Hino-avto.ru

официальный дилер Hino Motors
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как узнать работает ли крышка расширительного бачка

Как проверить крышку (пробку) расширительного бачка? Инструкция подойдет для ВАЗ, РЕНО и прочих

Современный автопром диктует свои правила в технической составляющей, если раньше какой-то узел был практически «незаметным» (незначительным). То сейчас, от него может зависеть чуть ли не работоспособность всего силового агрегата в целом. Спросите – «а что это, за незначительная часть?» ДА хотя бы пробка расширительного бачка. Причем на горячих моторах, она может быть причиной его «клина». И что самое важное ее нужно правильно проверять! Однако все по порядку (от простого к сложному), ну и конечно же, видео версия в конце …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Старые моторы и пробка
  • Новые движки и крышка
  • Пробка как регулятор
  • Способы проверки
  • ВИДЕО ВЕРСИЯ

Я сейчас подробно не буду рассказывать, как работает пробка расширительного бачка, у меня про это уже есть целая подробная статья. В этом материале я постараюсь рассказать, как ее правильно проверить.

Старые моторы и пробка

Пару слов хочется сказать о старых моторах, и почему НЕ крышка расширительного бачка. Просто раньше она была на радиаторе (не на бачке) — носила номинальный характер (то есть от нее мало что зависело). Зачастую моторы работали при атмосферном давлении, то есть система охлаждения двигателя (СОД), не нуждалась ни в каком давлении и герметизации (нет, может быть давление и было, но не такое большое), да и заливали раньше в систему зачастую воду, а не антифриз или ТОСОЛ.

Происходило это потому что, силовые агрегаты раньше были с толстыми стенками (зачастую чугунными), работали при относительно небольших оборотах, да и если при каком-то подъеме (скажем в горах) у вас начинал парить радиатор, то можно было просто остановиться подождать пока машина остынет и двигаться дальше. Запас прочности был огромным.

Новые движки и крышка

Сейчас все совершенно по-другому, как я уже писал (ссылка сверху), пробка сейчас это клапан высокого давления. Который работает примерно от 1,1 до 1,4 АТМ (все зависит от производителя).

Как это работает? Да все просто. Пробка расширительного бачка, закрывает охлаждающую систему, делая ее герметичной. Когда охлаждающая жидкость разогревается, то по законам физики она расширяется, соответственно растет давление, а так как система замкнутая, вот вам и 1,1 — 1,4 АТМ. Но если нагнетание продолжится, крышка должна открыться! ЭТО ВАЖНО.

Для чего это делается, в смысле нагнетать давление? Опять все просто – для того чтобы охлаждающая жидкость закипали как можно при больших температурах.

Сейчас современные антифризы итак могут кипеть при 105 – 110 градусах Цельсия, а если их запереть при 1,4 АТМ, закипят при 120 – 130 градусах!

НО ЗАЧЕМ ТАК МНОГО? И тут простое объяснение — зачастую современные моторы, например CHEVROLET, OPEL, BMW, MERCEDES, VOLKSWAGEN и т.д., работают при высоких температурах. Зачастую при 110 градусах Цельсия (у CHEVROLET даже нет шкалы температуры на приборной панели, чтобы вас не шокировать)!

Их называют – «горячими двигателями», этому способствует как конструкция (например — увеличение степени сжатия, увеличение оборотов, сейчас не редкость даже на АТМО – 6 – 7000), так и установка ТУРБИН. И чтобы их не перегреть — их нужно эффективно охлаждать (это вам не древняя СОД), иначе они быстро придут в негодность.

Сейчас силовые агрегаты тонкостенные (срезают металл, откуда это только можно), ТУРБИРОВАННЫЕ, с увеличенной степенью сжатия. И если их перегреть может повести головку блока, либо сам блок (возможно даже заклинит поршни), либо «выдует» прокладку головки блока

НУ и что получается в конце. ДА то, что пробка расширительного бачка, сейчас часть этой сложной системы. Она должна контролировать как низкое давление, так и высокое (чтобы оно не росло излишне), немного подробнее

Пробка как регулятор

Есть всего два типа неисправности пробки расширительного бачка:

  • Нет давления. В современном (горячем моторе), крышка ПРОСТО ОБЯЗАНА способствовать нагнетанию атмосфер (от 1,1 до 1,4). Иначе закипим! Сами подумайте — мотор работает при 110 градусах, а пробка не держит, и создает в системе атмосферное давление, антифриз очень быстро закипит, его может — как минимум, выкинуть из бачка. Как максимум перегреете мотор, со всеми вытекающими.

  • Излишнее давление. Когда пробка держит больше 1,4 АТМ, например 2,0 или даже выше! Это также опасно, у вас может скинуть шланги и патрубки с системы охлаждения, разорвать радиаторы (а они сейчас сделаны с пластиковыми стенками). Это опять может привести к разгерметизации системы и ее перегреву.

Поэтому очень важно, особенно на современных моторах проверять пробку расширительного бачка.

Способы проверки

Сейчас я не буду лезть в дебри, и рассказывать вам, как можно проверить на СТО. Будем использовать только народные методы:

  • Проверка состояния. От больших пробегов, от залитой в СОД воды, пробка может выходить из строя (да банально гниет – ржавеет клапан). Перво-наперво, вам нужно открутить пробку и посмотреть ее состояние визуально. ВАЖНО! Делается это на холодном двигателе, ибо в горячем есть давление в системе, и вы банально рискуете облиться горячим антифризом. Если пробка — не работает, ее «клинит» от ржавчины, то лучше ее заменить.
  • Не смешиваете антифризы. Особенно те которые не смешиваются. Например, G13 смешивается только к себе подобными (пусть и разных компаний). А вот с G11 и G12 он вообще не сменивается, у них разные присадки и основа (у одних пропиленгликоль, у других этиленгликоль). При смешивании пусть не сразу, но может выпасть осадок. Забьете не только пробку расширительного бачка, но и СОД.
  • Не используйте герметики для устранения течи. Уже доказано, что они плохо помогают, а вот забивают систему СИЛЬНО!

НУ И САМАЯ ТОЧНАЯ ПРОВЕРКА. Это сделать стенд. Когда я работал на СТО, у нас часто приезжали наши ВАЗ, особенно КАЛИНА, ВАЗ 2114, 2110 и т.д. У них часто текли печки, и зачастую дело было именно в пробке расширительного бачка (повышенное давление).

Так вот, делали мы простой, но очень эффективный стенд, снимали расширительный бачок с машины. В нем есть три входа. Два глушили, а в третий подавали давление, от насоса с манометром (обычного для шин).

Закручивали пробку на место. Включали насос и создавали давление в бачке. Если она вообще не держит никакого давления, ОНА НЕ РАБОЧАЯ, можно выкидывать. Если держит выше 1,3 – 1,4АТМ, скажем 2,0АТМ то также не рабочая!

А вот если насос начинает качать, доходит до 1,4АТМ дальше открывается клапан и скидывается излишнее давление, проявляется шипение (но 1,3-1,4АТМ держится, даже после того как вы выключили насос) – то она рабочая можно ставить на машину. ЭТО 100% ПРОВЕРКА!

Сейчас видео версия, смотрим

А на этом я заканчиваю, думаю мои материалы вам помогли. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР

(10 голосов, средний: 5,00 из 5)

Похожие новости

Тосол (антифриз) в бачок омывателя. Залил, что делать?

WD-40 своими руками. Как сделать почти полный аналог

Примерзают дворники – что делать? Делаем АНТИЛЕД своими руками

Добавить комментарий Отменить ответ

ТОП статей за месяц

Скоро праздники, а это значит — большая часть нашей страны будет употреблять алкоголь. Легкий: —…

Напряжение аккумулятора транспортного средства, как и его емкость – самые важные показатели этого автомобильного узла,…

Меня часто спрашивают о выхлопе автомобиля. Зачастую новичкам, да и водителем со стажем не нравится,…

Как проверить крышку расширительного бачка системы охлаждения двигателя?

Крышка расширительного бачка на первый взгляд может казаться весьма простой деталью. Но в реальности без неё невозможна регулировка давления в системе охлаждения двигателя. Неисправность крышки приведёт к перегреву мотора или повреждению одного из компонентов системы охлаждения.

Главная функция пробки бачка

Во время работы силового агрегата в его системе охлаждения растёт давление. Это вызвано нагревом охлаждающей жидкости. Повышенное давление требует постоянной регулировки. Именно для этого и применяется крышка расширительного бачка. Поддержка стабильно высокого давления помогла сместить момент закипания жидкости в системе. При обычном атмосферном давлении вода закипает при температуре 100°C, а антифриз – около 120 °C. Нормальная температура для большинства современных двигателей практически вплотную приблизилась к этим отметкам.

В некоторых ситуациях температура ОЖ стремительно возрастает. Чтобы предотвратить перегрев двигателя и необходимо повышение давления. Это сопровождается ростом температуры кипения жидкости. В связи с этим специалисты пришли к выводу, что для предотвращения кипения жидкости в системе охлаждения двигателя при непродолжительном, но значительном его нагреве, необходимо поддерживать стабильное давление в системе в диапазоне от 1,1 до 1,5 кгс/см 2 . Этого вполне достаточно, так как при более высоком давлении придётся оснащать двигатели более надёжными и прочными компонентами системы охлаждения.

В связи с этим крышка бачка должна поддерживать давление до требуемого значения, после достижения которого она выпускает воздух, находящийся внутри бачка.

Как работает расширительный бачок

Для создания требуемого давления на заведённом двигателе, крышка должна обеспечить герметичность. За снижение давления отвечает предохранительный клапан. Если давление в системе превышает 1,1–1,5 кгс/см 2 , этот клапан должен открыться. После снижения давления до рабочих значений, клапан закрывается.

Также в крышке установлен впускной или вакуумный клапан. Он обеспечивает подачу воздуха в систему охлаждения. После остановки мотора температура охлаждающей жидкости снижается, падает и давление в системе. Объем жидкости в бачке уменьшается, что влечет за собой падение давления в системе. Это приводит к тому, что в расширительном бачке появляется пространство для воздуха. В определенный момент давление в системе становится равным атмосферному давлению воздуха. Если в этот момент температура охлаждающей жидкости будет выше, чем температура воздуха снаружи, её объем продолжит сокращаться.

В результате всего этого создаётся так называемый эффект вакуума или разряжения. Внешний воздух будет давить на компоненты системы. Если одна из деталей системы охлаждения будет негерметичной, воздух окажется внутри неё. Это приводит к появлению воздушной пробки. После запуска двигателя она может попасть в расширительный бачок. Но возможен и вариант появления проблем в нормальной циркуляции жидкости в системе. Иногда это приводит к перегреву двигателя или проблемам в работе системы обогрева.

Воздух может оказаться в системе охлаждения из-за нарушения герметичности патрубков и других деталей. Во избежание этого давление в системе должно быть равным атмосферному, за что и отвечает впускной клапан. Он включается в работу, если разряжение достигает отметки в 0,03–0,1 кгс/см 2 . Этот клапан обеспечивает подачу воздуха, который был выпущен предохранительным клапаном во время нагрева жидкости. Благодаря этому давление в системе не отличается от атмосферного.

Читать еще:  Снятие задней обшивки двери renault symbol

Признаки неисправности пробки расширительного бачка

В большинстве случаев водитель уделяет внимание крышке в случае кипения охлаждающей жидкости без серьезных причин. В некоторых случаях жидкость может выбрасываться в подкапотное пространство. Если при этом температура двигателя находится в пределах нормы, виновником обычно является именно пробка бачка.

Ещё одна возможная причина – выход из строя впускного клапана, в результате чего в системе оказался воздух. Он сформировал пробку, наличие которой препятствует правильной циркуляции жидкости.

Последствия неисправности крышки расширительного бачка могут быть крайне неприятными:

  • повреждение патрубков из-за естественного износа или низкого качества детали;
  • разрыв корпуса термостата;
  • течь в основном радиаторе или радиаторе печки;
  • разрыв расширительного бачка.

К таким неприятностям приводит чрезмерно высокое давление в системе охлаждения силового агрегата. Виновником этого является неисправная крышка.

Как проверить крышку расширительного бачка и предотвратить негативные последствия?

  1. На первом этапе проводится обычный осмотр детали на предмет отсутствия механических повреждений. Если вы купили новую крышку, её также надо осматривать, так как нередки случаи заводского брака.
  2. Если внешний вид крышки не вызывает никаких сомнений, проверяем её работоспособность на запущенном двигателе. Крышку надо закрутить и прогреть двигатель до рабочей температуры, после чего медленно начните откручивать её. Вы должны услышать шипящий звук выходящего воздуха. Это признак нормально работающей крышки.
  3. На работающем моторе надо осмотреть толстые патрубки системы охлаждения. В случае неработоспособности крышки они могут быть вдавленными, что является признаком слишком низкого давления в системе.
  4. Ещё один вариант – открутить пробку бачка и сжать один из толстых патрубков. Далее закручиваем крышку и отпускаем патрубок. Если крышка работает правильно – это место должно восстановиться до изначальной формы.
  5. Наиболее результативным методом является использование насоса со встроенным манометром. Также необходимо подготовить пустой расширительный бачок от любого другого автомобиля. Один из его штуцеров надо соединить шланг насоса (без наконечника для ниппеля) и надёжно зафиксировать его хомутом. Другие штуцера бачка необходимо заглушить. После этого бачок надо закрыть пробкой, исправность которой вы проверяете.

Вы можете проверить крышку расширительного бачка прямо на своём автомобиле. Сливать жидкость при этом не нужно. Необходимо отсоединить от бачка верхний патрубок, предназначенный для отвода пара из системы. К штуцеру бачка подсоединяем шланг насоса. Отверстие патрубка необходимо заглушить. Для этого подойдёт болт соответствующего диаметра. Давление будет расти, поэтому поверх болта необходимо надеть на шланг хомут и хорошенько его затянуть, чтобы болт не вылетел в дальнейшем.

Начинаем повышать давление в системе с помощью насоса. В определенный момент вы услышите характерные звуки – щелчок и шипение. Это звук воздуха, который стравливает клапан крышки бачка. Если клапан сработал при давлении около 1,1–1,5 кгс/см 2 , а добавление воздуха лишь усиливает шипение и не приводит к росту давления, впускной клапан полностью исправен. Да и предохранительный клапан отлично справляется со своей функцией.

Купили новую крышку, а она не работает?

Если проверка новой крышки расширительного бачка показала, что один или оба клапана неисправны, деталь можно попробовать доработать. Очень часто с этой проблемой сталкиваются владельцы автомобилей ВАЗ 2110 и 2114. Обычно клапана работают неправильно по причине использования производителем слишком жестких пружин.

Сначала нужно разобрать крышку с помощью плоской отвертки и пассатижей. Во время разборки запоминайте, как именно были установлены все компоненты, так как пружинки могут разлететься в разные стороны. После разборки необходимо уменьшить длину пружин. Большая пружина для клапана сброса давления укорачивается на один виток, а меньшая – на два.

Пружину предохранительного клапана (большую) необходимо укорачивать с учётом того, когда именно сработал клапан во время проверки крышки. В этом деле главное не переусердствовать. А вот со второй пружиной всё намного проще – она должна создавать хотя бы минимальное давление на впускной клапан в момент его закрытия. После доработки крышки все компоненты надо собрать в обратном порядке. Проверку пробки необходимо выполнить повторно, чтобы убедиться в том, что клапана срабатывают своевременно.

Решаем проблемы с крышкой расширительного бачка

Роль системы охлаждения мотора переоценить трудно. При этом считается, что самыми важными частями этой системы являются помпа и радиатор. Но так ли это на самом деле? К примеру, какие тайны скрывает обычная маленькая крышечка на горловине расширительного бачка?

Что такое крышка расширительного бачка

Говоря по правде, мало кто из водителей придаёт большое внимание такой части своей машины, как крышка на расширительном бачке. 90% владельцев авто считает, что крышка выполняет роль запирающего устройства, то есть просто препятствует респлёскиванию охлаждающей жидкости во время движения. Однако это мнение дилетантов.

Крышка бачка действительно является запорным устройством, но это не единственная её функция. Внутри крышки располагаются два клапана, которые стабилизируют показатели давления в системе охлаждения и берегут двигатель от воздействия высоких температур.

Крышка плотно прилегает к краю бачка, засчёт чего создаются условия для полной герметизации системы охлаждения

Устройство и функции

Итак, крышка в своём составе содержит следующие элементы:

корпус, выполненный из твёрдых сплавов пластика;

прорезиненую прокладку, выполняющую роль уплотнителя;

два клапана, один из которых понижает высокое давление в системе, а другой — поднимает, если это необходимо.

В составе крышек разных моделей автомобилей может входить от одной до трёх пружинок

По сути, крышка расширительного бачка представляет собой датчик регулировки давления. Ведь при прогревании мотора повышается и температура охлаждающей жидкости, в связи с чем её объём увеличивается. Чем больше прогревается антифриз или тосол, тем выше давление в системе охлаждения. При пиковых температурах количество охлаждающей жидкости может увеличиться засчёт расширения на 20%. Разумеется, при таких нагрузках может разорваться как сам бачок, так и подходящие к нему патрубки. Чтобы этого не произошло, в крышку бачка встраивается предохранительный клапан, который понемногу стравливает лишнее давление.

Второй клапан носит название вакуумного, так как его основная задача — повышать давление в системе. Он работает преимущественно в зимнее время года, когда автомобиль паркуется на ночь на открытых площадках. За время стоянки охлаждающая жидкость быстро остывает и начинает уменьшаться в объёме. Соответственно, и давление в системе быстро падает. Когда водитель запускает мотор, антифриз не может качественно его охлаждать. Чтобы стабилизировать давление охлаждающей жидкости, в крышку бачка устанавливается вакуумный клапанный механизм.

Если крышка потеряла герметичность, то может вылететь с горловины бачка под действием высокого давления

То есть крышка расширительного бачка на автомобилях работает «в обе стороны» — она может как понижать, так и повышать давление. Несмотря на свою кажущуюся простоту, крышка выполняет работу первостепенной важности и, можно сказать, бережёт шланги и радиатор от повреждений.

Как работает крышка бачка для охлаждающей жидкости

Система охлаждения ДВС полностью герметична. Однако в силу того, что охлаждающая жидкость изготавливается на основе метилового спирта, в процессе нагревания она может увеличиваться в объёме.

Поэтому излишки жидкости, а также сдавленный воздух поступают при нагревании в резервную ёмкость — расширительный бачок. Если воздух в системе сильно сжимается из-за повышения объёма жидкости, то срабатывает выпускной клапан в крышке: он чуть приоткрывается, и излишки воздуха выходят наружу.

Далее, когда машина долгое время стоит, происходит обратная реакция: мотор и жидкость остывают, из-за чего объём тосола резко сокращается. Соответственно, в системе появляются воздушные пробки. Благодаря клапану на впуск эти пробки быстро устраняются из системы.

Клапаны в крышке поддерживают необходимое давление в системе

Как проверить работоспособность клапанов

Самостоятельная проверка крышки расширительного бачка затрудняется тем, что без специального прибора невозможно узнать, есть ли давление в системе или нет. Поэтому в сервисных центрах используют приборы, оснащённые насосом и манометром, которые дают точную оценку работоспособности крышки и каждого клапана в отдельности.

Для диагностики крышки бачка используется специальный прибор, в составе которого насос и манометр

Однако существует простой способ проверки крышки бачка:

На холодном двигателе выкрутить крышку из горловины бачка.

Осмотреть изделие со всех сторон: нет ли трещин, вмятин, сколов, разрывов.

Если механических повреждений нет, то крышку закрутить обратно.

Далее завести двигатель и прогреть его до рабочей температуры.

На заведённом моторе аккуратно открутить крышку.

В определённый момент из-под неё должны вырваться газы — это говорит о том, что клапанный механизм находится в исправном состоянии.

Оценить состояние подключённых шлангов. Если они сильно деформированы, смяты или раздуты, то клапан на понижение давление точно не работает.

При проведении проверки важно потихоньку выполнять открытие крышки, так как охлаждающая жидкость может вырваться из бачка под большим давлением

Выполнив эти простые действия, можно определить, работают ли клапаны на крышке бачка или нет.

Симптомы неисправности

Выход из строя клапана высокого давления обычно сопровождается тем, что из системы начинает выбрасываться охлаждающая жидкость даже при нормальном давлении. Либо же при сильном нагревании антифриза не происходит стравливание давления. Водитель может заметить эту неполадку по клубам пара из-под капота. Во время движения мотор начинает греться, повышается температура и у охлаждающей жидкости. Выбросы антифриза попадают на впускной коллектор, из-за чего тот начинает быстро испарять жидкость.

Если же проблема кроется в вакуумном клапане, то будут наблюдаться совершенно иные признаки неисправности. В патрубках системы охлаждения возникают воздушные пробки, так как клапан не выравнивает давление. Из-за этого в работе мотора могут возникать провалы, так как низкое давление охлаждающей жидкости не позволяет корректно двигаться цилиндрам. При этом первый признак этой неисправности — горячий мотор и холодный воздух из печки одновременно.

Ещё симптомами неисправности крышки расширительного бачка считаются разрывы шлангов или срывание хомутов патрубков. К тому же из-за дестабилизации внутреннего давления могут выйти из строя все соединения шлангов и патрубков системы. Поэтому при первых признаках расширения (вдавливания) шлангов следует сразу же поменять крышку расширительного бачка на автомобиле.

Деформация патрубков — это явный признак неисправности крышки расширительного бачка

Ремонт крышки расширительного бачка своими руками

Ремонтные работы крышки бачка настолько просты, что под силу даже ребёнку. Это связано с тем, что сама конструкция крышки упрощена до минимума. Итак, чтобы отремонтировать крышку и клапаны в ней, необходимо совершить следующие действия:

Выкрутить крышку из горловины бачка.

Читать еще:  Как узнать комплектацию лада калина

Резиновый уплотнитель внутри крышки поддеть плоской отвёрткой и вынуть.

Далее снять пружину.

Под ней стоит маленькое устройство клапана — отвёрткой нужно поддеть и его и вытащить. Рядом располагается второй клапан — он вытаскивается по примеру первого.

После этого вычистить всю грязь, которая скопилась в крышке. Лучше всего использовать обычный мыльный раствор и ватные палочки.

Далее, если клапаны, пружинка и резиновый уплотнитель находятся в нормальном состоянии, последовательно установить их на место.

Крышку закрутить на горловину бачка и проверить герметичность системы после прогрева мотора.

После очистки и установки элементов крышка должна выполнять свои функции в полном объёме

Каковы последствия неисправности крышки

Как уже было сказано выше, крышка на бачке расширения призвана стабилизировать давление охлаждающей жидкости в системе. Соответственно, если не будет работать клапанный механизм, стравливание излишков давления происходить не будет — это грозит разрывом как шлангов, так и радиатора. В редких случаях из-за высокого давления тосола трещину даёт сам бачок.

Низкое давление в системе опасно тем, что образуются воздушные пробки. Из-за них мотор не охлаждается в нужной мере и может закипеть.

Поэтому состояние крышки расширительного бачка нужно периодически проверять. Практика вождения показывает, что смена крышки раз в два или три года полностью исключает возникновение проблем с клапанами.

Водителю любого автомобиля необходимо знать о назначении и функциях такого маленького элемента системы охлаждения, как крышечка расширительного бачка. Шутки с охлаждением двигателя никогда не заканчиваются хорошо, поэтому лучше раз в два года покупать новую крышку, чем проводить установку радиатора или новых патрубков из-за разрывов.

Почему выкидывает антифриз из расширительного бачка или радиатора

Содержание
  • Принцип работы расширительного бачка
  • Как определить неполадки в системе охлаждения
  • Причины неисправностей
  • Способы устранения

Довольно часто автолюбители сталкиваются с утечкой жидкости из системы охлаждения двигателя. Такая неисправность не всегда очевидна и порой вызывает сложности при диагностике. В этой статье разберемся, почему выкидывает антифриз из расширительного бачка и из-за чего уровень жидкости может постоянно падать до критической отметки. Оказывается, проблема может заключаться как в незначительных неполадках, так и в серьезной неисправности силового агрегата. В любом случае она должна решаться оперативно.

Принцип работы расширительного бачка

Каждый легковой автомобиль оснащен охлаждающей системой, в которой находится до 10 л «охлаждайки» (антифриза либо тосола). В процессе эксплуатации жидкость нагревается. Колебания могут происходить в диапазоне от -40 °С (например, в северных регионах) до +100 °С. При такой разнице температур антифриз увеличивается в объеме на 5–10 %, поэтому и возникает необходимость в дополнительном резервуаре, который выполняет сразу несколько функций.

  • Расширительный бачок забирает излишки охлаждающей жидкости.
  • Охлаждающая система закрытая и работает под давлением. При поступлении жидкости в бачок воздушная прослойка сжимается, а давление увеличивается. Оно выдавливает пробку. Чтобы этого не происходило, сжатый воздух выгоняется через клапан.
  • Во время охлаждения жидкость перетекает из резервуара, а через клапан подается воздух извне. Это нужно, чтобы в патрубках не возникало разрежения (для предотвращения появления воздушной пробки).

Расширительный бачок – это пластиковая емкость с крышкой. Он может быть произвольной формы. На крышке есть перепускной клапан, благодаря которому и происходит выпуск и запуск воздуха или пара при закипании антифриза.

Как определить неполадки в системе охлаждения

Если антифриз вытекает из бачка – это явный признак какой-либо неисправности. Причем протечки могут быть как явными, так и скрытыми. Это может происходить следующим образом:

  • жидкость выбрасывает через пробку бачка. Тогда вокруг крышки и на стенках емкости будут видны потеки. При этом под машиной в сухую погоду легко заметить мокрое пятно;
  • протечки происходят в других местах. Им могут быть подвержены патрубки и соединения, помпа и основной радиатор;
  • протечки возникают в скрытых местах. Антифриз может течь из-за прохудившегося радиатора салонного отопителя или при прогорании прокладки под головкой цилиндров.

Явные протечки обнаружить достаточно легко. Кстати, если говорить о мокром пятне под автомобилем, то необходимо отметить, что оно не всегда совпадает с местом реальной протечки. Это происходит потому, что жидкость стекает по элементам защиты картера и подкапотного пространства от пыли.

Если самостоятельно определить протечку не удается, требуется глубокая диагностика, иногда и разборка системы. В некоторых случаях приходится искать проблему в салоне авто. Для этого нужно снять декоративные панели и проверить состояние радиатора. Загвоздка может быть в том, что охлаждающая жидкость, которая выплескивается через радиатор печки, капает на пол. Если на нем лежат коврики, то антифриз в них просто впитывается, и мокрые следы обнаружить невозможно. Но косвенным признаком протечки будет являться сладковатый запах и жирный налет на стеклах, который сложно оттирается.

Если проблема с протечкой антифриза произошла по вине прогоревшей прокладки ГБЦ, автовладелец может наблюдать густой белый дым из выпускного тракта. Причем это не зависит от режима работы мотора. Дело в том, что жидкость проникает в цилиндры и там испаряется при сжигании топлива, поэтому и выходит в виде тумана. Еще такую проблему можно заподозрить при появлении в расширительном бачке жижи темного цвета. Она образуется при смешивании антифриза с моторным маслом, которое попало в систему охлаждения.

Причины неисправностей

Наиболее распространенной причиной того, почему выбивает антифриз из расширительного бачка, является заклинивание или загрязнение перепускного клапана крышки. В этом случае сжатый давлением воздух не находит выход, и антифриз вышибает наружу через самое слабое место в конструкции. Обычно это резьба на пробке или стык патрубка. Случается и такое, что клапан крышки остается в открытом состоянии. Тогда система постоянно контактирует с атмосферой, что снижает минимальную температуру кипения жидкости, при этом в патрубках образуется больше пара. Он выходит через отверстие в пробке, а уровень антифриза постоянно, хоть и медленно, снижается. Основная сложность здесь в том, что утечек не видно.

Неполадки могут иметь и другие причины:

  • антифриз может вытекать через трещину в расширительном бачке, которая появилась из-за неисправности клапана крышки. Когда все соединения плотные, сжатый воздух не находит выхода и буквально разрывает емкость;
  • если неисправен сальник помпы (водяного насоса), жидкость будет вытекать наружу и попадать на шкив и ремень ГРМ и забрызгивать блок цилиндров;
  • течь может возникнуть в радиаторе охлаждения и печке из-за механического повреждения или коррозии;
  • прокладка между головкой и блоком цилиндров может прогорать при появлении микротрещин, в которые просачиваются газы. Со временем трещины расширяются и соединяют камеры с водяными и масляными каналами. При этом происходит смешивание технологических жидкостей, и они попадают в цилиндры.

Владелец авто может не догадываться о неполадках, но его должен смутить тот факт, что антифриз постоянно пропадает из расширительного бачка, а доливать его приходится практически каждый день. Но важно понимать, что если причина, к примеру, в пробое прокладки, то медлить не стоит. Без своевременной диагностики и ремонта двигатель может выйти из строя.

Способы устранения

Любой ремонт требует предварительной диагностики, поэтому, чтобы устранить проблему с вытекающим антифризом, нужно выявить причину, почему это происходит. Если все дело в шлангах, то обнаружить это и исправить не составит особого труда. Если проблема коснулась радиаторов, то здесь все несколько сложнее, так как трещины в трубках обычно очень маленькие и неприметные. К тому же на ходу они обдуваются воздушным потоком, поэтому найти следы протечки тяжело. Опытные автолюбители советуют залить в систему охлаждения антифриз c флуоресцентной добавкой, а после посветить на систему ультрафиолетовой лампой. В ее свете даже малейшие потеки будут видны.

Устранить неполадки можно следующими способами:

  • Если неисправен клапан пробки расширительного бачка, его следует прочистить. А если это не поможет, потребуется замена детали. Стоит она недорого.
  • Если проблема заключается в лопнувшем бачке, его также стоит заменить. Есть, конечно, возможность запаять емкость, но такой вариант не отличается надежностью.
  • Если протечка настигла шланги, их однозначно нужно поменять. Исключением может быть только трещина у самого торца. В таком случае патрубок можно просто подрезать.
  • Если прохудился сальник помпы, то на большинстве автомобилей он меняется вместе с водяным насосом.
  • Если проблема в радиаторе, то обычно его можно отремонтировать. В сервисе должны проверить, чтобы трещины в сотах не стали результатом коррозии алюминиевого сплава.
  • Если была пробита прокладка ГБЦ, ее требуется незамедлительно заменить. Эксплуатировать авто с такой поломкой нельзя.

Если проблема произошла в пути, допускается долить в систему воду, чтобы доехать до ближайшего сервиса. Но это при условии, что не произошел прогар прокладки. В таком случае потребуется вызвать эвакуатор.

Крышка расширительного бачка: как устроена, зачем нужна и как проверить

Так как двигатель внутреннего сгорания работает в условиях повышенной термической нагрузки, большинство автомобилей оснащаются системой, в которой циркулирует охлаждающая жидкость для поддержания оптимальной температуры агрегата.

Один из важных элементов, который обеспечивает стабильную функцию (охлаждать мотор) системы, является крышка расширительного бачка. Она не просто закрывает горловину резервуара, предотвращая попадание посторонних предметов в магистраль, а выполняет несколько важных функций. Рассмотрим, в чем они заключаются.

Задачи крышки расширительного бачка

Когда в двигателе происходит теплообмен, антифриз сильно нагревается. Так как в основе вещества лежит вода, при повышении температуры она имеет свойство закипать. Как результат – выделяется воздух, который ищет выход из контура.

При обычных условиях температура закипания воды имеет значение в 100 градусов. Однако если повысить давление в замкнутом контуре, она закипит позже. Поэтому первая функция крышки – обеспечить повышение давления, которое увеличивает планку кипения ОЖ.

В случае тосола обычно он закипает при достижении максимум 110 градусов, а антифриз – 120 по Цельсию. Пока система охлаждения закрыта, этот показатель несколько увеличивается, предотвращая образование воздушных пузырьков, блокирующих циркуляцию.

Когда ДВС работает, его температура повышается приблизительно до 120 градусов – в районе максимальной границы кипения ОЖ. Если бачок будет плотно закрыт, то в системе возникнет чрезмерное давление.

Немного ранее мы уже рассматривали устройство СО мотора. Основные элементы ее выполнены из металла, однако соединение узлов обеспечивается резиновыми шлангами большого диаметра. Фиксируются они на штуцерах при помощи хомутов. Так как в контуре создается система давления, рабочая жидкость будет искать слабое место в магистрали.

Чтобы шланг или радиаторную трубку не разорвало, в контуре должен быть установлен клапан сброса чрезмерного давления. В этом и заключается еще одна функция крышки расширительного бачка. При поломке клапана эта проблема сразу проявит себя.

Читать еще:  Статистика и рейтинги продаж автомобилей в России в 2020 году

Устройство, принцип работы крышки бачка

Итак, во-первых, крышка плотно закрывает бачок, чтобы повысить давление в системе. Во-вторых, ее устройство позволяет сбросить максимальное давление. В конструкцию любой крышки входят:

  • Корпус – в основном это прочный пластик. В нем сделано отверстие для стравливания давления;
  • Уплотнитель, чтобы на соединении воздух не выходил раньше времени;
  • Клапан – в основном он состоит из пружины и пластины, перекрывающей выходное отверстие.

Подпружиненная пластина клапана препятствует свободному выходу лишнего воздуха из системы. Сопротивление данного элемента строго рассчитывается заводом-производителем. Как только давление в контуре превышает допустимое значение, пружина сжимается пластиной, и выходное отверстие открывается.

Во многих моделях крышек помимо клапана для сброса напора установлен вакуумный клапан. Он устраняет необходимость открывать бачок, когда мотор остыл. Когда ОЖ расширяется, лишний воздух выходит из системы, а когда она остывает, объем начинает восстанавливаться. Однако при плотно закрытом клапане в магистрали создается вакуум. Из-за этого пластиковый резервуар деформируется и может быстрее лопнуть. Клапан вакуума обеспечивает свободное наполнение системы воздухом.

Почему нужно так точно контролировать давление в системе охлаждения?

Давление в магистрали, охлаждающей силовой агрегат, имеет важное значение. Благодаря ему антифриз не закипает в современном автомобиле. Если в ней будет атмосферное давление, объем рабочей жидкости будет быстрее уменьшаться за счет испарения воды. Такая проблема будет требовать частого восполнения недостатка жидкости.

Также недостаточное давление ускорит закипание тосола еще до того, как мотор достигнет максимального температурного режима. О том, какой должна быть рабочая температура силового агрегата, рассказывается в отдельном обзоре.

Какие бывают крышки?

Практично использовать крышки, предназначенные для ОС конкретной модели автомобиля. Если установить нестандартную модификацию (если она подойдет по резьбе), то она может не вовремя стравить или вообще не сбрасывать чрезмерное давление.

Штатные крышки – дешевый вариант, однако у них часто возникает одна неисправность. Так как материалы в них дешевые, то металлические элементы быстрее подвергаются коррозии, теряя свою эластичность. Также иногда элементы спекаются, от чего клапан либо застывает в открытом положении, либо наоборот – в закрытом.

Часто эффективность пробки можно определить по ее цвету. Бывают желтые, синие и черные крышки. То, как будет работать каждая отдельная модификация, нужно проверять на конкретном автомобиле. Одни поддерживают давление в пределах 0.8 атм., другие обеспечивают повышение этого показателя до 1.4, а иногда до двух атмосфер. Оптимальный показатель должен указываться в руководстве по эксплуатации авто.

Если поставить на бачок деталь, выдерживающую большее давление, чем сам резервуар, то его чаще нужно будет менять. А это дополнительные растраты.

Признаки неисправности крышки расширительного бачка

На необходимость проверки крышки могут указывать такие «симптомы»:

  • Автомобиль часто закипает (но раньше в таком же режиме эксплуатации подобной проблемы не наблюдалось);
  • Разорвалась трубка радиатора (отопления или основного);
  • Разрываются патрубки;
  • Бачок часто лопается;
  • Даже на перегретом моторе печка не греет воздух. Такое часто случается, когда в контуре появляется завоздушивание – давление в системе не создается, от чего тосол закипает;
  • Когда машина заведена, из воздушных дефлекторов слышен неприятный запах горящего масла или из-под капота идет белый дым. Такое может происходить, когда образуется протечка антифриза на раскаленную приемную трубу;
  • На хомутах патрубков появляются следы ОЖ.

Часто ситуация может требовать не только замены пробки бачка, но и ремонт других узлов системы охлаждения. Например, если разорвалась трубка радиатора, то его нужно заменить на новый. Подробней об устройстве радиаторов, и в каком случае их можно отремонтировать, читайте здесь.

Как проверить крышку расширительного бачка

Визуально неисправности крышки расширительного бачка выявляются только в случае образования ржавчины, и то только проступающей на внешнюю часть детали. Хотя крышка кажется простым элементом, его проверка не такая уж и простая процедура.

Проблема заключается, что исправность клапана можно проверить только в условиях изменения давления. Это не термостат, который достаточно положить в кипяток, чтобы увидеть, откроется ли он. В случае с крышкой нужно будет создать искусственное давление, что в гараже сделать непросто, а особенно зафиксировать показатели (самый простой способ – использовать автомобильный компрессор).

По этой причине при появлении подозрений относительно неисправности клапана стоит обратиться за помощью в автосервис. В условиях СТО легче проверить работоспособность клапана.

Если нет желания платить за подобную диагностику, процедуру можно выполнить самостоятельно, однако ее результаты будут относительными. Так, заводится мотор и прогревается до рабочей температуры. Затем агрегат глушим и в условиях полной тишины пробуем открутить крышку (важно делать это аккуратно, чтобы не получить термическую травму).

Если в процессе откручивания не было слышно звуков (например, шипение или свист), то клапан исправен. Однако стоит признать, что клапан стравливает чрезмерное давление, а значит, небольшой напор в системе все равно будет возникать.

Вакуумный клапан проверяется по следующей схеме. Заводим автомобиль, прогреваем, пока не сработает вентилятор, затем глушим. Ждем, когда агрегат остынет. Если стенки резервуара деформировались вовнутрь, то в системе образовался вакуум, и клапан не срабатывает.

Обычно сломанные крышки не ремонтируются. Однако при желании можно это сделать. Только максимум, что можно сделать в этом случае – разобрать деталь и почистить ее от грязи. Большинство автопроизводителей рекомендуют периодически менять крышку бачка.

Вот еще один вариант того, как проверить пробку:

Крышка расширительного бачка ВАЗ — как проверить и доработать?

Такая маленькая деталь, как крышка расширительного бачка, к сожалению, почти всегда вызывает меньше всего подозрений при возникновении какой-либо неисправности системы охлаждения. Крышка расширительного бачка играет далеко не последнюю роль в охлаждении двигателя. Ее конструкция позволяет регулировать давление в системе охлаждения и поддерживать правильную температуру. Ее неисправность может привести к утечке охлаждающей жидкости или какой-либо поломке двигателя.

Какие функции выполняет крышка расширительного бачка?

Если разобраться в работе системы охлаждения, то можно увидеть, что в процессе ее работы, внутри создается определенное давление. Дело в том, что при нагревании любая жидкость расширяется, что и создает давление внутри системы.

Ни один автомобильный производитель не борется с этой проблемой. Дело в том, что давление позволяет повысить температуру кипения охлаждающей жидкости, а значит, уменьшить риск ее утечки вследствие закипания.

Разность давлений внутри системы и в обычной атмосферной среде заключается в герметичности системы, куда расширяющейся жидкости деться просто некуда. Однако есть обратная сторона медали. Повышенное давление может разорвать бачок или патрубки системы охлаждения. Что приведет к мгновенному перегреву двигателя и выходу его из строя. Чтобы этого не случилось, избыточное давление системы охлаждения необходимо периодически сбрасывать. Именно для этих целей была разработана крышка расширительного бачка.

Устройство и принцип работы крышки

Для обеспечения требуемого давления, любая крышка расширительного бачка должна создавать герметично закрытую систему. Для сброса избыточного давления в ней предусмотрен специальный клапан, который открывается при повышении давления выше номинального значения. Как только давление будет сброшено, клапан закрывается и цикл повторяется до остановки двигателя.

После остановки мотора клапан сброса закрывается и открывается впускной клапан. Дело в том, что в процессе остывания, жидкость начинает снова сужаться, а значит и давление внутри системы должно прийти в норму. Для этого впускной клапан засасывает воздух и заполняет им пространство, которое было освобождено водой или антифризом. Таким образом, давление внутри системы охлаждения нормализуется и становится соответствующим атмосферному давлению.

Неисправности крышек бачка и их последствия

Негерметичная крышка расширительного бачка может стать причиной дополнительного и «не нужного» подсоса воздуха в систему. Дело в том, что если давление внутри системы станет соответствовать атмосферному, то жидкость начнет закипать при тех значениях температуры, при которых это должно происходить. Таким образом, произойдет утечка охлаждающей жидкости и последующий перегрев мотора. Последний может запросто выйти из строя.

Другая сторона проблемы – это образование воздушной пробки. Воздушная пробка передвигается наравне с охлаждающей жидкостью и мешает ей выполнять свои функции. Жидкость греется и закипает, что приводит к ее утечке, а зимой из-за воздушной пробки возможна плохая работа радиатора отопителя салона.

Самое страшное – когда крышка герметично закрыта, но перестала отдавать давление в атмосферу. При увеличении давления, ОЖ начинает выталкивать через соединения патрубков и прочие «дырки в системы». В лучшем случае все обойдется и вам придется лишь поменять крышку. В худшем – может запросто разорвать расширительный бачок и тогда ремонт обойдется намного дороже.

Видео — Течет крышка, что делать?

Как проверить крышку расширительного бачка

Перед выполнением диагностики неисправностей крышки расширительного бачка, необходимо вначале убедиться в отсутствии на ней видимых механических повреждений. Таковыми могут являться трещины, царапины или сильный износ. Кроме того, недопустимы на ее поверхности или с внутренней стороны всевозможные грязь, пыль и прочие инородные частицы. Лишь только после этого, можно производить диагностику неисправностей клапанов.

Пока двигатель работает выкрутите крышку. Если будет слышен шипящий звук – значит, клапан удерживает давление в системе.

Однако замерить это давление невозможно, а у него есть определенные нормы.

Для более детальной проверки можно использовать манометр. Для этого используйте пустой расширительный бачок и закрутите на него крышку. К одному из штуцеров присоедините шланг манометра и закрепите. Все остальные отверстия надежно и герметично закрываются. С помощью компрессора создаем давление внутри системы и выжидаем момента, когда произойдет сброс давления. Полученное явление фиксируем в виде показания манометра и сравниваем с нормируемыми значениями.

Как доработать неисправную крышку бачка на ВАЗ 2109?

Многие владельцы автомобилей ВАЗ 2109 сталкиваются с такой проблемой, как неправильная работа крышки расширительного бачка. Ее клапан либо не может удержать давление, либо попросту не сбрасывает. В этом случае, виновата пружина, жесткость которой завод-изготовитель учел не правильно.

Вначале, крышку необходимо разобрать. Для этого лучше использовать плоскую отвертку и любые плоскогубции. Когда все детали будут на столе, необходимо снизить упругость предохранительной пружины. Для этого число ее витков уменьшается при помощи плоскогубций. Как правило, предохранительный клапан укорачивается на 1 виток, а все остальные на 2. После этого, упругость пружины снижается и крышка расширительного бачка снова готова к работе.

Вот так происходит ее доработка, как вы заметили, данную процедуру можно выполнить без помощи автомехаников и значительно сэкономит деньги на проведении ремонта

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector