Hino-avto.ru

официальный дилер Hino Motors
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кому принадлежит автоваз 2020

Совместное предприятие Renault-Nissan и «Ростеха» довело долю в «АвтоВАЗе» до 100%

Москва. 9 января. INTERFAX.RU — Совместное предприятие альянса Renault-Nissan и ГК «Ростех» Alliance Rostec Auto B.V. стало единственным акционером ПАО «АвтоВАЗ», доведя свою долю в капитале автопроизводителя до 100%, указано в списке аффилированных лиц «АвтоВАЗа» по состоянию на 31 декабря 2018 года.

Как отмечается в материалах Renault, СП завершило принудительный выкуп акций у миноритариев «АвтоВАЗа» 26 декабря 2018 года, приобретя 375 млн 68 тыс. 439 акций, в том числе 259 млн 818 тыс. 350 обыкновенных акций и 115 млн 250 тыс. 89 привилегированных акций, что составляет 3,36% уставного капитала «АвтоВАЗа». В самом СП доли распределены следующим образом: 67,61% — у Renault, 32,39% — у «Ростеха». Таким образом, отмечают в Renault, завершен процесс рекапитализации «АвтоВАЗа», запущенный в декабре 2016 года.

Как сообщалось, в октябре Alliance Rostec Auto B.V. объявило принудительный выкуп акций ПАО «АвтоВАЗ», цена выкупа обыкновенных акций составляла 12,4 руб. за бумагу, привилегированных — 12,2 руб.

В ноябре сообщалось, что «Ростех» и Renault намерены перевести зарегистрированное в Голландии СП Alliance Rostec Auto B.V. в российскую юрисдикцию, для чего нанимают юридического консультанта. Соответствующую закупку у единственного поставщика тогда разместила на портале госзакупок ГК «Ростех». Предмет закупки — «оказание юридических услуг по сопровождению ряда сделок по переводу голландского СП Alliance Rostec Auto B.V. в российскую юрисдикцию».

Сам поставщик при этом не назывался, однако в материалах закупки фигурировала американская юридическая фирма Latham & Watkins LLP.

«Услуги будут оплачены в рублях по курсу ЦБ на дату осуществления платежа исходя из предельной стоимости всех основных услуг $82,4 тыс. (не включая НДС и расходы). «Лэйтам Энд Уоткинс, ЛЛП» ежемесячно будет направлять корпорации проекты счетов на оплату гонораров и расходов в связи с оказанием услуг c приложением всех документов, подтверждающих понесенные расходы. В них будет указываться затраченное на работу время в десятых долях часа отдельно от расходов, а также расходы. В счетах также будет указана сумма НДС, подлежащего оплате по нашим гонорарам и расходам в соответствии с законодательством РФ», — говорилось в документации.

Также отмечалось, что начальная (максимальная) цена договора составляет 6,929 млн руб. с учетом всех налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства.

Обоснование выбора поставщика, с которым планируется заключение договора: «наличие соглашения между корпорацией и Renault S.A.S.», а также «отсутствие времени на организацию и проведение конкурентной процедуры закупки». При этом указывалось, что услуги по договору должны быть предоставлены до 31 декабря 2018 года.

«В рамках потенциального решения акционеров об изменении юрисдикции совместного предприятия мы привлекаем специализированных консультантов, задача которых предложить наиболее эффективную форму регистрации юридического лица, чтобы обеспечить корректную работу компании в текущих геополитических и экономических условиях», — сообщал «Интерфаксу» представитель «Ростеха».

Ранее сообщалось, что голландское СП Rostec Auto B.V. в результате допэмиссии акций ПАО «АвтоВАЗ» увеличило свою долю в капитале автопроизводителя до 83,53%, а в ходе оферты довело ее до 96,64%, после чего объявило принудительный выкуп акций у миноритариев. Председатель совета директоров ПАО «АвтоВАЗ» Сергей Скворцов ранее, отвечая на вопрос о возможном переводе голландского СП в российскую юрисдикцию, отмечал, что данный вопрос обсуждается. «Мы это обсуждаем пока. Хотим дождаться результатов оферты и потом принять решение. Посмотрим, сколько собрано акций», — говорил он в июне.

Скворцов также заявлял, что СП «Ростеха» и Renault-Nissan «сохранится в той или иной форме». «Мы не планируем переходить на прямое владение, наличие совместного холдинга создает дополнительный комфорт акционерам», — пояснял он.

General Motors вышла из совместного предприятия с АвтоВАЗом

Американская компания General Motors (GM) выходит из совместного предприятия GM-АвтоВАЗ, выпускающего в Тольятти внедорожники Chevrolet Niva, сообщила в понедельник пресс-служба АвтоВАЗа и подтвердил представитель GM.

АвтоВАЗ выкупит у американского партнера 50% акций совместного предприятия, увеличив свою долю до 100%. «GM Россия» концентрируется на продвижении, продаже и обслуживании премиальной линейки брендов Cadillac и североамериканских Chevrolet. Сейчас компания значительно расширяет линейку премиальных кроссоверов Cadillac и также планирует обновление модельного ряда Chevrolet», — сообщила она.

Финансовые условия сделки стороны не раскрывают.

Выручка совместного предприятия GM-АвтоВАЗ в 2018 году выросла на 1%, до 17,043 млрд руб., чистая прибыль составила 359,45 млн против 4,17 млрд руб. убытка годом ранее, следует из данных СПАРК. Выручка самого АвтоВАЗа в 2018 году по МСФО выросла почти на 26%, до 283,13 млрд руб., чистая прибыль составила 5,86 млрд против убытка в 9,66 млрд руб. годом ранее.

Почему американцы выходят из последнего СП в России

«Я благодарен нашим партнерам из GM за более чем 18-летнее плодотворное сотрудничество», — заявил президент и генеральный директор АвтоВАЗа Ив Каракатзанис (его слова приводятся в сообщении компании). О стратегическом партнерстве при разработке внедорожника «ВАЗ-2123 Niva» АвтоВАЗ договорился с General Motors Corporation еще в 2000 году, СП было создано в 2001 году. Сделка была организована следующим образом: АвтоВАЗ в качестве вклада в совместное предприятие внес патенты, здания и оборудование в обмен на 41,6% капитала и управленческий контроль; вклад GM, которая получила такую же долю, — $100 млн. Третьим акционером предприятия был Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — он приобрел оставшиеся 16,8% в капитале за $40 млн и предоставил кредит еще на $90 млн. В 2012 году ЕБРР вышел из СП, продав свою долю АвтоВАЗу и GM, которые увеличили пакеты акций до 50% каждый. Сумма сделки не раскрывалась, но, по неофициальным данным, она составила $80 млн.

Мощности завода GM-АвтоВАЗа — 98 тыс. машин в год, предполагалось, что к 2015 году они вырастут до 120 тыс., а инвестиции в расширение составят около $200 млн. Но этого не произошло.

По итогам 2018 года завод был загружен менее чем на треть — было выпущено лишь 31,33 тыс. машин. Недозагрузка связана в том числе с тем, что с 2012 по 2016 год автомобильный рынок в России сократился в два с лишним раза — с 2,9 млн до 1,4 млн штук, а в последующие два года хоть и возобновился рост, но к прежнему уровню вернуться не удалось — по итогам 2018 года было продано лишь 1,8 млн т автомобилей.

Читать еще:  Отзывы Lada XRay

Еще в 2015 году, после 20 лет присутствия на рынке, GM стала первым международным автоконцерном, покинувшим Россию. Компания закрыла завод в Санкт-Петербурге и прекратила продажи автомобилей Opel и Chevrolet (кроме премиальных моделей). После этого доля в СП с АвтоВАЗом оставалась единственным активом GM в России.

«Для GM российский рынок не стратегический, в свое время они остановили все проекты, кроме СП с АвтоВАЗом. При этом сейчас стоит вопрос об обновлении модельного ряда СП, что потребует инвестиций», — пояснил аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. Компания GM-АвтоВАЗ создавалась, когда АвтоВАЗ еще не был подконтролен альянсу Renault-Nissan, который конкурирует глобально с GM, напоминает он. В январе 2019 года компания Alliance Rostec Auto B.V., совместное предприятие альянса Renault-Nissan и госкорпорации «Ростех», довела свою долю в АвтоВАЗе до 100%, выкупив акции у миноритариев и проведя делистинг с Московской биржи. Сейчас французской Renault косвенно принадлежит 67,6% АвтоВАЗа.

Зачем АвтоВАЗ выкупает долю партнера

Завод в Тольятти, принадлежащий GM-АвтоВАЗ, сможет в течение некоторого времени продолжать выпуск и продажу автомобилей Niva под брендом Chevrolet, принадлежащим GM, говорится в сообщении АвтоВАЗа. По истечении этого неназванного срока внедорожники планируется перевести под бренд Lada. Речь идет о сроке до года, пояснил РБК источник, близкий к АвтоВАЗу.

«В рамках соглашения АвтоВАЗ получит второй классический внедорожник в линейке автомобилей. Предложение Niva органично дополнит легендарный [внедорожник Lada] 4×4 и поддержит дальнейшее развитие АвтоВАЗа», — заявил Ив Каракатзанис (его слова приводятся в сообщении).

Представитель АвтоВАЗа пояснил РБК, что включение в линейку компании завода Niva не вызовет «внутреннего каннибализма» классического внедорожника Lada 4×4, так как у этих автомобилей разные покупатели. Действующие контракты с поставщиками и дилерскими центрами Niva останутся неизменными в течение переходного периода.

В ноябре 2019 года было продано лишь 1950 Chevrolet Niva, что на 17,5% меньше, чем годом ранее. При этом АвтоВАЗ реализовал 2919 внедорожников Lada 4×4 (-5,7%), они входят в топ-25 самых продаваемых автомобилей, составляемый Ассоциацией европейского бизнеса. По итогам января—ноября 2019 года было продано 29,2 тыс. штук таких внедорожников, а Chevrolet Niva в этот рейтинг не попала.

Для АвтоВАЗа выкуп доли GM в совместном предприятии — это возвращение бренда Niva и развитие модельного ряда в сегменте внедорожников, отмечает Беспалов. АвтоВАЗу, несмотря на то что авторынок не до конца оправился от спада 2013–2016 годов и по итогам 2019 года снова может оказаться в минусе, удалось удержать лидерство и даже немного увеличить свою долю — до 21%.

«Исторически производственные процессы СП глубоко связаны с основной площадкой АвтоВАЗа в Тольятти, что является отличной отправной точкой для дальнейшего развития с целью повышения уровня удовлетворенности покупателей нашей знаменитой Niva», — отметил Каракатзанис.

Кто владелец АвтоВАЗа

За 2018 год ключевой бенефициар АвтоВАЗа ‒ Alliance Rostec Auto BV ‒ стал основным его владельцем с пакетом акций более 96%. В настоящее время руководит предприятием Ив Каракатзанис.

В реестре акционеров публичного акционерного общества «АВТОВАЗ», одной из крупнейших машиностроительных компаний, на 31 декабря 2017 г. было 141 124 зарегистрированных лица. А уставной капитал общества ‒ 25 943 млн рублей. Доля юридических лиц в нем составляла 93,82%, физических – 6,18%. Мы ответим на интересующий всех вопрос о том, кто на сегодняшний день является собственником АвтоВАЗа.

Акционеры Общества, владеющие более 5% акций

% от уставного капитала

Alliance Rostec Auto BV

Renaissance Securities (Cyprus) Limited

Основным акционером и владельцем АвтоВАЗа является Alliance Rostec Auto BV.

Компания зарегистрирована в Нидерландах. Это совместное предприятие Renault и госкорпорации «Ростех». Их доли в нем поделены в пропорции 75 и 25%, соответственно.

На 31 декабря 2017 г. Альянсу принадлежали 64,6% акций автомобилестроительного гиганта. Он стремился к увеличению своей доли в капитале и добился желаемого.

О намерениях взять под свой контроль крупнейшую автомобилестроительную компанию России – АвтоВАЗ, нынешний основной бенефициар компании объявил еще в 2012 году. Спустя два года, сделка была завершена.

Планируется, что к концу текущего года под контролем Alliance Rostec Auto BV окажется почти 99% его акций. Еще в марте 2018 года Renault и «Ростех», одна из крупнейших российских компаний, объявили, что долги автогиганту на сумму 61,4 млрд рублей будут списаны в обмен на дополнительные акции.

Вторым акционером, владеющим на конец 2017 года более 5% акций АвтоВАЗа, была Renaissance Securities (Cyprus) Limited, расположенная на Кипре.

Но уже к 30 сентября 2018 года в распоряжении Альянса более 96% акций. Это даже не контрольный пакет. Это практически единоличное владение гигантом автомобилестроения.

Рисунок 1. Изменение доли участия основных акционеров ПАО в уставном капитале в 2018 году, %.

Итак, новый единственным хозяином лидера автомобилестроения России является Alliance Rostec Auto BV.

Для справки. В советские годы Волжский автомобильный завод (АвтоВАЗ) был одним из крупнейших предприятий СССР.

О новом гендиректоре

Alliance Rostec Auto BV объявила, что с 1 июня 2018 года у российского автопроизводителя появится новый глава – Ив Каракатзанис. Он заменит на этом посту Николя Мора, который трудился на этой должности с апреля 2016 года и успел запустить в производство на заводе в Тольятти модели Lada Vesta SW и Vesta SW Cross, реализовал другие крупные проекты. И среди них окончательная замена моторов Renault в семействе Largus на свои двигатели.

Рисунок 2. Николь Мор

Новый президент автогиганта, работая на посту генеральным директора Renault в Румынии, был ответственен за всю коммерческую и производственную деятельность. Кроме того, он оставался президентом и гендиректором компании Dacia, входящей в состав Renault. А до той поры в разные годы был вице-президентом региона Евразия и вице-президентом по цепочке поставок.

Рисунок 3. Новый президент автогиганта Ив Каракатзанис

Ив Каракатзанис родился 13 апреля 1964 года в Марселе (Франция). С 1992 года трудится в структурах Renault.

В АвтоВАЗе новому гендиректору предстоит решить задачи по:

  • развитию продаж моделей бренда LADA в России и за рубежом,
  • оптимизации затрат;
  • обновление модельной линейки Лады.

«В ближайшие годы АвтоВАЗ продолжит следовать выбранным бизнес-направлениям и социальным приоритетам и будет усиливать их» (Каракатзанис).

Кому принадлежит автоваз 2020

АвтоВАЗ — это французский производитель с регистрацией в офшоре или почему Лады — настоящие иномарки

Лада стала иномаркой во всех смыслах этого слова. Разбираемся, кому принадлежит отечественный автогигант.

Читать еще:  Датчик уровня топлива ВАЗ-2112 (ДУТ-1М) УТЕС 9П5139014; Оставить отзыв

Даже сейчас Лады за что только не ругают: за низкое качество, за высокую цену, несуразный внешний вид. Однако стоит признать, что Лада из 2000-х и Лада сейчас — совершенно разные машины.

Та же Веста вплотную подобралась к главным конкурентам — Hyundai Solaris и Kia Rio. Но близка она к ним стала не только по характеристикам и комфорту, но и по цене: мало кто раньше мог подумать, что отечественные автомобили будут стоить под миллион рублей.

Обсуждая это, не все понимают, что Лада по-сути и является иномаркой. Почему? Все просто: АвтоВАЗ за десятилетие плавно перешел под контроль иностранной компании. Для понимания кратко перескажем путь блуждания завода.

Еще в 2007 году компания Renault купила 25% акции АвтоВАЗа, но с такой долей она не могла влиять на политику завода. А хотела. И 2012 год стал переломным в истории российского автопроизводителя: альянс Renault-Nissan и госкорпорация Ростех создают совместное предприятие Alliance Rostec Auto B.V., которому достается более 75% акций АвтоВАЗа. То есть завод по сути переходит под контроль Alliance Rostec Auto B.V.


Главы альянса «Renault-Nissan» Карлос Гон и корпорации Ростех Сергей Чемезов подписывают соглашение о продаже части АвтоВАЗа

А кто же владел самой Alliance Rostec Auto B.V. и, главное, в каких долях? 60% компании принадлежало Renault и Nissan и лишь 40% Ростеху. Впоследствии цифры могли меняться, но лишь в одну сторону: франко-японский альянс процент за процентом увеличивал долю в Alliance Rostec Auto B.V. Соответственно Renault-Nissan по факту стал основным акционером АвтоВАЗа и мог принимать структурные решения.

Интересный момент: компания Alliance Rostec Auto B.V. оказалось почему-то зарегистрировала в голландском офшоре. Так называемая оптимизация налогов через подобные зоны распространённая практика у частных фирм, но когда речь идет о госкорпорации и главном автозаводе страны, то такая ситуация вызывает лишь недоумение.

Шли годы, и к 2018 году голландская Alliance Rostec Auto B.V. уже завладела более 95% АвтоВАЗа. В ее структуре также произошли изменения: Nissan полностью вышел из проекта, продав свои акции французам. В итоге у Renault оказалось на руках 67% акций, доля Ростеха снизилась до 33%.

На данном этапе владельцев стал тревожить один вопрос: так как оставшиеся 4% акций АвтоВАЗа торгуются на Московской бирже, АвтоВАЗу приходится раскрывать всю структуру собственников, финансовые потоки и прибыльность, то есть быть публичной компанией.

По всей видимости такая открытость раздражала собственников, поэтому Alliance Rostec Auto B.V. объявляет о принудительном выкупе оставшихся 4% акции автопроизводителя с биржи. К началу 2019 года дело сделано: голландская фирма становится 100% собственницей АвтоВАЗа и автогигант становится частной закрытой компанией.

После этого Ростех решает еще снизить свою долю в автопроизводителе и продает французам 8% своих акций Alliance Rostec Auto B.V.

На данный момент структура собственников Alliance Rostec Auto B.V. (и соответственно АвтоВАЗа, раз ей принадлежат 100% акции автопроизводителя) такая: 75% владеет Renault и лишь 25% владеет госкорпорация Ростех.

По всей видимости в этом момент правительство спохватилось: огромный завод на 3/4 перешел под контроль иностранной компании, которая единолично может принимать стратегические решения. В добавок к этому 100% акции принадлежит компании в Голландии.

Чтобы получить хоть какие-то рычаги влияния, глава Ростеха Сергей Чемезов пообещал до конца 2019 года перерегистрировать Alliance Rostec Auto B.V. в России. Однако этого до сих пор не сделано, да и без желания французов сделать это невозможно: у Renault контрольный пакет.

Вот так и получается, что в период санкций и тотального импортозамещения главным автопроизводителем страны владеют французы, а зарегистрирован он и вовсе в офшоре.

Хорошо ли что выпуском Лад занимаются французы? На этот вопрос у каждого свой ответ, который вы можете оставить ниже в комментариях.

Какая разница рабочим АВТОВАЗа, сколько машин продано

Отечественный автопроизводитель, контрольный пакет акций которого принадлежит иностранцам, сообщил о снижении апрельского уровня продаж в три раза по сравнению с мартом.

За весь апрель, включая продажи модели Niva, реализовано 10 055 автомобилей LADA. В марте 2020 года было продано 32,8 тыс. авто.

В апреле 2020 года Granta осталась самой востребованной моделью АВТОВАЗа. За месяц было реализовано чуть более 3 тыс. этих автомобилей.

LADA Vesta в прошлом месяце продано 2,9 тыс. штук. Тройку лидеров замыкают пассажирские версии семейства Largus – 1 286 автомобилей.

В пресс-службе АВТОВАЗа говорят, что показатели довольно низкие, но это ожидаемо. И даже называют их неплохими для периода самоизоляции. По собственной оценке компании, АВТОВАЗ сохранил лидирующую позицию на рынке в сегменте легковых и легковых коммерческих автомобилей.

Напомним, что не так давно стало известно об увеличении цен на весь модельный ряд LADA. Как отмечают в компании, очередной рост цен связан с тем, что расчеты с некоторыми поставщиками АВТОВАЗ осуществляет в долларах и евро.

Комментарий

Григорий Басистый, депутат думы г.о. Тольятти, председатель независимого профсоюза «МОЛОТ»:

— Скажите, какая разница рабочим АВТОВАЗа, сколько машин продано в марте, апреле или июне? Правильно, никакой. Так же, как и по барабану большинству россиян то, сколько кубов газа, нефти выкачали и продали газпромы и роснефти, или сколько добыли золота и алмазов другие компании! Народу от этого не холодно, не жарко. Потому что прибыли идут в карман малой горстке людей. И будь продажи на АВТОВАЗе даже рекордными, на зарплате рабочих это никак не отразится. Хозяева же предприятий все равно получают госпомощь от России, невзирая на их гражданство. Да и многие олигархи-россияне давно уже не живут в своей стране. А значит, что и всю полученную в России прибыль они тратят отнюдь не на Родине.

Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», № 12 (549), 15 мая 2020 года
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07

НТЦ завода может остаться без земельного участка

Как стало известно Ъ, земельный участок, на котором расположены цеха научно-технического центра (НТЦ) АвтоВАЗа, разрабатывающего новые модели, принадлежит ООО «Новая земля», близкому группе СОК. По словам чиновников администрации Тольятти, СОК в любой момент может потребовать от АвтоВАЗа освободить землю под НТЦ или существенно поднять ставки за ее аренду. Таким образом, АвтоВАЗ рискует остаться без НТЦ в самый разгар работ по разработке нового модельного ряда.

Читать еще:  Какие динамики в двери выбрать и как установить

Как рассказал Ъ источник, близкий к АвтоВАЗу, земля, на которой стоит часть цехов НТЦ АвтоВАЗа, принадлежит ООО «Новая земля». По словам собеседника Ъ, это ООО, в свою очередь, принадлежит предпринимателю Юрию Коноплеву, близкому к руководству группы СОК. В частности, группа СОК спонсирует детский футбольный клуб «Крылья Советов-СОК», президентом которого является господин Коноплев. На каких условиях АвтоВАЗ арендует землю под НТЦ у ООО «Новая земля», собеседник Ъ не пояснил. Между тем после смены руководства автозавода у группы с ним сложились далеко не дружеские отношения.

В пресс-службе группы СОК от комментариев отказались. Однако глава управления земельных ресурсов мэрии Тольятти Наталья Немых подтвердила Ъ, что ООО «Новая земля» владеет 1,9 га земли в Ставропольском районе Самарской области и на этом участке находится ряд объектов АвтоВАЗа — часть НТЦ, заводской музей и станция по обезжелезиванию воды. В пресс-службе АвтоВАЗа Ъ сообщили, что это «обычная юридическая коллизия, которая свойственна российской бизнес-практике, и на работе завода она никак не сказывается».

АвтоВАЗ расположен на земле, которую администрация Тольятти передала ему в аренду на 49 лет. Однако в отношении участка, на котором расположен НТЦ завода, возник правовой казус. Еще в 1981 году был принят план развития Тольятти, согласно которому город должен был расширяться в западном направлении, то есть за счет земель Ставропольского района. В в 1997 году администрации района и города подписали соглашение о передачи Тольятти этого земельного участка. Однако районная администрация не выполнила свои обязательства и в 2000 году неожиданно передала участок новому юрлицу — сельхозпредприятию (СХП) имени Степана Разина. Пытаясь отсудить участок, мэрия Тольятти дошла до Верховного суда, но 2004 году он признал передачу земли СХП законной. В том же году СХП передало землю ООО «Новая земля».

Теперь, отмечает госпожа Немых, «Новая земля» в любой момент может распорядиться участком по своему усмотрению. «ООО вправе резко повысить арендные ставки или вообще потребовать от АвтоВАЗа освободить участок»,— говорит госпожа Немых. Таким образом, АвтоВАЗу остается либо самостоятельно оспаривать право на землю под НТЦ, либо выкупать ее, либо смириться с тем, что она будет в руках собственника, близкого к СОК. Отметим, что перспектива выкупа земли сомнительна. «Новая земля» уже предлагала администрации Тольятти выкупить спорный участок по цене 5,5 млн руб. за 1 га, которая в пять раз выше рыночной.

Напомним, что в январе АвтоВАЗ заявил о намерении поставить на производство более десяти новых моделей в течение пяти лет. Их разработкой занимается непосредственно НТЦ завода. Если у него возникнут проблемы с землей, то амбициозные планы АвтоВАЗа окажутся под угрозой срыва.

Алексей Мордашов и семья

Биография и факты

Алексей Мордашов — герой первого номера российского Forbes. Именно его фото красовалось на обложке журнала, выпущенного в апреле 2004 года. Статью про бизнесмена написал тогда сам главный редактор Пол Хлебников. Мордашов шел к богатству прямым путем, сосредоточившись на металлургии. Основа его состояния — акции группы «Северсталь». Ее базовое предприятие — Череповецкий металлургический комбинат (ЧМК), где еще в советские времена работали родители Мордашова.

Алексей родился и большую часть жизни провел в Череповце. Образование получил в Ленинграде, с отличием окончил Ленинградский инженерно-экономический институт, а после учебы вернулся на малую родину и пошел работать на ЧМК. Молодой экономист сразу приглянулся генеральному директору комбината Юрию Липухину. Уже через четыре года, в 1992 году 27-летний специалист стал директором по финансам и экономике, ему же доверили заниматься сбытом продукции. После распада СССР завод практически прекратил поставки на внутренний рынок, и Мордашов, прошедший стажировку в Австрии, начал заключать контракты с трейдерами, отправлявшими сталь на экспорт.

Ему же в 1993 году Липухин поручил заняться приватизацией ЧМК. Мордашов в тайне от директора скупил контрольный пакет, отстранил его от руководства и сам возглавил комбинат. В 2001 году он выкупил долю у Липухина по цене в шесть раз ниже рынка, как утверждал обиженный «красный директор». В последнее время дивиденды Мордашова от «Северстали» составляют более $1 млрд в год, за 2019 — $1,2 млрд. Часть этих средств было вложено в одну из крупнейших в мире туристических компаний TUI с капитализацией почти $2 млрд (на апрель 2020 года). Бизнесмену с сыновьями принадлежит 25% акций компании.

Мордашов умеет выбирать друзей. Он дружил с Анатолием Чубайсом, который преподавал у него в институте. Чубайс ввел его в клуб молодых реформаторов, ставших позже членами правительства Бориса Ельцина. Дружба с питерским финансистом Владимиром Коганом приблизила его к Владимиру Путину. В 2003 году Мордашов стал совладельцем банка «Россия», крупнейшим акционером которого является давний друг Путина Юрий Ковальчук (№53). В 2008 году Мордашов, «Сургутнефтегаз» и банк «Россия» создали Национальную медиа группу, которая сейчас владеет пакетами в ТВ-каналах («Первый», «Пятый», «РЕН ТВ», СТС, «78»), газетах («Известия», «Metro-Петербург», «Спорт-Экспресс»). В 2013 году Мордашов и Ковальчук приобрели 50% акций мобильного оператора Tele2.

Власти любят Мордашова за примерное поведение. В феврале 2018 года во время встречи бизнесмена с президентом в его резиденции в Ново-Огарево «Северстали» был обещан стабильный поток госзаказов.

Первый бизнес В 1992 году был назначен директором по финансам и экономике Череповецкого металлургического комбината (ЧМК). Заключал первые контракты с трейдерами, продававшими металл на Запад. Скупив контрольный пакет акций ЧМК, отстранил директора Юрия Липухина.

Капитал «Северсталь» (76,4%), TUI (25%), «Лента» (78,73%), Nordgold, «Силовые машины».

Партнеры Вместе с Юрием Ковальчуком владеет акциями Банка «Россия», который находится под санкциями, «Национальной медиа группы», Tele2 и СТС.

Санкции В январе 2018 года «Силовые машины» попали под санкции США из-за поставок турбин Siemens в Крым.

Сделка В 2019 г. Мордашов приобрел 78,73% акций ретейлера «Лента», который занимает четвертое место по выручке среди розничных сетей в России.

Бренды TUI — одна из крупнейших туристических компаний мира с капитализацией почти $6 млрд, продуктовый интернет-магазин «Утконос».

Деталь В 2019 году Мордашов передал 65% своего пакета акций Nordgold и TUI сыновьям Кириллу и Никите.

Цифра В 70-ти странах продает свою продукцию принадлежащий Мордашову комбинат «Свеза», мировой лидер на рынке березовой фанеры. Немецкая компания Schmitz Cargobull использует фанеру «Свезы» для изготовления полов в своих трейлерах.

Лучшие тексты Forbes об Алексее Мордашове

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector