следует не терять времени и проверить на исправность этот элемент и определить его тип поломки. При этом у поломок данной детали есть свои особенности. К примеру, явным признаком того, что на автомобиле имеет место быть нарушению с бегунком трамблера, может быть затруднительный пуск мотора или отказ его запускаться вовсе. В некоторых случаях такая неполадка может проявляться в виде подтраивания мотора во время его работы. При этом при снятии привода можно заметить искру желтого цвета. Это говорит о неисправности элемента. Как правило трамблер исправен, если искра синего оттенка. Таким образом бегунок трамблера упорно дает понять, что с ним что-то не так. Почти всегда наиболее верным путем проверки работоспособности этой детали являются проверочные манипуляции с самой искрой, образование которой является фактически ее призванием.
Как проверить?
Существует не так уж и много причин поломки бегунка, так что найти их весьма несложно. К примеру, причина может быть в его пробое. В таком случае на них будет заметен явный пробой или же внутренний пробой. Черная метка, которую нельзя стереть, во время попыток убрать ее, превращается в выемку. Создаваемый таким образом пробой нельзя убрать, ведь происходит все из-за металлизации его канала, а разносчик подобного типа нужно обязательно заменить. Именно поэтому очень важно проверить эту самую металлизацию, и я настоятельно рекомендую это сделать. К примеру, можно провести проверку канала на предмет сопротивления с помощью соответственного прибора, которым является мультиметр. Потом, видим на мультиметре параметр около 20 мОм, а сопротивление находится на уровне 1-2 мОм.Щупы ставят на место, в котором уголек с бегунком соединяется с местом пробоя. По образованному каналу искра может уходить либо полностью, либо частично в сторону. Но такой пробой не в каждом случае удается определить визуально. Параллельно можно проверить все эти детали и если требуется замена бегунка трамблера, то проведите ее. К этому делу нужно отнестись очень ответственно.
Как определить испорченный бегунок трамблера?
Пробой может сформироваться из-за повреждения бегунка. В случае образования трещины, искра может уходить в сторону. В бегунках может остаться сопротивление, поддающееся перегоранию. Так искра в сторону уходить не будет, но станет заметным ослабление ее силы. Перегоревшее и дальше будет выгорать в дальнейшем. Есть и второй вариант – деталь может выйти из строя окончательно и тогда трамблер окажется в печальном положении, впрочем, как и двигатель.
Как определить испорченный бегунок, когда у него выгоревшее сопротивление? Допустим, сопротивление выгорело полностью, но произошла попытка восстановить проводник. Это привело к некому электрическому пробою бегунка, а также выходу его из строя. Его придется заменить новым. В основном, это должно решить все проблемы с работой двигателя и тогда трамблер в безопасности.
Подробнее об этом будет рассказано в этом видеоматериале:
Как снять и проверить бегунок трамблера
Какие могут быть неисправности?
У поломок этой детали есть свои особенные «симптомы». Если с ним проблемы, то мотор заводится плохо либо полностью “молчит”. Во время работы двигателя можно заметить подстраивание. Искра непосредственно на свече будет совсем нестабильной. Если снять с нее привод и вставить другой, затем покрутить стартером, то в результате будет заметны искры желтоватого цвета. Если трамблер исправен, то искра будет иметь характерный синеватый цвет. Я советую обращать особое внимание именно на его оттенок.
Хочу отметить, что если бегунок сломан, то мотор будет работать заметно неравномерно, что повлияет в дальнейшем на мощность и расход топлива.
Таким образом бегунок трамблера упорно дает понять, что с ним что-то не так. Почти всегда наиболее верным путем проверки работоспособности этой детали являются проверочные манипуляции с самой искрой, образование которой является фактически ее призванием.
Инструкция проверки
Существует не так уж и много причин поломки бегунка, так что найти их весьма несложно. К примеру, причина может быть в его пробое. в таком случае на них будет заметен явный пробой или же внутренний пробой. Черная метка, которую нельзя стереть, во время попыток убрать ее, превращается в выемку. Создаваемый таким образом пробой нельзя убрать, ведь происходит все из-за металлизации его канала, а разносчик подобного типа нужно обязательно заменить.
Именно поэтому очень важно проверить эту самую металлизацию, и я настоятельно рекомендую это сделать. К примеру, можно провести проверку канала на предмет сопротивления с помощью соответственного прибора, которым является мультиметр. Потом, видим на мультиметре параметр около 20 мОм, а сопротивление находится на уровне 1-2 мОм. Щупы ставят на место, в котором уголек с бегунком соединяется с местом пробоя. По образованному каналу искра может уходить либо полностью, либо частично в сторону. Но такой пробой не в каждом случае удается определить визуально. Параллельно можно проверить все эти детали и если требуется замена бегунка трамблера, то проведите ее. К этому делу нужно отнестись очень ответственно.
Еще один способ – бегунок можно проверить с помощью центрального типа провода. Достаточно будет лишь снять крышку трамблера, а потом поднести центральный бронепровод с катушки зажигания к разносчику, а потом раскрутить стартером. В случае пробития разносчика, искра будет проскакивать на бегунок. В противоположном случае можно считать, что никакого пробоя нет, а причину неисправности стоит искать в совершенно ином. Но в таком случае вы хотя бы можете быть уверены, что проблема не в разносчике.
Пробой может сформироваться из-за повреждения бегунка. В случае образования трещины, искра может уходить в сторону. В бегунках может остаться сопротивление, поддающееся перегоранию. Так искра в сторону уходить не будет, но станет заметным ослабление ее силы. Перегоревшее и дальше будет выгорать в дальнейшем. Есть и второй вариант – деталь может выйти из строя окончательно и тогда трамблер окажется в печальном положении, впрочем, как и двигатель.
Как определить испорченный бегунок, когда у него выгоревшее сопротивление? Допустим, сопротивление выгорело полностью, но произошла попытка восстановить проводник. Это привело к некому электрическому пробою бегунка, а также выходу его из строя. Его придется заменить новым. В основном, это должно решить все проблемы с работой двигателя и тогда трамблер в безопасности. Перечисленные выше проблемы с бегунками относятся к числу самых основных. Важно обращать внимание на состояние уголька в трамблеровой крышке – он должен пружинить, хорошо нажиматься и выглядывать хотя бы на 5 мм. Вам следует быть предельно внимательными во время проверки каждого элемента и обращать внимание на самые мелкие несоответствия.
Проверять, конечно, можно и самостоятельно, но если вы новичок в ремонте автомобиля, то лучше обратиться к специалистам. Я советую сделать именно так, если вы не очень уверены в том, что справитесь собственными силами, так как в таком случае существует вероятность еще большего усугубления ситуации, а опытные специалисты уж точно знают свое дело.
Видео “Как снять и проверить бегунок трамблера”
Данное видео покажет вам как снять крышку и бегунок трамблёра на машине.
Как проверить бегунок трамблера несколькими способами
Исправность бегунка или ротора трамблера можно проверить несколькими способами. Обычно, на этот элемент падают сомнения в том случае, когда на все свечах зажигания отсутствует искра. Прежде, чем диагностировать бегунок, его нужно будет снять.
Функция устройства под названием бегунок
Бегунок расположен в распределителе зажигания. Прямо под крышкой его можно найти. По своей конструкции бегунки – довольно простые устройства, состоящие из пластинок (центральной и разносной). Несмотря на то, что модели бегунков трамблера бывают разные, конструкция у всех аналогичная, схожая.
На эти устройства возлагается важная функция, касающаяся искрообразования. Можно сказать, что от бегунка напрямую зависит исправная работа ДВС.
Следует знать, что ротор трамблера – это деталь старых машин, оснащенных карбюраторной системой двигателя. Изготовлен бегунок из пластика, имеет высоковольтный контакт внутри. При функционировании трамблера, его вращении, контакт бегунка непосредственно соприкасается с контактами крышки. Таким образом, выставляется настолько нужная для автомобиля искра.
Если говорить техническим языком, то ротор распределителя нужен для передачи тока высокого вольтажа. Передача идет от катушки зажигания до свечей через бронепровода.
Ротор фиксируется непосредственно к трамблерному приводу (валу), а вращение выставлено таким образом, что на 1 оборот бегунка приходится 2 оборота коленвала. Именно таким способом и обеспечивается передача разряда на свечи в строго определенном порядке.
На трамблерном приводе бегунок зафиксирован бывает жестко, чтобы не соскакивал при вращении вала. Боковой контакт ротора при вращении контактирует с КГ (контактной группой), запрессованной в крышку распределителя.
Интересно. Крышка трамблера находится в одном и том же положении регулярно. Она не двигается, но бегунковый контакт, «пробегая» рядом с электродами крышки, образует попеременную и кратковременную электродугу. Таким образом тоже объясняется передача разряда.
На некоторых автомобилях системы зажигания подразумевают два рабочих контакта бегунка. Это, в принципе, рабочая классическая схема зажигания Твин Спарк итальянской фирмы Фиат. Один из контактов реализован ближе к центру, другой – как можно дальше. Этим способом контакты соответствуют электродам крышки, расфасованным по тому же принципу. И самое главное: такая схема обеспечивает полную изоляцию КГ друг от друга.
Твин Спарк считается одной из первых систем, применяемых для эффективного дожига горючего в камере сгорания авто. Отличается система простейшей конструкцией, но весьма эффективной и экономичной.
Виды неисправностей
Как правило, если бегунок трамблера в порядке, то автомотор запускается с первого раза, без каких-либо проблем. А вот когда наблюдаются сложности с заводом, то это указывает на испорченный или пробитый ротор (при условии, что проблемы не в другом).
Самая распространенная неисправность трамблерного бегунка – это его пробой. Он может быть внешний или внутренний. Очевидно, что внешний определяется по заметным признакам – черной метке, внутренний – надо проверять наличием искры (подробно ниже).
Пробой получается из-за металлизации канала. В профилактических целях металлизацию надо проверять регулярно. Делается это с помощью мультиметра или другого аналогичного прибора. Канал проверяется на момент сопротивления. Щупы прибора соединяются с в том месте бегунка, где есть сомнение на пробой.
Следует знать, что по образованному каналу искра может уходить либо полностью, либо частично.
Способы проверки бегунка трамблера
Первый способ проверки бегунка подходит для всех моделей устройства.
Элемент проверяется в том случае, если на главном бронепроводе имеется искра. Другими словами, надо проверить, есть ли напряжение на главном проводе катушки. Если нет, то причину проблемы надо искать в катушке, проводе, но никак не в роторе.
Первое, что нужно сделать, это снять крышку распределителя:
- Крышка фиксируется 2-я защелками. Их надо будет отстегнуть отверткой либо рукой.
- Потянуть затем крышку наверх и на себя.
- Обязательно отсоединить провода (в целях безопасности).
В наше поле зрения попадает бегунок. Проверка осуществляется следующим образом:
- Сдвигается резиновый колпачок с главного бронепровода катушки зажигания. Таким образом, оголяется контакт бронепровода.
Внимание. Для безопасности рекомендуется приклеить скотчем к сухой деревянной палке этот самый провод, ближе к наконечнику.
- Теперь следует поднести медный контакт бронепровода к центральной пластине ротора.
- Включить зажигание и прокрутить ДВС.
Если последуют разряды электрического тока, т.е, между контактом бронепровода и центральной пластиной будет бить искра, значит, ротор пробит. Надо будет его заменить или починить (о ремонте пробитого бегунка подробнее ниже).
Если же разряда между контактом бронепровода и центральной пластиной происходить не будет – проверку надо продолжать.
Следующий этап проверки будет подразумевать снятие самого бегунка. Выходит он легко, достаточно потянуть его вверх. Вот, что следует сделать дальше:
- Взять какой-нибудь провод, зачистить его конец и обернуть им разносную пластину снятого бегунка.
- Второй конец провода тоже зачистить и зафиксировать к массе.
- Таким же способом, описанном выше, поднести к центральной пластине бегунка наконечник катушечного бронепровода.
В данном случае уже искра должна появиться между наконечником и пластиной. В противном случае, если ее не будет, это будет свидетельствовать о пробое помехоподавительного резистора, соединяющего две пластины ротора. Решение то же – заменить бегунок на исправный.
Попробовать починить пробитый элемент можно так:
- Вдеть внутрь бегунка (снятого) с обратной стороны какой-либо диэлектрик (диэлектрический материал: полиэтилен, слюду от сигаретной пачки и т. д).
Важно не перестараться. Слой диэлектрического материала, вдетого внутрь бегунка, не должен быть чересчур толстым. Иначе на валу, при вращении, этот материал будет мешать.
Диэлектрик поможет доехать до первого автосервиса или магазина автотоваров. Пробитый бегунок в любом случае придется заменить на новый, рабочий.
Реанимировать на время можно и элемент с испорченным помехоподавительным резистором. Но для этих целей подойдут только те модели роторов, на которых помехоподавительные резисторы съемные.
Резистор держится на пружинке. Снять его можно кончиком отвертки, слегка надавив снизу.
Итак, вот что надо сделать:
- Вытащить резистор.
- Обернуть его фольгой от сигаретной пачки. Обязательно запаковать с обеих концов, как конфетную обертку.
- Вставить резистор обратно на место.
Известны и другие способы проверки бегунка. Например, многие автолюбители, правда, только самые опытные, умеют определять неисправность бегунка по оттенку цвета свечной искры. Так, если оттенок желтоватый – бегунок неисправен. Напротив, если он рабочий, оттенок должен отдавать синевой.
Также удается определить неисправность бегунка по работе ДВС. Не всегда он просто «молчит» и не заводится. Случается, что при сломанном роторе мотор завести удается, однако он функционирует неравномерно, снижается его мощность, повышается расход горючего.
Состояние контактов – это «болевая точка» ротора, впрочем, и самого трамблера с его элементами. В современных автомашинах распределитель и ротор, как таковые, вообще отсутствуют. Что касается владельцев авто, оснащенных трамблером, то им можно порекомендовать только одно – регулярно содержать бегунок и другие элементы трамблера в чистоте. А при образовании на контактах нагара или окиси, зачищать мелкой шкуркой.
Проверка бесконтактной системы зажигания карбюраторных двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099
Проверка системы зажигания необходима при диагностике неисправностей автомобильного двигателя.
Например, в таких ситуациях, когда двигатель не запускается, запускается и глохнет, неустойчиво работает на холостом ходу, присутствуют провалы в его работе. Следует отметить, что аналогичные неисправности возможны и при проблемах с карбюратором и с самим двигателем. Перечень неисправностей системы зажигания изложен на странице «Неисправности бесконтактной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций».
Общая проверка системы зажигания
Основным показателем нормальной работы системы зажигания является наличие устойчивой искры между электродами свечей зажигания. Так как система зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 бесконтактная, то проверять наличие искры стоит именно на свечах, а не между наконечником центрального бронепровода и «массой» как на автомобилях с контактной системой зажигания.
Поэтому выкручиваем все свечи, подсоединяем к ним наконечники высоковольтных проводов и кладем их на клапанную крышку двигателя («массу»). Включаем зажигание и вращаем коленчатый вал стартером. Наблюдаем за свечами. Стабильная, сильная сине-оранжевая искра между электродами свечей – показатель нормально работающей системы зажигания. Слабая, с перебоями искра, либо вообще ее отсутствие свидетельствует о проблемах с системой зажигания и необходимости проверки ее элементов.
Еще одна проверка заключается в визуальном поиске мест утечки тока. В темном гараже или в темное время суток поднимите капот автомобиля и заведите двигатель. Внимательно осмотрите катушку зажигания, высоковольтные провода, крышку трамблера, свечи зажигания. Утечка тока будет заметна в виде свечения или искровых разрядов на проблемных местах. «Пробитые» детали заменяем новыми.
Проверка коммутатора
Можно заменить коммутатор заведомо исправным, можно оценить его исправность по вольтметру.
Включите зажигание и посмотрите на вольтметр. При исправном коммутаторе стрелка вначале отклонится на небольшой угол (на 2-3 секунды), а затем займет свое нормальное положение. Если он неисправен, стрелка вольтметра перемещается к максимальному значению сразу, без паузы. Подробнее: «Проверка коммутатора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Проверка датчика Холла
Проверку можно осуществить заменой датчика на заведомо исправный или при помощи вольтметра (мультиметра, автотестера работающих в режиме вольтметра). Прибор необходимо подключить к зеленому и черно-белому проводам идущим к датчику. Чтобы это сделать нужно проколоть провода двумя булавками и уже к ним подключить вольтметр. Медленно поворачивая коленчатый вал при включенном зажигании наблюдаем за показаниями прибора. Если датчик Холла исправен, то напряжение будет скакать от 0,4 В до максимального напряжения в бортовой сети. Неисправный датчик меняем, ремонту он не подлежит.
Проверка высоковольтных проводов (бронепроводов)
Визуально осматриваем провода. Загрязнения очищаем тряпкой смоченной в ацетоне. Выгоревшие внутри однозначно отбраковываем.
Мультиметром или автотестером (в режиме омметра) проверяем сопротивление каждого высоковольтного провода. У исправных проводов оно составляет 3,5 – 10 кОм. Если неисправен хотя бы один провод, желательно заменить не только его, но и весь комплект. Подробнее: «Проверка высоковольтных проводов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 231099».
Проверка свечей зажигания
Проверка свечей зажигания на наличие искры описана выше в общей проверке работоспособности системы зажигания. Наличие искры между электродами свечи является показателем ее исправности. Так же можно проверить исправность свечей зажигания специальным пробником. При проведении такой проверки прочитайте инструкцию к своему пробнику и следуйте ей.
Необходимо так же визуально оценить состояние свечей. Например, наличие черного нагара свидетельствует либо о неисправности самой свечи, либо несоответствии ее калильного числа требуемому для данного двигателя, либо о неисправности двигателя и т. д.
Более подробно о проблемах со свечами зажигания читайте на странице «Неисправности свечей зажигания».
Проверка катушки зажигания
Наличие искры между электродами свечей зажигания свидетельствует о том, что катушка («бобина») исправна. Более точно степень ее исправности можно определить с помощью мультиметра, автотестера и аналогичных им приборов, работающих в режиме омметра. Снимаем катушку зажигания. Подсоединяем омметр одним щупом к выводу «Б» катушки, а вторым щупом к выводу «К». Так мы проверим сопротивление ее первичной обмотки. Оно должно быть близко к нулю 0,4 – 0,5 Ом.
Далее опять один щуп к выводу «Б», а второй к выводу центрального бронепровода. Так мы проверим сопротивление вторичной (высоковольтной) обмотки. Оно должно равняться 4,5 – 5,5 Ом.
Потом один щуп к выводу «Б», а второй на корпус катушки. Так измеряется сопротивление изоляции. Оно равняется 50 МОм.
Помимо такой проверки визуально осматриваем катушку зажигания, проверяем наличие трещин и прогаров на ее крышке. Очищаем ее от загрязнений.
Неисправную катушку меняем.
Проверка вакуумного регулятора опережения зажигания
Снимаем силиконовую трубку подведения разрежения к вакуумному регулятору со штуцера на карбюраторе. Запускаем двигатель. Создаем ртом в ней разрежение. Двигатель должен увеличить обороты. Если этого не произошло — вакуумный регулятор неисправен.
Также можно провести проверку вакуумного регулятора на разобранном трамблере (снята крышка, бегунок, пластмассовый защитный экран). Аналогичным образом создаем разрежение в трубке и наблюдаем как тяга диафрагмы регулятора поворачивает опорную пластину датчика. Если никакого движения нет, то вакуумный регулятор опережения зажигания неисправен. Неисправный регулятор меняем на исправный. По проверке вакуумного регулятора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 статья на нашем сайте «Проверка вакуумного регулятора опережения зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099», «Вакуумный регулятор опережения зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Проверка центробежного регулятора опережения зажигания
Проверку центробежного регулятора опережения зажигания можно провести только разобрав трамблер. Необходимо оценить состояние и наличие пружинок, легкость расхождения и возвращения в исходное положение грузиков регулятора. См. «Центробежный регулятор опережения зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Проверка крышки распределителя зажигания (трамблера)
Снимаем крышку. Визуально оцениваем ее состояние – наличие трещин, прогаров, состояние контактов (четырех по бокам и одного подпружиненного в центре). При обнаружении неполадок – «пробит» корпус крышки, сильно окислены или разрушены контакты, изношен или залег контактный уголек меняем крышку на новую.
Проверка ротора распределителя зажигания (бегунка)
Снимаем крышку распределителя. Визуально оцениваем его состояние. При наличии прогаров, сильно окисленного или разрушенного контакта меняем бегунок. Проверяем омметром помехоподавительный резистор. Его сопротивление равно 1 кОм.
Проверка цепей низкого напряжения системы зажигания
Проверьте состояние контактов в разъемах (окислились, соскочили). Проверьте по схеме состояние проводов между коммутатором и выключателем зажигания, коммутатором и катушкой зажигания, коммутатором и датчиком Холла.