Hino-avto.ru

официальный дилер Hino Motors
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закипел радиатор что делать

Закипел двигатель, что делать?

Все мы с вами уважаемые автомобилисты не застрахованы от поломок нашего железного коня. Поломки бывают менее серьезные, которые можно решить сразу (замена колеса, замена лампочек в фарах и т.д.) . Но что делать если закипел двигатель во время движения, тянуть ведь нельзя………. В общем, давайте разберемся, как вести себя при перегреве.

Для начала надо понять, чем же страшен этот перегрев или закипание? Скажу одно — это серьезно, все потому что, его попросту может заклинить, а тут и до капиталки недалеко. То есть простыми словами, охлаждающая жидкость (вода, антифриз и тосол), нагревается выше 100 градусов и выкипают, двигатель не получает нужное ему охлаждение. Поршни которые ходят в блоке — расширяются, и соответственно их клинит. Читайте полезную статью — перегревается двигатель.

Последствия

Поломки от этого очень и очень серьезные. Иногда ломает сами поршни, иногда каленвал, и даже встречаются случаи когда разрывает блок двигателя. Теперь прикиньте сколько стоит ремонт или новый агрегат! Особенно если это дорогая иномарка. Конечно можно сэкономить купив — контрактный вариант.

Теперь хочу рассказать что надо сделать если у вас в дороге, температура поползла вверх и из под капота повалил дым.

1) Ни в коем случае не нагружать двигатель дальше (не газовать).

2) Резко вставать нельзя, включаем печку салона на полную мощь (радиатор печки понизит температуру охлаждающей жидкости), включаем нейтральную скорость и катимся до полной остановки автомобиля. Зачем это нужно? Да затем чтобы радиатор немного обдуло и он без нагрузки, еще раз подчеркиваю без нагрузки немного остыл.

3) После остановки «глушим» автомобиль. Но не выключаем зажигание пусть печка работает еще минут 5. После выключаем и зажигание.

4) Открываем капот, даем максимальный доступ воздуха до двигателя.

5) В расширительном бачке, кипит жидкость. Не в коем случаи не открываем ее, пробку может выбить и вы можете получить ожог.

6) Ждем минут 40 летом и минут 20 зимой. Надо что бы мотор остыл.

7) Далее вызываем эвакуатор или останавливаем попутку (чтобы взяла на буксир) и везем машину в автосервис.

8 ) Если машин рядом нет, то через 40 минут открываем крышку расширительного бачка, нам надо добавить в него охлаждающей жидкости, если такой рядом нет, то пойдет обыкновенная чистая (не из лужи) вода. Добавляем в бачок.

9) Заводим машину, включаем печку на полную, едем до тех пор пока температура не дойдет до 90 градусов. Далее глушим машину и опять ждем 30-40 минут. Таким способом нужно доехать до трассы. Чтобы там, либо вызвать эвакуатор, либо остановить машину которая вас возьмет на буксир.

На станции обрисовываем проблему. По опыту знаю, это либо термостат двигателя, либо сам электровентилятор радиатора. Также стоит посмотреть помпу. После устранения проблемы просите чтобы мастера сменили вам полностью охлаждающую жидкость (антифриз, тосол), так как произошло закипание и свойства этой жидкости уже потеряны.

(8 голосов, средний: 5,00 из 5)

Что делать, если закипел двигатель: 5 советов

Пять важных советов, без которых не обойтись при перегреве двигателя

Жара! Жара! Жараааа. Лето пришло в Европейскую часть России. Не верите? Посмотрите на карту погоды, например, на том же Яндексе, и убедитесь, что градус тепла повышается и постепенно захватывает всю территорию страны:

Да, в Сибири и на Дальнем Востоке пока еще нет аномальной жары, но по всей видимости фронт раскаленного воздуха, от которого уже похоже начинает потихоньку плавится асфальт до них просто еще не дошел.

Многие из нас уже планируют поездки на ближайший отпуск. Некоторые уже с середины весны каждые выходные выезжают на дачу, а любители природы с первых чисел мая наверняка хоть пару раз побывали на шашлыках или на рыбалке/пляжном отдыхе/прогулке по отдаленному лесу, до которого еще нужно доехать (нужное подчеркнуть).

Все это прекрасное времяпровождение связано с одним малоприятным фактором – необходимостью передвижения по перегруженным, забитыми машинами и пробками шоссе. И знаете, что? Это идеальные условия для перегрева двигателя автомобиля. Кто не попадал в подобную ситуацию, тот не поймет всей паники, которая охватывает водителя в тот момент, когда стрелка температуры безудержно начинает ползти вверх, ты в глухой пробке и совершенно не понимаешь, что делать.

Чтобы с вами такого не случалось, мы предлагаем вам пять советов, которые помогут вам избежать такого сюрприза, а также расскажем, что делать, если это все же случилось с вами и вашем автомобилем.

И первое, что вы должны будете сделать, для того чтобы ваша машина не застряла на обочине дороги с открытым капотом и «кипящей» охлаждающей жидкостью, – это подготовить свою машину к поездке.

Проблема в техническом состоянии автомобиля, а не в погоде

Правда состоит в том, что эффективная и заправленная система охлаждения должна легко справляться даже с гораздо более высокими температурами, чем 29 градусов, которые обещают в ближайшую среду. Однако здесь стоит подчеркнуть слово «эффективная». Помните, что в системе охлаждения должно быть достаточное давление, это гарантирует, что жидкость не закипит и выполнит свою функцию по отводу тепла от двигателя на 100%. Даже самое маленькое отверстие, небольшая разгерметизация, которая приводит к потере давления, мгновенно делает систему неэффективной, в связи с чем двигатель готов словить тепловой удар.

Аналогичным образом портит картину неправильная работа одного из датчиков или даже залипание клапана крышки расширительного бачка, что может нарушить отвод тепла от мотора. Как говорится, мелочей в автомобиле не бывает.

А после этого следует простой способ перегреть двигатель или прожечь прокладку головки блока, а также столкнуться с другими большими неприятностями, которые потребуют немалых денежных вливаний и огромного количества нервов. Ведь втройне обиднее попасть на ремонт, когда решение было столь простым и даже интуитивно понятным.

Помните, что зачастую отказ системы охлаждения остается скрытым в течение всей зимы и лета и обнаруживается только при экстремальных условиях: во время жары или, когда, например, мы включаем кондиционер или стоим в пробке с постоянным тырканьем на месте.

Чтобы точно избежать негативных последствий, вот что вы можете сделать перед поездкой:

1. Проверьте уровень охлаждающей жидкости и моторного масла

Несмотря на продолжающееся развитие всех автомобильных технологий, принцип работы системы охлаждения остался неизменным с самого начала: жидкость, циркулирующая в контуре охлаждения, получает тепло от двигателя и отдает его в окружающую среду через соты радиатора. Таким образом, нет жидкости – нет охлаждения. Все просто. Поэтому проверяйте этот параметр регулярно.

ВНИМАНИЕ! Категорически ОПАСНО откручивать крышку расширительного бачка или радиатора на прогретом двигателе. Из-за расширения разогретой до точки кипения охлаждающей жидкости можно получить серьезные ожоги лица и глаз.

Соответственно, уровень моторного масла также важен. Помните, что масло не только смазывает двигатель, но и удаляет от его разогретых, трущихся деталей избыточное тепло. Перед длительной поездкой проверьте уровень масла и при необходимости долейте.

2. Выбирайте правильную охлаждающую жидкость

В настоящее время существуют жидкости, адаптированные как для старых систем охлаждения, так и для более современных. В чем различия? Разница возникает в использовании производителями различных типов антикоррозионных, антипенных и других типов присадок.

И хотя смешивание жидкостей разных типов не вызывает никаких последствий, и если есть весомая необходимость добавить в красную зеленую жижу (например, ушла охлаждайка, а автомагазин не близко) – лейте, но использовать в долгосрочной перспективе такой микс мы бы не стали. Осадок отложений на стенках радиатора, блоке термостата, перепускных клапанах и прочем плохо скажется на работоспособности системы в целом.

3. Проверьте шланги системы охлаждения (и три способа, как их залатать)

Вопреки кажущемуся безупречному внешнему виду, вы должны тщательно следить за шлангами. Желательно раз в сезон (лето, осень, зима…) проводить полную ревизию резиновых патрубков. Поиски отпотеваний, наличие капель жидкости или подтеков под шлангами. Все это свидетельствует об утечке незамерзайки и, как мы уже выяснили, ведет к проблемам.

Временная герметизация поврежденных трубок не всегда легка и часто не способна привести к сколь бы то ни было нормальному результату. Не стоит забывать, что в системе давление может подниматься до двух атмосфер, какая латка из армированного скотча это выдержит?

Лайфхак: можно воспользоваться заплатками для велосипедных камер, но даже они могут не сработать. Дело в том, что, когда вы клеите камеру и накачиваете ее в покрышке, она прижимается к той самой шине изнутри. А в нашем случае внешнего держателя у нее нет, поэтому, скорее всего, она отклеится. Если не сразу, то со временем. Итог: это лишь временный вариант для того, чтобы доехать до дома или до сервиса.

Как правило, шланги могут прохудиться из-за сильного износа или из-за того, что они высохли от старости.

Читать еще:  Пошаговая замена задних тормозных колодок Гранта

Совет: шланг также можно заменить неоригинальным патрубком, купленным в любом автомобильном магазине, однако следует помнить, что труба может не подойти по диаметру или не согнуться под нужным углом (появятся изломы, зажимы и другие нехорошие вещи). Так что, чтобы такое сделать, нужно быть либо автомехаником со стажем, либо позвать его с собой для подбора…

И наконец третий вариант: прямые участки с трещинами на патрубке могут быть заделаны металлическими обжимками меньшего диаметра и хомутами.

4. Проверьте, включается ли вентилятор?

Легко проверить, все ли с ним в порядке. Оставьте двигатель включенным на припаркованном автомобиле (хотя это противоречит правилам, это диагностическая операция, поэтому один разок можно). После окончания поездки поднимите стояночный тормоз, выключите кондиционер и оставьте автомобиль работать на холостых оборотах. Как только двигатель нагреется, в большинстве современных автомобилей через несколько минут вы услышите шум включившегося вентилятора.

Если вы не слышите его, а индикация температуры растет, возможно, не работает вентилятор (его двигатель, привод или датчик). Обратитесь в мастерскую. При неисправном вентиляторе нет смысла отправляться в дальнейшее путешествие, потому что оно обязательно приведет к «закипанию».

5. Что делать, если двигатель уже перегрелся?

Тут нужно действовать быстро и четко!

1. При признаках перегрева (температура поползла вверх) отключите кондиционер. Это первый шаг для уменьшения нагрузки на двигатель.

2. Не помогло? Если ваш авто будет продолжать перегреваться, включите печку на максимум и скорость вращения вентилятора обдува. Это передаст тепло от двигателя в салон транспортного средства. Будет жарко, но температура пойдет вниз прямо на глазах.

3. Если пробка глухая и температура все еще растет, немного прибавьте оборотов (2-2.5 тыс. оборотов). Не забудьте включить нейтралку, чтоб не уехать в чей-то багажник. Тем самым вы разгоните охлаждайку, и она будет лучше убирать тепло.

4. Если дело — «труба», остановитесь на обочине или у тротуара и откройте капот, не выключая максимальный обдув печки в салон. Дайте мотору остыть. Заодно посмотрите на уровень охлаждайки в расширительном бачке — если ее мало, то лучше долить.

5. Это самый ответственный и ОПАСНЫЙ момент, насчет которого есть два диаметрально противоположных мнения:

1. Никогда не откручивайте крышку системы охлаждения на работающем двигателе. Иначе в вас полетит раскаленный антифриз.

2. Второе мнение – открывать крышку можно, потихоньку сбрасывая давление, держа лицо как можно дальше от крышки расширительного бачка (говорят, лучше даже отвернуться, и мы согласны – берегите глаза) и только через тряпочку, чтоб не обжечь руку вырывающимся паром. Как только давление сбросится и крышка откроется, маленькими порциями долейте антифриз до нормы. Опять же, не заглядывайте прям в горловину, соблюдайте меры безопасности!

По итогу, соблюдая все правила, вы сможете сохранить в целости и сохранности двигатель своей машины даже в самых непредвиденных и патовых ситуациях. А для этого нужно всего лишь:

3. Правильные действия во время ЧС с вашим автомобилем

Перегрев двигателя: признаки, причины и последствия

Он нечаянно нагрянет, когда его совсем не ждешь… Делимся советами: как не вскипятить мотор и что делать, если уже увидели дым из-под капота.

В процессе работы любого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) выделяется большое количество тепла. Чтобы не допустить перегрева, машины оснащают системой охлаждения: она держит рабочую температуру двигателя в оптимальных пределах (обычно от 85 до 105°С). Как и любая другая технически сложная часть, система охлаждения иногда дает сбои, в результате температура растет до критических значений, а это может привести к очень серьезным последствиям.

Чем грозит перегрев двигателя?

Не будем драматизировать: иногда он проходит без больших последствий. Все зависит от степени перегрева, которую можно условно разделить на три части.

Слабый перегрев. Внимательный водитель постоянно контролирует температуру охлаждающей жидкости (ОЖ). «Зависшая» в красной зоне стрелка датчика температуры — хороший повод проверить систему охлаждения, а заодно и двигатель. Ежедневный «подогрев» мотора вреден.

Средний. Пар из-под капота проблема уже серьезнее. Если такое случилось, нужно срочно остановиться, дождаться пока антифриз остынет, долить его (если есть что) и попробовать запустить ДВС. После этого лучше проверить мотор на станции обслуживания, потому что во время «кипения» он мог пострадать.

Сильный. Обычно такое случается, если мотор «закипел» из-за неисправной системы охлаждения о чем не знал водитель. Самые частые последствия перегрева двигателя звучат страшно и стоят дорого: расплавленные поршни, трещины на головке блока цилиндров, провернутые вкладыши, сломанный коленвал.

Не откладывайте визит в сервис, если силовой агрегат вдруг стал работать как прежде и больше не греется. В следующий раз он может «вскипеть» с последствиями.

Наиболее чувствительны к перегреву современные двигатели с турбонаддувом. Также «в зоне риска» тюнингованные моторы. Даже после замены программного обеспечения (а чип-тюнинг по праву относится к самому доступному и популярному варианту увеличения мощности мотора) температурный режим часто меняется и становится нестабильным.

Самые распространенные причины перегрева двигателя

Начнем с прописных истин: автомобиль и мотор в нем — предметы повышенной ответственности. Их надо регулярно обслуживать, не дожидаясь пока однажды машина встанет где-нибудь в пробке.

Низкий уровень антифриза. Банально, но многие открывают капот только зимой, чтобы залить незамерзающую жидкость, хотя следить за уровнем масла и антифриза нужно в любое время года. В системе охлаждения могут образовываться воздушные пробки, если охлаждающая жидкость постоянно на минимуме. Из-за этого мотор находится в постоянной зоне риска.

Некачественный антифриз. Тоже частая причина. Он может быть изначально плохого качества (скажем, вы залили его весной и никаких проблем до летней жары не было) или просто сильно разбавленный. Вторая причина чаще бывает у ленивых водителей, постоянно забывающих купить «охлаждайку», доливая в нее воду. От такой «жижи» в системе охлаждения проку мало и жди беды.

Забитый грязью радиатор. К сведению тех, кто не в курсе: радиаторов в автомобиле несколько. Обычно ближе к решетке установлен радиатор кондиционера, а за ним — основной, системы охлаждения. Доступ к нему затруднен и не всегда удается визуально проконтролировать состояние сот, тем более их очистить. В результате мы ездим с забитыми грязью радиаторами, процессы теплообмена нарушаются и вот вам снова риск перегрева. Популярный метод очистки струей воды под давлением результата практически не дает. Без демонтажа качественно промыть радиатор обычно не получается.

Неисправности элементов системы охлаждения. Каждый элемент выполняет свою задачу. Например, термостат переключает движение ОЖ между контурами: для быстрого прогрева двигателя пускает ее по малому контуру (через двигатель), после выхода температуры на рабочую — по основному (через радиатор). Если термостат заклинило в первом положении, жидкость может не поступать в радиатор и быстро перегреваться. Разумеется, причины перегрева ДВС могут быть и в неработающей помпе (водяном насосе), и в текущем патрубке. Иногда выходит из строя датчик температуры: на указатели вроде бы норма, а на самом деле температура высокая. Выход из строя вентилятора охлаждения радиатора обычно приводит к перегреву на малых скоростях, в дорожных заторах.

Признаки перегрева двигателя

Перегрев можно предупредить! В первую очередь меняются показания температуры ОЖ. Регулярно проверяйте положение стрелки (или цифру, если панель приборов электронная) — так вы сразу поймете, когда температура двигателя начнет повышаться. На некоторых моделях указателя нет — в этом случае при перегреве загорается сигнализатор. Какие еще признаки перегрева можно выделить?

  • Появление пара из-под капота
  • Вибрация, обусловленная кипением антифриза
  • Падение мощности
  • Отказ работы двигателя

Как предотвратить перегрев?

Прежде всего, следить за техническим состоянием транспортного средства и вовремя ездить на ТО. В неавторизованных техцентрах под техническим обслуживанием часто понимают замену моторного масла и фильтров, не уделяя внимания полноценной диагностике. В любом дилерском центре ГК FAVORIT MOTORS каждый автомобиль обязательно проверяют в соответствии с технологическими картами производителя. Специалисты не могут делать это каждый день. Поэтому вам необходимо наблюдать за уровнем ОЖ в бачке и информацией на указателе температуры жидкости. Также любые отклонения в работе двигателя (стуки, сложности с запуском и т. д.) должны стать поводом для беспокойства.

Что делать, если ДВС начал перегреваться?

Среди двух вопросов — как бороться с перегревом двигателя и почему греется двигатель — большая пропасть. Мотор может попадать в «красную зону» по множеству причин и угадать верную из них сразу наверняка не удастся, только если вы не профессиональный мастер и под автомобилем нет лужи. Решать проблемы надо по мере поступления, поэтому сначала не даем двигателю «встать колом», а потом ищем причины.

При первых признаках закипания немедленно останавливаемся на дороге. После этого проверяем уровень охлаждающей жидкости. Капот открываем осторожно — может обдать горячим паром.

Читать еще:  Назначение и неисправности эластичной муфты кардана

Крайне нежелательно пытаться самостоятельно остудить перегретый двигатель. Были случаи, когда автовладельцы из лучших побуждений лили холодную воду прямо на ДВС — в результате головка блока цилиндров (а иногда и сам блок) трескалась, вынуждая заняться капитальным ремонтом. Наберитесь терпения и ждите — мотор остынет сам.

Когда перестанет идти пар и бурление в бачке прекратится (если оно было), нужно оценить ситуацию. Если вы не имеете опыта ремонта автомобиля, скорее всего вряд ли поймете причину перегрева двигателя. Внимательно осмотрите детали подкапотного пространства. Возможно, соскочил один из патрубков системы охлаждения или образовалась трещина в радиаторе: в этом случае под проблемным местом можно увидеть лужу. Но чаще всего никаких внешних признаков распознать не удается. В таком случае нужно долить антифриз (или на крайний случай воду) в расширительный бачок и попробовать продолжить поездку.

Как добраться до места ремонта без риска для двигателя?

Обычно перегрев происходит в жаркую погоду или в пробке. Имеет смысл подождать вечера, чтобы без проблем добраться до места ремонта своим ходом: станет прохладнее и спадет трафик. Есть несколько лайфхаков, которые увеличат ваши шансы доехать до нужной точки без перегрева двигателя.

Включите отопитель на максимум. Ваша задача — максимально отвести тепло из системы охлаждения. Печка заберет лишний жар мотора, но при этом вскипеть рискуете вы сами.

Держите минимальные обороты. Мы имеем в виду минимально возможные для нормального движения. При этом нагрузка на двигатель будет меньше — значит, меньше тепла будет выделяться при работе. На автомобилях с механической коробкой передач можно переходить на повышенную передачу раньше обычного. Машины с автоматом, как правило, имеют ручной режим: переведите в него ручку селектора и управляйте диапазонами вручную.

Есть подозрения? Давайте проверим!

Если состояние радиатора или уровень жидкости в расширительном бачке легко проверить, узнать что-то о термостате, водяном насосе, качестве антифриза обычному водителю никак не удастся. Антифриз обычно служит 5 лет, помпу в зависимости от модели меняют раз в 60 000 – 100 000 км. Более точные сроки можно узнать в ближайшем дилерском центре ГК FAVORIT MOTORS: если у вас есть подозрения, что двигатель перегревается, запишитесь на диагностику прямо сейчас. Помните, что реальный перегрев — это всегда большие расходы, которых на самом деле легко избежать.

Что делать, если «закипел» двигатель

В ПДД указано, что дистанция между машинами должна быть безопасной, однако нигде не регламентируется точно, сколько это метров.

Если вы поклонник бренда Volkswagen, как мы, и тоже присматриваете для покупки этот кроссовер, вам будет интересно узнать о новинке.

Поскольку мотор машины действует за счет энергии, получаемой в результате сгорания топлива, работающий агрегат непрерывно нагревается. При повышении температуры все вещества и материалы расширяются. Поэтому в определенный момент начинают деформироваться и детали двигателя.

В крайнем случае подвижные элементы заклинит. Если же нагрев не достигает критических значений, наиболее уязвимые части теряют прочность. Это негативным образом сказывается на ресурсе всего силового агрегата.

Поскольку описанный эффект делает невозможной нормальную эксплуатацию, авто оснащается специальной системой охлаждения. Посредством системы трубок через двигатель проходит антифриз и забирает от него тепловую энергию. Жидкость попадает в радиатор, где охлаждается потоками воздуха. Затем процесс циклично повторяется.

Почему перегревается мотор

Процесс охлаждения мотора хорошо отлажен и действует круглый год: как в сильный мороз, так и в летний зной. Тем не менее иногда автомобиль все-таки перегревается. Это может быть связано с несколькими причинами:

  • плохой антифриз. Качественная жидкость демонстрирует нужные свойства на всем температурном диапазоне. Дешевые средства проходят недостаточную очистку и производятся из компонентов, быстро теряющих ключевые свойства. Старые жидкости содержат большой процент примесей, что также провоцирует перегрев. Если вы арендуете авто в компании «Сити-Рент», вам не нужно беспокоиться о качестве расходных материалов. Мы отдаем предпочтение только продукции от проверенных производителей;
  • засор или поломка системы. Если автолюбитель пользуется дешевыми охладителями, радиатор и трубки могут засориться. В результате через систему будет прогоняться недостаточный объем антифриза. К тем же последствиям приведет неисправность термостата и других деталей.

Что делать?

Если в процессе поездки на приборной панели загорелся тревожный сигнал, нужно:

  1. заглушить мотор;
  2. открыть капот (в дождливую и снежную погоду лучше этого не делать). Сразу после этого свинчивать горловину радиатора нельзя. Кипящий тосол выплеснется наружу;
  3. спустя примерно полчаса осмотреть систему на предмет протечек, проверить уровень антифриза (крышку радиатора накрывают плотной тканью и медленно откручивают);
  4. долить охладитель. Если жидкости с собой нет, можно воспользоваться дистиллированной водой. Однако затем систему придется полностью слить и заполнить заново. Если перегрев стал случайным явлением (например, авто простояло в пробке в сильную жару), можно спокойно продолжить движение. В случае поломки описанные меры помогут своим ходом добраться в сервис-центр или к месту стоянки.

Читайте также:

  • Что такое линза Френеля
  • Почему запотевают стекла машины и что с этим делать

Перегрев двигателя: причины и методы борьбы

Что касается эксплуатации в экстремально жарких условиях, то тут сложно дать какие-либо общие рекомендации. Надо или переделывать автомобиль, или двигаться короткими бросками, или дожидаться снижения температуры ночью. А вот если перегрев происходит в штатных условиях, есть повод задуматься.

Симптомы перегрева

Но вначале поговорим о прямых или косвенных признаках перегрева. Маловероятно, чтобы стрелочный указатель или сигнализатор просто беспричинно начал подвирать. В комбинации приборов может быть еще одна подсказка. Если вместе с индикацией перегрева зажегся индикатор отсутствия зарядки аккумулятора, то это однозначно укажет на обрыв ремня приводящего как генератор, так и насос охлаждающей жидкости. Перечень таких автомобилей очень велик. Это все Лады с задним или полным приводом и практически все иномарки с цепным приводом ГРМ. Ведь если распредвалы вращает цепь, то участь «крутить помпу» практически всегда достается ремню привода вспомогательных агрегатов. Вот почему его обрыв сразу отразится на генераторе. Еще о перегреве (либо его приближении) сообщит появление пара из-под капота или, что еще противней, из корпуса отопителя, то есть практически из-под ног.

А вот люди, редко бросающие взгляд на приборы, могут определить начало перегрева по появившимся детонационным стукам и потере тяги.

Причинно-следственные связи

Теперь рассмотрим, в каких условиях произошел перегрев. Здесь следует сразу разделить ситуации на те, когда система охлаждения и до этого работала на пределе и ее просто перестало «хватать», и когда перегрев происходит вследствие неудачного ремонта или обслуживания.

На пределе система обычно работает у нерадивых владельцев, позволивших радиатору утратить часть своих свойств из-за загрязнения (внутри или снаружи) или замятия пластин при неудачной мойке под давлением.

Еще система охлаждения работает на пределе возможностей тогда, когда у нее неисправен (не полностью открывается) термостат.

Итак, если система охлаждения работает не в полную силу, то перегрев происходит:

  • на высокой скорости, так как тепловыделение двигателем максимально;
  • при буксовании в грязи, когда большая нагрузка сопровождается недостаточным обдувом радиатора;
  • при высокой температуре воздуха из-за слабого теплоотвода от радиатора;
  • при высокой температуре воздуха и включенном кондиционере, когда теплоотвод затруднен из-за подогрева воздуха конденсатором кондиционера (стоит раньше радиатора по потоку воздуха) и нагрузка на двигатель, вынужденный вращать компрессор кондиционера, увеличивается;
  • в горах, когда и без того нагруженный двигатель перегревается из-за негерметичной крышки радиатора (жидкость без давления закипает раньше).

Если мотор перегрелся вскоре после ремонта, то причиной может быть:

  • замена охлаждающей жидкости (использование жидкости с низкой температурой кипения);
  • герметизация течей системы охлаждения различными составами, препятствующими циркуляции охлаждающей жидкости;
  • неисправный вентилятор системы охлаждения двигателя или питающих его электрических цепей.

Отметим также наиболее частые причины, вызывающие мгновенный перегрев:

  • разрыв или соскакивание с патрубка резинового шланга системы охлаждения;
  • разрушение насоса охлаждающей жидкости;
  • обрыв ремня привода вспомогательных агрегатов, что чаще всего становится концом поездки, если, конечно, вы не возите запасной ремень и умеете его заменить;
  • прорыв газа (при использовании ГБО) под давлением в систему охлаждения через редуктор, вызывающий мгновенное вытеснение жидкости.

С характерными признаками определились, но как вести себя в случае перегрева? Главная задача — безопасно остановить автомобиль и по возможности не допустить повреждения двигателя. Для этого нужно:

  1. Выключить кондиционер (что снизит тепловую и механическую нагрузку).
  2. Включить отопитель (что улучшит теплоотдачу).
  3. Сдать к краю проезжей части и включить аварийную сигнализацию.
  4. Двигатель (если неочевидна причина) при этом лучше заглушить.
  5. Провести осмотр подкапотного пространства.

Важно: перед тем как открывать заливную горловину радиатора или расширительного бачка, выждете некоторое время, дав системе остыть. Далее следует долить максимально чистой воды и пробовать запустить двигатель. Его последующий прогрев не должен сопровождаться сильным бурлением в расширительном бачке, что является грозным свидетельством прорыва газов в систему охлаждения и ставит крест на дальнейшей поездке. Если же мотор прогрелся и бурления в бачке незаметно, то, внимательно следя за температурой, можно продолжить путь, стараясь не провоцировать перегрев повышенными нагрузками на двигатель (резкие ускорения, особенно в подъемах). Позже в любом случае следует обратиться к специалистам.

Читать еще:  Лада 2115 › Бортжурнал › Замена щеток стартера ВАЗ 2115 (08,09,99,13,14)

Отдельная история — неисправности цепей управления электровентилятором. Справиться c этой бедой довольно сложно, не считая проверки и замены предохранителя. Тут также придется предоставить машину профессионалам.

Европа или Азия?

И в завершение о бурлении жидкости в расширительном бачке. Здесь следует рассказать о двух типах систем охлаждения, которые условно можно назвать европейским и азиатским.

Раньше появились системы с герметичной крышкой радиатора, поддерживающей давление. При срабатывании основного клапана часть расширившейся охлаждающей жидкости перепускается в расширительный бачок. При остывании двигателя часть жидкости через обратный клапан пробки подсасывается в радиатор, так что избыточного давления в расширительном бачке нет. Вот почему требования к его прочности невысоки. В Европе нынче такую схему встретишь все реже — в основном в Корее и Японии, отчего ее и можно назвать азиатской. Пример из отечественного автопрома — классические ВАЗы с продольным расположением двигателя.

А вот с появлением в 1984 году переднеприводных Лад жители нашей страны познакомились с принципиально иной схемой охлаждения. Радиатор тут уже без крышки, а наполнение системы происходит через расширительный бачок. Его я называю циркуляционным, так как в нем под давлением происходит непрерывное движение охлаждающей жидкости. В него же стравливаются пузырьки из верхней части радиатора.

Оценив принцип работы двух типов расширительных бачков, мы можем понять, что в одном случае горячий пар может вырываться из-под крышки расширительного бачка, а в другом — через бачок «азиатского» типа выходить уже значительно остывшим.

От автора: если у вас были интересные «приключения» с системой охлаждения, делитесь ими в комментариях.

«Закипел» двигатель. Что делать?

Думаете, закипание машины – удел только отечественного автопрома? Ошибаетесь. Подобная неприятность может случиться на любом автомобиле, особенно, когда за окном +30 градусов, а впереди – многокилометровая пробка. Впрочем, прежде, чем ситуация перерастёт в критическую, вы успеете предпринять несколько действий.

У некоторых наверняка возникнет вопрос: а нужно ли что-то делать, если двигатель на грани закипания? Ну покипит антифриз, остынет же потом. Не стоит быть столь беспечными.

Для начала, необходимо понимать, что если машина в полном порядке, она не закипит даже в жару. Зато заклинивание термостата или поломка вентиляторов в радиаторе двигателя вполне могут создать «эффект бани» под капотом автомобиля. Если вовремя не устранить неисправность, то мотор попросту заклинит, а тут и до капремонта недалеко. Стоит ли напоминать, что силовой агрегат – самая дорогостоящая деталь в автомобиле?

Так что количество бензина в баке – это не единственная вещь, за которой нужно следить во время поездки. Да, конечно, без топлива вы дальше ехать не сможете. Но только если машина «закипит», движение также придётся прекратить. Чтобы не совершать вынужденные остановки, обратите внимание на датчик температуры в системе охлаждения двигателя. Особенно, если за окном стоит ужасная жара. Кстати, об особенностях вождения знойным летом, мы писали в нашем блоге ранее.

Видите, что стрелка неукоснительно продвигается к «красной зоне»? Тогда нужно предпринять ряд действий. Ниже мы написали для вас пошаговую инструкцию. Следуйте ей, чтобы решить проблему быстро и «безболезненно».

Что такое закипание двигателя, и когда оно происходит?

Во время работы двигатель постоянно нагревается. Чтобы не допустить перегрева силового агрегата, автопроизводители создали охлаждающую систему, внутри которой циркулирует охлаждающая жидкость – антифриз. Он берет часть тепла на себя. Если двигатель нагревается слишком сильно (например, из-за поломки какого-то механизма или под воздействием солнца), температура антифриза начинает расти. Когда отметка достигнет 130 градусов, охлаждающая жидкость начнёт кипеть. Давление в системе также быстро увеличивается, и антифриз, подобно лаве в вулкане во время извержения, потечёт наружу, сметая всё на своём пути. В итоге раскаленная жидкость выбрызгивается под капот, заливая другие части мотора. Влага с них испаряется, а машина оказывается в облаке дыма. Иногда дело оборачивается совсем плохо – например, когда давления не выдерживают резиновые трубки системы охлаждения. Они вздуваются и затем лопаются.

Что в итоге? Как только охлаждающая жидкость нагревается выше 130 градусов и выкипает, двигатель не получает нужное ему охлаждение. Поршни, которые ходят в блоке, расширяются, и соответственно их клинит. А денежные потери из-за чрезмерных усилий «доехать до сервиса» на машине с вытекшим антифризом будут поистине огромными, учитывая, в какую стоимость обычно обходится «капиталка» силового агрегата.

1. Сауна в салоне

Для начала необходимо понимать, что если за окном дикая жара, температура охлаждающей системы будет работать на износ. Если все её детали исправны, то до «красной зоны» стрелка датчика не доберется. Температура будет, конечно, повышенная, но колебаться в одних и тех же пределах.

Другое дело – если температура охлаждающей жидкости стала неуклонно расти. Останавливаться сразу не нужно, однако жать на педаль газа тоже (иначе нагрузка на двигатель усилится, и антифриз может закипеть). Снимайте ногу с педали акселератора и съезжайте по инерции на обочину, предварительно включив печку в машине на полную мощность. Чтобы топила, как будто вы случайно очутились в январе в Якутске. Если не хотите свариться заживо получить тепловой удар, откройте все окна в автомобиле. В отопителе салона также имеется радиатор, который поможет антифризу немного понизить градус.

После этих действий стрелка перестанет двигаться к критической отметке, и тогда вам можно будет не спеша доехать до автосервиса, чтобы понять, в чём была причина неисправности охлаждающей системы двигателя, и устранить её. Только во время движения постоянно контролируйте индикатор температуры, стараясь не давать мотору больших оборотов.

2. Вынужденная остановка

Если печка не помогает, продолжать поездку нельзя ни в коем случае. Не дожидайтесь, пока охлаждающая жидкость закипит или стрелка датчика температуры уверенно войдёт в «красную зону».

Припаркуйтесь и откройте все окна и двери в машине. Глушить двигатель не нужно ещё минут 5-10 – дайте печке поработать. Неплохо также будет поднять крышку капота. Только не трогайте ничего внутри: дождитесь, пока силовой агрегат остынет. Как вариант, можно уехать домой на попутке, оставив автомобиль остывать, и вернуться к машине уже с приходом ночи, когда спадёт жара. Заодно и пробки схлынут. Двигатель к этом моменту полностью охладится, а значит, на автомобиле станет вполне реально доехать до автомастерской.

3. Пополняем запасы антифриза

Что обычно делает автомобилист, увидев, что у него из-под капота валят клубы дыма? Открывает капот, набрасывает тряпку на пробку бачка с охлаждающей жидкостью и, чудом не ошпарившись, открывает её. Ещё не успевшие выкипеть остатки антифриза оказываются на асфальте. Только у некоторых чуда не происходит, и тогда приходится заниматься не починкой машины, а обработкой ожогов в травмпункте. Прежде, чем лезть в расширительный бачок, подождите хотя бы час, пока двигатель немного остынет.

Впрочем, если вы счастливчик и сумели открыть бачок без ожогов, доливать антифриз (или минералку, если других вариантов нет) в горячий бачок нельзя. В жаркую погоду должно пройти не меньше часа, чтобы залив охлажденного антифриза прошёл без последствий. Иначе от перепада температуры легко могут выйти из строя блоки цилиндров. На них появятся трещины или искривления. А значит, придётся потратиться на покупку новых деталей.

Только имейте в виду, что доливаемый антифриз должен быть той же марки и цвета, что и залитый в систему охлаждения ранее.

4. Помощь профессионалов

Доливать антифриз и пытаться продолжать движение (постоянно следя за стрелкой датчика температуры и останавливаясь, чтобы дать двигателю охладиться) под силу лишь опытному автомобилисту. Если вы – водитель-новичок, лучше сразу вызывать эвакуатор или ловить попутку, готовую взять вас на буксир.

Специалисты в автосервисе помогут разобраться с причинами поломки. Обычно дело в заклинившем термостате двигателя, из-за которого охлаждающая жидкость просто не может циркулировать по системе. Иногда подводит электровентилятор радиатора.

Кстати, бывают случаи, когда машина перегревается не из-за технической неисправности, а из-за банальной забывчивости водителя. Многие на зиму прикрывают радиатор картонкой, чтобы машина быстрее прогревалась, а летом забывают её убрать. Естественно, двигателю не хватает охлаждения, и он перегревается.

Иногда причина – в некачественном антифризе. Замените жидкость в любом случае – после закипания она утрачивает необходимые свойства.

Конечно, с нашим летом автомобили, стоящие на обочине с открытым капотом, встречается нечасто. Но руку на пульсе нужно держать всегда, а для этого – проводить сезонное обслуживание машины.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector