Hino-avto.ru

официальный дилер Hino Motors
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как найти обрыв цепи в автомобиле

Обрыв цепи ГРМ: причины неисправности и последствия для двигателя

Один из видов привода ГРМ в двигателях внутреннего сгорания — это цепь, которая движется по зубчатому колесу коленчатого вала, приводя в движение зубчатые колеса распредвалов. В зависимости от типа двигателя и ряда других факторов, например частоты вращения коленчатого вала, разрыв цепи ГРМ может оказать негативное влияние на работу автомобиля и привести к серьезным последствиям, вплоть до дорогостоящего ремонта двигателя.

В цепном приводе к дополнительным элементам, ответственным за его правильную работу, относятся направляющие (или так называемые успокоители) и гидравлические натяжители. Они призваны повысить эффективность работы двигателя и предотвратить такие последствия износа цепи, как смещение фаз. Система ГРМ — это сеть взаимосвязанных компонентов, поэтому выход из строя одной детали может представлять большую опасность и повлечь за собой неисправность других. В отличие от ремня ГРМ, который может внезапно выйти из строя, если его не заменить в срок, установленный изготовителем транспортного средства, неисправность цепи проявляется гораздо раньше.

«Разрыв цепи ГРМ может привести к повреждению клапанов, поршней, искривлению направляющих, шатунов, распредвалов и даже повреждению головки блока цилиндров двигателя. Все зависит от того, исключен ли в двигателе риск столкновения поршней с клапанами — в ряде агрегатов отсутствие синхронизации в работе ГРМ не приводит к их столкновению. Размер ущерба зависит не только от конструкции блока, но и от частоты вращения коленвала в момент обрыва привода ГРМ. Как правило, чем выше обороты, тем серьезнее повреждение», — объясняет Томаш Охман из компании SKF.

Разрыву цепи — если он не вызван заводским дефектом — предшествует ее чрезмерный износ. Признаки такой неисправности мы распознаем в первую очередь по слишком громкой работе ГРМ на непрогретом двигателе. Звук, который в этом случае сопровождает работу двигателя, напоминает треск или стук, причиной которого, как правило, служит неисправный натяжитель или чрезмерное растяжение цепи, которое нормально работающий натяжитель не в состоянии компенсировать. Это может привести к ударам цепи о корпус, который ее защищает, или об успокоитель. Интенсивность звучания увеличивается вместе с увеличением оборотов коленвала двигателя. Чтобы проверить это, необходимо несколько раз нажать на педаль газа. После прогрева блока до рабочей температуры звук может немного ослабнуть.

Растяжение цепи также может привести к смещению фаз газораспределения, что проявляется в неровной работе двигателя, слабой реакции на добавление газа, а также в более высоком, чем обычно, расходе топлива. Разрыв чрезмерно изношенной цепи происходит обычно в момент ее натяжения, например, при увеличении оборотов на движущемся на подъем автомобиле. Изношенная цепь может разорваться и в случае буксировки автомобилем прицепа большой массы, который создает высокую нагрузку на двигатель и систему передачи крутящего момента. Как же обслуживать цепной привод, чтобы предотвратить возникновение подобных ситуаций?

При выполнении монтажа автомастерские должны помнить о необходимости устанавливать блокировки распредвалов или коленвала (либо и того, и другого одновременно), предназначенные для данной модели двигателя. Установка неподходящего типа блокировки может привести к смещению фаз газораспределения, а также к возникновению в памяти ЭБУ ошибок, относящихся к положению распредвалов и коленчатого вала. В этом случае двигатель будет работать неправильно, а цепь изнашиваться значительно быстрее.

«Большинство цепей ГРМ требует постоянного смазывания, так как они работают в моторном масле, которое питает также гидравлические натяжители. В связи с этим исправность ГРМ напрямую зависит от качества и чистоты масла. Еще один ключевой момент — это использование проверенных запчастей. Например, продукции компании SKF — в состав наших комплектов входят цепь, натяжители, успокоители, шкивы, подшипники скольжения и все необходимые уплотнения и крепёж, что позволяет выполнить комплексную замену с помощью продукции одной компании, без необходимости заказа дополнительных элементов», — резюмирует Томаш Охман.

SKF является ведущим мировым производителем и поставщиком подшипников и подшипниковых узлов, систем смазывания, мехатроники, уплотнений, оборудования для мониторинга состояния и сопутствующих изделий, а также предоставляет сервисные услуги, инженерный консалтинг и технические тренинги. Представительства компании SKF располагаются в более чем 130 странах, а всего в мире работает около 17 000 компаний-дистрибьюторов продукции SKF. В 2018 году годовой объём продаж компании SKF достиг 85 713 000 000 шв. крон, а количество штатных сотрудников составило 44 428 человек. www.skf.ru

® SKF зарегистрированный товарный знак SKF Group.

Проводка в машине: от первых мотоколясок до современных авто

Человеку, далекому от автоиндустрии, трудно себе представить бесконечные жгуты проводов, скрытых под обшивкой автомобиля. В современном авто их метраж исчисляется сотнями метров, и поиск неисправности превращается в целую проблему, решить которую по силам лишь с помощью специального диагностического оборудования. Наглядный пример общей протяженности электропроводки легкового автомобиля

Причем, удовольствие это недешевое, цена нормо-часа на фирменной СТО добавит еще и немалые расходы в общую смету временных и финансовых затрат по поиску и устранению неисправных электропроводов и компонентов электроцепи. Но на самом деле, все гораздо проще, поскольку физические параметры проводов доступны и для проверки своими руками.

И если возникают трудности с эксплуатацией автомобиля, то владелец сам может определить причину отказа, или найти узел, который работает нестабильно именно из-за выхода из строя соединительных проводов.

  1. История развития
  2. Однопроводная схема
  3. Двухпроводная схема
  4. Вторые руки
  5. В заключение

История развития

Появление проводов в автомобилях напрямую связывают с тремя изобретениями:

  1. Аккумуляторной батареей повышенной мощности;
  2. Электрического стартера;
  3. Батарейного зажигания.

Справочно: Аккумулятор и электрический стартер – это выстраданное ценой проб и ошибок решение по легкому запуску двигателя. Они одновременно привели друг друга под капот автомобиля, проложив дорогу батарейному зажиганию и другим потребителям электрического тока.

Современному поколению автолюбителей, с полуоборота запускающих двигатели своих авто, незнакомы и непонятны проблемы вековой автомобилизации. А для первых автовладельцев основную сложность представлял именно запуск двигателя. Сегодняшний пуск двигателя осуществляется нажатием кнопки

Сказать, что это были временные трудности – значит, скрыть вековой пласт истории.

В частности:

  • На запуск двигателя уходило больше времени, чем на саму поездку;
  • Все предлагаемые схемы облегченного запуска – пружины, маховики, сжатый воздух и т.п. только утяжеляли конструкцию;
  • «Кривой стартер» наносил водителям травм больше, чем случавшиеся ДТП.

Популярный в XIX веке автомобильный журнал освещал все мало-мальски заслуживающие внимания изобретения для запуска двигателя

Обратите внимание! Первым узлом в автомобиле, имевшем в своей конструкции провода, можно считать магнето, устанавливавшееся на двигатели внутреннего сгорания первых автомобилей.

Открытое в 1864 году изобретателем Маркусом магнето-электрическое зажигание (магнето на фото внизу), объединяло в себе:

  1. Генератор;
  2. Катушку зажигания;
  3. Реле-прерыватель.

Одноискровое магнетто

Более того, самим Маркусом в 1875 годубыл собран автомобиль с бензиновым двигателем и электромагнетическим зажиганием. Сегодня его единственный сохранившийся экземпляр считается самым старым автомобилем в Европе, отспорив эту роль у автомобиля Карла Бенца, считавшегося первенцем.

Вообще изобретателям тех лет приходилось решать массу вопросов и проблем. Например, замена проводки в машине на более функциональную потребовалась и Генри Лиланду, генеральному директору фирмы «Кадиллак».

Он изобрел и внедрил в автомобилестроении:

  • автоматический регулятор опережения зажигания;
  • стал серийно использовать электростартер с 1911 года.

Автомобиль Маркуса уже имел провода в своей конструкции

Дальнейшее совершенствование системы зажигания и запуска двигателя только добавляло проводки в конструкцию автомобилей, и это воспринималось как благо. Но позже пучки проводов стали создавать проблему для движущихся частей двигателя и ходовой, и автопроизводители стали прятать ее в конструкции автомобиля.

Однопроводная схема

Традиционно все автомобили выпускались по однопроводной схеме, где роль второго «минусового» провода выполняли металлические части корпуса авто.

  1. На первых автомобилях провода использовались только в системе зажигания;
    1. Высоковольтный провод «+» соединял катушку с прерывателем;
    2. Второй провод «+» от прерывателя вел на свечу зажигания;
    3. В роли «-» служил блок цилиндров, также заземленный на минус рамы;
  2. Появление двух или 4-х цилиндровых агрегатов добавляло проводов под капотом;
  3. Введение электрических ламп и электрического звукового сигнала требовало соединения с источником энергии (генератором);
  4. Ввод габаритных огней заставил тянуть провода в заднюю часть автомобиля;
  5. Появление датчиков уровня топлива добавил проводку и к бензобаку и т.д.
Читать еще:  О двигателях для ВАЗ 2121; Нива

Одним словом, развитие современных систем управления и комфорта приводило к увеличению проводки в автомобиле. Поскольку машины в те годы строились на рамной конструкции, то жгуты проводов закреплялись непосредственно на ней.

Обратите внимание! Для защиты автомобиля от пожара, электрическая проводка прокладывается в специальных гофро-каналах.

Двухпроводная схема

Несмотря на простоту однопроводной схемы, когда роль минусового провода выполнял металлический кузов машины, у автопроизводителей время от времени возникали трудности. В те годы качество соединений кузовных деталей (клепка, пайка, сварка) не обеспечивало надежного контакта, что вызывало проблемы с электроснабжением различных систем автомобиля.

Обратите внимание! Нарушение изоляции и окисление контактов может привести к короткому замыканию проводки в момент нагрузки. Такие последствия печальны, и нередки в наши дни — в теленовостях новостях нередко мелькают сюжеты о том, что очередная машина сгорела. Внимательно следите за проводами собственного автомобиля!

Все это вынуждало автопроизводителей экспериментировать с полноценной двухжильной изолированной проводкой:

  1. Автомобили, эксплуатировавшиеся в условиях повышенной влажности, позаимствовали экранированную проводку с силовых агрегатов, работавших в шахтах;
  2. Использование авто в военных целях (бронемашины) потребовало дублирующих систем, включая и двойную проводку и т.п. Например, проверенная схема электропроводки УАЗ 452 и 469.

На фото – экранированное зажигание УАЗ 469

Впоследствии, технические трудности остались позади, и произошло разделение:

  1. Однопроводная схема применяется для массового автопрома;
  2. Двухпроводная – для автомобилей специального и военного назначения.

Вторые руки

Новые авто – отдельная категория: все без исключения автопроизводители уделяют максимум внимания продаваемым автомобилям.

Поэтому, их доля в пожарных хрониках ничтожно мала, поскольку:

  • Высокий уровень контроля на сборочном конвейере;
  • Обязательное сервисное обслуживание первые 2-3 года;
  • Жесткий отбор поставщиков комплектующих (включая и провода и электрические компоненты).

И совсем другое дело автомобили, побывавшие в эксплуатации — кто и что с ними делал, насколько правильно выполнял все предписания и т.п. гарантировать никто не может. Вполне возможно, что с проводкой автомобиля обращались именно так

Но и без «шаловливых ручек» прежнего владельца в подержанном автомобиле масса мест, требующих контроля:

  • Высоковольтная проводка возрастных авто часто страдает проблемами, связанными с нарушением целостности ее изоляции. Если в вечернее время под открытым капотом в районе проводки вы заметите яркие сполохи электрических разрядов – как можно быстрее замените все высоковольтные провода, включая и наконечники.

Обратите внимание! Простая замена этих проводов повысит стабильность работы двигателя. Не забудьте и про центральный провод. Инструкция подскажет порядок выполнения и предостережет от ошибочных действий.

В заключение

Сложность и насыщенность авто электрическими компонентами можно увидеть на видео в этой статье. От себя же добавим, что уделять проводам время необходимо постоянно, будь это автомобиль или оригинальная проводка Явы. Иногда даже беглый осмотр основных элементов позволяет заметить то или иное нарушение, тем самым предотвратив печальные последствия и для авто, и для владельца.

Обрыв цепи ГРМ: причины неисправности и последствия для двигателя

Один из видов привода ГРМ в двигателях внутреннего сгорания — это цепь, которая движется по зубчатому колесу коленчатого вала, приводя в движение зубчатые колеса распредвалов. В зависимости от типа двигателя и ряда других факторов, например частоты вращения коленчатого вала, разрыв цепи ГРМ может оказать негативное влияние на работу автомобиля и привести к серьезным последствиям, вплоть до дорогостоящего ремонта двигателя.

В цепном приводе к дополнительным элементам, ответственным за его правильную работу, относятся направляющие (или так называемые успокоители) и гидравлические натяжители. Они призваны повысить эффективность работы двигателя и предотвратить такие последствия износа цепи, как смещение фаз. Система ГРМ — это сеть взаимосвязанных компонентов, поэтому выход из строя одной детали может представлять большую опасность и повлечь за собой неисправность других. В отличие от ремня ГРМ, который может внезапно выйти из строя, если его не заменить в срок, установленный изготовителем транспортного средства, неисправность цепи проявляется гораздо раньше.

«Разрыв цепи ГРМ может привести к повреждению клапанов, поршней, искривлению направляющих, шатунов, распредвалов и даже повреждению головки блока цилиндров двигателя. Все зависит от того, исключен ли в двигателе риск столкновения поршней с клапанами — в ряде агрегатов отсутствие синхронизации в работе ГРМ не приводит к их столкновению. Размер ущерба зависит не только от конструкции блока, но и от частоты вращения коленвала в момент обрыва привода ГРМ. Как правило, чем выше обороты, тем серьезнее повреждение», — объясняет Томаш Охман из компании SKF.

Разрыву цепи — если он не вызван заводским дефектом — предшествует ее чрезмерный износ. Признаки такой неисправности мы распознаем в первую очередь по слишком громкой работе ГРМ на непрогретом двигателе. Звук, который в этом случае сопровождает работу двигателя, напоминает треск или стук, причиной которого, как правило, служит неисправный натяжитель или чрезмерное растяжение цепи, которое нормально работающий натяжитель не в состоянии компенсировать. Это может привести к ударам цепи о корпус, который ее защищает, или об успокоитель. Интенсивность звучания увеличивается вместе с увеличением оборотов коленвала двигателя. Чтобы проверить это, необходимо несколько раз нажать на педаль газа. После прогрева блока до рабочей температуры звук может немного ослабнуть.

Растяжение цепи также может привести к смещению фаз газораспределения, что проявляется в неровной работе двигателя, слабой реакции на добавление газа, а также в более высоком, чем обычно, расходе топлива. Разрыв чрезмерно изношенной цепи происходит обычно в момент ее натяжения, например, при увеличении оборотов на движущемся на подъем автомобиле. Изношенная цепь может разорваться и в случае буксировки автомобилем прицепа большой массы, который создает высокую нагрузку на двигатель и систему передачи крутящего момента. Как же обслуживать цепной привод, чтобы предотвратить возникновение подобных ситуаций?

При выполнении монтажа автомастерские должны помнить о необходимости устанавливать блокировки распредвалов или коленвала (либо и того, и другого одновременно), предназначенные для данной модели двигателя. Установка неподходящего типа блокировки может привести к смещению фаз газораспределения, а также к возникновению в памяти ЭБУ ошибок, относящихся к положению распредвалов и коленчатого вала. В этом случае двигатель будет работать неправильно, а цепь изнашиваться значительно быстрее.

«Большинство цепей ГРМ требует постоянного смазывания, так как они работают в моторном масле, которое питает также гидравлические натяжители. В связи с этим исправность ГРМ напрямую зависит от качества и чистоты масла. Еще один ключевой момент — это использование проверенных запчастей. Например, продукции компании SKF — в состав наших комплектов входят цепь, натяжители, успокоители, шкивы, подшипники скольжения и все необходимые уплотнения и крепёж, что позволяет выполнить комплексную замену с помощью продукции одной компании, без необходимости заказа дополнительных элементов», — резюмирует Томаш Охман.

Определение обрыва, или неисправностей в электрических цепях автомобиля

1. Общие сведения

Внешним признаком неисправности в цепи какого-либо прибора системы электрооборудования является отказ в действии этого прибора. Прежде чем производить поиски неисправности в самом приборе, следует убедиться в исправности проводки от источника электрической энергии до этого прибора и, только убедившись в ее исправности, переходить к осмотру самого прибора.

Наиболее удобный способ определения исправности проводки заключается в проверке отдельных цепей при помощи контрольной лампочки. В качестве источника электрической энергии в данном случае удобно использовать установленную на автомобиле аккумуляторную батарею.

Для быстрого определения и устранения, неисправностей в той или иной цепи необходим навык, который приобретается в процессе работы на машине. Особенно важным при этом является знание общей схемы электрооборудования и умение точно установить по чисто внешним признакам, в какой цепи имеется неисправность.

В поисках неисправности нельзя разбрасываться (искать ее то в одном, то в другом месте). Необходимо обдуманно и последовательно проверять каждый участок цепи и, только убедившись в его исправности, переходить к следующему связанному с ним участку. Ниже рассма

триваются наиболее характерные случаи неисправностей в цепях системы электрооборудования: обрыв (нарушение контакта) в цепи того, или иного прибора и короткое замыкание проводов, потребителей или вспомогательных приборов.

2. Обнаружение обрыва на любом участке цепи системы электрооборудования

Одной из причин прекращения действия того или иного потребителя системы электрооборудования является нарушение соединения жилы в какой-либо точке (зажиме, контакте) или обрыв жилы провода.

Читать еще:  Как нарисовать ваз 2114 карандашом поэтапно легко

Нарушение контакта или обрыв в цепи происходит по следующим причинам;

— окисление наконечников проводов в месте их крепления под гайкой зажима;

— самопроизвольное отвинчивание гаек или стопорных винтов, крепящих соединительные провода в зажимах приборов или переходных коробок;

— обрыв жилы провода.

Обрыв жилы провода наблюдается в практике сравнительно редко. Чаще всего нарушение контакта бывает в местах соединения провода с наконечником (излом), а также в результате окисления наконечников в зажимах приборов или самопроизвольного отвинчивания гаек и стопорных винтов.

Определение места обрыва в цепи производится с помощью контрольной лампочки (мощность-лампочки не свыше 5 вт) в такой последовательности.

Один из проводов контрольной лампочки присоединяется к «массе» машины в любой, наибо

Лее удобной точке (рис. 19). Затем следуем включить на щитке водителя тот прибор, в цепи которого обнаружена неисправность. Острием наконечника, присоединенного ко второму проводу контрольной лампочки, поочередно касаются жилы провода, наконечников или зажимов, начиная от неработающего потребителя и действуя в дальнейшем в направлении к аккумуляторной батарее (цифры 1, 2 и 3 на рис. 19).

Рис. 19. Принципиальная схема применения контрольной лампочки при обнаружении места обрыва (нарушения контакта) в цепи

Для ускорения процесса проверки и исключения ошибок рекомендуется пользоваться общей схемой электрооборудования.

Горение контрольной лампочки свидетельствует, что цепь на участке от испытуемой точки до аккумуляторной батареи исправна.

Если лампочка при касании наконечником какой-либо точки (1) цепи, начиная от неработающего потребителя, не загорается, необходимо коснуться следующей точки (2). Так последовательно нужно переходить от одной точки цепи 42 к lругой, пока при касании наконечником какой-либо точки (3) лампочка загорится.

Следует помнить, что обрыв или нарушение контакта будет находиться на том участке цепи, в конце которого лампочка загорелась, а в начале не горела. За направление считать направление от потребителя к источнику электрической энергии (к аккумуляторной батарее).

В тех случаях, когда жила провода не присоединяется к открытому зажиму потребителя, а вводится внутрь его (например у фары) или когда производится проверка участков провода между двумя зажимами, допускается прокол наконечником изоляции испытуемого провода.

Пример 1. На автомобиле ГАЗ лампочка заднего сигнального фонаря не горит при всех положениях рычага светового переключателя. Для определения неисправности ^следует прежде всего включить испытуемый участок, для чего поставить рычаг светового переключателя соответственно в первое, второе или третье положение. Затем присоединить один провод от контрольной лампочки к раме автомобиля («массе»), а наконечником второго провода проколоть осторожно изоляцию провода, подходящего к лампочке у самого фонаря (рис. 20). Контрольная лампочка загорелась, — следовательно, проводка до заднего-фонаря исправна. Тогда необходимо снять стекло заднего фонаря и проверить, не перегорела ли нить лампочки. Лампочку с перегоревшей нитью следует заменить. Если лампочка окажется исправной, проверить контрольной лампочкой, не отъединился ли провод от зажима патрона и не окислились ли детали патрона. Замеченную неисправность устранить.

Пример 2. Электрический указатель уровня бензина автомобиля «Интернационал» при включенном зажигании и полном бензиновом баке показывает ноль. Очевидно, причиной является нарушение контакта или обрыв в цепи указателя уровня бензина. Для проверки цепи воспользуемся контрольной лампочкой, присоединив один провод от нее к любой точке корпуса автомобиля (рис, 21). Наконечником второго провода будем касаться отдельных точек цепи указателя уровня бензина, начиная от реостата в бензиновом баке до тех пор, пока контрольная лампочка не загорится. Предположим, что при касании наконечником второго зажима переходной колодки (рис. 21) лампочка загорелась. Следовательно, цепь до этого зажима исправна. Нарушение контакта необходимо искать в зажимах переходной колодки, произведя проверку их согласно рис. 22.

Рис. 20. Определение контрольной лампочкой неисправности в цепи заднего фонаря автомобиля ГАЗ

Рис. 21. Определение контрольной лампочкой неисправности в цепи указателя уровня бензина автомобиля

Рис. 22. Последовательность операций при определении места нарушения контакта в зажиме переходной колодки и между жилой провода и наконечником

Рис. 23. Последовательность операций при определении места нарушения контакта в зажиме прибора

Особенно тщательной проверки контрольной лампочкой требуют места соединения наконечников проводов с зажимами приборов и переходных колодок, а также соединение самой жилы провода с наконечником.

Последовательность проверки контрольной лампочкой этих участков цепи показана на рис. 22 и 23.

Способ устранения обнаруженной неисправности зависит от характера неисправности. Если установлено отсутствие контакта между наконечником и болтом зажима, наконечник, болт и гайки подвергаются чистке стеклянной шкуркой. При обрыве жилы провода у наконечника производится заделка провода в новый наконечник, Обрыв жилы провода устраняется ее соединением.

Как найти короткое замыкание в автомобиле VW Passat B6

Одним из методов поиска короткого замыкания является извлечение предохранителя и подключение вместо него лампы-пробника или вольтметра

Напряжение в цепи должно отсутствовать. Подергайте проводку, наблюдая за лампой-пробником. Если лампа начинает мигать, где-то в данном жгуте проводов имеется замыкание на массу, возможно вызванное протиранием изоляции проводов.

Аналогичная проверка может быть произведена для каждого из компонентов электрической цепи путем включения соответствующих выключателей.

Проверка исправности заземления

Данная проверка производится с целью определения надежности заземления элемента цепи.

Отключите аккумуляторную батарею и подключите один из проводов имеющей автономный источник питания лампы-пробника к заведомо хорошо заземленной точке.

Другой провод лампы подключите к проверяемому жгуту проводки или клемме электрического разъема. Если лампа загорается, заземление в порядке (и наоборот).

Проверки на отсутствие обрыва

Проверка производится с целью выявления обрывов электрической цепи

После отключения питания контура проверьте его с помощью лампы-пробника, оборудованной автономным источником питания.

Подключите провода пробника к обоим концам цепи, если контрольная лампа загорается, обрыв в цепи отсутствует.

Если лампа не загорается, то это свидетельствует о наличии в цепи обрыва. Аналогичным же образом можно проверьте и исправность выключателя, подсоединив пробник к его клеммам. При переводе выключателя в положение «Вкл» лампа пробника должна загораться.

Локализация места обрыва

При диагностике подозреваемого на наличие обрыва участка электрической цепи визуально обнаружить причину неисправности оказывается довольно сложно, так как осмотр клемм на наличие коррозии или нарушения качества их контактов затруднен, в виду ограниченности доступа к ним (обычно клеммы закрыты корпусом электрического разъема).

Резкое подергивания корпуса разъема на датчике или жгута его проводов во многих случаях приводит к восстановлению контакта.

Не забывайте об этом при попытках локализации причины отказа подозреваемой на наличие обрыва цепи. Нестабильно возникающие отказы могут иметь причиной окисление клемм или нарушение качества контактов.

Диагностика неисправностей электрических цепей не представляет собой трудноразрешимую задачу при условии четкого представления того, что электрический ток поступает ко всем потребителям (лампа, электромотор и т.п.) от аккумуляторной батареи по проводам через выключатели, реле, предохранители, плавкие вставки, а затем возвращается в батарею через массу кузова автомобиля.

Любые проблемы, связанные с отказом электрооборудования могут иметь своей причиной лишь прекращения подачи на них электрического тока от батареи или возврата его в нее.

Провода, предохранители и реле

Рис. 1. Блок предохранителей в салоне автомобиля Passat

Защита Электрических цепей автомобиля от короткого замыкания обеспечивается применением совокупности предохранителей, прерывателей цепей и плавких вставок.

Сгоревший предохранитель легко отличить от исправного путем осмотра его прозрачного пластмассового корпуса. Внимательно осмотрите предохранитель для выявления его перегорания.

Если предохранитель внешне выглядит нормально, но подозрения на его неисправность сохранились, произведите проверку проводимости между ножевыми клеммами, выступающими из его корпуса.

При замене предохранителей следите за соответствием номинала нового предохранителя номиналу старого. Рассчитанные на различную силу тока предохранители могут внешне выглядеть одинаково; поэтому особое внимание следует уделять маркировке.

Замена сгоревшего предохранителя на рассчитанный на меньшую — а особенно большую — силу тока является нежелательной. Каждая электрическая цепь нуждается в разной степени защиты.

Следите за тем, чтобы маркировка на корпусе предохранителя соответствовала силе тока, на которую рассчитана соответствующая цепь.

Если замененный предохранитель немедленно перегорает, не разумно будет продолжать его замену. Прежде всего, следует выявить и устранить причину его перегорания.

В большинстве случаев таковой оказывается короткое замыкание в электрической цепи, вызванное обрывом или повреждением изоляции провода.

Плавкие вставки

Рис: 2. Исправная и перегоревшая плавкая вставка

Читать еще:  Глубокий разряд аккумулятора

Защита некоторых электрических цепей осуществляется путем включения в них плавких вставок. Вставки обычно используются для защиты цепей, не оборудованных предохранителями, таких как цепь системы зажигания.

Плавкие вставки похожи на предохранители в том смысле, что выход их из строя (оплавление) легко определяется визуально.

Для замены плавкой вставки отсоедините отрицательный провод от аккумуляторной батареи. Извлеките сгоревшую вставку и установите на ее место новую. Перед заменой вставки обязательно постарайтесь определить причину перегрузки, вызвавшей выход вставки из строя.

Прерыватели цепи (тепловые реле)

Тепловые реле служат для защиты таких компонентов, как электроприводы стеклоподъемников, замков дверей и регулировки положения фар (электрокорректоры).

Некоторые из прерывателей цепей установлены в монтажном блоке. Возврат тепловых реле в исходное состояние на некоторых моделях осуществляется автоматически, т.е. при возникновении перегрузки в цепи тепловое реле мгновенно размыкается, затем, после остывания, возвращается в исходное состояние. Если возврата контура в рабочее положение не происходит, следует немедленно произвести его проверку.

Нормальное функционирование теплового реле подтверждает исправность контура. Некоторые из прерывателей оборудованы кнопками для ручного принудительного возврата в исходное состояние.

Замена предохранителей

Для предотвращения короткого замыкания и перегрузок потребителей электрической энергии отдельные контуры защищены предохранителями.

На автомобилях Хендэ используются предохранители, соответствующие последним техническим достижениям, эти предохранители имеют ножевые контакты.

Перед заменой предохранителя сначала обязательно отключите соответствующий потребитель.

Подденьте крышку блока предохранителей узкой отверткой и снимите ее.

Перегоревшей предохранитель распознается по расплавленной металлической полоске.

Расположение предохранителей показано на внутренней стороне крышки блока предохранителей.

Рис. 3. Пинцет для замены предохранителей

Выньте неисправный предохранитель пластмассовым пинцетом, находящимся в крышке блока предохранителей (рис. 3).

Вставьте новый предохранитель того же номинала (силы тока).

Если вновь вставленный предохранитель перегорает через короткое время, следует проверить соответствующую электрическую цепь.

Ни в коем случае не заменяйте предохранитель проволокой или подобными вспомогательными средствами, так как из-за этого в электрической системе автомобиля могут возникнуть серьезные повреждения.

Рекомендуется всегда иметь в автомобиле набор запасных предохранителей разного номинала. Для их хранения в блоке предохранителей предусмотрено соответствующее место.

Номинал предохранителя нанесен на обратной стороне корпуса предохранителя. Кроме того, корпус имеет соответствующий цвет, по которому можно определить номинальную силу тока.

Для подачи электрического тока к некоторым элементам электрооборудования автомобиля используются реле.

Нарушение исправности функционирования реле приводит к отказу обслуживаемого им элемента.

В Случае возникновения подозрения на неисправность какого-либо из реле, оно должно быть снято и подвергнуто проверке на станции технического обслуживания или в специализированной автомастерской. Замена вышедшего из строя реле производится в сборе.

2 Схемы

Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов

Проверка обрыва провода в цепи мультиметром

Розетки, лампы, предохранители и прочая электрика соединяются проводами. И часто бывает так, что устройства рабочие, а вот в кабелях идущих между ними случился обрыв. Как его выявить? Проще и дешевле всего использовать мультиметр (пусть даже самый бюджетный). Независимо от того, какие у него параметры, вы сможете проверить любым мультиметром непрерывность цепи 220 В или даже автомобильной проводки по приведённой тут пошаговой инструкции (плюс интересная теория).

Обрыв — это бесконечное сопротивления

Проверка целостности цепи (провода) на самом деле является проверкой сопротивления. Как вы знаете, каждый провод имеет свое собственное электрическое сопротивление, но он очень мало на нескольких (десятках) метрах. Таким образом, если на одной и на другой стороне щупов мультиметра находится один и тот же провод, сопротивление между его клеммами должно быть не более нескольких Ом. В домашних сетях оно обычно ниже 1 Ом.

Когда же сопротивление составляет десятки kΩ (килоом) или MΩ (мегаом), значит либо произошёл разрыв в цепи, либо мы проверяем два разных провода:)

Перед тем как что-нибудь проверять, убедитесь что кабель или провод не под напряжением. Это очень важно, так как в противном случае это будет последнее измерение, проведенное с помощью данного мультиметра. Лучше всего перед проверкой кабель вообще отключить от всего, чтоб удобнее и безопаснее была работа.

Берём мультиметр и включаем щупы

Итак, подходим к ситуации, когда у нас есть оголенные концы проводов с обеих сторон. И теперь перед нами 3 варианта:

  1. Короткий провод — можно проверить в одном месте с помощью мультиметровых щупов
  2. Длинный провод — конец провода на большом расстоянии от нас или в двух разных помещениях
  3. Длинный кабель — только один провод работает на данном участке или много проводов, но мы хотим проверить каждый отдельно.

Начнем с подключения щупов к измерителю. Подключите черный зонд к разъему обозначенному COM, а красный туда, где находится символ сопротивления резистора Ω, поскольку мы фактически проверим сопротивление провода.

Следующий шаг — выбор диапазона. Это символ единицы сопротивления Ω. В данном тестере измерение сопротивления и прозвонка обрыва находятся на одном и том же месте. Поэтому устанавливаем переключатель на эту позицию, а затем используя синюю кнопку выбираем опцию «измерение обрыва», которая подтверждается соответствующим символом в верхней части дисплея.

Если индикатор высветил 0L — это означает, что электрическое сопротивление слишком велико, фактически бесконечно.

В мультиметрах без автоматического выбора диапазона (китайская модель 830) ищем идентичные символы на циферблате. К примеру можно выбрать измерение сопротивления в диапазоне 0-200 Ом. В обоих случаях мы измеряем то же самое, за исключением того, что во время измерения сопротивления мультиметр не сигнализирует звуком низкий уровень сопротивления (замыкание), как это имеет место при измерении непрерывности цепи.

Установка нуля прибора

Перед первым измерением стоит проверить, работает ли мультиметр вообще — это тестируется прижимая наконечники щупов друг к другу.

Устройство должно пикнуть и через некоторое время вы увидите результат измерения сопротивления близкий к 0.0 Ом.

Вы не услышите звуковой сигнал на простых тестерах, но результат измерения будет аналогичен. Теперь начнём проверку обрыва провода в электроцепи.

Короткий кабель — прозвонка

Когда шнур достаточно короткий, чтобы могли достать его оба конца щупами, дело очень простое.

Касаемся одного конца провода одним наконечником, а другого конца провода другим и ожидаем звукового сигнала или результата измерения на дисплее.

Провода могут выгибаться, поэтому надо сжать кончик шнура с щупом пальцами. Но делаем это только в том случае, если чётко проверили что кабель не под напряжением. Мультиметр пищит, сопротивление 0.0 Ом — всё ОК!

Если кабель слишком длинный

Наиболее распространенная ситуация когда концы кабеля расположены в двух удаленных местах. Что делать?

С одной стороны соединяем два провода одного жгута, например используя электрический монтажный блок, или просто скручиваем их вместе.

После этой операции с другой стороны, если провод не обрывается в какой-либо точке, сопротивление между проводами должно быть незначительным из-за прямого подключения этих жил.

Проверка одного длинного провода

А если нужно проверить только одну жилу? Это можно сделать так. Например есть 2-х проводный кабель, и интересует, оборвана ли только одна линия, и если да, то какая.

В основном вы должны делать то же, что и в предыдущем этапе, только с использованием дополнительного провода с любым поперечным сечением.

Берем дополнительный шнур и с одной стороны прикручиваем его к проводу, который хотим исследовать. Ведем его ко второму месту, где расположен второй конец провода.

Касаемся щупами и измеряем. Если всё хорошо, будет результат измерения близко к 0 Ом, если что-то пойдет не так, измерение будет несколько kΩ, MΩ или даже на дисплее будет просто 0L — обрыв.

Выводы и рекомендации

  • Всегда проводим измерения сопротивления в свободном состоянии тестируемых проводников. Измерение провода под напряжением является летальным. По крайней мере для мультиметра.
  • Измерение цепи на самом деле является проверкой её электрического сопротивления.
  • Когда проводник не поврежден, результат измерения должен быть не более нескольких Ом.
  • Прежде чем выполнять само измерение на обрыв, стоит выполнить пробное измерение на щупах, чтобы проверить рабочий ли прибор.

Проверка обрыва проводки в авто производится аналогично, с той лишь разницей, что можно не опасаться удара тока 220 В в виду отсутствия такового (это не относится к электромобилям — там бывает и 600!).

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector