Как работает перепускной клапан
Как работает перепускной клапан
Перепускной клапан. Схемы и описания.
Перепускной клапан (переливной клапан) — это устройство, предназначенное для поддержания давления среды на требуемом уровне путём перепуска её через ответвление трубопровода.
Другими словами это клапан, который устанавливается на альтернативный контур, который пропускает через себя поток с целью исключить повышение давления на других контурах.
Чем отличается перепускной клапан от предохранительного клапана?
Данный перепускной клапан иногда также обзывают предохранительным клапаном, так как функция его чем-то схожа с предохранительным клапаном. Разница в том, что предохранительный клапан нужен для того, чтобы защитить оборудование или систему от разрушения большим давлением путем вывода жидкости из системы. А перепускной клапан нужен для того, чтобы при определенном перепаде давления в замкнутом пространстве начать перекачивать среду (жидкость или газ) для того чтобы разгрузить перепад давления в контурах. Перепускной клапан поддерживает давление в системе путём непрерывного отвода среды, чтобы стабилизировать перепад давления.
Чем отличается перепускной клапан от редуктора давления?
Перепускной клапан поддерживает постоянное давление на входе в клапан («до себя»), а редукционный клапан (Редуктор давления) поддерживает постоянство давления на выходе («после себя»).
Конструктивно перепускной и предохранительный клапаны могут не отличаться друг от друга. И поэтому данное устройство маркируется одним техническим знаком. С той лишь разницей, что у предохранительного клапана выходной канал выходит из системы, а у перепускного используются выходной канал с целью перенаправления среды по замкнутому контуру. Также перепускные клапаны имеют точный регулятор перепада давления, что позволяет его настроить на заданную требуемую работу в системе.
Технические знаки предохранительного и перепускного клапана:
На данной схеме установлен перепускной клапан. Здесь перепускной клапан служит для того чтобы во-первых исключить работу насоса в нагрузку при закрытых контурах на коллекторе. А во-вторых, если понадобиться, то можно его настроить на порог стабилизации перепада давления.
Необходимо перепускной клапан настроить на максимально возможный напор, то есть если напор насоса 5 метров, то напор перепускного клапана нужно сделать чуть меньше, например на 4 метра.
Что это дает? Когда контура на коллекторе перекрыты или работает один два контура, то происходит сильный перепад давления и на отдельных контурах. Происходит очень повышенное давление на контурах, что приводит к большему расходу на контурах. Это значит, что перепад давления на манометрах возрастает, и клапан начинает пропускать жидкость, исключая повышение давления на контурах. Тем самым стабилизируя давление на каждом коллекторе. А вообще дело ваше, какое Вы выставите давление перепускного клапана.
Если перепускной клапан настроен на 3 метра, это значит, что перепад на манометрах не превысит 3 метра. И это значит, что не зависимо от количества задействованных контуров, будет поддержание заданного перепада давления на манометрах.
А теперь рассмотрим график зависимостей:
Предел стабилизации начинает возникать тогда, когда расход насоса достигает таких больших величин через клапан, что начинает увеличиваться гидравлическое сопротивление самого клапана, что уменьшает расход через клапана.
Рассмотрим другой график:
По графику видно, чтобы стабилизировать перепад давления контуров, происходит, простое увеличение или уменьшение расхода через клапан.
Случай из практики: Сталкивался с таким явлением, когда жидкость в трубе начинает шуметь. Этот шум вызван большим напором на контурах. Этот напор сильно разгоняет по трубам жидкость, которая начинает издавать шумы. А происходит это из-за того, что вы оставили включенными краны для малого количества контуров. А насос при этом качает много и если расход маленький, то возникает повышенный перепад давления. То есть возникает повышенная скорость течения воды в трубе.
Данный перепускной клапан устраняет данную причину. Его нужно установить, как показано на схеме. И если будет работать только один контур, то перепускной клапан начнет пропускать через себя поток для уменьшения давления создаваемое на контуре.
Вообще не желательно чтобы насос работал для одного контура, так как насос рассчитан на большой расход! И если уменьшать заданный расход насоса, можно получит не желательную нагрузку на насос. Мало того насос будет перегреваться, дык он еще будет потреблять больше энергии.
Такой перепускной клапан подойдет для малых систем отопления, в пределах одного двух коллекторных блоков. Но если Вы желаете стабилизировать перепад давления без затрат на расход через клапан, то существуют автоматические балансировочные клапаны, которые способны использовать расход насоса по максимуму. А перепускной клапан служит для стабилизации давления путем гашение на себе методом расхода. Автоматический балансировочный клапан создает перепад путем перекрывания клапаном прохода по контуру. То есть у него стоит клапан последовательно и этот клапан поджимает проход с целью исключить расход через контур.
Для больших проектов типа теплосетей существуют перепускные клапаны с большим расходом, например:
Что такое перепад давления между двумя точками?
Рассмотрим пример: Допустим, у нас на подающем и обратном трубопроводе стоят манометры, который показывают давление в этих точках. Перепадом будет являться значение, которое равно разнице между двумя манометрами. То есть, если на манометре показывает 1,5 Bar, а на другом 1,6 Bar, то перепад равен 0,1 Bar.
0,1 Bar = 1 метр водного столба.
Если Вы не разбираетесь в перепадах давления, и не понимает, что такое вообще «давление«, то для Вас у меня есть специально разработанный раздел Гидравлики и теплотехники, который дает возможность производить гидравлический и теплотехнический расчет.
Клапан перепускной ТНВД: давление топлива — под контролем
Поддержка постоянного давления топлива в ТНВД дизельных двигателей — обязательное условие работы данного агрегата и всей системы питания. Постоянство давления достигается применением перепускных (редукционных) клапанов — все об этих деталях, их типах и конструкции, работе и замене читайте в статье.
Что такое перепускной клапан ТНВД
Перепускной клапан ТНВД (редукционный клапан) — узел топливного насоса высокого давления систем питания дизельных двигателей, регулируемый клапан (гидравлический дроссель) для слива излишков топлива и поддержания необходимого давления топлива в насосе.
Перепускной клапан выполняет несколько функций:
- Слив избыточного топлива из насоса;
- Удаление воздуха, попавшего в топливную систему;
- Поддержка постоянного давления топлива внутри насоса (в каналах насосных секций многосекционных ТНВД и в корпусе распределительных ТНВД).
Редукционный клапан представляет собой автоматический гидравлический дроссель — устройство, создающее сопротивление потоку жидкости и обладающее возможностью изменять интенсивность этого потока в зависимости от гидравлического давления. В определенном диапазоне давлений перепускной клапан закрыт или создает высокое сопротивление потоку жидкости, при превышении некоторого порогового давления клапан открывается и сбрасывает излишки топлива из насоса, предотвращая дальнейший рост давления.
Перепускной клапан входит в состав секции низкого давления ТНВД, он работает автоматически и лишь нуждается в регулировании для установления порога срабатывания.
Типы, конструкция и принцип работы перепускного клапана ТНВД
Прежде всего, следует отметить, что сегодня существует несколько типов клапанов, обеспечивающих перепуск топлива в ТНВД:
- Перепускной (редукционный) клапан в многосекционных насосах;
- Перепускной (редукционный) клапан регулирования давления внутри корпуса (на входе в насосную секцию топливоподкачивающего насоса) в ТНВД распределительного типа;
- Клапан дросселирования перепуска в насосах распределительного типа.
Каждый из клапанов имеет свои конструктивные особенности и занимает определенное место в топливном насосе высокого давления.
Перепускной клапан в многосекционных ТНВД. Данный клапан устанавливается в передней стенке корпуса насоса, он связан с каналами подачи топлива от топливоподкачивающего насоса на нагнетательные секции. Конструктивно клапан очень прост: его основу составляет корпус, внутри которого располагается подпружиненный запорный элемент в виде шарика или диска. Корпус может быть двух типов:
- Болт. Клапан выполнен в виде болта, внутри которого располагается запорный элемент, а на стенках выполнено два или более отверстий для отвода топлива в обратную магистраль. Болт вворачивается в корпус насоса, он удерживает соединительный ниппель, к которому присоединяется обратная магистраль;
- Штуцер. Клапан выполнен в виде штуцера, внутри которого располагается запорный элемент. Штуцер вворачивается в корпус насоса, а к наружной резьбе присоединяется обратная магистраль.
Работает перепускной клапан этого типа следующим образом. При низком давлении в подводящей магистрали клапан закрыт за счет усилия пружины — топливо подается к нагнетательным секциям. При изменении режима работы двигателя меняется и работа ТНВД и топливоподкачивающего насоса, в какой-то момент давление топлива в подводящей магистрали повышается, что может затруднять работу нагнетательных секций. При превышении порогового давления (которое лежит на уровне 58-80 кПа) преодолевается усилие пружины и клапан открывается — происходит сброс излишков топлива в бак через обратную магистраль. При падении давления клапан вновь закрывается.
Следует отметить, что в многосекционных насосах редукционный клапан отвечает, в основном, за отвод излишком топлива, а удаление воздуха из системы осуществляется клапаном-жиклером, установленным на фильтре тонкой очистки топлива.
Перепускной клапан распределительных ТНВД. Данный клапан выполняет те же функции, что и перепускной клапан многосекционных насосов. Он устанавливается сразу за топливоподкачивающим насосом и осуществляет сброс излишков топлива при повышении давления. Клапан может выполняться в виде болта или штуцера, также он может встраиваться непосредственно в корпус насоса.
Клапан дросселирования перепуска распределительных ТНВД. Данный узел объединяет в себе две детали — жиклер слива топлива и собственно перепускной клапан. В насосах распределительного типа присутствует сливной жиклер — отверстие малого диаметра, через которое постоянно осуществляется слив топлива в обратную магистраль. Жиклер обеспечивает циркуляцию топлива через насос, за счет чего происходит охлаждение деталей агрегата и удаление из него воздуха. В некоторых насосах жиклер как таковой отсутствует, он объединяется с клапаном дросселирования перепуска, который при низком давлении всегда пропускает некоторое количество топлива, а при росте давления открывается и сбрасывает излишки топлива в обратную магистраль.
Клапан дросселирования перепуска имеет конструкцию, аналогичную обычному перепускному клапану, однако в его корпусе выполнено дополнительное отверстие малого диаметра — жиклер, постоянно соединенный с обратной магистралью. Запорный элемент клапан находится выше жиклера и не закрывает его. При росте давления запорный элемент преодолевает упругость пружины, поднимается и открывает основное сливное отверстие — в этом случае излишки топлива поступают в обратную магистраль. При падении давления запорный элемент возвращается в первоначальное положение и слив топлива происходит только через жиклер.
Клапан дросселирования перепуска обычно выполняется в виде болта, который вворачивается в резьбу на корпусе ТНВД и соединяется с обратной магистралью с помощью ниппеля.
Правильный выбор и замена перепускного клапана ТНВД
Редукционные клапаны имеют крайне простое устройство, однако они постоянно подвергаются высоким нагрузкам и довольно часто выходят из строя. Неисправность клапана проявляется ухудшением работы двигателя — он теряет приемистость и на некоторых режимах заметны ухудшения его характеристик. В этих случаях необходимо демонтировать и проверить клапан, и, если он неисправен — произвести замену.
Для замены необходимо выбирать перепускной клапан того же типа и модели, что установлен на ТНВД производителем — только в этом случае есть гарантии, что клапан имеет необходимые характеристики и обеспечит нормальную работу насоса. Многие клапаны допускают регулировку давления, при котором происходит перепуск топлива — данную регулировку необходимо производить в строгом соответствии с инструкцией по ТО и ремонту автомобиля/трактора. Как правило, регулировка сводится к изменению числа шайб, подкладываемых под головку клапана, хотя здесь есть и исключения — все зависит от конкретного типа устройства.
При верном выборе, замене и регулировке редукционного клапана топливный насос будет эффективно работать на всех режимах, обеспечивая нормальные рабочие характеристики силового агрегата.
Редукционный клапан — устройство и предназначение.
Редукционный клапан является мелкой, но очень важной деталью во многих агрегатах, в которых жидкость циркулирует под нужным давлением. В этой небольшой статье мы подробно разберём устройство, принцип работы и назначение редукционного клапана, причём не только клапана, установленного в системе смазки двигателя, но и в других системах.
О важности редукционного клапана и обратного клапана, а так же какие бывают неприятности, если он перестанет нормально работать, я уже подробно писал и желающие могут почитать об этом вот в этой статье. А в этой статье начнём с самых азов.
Говоря простыми словами — редукционный клапан предназначен для стравливания излишков жидкости (которая качается к примеру масляным насосом (или топливным насосом) и циркулирует по системе) обратно в картер, если давление превышает допустимые нормы.
И если бы не было этого клапана, то повышенное больше нормы давление жидкости (масла, топлива и др.) повредило бы прокладки, сальники или пористый материал масляного, или любого другого фильтра (которые тоже рассчитаны на определённое давление) и это привело бы к неприятным последствиям.
Редукционный клапан — устройство и принцип работы.
Сам клапан, несмотря на его важность, устроен довольно просто (см. рисунок чуть ниже и фото выше). Он представляет из себя подпружиненный шарик (или цилиндрик) который постоянно поджат своей пружиной и запирает своим телом своё посадочное место, в обратном канале, предназначенном для слива избыточной жидкости (масла). Упругость пружины клапана рассчитана на определённое давление жидкости.
Редукционный клапан.
1 — шестерни насоса, 2 — шарик клапана, 3 — пружина, подпирающая шарик.
И при превышении этого давления сверх нормы, повышенное давление жидкости давит на клапан, пружина при этом сжимается и шарик открывает канал, через который стравливаются излишки жидкости. Всё работает довольно просто и на автомате, и проблем как правило не возникает, если конечно вовремя менять фильтр и рабочую жидкость (масло), чтобы не допустить попадание грязи под клапан.
Где применяется редукционный клапан.
Редукционный клапан может быть установлен в масляном насосе автомобиля, который качает масло под нужным давлением по системе смазки, а также может устанавливаться в топливной системе как бензинового, так и дизельного двигателя, и даже устанавливается в современных сантехнических системах подачи воды.
В системе смазки двигателей автомобилей, мотоциклов и другой техники, редукционный клапан не допускает превышения давления масла выше нормы (подробнее о давлении масла и его проверке читаем тут), чтобы масло не выдавливалось через сальники и прокладки, а также чтобы не порвать пористый материал масляного фильтра. Подробно о редукционном клапане системы смазки и как проверить этот клапан можно почитать в статье про масляный насос — его диагностику и ремонт.
В топливной системе современных впрысковых бензиновых двигателей, установлен клапан в топливной рампе и он не допускает превышения давления топлива в ней. Если быть точным, то этот клапан называется не редукционным клапаном, а регулятором давления топлива (подробно о нём читаем здесь), но принцип работы его такой же, то есть в регуляторе давления топлива установлен тот же подпружиненный шарик, который при превышения нормы давления топлива, стравливает его излишки в канал обратки.
Примерно так же работает и редукционный клапан в топливной системе дизельного двигателя. Когда насос низкого давления, подающий топливо в топливный насос высокого давления (ТНВД), накачает топливо больше положенного, открывается редукционный клапан, установленный в топливной системе и излишки дизельного топлива сливаются в канал обратки и далее по шлангу обратки обратно в топливный бак.
В системе гидроусилителя руля современного автомобиля (подробнее о гидроусилителе читаем тут) и других системах гидравлики (даже в токарных станках высокой точности) так же установлен редукционный клапан, позволяющий предотвратить превышения давления гидравлической жидкости (масла) выше требуемой нормы.
Ведь любой гидроусилитель и его уплотнения, рассчитаны на работу с гидравлической жидкостью, прокачиваемой насосом гидроусилителя под определённым давлением и максимальное значение этого рабочего давления не должно превышать требуемой величины. Повышение давления как правило происходит при повороте руля машины до упора.
И в крайнем положении руля, значительно повышается давление жидкости, а чтобы не повредить уплотнения и другие детали ГУРа, именно для этого и служит редукционный клапан, который стравливает излишки жидкости, тем самым понижая давление до необходимой нормы, и предотвращая порчу уплотнений в системе и другие неприятности.
Несомненно редукционный клапан является мелкой, но очень важной деталью любой гидравлической системы.
Перепускной клапан системы отопления — виды и принцип работы
Перепускной клапан терморегулятора отопительной системы — это достаточно простой механизм, который применяется для сброса рабочей среды. Все дело в том, что обогревательные приборы, в комплектацию которых входит терморегулятор, постоянно работают в новых условиях, поскольку они моментально реагируют на любые, даже самые незначительные изменения в окружающей среде.
p, blockquote 1,0,0,0,0 —>
- Принцип работы перепускного клапана отопительной системы
- Назначение и место установки
- Разновидности перепускных клапанов
При появлении сигнала на изменение температурного режима, теплоноситель сразу же перестает подаваться в водяные радиаторы отопления. Или же процесс поступления жидкости полностью возобновляется.
p, blockquote 2,0,0,0,0 —>
Такие ситуации приводят к увеличению рабочего давления, и зачастую показатели доходят до критической отметки, что особенно актуально для радиаторов, выполненных из стали. И здесь необходимо использовать перепускной клапан, который установлен за циркуляционным насосом .
p, blockquote 3,0,0,0,0 —>
Клапан перепускной угловой Watts USVR 1 1/4″ НВ для систем отопления
Принцип работы перепускного клапана отопительной системы
Перепускной клапан соединяется с:
p, blockquote 4,0,1,0,0 —>
- насосом;
- трубой обратки;
- подающим патрубком.
Принцип работы перепускного клапана системы отопления отличается от предохранительного, поэтому отождествлять их не стоит. Подключаются они разными способами, предохранительный монтируется к сточной трубе.
p, blockquote 5,0,0,0,0 —>
Когда радиаторы перекрываются под воздействием терморегуляторов — повышается давление в отопительной системе и включается перепускной клапан, который перегоняет горячую жидкость в обратку.
Оперативная работа перепускного клапана снижает и давление в отопительном контуре и делают его более стабильным, что в разы снижает риски для водяных радиаторов.
p, blockquote 7,0,0,0,0 —>
Если речь идет о более сложных отопительных системах, где несколько контуров, то в таких случаях перепускной клапан монтируется за всеми циркуляционными насосами , которые присутствуют в системе. Если в подобных системах установлены перепускные клапаны, контуры отопления стабильно и без сбоев работают в нормальном режиме.
p, blockquote 8,1,0,0,0 —>
В системах отопления за циркуляционным насосом следует обратный клапан, который выступает своеобразным препятствием для теплоносителя и не позволяет ему двигаться в обратном направлении из-за повышения давления.
Конструкция обратного клапана состоит из заслонки и пружины с небольшим усилием, которого вполне хватает для запирания прохода для теплоносителя, движение которого может пойти в обратную сторону.
p, blockquote 10,0,0,0,0 —>
Назначение и место установки
Монтаж термостатического клапана осуществляется методом его врезки в систему на небольшой дистанции от насоса, который осуществляет подачу жидкости. Этот участок находится между обраткой и контуром подачи. Благодаря режиму настройки максимально допустимой границы давления рабочей среды, владелец может самостоятельно выполнить настройку прибора.
p, blockquote 11,0,0,0,0 —>
На сегодняшний день ассортимент изделий — обширный. Однако, все же лучше отдавать предпочтение известным, хорошо зарекомендовавшим себя торговым маркам: Mankenberg, Valtec, DANFOSS. Отзывы пользователей свидетельствуют о том, что устройства, выпускаемые данными производителями, отличаются высокой эффективностью, надежностью и длительным сроком службы.
p, blockquote 12,0,0,1,0 —>
Основное предназначение регулировочных термостатических клапанов заключается в обеспечении стабильной разницы в давлении между обратным и подающим трубопроводами в отопительных системах закрытого типа. Если тепловая нагрузка снижается — термостатические радиаторные вентили закрываются, и как следствие — перепад давления между обратным и подающим трубопроводами становится выше.
p, blockquote 13,0,0,0,0 —>
С применением перепускного клапана вы получите ряд достоинств:
p, blockquote 14,0,0,0,0 —>
- нагрузка на насос будет гораздо ниже;
- на котле будет появляться гораздо меньше ржавчины;
- процесс работы отопительного прибора будет бесшумным;
- температура рабочей среды в обратном трубопроводе будет выше.
Разновидности перепускных клапанов
Для того, чтобы определиться с порядком монтажных работ и подбором деталей для радиаторов, необходимо быть осведомленным о видах и предназначении предохранительных перепускных клапанов.
p, blockquote 15,0,0,0,0 —>
- Муфтовые предохранители. Данные изделия — это механизмы с двухсторонней резьбой и прокладкой, которая находится с внешней стороны. Работает данная деталь при помощи пружины, которая удерживает шток . Когда на шток вы приложите усилие, то откроется проход. При появлении давления с обратной стороны, за счет блокировки, оно усилится. Выполняются такие предохранители из латуни. Тарелка, которая располагается внутри штока , производится из термоустойчивого пластика, а пружина — из нержавейки. Механизм функционирует за счет того, что под давлением вода попадает на заслонку, которая поднимается, в свою очередь освобождая движение потоку. Когда давление снижается, шток опускается, поэтому возвращение потока исключено.
- Трехходовые клапаны. Такой элемент предназначен для того, чтобы теплоноситель охлаждался. Выделяются изделия с ручным управлением, электроприводом и сервоприводом . Конструкция их достаточно простая, имеются выходящие и входящие отверстия. Поток движения жидкости регулируется при помощи специальной заслонки, которая напоминает шток либо шар. При ее вращении поток движется в требуемом направлении. Данный клапан устанавливается на контуры, где температурный режим невысокий. Например, в участках, где к теплому полу примыкают батареи, функционирующие от одного источника тепла.
- Четырехходовый клапан. Данное изделие производится обычно из бронзы. У него есть три отверстия: два выходных и одно входное. В качестве регулирующего элемента выступает коррозионно-устойчивый шток. При движении в вертикальном направлении он не осуществляет перекрытие течения воды целиком, что позволяет перераспределить потоки.
p, blockquote 16,0,0,0,1 —>
Таким образом, пренебрегать установкой перепускного клапана в системе отопления не стоит.
Редукционный двигатель масляного насоса: устройство и ремонт неисправностей
Бесперебойная работа автомобильного двигателя зависит от множества факторов: качества топлива, системы вентиляции и охлаждения устройства. Нельзя забывать и о смазке деталей конструкции. Редукционный клапан масляного насоса — один из важнейших элементов маслонасосной системы, а его выход из строя может привести к серьёзным сбоям в двигателе.
Редукционный клапан масляного насоса — что это такое и для чего он нужен?
Двигатель автомобиля не может нормально функционировать без постоянной смазки машинным маслом: детали будут нагреваться от излишнего трения и быстро придут в негодность. Для того чтобы обеспечивать постоянную смазку всех необходимых элементов, была разработана такая конструкция, как масляный насос. Именно он отвечает за подачу и распространение смазывающего вещества.
Однако тут нужно обратить внимание на один важный момент: если бы масло стекало свободно, исключительно под воздействием силы притяжения, многие удалённые и труднодоступные детали не получали бы свою долю смазки и работали всухую. С другой стороны, слишком сильное давление внутри насоса тоже бы усиливало износ ряда элементов. От подобного особенно страдают сальники и прокладки, потому что из-за сильного напора потока они истончаются и начинают пропускать масло через себя.
Из всего вышесказанного легко сделать вывод, что масляный насос нуждается в особом устройстве, отвечающем за поддержание стабильного давления внутри системы. По этому признаку все насосы делятся на две категории:
- регулируемые;
- нерегулируемые.
Первый тип осуществляет регулировку давления за счёт того, что изменяется положение определённой части насоса. А вот во втором эту функцию выполняет редукционный клапан. Именно о нём мы и поговорим подробнее.
Редукция (от лат. reductio возвращение приведение обратно) — упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа или решения; уменьшение, ослабление чего-либо.
Большой Энциклопедический словарь
Как видно из названия этого устройства, основное предназначение редукционного клапана — нормализация давления внутри маслонасосной системы. То есть он уменьшает или увеличивает давление в необходимый момент.
Местонахождение редукционного клапана
Сам масляный насос спрятан под капотом машины. Чтобы узнать, где находится насос у вас, загляните в инструкцию по эксплуатации автомобиля, так как взаимное расположение элементов может различаться в зависимости от марки и модели. Так, например, у ряда автомобилей ВАЗ он расположен позади шкива коленчатого вала, поэтому не сразу бросается в глаза. Что касается регулятора, то тут есть два варианта расположения устройства:
- внешнее;
- внутреннее.
При внешнем расположении клапан обладает собственным корпусом, который находится на масляной магистрали. А при внутреннем регулятор давления расположен непосредственно внутри насоса.
Устройство и принцип работы редукционного клапана
Редукционный клапан имеет довольно простое строение. Он состоит из следующих частей:
- шарик (элемент №1 на рисунке);
- пружина (№2);
- упорный болт (№3).
Такое устройство позволяет клапану смещаться, открывая и закрывая проток в систему под воздействием давления. Все элементы расположены внутри защитного кожуха, который также имеет каналы для циркуляции смазывающего состава.
Принцип работы этого механизма заключается в поддержании необходимого давления внутри насосной системы. Когда он становится значительно выше допустимого уровня, масло воздействует на упорный болт, а тот сдавливает пружину. Клапан выдавливается и открывается дополнительный канал, по которому осуществляется сброс избыточного масла внутрь специального резервуара.
Когда давление приходит в норму, пружина с клапаном возвращаются на своё место, а насос продолжает функционировать в обычном режиме. Таким образом удаётся регулировать скорость потока и напор масла, подаваемого для смазки двигателя внутреннего сгорания.
Неисправности в работе редукционного клапана
Строение редукционного клапана довольно простое, что обеспечивает его надёжность и уменьшает вероятность поломки. Однако иногда такое всё же происходит. Чаще всего это связано с износом механизма, поэтому не забывайте регулярно проводить диагностику всех составных элементов автомобиля, а также своевременно менять устаревшие детали.
Существует два основных типа неисправности механизма.
- Клапан создаёт недостаточное давление. Обычно причина этой проблемы кроется в пружине. При долгой работе она становится менее упругой и растягивается. В результате клапан всё время находится в приоткрытом состоянии. За счёт этого давление уменьшается, а масло не достигает некоторых узлов двигателя. Иногда случается, что непрофессиональные мастера во время ремонта устанавливают пружину с недостаточной упругостью. Это приводит к такому же эффекту.
- В клапане образуется избыточное давление. Как правило, причиной этой поломки является попадание внутрь механизма частичек мусора или использование старого вязкого масла.
Как определить, что сломан именно редукционный клапан?
Определить с первого взгляда, что сломан именно клапан, невозможно. Нужно внимательно осмотреть другие элементы системы и исключить возможность поломки других частей масляного насоса. Для того чтобы понять, что в нём наблюдаются неисправности, следует взглянуть на приборную панель. У большинства моделей автомобилей там расположен датчик, сигнализирующий о проблемах в системе. Он представляет собой сигнальную лампу с пиктограммой, которая загорается при высоких оборотах.
Если такое произошло, следует немедленно остановить автомобиль, так как дальнейшее движение может привести к окончательной поломке двигателя. Заглушите его и выйдите из машины. Далее вам нужно будет предпринять следующие действия.
- Наденьте защитные перчатки. В данный момент подкапотные элементы машины находятся в нагретом состоянии, поэтому вы легко можете обжечься.
- Нет смысла проверять уровень масла, если вы только что остановились. Должно пройти время, прежде чем оно стечёт в картер. В это время вам нужно обследовать двигатель: поищите свежие масляные подтёки или повреждения картера.
- Если проблема заключается в поломке картера, вам будет нужно его загерметизировать. Это можно сделать с помощью подручных материалов: обычной тряпки, куска резины и даже скотча.
- Обследуйте масляный фильтр. Повреждение его прокладки также может быть причиной поломки.
- Если вышеперечисленные элементы находятся в порядке, следует проверить уровень масла. Делается это специальным щупом с отметками «минимум» и «максимум». В идеале уровень масла должен быть между ними. При недостатке смазочного вещества просто долейте его.
Все дальнейшие действия проводятся уже на клапане, изъятом из насосной системы. Внимательно осмотрите его. Часто причиной поломки становится засорение механизма. Обычно такое происходит у водителей, которые ленятся менять масло. На поверхности клапана или пружины скапливается грязь, которая препятствует нормальной работе. Если же вы недавно проводили капитальный ремонт автомобиля, то есть риск, что клапан плохо промыли, и в нём остались частички стружки и прочего мусора.
По этой причине мастера часто рекомендуют менять клапаны после капитального ремонта. Если вы не хотите этого делать, то убедитесь, что система не засорена, прежде чем использовать автомобиль.
Существует необычный способ проверки работоспособности этого элемента. Возьмите небольшой кусок хлопчатобумажной (или другой пропускающей воздух) ткани и приложите его к штуцеру, который расположен параллельно крышке. Теперь вам нужно сделать резкий вдох через материал. Если вы почувствовали сильное сопротивление, значит, клапан работает так, как нужно: перекрывает поток воздуха и пропускает его через специальное отверстие. Исправный механизм не должен быть легко продуваемым.
Таблица: диагностика пониженного давления в масляном насосе, причины и способ устранения
Поломка редукционного клапана масляного насоса — ремонт или замена?
Ремонтные работы начинаются с разбора редукционного клапана. Снять крышку и вынуть пружину труда не составит, а вот вытаскивание самого клапана обычно становится трудностью. Для того чтобы сделать это, вам понадобятся следующие инструменты:
- анкерный болт М8 (длина 90 мм);
- гайка для гаечного ключа на 10;
- рожковый ключ.
Анкер нужно плотно вставить в плунжер, а затем завернуть на нём гайку. После этого возьмите ключ и продолжайте затягивать гайку. Через какое-то время поршень сорвётся и вы сможете его вынуть.
За неимением вышеперечисленных инструментов некоторые умельцы придумывают свои способы демонтажа клапана.
Видео: как вынуть клапан с помощью деревянной палки
Сам ремонт этого механизма зависит от причины поломки. Если проблема заключалась в пониженном давлении, вам следует заменить пружину. Очень важно найти такую же деталь, что была раньше. Обратите внимание, что у разных моделей автомобилей размеры редукционных клапанов и их составных частей отличаются. Мы рекомендуем вам проконсультироваться со специалистом, прежде чем приобретать деталь, а в магазин прийти с разобранным механизмом.
В том случае, если клапан засорился и перестал снижать давление внутри масляного насоса, проведите следующие процедуры.
- Тщательно очистьте деталь, уделяя особенное внимание каналам для циркуляции масла.
- Промойте механизм в бензине.
- Высохшую деталь смажьте.
- Установите клапан на своё место.
- Теперь вам нужно проверить давление. Для этого используется обычный манометр. Шланг с резьбовым штуцером нужно вкрутить на место штатного датчика давления, а затем завести двигатель. Приемлемые для вашего автомобиля показатели вам нужно узнать в инструкции к двигателю. У большинства автомобилей они находятся в пределах от 1 до 4,5 кг/см 2 на средних оборотах.
Обычно специалисты рекомендуют заменить клапан, если перед этим проводился капитальный ремонт. Считается, что обычная прочистка и промывка не может справиться с мелкой стружкой. А также замену стоит произвести в том случае, если на поверхности одной из составных частей клапана вы обнаружили механические повреждения.
Ремонт и замена редукционного клапана сказывается на общей работе автомобиля. И это не только хорошо видно, но и хорошо слышно во время работы двигателя.
Видео: отличия в звуках работы двигателя до и после замены редукционного клапана
Прежде чем разбирать масляный насос и его редукционный клапан и проводить с ними какие-либо работы, убедитесь, что уверены в собственных силах. Неаккуратные действия могут привести к окончательной поломке деталей. Особенно обидно будет в том случае, если проблема заключалась не в клапане, а других элементах системы, и вам придётся менять работоспособную деталь. Если вы сомневаетесь, лучше обратитесь за помощью специалистов в автосервис.
Перепускные клапаны
Перепускной клапан отопления — это устройство, предназначенное для шунтирования перепада давления в системе отопления. Иначе сказать, это предохранительный клапан, который при превышении давления в подаче, скидывает теплоноситель в обратку.
Кому нужен перепускной клапан отопления?
Обычно в частных домах ставят радиаторное отопление, где каждый радиатор снабжен термоклапанами и термоголовками для поддержания постоянной комфортной температуры в жилых помещениях. Термоголовка перекрывает клапан, если стало жарко, но жара ведь касается обычно всех радиаторов, по-этому все радиаторы постепенно перекрываются. Но ведь насос, который гоняет теплоноситель по системе отопления не изменяет оборотов в зависимости от ее потребностей, если это не какой-нибудь специальный насос, который изменяет режим работы в зависимости от потребления (пример такого насоса — насос Grundfos Alfa2). Давление растет. Из-за того, что термоголовка только поджимает клапан, а не полностью перекрывает его, проход в клапане уменьшается. Скорость теплоносителя в этом месте с возрастанием давления увеличивается и клапаны или вентили на радиаторах начинают свистеть. Лишний шум не нужен никому, это дискомфорт. Нагрузка на насос увеличивается, что сказывается на его ресурсе.
Для того, чтобы обезопасить себя от подобных неприятностей, чтобы перепад давления на насосе был постоянным всегда вне зависимости от потребления можно использовать перепускной клапан.
В отличии от предохранительного клапана, перепускной клапан работает на сброс в длительном режиме. Сбросник «выпустил пар» и закрылся, а перепускной постоянно реагируя на перепад давления стравливает лишний теплоноситель или воду в обратку из подачи. На радиаторах давление постоянное вне зависимости от того, закрыт на нем клапан, вентиль, кран или нет. Насос всегда работает в штатном режиме. Можно закрыть все радиаторы, но ни свиста в радиаторах, ни повышенной нагрузки на насос не будет.
Обычно перепускные клапаны ставят между подачей и обраткой в непосредственной близости к насосу. Для того, чтобы произвести установку минимальными усилиями существует довольно широкий ассортимент различных вариантов подключения и диаметров перепускных клапанов. Есть с наружной, внутренней резьбами, с накидными гайками, прямые или угловые и комбинированные.
На сайте представлены три производителя: Emmeti, Far, Watts. Качество их идентично. Основное внимание нужно уделить параметрам каждого изделия: диапазону регулировок и диаметру подключения.