Hino-avto.ru

официальный дилер Hino Motors
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как заменить направляющие втулки клапанов

Замена направляющих втулок клапанов и седел

Как происходит выпрессовка старых втулок

Технология выпрессовки старых втулок бывает разной, но чаще применяют ударный способ . Со стороны седла на втулку устанавливают латунную или бронзовую оправку, по которой наносят удары молотком. Чтобы не повредить посадочное гнездо в головке, оправка должна быть ступенчатой: по меньшему диаметру она с небольшим зазором входит во втулку на глубину 30—40 мм, а по большему — свободно проходит через гнездо в головке цилиндров.

Втулки из бронзы не создают больших проблем при выпрессовке, обычно они устанавливаются в головку с небольшим натягом. При выпрессовке «твердых» втулок головку желательно нагреть до 150 градусов, чтобы несколько уменьшить натяг. Нагревать головку лучше в электропечи, но в условиях гаража подойдет бытовая электроплитка.

Если ни один из способов не позволяет выпрессовать втулку из-за слишком плотной посадки в гнезде, ее приходится высверливать. Обычный сверлильный станок вполне подойдет, а вот при пользовании ручной электродрели неизбежны перекосы и повреждение посадочного гнезда. Кстати, деталь лучше высверливать не полностью. При толщине стенки около 1 мм оставшуюся часть удается выбить без особого труда.

Измеряем натяг втулки перед заменой

Общее правило замены втулок на любых двигателях гласит: ни в коем случае нельзя запрессовывать новые детали без измерений фактического натяга . Поэтому надо точно измерить диаметр гнезда и новой втулки, чтобы определить натяг. Он должен быть в пределах 0,03—0,05 мм (то есть диаметр втулки больше диаметра гнезда на эту величину).

Если натяг недостаточен из-за “слабого” гнезда, придется увеличивать его диаметр, чтобы установить втулку ремонтного размера. Эту работу также следует выполнять только на станке во избежание перекоса отверстия. Натяг для ремонтной втулки желательно сделать большим, поскольку в старом гнезде материал на поверхности уже деформирован, а в новом нет, да и шероховатость поверхности здесь больше.

Как запрессовать втулки клапанов

Перед запрессовкой надо обеспечить разность температуры деталей: головку нагреть до 150 градусов, а втулки охладить. Запрессовку выполняют быстро, двумя-тремя ударами молотка по оправке. Если втулка имеет тонкий поясок для посадки маслосъемного колпачка, то оправка не должна опираться на этот поясок ни с одной стороны, иначе втулка сломается.

Некоторые мотористы запрессовывают втулки “вхолодную”, без нагрева и охлаждения деталей. Это плохо. Алюминиевый сплав при большом натяге деформируется, и реальный натяг уменьшается. Когда при работе двигателя посадка естественным образом ослабляется, клапан в такой втулке начинает перегреваться. Это связано с нарушением отвода тепла от стержня клапана к головке. В дальнейшем втулка начнет “ездить” в гнезде. Иными словами — потребуется повторный ремонт, причем сложнее предыдущего.

После запрессовки втулок и остывания головки их отверстия калибруют развертками. Здесь тоже есть свои хитрости. Желательно применять специальные алмазные развертки — они дают стабильный размер отверстия при довольно долгой работе. Простые ручные развертки из инструментальной стали быстро изнашиваются, обычно их хватает на одну-две головки.

Обработав отверстия, надо обязательно проверить зазоры клапанов во втулках. Для впускных клапанов они должны быть в пределах 0,02—0,04 мм, для выпускных — 0,03—0,04 мм. Стремиться к минимальным зазорам не следует, особенно у выпускных клапанов, поскольку это чревато их заклиниванием при работе.

Ремонт седел клапанов

Для обработки седел применяют различный инструмент. В гараже чаще всего используют ручные угловые фрезы с жестким креплением на направляющем стержне (пилоте). Фрезы обычно имеют углы при вершине 30, 45 и 60 град. Такие фрезы могут быть изготовлены из инструментальной стали или с твердосплавными пластинами.

Основной недостаток данного инструмента — люфт пилота в направляющей втулке, особенно когда у нее есть какой-либо износ. Из-за люфта очень трудно обеспечить соосность седла и втулки.

При обработке формируют определенный профиль седла: уплотнительную фаску и две фаски, примыкающие к ней. Здесь надо руководствоваться данными производителей автомобиля, но есть и некоторые общие рекомендации. У подавляющего большинства моторов уплотнительная фаска имеет угол 45 град. и ширину примерно 1,5 мм. Примыкающие фаски чаще сделаны под углами 30 и 60 град., хотя изредка встречаются седла с более сложным профилем.

Если для ремонта используют ручные фрезы и резцовые головки, то предварительную обработку уплотнительной фаски ведут, пока не получится ровная поверхность без дефектов.

Окончательный этап: притирка клапанов

Окончательная обработка стыка клапана и седла — притирка клапанов. При профессиональном ремонте такая операция практически не применяется. Если седло и фаска клапана обработаны точно, то притирка не нужна, но даже вредна. Другое дело при ручной обработке деталей фрезами и резцовыми головками. Поверхности после ремонта могут иметь не идеальную форму и шероховатость.

Ремонт и замена направляющих втулок клапанов ГБЦ

Ремонт и замена направляющих втулок ГБЦ — ответственное дело, которое требует определенных технических знаний, наличия специализированных инструментов и оборудования. Компания «ГБЦ-Мастер» выполняет замену направляющих втулок клапанов ВАЗ, КамАЗ и любых других моделей авто, а так же для различных типов двигателей, как дизельных, так и бензиновых. Например, мы выполняем замену направляющих втулок для двигателей ЗМЗ-406, ЗМЗ-402 и многих других.

В случае износа направляющих втулок клапанов двигатель начинает расходовать масло сверх нормы. В этом случае необходима замена втулок клапанов.

Что из себя представляет износ направляющих втулок клапанов

Со временем износ этих деталей неизбежен, так как они постоянно испытывают нагрузку трением.

Последствия такой проблемы могут быть достаточно серьезные в виде выхода из строя выхлопной системы, сильного перегрева самих клапанов и многих других неприятных вещей.

Мы настоятельно рекомендуем при появлении признаков износа не затягивать с ремонтом.

Признаки:

  • Расход топлива и масла значительно выше установленной нормы;
  • Посторонний шум, на фоне работы мотора.

Способы решения проблемы

Для замены направляющих втулок необходим специализированный инструмент и правильный выбор способа выпрессовки.

Грамотная замена специалистами дает гарантию качества и поможет вам избежать больших рисков повреждения ГБЦ.

Каждый случай рассматривается индивидуально, и именно профессиональный мастер сможет подобрать наиболее эффективное решение проблемы.

Возможно, ситуация окажется не сильно критична и замена втулки не потребуется, достаточно будет восстановить неисправную деталь одним из способов обработки:

  • Накатка;
  • Вкладыши;
  • Хонингование;
  • Установка направляющих.

Выбрать наиболее эффективный метод восстановления может помочь специалист, грамотно изучив и внимательно проанализировав вашу ситуацию.

Компания «ГБЦ-Мастер» предлагает свои услуги по ремонту ГБЦ на самых выгодных условиях.

Мы оказываем широкий спектр работ по ремонту ГБЦ:

Наши высококвалифицированные специалисты помогут вам подобрать максимально эффективное решение проблемы неисправности.

Значение клапанов

Клапаны – одна из самых важных деталей двигателя, ведь от их исправности напрямую зависит правильная работа механизмов распределения топливной жидкости и освобождения их от продуктов сгорания.

На фото ниже представлены новые направляющие втулки и маслосъемные колпачки для ГБЦ автомобиля VOLVO:

Причины, по которым стоит выбрать именно нас

Компания «ГБЦ-Мастер» уже много лет работает в промышленной отрасли.

Довольно богатый опыт и наличие высококачественного оборудования дает возможность выполнять ремонтные работы любой сложности в короткие сроки.

Высокая квалификация наших специалистов позволяет точно диагностировать неисправность и грамотно подобрать решение устранения проблемы.

Читать еще:  Двигатель Лада Гранта

Несем полную ответственность за качество ремонта и работоспобность деталей, предоставляем официальную гарантию.

Mercedes-Benz 190 (W201) 201.029+M104 3.2+717.450 › Бортжурнал › ЗАМЕНА НАПРАВЛЯЮЩИХ ВТУЛОК КЛАПАНОВ

Всем привет!) приехав на праздники решил все же самостоятельно поменять направляющие втулки клапанов, как раз последняя партия втулок пришла, выколотки изготовлены, и еще нашел дома старый нагреватель)

Чертежи и схему самих выколоток взял у zero911

Отец просто, посмотрел фотографии, и по размерам втулок сделал вот такие:

Для тех кто не в курсе, двигатель кушал много масла, вскрытие показало что виноваты и низ (блок двс) и верх (гбц), были изношены направляющие клапанов, зазор втулка-клапан был больше чем допускается, вот и решил их поменять…

Такой я снял головку

Далее разобрал, выбил втулки, почистил головку

Желательно нагреть голову, 6 цилиндровая головка длинная, поэтому ее как то трудновато нагреть, решил греть в ванной, сначала подогрел воду до 90 градусов по Цельсию, полностью погрузил голову, и через минут 15 она нагрелась, тут же вытащил сразу все 6 впускных втулок из морозильника, приготовил рюмку подсолнечного масла)

Делал 2 подхода, после 6 забитых, опять погружал голову в воду, и давал прогреться 10-15 минут

Смазывал пальцем обильно цилиндр, погружал втулку в рюмку с маслом, надевал на выколотку, и легкими ударами молотка забивал) и так 12 раз!)

Сложного ничего нету, и еще, развертка не понадобилась (а ее у меня как раз и нет) примерил новые впускные клапана, все идеально, с чуть зазором, и примерял выпускные старые клапана, тоже все отлично, то что надо!

Теперь после приезда выпускных клапанов TRW, голова отправится в мастерскую, чтобы там всякие углы сделать, притереть, и собрать) ну и сразу же на шлифовку! Опрессовывать не буду, я в ней уверен!

Ну и еще, по своей тупости и неопытности, вытащил все гидрики, а они у меня все оригинальные мерседес (INA), и не шумели, потом только узнал что они не любят когда их трогают.теперь думаю раскошелиться ли сразу на новые гидрики

Замена направляющих втулок клапанов на автомобилях ВАЗ 2106 и 2109

Огромным преимуществом российского автопрома является возможность не только замены, но и полноценного ремонта всех узлов и агрегатов автомобилей. Довольно часто автовладельцы проводят полный разбор двигателей ВАЗ 2106 и ВАЗ 2109 и меняют все его составляющие, в том числе и направляющие втулки клапанов.

  • 1 Конструкция ГБЦ и клапанов
  • 2 Общее устройство втулок головки блока цилиндров
  • 3 Назначение гильз
  • 4 Почему гильзы могут выйти из строя
  • 5 Признаки неисправности направляющих гильз
  • 6 Инструменты и материалы
  • 7 Как заменить клапанные втулки на ВАЗ 2106
  • 8 Замена клапанных гильз на ВАЗ 2106 — видео
  • 9 Установка направляющих втулок на ВАЗ 2109

Конструкция ГБЦ и клапанов

Функционирование клапанного механизма на машинах ВАЗ 2106 и ВАЗ 2109 зависит от работы цепного привода (современные модели авто оснащаются ремёнными приводами).

Устройство головки блока цилиндров довольно примитивное: это сёдла, пружины, направляющие втулки. Захлопывание клапанов в системе осуществляется автоматически при помощи встроенных пружин. Чтобы в камеру сгорания не просачивалось моторное масло, на втулку крепится маслосъёмный сальник.

Схема головки блока цилиндров ВАЗ 2106

Клапанный механизм работает в сложных условиях с высокими температурами и масляным голоданием. Основной его задачей является обеспечение герметичности всей системы. Проблемы в его работе могут стать причиной снижения мощности, повышения расхода топлива и быстрого износа ГРМ.

Общее устройство втулок головки блока цилиндров

На современных машинах головки клапанов выполнены из специальных сплавов.

Направляющие втулки клапанов ВАЗ 2106

На ВАЗ 2109, к примеру, направляющие изготовлены из износостойкого материала и запрессованы в головку при высокой температуре, поэтому сменить их достаточно сложно. Но проводить процедуру замены всё же нужно, поскольку втулка, несмотря на её прочность, со временем изнашивается, теряя герметичность. Проблема особенно актуальна для двигателей с большим количеством клапанов.

Назначение гильз

Основная задача клапанов — подача в камеру сгорания топливно-воздушной смеси и вывод из неё выработанных газов. У каждого из цилиндров мотора имеется два клапана — впускной и выпускной. В направляющей втулке движется шток, который и впускает/выпускает отработанные газы и топливную смесь. Герметизация камеры сгорания происходит за счёт точной «посадки» головки на седло.

Качество работы клапанов двигателя зависит от направляющих втулок и сёдел. Во время эксплуатации они изнашиваются и не могут поддерживать высокую производительность двигателя. В такой ситуации их придётся менять.

Почему гильзы могут выйти из строя

Основной причиной выхода из строя направляющих втулок является их износ. В результате увеличивается расход смазочной жидкости, так как люфт деталей приводит к быстрому выходу из строя маслосъёмного колпачка и масло просачивается в камеру сгорания. В результате наблюдается образование нагара, нарушение температурного режима работы мотора, увеличение токсичности отработанных газов и поломка катализатора (если он в машине есть).

Изношенные втулки клапанов ВАЗ 2106

Своевременная замена моторного масла и правильная эксплуатация ДВС автомобиля позволяет продлить срок службы втулок и менять их каждые 180–200 тысяч километров пробега. Однако из-за зазоров клапанов и несоответствия моторного масла рекомендуемым нормам может произойти боковой износ втулок и снижение подвижности клапанов по оси штока из-за увеличения радиальной нагрузки на него. По этой причине после смены маслосъёмных колпачков обязательно проводят корректировку зазора в направляющих втулках. При слишком большом зазоре и выявлении люфта втулки в обязательном порядке меняют.

Признаки неисправности направляющих гильз

Износ направляющих втулок клапанов легко и быстро определяется владельцем транспортного средства. Основной симптом этой неисправности — увеличение расхода моторного масла.

Первое, что стоит проверить при увеличении расхода моторного масла, это клапаны двигателя автомобиля. Ещё одним признаком неисправности может стать характерный шум мотора в области головок. Самый лёгкий способ проверить это — открыть капот автомобиля, запустить двигатель и внимательно прислушаться. Если на фоне работы мотора будет заметен странный и необычный шум, то стоит провести диагностику клапанов и направляющих втулок.

Инструменты и материалы

Замена направляющих втулок проводится с использованием следующего инструментария:

  • молоток;
  • развёртки на 8.022 и 8.028;
  • оправка для выпрессовки и запрессовки втулок.

Втулки меняют с помощью ступенчатой оправки — латунного либо бронзового инструмента. Упирается он в направляющую втулку, после чего она выбивается ударом молотка. Такой способ выпрессовки не так вредит ГБЦ, как использование обычного молотка и зубила. Специальный съёмник используется не только для снятия втулок, но и для их замены.

Ступенчатая оправка, используемая для выпрессовки направляющих втулок ВАЗ 2106

Лучшим инструментом для замены направляющих втулок является съёмник-выпрессовщик. Такие приспособления позволяют снимать втулки клапанов без повреждения посадочной плоскости на ГБЦ. Наличие этого инструмента позволяет избежать задиров и других дефектов ГБЦ, которые могут появиться при использовании оправки и молотка.

Съёмник-выпрессовщик для направляющих втулок ВАЗ 2106— универсальный инструмент

Как заменить клапанные втулки на ВАЗ 2106

Открыть доступ к втулкам клапанов за счёт проворачивания двух крайних шпилек, которые мешают установить оправку. Отворачиваются они методом навинчивания на них четырёх гаек попарно. Можно прибегнуть к специальному шпильковёрту.

Читать еще:  Диагностика и регулировка фар на автомобиле Лада Гранта

Шпильки ГБЦ ВАЗ 2106 откручиваются для доступа к клапанам
Направляющая втулка легко выпрессовывается ударами молотка по вставленной оправке. Прежде чем приступать к извлечению старой втулки, необходимо перевернуть ГБЦ.

Выпрессовка направляющей втулки ВАЗ 2106 из гнезда с помощью специального инструмента
Деталь устанавливается в седло, затем молотком и оправкой запрессовывается до упора в плоскость ГБЦ. На втулки надеваются стопорные кольца и в таком состоянии проводится их запрессовка. Втулки впускных клапанов на ВАЗ 2106 несколько короче, чем втулки выпускных клапанов. Изнутри они покрыты канавками, которые смазывают клапаны. Длина канавок различается у впускных и выпускных клапанов: в первом случае они идут только до половины седла, во втором — до его дна.

Запрессовка новых направляющих втулокВАЗ 2106
По окончании монтажа втулок их отверстия разворачиваются, причём их диаметр различается.

Отверстия направляющих втулок ВАЗ 2106 разворачиваются после монтажа

Замена клапанных гильз на ВАЗ 2106 — видео

Установка направляющих втулок на ВАЗ 2109

Смена направляющих втулок на ВАЗ 2109 начинается с фиксации на детали съёмника посредством обточенных гаек. Центральная часть инструмента придерживается верхним ключом, а при помощи нижнего выпрессовывается направляющая втулка. Её выход из гнезда сопровождается характерным щелчком, после этого деталь вынимается.

Направляющие втулки клапанов ВАЗ 2106 выпрессовываются съёмником

Чтобы облегчить процесс установки втулки, её обрабатывают моторным маслом. Деталь запрессовывается в седло клапана при помощи конической втулки. При этом для впускного и выпускного клапанов втулки выбираются таким образом, чтобы резьба на направляющей детали была длиннее на несколько сантиметров.

  • Желательно, чтобы детали имели разную температуру: головка блока цилиндров должна быть нагрета до 150оС, втулка, наоборот, охлаждается. Если не создать разницу температур, то можно спровоцировать деформацию алюминиевого сплава, в результате чего в металле возникнут слишком большие внутренние напряжения. Это может привести к перегреву клапанов двигателя.
  • На втулке располагается кольцо, по которому определяется её правильная посадка. После установки детали на ней развёртывается отверстие при помощи специального инструмента. Диаметр отверстия можно проверить нутромером — он должен соответствовать параметру, указанному в технической документации автомобиля. Если данные совпадают, то устанавливают клапан. При неплотном прилегании втулки к седлу её правят с помощью шарошки.

    Подводка седла клапанов ВАЗ 2109 при помощи шарошки
    После монтажа новых втулок в ГБЦ могут появиться зазоры из-за потери соосности. Чтобы устранить данную проблему, необходимо провести притирку клапанов. С этой целью сёдла клапанов ещё раз обрабатываются шарошкой. Процедура установки новых втулок завершается после окончательной притирки клапанов.

    Итак, поменять направляющие втулки можно как самостоятельно, так и в автосервисе. Это довольно простая в исполнении процедура, которая может значительно продлить срок эксплуатации двигателя автомобиля.

    Замена направляющих втулок клапанов.

    Приветствую вас дорогие читатели этого сайта. Продолжая рубрику о ремонте головки блока цилиндров, сегодня хочу показать и главное рассказать вам, как наиболее правильно произвести замену направляющих втулок клапанов. Многие механики, делают это грубым способом (с помощью молотка и зубила :)) и как правело это не обходиться без повреждений самой головки. Мы же будим использовать специальный инструмент для достижения максимального положительного результата.

    И так, процесс замены направляющих практически одинаков для всех моделей марки ВАЗ. Мы же будем производить замену втулок на головке двигателя ВАЗ 21011.

    Для замены направляющих втулок нужно снять пружины и клапана. Советую вам прочитать специальную статью (Замена клапанов ВАЗ.). В статье по замене клапанов Вы ознакомитесь с подробнейшей информацией как правильно проделать всю операцию.

    Мы не будем выбивать направляющие специальной наставкой при помощи молотка, так как можно повредить посадочную плоскость в головке, куда запрессовывается направляющая. Могут остаться задиры или получится эллипс, что нам вообще не нужно. Для этого мы будем использовать специальный съёмник для снятия и установки направляющих втулок клапанов.

    Как изготовить данный инструмент и как им работать я подробно описал в статье (Инструмент для ремонта Г.Б.Ц.).

    Так как съёмник у нас универсальный, то нужно подложить под него втулку определённого размера. Втулка подбирается таким образом, что бы при установке съёмника резьбовая часть выходила из направляющей втулки клапана на два три сантиметра.

    Устанавливаем съёмник и фиксируем его двумя обточенными гайками.

    Можно конечно сделать и одну большую гайку, что бы уменьшить нагрузку на резьбу, но есть то, что есть.

    Теперь придерживая верхним ключом центральную часть съёмника, нижним впрессовываем направляющую втулку. Будьте внимательны, когда приложите усилие на съёмник, должен прозвучать характерный звук (щелчок), это означает, что втулка сдвинулась с места и выходит наружу. Продолжаем выкручивать винт до полного выхода направляющей втулки.

    Взяв новую втулку, обязательно обрабатываем её маслёнкой из моторным маслом, для того что бы она легче заходила на своё место.

    Для запрессовки нам понадобится специальная втулка, с конической фаской, которая упирается в седло клапана. Втулки нужны две одна большего диаметра для посадочного места впускного клапана и вторая меньшего для выпускного.

    Устанавливаем их вот так.

    И устанавливаем сам съёмник.

    Подбираем распорные втулки съёмника так, что бы при установке новой направляющей втулки резьбовая часть выглядывала два три сантиметра.

    Так, как верхняя часть направляющей втулки изготовлена со специальным буртиком, нам понадобится специальная гайка, которая будет упираться в направляющую, и не повредит буртик. Чем этот буртик важен? На этот буртик крепится резиновый колпачок (сальник), и повреждение его не даст сто процентной гарантии в герметичности.

    Вот так выглядит специальная гайка, которой мы поджимаем новую направляющую.

    После установки специальной гайки, осталось немного резьбы на шпильке и что бы уменьшить нагрузку на резьбу, накручиваем дополнительную резьбовую втулку.

    Теперь нам осталось только запрессовать втулку на своё место. Когда втулка дойдёт до своего места (на ней установлено стопорное кольцо, которое предупреждает о правильной посадке втулки на нужную величину), прокручивание станет туже, в этот момент нужно остановиться, что бы ни сломать направляющую. Разбираем съёмник и видим вот такую картину.

    Всё направляющая у нас запрессована, но это как говорится ещё не всё. Теперь нужно подогнать её к нужному посадочному размеру. После запрессовки, её немного сдавило и теперь её размер меньше чем 8 мм. Для этого нам понадобится развёртка диаметром 8.00.

    Устанавливаем её в направляющую и не придавливая а свободно прокручивая развёртываем отверстие.

    Так же ещё раз напомню, что как пользоваться инструментом и как его выбирать я написал в специальной статье, ссылка вверху текста.

    После того как развернули отверстие, его нужно продуть сжатым воздухом, что бы удалить все опилки.

    Теперь приступим к замерам. Нам нужно узнать, какой диаметр отверстия в направляющей. Потому как на развёртке написан диаметр 8 мм. А ним нужно знать, сколько получилось на самом деле. Что бы это проверить, нам понадобится индикатор внутромер.

    Как показывает прибор, у нас размер получился в плюсе две сотки. Далее замеряем толщину ножки клапана. Её замеряем микрометром.

    Диаметр ножки клапана оказался 7.99 мм. В принципе три сотки это нормальный зазор между ножкой клапана и направляющей втулкой.

    Читать еще:  Замена опорных подшипников ВАЗ-2113, 2114, 2115

    Далее устанавливаем на место клапан и подсветив его лампой сверху тарелки мы видим совсем неприятную картину.

    Мы видим, что клапан не полностью прилегает к седлу. Это означает что при каждой замене направляющей втулки клапана, теряется соосность между центром втулки и центром седла клапана. Что бы решить эту проблемку нужно подвести шарошками седло. Как правильно прошарошить седло клапана я полностью описывал в статье ( Притирка клапанов ВАЗ ).

    Ну, вот и всё, теперь осталось только притереть клапана и собрать всё обратно. О притирке советую прочитать статью, на которую ссылка чуть выше.

    Сайт о внедорожниках, SUV, автомобилях повышенной проходимости

    Задача направляющих втулок — обеспечивать нормальную работу впускных и выпускных клапанов. От состояния пары «клапан-втулка» во многом зависит расход масла. Кроме того, втулка это основной путь отвода тепла от стержня клапана. От тарелки клапана, пока он закрыт, тепло отводится и через седло.

    Замена направляющих втулок впускных и выпускных клапанов, оправка для замены направляющих втулок, схема проверки пружины рычага клапана, заклинивание клапанов во втулке.

    Втулки клапанов обычно при первом ремонте не заменяют. По крайней мере до 300 000 километров пробега. При замене направляющих втулок необходимо иметь в виду, что обработка отверстий втулок производится разверткой после их запрессовки.

    В свою очередь, обработка седел клапанов (удаление нагара, наклепа) производится зенкерами. Они центрируются направляющими стержнями, вставленными во втулки клапанов. При такой обработке обеспечивается точность расположения отверстия во втулке и рабочих фасок седел и клапанов. Втулки впускных и выпускных клапанов различны.

    Внешние признаки различий направляющих втулок впускных и выпускных клапанов:

    — Втулка выпускного клапана длиннее (для охлаждения). Спиральная канавка для смазки нарезана на всю длину.
    — Втулка впускного клапана короче, и канавка в ее отверстии нарезана до половины длины отверстия. Только вверху для уменьшения количества масла, попадающего во впускной коллектор.

    Втулки клапанов изготовлены из чугуна. Изготовление их из бронзы обеспечивает более интенсивный отвод тепла от стержня клапана и улучшает работу пары трения в условиях недостаточной смазки.

    Направляющие втулки замените, если зазор в соединении со стержнем клапана более 0,15 мм (определяется замерами и сравнивается с данными, приведенными на рисунке) и он не устраняется установкой нового клапана. Выпрессовку направляющей втулки проведите с использованием оправки. Новую направляющую втулку с надетым на нее стопорным кольцом запрессуйте указанной оправкой до упора этого кольца в плоскость головки цилиндра.

    Клапаны и направляющие втулки, конструкция и размеры.

    Оправка для замены направляющих втулок клапанов.

    У рычагов клапанов проверьте состояние рабочих поверхностей. Соприкасающихся с поверхностью (торцом) стержня клапана и со сферическим концом регулировочного болта. Если на них имеются задиры и риски, замените рычаг. Если замечены дефекты на втулке регулировочного болта или на самом болте, то их тоже замените.

    Проверка состояния и упругости пружин.

    Проверьте состояние и упругость пружин. Наличие трещин на пружинах не допускается. Такие пружины надо заменить. Если длина наружной пружины в свободном состоянии меньше 50 мм, при нагрузке 27,4-30,4 кгс меньше 33,7 мм, при нагрузке 43,7-48,3 кгс меньше 24 мм, то замените ее годной. Новой, испытав ее по тем же параметрам.

    Схема проверки пружины рычага клапана.

    Если длина внутренней пружины в свободном состоянии меньше 39,2 мм, при нагрузке 13,2-14,6 кгс меньше 29,7 мм, при нагрузке 26,7-29,5 кгс меньше 20 мм, то эту пружину тоже замените годной. Пружину рычага клапана замените годной, если в свободном состоянии размер А больше 35 мм, а под нагрузкой 5-6,2 кгс больше 43 мм.

    Из какого материала делали и делают втулки?

    Раньше большей частью из чугуна. Применяли и металлокерамику, смесь в определенной пропорции порошков железа, меди и графита, подвергнутую прессованию, спеканию и пропитке маслом (ГАЗ-66, АЗЛК-21412). Втулки для форсированных двигателей с наддувом изготавливали из алюминиевой бронзы. Она обеспечивала более интенсивный отвод тепла от стержня клапана и лучше работала в условиях недостаточной смазки.

    В форсированных двигателях с наддувом условия смазки стержней выпускных клапанов весьма неблагоприятны из-за их высокой температуры. А стержней впускных — по причине выдувания масла воздухом, находящимся во впускном трубопроводе под избыточным давлением.

    В настоящее время для направляющих втулок, кроме чугуна, применяют и латунь. Но, как показала практика, это не столь простое дело. У латуни и бронзы коэффициент теплопроводности примерно в два раза больше, чем у чугуна — преимущество серьезное! Но у этой «медали» есть и оборотная сторона. У латуней и бронз существенно больше коэффициент линейного расширения.

    Большой зазор в сопряжении «втулка — стержень клапана» не только увеличивает расход масла. Если привод клапана осуществляется через коромысло или рычаг, возникает хоть и небольшое по величине, но боковое усилие, приложенное к стержню и создающее помеху правильной посадке клапана в седло. При малых же зазорах ухудшаются условия смазки.

    Заклинивание клапанов во втулке.

    Совсем плохо, если клапан во втулке заклинивается. Зазор между стержнем клапана и втулкой зависит от температурных условий работы клапана, его конструкции и материала втулки. При использовании латунной втулки зазор между ней и стержнем клапана при нормальной температуре всегда должен быть несколько больше в сравнении с чугунной втулкой. В таблице ниже приведены значения увеличенных зазоров — пропорционально увеличению коэффициента линейного расширения.

    Зазоры в сопряжении «втулка — клапан» (втулки чугунные и латунные — Л).

    Заметим попутно, что для чугунных направляющих втулок ранее рекомендовались такие зазоры:

    — Для впускных клапанов (0,005-0,010)d.
    — Для выпускных — (0,0080-0,0125)d, где d — диаметр стержня клапана.

    Что будет, если зазоры при латунных втулках выполнены недопустимо малыми?

    В практике бывали случаи «схватывания» клапанов втулками из латуни марки Л62 на «Жигулях» и ВАЗ-2108. «Схватывался» один из выпускных клапанов. На «Жигулях» это произошло на второй день езды по городу. На ВАЗ-2108 — буквально через несколько километров. «Схватыванию» способствует недостаточная твердость материала стержня клапана.

    Известно, что во фрикционной паре «сталь-бронза (латунь)» твердость стальной поверхности должна быть порядка HRC50-60. Сам процесс «схватывания», происходит так. При исчезновении из-за нагрева зазора в нижней части втулки латунь начинает «наволакиваться», «намазываться» на стержень клапана, разогреваясь еще сильнее. В результате происходит спайка латуни со сталью и клапан впоследствии (после остывания) приходится выбивать.

    Более склонны к «размазыванию» латуни с меньшим содержанием меди — Л62, Л68, Л70. Цифра означает примерное содержание меди в процентах, остальное — цинк. В «схватывании» направляющих втулок частично «виноват» и клапан. Рабочая температура конца стержня клапана ниже температуры у шейки (на участке перехода в тарелку).

    Так, при разности температур шейки и верхнего конца клапана t=200″C диаметр более нагретого участка стержня клапана увеличится на 0,03 мм. Возможно, для нормальной работы направляющих втулок в описанных случаях и не хватило этих трех сотых миллиметра.

    По материалам книги «Ремонт двигателей Жигулей».
    Росс Твег

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector