Hino-avto.ru

официальный дилер Hino Motors
48 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мопаровские схемы управления дворниками

Стеклоочиститель Приоры

В этой статье рассматривается особенности системы очистителя лобового стекла Приоры. Стеклоочиститель Приоры принципиально такой же, как и на других автомобилях ВАЗ. Он состоит из привода, трапеции и стеклоочистителей. Привод представляет собой моторедуктор позаимствованный от предыдущей модели ВАЗ -2110.

Особенности устройства стеклоочистителей Приоры

Основным отличием стеклоочиститель Приоры является применение в электрической схеме программируемого блока управления стеклоочистителем, а так же в зависимости от комплектации датчика дождя.

Рассмотрим схему подключения стеклоочистителей. Питание стеклоочистителей осуществляется через предохранитель F20, который запитывается после включения реле разгрузки замка зажигания. Управление стеклоочистителем осуществляется под рулевым переключателем, имеющим восемь положений. Четыре положения для управления очистителем лобового стекла, одно положение для включения омывателя ветрового стекла, два положения для управления задним стеклоочистителем и омывателем, одно положение соответствует отключенному положению стеклоочистителя. Управление и подключение заднего стеклоочистителя и омывателя осуществляется по классической схеме.

Описание схемы подключения

Остановимся подробнее на схеме подключения стеклоочиститель Приоры. При первом взгляде мы видим отсутствие реле стеклоочистителя и омывателя, характерное для предшествующих моделей ВАЗа. На его месте появилось два универсальных пяти контактных реле, осуществляющие работу в прерывистом режиме и возвращение дворников стеклоочистителя в исходное положение после отключения, и программируемого блока автоматического управления стеклоочистителем и освещением, который осуществляет управление этими реле.

Работа в прерывистом режиме

Рассмотрим процесс при первом, не фиксируемом, положении переключателя стеклоочиститель Приоры. При этом подаётся питание с вывода 53а на вывод I и получает питание вывод 9 блока управления и катушка реле К6. При этом блок управления получает сигнал о включении стеклоочистителя и через свою схему соединяет катушки реле К6 и К12 с минусом, что приводит к замыканию контактов обоих реле. В результате этого получает питание обмотка возбуждения высокой скорости привода и его якорь начинает вращение, что приводит к переключению контактов в его редукторе и появлении на белом проводе плюса в место минуса. Этот провод соединяет редуктор с блоком управления для контроля положения редуктора и соответственно щёток стеклоочистителя. После отпускания переключателя происходит его возврат в нулевое положение, что приводит к потере сигнала на выводе 9 блока управления и потере питания реле К6. При этом произойдёт снятие питания с обмотки возбуждения большой скорости электродвигателя и подача питания, через контакты переключателя, на обмотку низкой скорости.

Питание привода стеклоочистителя буде продолжаться до тех пор, пока на выводе 1 блока управления не сменится полярность, что будет соответствовать крайнему положению щёток стеклоочистителя. В этом случае произойдёт отключение реле К12 , что приведёт к отключению питания от питающего провода реле К6 и соединение его с минусом. Это приведёт к остановке электромотора привода и стеклоочистителей.

Работа стеклоочиститель Приоры во втором положении, прерывистая работа, такая же, как и при разовом включении. Блок управления кратковременно включает реле К6, причём периодичность его включения можно запрограммировать. Для этого необходимо кратковременно перевести переключатель в первое положение, до включения стеклоочистителей, а за тем после его остановки через некоторое время во второе положение. Время между остановкой стеклоочистителя и включением второго положения будет соответствовать времени задержки при работе в прерывистом режиме. Это время будет сохраняться при последующих включениях. Для смены периодичности необходимо повторить манипуляции по установке описанные выше.

При постоянной работе стеклоочиститель Приоры на большой и малой скорости питание на электродвигатель подаётся непосредственно через переключатель. Возврат дворников стеклоочистителей в исходное положение осуществляется, так же как и при первом (втором) положении.

Часто возникает вопрос, зачем нужно соединение обмоток возбуждения стеклоочистителя с минусом при выключении? Дело в том, что при отключении питания в электродвигателе остаётся остаточное магнитное поле вызванное токами самоиндукции, что приводит к небольшому продолжению ращения якоря стеклоочистителя. При этом могут вновь замкнуться его контакты, а это приведёт к повторной подаче питания на обмотки и продолжению вращения якоря. Следовательно, стеклоочиститель не будет останавливаться. При закорачивании обмоток возбуждения на массу токи самоиндукции не образуются, и электродвигатель останавливается сразу после отключения.

Ниже приведена схема стеклоочиститель Приора

Устройство и принцип работы автомобильных стеклоочистителей

Все современные автомобили оснащаются стеклоочистителям или «дворниками», которые предназначены для очистки лобового стекла от грязи, пыли или осадков. С их помощью водитель может значительно улучшить видимость, не выходя из салона. Автомобильные стеклоочистители являются неотъемлемой составляющей конструкции транспортного средства, а их неисправность запрещает эксплуатацию ТС.

  1. Система стеклоочистителя лобового стекла
  2. Элементы конструкции стеклоочистителей
  3. Принцип работы устройства
  4. Как работает трапеция
  5. Моторчик стеклоочистителей
  6. Управление очистителями
  7. Виды щеток
  8. Способы крепления щеток

Система стеклоочистителя лобового стекла

Штатные очистители ветрового стекла предназначены для удаления грязи, пыли, а также избыточных осадков с его поверхности. Это позволяет увеличить видимость дороги в любой момент, включая плохие погодные условия: сильный дождь или снег. Для большей эффективности устройство сочетают со стеклоомывателем, который распыляет на поверхность стекла специальную омывающую жидкость под высоким давлением. Таким образом, происходит очистка стекла от прилипшей грязи и насекомых.

Автомобильные стеклоочистители

В некоторых автомобилях предусмотрен задний стеклоочиститель, а также специальные устройства для очистки передних фар (омыватель). Это позволяет обеспечить безопасность движения при любых погодных условиях. Частота и длительность работы стеклоочистителей регулируется водителем из салона.

Элементы конструкции стеклоочистителей

Конструктивные особенности зависят от вида устройства и типа крепежных элементов. Стандартная схема стеклоочистителей состоит из следующих деталей:

  • рычажного привода (трапеции);
  • поводков;
  • реле для управления режимами работы;
  • электронного блока управления (при наличии);
  • электродвигателя с редуктором;
  • шарнирных креплений;
  • щеток.

Конструкция стеклоочистителей

Дополнительно предусмотрены управляющие устройства. К примеру, для ручного управления используется подрулевой переключатель режимов работы стеклоочистителей, а для автоматического режима в транспортном средстве устанавливают специальный электронный блок управления и датчик для анализа загрязнения стекла (датчик дождя).

Принцип работы устройства

Несмотря на простой функционал очищающей системы, необходимо разобраться с тем, как работают стеклоочистители. Основные нюансы, о которых нужно знать:

  1. Электромагнитное реле принимает управляющую команду и устанавливает режим работы щеток. В зависимости от транспортного средства, очистители могут работать в прерывистом режиме с небольшими интервалами в 3-5 секунд, постоянно двигаться с установленной скоростью, а также переходить в режим мойки с включенным омывателем.
  2. Мотор стеклоочистителей получает питание от бортовой электросети. Точная схема подключения зависит от модели автомобиля.
  3. Поводки стеклоочистителей, а вместе с ними и щетки для очистки стекла, приводятся в действие при помощи электродвигателя с червячным редуктором и рычажного привода (трапеции). Трапеция передает и преобразует вращательное движение от электродвигателя на щетки, которые, плотно прижимаясь к рабочей поверхности, удаляют грязь и влагу со стекла.

Правильно настроенная система не должна оставлять разводы или механические повреждения на поверхности стекла, а также шуметь во время работы. В случае подобных проблем необходимо оперативно устранить неисправность.

Как работает трапеция

Трапеция стеклоочистителей состоит из системы тяг и рычагов, которые преобразуют вращательное движение от редуктора в возвратно-поступательное движение поводков со щетками. Стандартное устройство должно выполнять следующие функции:

Читать еще:  Лопнула пружина передней стойки можно ли ездить

  • движение щеток при работающем электродвигателе стеклоочистителя;
  • обеспечение нужной амплитуды и скоростного режима очистки;
  • поводки стеклоочистителей при двух и более щетках должны двигаться синхронно.

Трапеция стеклоочистителей

Трапеция, как и электромотор, является важной составляющей системы. При любых неисправностях (появлении люфтов) в ее работе ухудшается эффективность и качество очистки стекла. Для большей надежности элементы трапеции выполняют из листовой стали, которая устойчива к агрессивной среде, а также имеет высокую жесткость на изгиб.

В зависимости от конструкции очистителей стекла, трапеции могут быть одно-, двух- и трехщеточные, а по принципу работы — симметричные и асиметричные.

Моторчик стеклоочистителей

Моторчик стеклоочистителей имеет базовую конструкцию независимо от модели автомобиля. К основным элементам можно отнести непосредственно сам электромотор и редуктор (как правило, червячный), который увеличивает усилие от электродвигателя в несколько раз. Современные устройства могут быть оборудованы дополнительными элементами, включая предохранители для защиты от сильных нагрузок, подогревательные элементы для работы при низких температурах и многое другое.

Мотор стеклоочистителей для ВАЗ 2110

Мотор-редуктор стеклоочистителей является важнейшим элементом системы, который обеспечивает ее работоспособность. Щетки должны плотно прилегать к стеклу и свободно перемещаться по нему, иначе возникает повышенная нагрузка на электродвигатель.

Управление очистителями

Система очистки ветрового стекла может управляться двумя способами — электронным и электрическим. Последний вариант подразумевает ручное изменение режимов работы. Под рулем находится специальный рычаг управления, позволяющий включать устройство, регулировать паузу в работе стеклоочистителей и изменять режимы очистки. Но подобный вариант требует постоянного участия водителя.

Подрулевой переключатель

Электронная система управления является полностью автономной и не требует человеческого вмешательства. В автомобиле устанавливается специальный электронный блок и датчик дождя, который анализирует чистоту стекла и погодные условия. С помощью электронного управления обеспечивается целый ряд функций:

  • автоматическое включение и выключение;
  • изменение параметров работы очистителя;
  • блокировка моторчика при наличии препятствий на ветровом стекле;
  • дополнительная очистка с помощью стеклоомывателя;
  • предотвращение замерзания щеток при выключенном двигателе.

Виды щеток

Производители автомобилей предоставляют владельцам машин выбор типа щеток. В зависимости от конструкции и эксплуатационных характеристик, они могут быть следующих видов:

Каркасные щетки

  1. Каркасные щетки — оптимальный и доступный вариант. Они хорошо адаптируются под рабочую поверхность ветрового стекла, но ухудшают качество очистки при минусовых температурах и высоких скоростях.
  2. Бескаркасные стеклоочистители — более дорогой вариант, обеспечивающий качественную очистку стекла. Устройство более стойкое к замерзанию, а также дольше служит в эксплуатации. Из недостатков необходимо отметить сложность подбора щеток для обеспечения правильного прилегания к стеклу.
  3. Гибридные стеклоочистители — их часто называют зимними благодаря закрытой конструкции и влагостойкости. Идеально подходят для регионов с низкими температурами, где важно обеспечить работоспособность очистительной системы.

Бескаркасные дворники

Способы крепления щеток

До 1999 года большинство производителей автомобилей использовали тип крепления штатных щеток стеклоочистителей под названием «крючок» или «Hook». Это универсальное устройство в виде буквы «U», которое позволяет защелкнуть щетку и не переживать о надежности ее установки. В настоящее время набирают популярность следующие типы креплений:

  1. Боковой штырь — появилось в 2005 году на BWM, Volvo и других автомобилях. Позволяет фиксировать щетки с помощью специального бокового штыря на 22 или 17 мм.
  2. Кнопка или «Push Button» — адаптер для стандартных щеток стеклоочистителей шириной 16 мм. Достаточно защелкнуть устройство для крепления, а для снятия необходимо нажать на специальную кнопку.
  3. Pin lock — фиксация щеток с помощью специального встроенного замка. Используется в автомобилях Audi.

Схема крепления «Push Button»

Это далеко не полный перечень видов креплений. Каждый производитель может использовать собственные конструкции для фиксации щеток.

Несмотря на относительную простоту стеклоочистителей ветрового стекла, без них сложно представить современную машину. Водители могут прямо из салона управлять работой дворников, удалять грязь и улучшать видимость дорожной ситуации. А электронные системы и вовсе автоматически следят за чистотой стекла, увеличивая комфорт и безопасность вождения без участия человека.

Лада 4×4 3D Нива 96 г.в. › Бортжурнал › Доработка схемы управления «дворниками»

Всем привет!

Сей текст о очередных трёх копейках в копилку комфорта, а именно о «Перывателе стеклоочистителя с регулировкой паузы», который мне советовал один товарищ, за что ему огромное спасибо.

И всё это богатство не нужно было заказывать через тынтернет, продаётся в обычном магазине automodul55.ru/, очень удобно, купил и сразу поставил.

Если вдруг, кто не знает, что это за зверь, то у страивайтесь по удобней, сейчас расскажу увлекательную историю 🙂

Прерыватель стеклоочистителя с регулировкой паузы служит для программного управления прерывистой работой дворников лобового стекла автомобиля и совместной работы стеклоомывателя и стеклоочистителя.
Прерыватель позволяет управлять стеклоочистителем как в ручном, так и автоматическом режиме. Установка времени паузы осуществляется стандартным подрулевым переключателем. Пауза изменяется в диапазоне от 0,5 до 45 секунд. И самое вкусное за что я его купил — это то что через 2 секунды после начала подачи воды на лобовое стекло дворники автоматически делают три взмаха.

В общем на мой взгляд вещь стоящая, нужно ставить.

Установка каких-то особых навыков не требует, реле прерыватель ставится в разрыв штатной проводки с использованием стандартных разъёмов.
Вот этот разъём на схеме электропроводки

Чтобы до ннего добраться нужно снять приборную панель

дальше берём наше реле

разъединяем шести контактный разъём косы, идущего от подрулевого переключателя и вставляем в его разрыв колодки прерывателя.

Всё прерыватель установлен. теперь, заставляем его включать дворники при включении омывателя.
Для этого нужно свободный белый провод на реле прерывателе подсоединить к розовому проводу с белыми полосками,

для этого в комплекте есть зажим для врезки провода

для проверки что провод именно тот, можно при подключении к нему контрольной лампочки, при включении омывателя, лампа должна загореться.

В итоге всё работает просто волшебно.
Установил вовремя, как раз начался сезон дождей и слякоти, такая казалось бы мелочь, а очень приятна в использовании.
Едешь при моросящем дожде, при постоянном режиме дворники работают почти на сухую, а при стандартном прерывистом режиме стекло слишком сильно успевает засорится между взмахами.
С реле прерывателем же, всё очень просто и удобно: включаем подрулевым переключателем прерывистый режим, щётки махнули наступила пауза, как только видим, что стекло уже пора чистить, выключаем дворники и опять включаем, выдержанная нами пауза теперь будет между взмахами дворников, если нужно установить другую паузу, то повторяем операцию. Всё на столько просто и удобно что сразу в голове возникает вопрос, а какого чёрта ты раньше эту фичу не купил?

Читать еще:  Ксеноновые фары

Даже заснял видео как этот прибор работает совместно с установленными ранее веерными форсунками на накладке капота www.drive2.ru/l/488074587033042979/

К работе реле привык буквально за пару поездок, теперь рука автоматически оперирует переключателем дворников. Забавно получается когда пересаживаюсь в другую машину и на автомате пытаюсь настраивать прерывистый режим дворников.

Автоматическое управление дворниками и омывателем ветрового стекла для Нивы

На отечественном кроссовере «Нива» используется самая простая система управления очистителем ветрового стекла. Это рычаг на три положения: 0 — выключено; 1 — прерывистый режим работы; 2 — постоянная работа дворников. А также кнопка без фиксации включающая мотор подачи жидкости на жиклеры омывания ветрового стекла, активируемая нажатием рычага на себя. Все это просто, но жутко не удобно. Что бы почистить стекло во время движения необходимо одновременно и переключать рычаг и нажимать на кнопку омывайки. И все это в то время когда идет дождь и летит грязь, ограничивая видимость, отвлекает от дороги.

Мною было разработано устройство которое устраняет этот не достаток. Преимуществом данной схемы является то, что не нужно что то обрезать и переделывать в автомобиле. Устройство подключается между колодками подключения рычага и кнопки на под рулевом переключателе к схеме автомобиля и для управления использует те же рычаг и кнопку. Режимы работы устройства представлены в таблице 1.

Положение рычага управления мотором дворников

1 короткое нажатие

2 коротких нажатий

0 — мотор дворников выключено

Один проход дворников.

Автоматическое очищение стекла. На 7 секунд включается мотор омывайки, через 3,5 секунды на 7 секунд включается мотор дворников.

На время нажатие кнопки включается мотор омывайки, через 3,5 секунды на время на которое была нажата кнопка включается мотор дворников.

1 — прерывистый режим работы дворников (3 временных интервалов паузы (7, 5 и 3 секунды)

Циклическое уменьшение паузы.

То же, что и в режиме 0.

То же, что и в режиме 0.

2 — постоянный режим работы дворников

На 7 секунд включается мотор омывайки.

На время нажатие кнопки включается мотор омывайки.

На рисунке представлена схема:

Сердцем устройства является микроконтроллер ATTiny13. Питание схемы от бортовой электрической сети, питание микроконтроллера через стабилизатор напряжения LM7805. Резистор R1 и конденсатор C5 в схеме сброса МК обеспечивают временную задержку запуска контроллера, для надежного запуска прошивки. Вход PB0 (5) подключен к кнопке мотора омывателя ветрового стекла. Вход PB1 (6) к рычагу управления работы дворников, в положении 1 подтягивается к земле. Для определения положения положения рычага вход PB2 (7) подключен через делитель и стабилитрон, ограничивающий входное напряжение до 4,7 вольт, к контакту реле U3, в нормальном положении который в свою очередь подключает его к + мотора дворников. Логика определения положения рычага дворника следующая: если PB1 опущен на землю, то рычаг в положении 1 иначе в 0 или 2-ом положении, при этом если на PB2 логическая 1, то положение 2. Можно было конечно PB2 также подключить к рычагу управления работой дворника. Но в данном случае реле U3 нужно будет держать включенным на все время работы дворников в режиме 2. При использованном подключении, мотор дворников на постоянную работу включается с помощью штатного контакта рычага и подавать напряжение на реле U3 нет необходимости.

Выход PB3 управляет через резистор R4 и транзистор Q1 реле U3 мотора дворников. Выход PB4 через резистор R5 и транзистор Q2 и с помощью реле U4 включает мотор омывайки.

Прошивка контроллера основана на RTOS приведенной в цикле статей на сайте http://easyelectronics.ru/avr-uchebnyj-kurs-operacionnaya-sistema-vvedenie.html. Фьюзы выставлены по умолчанию, на новом МК ни какие фьюзы менять не надо.

Схема подключения к электрической системе автомобиля:

Контакт 1 на схеме подключения это крайний левый контакт J1 на принципиальной схеме, далее по порядку.

Транзисторы и диоды в цепях реле можно заменить на любые подходящие по параметрам.

В архиве к статье: прошивка в hex файле, исходник на ассемблере (в файле define.inc можно выставить другие временные интервалы, если по какой либо причине предустановленные не подходят, откомпилировать можно в AVRStudio), проект в Fritzing, печатная плата в PDF, а так же модели для 3d печати корпуса устройства и корпусов штекеров (все печатал как есть, кроме штекера на 2 контакта папа, его масштабировал при печати в 1,05 раз).

Фото и видео работы устройства:

Сто 34 01 27 1 001 2014

Сто 34 01 27 1 001 2014

ДЕЙСТВУЕТ. Дата введения: 02.02.2015. Авторы: Курганов А.В., Зуйкова О.В. Утвержден и введен в действие Приказом ОАО «Россети» от 02.02.2015 № 18.

СТО 34.01-27.1-001-2014 (ВППБ 27-14) Правила пожарной безопасности в электросетевом комплексе ОАО «Россети». Общие технические требования

ДЕЙСТВУЕТ. Дата введения: 01.03.2015. Авторы: Курганов А.В., Зуйкова О.В. при участии ООО «Пожэнерго»: Кульков А.А., Костюченков Д.К. Утвержден и введен в действие Распоряжением ОАО «Россети» от 15.01.2015 № 6р.

СТО 34.01-27.3-001-2014 (ВНПБ 28-14) Установки противопожарной защиты. Общие технические требования

ДЕЙСТВУЕТ. Дата введения: 01.03.2015. Авторы: Курганов А.В., Зуйкова О.В. при участии ООО «Пожэнерго»: Кульков А.А., Костюченков Д.К. Утвержден и введен в действие Распоряжением ОАО «Россети» от 15.01.2015 № 6р.

СТО 34.01-27.3-002-2014 (ВНПБ 29-14) Проектирование противопожарной защиты объектов электросетевого комплекса ОАО «Россети». Общие технические требования

ДЕЙСТВУЕТ. Дата введения: 01.03.2015. Авторы: Курганов А.В., Зуйкова О.В. при участии ООО «Пожэнерго»: Кульков А.А., Костюченков Д.К. Утвержден и введен в действие Распоряжением ОАО «Россети» от 15.01.2015 № 6р.

СТО 34.01-5.1-003-2014 Программное обеспечение вычислительных комплексов по формированию объемов оказанных услуг по передаче электроэнергии. Типовые функциональные требования

ДЕЙСТВУЕТ. Дата введения: 29.12.2014. Авторы: Департамент балансов и учета электроэнергии совместно с Департаментом развития корпоративных и технологических автоматизированных систем управления. Утвержден и введен в действие Распоряжением ОАО «Россети» от 29.12.2014 № 586р.

СТО 34.01-33-004-2014 Порядок организации и проведения контрольных, внеочередных и дополнительных замеров параметров электрических режимов работы объектов электросетевого комплекса

ДЕЙСТВУЕТ. Дата введения: 08.08.2014. Авторы: ОАО «Россети», Ситуационно-аналитический центр. Утвержден и введен в действие Распоряжением ОАО «Россети» от 08.08.2014 № 335р.

СТО 34.01-33-002-2014 Правила подготовки и проведения противоаварийных и ситуационных тренировок

ДЕЙСТВУЕТ. Дата введения: 22.07.2014. Авторы: ОАО «Россети», Ситуационно-аналитический центр. Утвержден и введен в действие Распоряжением от 22.07.2014 № 305р.

СТО 34.01-5.1-001-2014 Программное обеспечение информационно-вычислительного комплекса автоматизированной системы учета электроэнергии. Типовые функциональные требования

ДЕЙСТВУЕТ. Дата введения: 22.07.2014. Авторы: ОАО «Россети», Департамент развития корпоративных и технологических автоматизированных систем. Утвержден и введен в действие Распоряжением ОАО «Россети» от 22.07.2014 № 310р.

Читать еще:  Как установить и настроить автосигнализацию Старлайн А91 с автозапуском

СТО 34.01-6.2-001-2014 Автоматизированные системы оперативно-технологического и ситуационного управления. Типовые функциональные требования

ДЕЙСТВУЕТ. Дата введения: 20.06.2014. Авторы: ОАО «Россети», Ситуационно-аналитический центр. Утвержден и введен в действие Распоряжением ОАО «Россети» от 20.06.2014 № 260р.

СТО 34.01-5.1-002-2014 Типовой стандарт. Техническая политика. Системы учета электрической энергии с удаленным сбором данных оптового и розничных рынков электрической энергии на объектах дочерних и зависимых обществ ОАО «Россети»

ДЕЙСТВУЕТ. Дата введения: 05.05.2014. Авторы: ОАО «Россети», Департамент балансов и учета электроэнергии. Утвержден и введен в действие Решением правления ОАО «Россети» от 05.05.2014 № 232пр/1.

Мопаровские схемы управления дворниками

Мопаровские схемы управления дворниками

Прочитав на нашем форуме топик https://www.niva4x4.ru/viewtopic.php?t=6807, решил соорудить подобный девайс.

Покупные ( http://www.mtu-net.ru/deka-auto/index.htm и http://www.partner.ryazan.ru/63.htm) не устроили по причине того, что такой агрегат можно сделать самому, да и руки чесались что-то сотворить.

Основная задача ставилась сделать регулируемую паузу и автоматическое включение дворника на 3 взмаха при включении омывателя. В ходе реализации было решено сделать управление еще и задним дворником.

В качестве «мозгов» взял Atmel AT89C2051, по причине того что у меня два таких контроллера валялись без дела. К тому же цена такого контроллера у нас 67 руб. Кварц сначала предполагалось взять на 14 МГц от старых компьютерных плат. В последствии был найден кварц на 3,5МГц (хотя с данной прошивкой можно и на 4 МГц). Этот кварц и был установлен, так как не требовал установки на плату двух конденсаторов на 22 pF. В предлагаемых архивах прошивки именно на кварц 3,5 МГц.

В качестве среды разработки выбрал Bascom-51. Причин несколько:
— мне пока не приходилось работать с архитектурой MCS-51, нужно было на чем то попробовать;
— я больше года не программировал на C, а до этого писал на нем предыдущие 5 лет эпизодически;
— язык простой, поэтому есть надежда что нивоводы примут участие в разработке.

Вниманию нивоводов предлагаются три варианта устройства:

1. Универсальное устройство для управления одним дворником dvornik2051v3.zip (в архиве имеются прошивки под кварцы 3,5, 4, 12, 14 МГц).

2. Устройство для управления двумя дворниками для автомобилей с задним дворником ВАЗ2121 и ВАЗ2104 dvornik2051v6a.zip (прошивка на 3,5 МГц).

3. Устройство для управления двумя дворниками для автомобилей с задним дворником ВАЗ2121 и ВАЗ2104, с возможностью включения заднего омывателя и дворника при включении переднего dvornik2051v6b.zip (прошивка на 3,5 МГц).

Алгоритм управления устройством (можно распечатать как инструкцию пользователя)

Для переднего дворника

1. Переведите переключатель режимов стеклоочистителя в положение «Прерывистый режим» – установится стандартная пауза работы стеклоочистителя (примерно 4 секунды между взмахами щеток).

2. Для изменения паузы переведите переключатель в положение «Выключено» и, выдержав требуемую паузу, переведите в положение «Прерывистый режим». Установится новое значение паузы. Если пауза больше 20 сек, дворник будет делать 2 взмаха. Если пауза больше 40 сек, дворник будет делать 3 взмаха.

3. Паузу можно уменьшить. Для этого выдержите требуемый интервал времени в положении «Прерывистый режим», затем переведите переключатель в положение «Непрерывный режим» и в течение первого взмаха щеток обратно – в положение «Прерывистый режим». Установится новое значение паузы.
При омывании стекла щетки делают 2-4 взмаха после выключения омывателя (большее количество взмахов соответствует более длительной работе омывателя).

Для заднего дворника (прошивка из архива dvornik2051v6a.zip и dvornik2051v6b.zip)

1. Переведите переключатель в режим «Задний дворник включен» — установится непрерывный режим.

2. Для включения паузы переведите переключатель в положение «Выключено» и, выдержав требуемую паузу, переведите в положение «Задний дворник включен». Установится новое значение паузы. Задний дворник, при этом будет делать по 4 взмаха через паузу.

3. Паузу можно изменить переводя задний дворник в режим «Омыватель» или в режим «Выключено».
При омывании стекла щетки делают 2-4 взмаха после выключения омывателя (большее количество взмахов соответствует более длительной работе омывателя).

Дополнение для устройства версии 6b (прошивка из архива dvornik2051v6b.zip)

Если переключатель заднего дворника находится в положении «Выключено», а переключатель переднего в положении «Прерывистый режим» или «Непрерывный режим», то при включении переднего омывателя включится задний омыватель и задний дворник. При этом щетка сделает 2-4 взмаха после выключения омывателя.

Схемы и конструкция

Схема устройства для управления одним дворником:

Схема устройства для управления двумя дворниками:

Как видно отличия только в наличии еще одного реле для управления вторым дворником.

Схема включения переднего дворника:

По этой схеме можно подключить любой из вариантов устройства, если требуется регулировать паузу только переднего дворника.

Схема включения устройства dvornik2051v6a:

Схема включения устройства dvornik2051v6b с зависимым включением заднего омывателя:

Печатная плата устройства для технологии «под утюг»:

Размер платы 56х63, для установки в корпус от реле поворотов классики.

Желтым показаны перемычки, красными стрелками площадки для впайки стабилитронов D3-D6 и резисторов R6-R1, синими стрелками места для реле. Расположение остальных деталей станет понятно после сравнения с принципиальной схемой.

Для прошивки контроллера AT89C2051 требуется программатор. У меня есть самодельный Turbo6. Но для чистоты эксперимента я собрал на куске картона схему «Программатор 89с2051», взятую в http://www.lazerlink.ru/1/sadat/atmel/py2051.zip. Но выдающихся результатов он не показал и работал крайне неустойчиво:

Рекомендую использовать программатор собранный по схеме с сайта http://www.ic-prog.com/index1.htm. Кликните сюда, чтобы схема открылась в новом окне. Программу управления для программатора можно взять с вышеозначенного сайта.

В заключение несколько фотографий устройства

Заранее приношу извинения за низкое качество снимков. Фотограф не тот и фотоаппарат не очень. С расстояния менее полуметра снимки получаются размазанные, а с большего расстояния из картинки 1600х1200 трудно что-то выжать.

Фотографии устройства для одного дворника:

Устройство для управления двумя дворниками:

На фотографии видно, что установлены разные реле. К сожалению, бескорпусное реле, приготовленное для управления задним дворником, оказалось с зеркальным расположением выводов по отношению к реле переднего дворника. А именно под него и разрабатывалась плата. Правда я предусмотрел на плате разводку и отверстия под реле BS-115C, которое и поставил.

Внешний вид устройства:

Устройство на автомобиле (к сожалению качество снимков никакое):

Разъемы переключателя режимов переднего дворника:

Разъем выключателя заднего дворника:

P.S. Замечены небольшие задержки при включении переключателя в «Прерывистый режим».

P.P.S. Для улучшения помехозащищенности рекомендуется между входом и общим проводом 78L05 впаять конденсатор емкостью примерно 50 мкФ.

Дополнение от 20.10.07

Если кто то пожелает собрать реле дворников с программируемой паузой, то измените включение реле передних дворников по следующей схеме:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector